«Рыцарь Франции, гражданин Мира»

220 лет со дня рождения великого французского поэта, романиста, драматурга Виктора Гюго

(26.02.1802 – 22.05.1885)


Живые – борются! А живы только те,
Чьё сердце предано возвышенной мечте,
Кто, цель прекрасную поставив пред собою,
К вершинам доблести идут крутой тропою
И, точно факел свой, в грядущее несут
Великую любовь или священный труд!

В. Гюго

«К ответу призван век, и я его свидетель…»
В. Гюго

«Трибун и поэт, он учил всех людей
любить жизнь, красоту, правду и Францию».

М. Горький

Виктор Мари Гюго – один из главных писателей-романтиков Франции. Он был не только реформатором французского стиха и драматургии, но и страстным публицистом, считавшим, что подлинный интеллигент не имеет права быть равнодушным к человеческим страданиям и гнету. Гюго поднимал голос в защиту борца за освобождение негров в США Джона Брауна, выражал солидарность с Гарибальди и Линкольном.

Гюго для современной Франции, как Толстой для России: писатель-мыслитель, автор, чьи интересы выходили далеко за рамки стилистических упражнений. Только идеи Гюго были в гораздо большей степени воплощены в жизнь, хотя по-прежнему продолжают вдохновлять и вызывать споры.

В.М. Гюго родился в Безансоне 26 февраля 1802 года. Во Франции только-только отгремела великая революция, старый монархический порядок канул в лету, а на смену ему пришла Первая французская республика во главе с Наполеоном Бонапартом.

Глава семьи Леопольд Гюго происходил из крестьянского сословия, но революция дала ему шанс проявить себя. Начав карьеру офицером наполеоновской армии, отец будущего писателя стал сторонником Бонапарта, а затем дослужился до чина генерала. Из-за службы Гюго-старшего семья постоянно переезжала с места на место: Италия, Испания, Франция, острова Средиземного моря, Тоскана.

Мать Софи Требюше происходила из семьи судовладельца. Она, в отличие от супруга, разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов.

Из-за политических и личных разногласий родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом.

Виктор воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили глубокий отпечаток на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.

В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным, хотя у него с детства обнаружились разносторонние таланты. Так, у мальчика рано проявились математические наклонности, и Гюго-старший рассчитывал, что младший сын приобщится к точным наукам или выберет военную карьеру. Но юноша наотрез отказался поступать в Политехнический университет, т.к. настоящей страстью молодого Виктора была литература. Он запоем читал стихи и прозу на французском и латинском языках. И сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения.

В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!».

По окончании лицея Виктор Гюго вместе с братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Двадцатилетний поэт был убежден, что для поэзии необходимы «ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа».

Первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Виктор Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков. Это позволило ему жениться на подруге детских лет Адель Фуше, хотя этому браку противились родные и жениха и невесты. Адель происходила из буржуазной семьи и имела соответствующие интересы, она не признавала  литературного таланта супруга. За все время, проведенное в браке с Гюго, она не прочла ни единой строчки из его произведений.

В 1823 Гюго издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле «готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании – журнале «Глоб» – хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).

В 1827 Виктор Гюго выпустил пьесу «Кромвель», которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, но ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на единство времени, места и действия, принятые в классицизме, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника.

Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть «Последний день осужденного» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго широкую известность.

В 1829 появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Виктор Гюго написал свою вторую драму – «Эрнани», которая стала окончательной победой романтизма: «Бастилия классицизма» в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, «Король забавляется» (1832) и «Рюи Блаз» (1838).

Особое место в творчестве Виктора Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Это первое произведение во французской литературе,  основанное на реальных исторических фактах. Автор создал вокруг древней церкви мифическое пространство, чтобы спасти ее от разрушения.

Гюго одним из первых во Франции высказывает мысль о ценности исторического наследия и необходимости его сохранения. В то время это соображение совсем не выглядело само собой разумеющимся, идеи исторической реставрации еще не получили распространения.

Памятники обновляли по современной моде и не видели в этом ничего дурного. Собор Парижской Богоматери внутри и снаружи покрывали известкой, чтобы здание выглядело аккуратным. Эту практику Гюго назвал «пинком осла умирающему льву», а реставраторов сравнивал с «гусеницами, вгрызающимися в старый дуб». Написав роман о соборе, Гюго словно даровал ему вечных стражников, обеспечил защиту на многие годы вперед.

Роман Гюго вызвал всеобщий интерес к готическим памятникам, а вскоре была создана и первая комиссия по их защите. Читателям было сложно не увлечься старинной архитектурой, ведь средневековый Париж не фон, а главный герой книги.

Сборники лирических стихотворений Виктора Гюго – «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) – возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток.

В 1842 Виктор Гюго выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

В 1848 году, автор «Собора Парижской Богоматери» откажется занимать пост министра образования во временном правительстве, возглавляемом поэтом Ламартином. А когда тремя годами позже республике придет конец и власть захватит Луи-Наполеон Бонапарт, Гюго покинет Францию и обоснуется на Нормандских островах, принадлежащих Англии.

В изгнании Виктор Гюго создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», в 1853 появились «Возмездия» – блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников.

В 1856 вышел сборник «Созерцания» – шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков». В 1860-1861 гг. Виктор вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные» – лихо закрученный детектив и роман-эпопея, где очень много страниц о любви: мужчины – к женщине, отца – к дочери, человека – к своим ближним.

Современники Гюго из числа интеллигенции критиковали «Отверженных» за «нереалистичность персонажей», за «социальность» и «мелодраматичность». Не роман, а политический памфлет. Зато рабочие покупали роман вскладчину и знакомились с текстом по очереди. «Отверженные» превратились в народную азбуку: по этой книге французы учились читать. Герои этой «дурно скроенной» книги, «напичканной нелепицами», – чего только ни писали критики – немедленно стали частью мировой культуры.

Персонажи Гюго, возможно, недостаточно реалистичны, но они удивительно поэтичны. «Отверженные» – это еще и поэма в прозе: лирическое начало здесь выражено не в языке, а в силе образов. «Отверженные» – не теорема о вреде бедности. Гюго не столько объясняет и доказывает, сколько волнует и возмущает. Его роман – как стихотворение – обращается в первую очередь к чувству и воображению.

После «Отверженных» будут опубликованы ещё два романа – «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869).

В 1859 году Луи-Наполеон объявит амнистию для ссыльных, но Гюго откажется возвращаться: «Свобода ушла. Я вернусь вместе со свободой». Автору «Отверженных» придется дождаться поражения Франции во Франко-прусской войне и бегства ее правителя в Англию, чтобы в 1870 году вернуться в Париж в сопровождении верной Жюльетты Друэ, роман с которой длился в течение 50 лет вплоть до её смерти.

«Да здравствует Виктор Гюго!» – будет первое, что шестидесятивосьмилетний писатель услышит на вокзале. Парижане, прочитавшие историю Гавроша и Козетты, придут встречать любимого автора под пение «Марсельезы». В эти же дни весь город будет читать строки из «Возмездия» Гюго. Сочиненные в ссылке стихи с обличением абсолютной власти зазвучат в кафе и театрах. Гюго организует бесплатный спектакль в Опере: парижане толпами пойдут слушать актеров, декламирующих со сцены стихи теперь уже, несомненно, главного французского поэта.

Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 Виктор издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию, начиная с 1842.

В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй – милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак.

В возрасте 75-ти лет Виктор Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго.

Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он, прежде всего, великий национальный поэт, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики, неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений.

Гюго первым наметил контуры будущего Евросоюза. Еще в 1849 году он призвал создать объединенный парламент для всех европейских государств, мечтал об «Объединенных штатах Европы», где была бы свобода передвижения и единая валюта.

«Придет день, когда вы, Россия, Италия, Англия, Германия и все остальные нации континента, не теряя вашей славной индивидуальности, составите высшее единство и европейское братство».

Гюго одним из первых говорил о необходимости отмены смертной казни. Об этом его – в двадцатисемилетнем возрасте написанный – роман «Последний день приговоренного к смерти», а еще множество статей и публичных выступлений в защиту осужденных.

Во Франции смертная казнь была отменена в 1981 году, почти через сто лет после смерти Гюго. Однако писателю посчастливилось увидеть, как сбывается другая его мечта – об обязательном бесплатном и всеобщем образовании. Гюго говорил о необходимости выведения школы из-под власти католической церкви еще в 1850-е. Потребовалось каких-то 30 лет, чтобы его призыв был услышан.

Наконец, Гюго первым имел смелость заявить, что нищета не фатальна, что неравенство не следствие естественного порядка вещей. Крайняя бедность может и должна быть искоренена. Писатель призывает депутатов приложить всю волю и ум для устранения этого бедствия. И сам же первым подает пример.

«Отдаю 50 000 франков бедным. Желаю, чтобы меня отнесли на кладбище в катафалке для бедных. Отказываюсь от мессы во всех церквях. Прошу молитвы у каждой души. Я верю в Бога», – объявит Гюго в завещании в 1883 году.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. В катафалке для бедных Гюго отвезут в Пантеон, при входе в который возрожденная республика восстановит стертую надпись: «Великим людям – благодарная родина».

Интернет-ресурсы

В. Гюго в библиотеке Максима Машкова

В. Гюго в Википедии

В. Гюго на сайте «Культура»

В. Гюго в энциклопедии «Кругосвет»

Биография В. Гюго здесь >>    здесь >>   здесь >>   здесь >>

http://www.rudata.ru/wiki/Victor_Marie_Hugo –  Виктор Мари Гюго: биография, фото

Афоризмы Виктора Гюго

В. Гюго на сайте Кроссворд-кафе  (биография, статьи)

Фильмография произведений В. Гюго

https://www.maisonsvictorhugo.paris.fr/ – Дома Виктора Гюго, музеи, биография, фотографии, архив (франц.)

Фотопортреты В. Гюго, его друзей и членов семьи

Произведения В. Гюго

«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах
заступался за малых и несчастных,
умолял могучих и неумолимых».

В. Гюго

Гюго, В. Собрание сочинений: в 15 т. / В. Гюго; пер. с фр.; под ред. В. Н. Николаева. – М. : Гослитиздат, 1953. –

Электронная версия здесь >>

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Гюго, В. Собрание сочинений: в 7 т. / В. Гюго. – М. : Моск. рабочий, 1993 –

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»,  библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22; п. Метлино; п.Татыш)

Гюго, В. Собрание сочинений: в 6 т. / В. Гюго; пер. с фр.; под ред. Н. М. Любимова; ил. П. Н. Пинкисевича. – Тула : САНТАКС, 1993. –

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал,  книгохранение)

Гюго, В. Девяносто третий год: роман / В. Гюго; пер. с фр. Н. Жарковой; предисл. М. Толмачева. – М. : Правда, 1981. – 399 с.

Этот роман (1873) – одно из самых значительных, ярких и смелых изображений Великой Французской революции. На примере гражданской войны в Вандее между частями республиканской армии и отрядами монархических мятежников,

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, книгохранение)

Гюго, В. Отверженные : роман. В 2 т. / В. Гюго; пер. с фр. Д. Лившиц, Н. Коган; всупит. Ст. Л. Андреева; примеч. С. Брахман; ил. П. Пинкисевича. – М. : Худож. лит., 1987. – (Б-ка классики. Зарубеж. лит.).

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность»)

Гюго, В. Собор Парижской Богоматери [Текст]: роман; Пьесы; Статьи; Стихотворения / В. Гюго. – М. : Пушкин. б-ка; АСТ, 2003. – 1049 с. – (Золотой фонд мировой классики).

 

(Имеются экземпляр в отделах: книгохранение; другие издания – во всех подразделениях)

Гюго, В. Стихотворения / В. Гюго; пер. с фр. М. Трескунова; вступ. статья и примеч. С. Брахман; худож. М. Ромадин. – М. : Худож. лит., 1981. – 319 с. : ил. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека).

В сборник включены лучшие образцы гражданской, философской, интимной лирики, созданные великим французским поэтом, убежденным демократом и гуманистом, в разные периоды его долгой и напряженной творческой жизни.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Гюго, В. Труженики моря: роман / В. Гюго; пер. с фр. А. Худадовой. – М. : Правда, 1982. – 464 с.

 

(Имеются экземпляры в отделе «Юность», абонемент)

Гюго, В. Человек, который смеется: роман / В. Гюго; пер. с фр. Б. Лившица; примеч. А. Андерс. – Душанбе : Ирфон, 1987. – 512 с.

Электронная версия книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; другие издания – «Юность»,  библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

Материалы о жизни творчестве В. Гюго

Гюго, В. Собор Парижской богоматери (в сокращ.); Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку [Текст] / Гюго В. – М.: АСТ; Олимп, 2002. – 507с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).

Издание содержит много дополнительных материалов. В помощь учащимся и учителям публикуется летопись жизни и творчества писателя, материалы к биографии, высказывания критиков и писателей о нем, темы сочинений, развернутые планы некоторых из них. Кроме «Собора Парижской Богоматери» в издание входят «Стихотворения», «Маленький Гаврош».

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»; библиотека семейного чтения п. Татыш)

Евнина, Е.М. Виктор Гюго / Е.М. Евнина; АН СССР. – М. : Наука, 1976. – 215 с. – (Из истории мировой культуры).

Книга освещает основные этапы жизни и творчества крупнейшего французского писателя XIX в. Виктора Гюго. Анализируя произведения Гюго, автор особое внимание уделяет его новаторству в различных литературных жанрах – в поэзии, прозе, драматургии.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Киреев, Р.Т. Новеллы о любви. На окрестных холмах: женщины в жизни и книгах Лопе де Вега, Свифта, Вольтера, Гольдони, Руссо, Стерна, Сада, Гёте, Шеридана, Бёрнса, Шиллера, Шатобриана, Гёльдерлина, Гофмана и др. [Текст] / Р. Т. Киреев. – М. : Центрполиграф, 2002. – 508 с.

С. 232-243: Гюго. «Эта ночь была символом»

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Моруа, А. Олимпио. Виктор Гюго: роман / А. Моруа; пер. с фр. Н. Немчиновой, М. Трескунова; вступ. Статья Ф. Наркирьера. – М. : Радуга, 1983. – 639 с.

Написанная в жанре романизированной биографии, книга о крупном поэте и писателе Викторе Гюго рассказывает о долгом трудном жизненном пути великого француза, его взлетах и падениях, любви и ненависти, борьбе и прощении.

Электронная версия книги здесь >>   и  здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность»)

Паевская, А. Виктор Гюго. Его жизнь и литературная деятельность // Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: биогр. повествования. – Челябинск : Урал LTD, 1998. – 516 с., ил. – (ЖЗЛ. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 29). – С. 259-328.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»,  библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

 

Трескунов, М. С. Виктор Гюго: очерк творчества / М. С. Трескунов. – Л.: Просвещение, 1969. – 152 с. – (Библиотека словесника).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», читальный зал)

Статьи:

Агранат, А. Человек, который «ввёл революцию в общество чучел»: 214 лет назад родился великий французский писатель Виктор Гюго / А. Агранат // Regnum 

Айрапетян, Н. Сказочные мотивы в романистике В. Гюго / Н. Айрапетян // Вопросы филологии. – 2003. – Вып. 1.

Алексеев, М.П. Виктор Гюго и его русские знакомства. Встречи. Письма. Воспоминания / М.П. Алексеев // Литературное наследство [Русская культура и Франция. II]. – Т. 31-32. – 1937. – С.  777-932.

Андреев, Л. Континент Гюго / Л. Андреев // Литература Западной Европы 19 века

Анисимов, И. Гюго и современность / И. Анисимов // Литература Западной Европы 19 века

Антокольский, П. Виктор Гюго: Биография / П. Антокольский // Литература Западной Европы 19 века

Арагон, Л. Гюго – поэт-реалист: Доклад, прочитанный на торжественном заседании, организованном журналами «Эроп» и «Пансе» в 1952 году / Л. Арагон; пер. О. Граевской // Собрание сочинений. Т. 10. – М.: ГИХЛ, 1961. – С. 65-105.

Безелянская, А. Алгоритм любви: Страсти по Виктору Гюго / А. Безелянская // Лит Мир

Бодлер, Ш. Моё обнаженное сердце. Размышления о некоторых моих современниках: Виктор Гюго / Ш. Бодлер // Виртуальная электронная библиотека ВВМ

Брахман, С. Виктор Гюго (1802 – 1885) / С. Брахман // Литература Западной Европы 19 века

Брахман, С. Виктор Гюго – наш современник: История создания романа «Девяносто третий год» / С. Брахман // Литература Западной Европы 19 века

Брахман, С. О романе В. Гюго «Труженики моря» / С. Брахман // Литература Западной Европы 19 века

Брахман, С. О романе «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго / С. Брахман // Литература Западной Европы 19 века

Волков, Н. О драме В. Гюго «Анджело – тиран Падуанский» / Н. Волков // Литература Западной Европы 19 века

Волынкина, Е.В. Символическое изображение природы трагикомического в образе главного героя романа В. Гюго «Человек, который смеётся» / Е.В. Волынкина, В.Д. Миленко // Вісник СевНТУ. Вип. 102: Филология: зб. наук. пр. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2010.

Григорьева, А. Виктор Гюго: Меж светом дня и мраком ночи / А. Григорьева // Персоны и личности

Грэм, Р. Жизнь Гюго: Биография / Р. Грэм // Литература Западной Европы 19 века

Гукасян, Н. Тема детства во французской литературной традиции и в творчестве Виктора Гюго / Н. Гукасян // Вопросы филологии. – 2003. – Выпуск 1.   

Гуськов, И. Отец и «Дон Жуан» нации: Виктору Гюго исполнилось 200 лет / И. Гуськов // DW

Данилин, Ю. Гюго – лирик: О творчество Виктора Гюго / Ю. Данилин // Литература Западной Европы 19 века

Данилин, Ю. О творчество Виктора Гюго / Ю. Данилин // Литература Западной Европы 19 века

Две страсти Виктора Гюго: Равнодушие жены и 50 лет преданной рабской любви куртизанки // Культурология

Дулькина, И. Два миллиона французов провожали его в последний путь: почему без Виктора Гюго не было бы современной Франции // Строитель. – 2020. – 26 февр.

Евнина, Е. Виктор Гюго // Библиотека всемирной литературы. Виктор Гюго. – М.: Художественная литература, 1973.

Евнина, Е. О творчестве Виктора Гюго / Е. Евнина // Литература Западной Европы 19 века

Заборов, П.Р. Гюго и Карамзин / П.Р. Заборов // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Сериальные издания. – XVIII век. – Вып. 8.

Захаров, Н.В. Разная роль Шекспира в русской и французской драматургии: Пушкин и Гюго / Н.В. Захаров, В.А. Луков // Гений на века: Шекспир в европейской культуре

Кадищева, Н. О Викторе Гюго: Жизнь в политике и литературе / Н. Кадищева // Литература Западной Европы 19 века

Каршибаева, У.Д. Категории пространства и времени в романах Виктора Гюго: Проблема единства развития действия, художественного пространства и времени в исторических романах В. Гюго / У.Д. Каршибаева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 109. – № 5.

Катков, М.Н. Статья де Мазада о Викторе Гюго / М.Н. Катков // Московские Ведомости. – 1871. – № 264. – 2 декабря.

Кудимова, М. Уродство, спасающее красоту: О творчестве Виктора Мари Гюго / М. Кудимова // Нева. – 2010. – № 9.

Купченко, М.Л. Тема рока в мировой литературе: Софокл «Эдип-царь», Шекспир «Макбет», Гюго «Собор Парижской Богоматери» / М.Л. Купченко // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 4 (21).

Литвиненко, Н.А. Романы В. Гюго: массовое и французский романтизм / Н.А. Литвиненко // Вопросы филологии. – 2003. – Вып. 1.

Литвиненко, Н.А. Проблема массового в романистике В. Гюго / Н.А. Литвиненко // Филология в системе современного университетского образования. – Вып. 5. – 2002. – С. 76 – 82.

Ломов, В. Виктор Гюго: Биография / В. Ломов // Проза.ру

Луков, Вл.А. Гюго Виктор Мари: Биография / Вл.А. Луков // Литература Западной Европы 19 века

Мандельштам, О. В. Гюго. Девяносто третий год: Предисловие к русскому изданию / О. Мандельштам // Русская виртуальная библиотека

Малая, С. Гюго Виктор Мари / С. Малая // Литература Западной Европы 19 века

Меженко, Ю.С. Гюго (Hugo) Виктор Мари // Меженко, Ю.С. Знаменитые писатели. Судьба и творчество. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.

Меньшенина, Е. История любви: Виктор Гюго и Жюльетта Друэ / Е. Меньшенина // Аргументы и факты. – 2014. – 21 февраля.

Мильчина, В. Пушкин и Виктор Гюго: Мстительный перевод из «Кромвеля» и «Львиный рёв» Мирабо / В. Мильчина // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Михайлов, А.Д. Забытая пьеса В. Гюго: История создания пьесы Гюго «Вознаграждение – тысяча франков» / А.Д. Михайлов // Литература Западной Европы 19 века

Михайлов, А.Д. Последняя книга Виктора Гюго: Критика цикла эпических поэм «Легенды веков» / А.Д. Михайлов // Литература Западной Европы 19 века

Муравьёва, Н.И. Гюго: Биография / Муравьёва, Н.И. Гюго. – М.: Молодая гвардия, 1961. – (ЖЗЛ).

Николаев, Н. В. Виктор Гюго – великий французский писатель / В. Н. Николаев // Гюго, В. Собрание сочинений в 15 т. – Т. 1. – М., 1953. – С. 5-34.

Пахсарьян, Н.Т. Отзвуки барокко в поэзии Виктора Гюго / Н.Т. Пахсарьян // Виктор Гюго: Неизвестный известный. К 200-летию со дня рождения Виктора Гюго. – М., 2004. – С. 11-15.

Полевой, Н. О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах: Против статьи г-на

Шове / Н. Полевой // Филолог.ру  

Пономарева, О.Д. Рецепция творчества Виктора Гюго в произведениях русских писателей 19 века: Выпускная квалификационная работа / О.Д. Пономарева, Н.А. Петрова // Инфопедия

Прошина, Л. Искусители. Гюго – Адель – Сент-Бёв / Л. Прошина // Проза.ру

Рак, В.Д. Гюго, Юго (Hugo) Виктор-Мари (1802-1885): Отношение Пушкина к творчеству Гюго / В.Д. Рак // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Резник, Р. Снова Гюго: Творчество В. Гюго / Р. Резник // Вопросы литературы. – 1979. – № 10.  

Сапёлкин, А.А. От Гюго к Бойто: Египет в европейской поэзии XIX века / А.А. Сапёлкин // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012. – № 4 (20).

Славятинский, Н. О романе Виктора Гюго «Девяносто третий год» / Н. Славятинский // Литература Западной Европы 19 века

Соколова, Т. Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской богоматери» / Т. Соколова // Литература Западной Европы 19 века

Стивенсон, Р.Л. Романы Виктора Гюго / Р.Л. Стивенсон // Литература Западной Европы 19 века

Тарасова, О.М. Традиции средневековой литературы во французской романтической поэзии: на примере интерпретации эпических циклов в поэзии В. Гюго и А. Де Виньи / О.М. Тарасова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 2. – № 2.

Толмачёв, М.В. Свидетель века // Гюго, В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. – М., 1988.

Толмачёв, М. О романе Виктора Гюго «Девяносто третий год» / М. Толмачёв // Литература Западной Европы 19 века

Толмачёв, М. О романе В. Гюго «Отверженные» / М. Толмачёв // Литература Западной Европы 19 века

Трескунов, М. Драматургия В. Гюго / М. Трескунов // Литература Западной Европы 19 века

Трескунов, М. О Викторе Гюго / М. Трескунов // Литература Западной Европы 19 века

Трескунов, М. Предисловие к роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» / М. Трескунов // Литература Западной Европы 19 века

Уваров, П. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери»: Как Гюго пробудил интерес к Средним векам и спас Нотр-Дам от сноса // Арзамас – Академия

 

Методические материалы

Алямкина, В.А. Виктор Гюго (1802-1885 гг.) – писатель-романтик, публицист-патриот и политик-демократ. «Собор Парижской Богоматери» (1831г.). История написания: Урок литературы, 10-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Алямкина, В.А. В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Свободолюбивые идеи творчества. Гуманистическое изображение жизни. Контрастная романтичность образов: Урок литературы, 10-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Амагаланова, Б.Б. Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris»: Литературоведческий ролевой проект. Урок литературы, 9-й класс / Б.Б. Амагаланова // Социальная сеть работников образования

Бурлакова, О.Д. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»: Урок МХК, 10-й класс / О.Д. Бурлакова // Социальная сеть работников образования

Ветринская, А.В. Тест по пьесе В. Гюго «Рюи Блаз»: Урок литературы / А.В. Ветринская // ИнфоУрок

Волков, С. Когда вокруг читают все: Восьмиклассник о романе «Собор Парижской Богоматери» / С. Волков // Литература – Первое сентября. – 2009. – № 13.

Грицив, Л.В. Тема нравственности и гуманизма в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»: Урок литературы, 9-й класс / Л.В. Грицив // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Грищенко, А. Notre Dame de Paris: собор или роман?: Исследовательская работа по МХК / А. Грищенко, Е.С. Артюшенко // Социальная сеть работников образования

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»: Урок внеклассного чтения в 10-ом классе // ИнфоУрок

Дмитриева, С.Г. «Любить – значит жертвовать собой ради любимого» (по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»): Урок литературы / С.Г. Дмитриева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Единова, А.К. В. Гюго «Козетта»: Урок литературы, 4-й класс / А.К. Единова // Копилка уроков

Жинжер, С.А. Виктор Гюго «Козетта»: Урок литературы с презентацией, 4-й класс / С.А.  Жинжер // Мультиурок 

Журавлева, Е. Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» / Е. Журавлева // Литература – Первое сентября. – 2000. – № 27. – С. 2–4.

Калинина, М.В. Отзыв-размышление о книге Гюго «Собор Парижской богоматери»: Урок литературы / М.В. Калинина // ИнфоУрок

Козыкенова, З.И. В. Гюго «Козетта»: Урок литературы, 4-й класс / З.И. Козыкенова // ИнфоУрок

Комлева, А. А. Урок-анализ на тему «Образы главных героев романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»/ А. А. Комлева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Кучеренко, Н.С. Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»: Урок литературы, 9-й класс / Н.С. Кучеренко // Копилка уроков

Масолова, Е.А. Роман В. Гюго «Девяносто третий год»: Лекция по истории зарубежной литературы первой половины ХIХ века / Е.А. Масолова // Литературный портал

Некрасова, Г. Н. Интегрированный урок в 8-м классе «литература + французский язык» по теме: «Виктор Гюго – классик французской литературы»// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Осанова, Н. Н. «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго / Н. Н. Осанова // Литература в школе. – 2002. – № 6. – С. 45–48.

Павлова, А.А. Образы главных героев романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»:  Урок литературы, 9-й класс / А.А. Павлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Рахманова, И.В. Виктор Гюго «Козетта» (отдельные главы): Урок литературы, 4-й класс / И.В. Рахманова // Социальная сеть работников образования

Свердлов, М. Роман-драма: Виктор Гюго / М. Свердлов // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 8.

Скворцова, О.В. «Козетта» В. Гюго: Урок литературы с презентацией, 4-й класс / О.В. Скворцова // Мультиурок

Смолянова, И.Ю. «Козетта» В. Гюго: Урок литературы, 4-й класс / И.Ю. Смолянова // Современный учительский портал

Шишкина, О.А. В. Гюго «Козетта»: Урок литературы, 4-й класс / О.А. Шишкина // Копилка уроков

Шулепова, И. Поэтическое творчество Виктора Гюго: Анализ тем поэтических сборников и изобразительно-выразительных средств / И. Шулепова, И.В. Плетенева // Социальная сеть работников образования

 

Видеоматериалы:

Бирюков, Н.Г. «Души готической рассудочная пропасть…»: Лекция, посвященная В. Гюго и его произведению «Собор Парижской Богоматери» [Видео] // YouTube – Россия

Волгин, И. Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»: док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия

Виктор Гюго: док. фильмы из цикла «По следам великих писателей». Серия 17; 18 / Реж. Ги Пакетт, Жильбер Ди Нино [Видео] // Realserial.ru

Менделеев, Д. Виктор Гюго. «Милосердие»: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Виктор Гюго. «Отверженные»: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Уваров, П. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери»: Лекция курса «Как читать любимые книги по-новому» [Видео] // YouTube – Россия  // Арзамас – Академия

Шамонов, Д. Виктор Гюго: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

 

Памятные места

О память! Слабый свет среди теней!
Заоблачная даль тех давних дум!
Прошедшего чуть различимый шум!
Сокровище за горизонтом дней!

В. Гюго

Могила Виктора Гюго в Пантеоне (Париж, Франция)

(Пантеон был задуман как проект в честь великих людей в истории Франции. Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям – благодарная отчизна».)

На следующий день после кончины Гюго правительство приняло решение о национальных похоронах. 1 июня 1885 года состоялась грандиозная церемония: в ночь накануне похорон более 200 тысяч парижан проходили перед катафалком, стоявшим под Триумфальной аркой, с которой свешивалась огромная креповая вуаль. Днем около двух миллионов человек выстроились вдоль пути следования катафалка с площади Звезды в Пантеон. По словам присутствовавшего на похоронах Мориса Барреса, хоронили «поэта-пророка, старого человека, который своими утопиями заставлял трепетать сердца».

Дом-музей Виктора Гюго (Париж)

http://www.museevictorhugo.fr/

Музей расположен на втором этаже особняка Роганов на площади Вогезов. Здесь писатель снимал квартиру в 1832-1848 гг., и в этих стенах он написал роман «Отверженные», «Мария Стюарт» и другие великие произведения. В день столетия со дня рождения писателя в 1902 году в этом доме был открыт музей, где до сих пор царит атмосфера творчества и романтики.

Среди экспонатов музея – рисунки и рукописи Виктора Гюго, экземпляры первых изданий его произведений, а также картины и скульптуры, посвящённые писателю.

Александр Дюма «поселил» в этот дом миледи Винтер, одного из центральных персонажей своего романа «Три мушкетёра». Учитывая дружбу писателей и восхищение Дюма талантом Гюго, этот факт можно рассматривать как дружескую шутку автора.

Фотоэкскурсия по музею здесь >>

Памятник В. Гюго в Париже (Франция)

(1901, скульптор Лоран Маркест /Laurent Marqueste)

Установлен в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете (старейшем университете Европы), расположенном в центре Латинского квартала.

 

Фото с сайта

Бюст Гюго в Национальном Собрании Франции (Париж)

(скульптор О. Роден)

21 августа 1849 года в Париже состоялся Конгресс мира, на нем были представлены основные государства Европы. Виктора Гюго избрали председателем. Писатель выступил  с мыслью о «стирании границ на карте и предрассудках в сердцах», он призвал создать объединенный парламент для всех европейских государств, мечтал об «Объединенных штатах Европы», где была бы свобода передвижения и единая валюта.

Он считал, что «истинная политика» должна  выражать  «историческое единство народов с цивилизацией посредством мира».  Эти идеи Гюго считают предтечей Евросоюза. «Придет день, когда вы, Россия, Италия, Англия, Германия и все остальные нации континента, не теряя вашей славной индивидуальности, составите высшее единство и европейское братство».

Памятник В. Гюго в саду у Пале-Рояль (Париж)

(скульптор  О. Роден)

Заказ для памятника Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее Роден создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков.

Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Подробнее здесь >>

Мемориальная доска в Безансоне (Франция)

Установлена на доме (Гранд-Рю, 140), в котором родился В. Гюго.

Виктор Гюго называл Безансон старым испанским городом, так как Франция и Испания вели жестокую борьбу за этот город в XVII веке. Город не случайно был объектом притязаний: его атмосфера способствовала расцвету мысли. Кроме Виктора Гюго, в нем жили многочисленные мыслители, писатели и изобретатели: утопический коммунист Фурье, анархист Прудон, писатель Тристан Бернар, изобретатель искусственного шелка Граф де Шардоне, изобретатели кинематографа братья Люмьер. В 1694 году здесь был открыт первый во Франции музей.

Памятник В. Гюго в Безансоне (Франция)

(1902, скульптор Ж. Беке/Just Becquet)

 

Установлен на площади Гранвель, к 100-летию писателя.

 

Фото с сайта

Памятник в Безансоне (Франция)

(2003, автор сенегалец  Соу Усман)

Установлен на Эспланаде прав человека по случаю двухсотлетия со дня рождения Виктора Гюго. Бронзовая статуя высотой 2,30 метра, изображающая писателя с одной рукой в ​​кармане, а в другой с часами, на которые он смотрит.

Копия находится в Париже, в здании Сената.

Фото с сайта

Памятник в Тьонвиле (Франция)

(1951, скульптор Жан Буше)

Установлена на площади Анри Леви напротив синагоги. Когда она была создана, она заняла место перед Пантеоном в Париже, и только в 1951 году ее привезли в Тионвиль, город, который Леопольд Гюго, отец поэта, защищал в 1814-1815 годах. На постаменте статуи находится табличка со словами Виктора Гюго «Я впервые увидел Тионвиль….. и Родину. 3.8.1871».

Фото с сайта

Памятник в Риме (Италия)

(1905, скульптор Л. Паллез)

Установлен в парке Виллы Боргезе.

Франция пожертвовала этот памятник Риму. Надпись на постаменте увековечивает речь В. Гюго в восхвалении Гарибальди и его последователей.

Фото с сайта

Дом-музей В. Гюго в Виандене (Люксембург)

http://victor-hugo.lu 

Виктор Гюго несколько раз приезжал в Великое Герцогство Люксембург с 1862 по 1865 год в качестве туриста, а в 1871 году его приняли как политического беженца.

Перед музеем в городе-крепости Вианден установлен бюст писателя работы Огюста Родена, подаренный правительством Франции.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Дом-музей В. Гюго в Сент-Питер-Порт (о. Гернси, Нормандские о-ва, Великобритания)

http://www.victorhugo.gg

Виктор Гюго был вынужден провести 15 лет (1856 – 1870)  в изгнании, вдали от Франции. Все эти годы писатель жил на британском острове Гернси в проливе Ла-Манш, в шикарном особняке Хотвилль Хаус. Это единственный дом, когда-либо бывший во владении писателя, для которого Гюго сам разработал дизайн и подобрал мебель.

Именно здесь написаны «Отверженные» и «Человек, который смеется».

В 1927 г. Парижская мэрия открыла в особняке дом-музей Виктора Гюго, на Гернси раз в два года проходит Международный музыкальный фестиваль им. В. Гюго.

Подробнее и фото здесь >>

Фото с сайта

Памятник В. Гюго (г. Сент-Питер-Порт, о. Гернси, Нормандские острова, Великобритания)

(скульптор Жан Буше /Jean Boucher)

Статуя Виктора Гюго, подаренная Гернси Францией в 1914 году в знак признания гостеприимства острова по отношению к горячо любимому писателю, установлена в Кэнди-Гарденс, примерно в километре к северу от дома В. Гюго.

Фото: Bernhard Eckert

 

Мемориальная доска в Ватерлоо (Бельгия)

 

Автор Victor Demanet

Памятник В. Гюго в Москве

 

(2000, автор  Лоран Маркест)

 

Установлен в саду «Эрмитаж», подарок мэрии Парижа.

Бюст В. Гюго во дворце Юаньминъюань (Пекин, Китай)

(2010)

Парк Юаньминъюань («сады совершенной ясности»),  где в XVIII–XIX веках находился Старый Летний дворец, одно из самых красивых мест в Пекине. Когда-то здесь были роскошные дворцы императора Цин, разрушенные французскими и британскими военными в ходе Опиумных войн.

Бюст установлен к востоку от руин фонтана Дашуйфа императорского дворца. На пьедестале бюста вырезан текст письма, написанного Гюго в 1861 году своему другу, одному из офицеров захвативших Пекин объединенных англо-французских войск, с осуждением преступления, совершенного захватчиками во дворце Юаньминъюань.

Фото и подробнее здесь >>   и   здесь >>

Оцените статью
libozersk.ru