«Я великий художник и знаю об этом…»

175 лет со дня рождения Поля Гогена
(07.06.1848 – 08.05.1903)

«Единственный способ стать Богом –
это поступать, как Он: творить…»

Поль Гоген

«Беру как предтекст любую тему,
заимствованную из жизни или природы,
и, несмотря на размещение линий и цветов,
получаю симфонию и гармонию,
не представляющую ничего полностью реального
в точном значении этого слова…»

Поль Гоген

Поль Гоген был выдающимся художником, не стеснявшимся бросить вызов обществу, своей семье, традициям живописи, которые устанавливались веками, и самое главное самому себе. Его судьбу можно назвать необычной, а поступки порою безрассудными, но, пожалуй, сложно найти ещё одного такого художника, который слепо следовал за своим искусством, отказавшись от многих благ и в этом видевший источник вдохновения и счастья.

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника.

После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену, и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем – у берегов Дании и Норвегии.

Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства.

Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши.

В 1871 году Гоген получает должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы, а через год знакомиться со своей будущей супругой датчанкой Мэтт-Софи Гад. Перед ним открывалась блестящая карьера и перспектива стать образцовым отцом большого семейства (в браке с Метте у него родится пятеро детей).

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебания принёс в жертву своему увлечению – живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «Натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).

В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген.

В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить.

Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.

Следующая главная веха в биографии Гогена – знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога.

После краткой поездки на Мартинику, которая хоть и не была удачной, Гоген, наконец, понял, где его творчество найдёт благодатную почву. Он выбрал Таити, надеясь уехать от шумного Парижа с напыщенными критиками, стремясь найти здесь уединение и уклад, напоминающий первобытный – Гоген тянулся к истокам.

Однако Гогена ждало разочарование: колония постепенно обживалась европейцами, и художника здесь встретили не дикие  хижины, а добротные дома, крытые железными крышами. Ему стоило больших усилий найти заповедный уголок – им оказалась полинезийская деревушка Матаиеа.

Здесь Гоген организовывает мастерскую, где всего за два года напишет более 80 картин, посвящённые туземной жизни, удивительным верованиям и мифам края и красоте окружающей природы.

В деревушке Гоген находит новую музу – ею оказалась кроткая и покладистая тринадцатилетняя туземка Техура, которая будет его женой и родит ему ребёнка.

В 1893 году Гоген возвращается во Францию. Но пребывание в Париже было недолгим, хотя и ярким – Гоген заканчивает работы, начатые ещё на острове, организовывает знаменитые «четверги», которые собирают художников Парижа, и выставляет свои бретонские и таитянские работы на персональной выставке.

Публика ошеломлена уведенным – обнажённые фигуры в естественных позах, сочные цвета и чёткие контуры, неприкрытая реалистичность, пластика и декоративность делают эти картины непохожими ни на что созданное доселе. Однако с коммерческой точки зрения, выставка провалилась, и Гоген навсегда покидает материк, отправляясь в Океанию до конца своей жизни.

На островах Гоген снова много работал, писал пейзажи, влюблялся и горевал (особенно после известия о смерти единственной дочери), здесь были созданы самые великие шедевры живописца – «Заклинание», «Зов», «Белая лошадь», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», «Никогда больше», «Почему ты сердишься» и многие другие.

В 1901 году Гоген переезжает на Хива-Оа (Маркизские острова), где строит хижину, которой даёт громкое название «Дом наслаждений», и снова берёт в жёны молодую туземку. Последние годы помимо творческой работы, Гоген занимается журналистикой…и много спорит с местными властями и католической миссией.

Несмотря на бедность и болезни лучшие свои работы Поль Гоген написал именно там.

Гогена не стало 8 мая 1903 года – он умер от сердечного приступа и был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа). После смерти с торгов продали его имущество, а все, показавшееся хламом, выбросили на помойку – письма, наброски, заметки.

Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.

Гоген, умерший в бедности и забвении со стороны соотечественников, живших рядом с ним в колониях, не мог знать о том влиянии, которое оказал своим искусством на художественную эволюцию XX века, и о том, с каким восхищением и жадностью рассматривали все то, что он создал вдали от Франции, его коллеги по искусству. Его наследие осталось в истории как одна из ярчайших страниц европейского искусства рубежа XIX и XX столетий.

Работы Гогена, когда-то стоившие несколько жалких франков, продаются в наши дни за миллионы долларов, а картина «Когда свадьба?» была продана на аукционе в 2015 году за 300 млн. долларов и получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».  В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.

О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят очередной фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли – «Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Дикарь. Гоген. Путешествие на Таити» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии.

Интернет-ресурсы

http://поль-гоген.рф – Поль Гоген

Поль Гоген в энциклопедии «Кругосвет»

Поль Гоген на сайте «Импрессионизм в сети»

Поль Гоген на сайте «Музеи мира»

Поль Гоген на сайте Артхив

Картины Поля Гогена на сайте «Арт Ассорти»

Картины Поля Гогена на сайте «Gallerix»

Картины Поля Гогена на сайте «Описание картин»

Галерея картин Гогена на сайте «Artcontext»

Поль Гоген в Википедии

Биография Поля Гоена

Материалы о жизни и творчестве П. Гогена

«Гоген – это дикарь, который ненавидит
стесняющую его цивилизацию,
он что-то вроде Титана, который, ревнуя к Творцу,
на досуге создает свои творения…»

А. Стринберг

Гоген [Текст]: [Альбом] / Авт. текста Дж. Николетти. – М.: Белый город, 2000. – 64 с., цв. ил. – (Мастера живописи).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Поль Гоген: 1848-1903 [Текст] : [жизнь и творчество] / М. Гордеева. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 48 с. : цв. ил. – (Великие художники).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Поль Гоген. Письма. НоаНоа. Из книги «Прежде и потом» / Пер. с фр. Н. Рыковой, состав. А. Кантор-Гуковская. – Л.: Искусство, 1972. – 256 с., 16 л. ил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел книгохранения)

Даниельссон, Б. Гоген в Полинезии. [Текст] / Б. Даниельссон; пер. со швед. – М.: Искусство, 1969. – 279 с. : ил.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Кочик, О.Я. Мир Гогена. – М.: Искусство, 1991. – 312 с., цв. ил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, читальный зал)

Паустовский, К.Г. Книга о художниках [Текст] : [Орест Кипренский, Исаак Левитан, Нико Пиросманашвили, Винсент Ван Гог, Поль Гоген] / К.Г. Паустовский – М.: Искусство, 1993. – 111 с.

То же: 1966. – 152 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Перрюшо, А. Жизнь Гогена [Текст] / А. Перрюшо; пер. с фр. Ю.Я. Яхниной; послесл. К.Г. Богемской. – М.: Радуга, 1989. – 336 с.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, отдел искусств)

Перрюшо, А. Поль Гоген [Текст] / А. Перрюшо; пер. с фр. Ю.Я. Яхниной; послеслов. К. Богемской. – М.: Искусство, 1979. – 318 с., 25 л. ил. – (Жизнь в искусстве).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Ревалд, Д. История импрессионизма [Текст]: [Базиль, Дега, Гоген, Кайботт, Кэссет, Мане, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Сислей] / Дж. Ревалд; пер. с англ. П. В. Мелковой; вступ. ст. и общ.ред. М. А. Бессоновой. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; М.: Республика, 2002. – 416 с. : цв. ил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Статьи:

Абдулмеджидова, Д.М. Творческий путь Поля Гогена: Урок МХК, 11-й класс / Д.М. Абдулмеджидова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Акбердина, Л. Как жил и работал Поль Гоген?: Картины художника, непризнанного современниками / Л. Акбердина // ФБ

Барская, А. Поль Гоген: Биография / А. Барская // Pptcloud.ru

Барышникова, А. Поль Гоген. Дикарь, ребенок и великий художник // Блог школы Bratec Lis School

Батталова, В. Творческий путь Поля Гогена: Урок МХК, 11-й класс / В. Батталова // Инфоурок

Бoгдaнoв, П.С. Поль Гоген: Биография, творчество / П.С. Бoгдaнoв, Г.Б. Бoгдaнoвa // Сайт художника Ильи Клейнера

Боннер, А.Т. Кто отрезал ухо Ван Гога? // Избранные труды: в 7 т. Т. VII. Судьбы художников, художественных коллекций и закон. – М.: Проспект, 2017. – С. 15 – 30.

Боровская, Н. Гоген. Художник как алхимик / Н. Боровская // RELGA. – 2017. – 10 ноября.

Виноградова, С. Картины Поля Гогена: в поисках «дикаря» / С. Виноградова // Рисуй. – 2015. – 4 мая.

Витковский, А. Поль Гоген, картины: описание, история создания. Невероятные картины Гогена / А. Витковский // ФБ

Витковский, А. Картины Поля Гогена как яркий пример постимпрессионизма / А. Витковский // ФБ

Гашева, Н.Н. Н. Гумилев и П. Гоген: жизнетворческий и эстетический синтез / Н.Н. Гашева // Вестник МГУКИ. – 2011. – № 3. – С. 82-88.  

Гоген Поль: Биография и творчество художника // Записки о художниках

Поль Гоген – керамика протеста // Русская Майолика   

Поль Гоген // Первое сентября – Искусство. – 2007. – № 6.

Поль Гоген. Художник и авантюрист // Художественная галерея. – 2004. – № 6.

Гончаров, А. Поль Гоген: Жизнь и творчество / А. Гончаров // Огонек. – 1968. – № 25.

Давыдов, Г. Проклятый Гоген: 8 мая 1903 года умер художник Поль Гоген / Г. Давыдов // Перемены

Декс, П. Поль Гоген [Текст] / П. Декс; пер. с фр. С. Сурковой. – М. : Молодая гвардия, 2003. – 368 с. – (Жизнь замечательных людей). 

Жизнь и творчество Гогена. Музей Поля Гогена на Таити // Journeying.ru. – Ч. 1; Ч. 2; Ч. 3; Ч. 4.

Иванова, А. Поль Гоген, Метте и Теха’амана // Obiskusstve.com. – 2017. – 6 дек.

Иванова, Н. Поль Гоген. Побег к славе и нищете / Н. Иванова // Хронотон

Игнатьева, М. Судьба и творчество Поля Гогена / М. Игнатьева // ФБ

История любви, породившая шедевры: Поль Гоген и его две главные женщины – датчанка Метте Софи Гад и таитянка Теха’амана // Radiovan.fm

Кантор, М. Гоген: собор в океане / М. Кантор // Перемены

Койфман, В. Французский художник Поль Гоген. Бегство от цивилизации: К 160-летию со дня рождения выдающегося мастера / В. Койфман // Зарубежные задворки. – 2008. – июль.

Копенкина, О. Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы / О. Копенкина // Дневник живописи

Маршак, И. Поль Гоген: жизнь как поиск рая / И. Маршак, А. Городецкий // Вечерняя Москва. – 2014. – 7 мая. 

Медкова, Е. Схема изучения творчества Гогена: Урок МХК / Е. Медкова // Первое сентября – Искусство. – 2007. – № 6.

Мирамистинова, Ю. Жизнь и смерть в картине Поля Гогена: Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?» / Ю. Мирамистинова // Музей погребальной культуры

Перье, Ж. Непристойный художник / Ж. Перье // Караван историй. – 2000. – январь.

Потехин, А.Б. Маргинал в контексте художественной культуры Европы: Поль Гоген / А.Б. Потехин // Ярославский педагогический вестник. – 2006. – № 1. – С. 20-24.

Рыжов, К. Гоген: Краткая биография / К. Рыжов // Проза.ру

Самин, Д.К. Поль Гоген: Биография / Д.К. Самин // 100 великих художников. – М.: Вече, 2004.

Сартан, М. Ван Гог и Гоген / М. Сартан // Первое сентября – Искусство. – 2007. – № 6.

Сартан, М. Поль Гоген: Биография  / М. Сартан // Первое сентября – Искусство. – 2007. – № 6.

Сартан, М. Последние шаги к новому искусству / М. Сартан // Первое сентября – Искусство. – 2009. – № 7.

Сартан, М. Предшественники и последователи: Влияние Поля Гогена / М. Сартан // Первое сентября – Искусство. – 2007. – № 6.

Сидельникова, Е. История любви в картинах: Поль Гоген, Метте и Теха’амана / Е. Сидельникова // Артхив

Стародубова, В. Гоген: Биография / В. Стародубова // НЭС

Трагичная история жизни художника Поля Гогена // Pobedi-sebya

Фролова, Ф. Творчество Поля Гогена: Урок МХК / М. Фролова // Первое сентября – Искусство. – 2007. – № 6.

Хадеева, Н.Ю. Тема жертвенности и крестного пути в творчестве Поля Гогена и Жоржа Руо / Н.Ю. Хадеева // Известия ВГПУ. – 2013. – № 3 (78). – С. 44-47.

Чащина, Е. Поль Гоген: Биография / Е. Чащина // Путь к искусству

Языкова, И. Бретонский период в творчестве Гогена / И. Языкова // Решение. – 2016. – 15 августа.

Видеоматериалы:

Аддисон, Д. Поль Гоген: Док. программа из цикла «Постимпрессионисты» [Видео] // YouTube – Россия

Бернштейн, Б. Поль Гоген и Поль Сезанн: Лекция по истории искусства. Из цикла «Импрессионизм» [Видео] // YouTube – Россия

Бернштейн, Б. Поль Гоген: Лекция по истории искусства. Из цикла «Импрессионизм» [Видео] // YouTube – Россия

Вихрова, А.А. Поль Гоген и Поль Сезанн: Лекция из цикла «Преобразование живописи» [Видео] // YouTube – Россия

Глазова, А. Поль Гоген брокер и художник: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Гликман, Е. Гоген: Док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» на телеканале «Культура» [Видео] // YouTube – Россия

Макеева, Е. Путь Поля Гогена: от брокера к художнику: Лекция из цикла «30 самое время начать» [Видео] // YouTube – Россия

Марова, В. Ван Гог, Сезанн, Гоген и Тулуз-Лотрек: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Борьба Иакова с Богом. Поль Гоген: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // Предание // Mail – Видео

Мороз, П. Поль Гоген: Док. программа из цикла «Шедевры мирового искусства» [Видео] // YouTube – Россия

Николаев, Л. Поль Гоген: Док. программа из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» [Видео] // YouTube – Россия

Петрова, О.Г. Истоки авангарда. Поль Гоген: Лекция из цикла «Парадоксы авангарда» [Видео] // YouTube – Россия

Сагалаев, Э. Цивилизованный дикарь Гоген: док программа из цикла «Мой Пушкинский» [Видео] // YouTube – Россия

Таиров, А. Поль Гоген: Лекция из цикла «Рассказывает Александр Таиров» Видео] // YouTube – Россия

Ярошинская, Л. Поль Гоген: Авторская программа из цикла «Прометей» [Видео] // YouTube – Россия

Памятные места

Музей П. Гогена в Папеари (Таити, Французская Полинезия)

Музей, открытый в 1964 году, задумывался как «Мемориал восхищения и благоговения» (Гогеном). Он расположен на месте его дома, на окраине деревни Папеари, напротив Ботанического сада и состоит из нескольких зданий, соединенных между собой крытыми переходами.

Фото с сайта

Экспонаты музея – документы, письма, фотографии, репродукции, гравюры и скульптуры – рассказывают о полинезийском этапе жизни художника. В коллекции музея хранится несколько эскизов и набросков Гогена.

Подробнее здесь >>

О Таити Гоген всегда отзывался с особенной теплотой: «Меня пленила эта земля и ее люди, простые, не испорченные цивилизацией. Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества».

Культурный центр Гогена на о. Мартиника (Малые Антильские острова)

Гоген прожил на Мартинике несколько месяцев  в 1887 году. Центр интерпретации Гогена находится недалеко от места, где жил художник. Цель центра состоит в том, чтобы рассказать посетителям о жизни и эпохе Поля Гогена, его пребывания на острове и мартиникском наследии 19-го века.

Подробнее здесь >>

Дом на Хива-Оа (Французская Полинезия)

В 1901 году Поль перебрался на остров Хива-Оа, женился на совсем юной таитянке и полностью посвятил себя творчеству. Гогена мучил сифилис, приступы депрессии, нищета, но работы последнего периода его жизни считаются истинными шедеврами.

Фото с сайта

 

Культурный центр Гогена в посёлке Атуона (Хава-оа, Маркизские острова, Французская Полинезия)

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Могила Поля Гогена на Хива-Оа (Французская Полинезия)

Художник скончался на острове 8 мая 1903 года и был похоронен на католическом кладбище «Голгофа».

В 1973 году по завещанию художника на его могиле установлена увеличенная копия гогеновской скульптуры – кровожадной и жестокой таитянской богини смерти и траура Овири, созданной им в 1894 году.

Акопджанян, Р. Зубы Поля Гогена: [П. Гоген га о. Хива-Оа] // Новое время. – 2014. – 6 февр.

Фото с сайта

Бюст Поля Гогена в г. Пон Авен (Финистер, Франция) 

Установлен на Центральной площади города.

Языкова, И. Бретонский период в творчестве Гогена / И. Языкова // Решение. – 2016. – 15 августа.

Фото с сайта

 

Некоторые работы П. Гогена

«Искусство – это абстракция, берите с натуры,
мечтая наперед, и больше думайте о творчестве, чем о результате.
Это единственный способ вознестись к Богу,
творя, подобно нашему божественному Учителю…»

П. Гоген

Картины Поля Гогена на сайте «Арт Ассорти»

Картины Поля Гогена на сайте «Галерея ALARTIST»

Картины Поля Гогена на сайте «Gallerix»

Картины Поля Гогена на сайте «Описание картин»

Галерея картин Гогена на сайте «Artcontext»

10 самых известных картин Гогена

10 женских образов на картинах Поля Гогена

Галерея картин Гогена

В лесу Сен-Клу

1873

Фото с сайта

Пейзаж с тополями

1875

Фото с сайта

 

Натюрморт

 

Фото с сайта

 

Хижины под деревьями

1887

Фото с сайта

Двор фермы в Ле Пульдю

1890

Фото с сайта

«Когда ты выйдешь замуж?»

1892

Картина стала самым дорогим произведением искусства в мире, в 2015 году она была куплена за 300 млн. долларов.

Фото с сайта

Автопортрет

1893

Мороз, М. Писал с себя:  8 автопортретов Поля Гогена // ТАСС

Фото с сайта

Сиеста

1894

Фото с сайта

Чудесный источник

1894

Фото с сайта

Бретонский пейзаж. Мельница Давида

1894

Фото с сайта

 

Автопортрет

1896

Фото с сайта

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

1897

Фото с сайта

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Сам художник считал произведение возвышенной кульминацией своих размышлений.

Мирамистинова, Ю. Жизнь и смерть в картине Поля Гогена: Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?» / Ю. Мирамистинова // Музей погребальной культуры

Синичкин, П. Исцеляющий мышьяк: 16 символов, зашифрованных в самой известной картине Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» // Вокруг света. – 2014. – № 2.

Крыши. Зима

1900

Фото с сайта

Всадники на пляже

1902

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru