(25.01.1938 – 25.07.1980)
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить – не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!..
В. С. Высоцкий
«Высоцкий – инструмент, созданный для того,
чтобы выкрикнуть наши радости, горести…»
Б. Окуджава
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Отец, Семён Владимирович, участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна, родилась в Москве, по специальности переводчик.
Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…», – напишет в 1975 году Высоцкий. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется на Урал, в город Бузулук Оренбургской области.
В 1945 г. юный Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Через некоторое время после развода родителей, в 1947 г., Владимир переехал жить к отцу и его второй жене в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 г. он вернулся в Москву и поступил в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке 15. Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
Весной 1955 г. переезжает жить к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского.
В студенческие годы Высоцкий – один из постоянных авторов и участников многочисленных «капустников». Он писал стихи, пародии, куплеты, экспромты. По окончании студии играл на столичной сцене: в театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник».
К середине 60-х годов в творчестве Владимира Высоцкого наметился кризис. Его приход в только что реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом обусловил разрешение этого кризиса. Ещё никому не известный, пришёл наниматься на работу и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут слушал его больше часа. У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же принял его в театр. И до последних дней жизни Высоцкий работает в этом театре.
Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Булата Окуджавы: «Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам». Первой своей песней Высоцкий считал «Татуировку» (1961), которая была написана в Ленинграде. Творчество Высоцкого начального периода (1961-1964) опиралось в основном на традиции «блатного» фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на «блатные» темы.
Первой песней Высоцкого, профессионально исполненной в спектакле («Десять дней, которые потрясли мир», 1965), была песня белых офицеров «В куски разлетелася корона». В дальнейшем песенное творчество стало, наряду с актёрским, главным делом его жизни.
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен было написано специально для кинофильмов.
В 1965 г. в спектакле Театра на Таганке «Павшие и живые» (поэтическая композиция по произведениям поэтов военного поколения) звучала песня Высоцкого «Солдаты группы «Центр», а в 1966 г. в фильме В. Турова «Я родом из детства» прозвучало несколько песен Высоцкого, в том числе «Братские могилы» в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина «Вертикаль», для которой пишет цикл «альпинистских» песен.
К концу 60-х гг. относятся первые (в основном – нотные) публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не только в художественности, но и в «высокой идейности, подлинной гражданственности». Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала «Охота на волков» (1968).
В эти годы Владимир Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть «Жизнь без сна» (1968), заявка на киносценарий «Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга» (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий «Как-то все вышло…» (1969-1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не удалось.
В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе Шекспира «Гамлет», где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее творчество.
Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные «гамлетовской» темой: «Бег иноходца» (1970), «Горизонт» (1971), «Кони привередливые» (1972).
Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968-1973) занимает стихотворение «Мой Гамлет» (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета.
Наиболее зрелый этап творчества поэта – 1973-1980-е годы. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы – от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко – с ярко выраженным притчевым началом («Две судьбы», «Притча о Правде и Лжи»).
В 1970-е годы Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: «Зеленый фургон», «Мартин Иден», «Незнакомка» и «Маленькие трагедии». Большой цикл написан им для музыкальной сказки «Алиса в Стране чудес» (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре.
В конце 1970-х гг. Владимир Высоцкий работает над прозой («Роман о девочках», 1977), киносценарием («Венские каникулы», в соавторстве с Э. Володарским), пробует себя в качестве режиссера, вынашивает идею создания «авторского» кино.
Владимир Высоцкий был трижды женат. В июле 1967 г. он познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), на которой женился в 1970 г. От второй жены, Людмилы Абрамовой, у него двое сыновей – Аркадий и Никита.
А о первой и единственной из них, кто носит его фамилию – Иза Высоцкая, – почти ничего не известно. Ее имя редко упоминают даже биографы поэта. Иза Константиновна не дает интервью, не появляется на тусовках «памяти великого поэта», да и в столице бывает крайне редко.
Владимир Семёнович Высоцкий скончался в своей московской квартире 25 июля 1980 года в возрасте 42 лет. Был похоронен 28 июля 1980 г. на Ваганьковском кладбище. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр.
Официальное признание к Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого «Нерв», и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка. В 1987 посмертно присуждена Государственная премия СССР. После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…
Интернет-ресурсы
http://vysotskiy-lit.ru – В.С. Высоцкий: произведения, письма, воспоминания, критика, фотографии.
http://www.pomnim-lyubim.ru – Владимир Высоцкий. Актёр, поэт, музыкант (биография, тексты песен, проза и др.)
https://v-vysotsky.com – Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи: проект М. Цыбульского (США), С. Такварели (Литва) и С. Ковачева (Болгария).
http://www.kulichki.com/vv – Официальный сайт Фонда В.С. Высоцкого.
http://www.vysockii.ru – В. Высоцкий: mp3, фильмы, тексты песен, стихи, в том числе и переведенные на английский язык, интервью, статьи о поездках в различные города СССР и мира В.С. Высоцкого.
В. Высоцкий на сайте Культура.РФ
В. Высоцкий в Библиотеке Максима Мошкова
В. Высоцкому на сайте «Люди»
В. Высоцкий на сайте «Русская поэзия»
Песни В. Высоцкого на сайте «Нотный архив Бориса Тараканова»
http://www.visotsky.ru – Музей В. Высоцкого на Таганке
Группа ВКонтакте «Владимир Семёнович Высоцкий в наших сердцах»
Все песни Владимира Высоцкого онлайн
В. Высоцкий на сайте Кинопоиск.ру
Фильмография на сайте Кино-Театр
В. Высоцкий в Википедии
Стихи, посвящённые Высоцкому
В. Высоцкий в театре и кино: Форум
Произведения В. Высоцкого
как стон сердца…
М. Ульянов
Высоцкий, В. С. Собрание сочинений [Текст]: в 4 кн. / В. С. Высоцкий. – М.: Надежда-1, 1997 –
В издание вошли все известные и менее известные произведения автора, а также отрывки, наброски, многочисленные варианты текстов. В первой книге «Грустный романс» представлены фотографии, снятые на многочисленных концертах.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Высоцкий, В. С. Сочинения [Текст]: в 2-х тт. / В. С. Высоцкий. – 13-е изд., стереотип. – М.: Локид-Пресс, 2001. – (Голоса. Век ХХ ).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», отдел искусств)
Высоцкий, В. С. Избранное / В. Высоцкий; сост. и авт. послесл. Н. А. Крымова. – М.: Советский писатель, 1988. – 508 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)
Высоцкий, В. С. Баллады и песни [Текст] / В. С. Высоцкий. – М. : Эксмо, 2010. – 256 с. : ил. – (Соврем. и классич. бестселлеры).
Владимир Высоцкий – феноменальное явление в русской культуре. Он относится к тем немногим поэтам, которым было дано чувствовать ритм времени, вовлекая в силовое поле своего творчества миллионы читателей и слушателей. Исповедальный стих Высоцкого, сопряженный с народным чувством справедливости, обращен ко всей России с ее прошлым и настоящим.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)
Высоцкий, В. С. Вот и сбывается всё, что пророчится…: стихотворения / В. С. Высоцкий; сост., коммент. П. Фокина. – СПб. : Амфора, 2012. – 127 с. : ил., муз. пр. (CD).
В книгу вошли тексты песен, написанных В. Высоцким к спектаклям и кинофильмам. К изданию также прилагается CD диск, который содержит песни к кинофильмам: «Интервенция», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Дела давно минувших дней», «Единственная дорога», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Иван да Марья», «Одиножды один», «Стрелы Робин Гуда».
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Высоцкий, В. С. Кони привередливые [Текст]: избр. стихотворения, проза / В. С. Высоцкий. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 448 с.
В издание входят ставшие классикой стихотворения, песни, баллады В. Высоцкого, написанные в разные годы, а также его проза («Роман о девочках», «Где центр?» и др.).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Высоцкий, В. С. Нерв [Текст]: стихи / В. С. Высоцкий. – 6-е изд. – М. : Фонд В. Высоцкого, 1998. – 239 с.
Книга повторяет первое, посмертное издание стихов В. С. Высоцкого. Тексты и примечания к ним освобождены от цензурной и редакторской правки и приведены в соответствие с нынешними представлениями о текстологии произведений поэта. Для широкого круга читателей.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Высоцкий, В. С. Песни [Текст] / В. С. Высоцкий. – Бишкек; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 511 с. – (Всемирная библиотека поэзии).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Высоцкий, В. С. [Проза] / В. С. Высоцкий. – М.: Вагриус, 2000. – 206 с. – (Проза поэта).
У поэта особое видение мира. Поэт находит особые слова, чтобы его выразить. Поэт облекает свои мысли в особую форму. Порой поэту становится тесно в рамках стиха. Тогда на свет рождается проза поэта. Проза особого качества.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)
Высоцкий, В. С. Спасите наши души: стихи, написанные в 1961-1968 годах / В. С. Высоцкий. – Барнаул: Палитра, 1991. – 125 с.
В сборник вошли стихи раннего периода творчества Владимира Высоцкого. Здесь и большая часть песен так называемого «блатного цикла», произведения сказочно-былинного, спортивного и военного направлений.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)
Высоцкий, В. С. Стихотворения и песни [Текст] / В. С. Высоцкий. – М.: Профиздат, 2001. – 336 с. – (Поэзия ХХ века).
В книгу включены стихотворения и песни разных лет в хронологическом порядке.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, отдел искусств; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино)
Высоцкий, В. С. Я куплет допою…: Песни для кино / сост., подгот. текстов и примеч. А. Крылова; художник А.Кузнецов. – М.: Киноцентр, 1988. – 256 с. : ил.
Книга-миниатюра. Формат 70х110 мм. В издании собраны песни В.С. Высоцкого для кинофильмов «Вертикаль», «Короткие встречи», «Опасные гастроли», «Земля Санникова», «Стрелы Робин Гуда», «Ветер надежды» и др.
(Имеется экземпляра в отделах: книгохранение)
Высоцкий, В. С. Я не верю судьбе [Текст]: стихи и песни / В. С. Высоцкий. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с. : ил. – (Золотая серия поэзии).
В этой книге нет воспоминаний и дневниковых записей – только стихи и песни В. Высоцкого. И снова мы слышим живой голос поэта с его неподражаемой интонацией, с его надрывной мощью и убийственной иронией. И снова звучат в памяти его строки – то смешные, то трогательно-лиричные, то пронзительно-провидческие.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, «Юность»)
Высоцкий, В. С. Я не люблю… [Текст]: песни, стихотворения / В. С. Высоцкий. – М.: Эксмо-Пресс, 1998. – 480с. – (Домашняя библиотека поэзии).
«Без свободы я умираю», – сказал Владимир Высоцкий. Свобода – причина его поэзии, хриплого стона, от которого взвывали динамики, в то время, когда полагалось молчать. Но глубокая боль его прорывалась сквозь немоту, побеждала страх. Это был голос святой надежды и гордой веры. Столь же необходимых нам и теперь. И всегда.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
(из фондов отдела искусств)
Высоцкий, В. Все хиты в формате мр3 [Звукозапись] / исполн. В. Высоцкий. – М.: Арлекина Рекордз, 2007. – 1 зв. диск. – (Музыкальная коллекция).
Высоцкий, В. Записи 1956-1969 годов : На Колыме. Летит паровоз. Серебряные струны. Гололед на земле, гололед… Лукоморья больше нет. Охота на волков. Банька по-белому [Звукозапись] / В. Высоцкий. – М.: Solyd Records, 2002. – 1 зв. диск. – (Мр3 коллекция).
Высоцкий, В. Концертные и студийные записи 1979-1980 гг. [Звукозапись] / исполн. В. Высоцкий. – М.: Solyd Records, 2002. – 1 зв. диск. – (Мр3 коллекция).
Монолог. Владимир Высоцкий [Видеозапись] / реж. К. Маринина; Гостелерадио СССР, 1987. – М.: МАСТЕР ТЭЙП, 2001. – 58 мин. 1 вк.
Монолог. Владимир Высоцкий [Видеозапись] / реж. К. Маринина; Гостелерадио СССР, 1987. – М.: МАСТЕР ТЭЙП, 2001. – 58 мин. 1 вк.
Материалы о жизни и творчестве В. Высоцкого
Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь: [Кн. воспоминаний первой жены В.С. Высоцкого] [Текст] / И. К. Высоцкая. – М.: Мол. гвардия, 2005. – 182 с : ил. – (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое: Малая серия; Вып.1).
У Владимира Высоцкого было три жены. Людмила Абрамова, актриса, мать двоих детей (Аркадия и Никиты) великого артиста и поэта, живет в Москве. Марина Влади, тоже актриса, живет в Париже. А третья… Она же первая и единственная с его фамилией, неизвестна почти никому.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Георгиев, Л. Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоминания / Л. Георгиев, пер. В. Викторова. – М.: Искусство, 1991 – 269 с.
Л. Георгиев, болгарский театровед, доктор филологических наук, прекрасно знает театральную Москву. С Высоцким его связывали долгие годы дружбы. Встречи, интервью, воспоминания помогают автору воссоздать подлинный его портрет – артиста, поэта, певца, человека, гражданина.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого: антология / М.: Московский рабочий, 1988. – 240 с.
В книгу, посвященную жизни и творчеству Владимира Высоцкого, вошли воспоминания о нем друзей и родственников, товарищей по театру Л. Филатова, В. Смехова, А. Демидовой и других.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Золотухин, В. Секрет Высоцкого [Текст]: дневниковая повесть / В. С. Золотухин. – М.: Алгоритм, 2000. – 320 с., ил. – (Легенды советского кино).
В. Золотухин, конечно, как и многие, очень переживал смерть своего “гениального друга”. Но в отличие от других он и спустя 20 лет чувствует, может быть, почти, ежедневное присутствие Володи Высоцкого – вспоминает, молится за его грешную и возвышенную душу, разговаривает с ним в своих снах. В. Высоцкий и из тех краев остается для него товарищем, коллегой, с которым он играл на сцене, пел дуэтом, делил веселое застолье.
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Карапетян, Д.С. Владимир Высоцкий. Между словом и славой [Текст]: воспоминания / Д. С. Карапетян. – М.: Захаров, 2002. – 278 с.
Книга рассказывает о жизни Высоцкого, начиная с 1967 года. К сожалению, очень мало о творчестве Владимира Семёновича в эти годы.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Новиков, В. И. Высоцкий [Текст] / В. И. Новиков. – 5-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 474 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей. Сер.биогр. ; вып. 1119).
Книга Вл. Новикова – мастерски написанный, неприукрашенный рассказ о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, человека, чей голос в 70-80-е годы звучал буквально в каждом доме. Издание дополнено главой о посмертной судьбе поэта, а также именным указателем.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Перевозчиков, В. К. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа. Посмертная судьба [Текст] / В. К. Перевозчиков. – М.: ПОЛИТБЮРО, 2000. – 432 с., 12л. фот.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Перевозчиков, В. К. Возвращение к Высоцкому [Текст]: воспоминания современников поэта и актера / В. К. Перевозчиков. – М.: Вагриус, 2008. – 208 с. : ил.
Книга известного журналиста состоит из двух частей. Первая – «Возвращение на Большой Каретный» – воспоминания современников о детстве и юности будущего поэта и актера. Вторая – «Возвращение на Беговую» – свидетельства близких людей и его второй жены, актрисы Людмилы Абрамовой, матери его сыновей, об истории их отношений, о столкновении двух непростых характеров.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», читальный зал, абонемент, отдел искусств; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино; п. Новогорный)
Перевозчиков, В. К. «Ну, здравствуй, это я!»: [В. Высоцкий и Марина Влади: Воспоминания, интервью] [Текст] / В. К. Перевозчиков. – М.: Вагриус, 2006. – 288 с : ил.
Французы говорят: за каждым великим человеком стоит великая женщина. Для Владимира Высоцкого такой женщиной стала французская киноактриса Марина Влади. В их совместной жизни были и сказка, и легенда, и тайна. Но и было и обыкновенное, человеческое: проблемы, трудности. Книга эта – прикосновение к тайне их отношений, к сложному внутреннему миру двух незаурядных личностей.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Попов, В. Письма о Высоцком [Текст] : докум.-публицист. повесть / В. Попов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – 296 с.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Раззаков, Ф. И. Свет погасших звёзд. Они ушли в этот день: по мотивам телесериала «Как уходили кумиры» [Текст]. Кн. 1 / Ф. И. Раззаков. – М.: Эксмо, 2007. – 848 с. : ил.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Рязанов, Э. А. Четыре вечера с Владимиром Высоцким [Текст] / Э. А. Рязанов. – М.: ПРОЗАиК, 2012. – 304 с. : ил., фото.
Книга Эльдара Рязанова не похожа ни на какие другие книги о Владимире Высоцком. Построенная в виде интервью автора с родными и близкими поэта, его друзьями, артистами Театра на Таганке, кинорежиссерами, в чьих фильмах снимался Высоцкий, она позволяет читателю стать участником общей беседы и вновь вспомнить любимые песни, тексты которых ее сопровождают.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Старатель: Еще о Высоцком [Текст]: сб. воспоминаний. – М.: Аргус, 1994. – 399 с. – (На книжную полку КСП).
В эту книгу о Владимире Высоцком вошли полностью публикуемые воспоминания близко знавших его людей. Песни и стихи, включенные в сборник, так или иначе относятся к этим воспоминаниям – либо упоминаясь в них, либо отражаясь ассоциативно. Единый ряд с песнями образуют и фрагменты высказываний В. Высоцкого на концертах, записанные в разные годы. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Сушко, Ю. М. Владимир и Марина [Текст] / Ю. М. Сушко. – М.: Вагриус, 2007. – 301 с. : ил.
В отношениях французской актрисы с мировым именем и суперпопулярного барда с хриплым голосом было все: шекспировские страсти, падения и взлеты, попытки самоубийства и сладкое забвение под воздействием алкоголя и «травки». И горькие, чистые слезы раскаяния.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Статьи:
Абрамова, Л. Дети Высоцкого / Л. Абрамова // Сельская молодежь. – 1991. – № 1-2.
Абрамовских, Т.А. Военное творчество Высоцкого как средство формирования гражданственности / Т.А. Абрамовских // Челябинский гуманитарий. – 2011. – № 2 (15). – С. 49-51.
Афанасьев, А.С. Биографический миф В.С. Высоцкого в современном масскульте / А.С. Афанасьев // Вестник ТГГПУ. – 2012. – № 4. – С. 69-72.
Богуславская, З. Действующие лица: 1990-е – 2000-е…: Время Любимова и Высоцкий / З. Богуславская // Октябрь. – 2007. – № 11.
Бродская, Е. Владимир Высоцкий: трудно быть классиком: (В. Высоцкий в постсоветской журналистике) / Е. Бродская, А. Нестеров // Новое литературное обозрение. – 2008. – № 6. – С. 317-333. – (Библиография. Высоцкий как вызов). – Библиогр. в примеч. в тексте (49 назв.).
Брук, Г. Тушеноши и Шемякин, Высоцкий, Сутин: О стихотворении Высоцкого «Тушеноши» / Г. Брук // Семь искусств. – 2015. – № 8 (65).
Влади, М. Владимир или Прерванный полет / М. Влади // Проза.ру
Воложин, С. Песни Высоцкого с эстетической точки зрения / С. Воложин // Семь искусств. – 2013. – № 7 (44).
Гавриков, В.А. Лесковские традиции народной этимологии в творчестве В.С. Высоцкого / В.А. Гавриков // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 3. – С. 103-110.
Горский, В. Луи Армстронг еврейского разлива: Филерская запись разговоров Высоцкого / В. Горский // Урал. – 2000. – № 8. – С. 122-149.
Демидова, А. Высоцкий: Воспоминания / А. Демидова // Проза.ру
Жванецкий, М. О Владимире Высоцком: Воспоминания / М. Жванецкий; Беседу вёл М. Цыбульский // Проза.ру
Захариева, И. Диалог в русской поэзии ХХ века (С. Есенин – Вл. Высоцкий) / И. Захариева // МИРС. – 2007. – № 4. – С. 55-62.
Зубрилина, С. Владимир Высоцкий: страницы биографии. – Режим доступа
Казмирчук, О.Ю. Стихотворение В. Высоцкого «Мой Гамлет» в контексте русской поэтической традиции / О.Ю. Казмирчук // Новый филологический вестник. – 2007. – № 1. – С. 145-152.
Калугина, Л.В. Чудаки и безумцы как элемент поэтики плутовского романа в лирике В.С. Высоцкого / Л.В. Калугина // Известия ВГПУ. – 2013. – № 9 (84). – С. 124-127.
Карпенко, А. «Лучший, но опальный стрелок»: Владимир Высоцкий / А. Карпенко // Зинзивер. – 2013. – № 2 (46).
Карпенко, А. Маг черно-белой эпохи: О Владимире Высоцком / А. Карпенко // Зинзивер. – 2014. – № 4(60).
Кваша, И. О Владимире Высоцком: Воспоминания / И. Кваша; Беседу вёл М. Цыбульский // Проза.ру
Козлов, В. Высоцкий – поэт с чёрного хода: Этапы творчества / В. Козлов // Prosōdia. – 2015. – № 3.
Корман, Я. Высоцкий и Ленин / Я. Корман // Семь искусств. – 2013. – № 9-10 (46).
Корман, Я. Галич и Высоцкий / Я. Корман // Семь искусств. – 2013. – № 8 (45).
Корман, Я. К проблеме датировки ранних песен В. Высоцкого. Публикуется в порядке дискуссии / Я. Корман // Семь искусств. – 2013. – № 12 (48).
Корман, Я. «Меня к себе зовут большие люди…». Владимир Высоцкий и высокопоставленные чиновники / Я. Корман // Семь искусств. – 2014. – № 2-3 (50).
Корман, Я. Энциклопедия творчества Владимира Высоцкого / Я. Корман // Семь искусств. – 2018. – № 5 (98).
Крылов, А. Заметки администратора на полях высоцковедения [Текст]: [О поэт. творчестве В.С. Высоцкого] / Крылов А. // Вопросы литературы. – 2002. – № 4. – С. 328-353.
Майзельс, Я. О чём пел Высоцкий? «Высоцкий – наше всё» / Я. Майзельс // Семь искусств. – 2013. – № 7 (44).
Можегов, В. Советской империи Гамлет: (Владимир Высоцкий: через тридцать лет) / В. Можегов // Континент. – 2010. – № 4(146).
Муратханов, В. Стихи и голос. Заметки о Высоцком / В. Муратханов // Арион. – 2016. – № 2.
Немировская, М. Высоцкий и Марина Влади / М. Немировская // Проза.ру
Новиков, В. «Всё не так, ребята…»: Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег / В. Новиков // Знамя. – 2017. – № 9.
Новиков, В. Высоцкий [Текст]: [главы из книги о жизни и творчестве Владимира Высоцкого периода 1962-1976 годов] / В. Новиков // Новый мир. – 2001. – № 11; № 12 ; 2002. – № 1.
Орлов, В. Мой Высоцкий: Воспоминания / В. Орлов // Best of Elegant New York
Осевич, Б. «И гены гетто живут во мне, как черви в трупе»: еврейские мотивы в поэтическом творчестве Владимира Высоцкого / Б. Осевич // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2009. – № 8. – С. 162-169.
Передрий, А.Ф. Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов / А.Ф. Передрий // ВикиЧтение
Плотников, В. С Высоцким нас познакомили: Мемуары / В. Плотников // Проза.ру
Поляков, В.Ф. Гражданская эстетика Высоцкого [Текст]: [Творчество Владимира Высоцкого] / Поляков В.Ф. // Вопросы философии. – 2004. – № 11. – С. 49-64.
Попов, В. Владимир Высоцкий: штрихи к портрету. О педагогическом потенциале песен Высоцкого // Горизонт. – № 68.
Прилепин, З. Высоцкий как наш современник / З. Прилепин // Наш современник. – 2018. – № 3. – С. 161-170.
Раевская, М. «Дурная кровь в мои проникла вены…», или Две судьбы Высоцкого: Анализ творчества Высоцкого с учётом драматических обстоятельств его жизни / М. Раевская // Вопросы литературы. – 2005. – № 6. – С. 108-129.
Рязанская, О.С. О словаре языка поэзии В.С. Высоцкого / О.С. Рязанская // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 1. – С. 305-310.
Свиридов, С.В. Авторская песня В. Высоцкого: литература с фольклорным «Прошлым» / С.В. Свиридов // Вестник ННГУ. – 2012. – № 6-1. – С.310-315.
Свиридов, С.В. «Разрыв аорты»: катаевский след в поэзии В. Высоцкого / С.В. Свиридов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2010. – № 8. – С. 155-160.
Свирилов, С. «Россия ахнула от боли»: 30 лет со дня смерти Владимира Высоцкого // Смоленская газета. – 2010. – 25 июля.
Семынин, К. Шесть мифов о Владимире Высоцком / К. Семынин // Проза.ру
Сенкевич, Г.А. Социальные мотивы в творчестве Владимира Высоцкого Сенкевич // Человек в мире культуры. – 2015. – № 3. – С. 31-35.
Сидоренко, С. Высоцкий: пророк и «Энциклопедия нашей жизни» поры советского заката: По поводу статьи Захара Прилепина «Высоцкий как наш современник» / С. Сидоренко // Русская народная линия. – 2019. – 24 января.
Сипкина, Н.Я. «Военные» баллады в поэзии Р. Рождественского и В. Высоцкого (сравнительная поэтика стилей поэтов) в контексте литературного процесса 1970-х гг.: основные тенденции развития / Н.Я. Сипкина // Вестник КемГУ. – 2016. – № 2 (66). – С. 210-215.
Скобелев, А.В. Нет, ребята, все не так! / А.В. Скобелев // Новое литературное обозрение. – 2008. – № 6. – С. 334-354. – Библиогр. в сносках. – Рец. на кн.: Высоцкий В.С. Собрание сочинений: в 4-х тт. / В.С. Высоцкий; сост. и коммент. О. и Вл. Новиковых. – М.: Время, 2008. – 400 с.
Смолев, Д. Неснятые фильмы: Кино Владимира Высоцкого / Д. Смолев // КиноПоиск
Солдаткина, А.В. Гротеск в поэтике В. Высоцкого и В. Маяковского / А.В. Солдаткина // Известия ВГПУ. – 2013. – № 6 (81). – С. 115-119.
Степанов, Е.: [рецензия на кн. Высоцкий, В. Собрание сочинений в четырех томах. – М.: «Время», 2008] / Е. Степанов // Дети Ра. – 2009. – № 10 (60).
Суворов, Д. Очерки о Высоцком [Текст]: [русский актер и поэт] / Суворов Д. // Урал. – 2002. – № 7. – С. 213-228.
Сухих, И. На разрыв аорты (1960-1980. Песни-баллады В. Высоцкого) / И. Сухих // Звезда. – 2003. – № 10. – С. 225-233.
Фаликов, И. Тигровая лилия: О Высоцком / И. Фаликов // Отрицаемое время // Арион. – 1997. – № 2.
Фомина, О.А. Стих В.С. Высоцкого в контексте блатного фольклора / О.А. Фомина // Вестник ОГУ. – 2004. – № 11. – С. 96-101.
Цыбульский, М. Высоцкий на Дальнем Востоке // Зеркало. – 2000. – № 1. – С. 9-10.
Чех, А. Владимир Высоцкий: грани поэзии, или Ревность муз: Причина актуальности феномена Высоцкого / А. Чех // Сибирские огни. – 2013. – № 10.
Шадурский, В.В. «Охота на волков»: песни В.С. Высоцкого у истоков русского рока / В.В. Шадурский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2014. – № 15. – С. 69-77.
Шаталова, Л.С. Жанровый канон в стихотворении В.С. Высоцкого «Памятник» / Л.С. Шаталова // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2014. – № 3. – С. 190-194.
Шафер, Н. Владимир Высоцкий – композитор / Н. Шафер // Театр. – 1988. – № 6.
Шафер, Н. Исаак Дунаевский и Владимир Высоцкий: К истории создания звучащего альбома «25 июля» / Н. Шафер // ЖЖ
Шевченко, Л. Конформизм как отдых, или «Творческий отпуск» нонконформиста: [рецензия на кн. Высоцкий, В. Проза поэта. – М., 2000] / Л. Шевченко // Знамя. – 2001. – № 12. – С. 214-217.
Шилина, О. «И что мне не лететь до Ленинграда…»: Ленинград в творческой судьбе Владимира Высоцкого / О. Шилина // Нева. – 2006. – № 1.
Шраговиц, Е. Песни о пиратах, сочиненные знаменитыми бардами (Коган, Высоцкий, Окуджава), как способ описания реальности в условиях цензуры / Е. Шраговиц // Семь искусств. – 2020. – № 6 (122).
Янклович, В. О Владимире Высоцком: Воспоминания / В. Янклович // Проза.ру
Память. Памятные места
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез, –
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив «Ахиллес»…
В. Высоцкий
Память о Высоцком в Википедии
Памятники Высоцкому
Памятники В. Высоцкому
Памятники В. Высоцкому
Памятники В. Высоцкому
Клоков, П. «Помнишь ли, товарищ, этот дом? Жил поэт Высоцкий в детстве в нем»: Москва Высоцкого (маршрут по местам, связанным с поэтом) // Комсомольская правда – Отдых в России. – 2021. – 22 янв.
«Не поставят мне памятник в сквере…»: Памятники В. Высоцкому // Евпатория
Цыбульский, М. Памяти Высоцкого // Владимир Высоцкий
Памятник В. Высоцкому на его могиле (Москва)
(1985, скульптор А. Рукавишников)
Могила на Ваганьковском кладбище утопает в цветах круглый год. Некоторые даже встают на цыпочки и пристраивают свои гвоздики на складки бронзовой пелены, которой окутан Высоцкий.
Королев, А. «Когда я уходить решил»: смерть Высоцкого как факт истории страны: Почему похороны поэта стали концом целой эпохи // Известия. – 2018. – 25 июля.
Фото с сайта
Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» (Москва)
Государственный культурный Центр-музей В. Высоцкого (Нижний Таганский тупик, 3; сейчас улица Высоцкого) основан в 1989 году. Центр оказывает помощь в подготовке печатных изданий о жизни и творчестве В.С. Высоцкого, в организации выставок и мероприятий по увековечиванию памяти поэта в разных городах России и зарубежья, активно участвует в акции Благотворительного фонда Владимира Высоцкого «Своя колея».
Фото с сайта
Памятная доска (Москва)
Установлена на доме (Большой Каретный переулок, 15), где в квартире № 4 Высоцкий жил вместе со своим отцом и мачехой. Дом этот на долгие годы стал для Высоцкого родным.
Надпись гласит: «Здесь в 1949-1955 гг. жил юный Владимир Высоцкий».
Об этом доме написано много, песня Высоцкого «Где твои семнадцать лет? – На Большом Каретном» широко известна не только поклонникам творчества барда.
Жебрак, М. Москва Высоцкого // ЖЖ
Зубрилина, С. «На Большом Каретном» // Зубрилина, С. Владимир Высоцкий: страницы биографии. – Режим доступа
Памятная доска (Москва)
(1988, скульптор А. Рукавишников)
Установлена на доме (Малая Грузинская, 28), в котором жил Владимир Высоцкий.
Фото с сайта
Памятник Высоцкому (Москва)
(1988, автор Г. Распопов)
Установлен во внутреннем дворике Театра на Таганке.
За почти шестнадцать лет работы в театре Любимова Владимир Высоцкий сыграл в четырнадцати постановках.
Подробнее здесь >>
Высоцкий на Таганке: Сборник статей / Сост. С. Никулин. – Режим доступа
Цыбульский, М. О том, как Владимир Высоцкий стал актёром Театра на Таганке // Владимир Высоцкий
Памятник В. Высоцкому в Москве
(1995, скульптор Г. Д. Распопов, архитектор А. В. Климочкин)
Установлен на Страстном бульваре в сквере перед площадью Петровские Ворота. За спиной Высоцкого – акустическая гитара. Вокруг монумента расположены сидения на манер античного амфитеатра.
Памятник Глебу Жеглову и Володе Шарапову (Москва)
(2016, скульптор А. Рукавишников)
Установлен на лестнице главного здания Петровки, 38.
Подробнее и фото здесь >> и здесь >>
Фото с сайта
В Москве также установлены памятники В. Высоцкому в парке скульптур под открытым небом «Музеон» (1982, скульптор Л. Берлин); во внутреннем дворике Московского музея современного искусства на Петровке, 25. (скульптор З. Церетели).
Бюст Высоцкому в Барнауле
(2002, скульптор Н. Звонков)
Установлен напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета.
Фото с сайта
Памятник во Владивостоке
(2013, скульптор П. Чегодаев)
Установлен в Театральном сквере возле Приморского краевого драматического театра им. Горького.
Подробнее здесь >>
Памятник Глебу Жеглову и Володе Шарапову (Волгоград)
(2015)
Установлен перед зданием Волгоградского областного управления МВД.
Подробнее и фото здесь >>
Фото с сайта
У яхтклуба Волгограда в рамках проекта «Аллея российской славы» (рук. М. Сердюков) установлен бюст (2012, скульптор А. Аполлонов) В. Высоцкого.
Памятник В. Высоцкому в Воронеже
(2009, скульптор М. Дикунов)
Установлен у института физкультуры (ул. К. Маркса, 59).
Лазаренко, Л. Памятник Владимиру Высоцкому открыт в Воронеже / Л. Лазаренко; фоторепортаж Квасова М. // Российская газета. – 2009. – 9 сентября.
Памятник в Википедии
Памятник в Воткинске (Удмуртия)
(2016, скульптор А. Суворов)
Бронзовый монумент высотой 2,4 метра, установлен в сквере, который тоже носит имя Высоцкого.
Фото с сайта
Памятник Высоцкому в Дубне (Московская область)
(2008, автор О. Д. Яновский)
Установлен на аллее им. В. С. Высоцкого. Монумент создан на деньги многочисленных почитателей таланта Владимира Высоцкого, который выступал в Дубне несколько раз.
Сама аллея была названа именем Высоцкого в 2003 году, в честь этого на ДК «Мир» была установлена мемориальная табличка.
Подробнее здесь >>
Музей В. Высоцкого в Екатеринбурге
Открыт в январе 2013 года.
В музее воссоздан один из номеров гостиницы «Большой Урал», в которой останавливался Высоцкий во время гастролей в Екатеринбурге (тогда Свердловск). В номере была установлена небольшая деревянная кровать, тумба, телевизор и шкаф для одежды. В экспозиции много фотографий В. Высоцкого, а также его «Мерседес» и театральная гитара.
Музей располагается в бизнес-центре «Высоцкий». Рядом с ним установлен памятник певцу и Марине Влади.
Памятник В. Высоцкому в Калининграде
(2006, скульптор Бахтияр Саипов)
Установлен в Центральном парке культуры и отдыха у Певчего поля.
Скульптура высотой 3 метра представляет фигуру поэта, сидящего с гитарой на постаменте. Проект разработала калининградская общественная организация «Владимир Высоцкий в Калининграде».
В Калининграде, в 1980 г. состоялся последний публичный концерт Высоцкого, а спустя месяц актёр умер.
Громак, В. В Калининграде открыли памятник Владимиру Высоцкому // Правда.ру
Подробнее здесь >>
Мемориальная доска с барельефом Владимира Высоцкого в Евпатории (Крым)
(2016, скульптор К. Цихиев, архитектор А. Комов)
Установлен на ул. Караимской, 45.
В Евпатории в 1972 г. Иосиф Хейфиц снимал фильм «Плохой хороший человек», в котором принимал участие В. Высоцкий.
Во время съёмок в Евпатории Высоцкий написал песню «Чёрные бушлаты», посвященную евпаторийскому десанту 5 января 1942 г., все 700 воинов которого погибли.
Подробнее и фото здесь >> и здесь >>
Цыбульский, М. Владимир Высоцкий в Крыму // Владимир Высоцкий
Памятная доска в Севастополе (Крым)
(2018, архитектор Г. Григорьянц, скульптор К. Цихиев)
Установлена на здании Матросского клуба.
Памятник Владимиру Высоцкому в Магадане («Я расскажу тебе про Магадан»)
(2014, скульптор Ю. Руденко)
Установлен на берегу бухты А.И. Нагаева.
Подробнее и фото здесь >>
Памятник в Набережных Челнах
2 декабря 2003 г. в Набережных Челнах на площади имени В. Высоцкого появился посвященный ему мемориал. В основе монументальной композиции – памятник великому барду, олицетворением творчества которого стали гитара и падающая звезда.
Фото с сайта
Памятник В. Высоцкому в Новосибирске
(2005, скульптор А. Тартынов)
Памятник был открыт возле театра «Глобус» (бывший ТЮЗ) 25 июля 2005 в день 25-летия со дня смерти поэта.
Постамент, выполнен в виде стилизованного лезвия, по которому босиком идет Высоцкий.
На сером мраморе красным цветом выбита надпись: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа / – и режут в кровь свои босые души!»
Подробнее здесь >>
Памятник В. Высоцкому в Ростове-на-Дону
(2014, скульптор А. Скнарин)
Установлен перед зданием Дома кино (ул. Пушкинская)
Памятник Высоцкому в Самаре
(2008, скульптор М. Шемякин)
Создание монумента началось в конце 2005 г., в США, а в Самару памятник перевезли в конце 2007 года.
Монумент установлен возле здания Дворца спорта ЦСК ВВС. Именно в нем 29 ноября 1967 г. прошло первое сольное выступление Высоцкого перед массовой аудиторией. По словам организаторов того концерта, Высоцкий не хотел выступать перед большой аудиторией и им пришлось прибегнуть к обману – певцу сказали, что зал будет небольшой.
На фасаде Дворца спорта была установлена памятная доска (1997).
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Памятник-стела Высоцкому в Самаре
(2000, художник А. Темников, скульптор И. Мельников)
Памятная стела установлена 23 июля 2000 г. в сквере Высоцкого. На стеле расположены скульптурный портрет поэта, вырубленная из белого мрамора гитара барда и строчки его песен. В сквере также установлены красивые скамейки со стихами Высоцкого.
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Центр-музей Высоцкого в Самаре
Центр-музей В. Высоцкого был создан в г. Самаре по инициативе поколения «шестидесятников», создавался практически подпольно. Экспозиция музея посвящена не только деятельности Владимира Высоцкого, но и отражает дух той эпохи.
Музейная экспозиция под названием «В. Высоцкий в Куйбышеве» была открыта 14 января 1985 г.
Подробнее здесь >>
Бюст в Саранске
(2012, скульптор А. Аполлонов)
Установлен в парке имени А. С. Пушкина в рамках проекта «Аллея российской славы» (рук. М. Сердюков).
На каждой из четырех сторон постамента – строки из стихов Владимира Высоцкого, а внизу надпись «Слава на века гражданам, прославившим Россию».
Такой же бюст установлен в Краснодаре (2013) возле Дома творчества; в г. Гулькевичи (Краснодарский край, 2012) в городском парке культуры и отдыха на Аллее героев; в Армавире (Краснодарский край); в Геленджике (Краснодарский край) на набережной; в г. Бологое (Тверская область, 2012) на привокзальной площади; в г. Гороховец (Владимирская область); в Симферополе (Крым, 2014); в Нью-Джерси (США) в «Парке Славы» на территории Русского дома «Родина».
Памятник В. Высоцкому в Сочи
(2011, скульптор П. Хрисанов)
Бронзовый памятник установлен в парковой зоне концертного зала «Фестивальный».
В 2011 году копию памятника установили на «Поляне Высоцкого» недалеко от Агурских водопадов.
Сизова, И. В Сочи открыли памятник Владимиру Высоцкому // Российская газета. – 2011. – 21 нояб.
Барельеф В. Высоцкого в Ереване (Армения)
(2014, скульптор Я. Струпулис)
Установлен рядом с архитектурным комплексом «Каскад».
Подробнее и фото здесь >>
Памятник В. Высоцкому в г. Новогрудок (Белоруссия)
(2012)
Установлен в сквере на ул. Советская.
В 1969 году в городе снимался фильм «Сыновья уходят в бой» (реж. В. Туров). Вместе со съемочной группой в Новогрудок прибыл и Владимир Высоцкий, который в фильме не снимался, но написал несколько песен.
Памятник Высоцкому в г. Выршец (Болгария)
(2007, скульптур Г. Чапкынов)
Памятник создавался по фотографиям Высоцкого.
Подробнее здесь >>
Памятник В. Высоцкому в г. Кельце (Польша)
(2010, скульптор А. Латос (Arkadiusz Latos))
Установлен на Аллее знаменитостей.
Фото с сайта
Барельеф В. Высоцкому в Чикаго (США)
(2003, художник М. Онанов)
Установлен на стене театра «Пегас» в Трумен-колледже.
Памятник в Подгорице (Черногория)
(2004, скульптор А. Тартынов)
Установлен на берегу реки Морача.
Фото с сайта
http://www.svoyakoleya.ru
Ежегодно, в канун дня рождения В. Высоцкого, Фонд Высоцкого вручает премию его имени. Премия «Своя Колея» была учреждена в 1997 г. Благотворительным Фондом Владимира Высоцкого, Министерством Культуры РФ и Комитетом по культуре г. Москвы.
Идея премии принадлежит сыну поэта Никите. Премия вручается людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню В. Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии.
Фильмография В. Высоцкого
и услышал когда-нибудь команду «Мотор»,
тот отравлен кинематографом навек.
Я отравлен – и это прекрасно».
В. Высоцкий
На счету В. Высоцкого более 90 работ в кино.
Фильмография здесь >> здесь >> здесь >>
Александрова, М. Владимир Семенович Высоцкий: фильмография как биография // FB.ru. – 2016. – 31 янв.
Блокчейн, Э. 10 лучших фильмов с Владимиром Высоцким / Э. Блокчейн // IsraLove
Владимир Высоцкий в кино. Фильмография: Каталог документальных съёмок Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий. Полная фильмография на «Ivi»
Зубрилина, С. «Отравлен кинематографом навек» // Зубрилина, С. Владимир Высоцкий: страницы биографии. – Режим доступа
Кинопесни В. Высоцкого // Культура.РФ
Мананников, А. Высоцкий в кино // Кузнецкий рабочий. – 2010. – 26 янв.
Мельникова, А. Владимир Высоцкий в Крыму: В каких фильмах снимался и какие песни написал на полуострове // КП – Крым. – 2018. – 26 янв.
Подрезова, К. 5 самых ярких ролей Высоцкого в кино // Woman.ru. – 2013. – 27 июля.
«Вертикаль» (1966) Реж. Ст. Говорухин, Б. Дуров; В ролях: М. Кошелева, Г. Воропаев, А. Фадеев, Г. Кульбуш, Л. Лужина, Б. Закариадзе, В. Высоцкий.
Суровый романтический фильм о людях, чья профессия – рисковать. Картина рассказывает о группе альпинистов, которые готовятся взять очередную вершину. Высоцкий в роли радиста Володи доказал, что он может играть не просто комически-романтические роли, как в ранних фильмах, а персонажей со сложной судьбой, которая подвергает их тяжёлым испытаниям.
Веселая, героическая, трогательная комедия в стиле «буфф» повествует о жизни Одессы, оккупированной войсками «Антанты» в годы гражданской войны. В. Высоцкий снялся в роли Бродского – руководителя группы большевиков-подпольщиков, ведущих пропаганду среди иностранных солдат.
Высоцкий, снявшийся в дебютном фильме К. Муратовой в образе геолога Максима, становится настоящим секс-символом – обаятельный, с хорошим чувством юмора, романтик с гитарой и аккуратной бородкой.
Фильм рассказывает о событиях времён Гражданской войны, когда вся страна была разделена на два противоборствующих лагеря, два цвета: белый и красный. В. Высоцкий играет роль белогвардейского офицера Александра Брусенцова.
Историко-революционный водевиль. В основу сюжета положены реальные события, описанные в дневниках А.М. Коллонтай. 1910 год, дореволюционная Одесса, необходимо осуществить доставку в Россию нелегальной литературы. С целью организации этого процесса в город под видом французского промышленника прибыл большевик подпольщик. В качестве прикрытия операции организован театр варьете, который получил широкую известность и гастролировал по стране с особенным, полученным из Франции «театральным реквизитом».
Американский журналист поставлен перед моральным выбором: предать огласке планы сторонников войны, рискуя при этом лишиться всех жизненных благ, которых он добился за последние годы, или отступить. Высоцкий блистательно исполнил роль сомневающегося и слабого человека, в котором теплится слабый огонёк порядочности. Одна из лучших работ актёра.
Мучимый никчемностью и скукой жизни, чиновник Лаевский жаждет любой ценой разорвать порочный круг своего существования. Его нравственный антипод, натуралист Фон Корен, уверен, что люди, подобные Лаевскому, достойны уничтожения. Но, вопреки желаниям и воле героев, провидение по-своему распоряжается их судьбами…
Владимиру Высоцкому присуждён Приз Харибда за лучшую мужскую роль на V Фестивале наций в Таормине (Италия).
«Бегство мистера МакКинли» (1975) Реж. М. Швейцер; В ролях: Д. Банионис, Ж. Болотова, Б. Бабочкин, А. Демидова, В. Высоцкий, А. Вокач, Л. Куравлёв, Т. Лаврова, В. Сергачёв, В. Кенигсон, И. Кваша
Фантастическая притча по одноименной киноповести Леонида Леонова. В. Высоцкий снялся в роли уличного певца Билла Сигера.
«Место встречи изменить нельзя» (1979) Реж. Ст. Говорухин; В ролях: В. Высоцкий, В. Конкин, С. Юрский, Н. Фатеева, А. Белявский, С. Садальский, А. Джигарханян, З. Гердт, Л. Куравлёв, С.Светличная, Е. Евстигнеев, В. Заклунная, Л. Удовиченко и др.
Фильм снят по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия».
Роль капитана МУРа Глеба Жеглова – самая популярная работа Владимира Высоцкого в кинематографе. За эту роль актёр получил Специальный диплом и Приз жюри ВКФ (1981), а также Государственную премию СССР (посмертно, 1987).
«Маленькие трагедии» (1980) Реж. М. Швейцер; В ролях: Г. Тараторкин, С. Юрский, В. Золотухин, В. Высоцкий, И. Смоктуновский, И. Калныньш, Л. Куравлёв, Н. Бурляев, Л. Федосеева-Шукшина, Л. Удовиченко, М. Кокшенов, М. Алимова, Н. Белохвостикова
Роль Дон Гуана в новелле «Каменный гость» стала не только последней для артиста, но и самой близкой ему.
Предлагаем также «Он был поэтом по природе…»: Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества В. Высоцкого.