135 лет со дня рождения А.А. Ахматовой
(23.06.1889 – 05.03.1966)
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А. Ахматова
Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны.
Она щедро одарила своих современников
человеческим достоинством,
своей свободной и крылатой поэзией –
от первых книг о любви
до потрясающего по своей глубине «Реквиема».
К. Паустовский
Анна Андреевна Горенко родилась 23 (11) июня 1889 года под Одессой. Она не раз отмечала, что в том же году появились на свет Чарли Чаплин и Габриэла Мистраль, «Крейцерова соната» Л. Толстого и Эйфелева башня в Париже…
Анна была третьей из шести детей в семье отставного флотского инженер-механика, человека консервативного, впоследствии – члена «Союза русского народа». Мать ее, судя по всему, была человеком более демократичного склада – в молодости она даже входила в организацию «Народная воля». Вероятно, именно от своих родителей дочь унаследовала в равной мере и свободолюбие, и приверженность старой России.
Уже в годовалом возрасте Аня была перевезена в тогдашнюю столицу империи, точнее, в один из ее самых знаменитых пригородов – Царское Село (ныне – город Пушкин). Это была летняя резиденция императорской фамилии, «Русский Трианон», «город парков и зал», который и стал настоящей духовной родиной будущей поэтессы.
Впрочем, этот торжественный уклад жизни не сделал из нее примерной барышни. Юная Ахматова отличалась дерзостью, самоуверенностью; будучи гибкой, спортивной, она шокировала приличную публику своими акробатическими трюками или тем, что на море (где проводила каждое лето) любила, покинув лодку, заплывать на большие расстояния…
В подростковом возрасте, посетив дачу, на которой родилась, она заявила матери, что когда-нибудь тут будет висеть мемориальная доска. В ответ та только вздохнула: «Как же плохо я тебя воспитала!..»
Однажды Аня познакомилась с гимназистом Николаем Гумилевым и сразу завоевала его сердце. Будущий поэт учился в мужской царскосельской гимназии, где директором был Инокентий Анненский, – тоже поэт, которого Ахматова позднее назовет своим учителем.
Когда Ахматовой исполнилось шестнадцать лет, ее родители разошлись, и мать вместе с детьми снова перебралась на юг. Вначале семья жила в Евпатории, затем в Киеве, где Анна закончила гимназию. В те времена выбор профессий для женщины был невелик: это, главным образом, медицина или стезя преподавателя. Не имея склонности ни к тому, ни к другому, она поступила на недавно открывшийся юридический факультет Высших женских курсов – с тем, чтобы получить потом место секретаря в какой-нибудь нотариальной конторе. От такой тоскливой участи ее спас Гумилев, приехавший в Киев, чтобы предложить ей руку и сердце.
После венчания и путешествия по Европе они вновь возвращаются в Царское Село и окунаются в литературную жизнь Петербурга. Гумилев встает у истоков нового поэтического направления – акмеизма; к нему присоединяется и Ахматова.
В 1912 году произошло два важных для нее события: вышел ее первый поэтический сборник «Вечер» и родился единственный сын Лев, будущий крупный ученый-востоковед. «Вечер», а также опубликованные спустя два года «Четки» делают Ахматову знаменитой. Известна, она, впрочем, была не только своим творчеством, но и красотой, позируя для портретов Модильяни, Альтману и многим другим известным художникам и скульпторам.
В начале прошедшего века публиковать свои стихотворения для барышни-дворянки считалось делом весьма сомнительным. Дабы не компрометировать доброе имя семьи, юная Аня Горенко, недавняя выпускница гимназии, была вынуждена подбирать себе псевдоним. Поскольку прабабушкой со стороны матери была татарская княжна Ахматова (которая, согласно семейному преданию, являлась прямым потомком самого Чингисхана), «ее фамилию, – как писала впоследствии Анна Андреевна, – не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».
А ведь начинающей поэтессе ничего не стоило бы обратить свой взор и на бабушку-гречанку со стороны отца – ей, так любившей родное Причерноморье. Однако выбор пал именно на это имя, «татарское, дремучее…».
На объявление Первой мировой войны Ахматова откликнулась несколькими стихотворениями. Самым значительным из них стала «Молитва», где были такие строки:
…Отними и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией,
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это звучало и звучит едва ли не вызывающе – ведь и поныне существует устойчивое мнение, что женщина не должна отказываться от своих близких ради чего-то отвлеченного, дальнего: хоть идеи, хоть родины. Однако такова была позиция Ахматовой: без родины, как и без Бога, всё как-то разом обессмысливается, – даже поэзия.
Именно поэтому в дальнейшем она раз и навсегда откажется от эмиграции, решившись разделить участь своей страны. В этом проявлялась не только любовь к родине, но и чувство долга, каким она его понимала. В двадцатые годы Ахматова говорила о том, что если бы эмиграция не была столь массовой, то в России осталось бы достаточно много образованных людей, с которыми власть, так или иначе, вынуждена была бы считаться, – а они, в свою очередь, могли бы в полной мере способствовать сохранению культурной традиции.
После революции Ахматова бедствовала, как и подавляющее большинство «бывших». В 1918 году они расстались с Гумилевым, но не переставали интересоваться творчеством и жизнью друг друга. В 1921 году поэта расстреляли по обвинению в контрреволюционном заговоре.
Ценители ахматовского творчества восторженно приняли ее сборники, вышедшие в двадцатые годы (так же, как и предыдущую «Белую стаю», появившуюся между Февральской и Октябрьской революциями). В.В. Маяковский заметил: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Ахматова была несравненным по поэтическому своеобразию художником любви. Её новаторство первоначально проявилось именно в этой традиционно вечной теме. Все отмечали «загадочность» её лирики; при всем том, что ее стихи казались страничками писем или оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса.
«Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно-ясной атмосфере, которую создают её книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью», – писал её близкий друг К.И. Чуковский.
Но новая критика подвергала их травле: за пессимизм, за религиозность, за индивидуализм и так далее. С середины 20-х годов её почти перестали печатать. Наступила тягостная пора, когда она и сама почти перестала писать стихи, занимаясь лишь переводами, а также «пушкинскими штудиями», результатом которых стало несколько литературоведческих работ о великом русском поэте.
В 1924-м новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на её имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина.
В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и её третий муж Николай Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге.
В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Начало Великой Отечественной войны застанет Анну Андреевну в Ленинграде. Во время блокады Ахматова вылетела оттуда на самолете вместе с писательской делегацией и была эвакуирована в Ташкент. Там написано много новых стихов, а также завершено одно из её главных произведений – «Поэма без героя».
Из Ташкента Ахматова вернется в Ленинград в 1944 году. Последующие два года, подаренные ей судьбой, можно считать счастливыми: с любимого города снята страшная блокада, приходит долгожданная Победа, сын возвращается с фронта живым и невредимым.
Стихи её вновь печатают, и она с невероятным триумфом выступает на вечерах поэзии. В Москве, в Колонном зале Дома союзов, публика, приветствуя её, в течение пятнадцати минут аплодирует стоя.
Однако вскоре всему этому будет положен конец: в августе 1946 года выходит постановление ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где Ахматова и Зощенко подвергаются грубейшей и беспощадной критике. Их исключают из Союза писателей. Вскоре вновь арестовывают сына Ахматовой. Наступают годы глухой опалы. Ради смягчения участи сына она даже решается на написание стихов во славу Сталина. Но все тщетно: стихи эти охотно публикуют, сына не выпускают…
Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 году, когда из печати вышла «Поэма без героя», которая писалась 22 года, а в 1964 году увидел свет поэтический сборник «Бег времени». Любители поэзии приняли эти книги с восторгом, впрочем, они Ахматову никогда и не забывали. Несмотря на долгие годы молчания, её имя, произносимое с неизменным глубоким почтением, всегда стояло в первом ряду русских поэтов XX века. За два года до смерти она возглавила Союз писателей СССР, из которого ее с позором исключили в 1946 году.
В 1960-е годы к Ахматовой, наконец, пришло мировое признание. Её стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить поэтические сборники, она была номинирована на Нобелевскую премию.
В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» – в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. Процедура вручения премии проходила в старинном сицилийском городе Таормина, а в Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь.
В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию.
Последние годы жизни её окружают многочисленные друзья, поклонники, ученики, среди которых много молодежи – достаточно упомянуть лишь Иосифа Бродского, будущего лауреата Нобелевской премии. Ее авторитет непререкаем, афоризмы и остроты расходятся не хуже, чем афоризмы и остроты ее подруги – блистательной Фаины Раневской…
Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.
До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Справедливость была восстановлена: её детские предсказания по поводу мемориальных досок полностью осуществились. Поэзия Анны Ахматовой, внешне непохожая ни на чью из современников и ни на чью из предшественников, признана неотъемлемой частью великой русской литературы.
Интернет-ресурсы
http://achmatova.velchel.ru – Биография, произведения, фотогалерея
http://ahmatova.niv.ru – Стихи, биография, критика, воспоминания
А. Ахматова на сайте Культура.РФ
А. Ахматова в образовательном проекте Arzamas
Биография А. Ахматовой
А. Ахматова на сайте «Женский мир»
А.А. Ахматова в проекте «К уроку литературы»
А.А. Ахматова в проекте «Урок в формате А4»
Группа в ВКонтакте
Произведения А.А. Ахматовой
«Книги Ахматовой сразу стали литературным событием.
В русскую поэзию вошла редкостная по красоте
и очень доверчивая женская нота».
К. Чуковский
Ахматова, А.А. Сочинения. В 2-х томах / Сост., подгот. текста и примеч. М. Кралина. – М.: Правда, 1990. – (Б-ка «Огонёк»).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение)
Ахматова, А.А. Избранное [Текст] / А. Ахматова; Сост., авт. примеч. И. Сушилина. – М.: Просвещение, 1993. – 318 с. – (Б-ка словесника).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7, библиотека семейного чтения в п. Татыш и Метлино)
Ахматова, А. Всё обещало мне его [Текст]: Стихотворения / Сост., предисл. А. Марченко. – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Ахматова, А. [Проза] / Сост., предисл. А. Наймана. – М.: Вагриус, 2000. – 318 с. – (Проза поэта).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)
Ахматова, А. Сероглазый король [Текст]: стихотворения / А.А. Ахматова. – М.: Эксмо, 2002. – 416 с.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Ахматова, А. Стихотворения. Поэмы [Текст] / А. Ахматова; Вступ. ст. А. Марченко; Сост., коммент. Л. Кихней. – М.: Дрофа, 2007. – 366 с. – (Б-ка отечеств. классич. худож. лит. )
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Ахматова, А. Стихотворения. Поэмы [Текст] / А. Ахматова. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 233 с. – (Школьная хрестоматия).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Материалы о жизни и творчестве А.А. Ахматовой
День ото дня и год из года
Твоя жестокая судьба
Была судьбой всего народа.
М. Петровых
Ардов, М. В. Легендарная Ордынка. Портреты [Текст]: воспоминания: [об Анне Ахматовой, Зощенко, Пастернаке, Эрдмане и др.] / М. Ардов. – М. : Б.С.Г. – Пресс, 2001. – 528 с. : 16 л. ил.
Ардов, М. Вокруг Ордынки. Портреты [журн. вариант] // Новый мир. – 1999. – № 5; № 6.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; п. Метлино)
Арьев, А.Ю. Царская ветка [Текст]: [история русской лирической поэзии XIX-XX вв.: от А. Ахматовой до А. Кушнера] / А.Ю. Арьев. – СПб.: Журнал «Звезда», 2000. – 192 с.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Ахматова, А. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе [Текст] / А. Ахматова, М. Цветаева; Сост., авт. предисл. Л. Страхова. – М.: АСТ; Олимп, 2002. – 748 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; То же. – 1999. – 752 с.: абонемент, книгохранение, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)
А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основ. содерж. Сочинения / Авт.-сост. Л.Д. Страхова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 124 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение, библиотека семейного чтения п. Татыш)
Анна Ахматова в записях Дувакина / Сост. и вступ. ст. О.С. Фигурнова. – М.: Наталис, 1999. – 367 с. – (Memoria).
Сборник создан на основе сделанных в 60-80-е гг. магнитофонных записей бесед известного литературоведа В.Д. Дувакина и его учеников с людьми, близко знавшими Ахматову в разные годы ее жизни (М. Вольпиным, С. Бернштейном, А. и Г. Козловскими, В. Василенко, Н. Пахомовым и др.). Книга снабжена обширным комментарием и иконографическим материалом, большая часть которого ранее не публиковалась.
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Анна Ахматова и Николай Гумилёв / Авт.-сост. А.Н. Петров. – Минск: Современ. литератор, 1999. – 208 с. – (Легенды любви).
Это история любви двух величайших поэтов XX столетия – Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Трагедия их чувств передана через восприятие современного молодого человека, который знакомится с поэзией Анны Ахматовой при весьма таинственных обстоятельствах.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)
Бабенко, В. Г. Музы русской литературы [Текст] / В. Г. Бабенко. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 344 с. : 52 л. ил.
С. 47-80: «Есть на тебе печать Господня…» Н. Гумилёв и А. Ахматова
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Бавин, С. П. Судьбы поэтов «Серебряного века» [Текст]: [И. Анненский, А. Ахматова, Ю. Балтрушайтисе, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, М. Волошин, З. Гиппиус, С. Городецкий и др.] / С. П. Бавин. – М.: Книжная палата, 1993. – 475 с.
С. 16-27: Анна Ахматова
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; п. Татыш)
Вербловская, И.С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Журн. «Нева», 2003. – 352 с.
Есть Петербург Пушкина, Гоголя, Белого… Ирэна Вербловская продолжает эту традицию.
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Виленкин, В.Я. В сто первом зеркале. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1990. – 331 с.
«В ста зеркалах» – так назвала Анна Ахматова альбом посвященных ей стихов. Книга В. Виленкина – это как бы сто первое зеркало, в котором отразились личность и грани творческого мира большого поэта. Автор делится своими воспоминаниями о встречах с А. Ахматовой и размышляет об истоках, некоторых мотивах и характерных чертах ее поэзии.
Электронная версия книги здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность», отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Воспоминания об Анне Ахматовой / Сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных. – М.: Сов. писатель, 1991. – 718 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Гончарова, Н.Г. «Фаты либелей» Анны Ахматовой. – М. – СПб. : Летний сад; Рос. гос. б-ка, 2000. – 680 с.
Издание посвящено судьбе стихотворных книг Анны Ахматовой. Впервые в центре исследования оказалась не только совокупность всех ее увидевших свет сборников, но и многочисленные, ранее не публиковавшиеся, планы несостоявшихся книг. Книгу дополняет подборка произведений поэта, расположенных в соответствии с порядком их включения в авторские планы.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Гроссман, Л.П. Литературные портреты [Текст] / Л. П. Гроссман; сост., авт. вступ. ст., примеч. С. Ф. Дмитренко. – М.: Рипол Классик, 2010. – 496 с.
С. 423-432: Анна Ахматова
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Добин, Е.С. Поэзия Анны Ахматовой / Е. С. Добин. – М.: Советский писатель, 1968. – 250 с.
Электронная версия книги здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Казанцева, А.А. Анна Ахматова и Николай Гумилёв: диалог двух поэтов. – СПб.: Росток, 2004. – 336 с.
В книге представлен лирический диалог Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой, развернувшийся на страницах их поэзии и отображающий трагические картины жизни двух крупных русских поэтов XX века, чьи жизненные пути переплетались в течение многих лет, начиная с ранней юности.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Кац, Б. Анна Ахматова и музыка / Б. Кац, Р. Тименчик. – М.: Сов. композитор, 1989. – 336 с.
Электронная версия книги здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, отдел искусств)
Киреев, Р.Т. Богини Парнаса. О тех, кого любили русские поэты: [19-20 вв.] [Текст] / Р. Т. Киреев. – М.: Глобулус; ЭНАС, 2005. – 144 с. – (Литературный семинар).
С. 103-110: Русалка: А. Ахматова и Н. Гумилёв
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Киреев, Р. Новеллы о любви. Русский Парнас / Р. Киреев. – М.: Центрополиграф, 2002. – 560 с.
Стр.480-489: Гумилев. «От меня ты теперь отреклась»
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)
Кормилов, С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е изд. – М.: МГУ, 2000. – 127 с. – (Перечитывая классику).
В книге прослеживается творческий путь А.А. Ахматовой – последнего классика XX столетия, вышедшего из «серебряного века» русской литературы, вобравшего в свою поэзию все многообразие отечественной и мировой художественной культуры. Большое внимание уделяется необычайно сложной биографии женщины-поэта, соотношению реальных жизненных фактов и далеко не всегда прямо воссоздающих их ахматовских образов.
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7; То же. – 1998. – 128 с.: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; библиотеки семейного чтения в п. Татыш и Метлино)
Кралин, М.М. Артур и Анна: Роман без героя, но всё-таки о любви: Документ. повествование об А. Ахматовой и композиторе Артуре Лурье. – Томск: Водолей, 2000. – 288 с.
Роман открывает неизвестные страницы биографии Анны Ахматовой. В центре – отношения Ахматовой и композитора Артур Лурье.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, книгохранение, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Кралин, М.М. Победившее смерть слово: Статьи об Анне Ахматовой и воспоминания о её современниках. – Томск: Водолей, 2000. – 384 с.
В книгу известного ахматоведа Михаила Кралина вошли статьи об А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненском, Н.В. Недоброво и воспоминания о современниках Ахматовой – Л.А. Тарковском, Л.Н. Гумилеве, Л.К. Чуковской, О.Н. Арбениной-Гильдебрандт, П.М. Наппельбаум.
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)
Найман, А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 448 с. – (Шум времени).
То же. – М.: Вагриус, 1999. – 430 с.
Яркая и многогранная личность Анны Ахматовой предстает со страниц воспоминаний А.Г. Наймана, которому довелось в течение ряда лет быть литературным секретарем Анны Андреевны, работать вместе с нею над переводами зарубежной поэзии, вести беседы о жизни, литературе, политике.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Носик, Б. Анна и Амадео: История тайной любви Ахматовой и Модильяни: Документ. повесть. – М.: Радуга, 1997. – 240 с.
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22, библиотеки семейного чтения в п. Татыш и Метлино)
Об Анне Ахматовой: Стихи. Эссе. Воспоминания. Письма / Сост. М.М. Кралин. – Л.: Лениздат, 1990. – 574 с.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Павловский, А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 190 с.
Электронная версия книги здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент)
Попова, Н.И. Анна Ахматова и Фонтанный дом / Н.И. Попова, О.Е. Рубинчик. – СПб.: Невский Диалект, 2000. – 160 с.
Книга рассказывает о жизни и творчестве Ахматовой в Фонтанном доме, где она прожила около 30 лет и, который является сейчас Музеем Анны Ахматовой.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Служевская, И. Китежанка. Поэзия Ахматовой: тридцатые годы / И. Служевская. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 136 с.
В ахматовской поэзии тридцатых годов автор книги прослеживает ряд глубоких перемен (гражданских, исторических, эстетических), – перемен, сделавших возможным создание «Поэмы без героя», вершинное творение Ахматовой. Выстроенные в хронологическом порядке, прочитанные как ступени творческого восхождения, стихотворения тридцатых годов позволяют наблюдать за тем, как происходило «второе рождение» поэта.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Чуковская, Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3-х тт. – М.: Согласие, 1997.
Книга Лидии Чуковской об Анне Ахматовой – не воспоминания. Это – дневник, записи для себя, по живому следу событий. В записях отчетливо проступают приметы ахматовского быта, круг ее друзей, черты ее личности, характер ее литературных интересов.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Статьи:
Анна Ахматова и Борис Анреп: семь дней любви и вечная разлука… // Культурология
Банчуков, Р. Тайная поэма Анны Ахматовой («Реквием») // Вестник. – 1999. – №20 (227).
Барзас, В. Многоэтажная Ахматова / В. Барзас // Нева. – 1999. – № 7. – С. 168.
Берггольц, О. Военные стихи Анны Ахматовой / О. Берггольц // Знамя. – 2001. – № 10. – С. 141-149.
Берестов, В. Прелесть милой жизни [Текст]: [Об Анне Ахматовой и ее творчестве] / Вступ. заметка Р. Ефремовой; Публ. Н. Александровой // Вопросы литературы. – 2000. – № 3. – С. 290-303.
Берестов, В. Чингизидка: [Об Анне Ахматовой] / В. Берестов // Знамя. – 1997. – № 11. – С. 110-118.
Брегеда, Л. Поэту в России надобно жить долго. Тернистый путь Анны Ахматовой // ПравМир. – 2011. – 23 июня.
Бурдина, С. Библейские образы и мотивы в поэме Ахматовой «Реквием» / С.В. Бурдина // Филологические науки. – 2001. – № 6. – С. 3-12.
Валикова, Д. Выбор будущего: Испытания и стойкость Анны Ахматовой / Д. Валикова // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2009. – № 1.
Волкова, Б. Три графика об Анне Ахматовой // ТАСС
Галинская, И. Л. Анна Ахматова и постмодернизм / И.Л. Галинская, А.Г. Татьянина // Вестник культурологии. – 2003. – № 3.
Галинская, И.Л. М. Степаненко. Анна Ахматова. Киев. Украина: [украинские корни А. Ахматовой] // Вестник культурологии. – 2015. – № 3 (74).
Герштейн, Э. Поэт поэту – брат [Текст]: Секреты Ахматовой. [О месте А. Ахматовой в поэзии XX века и о влиянии ее выдающейся личности] / Э. Герштейн // Знамя. – 1999. – № 10. – С. 132-146.
Герштейн, Э. Из записок об Анне Ахматовой [1889–1966] // Знамя. – 2009. – № 1. – С. 147–170.
Гурвич, И. Любовная лирика Анны Ахматовой (целостность и эволюция) // Вопросы литературы. – 1997. – № 5.
Давыдова, Т.Т. Ранняя лирика А.А. Ахматовой: эволюция поэтической личности (глава из учебного пособия) // Вестник МГУП. – 2015. – № 4.
Жак, Е.С. Анна Ахматова в зеркале мемуаристики // Научная мысль Кавказа. – 2008. – №1 (53).
Жизнь «с дырявым сердцем»: биография и любимые мужчины Анны Ахматовой // РЕН-ТВ – Дзен. – 2023. – 13 июня.
Жолковский, А. Анна Ахматова – пятьдесят лет спустя // Сайт А. Жолковского
Иванова, Н. Пересекающиеся параллели [Текст]: [О творч. родстве и различии Бориса Пастернака и Анны Ахматовой] / Н. Иванова // Знамя. – 2001. – № 9. – С. 173-186.
Ильинский, О. Творческий облик Анны Ахматовой / О. Ильинский // Новый журнал. – 2006. – № 242.
Комар, Н. Г. Мотив покаяния и прощения в лирике А. А. Ахматовой // Вестник НовГУ. – 2010. – № 56.
Королев, А. Анна первой степени: что значит для России имя Ахматовой: Как одесская девочка Аня Горенко стала великой русской поэтессой // Известия. – 2019. – 23 июня.
Королева, Н.В. Анна Ахматова – современный миф: Комментарий к поэме английской поэтессы Рут Фэйнлайт / Н.В. Королева // Иностранная литература. – 2003. – № 4. – С.77-80.
Кралин, М. «Двух голосов перекличка»: Очерк [об Ахматовой и Бунине] / М. Кралин // Наш современник. – 2002. – № 6. – С. 258-282.
Кузьменко, О.Н. Русский архипелаг. Париж Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (5).
Куняев, С. Ю. «В борьбе неравной двух сердец»: [А. А. Ахматова] // Наш современник. – 2012. – №№ 2, 3, 4.
Мазикина, Л. Анна Ахматова: жить после Гумилёва и Серебряного века // Домашний очаг
Мандельштам, Н.Я. «Люсаныч» и другие отброшенные главы: [воспоминания об А. А. Ахматовой] / Н. Я. Мандельштам // Знамя. – 2014. – № 6. – С. 117-143.
Машевский, А. Маленькое эссе об Ахматовой / А. Машевский // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 6.
Меньшенина, Е. История любви: Анна Ахматова и Николай Гумилёв // АиФ. – 2014. – 7 марта.
Моторин, А.В. Православное направление в творчестве Анны Ахматовой (материал курса лекций) // Вестник НовГУ. – 2017. – № 2 (100).
Недошивин, В. «Шестое окно» Ахматовой: [Три облика любви Ахматовой: Борис Анреп, Артур Лурье, Николай Пунин]: Глава из книги «Прогулки по серебряному веку. Дома и судьбы» / В. Недошивин // Лит. газ. – 2004. – № 24. – С.15.
Орлова, Е. «Две любви» Н.В.Н.: [Н.В. Недоброво и А. Ахматова] / Е. Орлова // Звезда. – 2002. – № 9. – С. 177-191.
Платонова, Ю. В. Об особенностях сюжетной структуры «Поэмы без героя» Анны Ахматовой // Культура и текст. – 2008. – № 11.
Поморский, А. Анна всея земли: [А. Ахматова «Поэма без героя»: пер. с пол.] / А. Поморский // Звезда. – 2018. – № 11. – С. 188-241.
Резниченко, Н. А. «… моя жизнь прошла под Вашей звездой…»: [Арсений Тарковский и Анна Ахматова] / Н. А. Резниченко // Знамя. – 2017. – № 10. – С. 169-187.
Сапир, А. М. «…победившее смерть слово»: творческая перекличка А. Ахматовой и И. Бродского // Филологический класс. – 2018. – № 1 (51).
Сергеева, Л. Г. Об Анне Андреевне Ахматовой: воспоминания с комментариями / Л. Г. Сергеева // Знамя. – 2015. – № 7. – С. 149-162.
Скатов, Н.Н. Книга женской души: (о поэзии Анны Ахматовой) // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 1.
Улыбин, В.В. Ольга Берггольц и Анна Ахматова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2016. – № 2.
Урнов, Д. Литература как жизнь: [Анна Ахматова, Джеймс Джойс] / Д. Урнов // Наш современник. – 2018. – № 6. – С. 226–242.
Хадзиева, А.А. Особенности творчества Анны Ахматовой / А.А. Хадзиева, А.А. Нальгиева // Проблемы Науки. – 2018. – № 2 (122).
Халфин, Ю. Два лика ахматовской музы / Ю. Халфин // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 24.
Чабан, А. 10 мифов об Ахматовой // Arzamas
Чабан, А. Ахматова и Гумилев: от брака до развода: Семейная хроника двух великих поэтов, восстановленная по дневникам, письмам и мемуарам // Арзамас – Академия
Чаплыгина, Т. Л. Арсений Тарковский и Анна Ахматова // Вестник КГУ. – 2006. – № 9.
Чижонкова, Л. В. В глубине юбилейных зеркал: (Анна Ахматова, 1889 – 1966) // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 15.
Шишкова-Шипунова, С. Ахматова: личная жизнь // Знамя. – 2009. – № 9.
Шохина, Т. Анна Ахматова: трагическая любовь и судьба великой русской поэтессы // 7 дней. – 2015. – 5 марта.
Эйхенбаум, Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. – Режим доступа
«Тут тень моя осталась…»
(Память, памятные места, музеи, памятники)
«… в её глазах, в осанке, и в её обращении с людьми наметилась
одна главнейшая особенность её личности: величавость.
Не спесивость, не надменность, не заносчивость,
а именно величавость «царственная», монументально важная поступь,
нерушимое чувство уважения к себе, к своей писательской миссии».
К.И. Чуковский
Анна Ахматова: Память в камне, красках, нотах // ЖЖ
Анна Ахматова: Петербург, адреса и строки [Видео]: док. программа из цикла «Книжные аллеи. Адреса и строки» / Автор идеи С. Почин; Реж. Е. Попов; Авт. сцен. А. Быстрова и Д. Крутских // YouTube – Россия
Беляева, С. А. Ахматова в Петрограде – Ленинграде. Памятники и музеи: презентация
Данилевич, Е. Адреса Ахматовой. Как Петербург стал особым местом в судьбе великого поэта // АиФ – С.Петербург. – 2019. – 21 июня.
Петербургские адреса Анны Ахматовой // Antenna Daily. – 2019. – 25 июня.
Барельеф на могиле А. Ахматовой (Комарово, Ленинградская область)
(1969, скульптор А. Игнатьева, архитектор В. Смирнов)
Изначально на могиле планировался памятник в виде обычной стелы. Но сын Ахматовой Лев Гумилев вместе со своими студентами сложил стену, напоминающую тюремную. В ней даже изначально было окошко, но впоследствии его закрыли барельефом.
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (С. Петербург) https://www.akhmatova.spb.ru
Шереметевский дворец (Фонтанка, 34) – не единственный петербургский адрес Анны Ахматовой. Но именно здесь она прожила большую часть своей жизни, и под многими ее стихотворениями обозначено точное место их написания – Фонтанный Дом. На здании музея установлен барельеф (1989, архитектор В.А. Петров, скульптор А.М. Игнатьев).
Павлова, М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 9.
Фото с сайта
Памятник А. Ахматовой в Санкт-Петербурге
(2006, скульпторы А. В. Иванов, М.Ш. Цхададзе; архитектор В.Б. Бухаев)
Установлен в саду возле Фонтанного дома (Литейный пр, 53), где А.А. Ахматова прожила 30 лет. Сама Ахматова называла этот сад магическим и говорила, что сюда приходят тени петербуржской истории. Образ памятника навеян строками «тень моя на стенах твоих». Монумент создан в виде стелы, напоминающей ствол дерева, на котором расположен горельеф Ахматовой.
Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов «Тень моя на стенах твоих».
Фото с сайта
Памятник А. Ахматовой в Санкт-Петербурге
(2006, архитектор В. Реппо; скульптор Г. Додонова)
Установлен перед ЛГУ на набережной Робеспьера так, словно Ахматова смотрит на следственный изолятор «Кресты», узниками которого были её муж Николай Пунин и сын Лев Гумилёв.
«И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною…»
«Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова – узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него “Кресты”». (Г. Додонова)
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Мемориальная доска на здании тюрьмы «Кресты» (Санкт-Петербург)
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Фото с сайта
Памятник А. Ахматовой в Санкт-Петербурге
(1991, скульптор В. Трояновский, архитектор В.С. Васильковский)
Установлен во дворе гимназии № 209 (ул. Восстания, 8-10). Инициатором открытия памятника выступила администрация Филологического факультета и Кафедры истории русской литературы.
Фото с сайта
Памятник А. Ахматовой в Санкт-Петербурге
(2004, автор В. Трояновский)
Установлен во дворе филологического факультета СПбГУ.
Борисова, А. «А если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают памятник мне…»: [Во дворе филологического факультета СПбГУ открыли памятник Анне Ахматовой] // Известия. – 2004. – 1 сент.
Фото с сайта
Музей Анны Ахматовой «Серебряный Век» (Санкт-Петербург) https://akhmatova-museum.ru
Это первый и долгое время единственный в стране музей, посвящённый А. Ахматовой и семье Гумилёвых. Экспозиция включает в себя личные вещи Ахматовой и ее семьи, портреты, редкие прижизненные издания с автографами поэта.
Фото с сайта
Памятный знак в Пушкине (Царское Село)
(скульптор В. Горевой)
Установлен во дворе Царскосельской гимназии искусств (ул. Леонтьевская) им. А.А. Ахматовой, в здании, где в начале XX века находилась женская Мариинская гимназия, в которой с 1900 по 1905 гг. училась молодая Анна Ахматова. Знак представляет собой мольберт с медальоном, на котором изображена поэтесса с рукописями стихов и розой.
На здании гимназии установлена мемориальная доска (1989, архитектор Ф.А. Гепнер, скульптор Я.Я. Нейман).
В Царском Селе прошли детство и отрочество Ахматовой. Здесь с лета 1911 года по 1916 Анна Ахматова с мужем Николаем Гумилевым жили по адресу Малая улица, дом 63.
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Бюст А. Ахматовой в Сиверском (Ленинградская область)
(2021, скульптор В. Барков)
Ранее по этому адресу стоял дом, в котором в 20-х годах прошлого века проживала знаменитая поэтесса.
Фото и подробнее здесь >>
Памятник Анне Ахматовой в Москве
(2000, скульптор В. Суровцев, архитектор Н.Д. Земляновская)
Памятник установлен во дворе дома Ардовых (Большая Ордынка, 17), в котором Анна Андреевна жила во время пребывания в Москве. Идея скульптурной композиции выполнена по известнейшему рисунку А. Модильяни.
На доме установлена мемориальная доска.
Подробнее здесь >>
Памятник Николаю Гумилеву, Анне Ахматовой и Льву Гумилеву в Бежецке (Тверская обл.)
(2003, авторы Н.А. Ковальчук и А.Н. Ковальчук)
Неподалеку от Бежецка располагалось родовое имение семьи Гумилёвых – Слепнево (сейчас там «Дом поэтов» – филиал Тверского государственного объединенного музея).
«Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в 15-ти верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба… Там я написала многие стихи “Четок” и “Белой стаи”», – так писала Анна Ахматова в своей автобиографии.
Грибков-Майский, В. Гумилёв и Ахматова: Бежецкая сага // Русская линия. – 2017. – 3 окт.
Коновалова, М. Пребывание А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева в Бежецком крае и отражение этого периода в их творчестве: Творческая работа // Алые паруса
Фото с сайта
Мемориальная доска в Коломне
А. Ахматова провела под Коломной три сезона: в 1936, 1953 и 1956 годах. Она гостила на даче у своих друзей Шервинских в Старках (с. Черкизово Коломенского района). В Коломне Ахматова побывала всего однажды – 16 июля 1936 года. Здесь она пыталась отыскать дом писателя Бориса Пильняка.
Фото с сайта
Мемориальная доска в Севастополе (Крым)
(1989, скульптор С.А. Чиж, художник И. Белицкий)
Установлена на доме (ул. Екатерининской 12, в настоящее время ул. Ленина 8) деда А. Ахматовой – Антона Горенко, участника первой обороны Севастополя. Ему за заслуги перед отечеством разрешили построить дом в Севастополе на центральной Екатерининской улице. А. Ахматова часто гостила в дедовском доме.
Сквер в Севастополе, ведущий к пляжу «Солнечный», получил имя А.А. Ахматовой (1990). В 2011 г. вдоль главной аллеи сквера недалеко от входа установили памятный знак – камень треугольной формы с мраморной плитой. На ней в виде барельефа расположен портрет Анны Ахматовой. После реконструкции в 2018 году сквер преобразовали в Парк Ахматовой.
Марченко, Е.А. «Море, круглая бухта, высокий маяк…»: крымские страницы творчества А. Ахматовой: урок внеклассного чтения в 11 кл. // Мультиурок
Фото с сайта
Памятник Анне Ахматовой в Ярославле
(1990, автор В. Малолетков)
Памятник Анне Ахматовой и Марине Цветаевой установлен в парке-музее «Губернаторский сад».
Фото с сайта
Памятник Анне Ахматовой в Таормине (Сицилия, Италия)
(2015, скульптор А. Клыков)
Установлен в сквере культурного фонда Джузеппе Маццуола. В городе также есть аллея имени А. Ахматовой.
А. Ахматова приезжала на Сицилию в 1964 году, здесь ей вручали литературную премию «Этна-Таормина» (сейчас это Международная поэтическая премия имени Анны Ахматовой). Местные жители назвали поэтессу «великой княгиней русской поэзии».
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Мемориальная доска в Финляндии
Установлена на здании туберкулезного санатория в Хювинкяя, где в 1915 г. лечилась А. Ахматова.
Владимиров, М. Анна Ахматова в Финляндии // Нева. – 2012. – № 6.
Фото с сайта
«Я тоже мраморною стану…»:
А. Ахматова в изобразительном искусстве
Он не траурный, он не мрачный,
Он почти как сквозной дымок.
Полуброшенной новобрачной
Черно-белый легкий венок.
А под ним тот профиль горбатый
И парижской челки атлас,
И зеленый, продолговатый,
Очень зорко видящий глаз.
А. Ахматова
А. Ахматова: биография в портретах // Культура.РФ
Анна Ахматова в изобразительном искусстве // История искусства
Анна Андреевна Ахматова в живописи // Aria-art.ru
Вараксина, Д. Анна Ахматова в изобразительном искусстве: Презентация
Жизнь Анны Ахматовой в 7 портретах известных художников // Культурология
«Зеркала» Ахматовой: комплект закладок / БУ Нефтеюганского района «Межпоселенческая библиотека»; Информационно-библиографический отдел; составитель З.Н. Елистратова. – Нефтеюганский район, 2019. – Режим доступа
Коршунова, Л. Анна Ахматова. Память в камне, красках, нотах
Портреты А. Ахматовой
Портреты А. Ахматовой
Рубинчик, О. «Я здесь, на сером полотне…»: Ахматова и художники / О. Рубинчик // А.А. Ахматова
Савицкая, С. Черно-белый венок / С. Савицкая // Петербургский театральный журнал. – 1998. – № 15. – С. 95-101.
Скурихина, Т.П. Анна Ахматова: биография в портретах // Мультиурок
Стецкая, Н.А. Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // А.А. Ахматова
Столяров, Б. Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие) // Новости со всего мира. – 2016. – 24 апр.
Хорватова, Е. Портреты Анны Ахматовой // ЖЖ
А. Модильяни (1911)
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
М. Цветаева
Они были представителями двух богем начала ХХ века: она – петербургской, он – парижской. Он был великим художником, она – великой поэтессой. Оба стали знаменитыми на весь мир: она – при жизни, он – после смерти. Они оба любили стихи Верлена, одинаково презирали буржуазную мораль. Самым важным в жизни считали свободу и поиск собственного творческого пути. Их дороги пересеклись в Париже. Они разговаривали на чуждом для обоих французском языке: ведь она была русская, он – итальянец. Настоящая история их любви долгое время была неизвестна. Но обоих с головой выдало творчество: его – рисунки о ней, ее – стихи о нем.
Анна Ахматова и Амедео Модильяни: любовь как искусство // Культурология
Бикмурзина, Э. Тайные ню становятся явными: что связывало Анну Ахматову с Амедео Модильяни // Вокруг света
Русская муза итальянского гения: история любви Анны Ахматовой и Амедео Модильяни // Дзен – Woman.ru
О. Делла-Вос Кардовская (1914)
«Красота страшна» –
Вам скажут, –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.
А. Блок
Ольга Делла-Вос-Кардовская относится к числу самых интересных художников Серебряного века. Работая над портретом Ахматовой, она признавалась: «обаяние модели царит надо мной…». Но Ахматова, которая переживала тогда непростой период в жизни, была довольна портретом.
Гумилёв и Ахматова в доме Кардовских // ЖЖ
Ольга Делла-Вос-Кардовская, Анна Ахматова и Николай Гумилёв // ЖЖ
Трубецкой, А. Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портреты Николая Гумилёва и Анны Ахматовой // Музеемания. – 2022. – 17 мая.
С. Сорин (1914)
Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.
А. Ахматова
Савелий Сорин – превосходный портретист, представитель русской эмиграции первой волны.
Риччо, К. О портрете Ахматовой работы Савелия Сорина / Карло Риччо // Нева. – 2001. – № 5. – С.234-236.
Шило, А.В. Творчество С.А. Сорина в отзывах современников [о портрете А. Ахматовой] // Вестник Международного Славянского ун-та. Серия Искусствоведение. – Т. XIV. – 2011. – № 1. – С. 25-37.
Н. Альтман (1915)
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым.
А. Ахматова
Портрет Н. Альтмана – русского художника-авангардиста, сценографа – самое известное воплощение образа А. Ахматовой. На картине поэтесса изображена именно такой, какой ее помнили многие современники – грустная молодая женщина, высокая и стройная, с чеканным профилем и неизменной челкой, с накинутой на плечи большой шалью. Портрет был включен в шорт-лист на Нобелевскую премию в 1965 году и получил второе место.
Н.И. Альтман. Портрет Анны Андреевны Ахматовой // Izi.travel
«Пленительная дружба муз» Анны Ахматовой и Натана Альтмана // ЖЖ
Самый известный портрет Ахматовой: история картины Натана Альтмана // В интерьер
Успенский, А. Натан Альтман. Портрет А.А. Ахматовой. 1914 [Видео] // YouTube – Россия
Ю. Анненков (1921)
В 1921-м году Юрий Анненков пишет сразу 2 портрета Ахматовой: один выполнен пером, второй – гуашью. Всего несколькими линиями, при минимальном использовании выразительных средств художник создал глубокий и выразительный образ, полный трагизма. Это было трудное время для всей страны, но для Анны Андреевны этот год еще и время серьезных потерь: она рассталась со вторым мужем Владимиром Шилейко, был арестован и расстрелян Николай Гумилёв, умер А. Блок.
«Портрет Ахматовой – или, точнее, портрет бровей Ахматовой. От них – как от облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребнях…» (Е. Замятин)
«Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженная в модное платье светской прелестницы…» (Ю. Анненков, 1913).
Анненков, Ю. Анна Ахматова // Анненков, Ю. Дневник моих встреч. – М., 2001. – С. 77-96.
«Портрет бровей Ахматовой» // РусКонтур
К. Петров-Водкин (1922)
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
А. Ахматова
Художник был поклонником Анны Ахматовой, как поэта. Но как женщина она ему не очень нравилась. Возможно, поэтому портрет написан в столь холодных тонах, а самой Ахматовой даже приданы мужские черты: подбородок, скулы будто вырезаны из мрамора. Портрет передает скорее эмоции, испытываемые женщиной, чем внешний вид.
Подробнее о картине здесь >>
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой // КП – Санкт-Петербург. – 2016. – 29 июля.
Кто стоит за спиной у Ахматовой? // ЖЖ
К.С. Петров-Водкин. Портрет Анны Андреевны Ахматовой // ЖЖ
З. Серебрякова (1922)
О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно…
А. Ахматова
А. Ахматова была одной из любимых поэтесс З. Серебряковой. Зинаиду восхищали в ней божественный свет души, вера в любовь, стойкость, сила духа и вечная борьба против зла. «…читаю её. Она стала мне больше, чем другом, она – моя родная душа». На портрете художницы А. Ахматова – счастливая, молодая и женственная.
Н. Тырса (1928)
Как черный ангел на снегу
ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
есть на тебе печаль господня.
О. Мандельштам
От ангела и от орла
В ней было что-то…
М. Цветаева
Николай Тырса, известный как иллюстратор детских книг, принадлежал к близкому кругу семьи Ахматовой. Анна Андреевна была благосклонна к его работам. Большой ценитель женской красоты, художник поэтизировал и воспевал женщин. Ахматова в его интерпретации соединяет в себе возвышенный образ поэта и пример своеобразной женской красоты. Николай Тырса создал несколько портретов Ахматовой, используя необычные материалы – смесь акварели с копотью от керосиновой лампы.
Хорватова, Е. Анна Ахматова на портретах Николая Тырсы // ЖЖ
Т. Глебова (1930)
М. Сарьян (1946)
М. Лянглебен (1963)
И. Клейнер (1998)
Предлагаем также методические материалы в помощь изучению жизни и творчества А.А. Ахматовой «Поэты не рождаются случайно…»