170 лет cо дня рождения О. Уайльда
(16.10.1854 – 30.11.1900)
Хотите знать, в чем заключается
величайшая драма моей жизни?
Я вложил свой гений в свою жизнь,
и всего лишь свой талант – в свои книги.
О. Уайльд
Будь собой. Остальные роли уже заняты…
О. Уайльд
«Оскар Уайльд напоминает
красивую страшную орхидею.
Можно говорить, что орхидея –
ядовитый и чувственный
цветок, но это цветок,
он красив, он цветет, он радует».
К. Бальмонт
Оскар Уайльд (Oscar Wilde) – английский драматург, поэт, прозаик, эстет – стал самым остроумным человеком Великобритании за всю её историю, опередив таких конкурентов, как Уинстон Черчилль и Уильям Шекспир (по опросу британской газеты «The Telegraph» в 2007 году). Он был баловнем судьбы, его имя долгое время было синонимом успеха и удачи, но в одночасье превратился в изгоя, которому пришлось сменить страну, имя и фамилию.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд появился на свет 16 октября 1854 года в ирландском Дублине. Отец Уильям Уайльд – известный врач офтальмолог и отоларинголог за свои профессиональные успехи был посвящён в рыцари. Мать Джейн Франческа Уайльд писала стихи и публиковалась под именем Speranza. Дома она организовывала светские салоны, где собирались самые известные ирландские литераторы того времени. От отца Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, а от матери – мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, а также стремление придумывать и рассказывать необыкновенные истории.
Детей в семье Уайльдов было трое: старший Уильям, средний Оскар и младшая дочка Изола, умершая в десятилетнем возрасте от менингита. До девяти лет братья учились дома, получая хорошее образование. Мать привила сыновьям любовь к литературе, а немецкий и французский гувернеры познакомили с иностранными языками. После девяти лет дети занимались в Королевской школе Портора в пригороде Дублина. В школе об Оскаре говорили как об ученике очень одаренном. Его страстью было чтение, особенно ему нравилась древнегреческая литература.
В 1871 году Оскар Уайльд получил королевскую стипендию и поступил в Тринити-колледж в Дублине, где на протяжении трех лет был лучшим студентом курса. По окончании учебы он получил золотую медаль Беркли – высшую награду за успехи в изучении древнегреческого языка.
В 1874 году юноша выиграл стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении и поступил в Оксфорд.
Публиковаться Оскар Уайльд начал еще во время учебы в Тринити-колледже. В 1878 году его поэма «Равенна» была отмечена призом Ньюдигейта – престижной награды в области поэзии среди студентов Оксфорда.
После окончания учебы в университете Уайльд перебирается в Лондон и благодаря своему остроумию и экстравагантности становится желанным гостем всех светских салонов столицы. Он слывет первым лондонским модником, настоящим денди. Его можно было увидеть в ярких перчатках и вышитом цветами жилете, в широких укороченных штанах, с выглядывающими из-под них шелковыми чулками. Однако никто не видел в этом клоунады: безупречный вкус позволял Уайльду сочетать несочетаемое.
Яркий и импозантный Оскар становится популярным и в литературной среде. В 1880 году он пишет пьесу «Вера, или Нигилисты», год спустя выходит поэтический сборник «Стихотворения». Ранние стихи продемонстрировали его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence – упадок), которому были свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния.
В конце 1881 года Уайльд уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях он первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 году в книге «Замыслы». Кроме Нью-Йорка Уайльд посещает Бостон, Чикаго, Сан-Франциско. Турне по Америке было образцом смелости и изящества, ровно как и саморекламы. Публика от него в восторге: «У него превосходная дикция, и его способности к изложению своих мыслей достойны высших похвал. Слова, предложения, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают яркими самоцветами красоты!»
Оскар Уайльд прожил в Америке целый год, после чего вернулся в Лондон и сразу же отправился в Париж, навстречу новым знакомствам. В столице Франции писатель познакомился с ярчайшими представителями мировой литературы, такими как Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме и Анатоль Франс.
В 1884 г. Уайльд женился на Констанс Ллойд, дочери одного из успешных дублинских адвокатов. У них родились двое сыновей, для которых Уайльд сочинял сказки. Чуть позже он записал их на бумаге и издал два сборника сказок – «Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). Волшебный мир Уайльда пропитан светом и добром. Страницы с легкостью переносят туда, где существуют великолепные дворцы, непроходимые леса, где живут необычные существа и ежедневно происходят чудеса.
В сказках Уайльд большое внимание уделяет деталям. Например, одежда героев описывается так внимательно и подробно, что некоторые читатели сказки в шутку называли пособием для портных.
В 1890 году в свет вышел единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея», в котором герой, отвергающий все нравственные ограничения во имя наслаждения и свободы самовыражения (идея, созвучная самому Уайльду), гибнет, оказавшись заложником своего аморализма и эстетства. Критики обвинили роман в безнравственности.
В ответ Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали. Более того, он писал, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль всего-то и состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя. В 1891 году роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд сопровождает свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму – тому направлению и той религии, которые он и создал.
Оскар Уайльд купается в лучах славы, о нем говорят как о выдающемся писателе, обладающим совершенным стилем.
Несравненный дар остроумнейшего человека своего времени Уайльда проявились в его пьесах «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Пьесы были сразу же поставлены на театральной сцене, за исключением «Саломеи» (1891), написанной Уайльдом для Сары Бернар. Цензура запретила постановку на том основании, что герои пьесы – библейские персонажи. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале XX века, с расцветом символизма.
В комедиях во всем блеске проявилось искусство Уайльда как остроумнейшего собеседника: его диалоги великолепны. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность и совершенство стиля, Уайльд стал одним из самых известных популярных людей Лондона.
В 1895 году разразился скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю жизнь Оскара Уайльда.
Ещё в 1891 году Оскар Уайльд познакомился с молодым аристократом Альфредом Дугласом. Их отношения связывали деньги Уайльда и прихоти Дугласа, которые писатель покорно исполнял. Оскар Уайльд покинул жену с детьми и поселился с А. Дугласом, у которого были сложные отношения с отцом – маркизом Куинсберри. Маркиз считая, что Уайльд оказывает пагубное влияние на его сына, хотел уничтожить репутацию О. Уайльда, и тем самым восстановить пошатнувшуюся репутацию своей семьи. Маркиз Куинсберри написал Уайльду записку с оскорбительным содержанием. Писатель был возмущен, друзья советовали ему пренебречь оскорблением и на время уехать из страны, но он подал в суд на маркиза Куинсберри за клевету. Судебное разбирательство завершилось 25 мая 1895 года – Оскар Уайльд был признан виновным и приговорён к двум годам каторжных работ.
Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Иск Уайльда признали несостоятельным, а самого писателя арестовали, дважды судили, признали виновным и приговорили к двум годам исправительно-трудовых работ.
Тяжелые условия в тюрьмах, в которых он отбывал свой срок, сломили его. Большинство друзей от него отвернулись. Всё имущество семьи было продано, чтобы оплатить судебные издержки, жена эмигрировала и изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей. К тому же умерла его горячо любимая мать. В тюрьме Уайльд написал прозаическую апологию «Из бездны», опубликованную посмертно в 1905 году.
В 1897 году Уайльд выходит на свободу и переезжает во Францию, где именует себя Себастьяном Мельмотом. Фамилия Мельмот была заимствована из готического романа знаменитого английского писателя XVIII в. Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда, – «Мельмот Скиталец».
Некоторое время он жил на вилле Бурже в Берневале, близ Дьепа (Франция), где написал свое последнее произведение, «Балладу Редингской тюрьмы» (1898), в которой говорит не о своей уникальности и исключительности, а о своих пороках.
Умер писатель 30 ноября 1900 года от менингита, написав незадолго до смерти: «Я не переживу 19 столетия. Англичане просто не выдержат моего дальнейшего присутствия».
Оскар Уайльд был похоронен на кладбище Баньо в пригороде Парижа, позднее его останки перенесли на Пер-Лашез.
Интернет-ресурсы
http://oscar-wilde.ru – Оскар Уайльд
О. Уайльд в Библиотеке Мошкова
О. Уайльд на Library.ru
О. Уайльд на сайте Лаборатория фантастики
О. Уайльд в Энциклопедии «Кругосвет»
Биография здесь >> здесь >> здесь >>
Экранизация произведений О. Уайльда на КиноПоиск
Группа в ВКонтакте
О. Уайльд в Википедии
Произведения О. Уайльда
Я был символом искусства и культуры своего века.
Я понял это на заре своей юности,
а потом заставил и свой век понять это.
О. Уайльд
Уайльд, О. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. / О. Уайльд; пер. с англ. – М.: Республика, 1993. – 557 с.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, читальный зал, абонемент, «Юность»; библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Татыш)
Уайльд, О. Кентервильское привидение [Текст]: англ. нар. сказки: [Для детей] / О. Уайльд. – М.: АСТ–Пресс, 1993. – 383 с. – (Сказки народов мира).
Содерж.: Счастливый принц; Соловей и роза; Великан-эгоист; Преданный друг; Замечательная ракета; Молодой король; День рождения Инфанты; Рыбак и его душа; Мальчик-звезда; Кентервильское привидение и др. произведения.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение; библиотеки семейного чтения по Уральской, 22; Гайдара, 22; п. Метлино)
Уайльд, О. Портрет Дориана Грея: Роман; Сказки. Пьесы. Баллада Рэдингской тюрьмы. De profundis / О. Уайльд; пер. с англ.; сост. сб. и вступ. ст. Н. Пальцев. – М.: Пушкинская библиотека; АСТ, 2003. – 762, [6] с. – (Золотой фонд мировой классики).
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Уайльд, О. Портрет Дориана Грея [Текст]: роман / О. Уайльд; пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 428 с.
Интеллектуальный, завораживающий совершенством стиля и неподвластный времени роман «Портрет Дориана Грея».
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; др. издания есть во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)
Уайлд, О. Сказки: на англ. и рус. яз. [Текст]: [Для вузов] / О. Уайлд. – М.: Радуга, 2000. – 320 с.
Издание является ценным учебным пособием для студентов, изучающих английский язык, так как здесь помещены сказки на английском языке и в переводе, что позволяет сопоставить подлинник с его русским воплощением. Книга снабжена развернутым комментарием к тексту.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)
Уайльд, О. Я всего лишь гений… [Текст]: Роман, повести, пьесы / О. Уайльд. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 576 с.
Издание можно зачислить в разряд исторических: в нем впервые на русском языке собраны полные и уточненные переводы основных произведений Оскара Уайльда.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Материалы о жизни и творчестве О. Уайльда
«Я могу устоять против всего, кроме соблазна».
О. Уайльд
Белоусов, Р.С. Тайны великой любви великих людей [Текст]: [Наполеона I, Александра II, английских королев Виктории и Елизаветы II и др.] / Р.С. Белоусов. – М.: Рипол Классик, 2004. – 542 с. : ил. – (Неизвестные истории).
С. 126-137: Пагубная страсть (О. Уайльд)
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение)
Ланглад Ж., де Оскар Уайльд, или Правда масок [Текст] / Ланглад Жак, де; пер. с фр. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 1999. – 325 с., ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып.767).
Одно из наиболее полных на сегодня жизнеописаний величайшего английского поэта, писателя и драматурга конца XIX века, принадлежащее перу известного французского биографа Жака де Ланглада. Основываясь на огромном объеме документов и воспоминаний друзей и современников писателя, автор рисует подробную картину трагической судьбы Оскара Уайльда.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Хаткина, Н.В. Мировая литература ХIХ-ХХ веков [Текст]: [учеб. пособие для сред. шк.] / Н.В. Хаткина. – М.: Мир книги, 2008. – 192 с. : цв. ил. – (Соврем. школ. энцикл.).
С. 39–42: Несчастливый принц. Оскар Уайльд
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»; библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)
Статьи:
Азеева, И.В. Дендизм в драматургии Оскара Уайльда / И.В. Азеева, Л.Ф. Салимова // Верхневолжский филологический вестник. – 2016. – № 4.
Аникст, А. Оскар Уайльд и его драматургия // Уайльд, О. Пьесы / Пер. с англ. и фр. – M., 1960. – С. 3.
Анцыферова, О. Ю. Жанровая травестия в сборнике Оскара Уайльда «”Преступление лорда Артура Сэвила” и другие рассказы» / О.Ю. Анцыферова, О.Ю. Листопадова // Вестник ННГУ. – 2014. – № 2-3.
Боровкова, Е.Р. Лингвостилистические особенности авторской сказки (на материале сказок О. Уайльд) // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – № 5.
Бартош, Н.Ю. Принципы «эстетической игры» и артефакт в тексте Оскара Уайльда // Идеи и идеалы. – 2016. – № 4 (30).
Бартош, Н.Ю. «Хармид» Оскара Уайльда: эротическая поэма? // Вестник Пермского университета. – Российская и зарубежная филология. – 2010. – №1.
Бахнова, Ю.А. «Сфинкс» Оскара Уайльдав переводе Н.С. Гумилёва // Вестник Том. гос. ун-та. – 2009. – № 325.
Березин, В. Три Саломеи: [Саломея О. Уайльда, Р. Штрауса и О. Бердслея] / В. Березин // Октябрь. – 2001. – № 3.
Бузукашвили, И. Оскар Уайльд // Человек без границ. – 2009. – № 1.
Валова, О. М. Своеобразие конфликта в драме Оскара Уайльда «Саломея» // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – № 3.
Валова, О. М. Америка в восприятии Оскара Уайльда // Вестник ННГУ. – 2010. – № 5-1.
Валова, О. М. «Философия дендизма» в комедиях Оскара Уайльда // Вестник ВятГУ. – 2012. – № 2.
Валова, О. М. Комедиография Оскара Уайльда как литературная критика // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2014. – № 2 (26).
Валова О. М. Жанровое своеобразие драматургии Оскара Уайльда в контексте его философии нереального // Вестник ВятГУ. – 2015. – № 2.
Вербицкая, О.М. Особенности авторского стиля Оскара Уайльда (на материале сказок О. Уайльда) / О.М. Вербицкая, Е.Л. Гаврилюк // Magister Dixit. – 2013. – № 1.
Викторова, С. А. Игорь Северянин, Оскар Уайльд и феномен эстетизма в мировой культуре конца XIX – начала XX века // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 4 (41).
Гениева, Е.Ю. Уайльд // История всемирной литературы (рубеж XIX и ХХ веков): В 8 томах. – Т.8. – М., 1994. – Глава IX.
Гиленсон, Б.А. Оскар Уайльд: в поисках красоты // Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. – Глава XIII.
Дегтерева, Е. «Как важно быть серьезным»: тайны жизни Оскара Уайльда // Мир24. – 2019. – 16 окт.
Евдокимов, Е. В. Эстетизм Оскара Уайльда в восприятии русских символистов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – № 1 (11).
Елизарова, М.Е. Оскар Уайльд (1854-1900) // Елизарова, М.Е. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX в.: Курс лекций / М.Е. Елизарова, Н.П. Михальская. – М., 1970. – Режим доступа
Ерофеев, И.Ю. Оскар Уайльд в критике З.А. Венгеровой // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – № 4 (14).
Ерофеев, И. Ю. Оскар Уайльд в литературной критике К. Чуковского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – № 2 (12).
Закомолдина, О. С. Проблема морали в творчестве Оскара Уайльда // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия: Философия. Филология. – 2008. – № 1.
Зимянина, В.Н. Перевод авторских сказок Оскара Уайльда и проблема их адаптации к иной культуре // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2015. – № 5.
Измайлдов, И. Пленник красоты: как Оскар Уайльд стал заложником собственных правил и разделил судьбу своих героев // Вокруг света
Кирдяева, О.И. «Завещание Оскара Уайльда» П. Акройда: трансформация мифологем портрета, Мефистофеля и сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – № 1 (54).
Кирдяева, О.И. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»: картина, портрет или..? // Litera. – 2022. – № 1.
Кириллова, Т.Д. Оскар Уайльд // Ковалева, Т.В. История зарубежной литературы (вторая половина XIX – начало XX века) / Т.Д. Кириллова, Т.В. Ковалева, Е.А. Леонова. – Минск, 1997. – Режим доступа
Козырева, М. А. Художественное своеобразие эссеистики О. Уайльда / М.А. Козырева, М.Р. Заботина // Вестник ТГГПУ. – 2014. – № 2 (36).
Коршунова, Е. С. Особенности художественного перевода сложных эпитетов (на примере романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 4-1 (82).
Косичкин, Ф. Последний парадокс Уайльда // Год литературы. – 2016. – 16 окт.
Котова, Н. В. Автор и жанр в «Завещании Оскара Уайльда» Питера Акройда // Вестник ТГГПУ. – 2018. – № 4 (54).
Котова, Н. В. Совершенное мироустройство и совершенный человек: специфика идеала О. Уайльда // Вестник ННГУ. – 2010. – № 1.
Котова, Н. В. «Подъём исторической критики» О. Уайльда: первые шаги в эстетико-теоретической деятельности // Вестник КГУ. – 2010. – № 1.
Кочетова, Е. Шутовство и магия Уайльда / Е. Кочетова // Вопросы литературы. – 2002. – № 2. – С. 353-358.
Красавченко, Т.Н. Оскар Уайльд и Достоевский: вектор страдания и сострадания // Литературоведческий журнал. – 2021. – № 51.
Литвин, Е.Ю. Дориан Грей в фокусе психоанализа: становление характера // Проблемы науки. – 2024. – № 4 (85).
Луков, Вл. Оскар Уайльд: портрет человека-сказки // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 6.
Мелешко, Т. А. Оскар Уайльд и Кнут Гамсун в «Поведенческом тексте» Николая Гумилева // Вестник ТГПУ. – 2000. – № 6 (22).
Мелихов, А.М. Британский лорд свободой горд [Текст]: [Оскар Уайльд] / А. М. Мелихов // Звезда. – 2015. – № 1. – С. 260-264.
Минаева, М. Уайльд. Сказки, от которых больно // Православие. – 2022. – 20 апр.
Михина, М.В. Философия искусства: основные принципы эстетики О. Уайльда // Инновационная наука. – 2021. – № 9-2.
Моденова, М. Всегда твой Оскар Уайльд // New Style. – 2016. – 1 июля.
Мосунова, Л. А. Актуальные вопросы переиздания зарубежной классики (на примере О. Уайльда) // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2018. – № 16.
Николаева, М.Н. Строфика и жанровое разнообразие поэзии О. Уайльда // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2022. – № 1 (45).
Никольский, В. В. Религия Оскара Уайльда и современный аскетизм // Христианское чтение. – 1906. – № 2.
Павленко, Л.Г. Цветовая палитра Оскара Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» как отражение эстетического мироощущения автора / Л.Г. Павленко, А.Н. Савицкая // Филологические науки. – Вопросы теории и практики. – 2020. – № 5.
Пимонов, В. И. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда: структура сюжета / В.И. Пимонов, Е.И. Славутин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2016. – № 1-2.
Протопопова, И. А. «Искусство и жизнь»: эстетический платонизм Оскара Уайльда // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2022. – № 1.
Пустовит, В.Ю. Отношение к искусству в эпистолярии О. Уайльда // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2024. – № 2 (53).
Рауд, Н.П. Новаторство «импрессионистического» цикла стихотворений О. Уайльда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2006. – № 20.
Решетов, В.Г. Трагедия Оскара Уайльда «Саломея»: музыка страсти / В.Г. Решетов, О.М. Валова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2012. – № 4.
Соколов, В.Д. О. Уайльд. «Как важно быть серьезным» // Соколов, В.Д. Вечные сюжеты. – Режим доступа
Солдатова, И.Н. Духовно-эстетический потенциал сказок Оскара Уайльда в процессе проектирования эстетико-смыслотвоческой деятельности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2020. – № 198.
Таланова, А.Н. Страсти по Уайльду и постмодерн // Вестник ННГУ. – 2008. – № 3.
Татаринова, Л.Н. Мифологема Рая в романах Эрнеста Хемингуэя «Райский сад» и Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 11-2 (77).
Тетельман, А.И. Импрессионизм в поэзии Оскара Уайльда // Вестник ЧГУ. – 2007. – № 1.
Титова, Н.Б. Философские интуиции Ф. Ницше и О. Уайльда: парадоксальные параллели // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2008. –№ 2.
Толмачев, В.М. Оскар Уайлд и символизм в Англии // Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века / под ред. В.М. Толмачёва. – М., 2003. – Глава IX.
Федоров, А.А. Оскар Уайльд и наследие Джона Китса: автор как творец и миссия искусства // Вестник Башкирск. ун-та. – 2017. – № 3.
Фейхтвангер, Л. Генрих Гейне и Оскар Уайльд // Лехаим. – 2001. – № 2.
Чалова, Л.В. Актуализация личности через художественный портрет // Концепт. – 2012. – № 12 (16).
Чебракова, М.А. Мотив смерти в оптимистических сказках Оскара Уайльда // Вестник СПбГУ. – Язык и литература. – 2009. – № 1-1.
Чебракова, М.А. Структурный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» // Вестник СПбГУ. – Язык и литература. – 2010. – № 3.
Чернаков, И.Э. «Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной критики // Вестник ТГПУ. – 2007. – № 8.
Чуковский, К. Оскар Уайльд // Чуковский, К. Собрание сочинений: В 15 т. – Т. 3. – М., 2001. – Режим доступа
Широков, В. Добродетель и порок (Оскар Уайльд в поэзии и жизни) // Поэзия. – 2000. – № 1.
Экажева, З.В. Образ-символ портрета в литературе (на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея») // Вестник науки. – 2020. – № 9 (30).
Методические материалы:
Абдурахманова, Ш.А. «Счастливый принц» Оскар Уайльд»: открытый урок // Мультиурок
Айтпаева, А.В. Оскар Уайльд. Сказка «Соловей и роза». Герои сказки: Урок для 5 кл. // Мультиурок
Алямкина, В.А. Оскар Уайльд. Жизнь и творчество художника. Эстетизм писателя: Элективный курс для 11 класса // Мультиурок
Алямкина, В.А. Оскар Уайльд «Соловей и роза». Знакомство с писателем и сказкой: Урок для 5 кл. // Мультиурок
Анпилогова, Т.В. Оскар Уайльд. Личность и творчество: урок англ. яз. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Баранцева, О.А. Семантический трансформации в процессе адаптации художественного текста для учебных целей (на примере сказки О. Уайльда «Счастливый принц») / О.А. Баранцева, К.П. Семиглазова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2018. – № 14.
Бахман, О.В. «Подлинная красота человека: какая она?»: Урок-размышление по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» // Продленка
Бородина, Л.А. О. Уайльд. «Мальчик-звезда»: конспект урока внеклассного чтения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Булгакова, Е.А. «А что есть красота?»: Урок-размышление по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда», 5 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Бурасова, Н.В. Урок внеклассного чтения в 5-м классе по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Вишневская, Л.В. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда»: урок внеклассного чтения для 6 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Вяткина, Л.Л. «Портрет Оскара Уайльда»: внеклассное мероприятие // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Герцик, А. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» [Текст]: [Анализ произведения] / А. Герцик // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 39. – С. 23–27.
Дайхин, Т.Л. Идеи Ф. М. Достоевского в художественном сознании О. Уайльда // Филологический класс. – 2012. – № 4 (30).
Долидзе, Г.Н. Литературная игра «Умники и умницы» по сказкам Оскара Уайльда // Педагогическая копилка
Ефименко, Н.В. «Спешите делать добрые дела…»: Урок внеклассного чтения по сказке О. Уальда «Счастливый Принц», 6 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Желобецкая, О.А. Оскар Уайльд. Сказка «Соловей и роза»: Интегрированный урок литературы, русского языка, 5 кл. // Videouroki.net
Калитвинцева, И.В. Нравственное послание сказок Уайльда // Мультиурок
Карева, С.В. Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Оскара Уайльда // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Ковальчук, О. Высший суд – суд совести [Текст]: урок по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» / О. Ковальчук // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 35. – С. 12.
Конюхова, М.Н. Работа с отрывком из произведения «The Canterville Ghost» (Кентервильское Привидение): урок в 8 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Курилова, Л.М. Открытый урок английского языка по произведению Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Максименко, О.П. Оскар Уайльд. «Соловей и Роза». Путь к счастью // Мультиурок
Маликова, М.Г. Христианские мотивы и нравственные максимы в сказках Оскара Уайльда / М. Г. Маликова [Текст] // Начальная школа. – 2016. – № 1. – С. 91-93.
Маркелова, О.А. «Счастье делать добро»: урок внеклассного чтения по сказке О. Уайльда «Счастливый принц», 5 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Минаева, М. Уайльд. Сказки, от которых больно // Православие. – 2022. – 20 апр.
Михальская, Н.П. Оскар Уайльд (Oscar Wilde, 1854-1900) // История английской литературы / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. – М., 1998. – Режим доступа
Морозова, С.С. «Что может нести людям красота?»: урок-проект по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Моторина, О. Проблемы веры и неверия в творчестве Ф. Ницше и О. Уайльда [Текст] / О. Моторина // Литература – Первое сентября. – 1998. – № 4. – С. 15.
Печенкина, И.М. Межкультурный проект «The Heart of a Mother», (after O.Wilde) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Попова, Л.А. «Портрет Оскара Уайльда»: Интегрированный урок по литературе и английскому языку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Ромашкина, Н.В. Урок-мастерская по рассказу Уайльда «Кентервильское привидение», 6 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Соболева, Т. Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда»: к уроку по книге «Вокруг тебя – мир…», 5 класс // Мультиурок
Удалова, Г.Ф. Урок внеклассного чтения в 4-м классе по произведению Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Усова, Т.Н. «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Федотова, В.Л. «O. Wilde – a master of Paradoxes»: Литературная гостиная на англ. яз. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Хитрова, Т.Л. «The Nightingale and the Rose» by Oscar Wilde»: Сценарий спектакля («Соловей и Роза» по одноименной сказке Оскара Уайльда) на англ. яз. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Шершнёва, Е.М. О. Уайльд «Кентервильское приведение»: Урок литературы, 7 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Щеглеватых, Е.И. Открытый урок английского языка по рассказу Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», 8-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Видеоматериалы:
Аствацатуров, А. Оскар Уайльд: сказочный мир декаданса [Видео]: лекция из цикла «Весна в Электротеатре» // YouTube – Россия
Боборыкина, Т.А. Оскар Уайльд: парадоксы красоты [Видео]: лекция // YouTube – Россия
Волгин, И. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» [Видео]: док программа из цикла «Игра в бисер» // Смотрим
Гаврилов, А. Оскар Уайльд / Oscar Wilde [Видео]: док. фильм из цикла «Жизнь Замечательных Людей» // YouTube – Россия
Зборовская, Т. Оскар Уайльд в тюрьме Ее величества, Рединг: Видеопрезентация // YouTube – Россия
Карпачева, О. «Оскар Уайльд: несчастливый принц» [Видео]: лекция из цикла «Романтизм как обман зрения» / Б-ка им. Н.А. Некрасова // YouTube – Россия
Кончаловский, А. Оскар Уайльд [Видео] // YouTube – Россия
Ливергант, А. Оскар Уайльд, его жизнь, творчество и философия [Видео]: лекция / Oscar Wilde, his life, work and philosophy; Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина // YouTube – Россия
Менделеев, Д. Оскар Уайльд. «Из глубины»/ «De profundis» [Видео]: док. программа из цикла «Библейский сюжет» // YouTube – Россия // RuTube
Николаев, Л. Падший ангел: Оскар Уайльд [Видео]: док. фильм из цикла «Гении и злодеи» // YouTube – Россия
Памятные места
Памятник О. Уайльду в Дублине (Ирландия)
(1997, скульптор Д. Осборн)
Установлен в центре Дублина, в небольшом живописном парке, разбитом на площади Меррион напротив дома, в котором вырос Уайльд.
Скульптура, водруженная на постамент из белого кварца, выполнена из разных пород камня: голова и руки из бледно-зеленого гватемальского нефрита, ворот и манжеты – из розового норвежского тулита, брюки – из норвежского же ларвикита, яркий зеленый пиджак – из канадского нефрита, ботинки выполнены из черного гранита.
Рядом с памятником стоит стела с цитатами из произведений этого писателя. В скульптурный ансамбль также входят две небольшие бронзовые фигуры. Одна представляет собой беременную обнаженную женщину – жену писателя Констанцию, другая – безголовый мужской торс.
Фото и подробнее здесь >>
Памятник О. Уайльду в Лондоне (Великобритания)
(«A Conversation with Oscar Wilde» /«Беседа с Оскаром Уайльдом»)
(1998, скульптор М. Хэмблинг/Maggi Hambling)
Установлен на Аделаид-стрит, недалеко от Трафальгарской площади в центре Лондона. Первый памятник Уайльду за пределами его родной Ирландии. Памятник имеет форму скамьи, как зеленый гранитный саркофаг, с бюстом Уайльда, выходящим из верхнего конца, с рукой, сжимающей сигарету.
Бебекина, О. Лондон Оскара Уайльда // Euromag. – 2016. – 27 мая.
Фото с сайта
Могила О. Уайльда в Париже (Франция)
(Д. Эпстайн)
Оскар Уайльд был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Позднее Уайльд был перезахоронен на кладбище Пер-Лашез, а на могиле его установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна, вырезанный из 20-тонного куска дерева.
Сфинкс был установлен на надгробной плите писателя в память о его одноименной поэме. Согласно поверью, каждый, кто поцелует каменное изваяние, не потеряет свою любовь до самой смерти. Сфинкса зацеловали так, что губная помада стала угрожать сохранности памятника. В 2011 году статую пришлось обнести стеклянным забором.
«Зацелованный» памятник: необычная традиция на могиле Оскара Уайльда // Культурология
Фото с сайта
Памятник О. Уайльду в Нью-Йорке (США)
Установлен у ирландского бара имени писателя, внутри также установлена фигура писателя.
Фото и подробнее здесь >>