155 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус
(20.11.1869 – 09.09.1945)
…Есть какое-то одно слово,
В котором вся суть.
З. Гиппиус
«Гиппиус очень значительное,
единственное в своем роде явление,
не только поэзии, но и жизни.
Ее тоска по бытию, ее ужас холода и замерзания
должны потрясти всякого, кто с любовью всмотрится
в черты ее единственного облика…»
Н. Бердяев
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября (8 по ст. стилю) 1869 года в городе Белёве Черниговской губернии (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. По необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками.
Отец умер в возрасте 48-ми лет от туберкулеза. В 1882 г. его вдова вместе с четырьмя дочерями переехала в Москву, и Зинаида стала учиться в гимназии Фишера. Занималась охотно, с интересом, но вскоре врачи обнаружили туберкулез и у неё. Гимназию пришлось оставить.
Уже для первых поэтических упражнений девочки (а стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет) были характерны самые мрачные настроения. «Я с детства ранена смертью и любовью», – позже признавалась Гиппиус. Как отмечал один из биографов поэтессы, «…время, в котором она родилась и выросла – семидесятые-восьмидесятые годы, не наложило на неё никакого отпечатка. Она с начала своих дней живёт как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов».
Летом 1888 г. в Боржоми (Закавказье) она знакомится с 23-летним столичным поэтом Д.С. Мережковским. Ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость со своим новым знакомым, резко отличавшимся от её окружения, семнадцатилетняя Гиппиус на его предложение о замужестве не задумываясь ответила согласием.
Она прожила с ним «52 года, не разлучаясь ни на один день». Гиппиус была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнению многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей. Именно Мережковский ввел ее в петербургскую литературную среду.
Первые сборники рассказов Гиппиус «Новые люди» (1896, 1907) и «Зеркала» (1898) стали первыми «декадентскими» прозаическими книгами русского символизма, открывающими строй мысли «новых людей» – изломанных, болезненных, бестелесных. Всех их объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте», «другому небу», по всему и только «необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному».
Правдивость, искренность, «единственность» поэзии Гиппиус признавали и те, кто говорил об умозрительности, «сухости», холодной сдержанности ее стихов (написанных от мужского лица). Гиппиус ценили как выдающегося мастера стиха (В.Я. Брюсов, И.Ф. Анненский). Виртуозность формы, ритмическое богатство, «певучая отвлеченность» отличали ее лирику конца 1890-х – 1900-х годов, впоследствии более традиционную.
В 1901 году Гиппиус и Мережковский при активном участии В.В. Розанова организуют Религиозно-философские собрания, призванные соединить интеллигенцию и церковь, обновить религиозное сознание, так как традиционное, историческое Христианство, по мнению Гиппиус, в значительной степени обветшало, исчерпало себя и не способно дать оправдание жизни современному человеку.
Новое религиозное сознание Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить ее, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, а вместе с этим сблизить религию и искусство. Эти темы она развивала на страницах «Литературного дневника» (1908), вобравшего далеко не все статьи 1899-1907 годов, изданного под псевдонимом Антон Крайний, основной псевдоним Гиппиус-критика.
В статьях «Литературного дневника» (логика и аналитический ум облекались в них в непринужденно легкую, не без изысканности, форму) Гиппиус высказалась по всему спектру современной словесности и публицистики, как правило, полемически, «вопреки». Она выступала против декадентов, различного рода индивидуалистов и «самодостаточных» эстетов, позитивистов и прогрессистов, «честных либералов» и консерваторов.
От символизма, его становления и развития неотделимо не только творчество Гиппиус, но и сам ее образ, литературный и личностный. В 1900-1910-х годах она – признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона (1890-1917) в знаменитом «доме Мурузи» Мережковских на Литейном проспекте.
Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение которого считалось почти обязательным для молодых мыслителей и писателей, тяготевших к символизму. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своём считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского.
«Декадентская мадонна», литературная жрица, язвительная «дама с лорнетом», высокая, тонкая, «с острым и нежным лицом», одевавшаяся «не как все», Гиппиус «не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других». Она вела себя вызывающе бесцеремонно, ее острых суждений, нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались.
После революции 1905 года, Мережковские уехали за границу, в Париж (1906-1908), где сблизились с революционными эмигрантами, в том числе Б.В. Савинковым (Гиппиус помогала ему и в литературных опытах). Вернувшись в 1908, они приняли участие в Религиозно-философском обществе вместе с Вячеславом Ивановым, Н. Бердяевым, А. Блоком.
В конце 1900-х и в 1910-е годы Гиппиус издает два сборника рассказов, «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), и романы – дилогию «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1913).
Февральскую революцию Гиппиус восприняла с воодушевлением, надеясь на религиозно-творческое и политическое обновление страны, участвовала в политической жизни.
Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла», гибель России, ее преступное «разрушение», «убийство свободы» и общий грех, в том числе народа, «не уважающего святынь» (стихотворение «Веселье», «Свеча ненависти»).
В 1918-1922 годах написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов («Последние стихи. 1914-1918») и пронзительные стихи о России («Если», «Знайте», «Господи, дай увидеть!»).
В конце 1919 года Гиппиус с Мережковским, Философовым и их литературным секретарем и поэтом В.А. Злобиным нелегально эмигрируют из России в Польшу, а с ноября 1920 живут в Париже.
Поселившись с мужем в скромной, но собственной квартире, Гиппиус принялась обустраивать новый, эмигрантский быт, а вскоре и приступила к активной работе. Она продолжила работу над дневниками и завязала переписку с читателями и издателями Мережковского.
Гиппиус печатает статьи, рецензии, стихи. В 1925 году выходит книга её мемуаров «Живые лица» (1925), где она создает яркие и доброжелательно-проницательные (при том, что она не сглаживает противоречий и конфликтов) портреты Блока, Белого, Брюсова, Розанова, Ф. Сологуба и других.
Непримиримость к большевистской России осложняет ее отношения со многими русскими эмигрантами. Но и здесь она организует литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Г.В. Иванов, Б.К. Зайцев, В.Ф. Ходасевич, М.А. Алданов, А.М. Ремизов, И.А. Бунин, литературная молодежь. По воспоминаниям Берберовой, дома у Мережковских велись постоянные споры о том, что кому «дороже»: «свобода без России» или «Россия без свободы». Гиппиус выбирала первое.
Последние годы супруги вели трудную и бедную жизнь. Парижская квартира Мережковских была описана за долги, им приходилось экономить на малом. Смерть Дмитрия Сергеевича в 1941 году явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом: «Я умерла, осталось умереть только телу».
Современники характеризовали З.Н. Гиппиус противоречиво. А. Блок отличал «единственность» З.Н. Гиппиус:
Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый твой намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
Все слова – как ненависти жала,
Все слова – как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвее целую, глядя в даль…
«Есть люди, которые как будто выделаны машиной, на заводе, выпущены на свет Божий целыми однородными сериями, – писал поэт Г. Адамович, – и есть другие, как бы «ручной работы», – и такой была Гиппиус. Г. Адамович, признавая: «Это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать», тем не менее, о поэзии З. Гиппиус отозвался весьма скептически; она «почти ничего не оставила такого, что надолго людям запомнилось бы. Ее писания можно ценить, но их трудно любить. Они бывали оригинальны, интересны, остроумны, умны, порой блестящи, порой несносны, но того, что доходит до сердца, – … порыва, отказа от себя, творческого самозабвения или огня, этого в ее писаниях не было… Если вообще возможна поэзия, лишенная очарования и прелести, если может быть поэзия построена на вызывающем эгоизме или даже “эгоцентризме”, на какой-то жесткой и терпкой сухости, Гиппиус дала этому пример.»
Н. Бердяева всегда поражала ее «змеиная холодность»; Л. Троцкий, написавший в одной из атеистических брошюр: «Пора, товарищи понять, что никакого Бога нет, ангелов нет, чертей и ведьм нет», к этому добавил: «Нет, впрочем, одна ведьма есть – З. Гиппиус». (Примечательно, что прочитав это, З.Н. Гиппиус рассмеялась и признала, что, по крайней мере – это остроумно).
И.А. Бунин также не жаловал поэтессу: «электрические стихи» – говорил он о ее поэзии. Поэт М. Кузьмин утверждал: З. Гиппиус – «цветок, засушенный в тьме логарифмов». «Кипящая льдистость» – так определил пафос ее поэзии В. Брюсов.
З.Н. Гиппиус, после смерти Д. Мережковского подвергшаяся в эмигрантской среде остракизму, посвятила свои последние годы работе над биографией мужа. Книга осталась неоконченной и была издана в 1951 году.
Последней записью в дневнике Гиппиус, сделанной перед самой смертью, была фраза: «Я стою мало. Как Бог мудр и справедлив».
Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года. Она похоронена в Париже под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже.
Интернет-ресурсы
З. Гиппиус в Библиотеке Мошкова (стихи, пьеса, критика, дневники, мемуары, переписка)
З.Н. Гиппиус на портале Культура.рф
З.Н. Гиппиус в энциклопедии «Кругосвет»
З.Н. Гиппиус на сайте «Поэты Серебряного века»
З.Н. Гиппиус на сайте Лаборатория фантастики
З.Н. Гиппиус в Российской виртуальной библиотеке
З.Н. Гиппиус в проекте «Хронос»
З.Н. Гиппиус на сайте Кроссворд-Кафе
З.Н. Гиппиус в библиотеке ImWerden
З.Н. Гиппиус на сайте 45-я параллель
З.Н. Гиппиус в проекте «1917»
З.Н. Гиппиус на сайте «К уроку литературы»
Группа в ВК
З.Н. Гиппиус в Википедии
Произведения З.Н. Гиппиус
«Поэзия – одна из форм, которую
принимает в душе человеческой молитва…»
З.Н. Гиппиус
Гиппиус, З.Н. Собрание сочинений [Текст] / З.Н. Гиппиус. – М.: Рус. кн., 2002.
Т.5: Чертова кукла: Романы; Стихотворения. – 496 с.,1 л. портр.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Гиппиус, З.Н. Сочинения. Стихотворения. Проза / З.Н. Гиппиус; всупит. ст., сост. и коммент. К.М. Азадовского, А.В. Лаврова; худож. О. Клопота. – Л.: Худож. лит. : Ленингр. отд-ние, 1991. – 664 с.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Гиппиус, З.Н. Избранное. Чертова кукла: Роман; Повесть и рассказы [Текст] / З.Н. Гиппиус. – М.: Терра, 1997. – 896 с. – (Манон).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Гиппиус, З.Н. Стихотворения [Текст] / З.Н. Гиппиус. – СПб.: Академический проект, 1999. – 592 с. – (Новая библиотека поэта).
Издание включает все книги стихотворений Гиппиус, опубликованные при жизни автора, а также подавляющее большинство стихотворений, в эти книги не включенных и воспроизводимых как по прижизненным публикациям, так и по посмертным, а также по архивным источникам.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)
Гиппиус, З.Н. Стихотворения; Живые лица / З.Н. Гиппиус; вступит. ст., коммент. Н.А. Богомолова. – М.: Худож. лит., 1991. – 470 с. – (Забытая книга).
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Гиппиус, З. Чертова кукла: Проза: Стихотворения: Статьи / З.Н. Гиппиус; сост., вступит. ст., примеч. В.В. Ученовой; худож. В.А. Иванов. – М.: Современник, 1991. – 587 с.
«Моя книга – вовсе не книга о революции, но – о реакции. Обнажить вечные, глубокие корни реакций, – вечные, хотя эта реакционность, косность, проявляясь во времени, надевает на себя соответственные времени одежды, – такова была моя задача, на нее направлено было все мое внимание. И хотелось мне собрать, сосредоточить черты душевной мертвости, вечно тянущей вниз, – в одном человеке, сделав его сознательным, т.е. утверждающим и оправдывающим (насколько это возможно) свое миросозерцание. Силы противоположные, живые, взяты лишь как необходимый фон для героя; современный герой “небытия” должен соприкасаться с современным же “бытием». (З. Гиппиус)
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Материалы о жизни и творчестве З. Гиппиус
«Моё любимое отечество –
Моя пустынная душа…»
З. Гиппиус
Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья: (1918-1996): монография / В.В. Агеносов. – М.: ТЕРРА-Спорт, 1998. – 543 с. : ил.
С. 69-91: «Мы не разлучились» (Д. Мережковский и З. Гиппиус)
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», книгохранение, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Бавин, С. Судьбы поэтов Серебряного века / С. Бавин, И. Семибратова. – М.: Кн. палата, 1993. – 480 с. – (Рос. Гос. б-ка).
С. 116-128: Бавин, С. Зинаида Гиппиус
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; п. Метлино)
Басинский, П.В. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века и первой эмиграции [Текст]: пособие для учителя / П.В. Басинский, С.Р. Федякин. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 528 с.
С. 132-136: Зинаида Гиппиус
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Безелянский, Ю. Вера. Надежда. Любовь: [женские портреты] / Ю. Безелянский. – М.: Радуга, 1998. – 413 с.
С. 207-238: Зеленоглазая наяда: З. Гиппиус
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал)
Бердяев, Н.А. О русских классиках [Текст] / Н.А. Бердяев; сост., авт. коммент. А. С. Гришина; вступ. ст. К.Г. Исупова. – М.: Высшая школа, 1993. – 366 с. : портр. – (Классика литературной науки: КЛН).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, книгохранение)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы. Исследования [Текст]: Коллектив. монография. – М. : Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН, 2002. – 384 с., ил.
Первая коллективная монография, издающаяся на родине писателя. В ней анализируются биография и творческий путь З.Н. Гиппиус, особенности ее позы, поэзии, публицистики и литературной критики.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Киреев, Р. Новеллы о любви. Русский Парнас / Р. Киреев. – М.: Центрополиграф, 2002. – 560 с.
С. 342-353: Мережковский. «Буду ждать Вас, как чуда…»
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)
Обоймина, Е.Н. Поэты и их музы [Текст] / Е.Н. Обоймина. – М.: АСТ-Пресс; АСТ-Пресс Книга, 2009. – 432 с. : 48 вкл. л.
С. 265-278: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. «Душе с душой не слиться никогда…»
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)
Русова, Н.Ю. Тайна лирического стихотворения: От Гиппиус до Бродского [Текст]: Комментарий поэтических текстов / Н.Ю. Русова. – М. : Глобулус; Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 200 с. – (Литератур. семинар).
С. 8-11: Зинаида Гиппиус: «Простят ли чистые герои…»
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Спендель, Дж. Строительницы струн. Женщина, творчество, литература [Текст] / Д. Спендель. – СПб.: Петербург – ХХI век, 2007. – 212 с. : ил.
С. 69-82: Зинаида Гиппиус: эстетика страсти;
С.83-92: Зинаида Николаевна Гиппиус и революция;
С.93-122: «Живые лица» З. Гиппиус.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Статьи:
Аксенова, А. Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). – 2001. – № 1.
Андреев, В. В. Язык произведений З. Н. Гиппиус. К истории изучения // Вестник ВУиТ. – 2009. – № 3.
Бартенева, Т.А. Зинаида Гиппиус: правда и вымысел, или Почему мы изучаем дневниковые записи? / Т.А. Бартенева // Молодой ученый. – 2016. – № 2 (106). – С. 877-881.
Безелянский, Ю. «Твоя душа без нежности, а сердце – как игла» / Ю. Безелянский // Культурная столица
Блинова, О.А. Зинаида Гиппиус за чтением книг из домашней парижской библиотеки // Литературный факт. – 2019. – № 4 (14).
Боброва, О. Героиня Серебряного века: [К 130-летию со дня рождения поэтессы Зинаиды Гиппиус] / О. Боброва // Главная библиотека поэзии
Воеводина, А. А. Революция и насилие в творчестве христианских либералов (З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского) // Вестник СамГУ. – 2009. – № 69.
Воеводина, А.А. Личность и общество в социально-философской теории З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского // Вестник ПАГС. – 2018. – № 3.
Воеводина, А. А. Социальная концепция З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 2-1.
Вульф, В. Декадентская мадонна / В. Вульф // L’Officiel. Русское издание. – 2002. – № 41 (октябрь).
Герасимова, И. Ф. Поэтика стихотворной молитвы в цикле З. Гиппиус «Война» // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 1.
Голубкова, А.А. Война как экзистенциальный феномен в докладе Зинаиды Гиппиус «История в христианстве» // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2023. – № 4.
Гордиенко, Е. Владелица Серебряного века / Е. Гордиенко // Смена. – 2009. – № 2. – С. 70-73.
Данилова, Ю. Ю. Заглавия в поэтическом пространстве З.Н. Гиппиус: структурно-компонентный и грамматический аспекты // Вестник Башкирск. ун-та. – 2007. – № 3.
Дворяшина, Н. А. «Болезнь ницшеанства» в художественном осмыслении З.Н. Гиппиус // Известия ВГПУ. – 2009. – № 7.
Дворяшина, Н.А. Ребенок как «Поэтический антипод антипоэтического рассудка» в художественном сознании З.Н. Гиппиус // Вестник ВятГУ. – 2008. – № 4.
Дворяшина, Н. А. Проблема «Другого» в отношениях «Мать-дитя» в осмыслении З. Гиппиус // Вестник ЗабГУ. – 2009. – № 4.
Евграфов, Г. Мужская личина неприступной сильфиды // Независимая газета. – 2007. – 15 нояб.
Единственность Зинаиды Гиппиус // Музыка души. – 2013. – 20 нояб.
Епифанов, П. Из жизни одной души: [взгляд на личность и творчество Зинаиды Гиппиус] / П. Епифанов // Богородское краеведение
Жигулина, О. Тема любви в философии З. Гиппиус / О. Жигулина // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2003. – № 6.
Злобин, В. З.Н. Гиппиус. Её судьба / В. Злобин // Новая Юность. – 1999. – № 6.
Игнатченко, Т. Зинаида Гиппиус: леди-денди «серебряного века» // Fashiontime. – 2006. – 9 марта.
Капустин, Н.В. З. Гиппиус о Чехове (К вопросу об античеховских настроениях в культуре «серебряного века») / Н.В. Капустин // Чеховиана: сб. статей / Науч. совет РАН “История мировой культуры”, Чехов. комиссия. – М.: Наука, 1990. – 2007. – С. 176-188.
Коваленко, Н.Г. Новое религиозное сознание в поэтическом творчестве З.Н. Гиппиус / Н.Г. Коваленко, С.В. Алябьева // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 2024. – № 1.
Кондрашина, И.Б. Мотив прикосновения в лирике Зинаиды Гиппиус 1889-1918 годов // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 1.
Коптелова, Н. Г. «Святая кровь» З. Н. Гиппиус и «Снегурочка» А.Н. Островского // Вестник КГУ. – 2014. – № 1.
Коптелова, Н. Г. Осмысление Октябрьской революции в адресованной лирике З. Н. Гиппиус 1917-1918 годов // Вестник КГУ. – 2017. – № 4.
Костенко, Д. Е. Тема ностальгии и осмысление роли «Маленького» человека в большевистской России в рассказах З. Гиппиус эмигрантского периода // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2015. – № 4.
Кошарный, В. П. Учение о религиозной революции Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и Д.В. Философова // Соловьевские исследования. – 2017. – № 3 (55).
Красников, Г. Ускользающий образ: [к 130-летию со дня рождения З. Гиппиус] / Г. Красников // Независимая газета. – 1999. – 26 нояб.
Криволапова, Е. М. К проблеме аутентичности «Дневника любовных историй» Зинаиды Гиппиус // Вестник славянских культур. – 2011. – № XXI.
Криволапова, Е.М. Противоречия и парадоксы Зинаиды Гиппиус: к проблеме личностной самоидентификации // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – № 2 (91).
Криволапова, Е. М. Символистский дневник: проблема интерпретации (на материале дневников З. Гиппиус и В. Брюсова) // Вестник БГУ. – 2012. – № 2 (1).
Криволапова, Е. М. Последняя встреча А. Блока и З. Гиппиус: версии и интерпретации (по материалам дневников и воспоминаний) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2012. – № 5.
Криволапова, Е. М. Владимир Соловьёв и Зинаида Гиппиус: «встречи» и «совпадения» (по материалам дневников З. Гиппиус) // Соловьевские исследования. – 2011. – № 3.
Курило, Ю. И. Мир звуков в новеллах «Мисс Май», «Яблони цветут» (к вопросу о поэтике малой прозы З. Гиппиус) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2011. – № 4.
Лыкова, Ю. В. Вечные «женственность» и «женскость» в поэзии З. Гиппиус: гендерный аспект // Сибирский филологический журнал. – 2010. – № 2.
Мазикина, Л. Зинаида Гиппиус: не вписавшаяся в рамки женственности и морали // Новый очаг. – 2024. – 14 сент.
Макаренко, С. «Моя душа – любовь»…: Зинаида Николаевна Гиппиус. Размышления над ненаписанной биографией // Люди
Мень, А. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус / А. Мень // ЖЖ
Мещерская, И. Я. Формы повествования в доэмигрантских сборниках рассказов З. Н. Гиппиус // Вестник ИрГТУ. – 2011. – № 8 (55).
Мирский, Д. С. Поэты-метафизики: Зинаида Гиппиус // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. – London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. – С. 678-683.
Муриков, Г. Мифотворческий Эрос: [140 лет со дня рождения З. Гиппиус] / Г. Муриков // Топос: литературно-философский журнал. – 2009. – 12 июля.
Нартыев, Н.Н. Ранняя поэзия З. Гиппиус как отражение декадентских умонастроений литературной эпохи «Fin de siècle» // Известия ВГПУ. – 2016. – № 3 (107).
Нартыев, Н. Н. Человек и природа в поэзии русского символизма (на материале творчества Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус) // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2010. – № 9-8.
Недошивин, В. Зинаида Гиппиус: «Любовь связывает небо и землю» // Год литературы. – 2023. – 20 нояб.
Орлов, В. Поэт, показавший себя своенравно и дерзко // Вестник. – 1999. – № 26.
Орлова, М.В. «Вечный спутник»: Гоголь в критической прозе Зинаиды Гиппиус // Новый филологический вестник. – 2009. – № 4.
Орлова, М.В. Зинаида Гиппиус в журнале «Новый путь» (1903-1904) // Литературоведческий журнал. – 2001. – № 15.
Осьминина, Е. Первая леди Серебряного века: 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус // Лит. газета. – 2019. – 20 нояб.
Панова, Е. Ю. Исповедально-аналитический характер поэтического словаря лирики З. Гиппиус // Вестник ЧелГУ. – 2008. – № 12.
Панова, Е.Ю. «Лиризация» прозы в эмигрантском творчестве З.Н. Гиппиус // Вестник ЧелГУ. – 2008. – № 20.
Панова, Е. Ю. Образ эпохи в публицистике З.Н. Гиппиус 1899 – 1916 годов // Вестник ЧелГУ. – 2005. – № 1.
Панова, Е. Ю. Публицистика в системе массовой коммуникации рубежа XIX-XX веков (на примере творческой деятельности З.Н. Гиппиус) // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 14 (305).
Панова, Е. Ю. Рецепция творчества З. Н. Гиппиус в современной культуре // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2010. – № 1 (5).
Панова, Е. Ю. Слово в структуре романа: опыт стилевого анализа (на примере романа З.Н. Гиппиус «Чертова кукла») // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 2 (293).
Пильд, Л. Зинаида Гиппиус и Тургенев / Пильд, Л. // Пильд, Л. Тургенев в восприятии русских символистов (1890-1900-е годы). – Тарту, 1999. – С. 56 – 76.
Рыкунина, Ю. А. «Златоцвет» Зинаиды Гиппиус: материалы к комментарию // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2017. – № 2 (23).
Рыкунина, Ю.А. «Вы всегда шли от жизни к богу»: из черновых записей Владимира Гиппиуса // Литературный факт. – 2017.
Рыкунина, Ю.А. «Мир литераторов» в прозе З.Н. Гиппиус и ее авторские стратегии на рубеже веков // Литературный факт. – 2021. – № 2 (20).
Смертина, Т. Золотоволосая: Зинаида Гиппиус // Tatiana Smertina
Титкова, Н.Е. Роль художественного новаторства З. Н. Гиппиус в становлении русского модернизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12-1 (78).
Тюкина, А. И. Слова, называющие эмоцию страха в «Петербургских дневниках» З. Н. Гиппиус // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2015. – № 3.
Фунт, И. Дама с лорнеткой: Тройная правда «чёртовой куклы» Зинаиды Гиппиус // Клаузура. – 2019. – 27 нояб.
Хитальский, О. В. Реализация концептов «Вера» и «Безверие» в рассказах З. Гиппиус «Алый меч» и «В казарме» // Вестник ЧГУ. – 2006. – № 3.
Хлебников, Г.В. «Портрет» революции 1917 года: по материалам дневниковых записей З.Н. Гиппиус. Ч. 1 // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. – 2017. – № 1-2 (28-29).
Хомайко, Л. «Зиночка опять в белом»: Как и за что любили и ненавидели Зинаиду Гиппиус // Flacon-magazine. – 2023. – 18 дек.
Чаброва, Д. Зинаида Гиппиус и Осип Мандельштам. Оппозиция «Свое/чужое» в творчестве и судьбе // Территория новых возможностей. – 2010. – № 3 (7).
Янишевская, И. В. Опыт жизнетворчества Зинаиды Гиппиус: к вопросу о мифологизации образа // Вестник РХГА. – 2014. – № 4.
Яцуга, Т. Е. Молитва и наставление в лирике 3. Гиппиус в свете теории регулятивности // Вестник ТГПУ. – 2004. – № 1.
Яцуга, Т.Е. Художественный мир З. Гиппиус в аспекте идей православной культуры // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 3.
Методические материалы:
Басинский, П. Зинаида Гиппиус / П. Басинский // Первое сентября – Литература. – 1998. – № 15. – С. 11-12.
Габараева, Н.Н. «Надо всякую чашу пить до дна»: З. Гиппиус: Литературно-музыкальная композиция // ИнфоУрок
Голдаевская, В. А. «Декадентская мадонна». Жизнь и творчество поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус: презентация по литературе // Мультиурок
Гончарова, А.Н. «Законодательница мыслящего Петербурга…»: презентация к уроку литературы, 11 кл. // Учительский портал
Дворяшина, Н.А. Детство как феномен нравственного сознания в творчестве З.Н. Гиппиус [Текст]: [детские рассказы «Совесть», «Тайны», «Кабан», «Комета», «Голубые глаза»] / Н.А. Дворяшина // Литература в школе. – 2009. – № 9. – С. 9-14.
Денисова, Н. Жизнь и литературная судьба З. Гиппиус: [11 класс] / Н. Денисова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Дивейкина, Ж.М. Творчество З. Гиппиус // Образовательная социальная сеть
Домнина, Н. «Дух мой высок…»: [лит. композиция о творчестве З. Гиппиус] / Н. Домнина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Евтухина, А.Ю. Изучение творчества З.Н. Гиппиус с применением проектной технологии: Курсовая работа. – Режим доступа
Зыкова, Е.С. В гостях у З. Гиппиус: Литературно-музыкальная гостиная, 11 класс // Копилка уроков
Иванова, К.С. Гиппиус Зинаида Николаевна: презентация для 11 кл. // Образовательная социальная сеть
Иконников, А. Два поэта – две судьбы: Гражданские мотивы на уроках литературы (З. Гиппиус и М. Цветаева) // Учительская газета. – 2002. – 6 авг.
Казакова, И.А. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский: презентация к уроку литературы в 11 кл. // Педмир
Кузьмина, С.В. Жизнь и творчество Зинаиды Гиппиус: презентация // Мультиурок
Меньшакова, Н.В. Судьба русской поэтессы: Зинаиды Гиппиус // Копилка уроков
Москаленко, С.Н. Жизнь и творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус: урок-лекция по лит. для 11 кл. // Инфоурок
Павлова, Е.В. Серебряный век русской поэзии. Творчество З. Гиппиус в контексте литературного движения эпохи: урок по литературе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Павлова, О.В. Зинаида Николаевна Гиппиус // Образовательная социальная сеть
Петрова, Е. «Дух мой высок…»: [лит. композиция, посв. З. Гиппиус] / Е. Петрова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 8. – С. 20-23.
Полукарова, Л.В. «Надо всякую чашу пить до дна»: [личность и творчество З. Гиппиус] / Л.В. Полукарова // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 72-84.
Рыжкова, Т. В ожидании гибели: [Петербург в произведениях Д. Мережковского и З. Гиппиус] / Т. Рыжкова // Литература – Первое сентября. – 2010. – № 4. – С. 22-24.
Сценарий чтецкого вечера к 155-летию со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус // Самарская областная универсальная научная библиотека
Уржумскова, Е.Л. Материалы по работе с творчеством З. Гиппиус // Videouroki.net
Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: урок литературы в 11-м кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Видеоматериалы:
145 лет со дня рождения З. Н. Гиппиус [Видео]: для проекта «Юбилейный урок» // YouTube – Россия
Лев Бакст. Зинаида Гиппиус [Видео]: док. фильм из цикла «Судьбы скрещенья» // Смотрим // YouTube – Россия
Бондаренко, В. «Декаденская мадонна»: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский [Видео]: 1 лекция из цикла «Поэты и музы Серебряного века. Взгляд из Самары» // RuTube
Вахрушева, Е. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский [Видео]: лекция // RuTube
Зинаида Гиппиус: викторина [Видео] / 360 Подмосковье // RuTube
Кириченко, И. Зинаида Гиппиус / И. Кириченко, М. Севастьянов, Л. Плахова [Видео]: док. программа из цикла «Дело всей жизни» // YouTube – Россия
Ковач, В. Зинаида Гиппиус. Литературный портрет [Видео]: Лекция // YouTube – Россия
Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус [Видео]: док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» / Реж. А. Столяров // Смотрим // YouTube – Россия
Носик, Б. «Из-под крыла забвения»: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский [Видео]: док. фильм из цикла «Парижский журнал» // YouTube – Россия
Осипова, О.В. Поэты русского зарубежья о родине. Часть 4. Зинаида Гиппиус [Видео]: урок литературы, 8 класс // Interneturok
Осьминина, Е.А. «Женское» и «Женскость» у Зинаиды Гиппиус [Видео]: выступление на Межвузовской научно-практической конференции 13.12.2018; Литературный ин-т им. А.М. Горького // YouTube – Россия
Щербак, Н. История Третьего Завета [Видео]: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский: лекция // RuTube