«Где дышит звёздами Ван Гог…»

170 лет со дня рождения нидерландского художника Винсента Ван Гога
(30.03.1853 – 30.07.1890)

«Ван Гог был честным человеком и великим художником,
у него было всего две цели: гуманность и искусство.
Искусство он ставил превыше всего,
и оно отплатит ему тем же, увековечив его имя».

Доктор Гаше

Художник в жёлтом цвете вдохновенья
Искусство с жизнью, на пределе сил,
Как двух миров разрозненные звенья,
В единое звено объединил.

А. Межиров

Винсент Виллем Ван Гог родился около южной границы Нидерландов в деревушке Грот-Зюндерт 30 марта 1853 года.

Отец Винсента, Теодорус Ван Гог, был протестантским священником, служил в маленьком городке Гроот Зюндерт в Южной Голландии, на границе с Бельгией. Дяди Винсента, Корнелиус и Вине, торговали картинами в Амстердаме и Гааге.

Мать, Анна Корнелия Карбендус, мудрая женщина, прожившая почти сто лет, заподозрила, что сын у нее не обычный Ван Гог, едва он появился на свет. Годом раньше, день в день, у неё родился мальчик, нареченный тем же именем, который не прожил и нескольких дней. Так что судьбой, считала мать, её Винсенту уготовано жить за двоих.

Всего в семье Ван Гогов было шестеро детей. Младший брат Тео на протяжении всей жизни помогал Винсенту, принимал активное участие в его непростой судьбе.

Винсент был трудным, непослушным ребенком с некоторыми странностями, поэтому его часто наказывали. Вне дома, он, наоборот, выглядел задумчивым, серьезным и тихим. С детьми он почти не играл. Односельчане считали его скромным, милым, дружелюбным и сострадательным.

В 7 лет его отдают в деревенскую школу, спустя год забирают оттуда и учат дома, осенью 1864 г. мальчика отвозят в школу-интернат в Зевенберген.

Отъезд ранит душу мальчика и причиняет ему много страданий. В 1866 г. его переводят в другой интернат. Винсенту хорошо даются языки, здесь же он получает и первые навыки рисования. В 1868-м посреди учебного года он бросает школу и уезжает домой. Его образование на этом заканчивается. О своем детстве он вспоминает как о чём-то холодном и мрачном.

Традиционно поколения Ван Гогов реализовали себя в двух сферах деятельности: торговле картинами и церковной деятельности. Винсент попробует себя и в качестве проповедника, и в качестве торговца, отдавая работе всего себя. Добившись определенных успехов, он отказывается от того и другого, посвящая свою жизнь и всего себя живописи.

В 1868 г. пятнадцатилетний юноша поступает в филиал художественной фирмы «Гупиль и Ко» в Гааге. За хорошую работу и любознательность его направляют в лондонский филиал. За два года, которые Винсент пробыл в Лондоне, он становится настоящим коммерсантом и знатоком гравюр английских мастеров, цитирует Диккенса и Элиота, в нём появляется лоск. Ван Гога ожидает перспектива блестящего комиссионера центрального отделения «Гупиля» в Париже, куда он должен был переехать. Но происходит что-то, что свело на нет карьеру Винсента, в начале марта 1876 он был уволен.

В апреле 1876 года Ван Гог вернулся в Англию совсем другим человеком – без всякого лоска и амбиций. Устроился воспитателем в школу, где получил класс из 24 мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Читал им Библию, а после и вовсе обратился к преподобному отцу с просьбой разрешить ему служить молебны для прихожан церкви Тернхам Грин. Скоро ему разрешили вести и воскресную проповедь.

В конце 1876 года Винсент написал брату, что понял своё подлинное предназначение – он будет проповедником. Вернулся в Голландию и поступил на теологический факультет Амстердамского университета. По иронии судьбы, он, свободно говоривший на четырех языках: голландском, английском, французском и немецком, не сумел одолеть курс латыни. По результатам испытаний в январе 1879 года его определили приходским священником в шахтерскую деревню Васмес в самой бедной в Европе области Боринаж в Бельгии.

Миссионерская делегация, проведавшая отца Винсента в Васмесе через год, была немало встревожена переменами в Ван Гоге. Так, делегация обнаружила, что отец Винсент переехал из удобной комнаты в лачугу, спал на полу. Раздал бедным свою одежду и ходил в поношенном военном мундире, под который надевал самодельную рубашку из мешковины. Не умывался, чтобы не выделяться среди перепачканных угольной пылью шахтеров.

Его пытались убедить, что Писание не следует понимать буквально, а Новый Завет не прямое руководство к действию, но отец Винсент выступил с обличением миссионеров, что закончилось отстранением от должности.

Из Боринажа Ван Гог не уехал: перебрался в крошечную шахтерскую деревушку Кузмес, и, существуя на подношения общины, а по сути дела за кусок хлеба, продолжил миссию проповедника. Он даже прервал на время переписку с братом Тео, не желая принимать от него помощь.

Когда переписка возобновилась, Тео в очередной раз удивился переменам, произошедшим с братом. В письмах из нищего Кузмеса он рассуждал об искусстве: «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров, и там окажется – Бог!» И сообщал, что много рисует. Шахтеров, жен шахтеров, их детей. И всем нравится.

В 1880 году Ван Гог приехал в Брюссель с твёрдым намерением учиться в Академии художеств, однако заявление его даже не было принято. Винсента это ничуть не расстроило. Он накупил популярных в те годы пособий по рисунку Жан-Франсуа Милле и Чарльза Бага и отправился к родителям, собираясь заняться самообразованием.

Только мать одобрила удивившее всю семью решение Винсента стать художником. Отец отнесся к переменам в сыне весьма настороженно, хотя занятия искусством вполне вписывались в каноны протестантской этики. Дяди, не одно десятилетие торговавшие картинами, посмотрев рисунки Винсента, решили, что племянник не в себе.

Случай с кузиной Корнелией лишь укрепил их подозрения. Корнелия, которая недавно овдовела и одна воспитывала сына, приглянулась Винсенту. Добиваясь её расположения, он ворвался в дом своего дяди, вытянул руку над масляной лампой и поклялся держать её над огнем до тех пор, пока ему не позволят увидеть кузину. Отец Корнелии разрешил ситуацию, задув лампу, и Винсент, униженный, покинул дом.

Мать очень переживала за Винсента. Она уговорила своего дальнего родственника Антона Мауве, удачливого художника, поддержать сына. Мауве прислал Винсенту коробочку акварели, а затем встретился с ним. Посмотрев работы Ван Гога, художник дал несколько советов. Но узнав, что изображенная на одном из набросков модель с ребенком – женщина легкого поведения, с которой Винсент теперь жил, отказался поддерживать с ним дальнейшие отношения.

Два месяца Винсент, полуголодный, кочевал с мольбертом по Северной Голландии. За это время он написал десятки портретов и сотни этюдов. Возвратившись в родительский дом, где его приняли как никогда прохладно, он объявил, что все, что он делал до этого, – «штудии». И теперь он готов написать настоящую картину.

Над «Едоками картофеля» Ван Гог работал долго. Сделал массу набросков, этюдов. Он должен был доказать всем и самому, себе в первую очередь, что он настоящий художник. Первой в это поверила жившая по соседству Марго Бегеман. Сорокапятилетняя женщина влюбилась в Ван Гога, но тот, увлеченный работой над картиной, ее не замечал. Отчаявшись, Марго пыталась отравиться. Ее с трудом спасли. Узнав об этом, Ван Гог тяжело переживал, и много раз в письмах к Тео возвращался к этому несчастному случаю.

Закончив «Едоков», он остался удовлетворен картиной и в начале 1886 года уехал в Париж – его внезапно увлекли работы великого французского художника Делакруа по теории цвета.

Ещё до отъезда в Париж он пробовал связать цвет и музыку, для чего взял несколько уроков игры на фортепиано. «Берлинская лазурь!» «Желтый хром!» – восклицал он, ударяя по клавишам, ошарашивая учителя. Он специально изучал буйные краски Рубенса. На его собственных картинах уже появились более светлые тона, и любимым цветом стал желтый.

Два года в Париже Винсент жил у Тео на Монмартре, сразу погрузившись в художественную жизнь столицы Франции. Он посещал выставки, знакомился с «последним словом» импрессионизма, подружился с Тулуз-Лотреком, вместе с которым посещал занятия рисунком. Винсент уговорил брата, вхожего в художественные круги, познакомить его с мэтрами – Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Пьер-Огюстом Ренуаром. А Камиль Писсарро проникся сочувствием к Ван Гогу до такой степени, что отвел Винсента в «Лавочку папаши Танги».

Владелец этого магазинчика красок и других художественных материалов был старым коммунаром и щедрым меценатом. Он разрешил Винсенту устроить в магазине первую выставку работ, в которой участвовали и ближайшие его друзья: Бернар, Тулуз-Лотрек и Анкетен. Ван Гог уговорил их объединиться в «группу Малых бульваров» – в противовес знаменитым художникам Больших бульваров.

Его давно посетила идея создать, по модели средневековых братств, сообщество художников, однако импульсивный характер и бескомпромиссность суждений помешали ему выстроить отношения с друзьями. Он вновь стал сам не свой. Ему стало казаться, что он слишком подвержен чужому влиянию. И Париж, город, куда он так стремился, вмиг стал ему отвратителен. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – написал он брату из небольшого городка Арль в Провансе, куда уехал в феврале 1888 года.

К моменту приезда в Арль художник был худым, крайне изможденным, потерявшим половину зубов тридцатипятилетним человеком с расшатанной нервной системой, неконтролируемыми вспышками ярости и букетом вредных привычек. Но в творческом плане жизнь Ван Гога в Арле оказалась на редкость плодотворной. Там не было язвительных критиков и вездесущих газет, комментирующих безумные выходки художника, поэтому только за два первых месяца жизни в провинции появились 200 картин.

В Арле Винсент почувствовал себя собой. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – писал он Тео в августе 1888.

Но тут, оставленная было идея создания сообщества художников вновь овладела им. Он снял за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в ставшем знаменитом благодаря его картинам «Жёлтом доме» на площади Ламартин, у въезда в Арль. И 22 сентября к нему, после неоднократных уговоров, приехал Поль Гоген. Это было трагической ошибкой. Винсент, идеалистически уверенный в дружеской расположенности  Гогена, говорил ему всё, что думал. Тот тоже не скрывал своего мнения.

Но в их видении, безусловно, было нечто общее, и именно этим объясняется то, что художники несколько раз «пересеклись» в сюжетах картин. Так, их обоих вдохновила на написание портрета местная красавица Мари Жино и не оставили равнодушными пейзажи Прованса, знаменитые красные виноградники Арля и скромные жилища местных фермеров.

В канун Рождества 1888 года, после бурной ссоры с Гогеном, Винсент схватил бритву, чтобы напасть на друга. Гоген спасся бегством и ночью перебрался в гостиницу. Впав в неистовство, Винсент отрезал себе мочку левого уха. Наутро его нашли в «Желтом доме» истекающим кровью и отправили в больницу. Через несколько дней его отпустили. Винсент вроде бы выздоровел, но вслед за первым приступом помутнения рассудка последовали другие. Его неадекватное поведение настолько пугало жителей, что депутация горожан написала петицию мэру и потребовала избавить их от «рыжего безумца».

Несмотря на многие попытки исследователей объявить Винсента сумасшедшим, всё-таки нельзя не признать его общую вменяемость, или, как говорят психиатры, «критичность к своему состоянию». 8 мая 1889 года он добровольно лег в специализированную лечебницу Св. Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. За ним наблюдал доктор Теофиль Пейрон, который пришел к заключению, что пациент болен чем-то, напоминающим раздвоение личности. И назначил лечение периодическим погружением в ванну с водой.

Особой пользы в излечении душевных расстройств гидротерапия никому не приносила, но и вреда от неё не было. Куда больше Ван Гога угнетало то, что пациентам лечебницы ничего не дозволяли делать. Он упросил доктора Пейрона разрешить ему ходить на этюды в сопровождении санитара. Так, под присмотром, он написал много работ, в том числе «Дорогу с кипарисами и звездой» и пейзаж «Оливы, синее небо и белое облако».

В январе 1890 года, после выставки «Группы Двадцати» в Брюсселе, в организации которой участвовал и Тео Ван Гог, была продана первая – и единственная при жизни художника – картина Винсента: «Красные виноградники в Арле». За четыреста франков, что примерно равно нынешним восьмидесяти долларам США.

Сам Ван Гог был безмерно рад успеху. Пусть цены на работы ставших к тому времени классиками импрессионистов были несравнимо выше. Зато у него был свой собственный метод, свой, найденный с таким трудом и мучениями путь. И, его, наконец, признали. Винсент безостановочно рисовал. К тому времени он и так написал уже более 800 живописных полотен и почти 900 рисунков – так много работ всего за десять лет творчества не создавал ни один художник.

В мае 1890 года Тео договорился с доктором Гаше, терапевтом-гомеопатом из клиники в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, что Винсент продолжит лечение у него. Гаше, ценящий живопись и сам увлекающийся рисованием, с радостью принял у себя в клинике художника. Винсенту тоже понравился доктор Гаше, которого он считал сердечным и оптимистичным.

Через месяц Гаше уже разрешил Ван Гогу поехать к брату в Париж. Тео, у которого тогда сильно заболела дочь и пошатнулись финансовые дела, не слишком ласково встретил Винсента. Между ними вспыхнула ссора. Подробности её неизвестны. Но Винсент почувствовал, что для брата он стал обузой. И, наверное, всегда был таким. Потрясенный до глубины души, Винсент в тот же день вернулся в Овер-сюр-Уаз.

27 июля после обеда Ван Гог последний раз вышел с мольбертом на этюды.

Причиной смерти Ван Гога стало огнестрельное ранение. По одной из версий, во время очередного припадка он сам выстрелил себе в сердце из пистолета, который носил, чтобы отпугивать птиц, работая на пленере, по другой – в художника выстрелил кто-то из мальчишек, которые нередко сопровождали Ван Гога. Поскольку пуля прошла ниже сердца, раненый художник сумел самостоятельно добраться до гостиницы, где жил. Её хозяин успел вызвать к умирающему брата Тео.

Умер Ван Гог от потери крови спустя двадцать девять часов после выстрела. Его последними словами были: «Печаль будет длиться вечно».

Священник в Овере запретил хоронить Ван Гога на церковном кладбище. Решено было похоронить художника на маленьком кладбище в расположенном неподалеку местечке Мери. 30 июля тело Винсента Ван Гога было предано земле.

Тео Ван Гог скончался через полгода. Всё это время он не мог себе простить ссоры с братом. Степень его отчаяния становится понятной из письма, которое он написал своей матери вскоре после смерти Винсента: «Невозможно описать моё горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

После смерти Тео в его архиве было найдено последнее письмо Винсента, которое тот написал после ссоры с братом: «Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

Использованы материалы с сайтов: Биографии и 24smi.org

Интернет-ресурсы

http://vangogh-world.ru – «Мир Ван Гога»: сайт о жизни и творчестве художника. Биография, произведения, критика, статьи, книги о художнике 

http://vangogh-vincent.ru/index.html – Ван Гог: галерея работ, письма, фото

http://ван-гог.рф/index.html – Винсент Ван Гог: биография, галерея, публикации, письма

В. Ван Гог на сайте Артхив

В. Ван Гог на сайте Музеи мира

В. Ван Гог на сайте Allpainters.ru

Винсент Ван Гог на сайте «Библиотекарь»

Ван Гог на сайте «Люди»

Картины Ван Гога на Gallerix.ru

Картины Ван Гога в российских музеях

Подробная биография на сайте «Культура и искусство», на РИА-Новости

Биография Ван Гога

Ван Гог в электронной энциклопедии «Кругосвет»

Цитаты Ван Гога

Ван Гог в Википедии

Материалы о жизни и творчестве Ван Гога

«Я хочу затронуть людей своим искусством.
Я хочу, чтобы они сказали:
«Он чувствует глубоко, он чувствует нежно…»»

В. Ван Гог

Ван Гог: 1853 – 1890: [жизнь и творчество голландского художника]. – М.: Комсомольская правда, 2010. – 48 с. : цв. ил. – (Великие художники).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Ван Гог, В.  Письма / В. Ван Гог; пер. с англ. П. В. Мелковой; вступ. ст. С. М. Даниэля. – СПб.: Азбука, 2000. – 848 с. : ил.

То же: М.; Л. : Искусство, 1966. – 604 с. : ил.

Письма Винсента Ван Гога – поразительный человеческий документ, свидетельствующий о том, какая огромная работа, какое духовное содержание стоят за каждой картиной этого не признанного при жизни гения. Письма Ван Гога, которыми зачитывались многие поколения художников, несут на себе отпечаток незаурядной литературной одаренности автора. В издание включены рисунки из писем художника, а также репродукции его картин.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Волынский, Л. Дом на солнцепеке / Л.Волынский. – М.: Сов. писатель, 1961. – 184 с.

В творчестве Леонида Волынского органично сочетались две главные темы: война и искусство. В 1945 году Л. Волынский принял активное участие в поисках и спасении Советской Армией шедевров Дрезденской картинной галереи.

В повести «Дом на солнцепеке» талантливый беллетрист, исследователь-искусствовед, знатока живописи и архитектуры рассказывает о трагической судьбе великого голландского художника В. Ван Гога.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Дмитриева, Н. А. Ван Гог. Человек и художник / Н. А. Дмитриева. – М. : Наука, 1980. – 398 с.

Автор характеризует различные стороны личности мастера, их проявление и в творчестве, и в биографии, и в обширной переписке; подвергает критике мифы о Ван Гоге и односторонние толкования его искусства. Специальные главы посвящены связям искусства Ван Гога с современной ему художественной литературой и судьбе наследия художника.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, читальный зал)

Музей Ван Гога – Музей Тулуз-Лотрека, Амстердам, Альби [Текст]: [музейные коллекции живописи]. – М.: АРИА-АиФ, 2011. – 80 с. : цв. ил. – (Музеи мира).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Перрюшо, А. Жизнь Ван Гога / А. Перрюшо; пер. Ю. Яхниной, С. Тархановой. – М.: Радуга, 1987. – 384 с. – (Искусство и судьба).

Книга Анри Перрюшо о Винсенте Ван Гоге открывает перед читателями жизнь художника со всеми ее противоречиями, переживаниями, сомнениями; трудные самозабвенные поиски призвания, жизненного пути, на котором можно лучше помогать нуждающимся и страждущим. Все в книге достоверно и документировано, но это не мешает ей быть волнующим рассказом, ярко воссоздающим облик художника и обстановку, в которой он жил и творил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Стоун, И. Жажда жизни: повесть о Винсенте Ван Гоге / И. Стоун; пер. с англ. Н. Банникова. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 511 с. – (Зарубежная беллетристика).

Известный биографический роман Ирвинга Стоуна, который выдержал более 30 изданий только на родном языке и был переведен на 30 иностранных языков. В процессе его создания Стоун, по его собственным словам, «прошел пешком по югу Франции, жил в психиатрической больнице, куда поместили Ван Гога, и, наконец, спал в той же самой комнате и на той же постели в маленькой гостинице в Овере в годовщину его смерти…

(Имеются экземпляры во всех отделах библиотеки)

Уоллэйс, Р. Мир Ван Гога / Р. Уоллэйс, пер. с англ. О. Рязановой. – М.: Терра, 1998. – 192с. – (Библиотека искусства).

Книга рассказывает об одном из самых удивительных художников XIX века – великом голландском живописце Ван Гоге, о его искусстве, которое волнует зрителя страстной эмоциональностью, драматизмом и глубиной восприятия мира.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Юиг, Р. Ван Гог: альбом / Р. Юиг; пер. с фр. М. А. Трудолюбова. – М.: СЛОВО/SLOVO, 1995. – 96 с. : цв. ил. – (Картинная галерея).

Биографическая книга французского искусствоведа, хранителя музейной коллекции Лувра, профессора Коллеж де Франс, члена Французской Академии Рене Юига о Винсенте Ван Гоге с многочисленными цветными иллюстрациями.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Vincent van Gogh = Винсент Ван Гог: [Альбом]. – Кehlam Rhein : SWAN Buch-Vertrieb, 1994. – 31 с. : 62 ил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Статьи:

Аграновская, М. Винсент Ван Гог. «Подсолнухи» // ЖЖ М. Аграновской. – 2011. – 31 авг.

Бабаева, Т.Б. Легко ли принять исповедь?: [История взаимоотношений гениального художника Винсента Ван Гога и его брата Тео] // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2008. – № 2. – С.57-60.

Балан, М.В. «Воскрешение Лазаря»: рембрандтовская цитата в пространстве Ван Гога // Труды СПБГИК. – 2009. – С.32-41.

Балан, М.В. Панорамный пейзаж в творчестве Ван Гога // Труды СПБГИК. – 2007. 

Балан, М.В. Эволюция образа в портретах Ван Гога // Труды СПБГИК. – 2008.

Баринова, С. Винсент Ван Гог: любовь как безумие // Marie Claire. – 2016. – 29 марта.

Басин, Е.Я. Уроки Ван Гога: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. А. Волобуев. – Ростов н/Д Феникс; 2008. – Режим доступа

Бейли, М. Ван Гог: загадочное убийство или суицид? // The Art Newspaper. – 2012. – № 7.

Белова, Н. Винсент Ван Гог: мифы о гениальном художнике // Ярмарка мастеров. – 2015. – 21 июля.

Белухина, С. «С любовью, Винсент»: художественное исследование болезни и причин гибели Ван Гога // Моноклер

Ван Гог // Художественная галерея. – 2004. – № 5. – 32 с.  

Ван Гог не отрезал себе уха. Это сделал его друг Гоген, говорят немецкие искусствоведы // Сноб. – 2009. – 6 мая.

Винсент Ван Гог // Elligo.ru

Винсент Ван Гог. Золотистое на голубом (Vincent van Gogh) // Музеи России. – 2007. – 27 марта.

Винсент Ван Гог: об опыте переживания психического расстройства // Bigpicture.ru. – 2017. – 27 авг.  

Взнуздаева, М. Ван Гог: Ожившая история 1.0 // Дилетант. – 2015. – 24 окт.

Гашева, Н.Н. Взаимодействие художественных концепций Ф. М. Достоевского и В. Ван Гога // Вестник НовГУ. – 2006. –  №36. – С.4-7.

Голенков, А.В. Винсент Ван Гог: патографический очерк [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 1.

Голенков, А.В. Психические расстройства Винсента Ван Гога: обзор мнений врачей и ученых // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2009.– №5.– С.127-144.

Горькова, А. Неистовый голландец // Cigar Clan. – 2006. – № 4.

Дворецкий, Л.И. Кто вы, доктор Гаше? // Архивъ внутренней медицины. – 2013. – №2. – С.71-76.

Долгополов, И.В. Винсент Ван Гог // Долгополов, И.В. Мастера и шедевры: Т. I. – М.: Изобр. ис-во, 1986.

Дробышева, М.М. Образ гениальной личности Винсента Ван Гога в представлениях россиян: сравнительный анализ в разных социальных группах // Приволжский научный вестник. – 2014.– №11-2 (39).– С.111-117.

Дутти, М. Ван Гог. Что слышится в имени гения? // Школа жизни. – 2009. – 30 марта.

Дьяков, Л. Дзенские подсолнухи Ван Гога // Человек без границ

Загороднева, К.В. Поэтический «Диалог перед картинами» Ван Гога: стихи А. Тарковского, А. Кушнера, Е. Рейна // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2014. – №2 (26).– С.148-159.

Калитина, Н.Н.  Скульптуры Осипа Цадкина // Вестник СПбГУ. – Серия 2. История. – 2011. – №3. – С.148-155.

Кантор, М. Ван Гог: главы из книги // Story

Козлов, Г. Легенда о Ван Гоге // Вокруг света. – 2007. – № 7.

Котляр, Е. Р. Особенности уникальной технологии живописи Винсента Ван Гога / Е.Р. Котляр, Ф.С. Эмирусеинова // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 10-1 (27).  

Кузова Н. В. Жизнь и творчество Винсента Ван Гога // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 462-465.  

Кукин, М. «Где дышит звездами Ван-Гог…» / М. Кукин, О. Лекманов // Новый Мир. – 2017. – № 2.

Ласкова, Н.Б. Загадка Ван Гога // РИАСАР   

Легенды и мифы о Винсенте Ван Гоге // Вестник К. – 2018. – 12 февр.

Луцык, Н.  Винсент Ван Гог // Психологи на b17.ru

Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном // Культурология

Маляр, Е. 7 невероятных фактов о Винсенте Ван Гоге // Fb.ru. – 2015. – 30 сент.

Марцафей, В. Одинокий путник. О Ван Гоге // Проза.ru

Менделеева, Д. 10 секретов великого Ван Гога // Матроны. – 2016. – 30 янв.

Натер, Й.П. Ван Гог: Биография / Й.П. Натер; пер. Ю. Могилевской. – Antwerpen: Uitgeverij С. de Vries-Brouwersbvba, 1998.

Ноймайр, А. Винсент Ван Гог // Ноймайр, А. Художники в зеркале медицины. – Ростов/Д: Феникс, 1997. – С. 43-67.   

Синичкин, П.  Пустые кровати Ван Гога [Текст]: [картина «Спальня Ван Гога в Арле»] / П. Синичкин // Вокруг света. – 2013. – № 6. – С. 36-37.

Таскин, Е. Винсент Ван Гог: История жизни в письмах // Concepture.club. – 2017. – 11 февр.  

Тернистый путь «вечного странника» Ван Гога, который так и не нашёл своё место под солнцем // Культурология

Тырлова, А. Жёлтый мир. Почему в полотнах Ван Гога преобладают определённые цвета // АиФ – Лекарственной обозрение. – 2017. – 7 дек.

Феррер, И. Бурные отношения Ван Гога с Гогеном в Амстердаме / пер. с исп.// El Pais. – 2002. – 16 февр.

Чиканчи, Н. Раскрыта тайна безумия Ван Гога // Fb.ru. – 2016. – 22 авг.

 

Методические материалы:

Бадасян, Я.В. «Экзистенциализм Ван Гога» или «Жизнь в каменном мешке»: Урок МХК, 11 кл. / Я.В. Бадасян // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Белякова, Л. Художник стихии: урок-проект по творчеству Ван Гога. МХК, 11 кл. / Л. Белякова // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 20.

Виноградов, Ф. «Смерть уносит нас к звездам…» [Текст]: к 150-летию со дня рождения Винсента Ван Гога (1853-1890) / Ф. Виноградов // Юный художник. – 2003. – № 10. – С. 10-14.

Винсент Ван Гог [Текст]: [голландский художник ХIХ в.: подборка статей] // Искусство – Первое сентября. – 2005. – № 16. – С. 9-17.

Воробьева, Н.А. Уроки Ван Гога: открытый урок по ИЗО / Н.А. Воробьева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  

Данильченко, О.В. Ван Гог: презентация / О.В. Данильченко // Мультиурок

Дерунец, И.Т. Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог: Разработка урока по мировой художественной культуре, 11 кл. // Мультиурок

Дмитриева, Н.  Ван Гог [Текст]: [голландский художник ХIХ в.] / Н. Дмитриева // Искусство – Первое сентября. – 2004. – № 5; 6.

Дробот, Л.И. Творчество Ван Гога: Урок МХК, 11 кл. / Л.И. Дробот // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Кудрявцева, С.В. «Сквозь магический кристалл». Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»: урок-исследование по МХК, 10кл. / С.В. Кудрявцева // Копилка уроков

Кузнецова, Л.И. «…за нас должны говорить наши картины»: урок по МХК по творчеству Винсента Ван Гога,10 кл. / Л.И. Кузнецова // Урок.РФ

Мартынова, М.В. Винсент Виллем Ван Гог: презентации к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) / М.В. Мартынова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» 

Тимощенко, А.А. Творчество Винсента Ван Гога: Урок ИЗО // Копилка уроков

Художник стихии: урок-проект по творчеству Ван Гога // СуперТинейджеры

Шведовская, Т.  Ван Гог и Гоген – дружба, обреченная на гибель [Текст] / Т. Шведовская // Юный художник. – 2008. – № 5. – С. 10-14.

Шинкоренко, О.А. Уроки Ван Гога: открытый урок в художественной школе // ИнфоУрок

 

Видеоматериалы:

Ван Гог. С любовью, Винсент!: Официальный трейлер анимационного фильма [Видео] // YouTube – Россия

Винсент. Нерассказанная история нашего дяди. Биография Винсента Ван Гога (2012)  [Видео] // YouTube – Россия

Винсент Ван Гог. Истории умерших [Видео]: док. фильм Discovery // YouTube – Россия

Волкова, П. Винсент Ван Гог [Видео]: док фильм из цикла «Мост над бездной» // Смотрим

Грачёв, А. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Жестовый язык [Видео]// Культура.РФ

Данлоп, Д. Ван Гог в Сен Реми де Прованс: Док. фильм из цикла «Пейзажи сквозь время» [Видео] // YouTube – Россия

Жиляев, А. «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога [Видео] // Культура.РФ

Криминалист: Ван Гог не застрелился, а был убит [Видео] // Вести.ру

Менделеев, Д. В. Ван Гог «Сеятель»: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия  

Морин, И. Ван Гог (Биография и творчество): Фрагмент из док. фильма «The Great World Masterpieces» [Видео] // YouTube – Россия

Мэнсон, Д. Постимпрессионисты. Винсент Ван Гог [Видео] // YouTube – Россия

Николаев, Л. Винсент Ван Гог: док. программа из цикла «Гении и злодеи» [Видео] // YouTube – Россия

Отрезанное ухо Ван Гога: как всё было [Видео] // YouTube – Россия

Столяров, А. Винсент Ван Гог: док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] // YouTube – Россия

Таиров, А. Художник Ван Гог [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2.

Топ 10 Фактов о Винсенте Ван Гоге [Видео] // YouTube – Россия

Шадрин, А. Детство и юность Ван Гога [Видео]: Док. программа из цикла «Секреты современного искусства» // YouTube – Россия

Ширяк, М. Ван Гог [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Память. Памятные места

«Человек приходит в мир не для того,
чтобы прожить жизнь счастливо,
и даже не для того, чтобы прожить её честно.
Он приходит в мир для того,
чтобы создать нечто великое для всего общества,
для того, чтобы достичь душевной высоты
и подняться над пошлостью существования
почти всех своих собратьев…»

В. Ван Гог

Ван Гог: по местам жизни и творчества художника

Дом Винсента Ван Гога (Зюндерт, Нидерланды) http://www.vangoghhuis.com

Небольшой и очень тихий городок Зюндерт у самой границы с Бельгией был бы ничем не примечательным местом, если бы здесь 30 марта 1853 года не родился Винсент Ван Гог. Дом, в котором появился на свет будущий художник, не сохранился. Об этом напоминает лишь мемориальная доска, которую поместили на стоящее там сегодня здание. Рядом с ним работает Дом Винсента Ван Гога… 

«Дом Винсента Ван Гога» – это живой арт-центр для ценителей художника и просто для туристов. В центре проводятся открытые презентации о Ван Гоге, его жизни и работах, интерактивное образование по различным темам искусства, есть комната для показа документальных фильмов, а также постоянные и временные экспозиции.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник братьям Ван Гог (Зундерт, Нидерланды)

(1964, скульптор О. Цадкин)

Постоянная выставка «Дома Винсента…» является самостоятельной, но также выступает в качестве базы для экспозиции работ современных художников, которые вдохновлялись творчеством Ван Гога.

Первая выставка современного искусства представила несколько работ Осипа Цадкина (1890-1967). Это русско-французский скульптор, создавший памятник Винсенту и его брату Тео, который расположен напротив небольшой церкви в Зюндерте, где проповедовал его отец.

Голландский период Ван Гога 

Фото с сайта

Парад цветов в честь Ван Гога (Зюндерт, Нидерланды)

Ежегодный цветочный парад в Зюндерте (Corso Zundert) – самая многочисленная цветочная процессия в мире –  проводится с 1936 года. Секреты создания потрясающих инсталляций из георгинов передаются из поколения в поколение.

В 2015 году парад был целиком посвящён Ван Гогу. Свои скульптуры из георгинов представили 19 команд, которых вдохновил художник.

Подробнее здесь >>   здесь >>

Памятник Ван Гогу  (Эйндховен, Нидерланды)

(1932, скульптор Х. Кроп)

На круглом стенде изображена обычная темная скала. В верхней части памятника изображена фигура золотого солнца, размером с руку. Это первый в стране памятник, посвященный художнику.

Фото с сайта

Деревня Ван Гога и музей «Винцентр» (Нюэнен, Нидерланды) http://www.vangoghvillagenuenen.nl/english.aspx

Всего в 10 минутах езды на автобусе от Эйндховена находится так называемая деревня Ван Гога – небольшой городок Нюэнен (Nuenen). Именно здесь Винсент Виллем Ван Гог жил и работал с 1883 по 1885 год.

Здесь расположен центр изучения творчества Ван Гога (или Vincentre). Здесь художник прожил вместе с родителями два года. За это время он написал около 200 картин, на которых изображены преимущественно жители тогдашнего Нюэнена: крестьяне, работающие в поле, и ткачи. Считается, что именно здесь Винсент стал расти как художник.

Видеоэкскурсия здесь >>

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник Винсенту Ван Гогу (Нюэнен, Амстердам,   Нидерланды)

Установлен в городском парке, рядом расположена групповая скульптура «Едоков картофеля» со специальным «вангоговским» стулом неподалеку.

Отец Ван Гога стал пастором в Нюэнене в 1882 году, его семья тоже перебралась в город. А вскоре и Ван Гог присоединился к родне. Художник жил в Нюэнене с декабря 1883 по май 1885, и за полтора года создал множество картин, исследующих характеры крестьян и ткачей.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Национальный Музей Винсента Ван Гога (Амстердам, Нидерланды) https://www.vangoghmuseum.nl/en

Музей Ван-Гога (открыт в 1973 году) – одна из главных достопримечательностей Амстердама. Музей владеет самой большой коллекцией работ и писем художника.

В собрании музея – 207 полотен и почти 600 рисунков Ван Гога, а также обширный документальный материал о самом живописце, его семье и его современниках.

Подробнее о музее здесь >>   здесь >>  здесь >>

Видеоэкскурсия здесь >>

Фото с сайта

Музей Фонда Ван Гога (Арль, Франция)

Именно в Арле открылось музейное пространство Фонда Ван Гога, стартовав выставкой VanGoghLive!

Теперь в здании XV века (ранее отель HotelLeautaudde Donines), памятнике ЮНЕСКО, в самом центре городка –  выставочный центр площадью 1 тыс. кв.м., в три этажа. Первый «отдают» Ван Гогу, выше – работы других художников. Особая переделка сохранила старину и добавила современности дому: стеклянная крыша со вставками цветных стекол не только открывает вид на Арле и окрестности, столь милые некогда Ван Гогу.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник Ван Гогу (Арль, Франция)

Период жизни Винсента в Арле (февраль 1888
– май 1889 г.) – невероятно плодотворный, творческий, знаковый для художника и для движения импрессионизма в целом, здесь Ван Гог создал более 180 работ.

Художник приехал в этот город на юг Франции с надеждой организовать общину художников «Мастерская Юга», где по его убеждению художники могли бы работать для будущего. В октябре 1888г в Арль к Ван Гогу приехал Поль Гоген и в Арле произошло известное событие с «ухом Ван Гога».

По следам Ван Гога в Арле

Прогулка по местам Ван Гога в Арле здесь >>  и здесь >>

Фото с сайта

Памятник Ван Гогу (Сен-Поль-де-Вансе, Франция)

(скульптор Б. Каталано)

Скульптура изображает Ван Гога, который,  бывал в Сен-Поль-де-Вансе. Художник много путешествовал, поэтому заглянул и в одном из своих путешествий в этот небольшой город.

Эту работу Бруно Каталано назвал «Путешественник». Она не имеет постоянного местоположения, и время от времени перемещается на одну из площадей, оттуда – на тихую улочку или на площадку с панорамным видом на море

Подробнее и фото здесь >>   здесь >>

Сен-Реми-де-Прованс (Прованс, Франция)

Около небольшого провансальского городка Сен-Реми-де-Прованс находится больница для душевнобольных, в которой год (с 8 мая 1889 года по 20 мая 1890 года) провел Ван Гог.

Время от времени, когда позволяло его состояние, ему разрешали выйти из больницы и гулять в окрестностях. Там он написал более 100 полотен. Это был потрясающий расцвет его творчества. Хотя сюжеты художника были сильно ограничены местными пейзажами, именно здесь он создал свои очень известные работы.

Подробнее здесь >>  и здесь >>

Музей Ван Гога при больнице в Сен-Реми (Франция)

В настоящее время одну половину этого комплекса занимает монастырь, другую – психиатрическая больница.

Сейчас это медицинское учреждение занимается лечением и реабилитацией женщин с психическими расстройствами. На территории Saint Paul de Mausole располагается музей и магазин, в котором продаются различные сувениры, кружки, открытки, календари с изображением самого художника и его работ, а также рисунки пациенток больницы.

В парке, окружающем больницу, растут розы, бегонии и, конечно, ирисы. С конца весны вокруг монастыря и лечебницы цветут маковые поля, а в июле – лаванда.

Здесь находится «тропа Ван Гога»: репродукции его картин установлены на специальных панелях  в тех самых местах, где они были придуманы автором. Там же можно увидеть и скульптуру Ван Гога неизвестного автора.

Данлоп, Д. Ван Гог в Сен Реми де Прованс: Док. фильм из цикла «Пейзажи сквозь время» [Видео] // YouTube – Россия

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Дом-музей и могила Ван Гога в Овер-сюр-Уаз (Франция)

В мае 1890 года Винсент Ван Гог переезжает в Овер-сюр-Уаз под Парижем. Винсент снял комнатку в мансарде гостиницы семьи Раву. Сейчас там находится дом-музей художника.

Фото с сайта

В нескольких шагах от отеля находится река Уаза, неоднократно встречающаяся на полотнах Ван Гога.

В городе сохранилось почти все здания, увековеченные на более чем ста картинах, написанных Винсентом во время проживания в Овер-сюр-Уазе, в том числе приходская церковь и дом доктора Гаше, который открыт для посетителей.

В городе также работает уникальный музей, посвященный абсенту (излюбленному алкогольному напитку художников того времени), стены которого украшают работы Ван Гога и Добиньи.

Похоронен художник на кладбище, расположенном в двух шагах от пшеничного поля, изображенного на одной из последних его картин. Рядом с Винсентом покоится и Тео, который умер через несколько месяцев после смерти брата.

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

Памятник Винсенту Ван Гогу в Овере (Франция)

(1961, скульптор О. Цадкин)

Установлен в парке имени художника.

Подробнее и фото здесь >>   и  здесь >>

Фото с сайта

Арт Галерея «Hello, Van Gogh!» (Паттайя, Таиланд)

Объёмная мультимедийная выставка, где негромкая классическая музыка отлично сочетается с «живыми» картинами известного художника-постмодерниста. Сами картины могут быть расположены везде – не только на стенах, а еще и на полу и даже на потолке.

Сочетание современных цифровых технологий и настоящей любви к искусству позволили создателям галереи воплотить в жизнь интерактивную модель выставки и «оживить» произведения не только Винсента Ван Гога, но и Клода Моне – известнейшего импрессиониста.

Подробнее здесь >>  и здесь >>

Памятник Ван Гогу в Лондоне

(Э. Паджетт)

Установлен в лондонском районе Брикстон, в саду рядом с Хакворд-роуд, где Ван Гог прожил с 1873 по 1874 годы на съемной квартире.

Энтони Паджетт сделал несколько бюстов Ван Гога с натюрмортами на пьедесталах для мест, где работал художник – в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и Франции.

Нова, В. Ван Гог и Британия // Newstyle. – 2019. – 24 апр.

Фото с сайта

Памятник Ван Гогу в Омске

(2012, скульптор А. Капралов)

Памятник Ван Гогу установлен возле ресторана Bevitore (Ленина, 9).

Фото и подробнее здесь >>   и  здесь >>

Некоторые работы Ван Гога

«Что такое рисование?
Это умение пробиться сквозь невидимую стену,
которая стоит между тем,
что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь».

В. Ван Гог

Период творчества художника длился всего лишь десять лет (1880 – 1890). За это относительно короткое время он создал около 1100 рисунков и почти 900 полотен.

33 картины Ван Гога, которые должен знать каждый // Интересно знать

Картины Ван Гога

Первые картины Винсента Ван Гога. Малоизвестные рисунки и формирование стиля // Дзен – Дом среди Лавров. – 2020. – 11 сент.  

Сапронова, Н.М. Винсент Ван Гог. «Сеятель» и «Жнец» // Начало. – 2010. – № 21.

«Луковичные поля» (1883; Национальная Художественная Галерея, Коллекция четы Меллон, Вашингтон, США)

Подробнее здесь >>

«Едоки картофеля» (1885; Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

«Едоки» написаны через 2 дня после смерти отца художника. Находясь в ссоре с родителем, Ван Гог тяжело пережил утрату отца.

«Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». (Из письма Ван Гога брату)

Крестьяне отчасти сами как картофель. Намеренно искаженные, чтобы была подчеркнута их провинциальность и неотесанность.

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

«Бульвар Клиши» (1886 – 1887; Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

Одна из самых импрессионистских работ Ван Гога.

Подробнее здесь >>

«Огороды на Монмартре у холма Монмартр» (1887; Музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды)

Подробнее здесь >>

«Автопортрет в серой фетровой шляпе III» (1887 – 1888; Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

Считается, что написание собственных портретов было поиском, многократно повторявшейся попыткой Ван Гога понять самого себя. Известно более 35 автопортретов художника.

Подробнее здесь >>   и здесь >> [Видео]

Все автопортреты Ван Гога здесь >> 

«Ночная терраса кафе» (1888; Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды)

«Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день».

Картина написана в Арле, в тот период в творчестве, когда ни одно полотно не обходилось без любимой мастером желтой, солнечной краски. Другой страстью художника было ночное небо, усеянное звездами. В этой работе эти две страсти соединились воедино.

Особенностью картины является то, что при написании картины художник не использовал ни грамма чёрной краски, и тем не менее, ему удалось мастерски изобразить ночное небо и необыкновенное сияние звёзд.

Подробнее здесь >>   здесь >>  здесь >>  и  здесь >>

Стихи здесь >>

«Звёздная ночь над Роной» (1888; Музей д` Орсэ, Париж, Франция)

Синий цвет для Ван Гога – цвет бесстрастной вечности. И он писал звёздное небо, мечтая победить холодную синеву светом звёзд, цветом жизни.

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города и деревни. Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам».

Подробнее здесь >>

Картина в Википедии

 

«Пейзаж со сбором урожая и голубой повозкой» (1888; Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

«Подсолнухи» (Пятнадцать подсолнухов в вазе) (1989; Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

Серия картин с изображением подсолнухов стала одним из самых знаменитых произведений художника, своего рода, символом живописи Ван Гога. Подсолнух – символ столь любимого им солнца.

Подробнее  здесь >>   здесь >>  и здесь >>

Перечень всех работ серии здесь >>

Аграновская, М. Винсент Ван Гог. «Подсолнухи» // ЖЖ М. Аграновской. – 2011. – 31 авг.

«Ирисы» (1889; Музей Гетти, Калифорния, США)

Полотно написано в лечебнице за год до смерти Ван Гога и названо им «громоотводом для моей болезни».

В первый раз картину продали Октаву Мирбо (искусствоведу из Франции) за 300 франков. Но в 1987 году «Ирисы» стали самым дорогим полотном в истории, оцененным в 53,9 млн. долларов.

Подробнее здесь >> 

«Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США)

Художник работал над картиной в Сан-Реми, в городской больнице. Чтобы «понять» картину, на нее нужно смотреть издалека, это связано со специфическим стилем написания. Необычная техника позволила изобразить статичные луну и звезды так, словно они постоянно движутся.

Полотно удивительно тем, что все объекты на нем передаются или цветом, или характером мазка. Не линиями – длинными или короткими мазками. И только для изображения поселка использовались контуры. Видимо, чтобы подчеркнуть контраст небесного и земного.

«Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?» – писал Ван Гог. Свою мечту художник поведал полотну, и теперь уже зритель удивляется и мечтает, глядя на звезды, написанные Ван Гогом.

Подробнее здесь >>  и здесь >>

Стихотворение А. Тарковского

«Пшеничное поле с кипарисами II» (1889; Лондонская Национальная галерея, Великобритания)

Другие копии картины хранятся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк, США) и Коллекции Ниархос (Чикаго, США).

«Спальня Винсента в Арле» (1889; Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

Крошечная спальня в Желтом доме на площади Ламартин стала, пожалуй, самым любимым жилищем Винсента за всю его жизнь.

Художник выполнил три варианта работы, сохраняя композицию, но меняя соотношение цветов, в зависимости от настроения (хранятся в частной коллекции и Музее д’Орсэ в Париже).

Синичкин, П. Пустые кровати Ван Гога: [«Спальня Ван Гога в Арле»] // Вокруг света. – 2013. – № 6.

Подробнее здесь >> 

Картина в Википедии

 

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» (1889; Частная коллекция Ниархоса, Чикаго, США)

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

 

«Портрет доктора Гаше» (1890; Частная коллекция)

Второй вариант картины находится в Музее д`Орсэ (Париж, Франция).

15 мая 1990 года картина была продана за рекордную сумму в 82,5 млн долларов. На протяжении следующих 15 лет картина возглавляла список самых дорогих из выставляемых на продажу картин.

«Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в неё помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами…»

Дворецкий, Л. И. Кто вы, доктор Гаше? // Архивъ внутренней медицины. – 2013. – № 2.

«Церковь в Овере» (1890; Музей д`Орсэ, Париж, Франция)

Простая церковь на холсте Ван Гога трансформируется в образ невероятной силы. Атмосфера неспокойна, архитектура выглядит перекошенной и изломанной. Кажется, церковь с трудом вмещается в рамки картины. Небо цвета кобальта – цвета ночи – вызывает ощущение тьмы и искусственности освещения.

«У меня уже сделано полотно побольше с деревенской церковью, на котором здание выглядит лиловатым на фоне неба – яркого, глубоко-синего чистого кобальта; окна цветного стекла похожи на пятна ультрамарина; крыша лиловая, а местами оранжевая. На переднем плане кусочек цветущей зелени и розовый в солнечном свете песок. Это почти то же, что этюды со старой башней и кладбищем, которые я делал в Нюэнене, за исключением того, что цвет теперь, вероятно, более выразителен, более богат».

Подробнее здесь >>

«Цветущий миндаль» (1890; Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды)

В январе 1890 года у младшего брата художника, Тео, родился сын. Чтобы сделать подарок молодым родителям, Ван Гог решил написать картину, которая, по его замыслу, символизировала бы начало новой жизни. Он не случайно выбрал именно такой сюжет: миндаль начинает цвести раньше других деревьев, предвещая скорое начало весны.

Подробнее здесь >>   и  здесь  >>

«Равнина близ Овера» (1890; Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия)

В мае 1890 года Ван Гог переезжает в Овер-сюр-Уаз под Парижем. Винсент снял комнатку в мансарде гостиницы семьи Раву. Там он написал около 80 полотен, создавая иногда по два в день.

Оцените статью
libozersk.ru