«Пристрастное слово» 

Революционные события 1917 года
в России глазами писателей
Нам слышны громы: то – вековые
Устои рушатся в провалы;
Над снежной ширью былой России
Рассвет сияет небывалый.
В обломках троны; над жалкой грудой
Народы видят надпись: «Бренность».
И в новых ликах, живой причудой
Пред нами реет современность.

В. Брюсов

1917-й год навсегда останется переломным годом в истории России. Вихрь беспощадного русского бунта – сначала Февраль, а затем Октябрь – сокрушил историческую государственность, развенчал русскую культуру, разрушил весь многовековой миропорядок, уклад жизни всех и каждого.

Свидетели и участники великого и трагического времени пытались осмыслить события сквозь призму то общечеловеческих, то своих собственных идеалов.

С ролью литературы, как «колыбелью русской революции» были согласны многие мыслители Серебряного века. По мнению В. Розанова, не литература должна приветствовать торжество революции, а революция должна, наоборот, сказать спасибо литературе, которая все время, целых полвека и более, призывала революцию.

Объективной реакцией со стороны писателей было отображение своих мыслей в публицистике («Несвоевременные мысли» М. Горького); в художественном творчестве («Двенадцать», «Скифы» А. Блока); в письмах (письма В. Г. Короленко А. В. Луначарскому) и дневниковых записях (З. Гиппиус, К. Паустовский).

Революции 1917 года, гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 году). Иными словами, речь  шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать.

Согласившиеся. О готовности сотрудничать с Советской властью практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 году:

    М. Горький,

    А.А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»),

    В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП (б),

    А.С. Серафимович,

    С.А. Есенин,

    В.В. Маяковский.

Эмигранты. Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции:

    И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»),

    А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году),

    А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году),

    В.В. Набоков,

    Б.К. Зайцев,

    А.Т. Аверченко,

    Саша Чёрный,

    Д.С. Мережковский,

    З.Н. Гиппиус,

    К.Д. Бальмонт,

    В.Ф. Ходасевич,

    А.М. Ремизов,

    И.С. Шмелёв,

    Е.И. Замятин,

    М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)

и многие другие.

Попутчики: (не уехали, но и не согласились) Некоторые писатели не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»):

    А.А. Ахматова,

    М.А. Волошин,

    М.М. Пришвин,

    И.Г. Эренбург,

    Л.М. Леонов,

    Б.А. Пильняк,

    А. Белый.

Получившие известность после революции. В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями:

    Д. Фурманов,

    Вс. Иванов,

    М.М. Зощенко,

    К.А. Федин,

    И.Э. Бабель,

    М.А. Булгаков.

Формирование отношения к революции в отечественной литературе началось задолго до событий 1917г.  При этом русские писатели и поэты открыто заявляли о своих политических предпочтениях.

Так, например, Д. Мережковский, З. Гиппиус, И. Бунин, В. Набоков, К. Бальмонт еще в начале века отрицали революцию и после 1917 г. сохранили свою позицию. В. Набоков в «Других берегах», И. Бунин в «Окаянных днях», Д. Мережковский в «Больной России» выразили свое негативное отношение к революции и большевистскому режиму, называя всё происходящее «жестоким и бессмысленным» бунтом под названием «большевизм». И. Бунин, принимая революцию как примитивный бунт черни, не видел в нем движения «того самого европейского пролетариата, который несет будто бы в мир новую прекрасную религию величайшей гуманности…» Литературная интеллигенция в начале  XX в. воспринимала революцию не как социальный, а как культурный феномен – как революцию обновления человеческого духа.

Далеко не однозначным было понимание и восприятие власти среди тех, кто поддержал революцию.

Ярким свидетельством этого является эволюция взглядов А. Блока, В. Короленко, М. Волошина.

М. Горький высказал несогласие с методами утверждения новой власти. Неразрешимые противоречия в понимании сути революции привели к эмиграции писателя.

Конечно, революционная стихия и первые преобразования советской власти нашли свое отражение и в литературном творчестве писателей этого периода. Спектр настроений публикуемой литературы был чрезвычайно велик: от резкой критики до раздумий о судьбах русского народа и революции; от восторженного восхищения до глубокого разочарования; от стремления выступить палачом своего народа до попыток его понять.

Проект «Литература и жизнь»

Проект «Русская революция 1917 года в литературных источниках»

Проект «Поэты Серебряного века»

Общие

Аннинский, Л. Красный век: эпоха и её поэты: [А. Блок, Н. Клюев, В. Хлебников, Н. Гумилев, И. Северянин, Вл. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, С. Есенин, Э. Багрицкий, Н. Тихонов, П. Антокольский, И. Сельвинский, А. Прокофьев, М. Исаковский, А. Баркова, В. Луговской, А. Сурков, М. Светлов, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов]

Аристова, О.В. Интеллигенция и революция: Интегрированный урок (история + литература), 11-й класс / О.В. Аристова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Баринов, И. Революция в поэзии, или поэзия революции: Поэты Серебряного века и Февральская революция // 1917. День за днём

Булдаков, В.П. Гражданская война и проза 1920-х годов: [образы революции и Гражданской войны в художественной литературе 1920-х] // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – № 5.

Варламов, А. Язык новой жизни. Как восприняли революцию 1917 года русские писатели? / А. Варламов; Ю. Шигарева // АиФ. – 2017. – 27 нояб.

Вершинина, М.А. Власть и интеллигенция: отношение к Октябрьской революции 1917 г. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2019. – № 2 (16).  

Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е.И. Замятина, А.П. Платонова, М.А. Булгакова / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2012.

Гурева, Н.В. Литература и революция: поэты и вожди // Справочник

Замостьянов, А. Мятеж, как солнце, варили…: Поэты и революция, 1917 // Год литературы. – 2018. – 6 нояб.

Замостьянов, А. Революцьонный шаг: Вокруг Октября (Революционная поэзия) // Год литературы. – 2016. – 7 нояб.

Каширская, Т.Н. Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов XX века Октябрь 1917 года // Мультиурок

Кознова, Н.Н. Литературные портреты политических деятелей в мемуарах русских писателей-эмигрантов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2011. – № 1. – С. 82-88. 

Кознова, Н.Н. Мемуарная проза русских писателей эмигрантов: осмысление революционной стихии в России XX века // Преподаватель ХХI век. – 2007. – №4.

Кознова, Н.Н. Мемуары писателей-эмигрантов о русской истории // Известия Вологодского государственного педагогического университета. – 2001. – № 2. – С. 113-117.

Колядинова, О.В. Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов: Урок литературы, 11-й класс / О.В. Колядинова // ИнфоУрок

Криволапова, Е. М. Литературный дневник «Русской смуты» 1917 года (З.Гиппиус, И. Бунин ) // Вестник ВятГГУ. – 2009. – № 4.

Криволапова, Е. М. Литературный дневник «Русской смуты» 1917 года // Вестник ВятГУ. – 2009. –  № 4.

Крылова, Р.И. Художественная литература как источник при изучении отечественной истории: [М. Шолохов «Тихий Дон», М. Осоргин «Сивцев Вражек»] // Альманах современной науки и образования. – 2007. – № 7. – Ч. II. – С. 87-89.

Ланцман, М. Чёрный день календаря: Русские советские писатели вспоминают о большевистской революции [В. Вересаев, К. Паустовский] // Блог перемен. – 2012. – 7 нояб.

Лау, Н.В. «Лики святости» и «маски бесовства» в прозе русской эмиграции: (И. Шмелёв, Б. Зайцев, И. Бунин) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 115. – С. 226-230.

Лекманов, О. Писатель и государство после 1917 года: Лекция // Магистерия

Меньшутин, А. Поэзия первых лет революции. 1917 – 1920 / А. Меньшутин, А. Синявский; Ан СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1964. – 445 с. – Режим доступа Николюкин, А.Н. Русские писатели о катастрофе 1917 года // Литературоведческий журнал. – 2017. – № 41.

Нутрихин, Р. Закат Серебряного века: [Писатели и революция] // Чудеса и приключения. – 2017. –  № 9.

Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе // Урок.РФ

Осмоловский, М. Литературный процесс 1917-1934 гг.: от Октябрьской революции до I съезда советских писателей / М. Осмоловский, И. Осмоловская // Русская и зарубежная литература

Пивоваров, Ю.С. Русская Литература – русская революция // Литературоведческий журнал. – 2017. – №  41.  

Платонова, И.В. Октябрьская революция глазами современников и потомков. Путь прозрения: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Платонова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Ракитова, Л.А. Основополагающие категории писательской публицистической прозы 1917-1921 годов: «революция», «интеллигенция», «русская идея» [на примере произведений Л.Н. Андреева, М.А. Волошина, К.Д. Бальмонта] // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. – № 2.

Ранчин, А. М. Блок, Мандельштам, Хлебников и Октябрьская революция: о подтекстах стихотворения Иосифа Бродского «Узнаю этот ветер, налетающий на траву. . .» // Литературоведческий журнал. – 2017. – № 41.  

Революция 1917 года глазами русских писателей // Яндекс-Дзен – Моя Планета. – 2021. – 7 нояб.

Ринчино, Е.А. «Мы были музыкой во льду…»: Литературный вернисаж (интегрированный урок: литература + история + информатика; внеклассная работа) / Е.А. Ринчино, Т.Г. Тарасенко // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Сеурко, М. Революция 1917 года в поэзии Серебряного века // КПРФ – Иркутск

Симон, Н.А. Революция 1917 года в истории России и ее отражение в творчестве поэтов и писателей 20-х годов: Интегрированный урок истории и литературы, 11 класс // ИнфоУрок

Сохарева, Т. «Бедная Россия, есть в ней какой-то подлый слой»: Как оценивали Февральскую революцию литераторы в Москве и Петрограде // Gazeta.ru. – 2017. – 12 марта.

Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: Урок литературы, 11-й класс / Ю.В. Хохлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Худоногова, О.Н. Революция и гражданская война в литературе 20-х годов: Урок литературы, 11-й

класс / О.Н. Худоногова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Чудакова, М. Как революция изменила русскую литературу: Лекция [Аудио] // Арзамас – Академия

Шалаева, Н.В. Проблема восприятия власти в отечественной литературе 1917 – начала 1920-х годов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. – № 4. – С. 149-152.

Шохина, В. Слушая музыку революции: Как поэты Серебряного века готовили революцию // Блог перемен. – 2012. – 7 нояб.

Шумилина, Л.П. «Обещал быть Серебряным…»: Трагизм судеб русских писателей и поэтов Серебряного века // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Отдельные писатели:

Партис, З. Марк Алданов // Слово\Word. – 2007. – № 54.

Андреев, Л. Перед задачами времени: политические статьи 1917 – 1919 гг. – Нью-Йорк, 1985. – 205 с.

Шишкина, Л.И. Перед уроками времени: политическая публицистика Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. – 2021. – №2 (17).  

Петрова, Н.А. Но иногда глаза он раскрывал… : Февраль и Октябрь в поэзии Эдуарда Багрицкого // Вестник Томского государственного университета. Сер. Филология. – 2010. – № 4. – С. 86-94.

Сутырин, В.А. П.П. Бажов в революции 1917 года // Вопросы всеобщей истории. – 2016. – № 18. – С. 107-109.

Зотов, С. Заблудившийся среди революций: К. Бальмонт // Столетие. – 2017. – 15 июня.

Семёнов, С. Два поэта и музыка революции. Серебряный век оплавлен пожаром: А. Блок и К. Бальмонт // Российское историческое общество. – 2018. – 14 февр.

Луначарский, А.В. Брюсов и революция // Наследие А.В. Луначарского  

Молодяков, В. «Высоких зрелищ зритель»: В.Я. Брюсов и политика. 1913 – 1918 // Русский европеец. – 2019. – 23 янв.

Урвилов, В.А. Оппозиция «прошлое – настоящее» в романе В. Вересаева «В тупике» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 5.

Кротова, Д. Концепция революция в творчестве А.А. Ганина (на примере поэзии 1910 – 1920-х годов) // 1917. День за днём

Гассиева, В.З. «Мы» Евгения Замятина – роман-памфлет // Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е. Замятина, А. Платонова и М. Булгакова. – Владикавказ, 2012. – С. 3-33.

Миронюк, Ю.В. Революционный период творчества Е.И. Замятина // Проблемы науки. – 2020. – № 4 (52). 

Шишкина, Л.И. Народ и власть в политической сатире Евгения Замятина // Управленческое консультирование. – 2012. – № 3. – С. 205-212.

Папкова, Е.А. Народный утопический идеал в творчестве «попутчика революции» Всеволода Иванова / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина  // Соловьёвские исследования. – 2015. – № 3. – С. 143-156.

Сёмина, А. «Хорошо, что нет царя…»: 1917 год в осмыслении Георгия Иванова // 1917. День за днём

Дмитриев, С. «Живая совесть литературы»: [Владимир Короленко (1853-1921) и революционная смута в России. 1917–1921 гг.] / С. Дмитриев // Наш современник. – 2017. – № 7. – С. 187–216.

Лейдерман, Н.Л. Обвинительное слово: В.Г. Короленко «Письма к А.В. Луначарскому» // Филологический класс. – 2006. – № 15.

Магомедов, Р.Р. Политическое развитие России в начале ХХ века в оценке В. Г. Короленко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 3-1. – Том 13.

Куприн, А. «Падая – уничтожаю…»: О революции 1917 г. и Гражданской войне / А. Куприн // Первое сентября – История. – 2007. – № 13.

Малашонок, М.Г. Литературные истоки русской революции: Версия Д.С. Мережковского / Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина // Аналитика культурологии. – 2008. – № 11. – С. 129-134.

Пчелина, О.В. Между двух революций: Мировоззренческая позиция Д.С. Мережковского в исторический период 1905-1917 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 8: В 2 ч. – Ч. II. – С. 157-159.

Садулаев, Г.У. Бригадный комиссар из мертвого переулка: (Николай Островский – человек, который себя придумал) / Г.У. Садуллаев // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 198-207.  

Толстая, Е. Алексей Толстой в революционной Москве // Toronto Slavic Quarterly

Королев, А. «Самый русский писатель»: Иван Шмелев как пасынок революции

Почему без ужасов Гражданской войны не было бы «Лета Господня» // Известия. – 2018. – 3 окт.

Норина, Н.В. Трагическое состояние мира в «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва // Вестник ЧелГУ. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2011. – Вып. 58. – С. 119-125.

Волошин, М.А. Поэзия и революция: (Александр Блок и Илья Эренбург) // Литература и Жизнь

 

Александр Блок (1893 – 1930): «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»

«…запечатлеть современные сомнения,
противоречия, шатания пьяных умов
и брожение праздных сил
способна только одна лирика…»

А. Блок

Двадцатый век….
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные рубежи.

А. Блок

«Дело художника,  обязанность художника –
видеть то, что задумано, слушать ту музыку,
которой гремит “разорванный ветром воздух”…»

А. Блок

Александр Блок никогда не был ни революционером, ни тем более большевиком. Когда грянула ожидавшаяся буря, то он не удивился. Он думал о ней, ждал ее, она представлялась ему неизбежной. Как большой поэт он сумел разглядеть и запечатлеть горькую правду красного радикализма, предопределенность России, давно «беременной Революцией».

А. Блок воспринял революцию как стихию, как очищающую силу, которая сметет ненавистный ему «страшный мир», где нет места красоте, гармонии, творчеству.

Революцию Блок хотел увидеть музыкой, себя он пытался увидеть художником, таким художником, о которых он сам писал: «кто уцелеет, кого «не изомнет с налету вихорь шумный», окажутся властителями неисчислимых духовных сокровищ».

В торжестве большевизма, в этом «девятом вале» революции он видел логичное, неизбежное и желанное продолжение событий февраля-марта. Как поэт и как гражданин он публично признал правоту Октября.

Блок не разделял стенаний по поводу гибели России, придерживаясь убеждения, что стране «суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой». Он был певцом мечты, жрецом светлого порыва в эпоху всеобщего крушения и распада. Поэт не судил настоящее, не давал ему нравственной оценки. Для Блока, с его стремлением быть в гармонии с окружающим миром, важно было найти какой-то порядок в хаосе революционных событий.

Но пройдет еще некоторое время, и Блок убедится в том, во что верить не было сил: теми месяцами 1917 года звучала не радостная «симфония новой жизни», а реквием, погребальный звон по людям, культуре, стране, так сильно любимой, но мало понимаемой и в реальности своей не принимаемой. И голос поэта ослабеет, а затем и совсем умолкнет. Роль «Орфея в аду» окажется для Блока непосильной.

«Я не имею ясного взгляда на происходящее, тогда как волею судьбы я поставлен свидетелем великой эпохи. Волею судьбы (не своей слабой силой) я художник, т. е. свидетель. Нужен ли художник демократии?»

Блок, А. А. Поэмы [Текст] / А. А. Блок; сост., всуп. ст. и коммент. А. Туркова. – М. : Дет. лит., 2002. – 144 с., ил. – (Школ. б-ка).

Содерж.: Поэмы: Ночная фиалка; Вольные мысли; Возмездие; Соловьиный сад; Двенадцать; Скифы

«Одни прочитали в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей…» (В. Маяковский)

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения п. Метлино; др. издания – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции  [Текст] / сост., вступ. ст., коммент. М.Ф. Пьяных  – М.: Высшая школа, 1990. – 687 с.: ил. – (Библиотека студента-словесника).

Имена А. Блока и А. Белого в сознании их современников были неразрывно связаны между собой. 18 лет продолжалась история их отношений, получившая, с легкой руки Белого, точное название «дружба-вражда».

А.Блок и А.Белый приняли большевистскую революцию 1917 года. С юных лет они жили в предчувствии катастроф, ожидающих Европу и Россию. После событий 1905 года гибель старого мира казалась им неизбежной. Оба считали, что «неслыханные перемены, невиданные мятежи» явятся возмездием за вековые преступления власти, бедствия и бесправие народа. И верили, что, очистившись в огне революции, Россия возродится к новой жизни.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Блок, А. Интеллигенция и революция: Статья // Литература и Жизнь

Блок, А.А. Последние дни императорской власти: по неизданным документам составил Александр Блок. – Петербург: Алконост, 1921. – 168 с.

Базанов, В.В. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября // Омилия

Басинский, П. Трагедия непонимания: «Музыка революции» и судьба интеллигенции в творчестве А. Блока // Вопросы литературы. – 1990. – № 6. – С. 104-126.

Бондаренко, В. Александр Блок. Роман с русской революцией: В программе «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Боханов, А.Н. Революционное умопомрачение: [Александр Блок и 1917 год] / А. Н. Боханов // Москва. – 2013. – № 8. – С. 124-144.

Буслакова, Т.П. А. Блок Поэма «Двенадцать» (1918) // Буслакова, Т.П. Русская литература ХХ века: Учебный минимум для абитуриента. – М., 2001. – Режим доступа

Вдович, С.А. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: Урок литературы с презентацией, 11-й класс / С.А. Вдович // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Возлядовская, А.М. Крушение Александра Блока // Литература и жизнь

Волгин, И. А. Блок «Двенадцать» [Видео]: док. программа из цикла «Игра в бисер» // Смотрим

Волошин, М.А. Поэзия и революция: (Александр Блок и Илья Эренбург) // Литература и Жизнь

Захарова, В.Т. Вновь постигая «Двенадцать» А. Блока // Вестник МГОУ. Сер. Русская филология. – 2017. – № 2. – С. 72-79.

Иоффе, Г. Александр Блок как историк падения монархии: К 90-летию Февральской революции / Г. Иоффе // Новый журнал. – 2007. – № 246.

Ковалёва, А.Н. Поэма А. Блока «Двенадцать» – гимн революции?: урок литературы, 11 класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Коваль, Е. Борьба миров в поэме А.А. Блока «Двенадцать» / Е. Коваль // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 3.

Кочергина, И. Как читать «Двенадцать» Блока [Текст; Аудио] // Культура.РФ

Лейдерман, Н.Я. Пристрастное слово (публицистика 1917-1920 гг. О русской революции; поэтическая публицистика А. Блока: статья «Интеллигенция и революция») // Филологический класс. – 2005. – № 14.

Мазаева, Т.С. А. Блок. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать»: Урок литературы,  11-й класс / Т.С. Мазаева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Назаров, В. Тема стихии и революции в лирике Блока / В. Назаров, И. Поздняков, Л. Петрова // Пишем сочинения по лирике А.А. Блока. – М., 2006.

Подшивалова, Е.А. Революция и народная стихия: К изучению поэмы А. Блока «Двенадцать» на уроке литературы // Филологический класс. – 2006. – №15.  

Светличная, М.А. «Под жерновами революции 1917 года»: Интегрированный урок истории и литературы на основе исторических материалов и поэмы А. Блока «Двенадцать» // РосУчебник

Семёнов, С. Два поэта и музыка революции. Серебряный век оплавлен пожаром: А. Блок и К. Бальмонт // Российское историческое общество. – 2018. – 14 февр.

Сокурова, О. Поэма А. Блока «Двенадцать» и путь России // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХI века / Ред.-сост. А.Л. Казин. – СПб.: Алетейя, 2016. – Режим доступа

Ухабина, М.Г. «Двенадцать» А. Блока – поэма ветра и пути: Урок литературы, 11-й класс / М.Г. Ухабина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Федотов, В. А. Блок + революция: Блок в череде исторических катаклизмов / В. Федотов // Нева. – 2011. – № 8.

Федякин, С.Р. Послесловие к 1917-му: (еще раз о поэме Блока «Двенадцать») // Труды по россиеведению. – 2018. – № 7. 

Чубаров, И. Символ, аффект и мазохизм: Образы революции у А. Белого и А. Блока / И. Чубаров // НЛО. – 2004. – № 65.

Чуйкова, Н.П. Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Композиция, ритмика, своеобразие лексики: Урок литературы, 11-й класс / Н.П. Чуйкова // Социальная сеть работников образования

 

Михаил Булгаков (1891 – 1940): «Стать бесстрастно над красными и белыми…»

 

«Страшно жить, когда падают царства…»

М. Булгаков

«Написанное нельзя уничтожить»: виртуальная выставка

«Дорога к Мастеру»: методические материалы

М.А. Булгаков негативно воспринял революцию 1917 года, как некую опасную авантюру, как переломное событие в судьбах русской интеллигенции, с которой считал себя связанным «кровными узами».

Из-за  болезни  октябрь  1917  года  прошел  для  писателя  почти незамеченным.  Вернувшись  к  нормальной  жизни,  с  начала  1919  года  он поселился  в  Киеве  и,  как  писал  в  одной  из  анкет:  «…последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город».  Полтора года, проведенные в кошмаре Гражданской войны, дали ему материал для  будущего  романа  «Белая  гвардия»  и  рассказа  «Необыкновенные приключения доктора» (1922 г.).

«Белая гвардия» – это одно из самых удивительных произведений и в творчестве Булгакова, и в русской литературе. Это, может быть, единственный в советской литературе «деполитизированный» роман о революции и гражданской войне, своего рода «Капитанская дочка» XX века (А. Варламов), в которой Булгаков, помимо выражения личной симпатии к тем людям, которые защищали белую идею,  делает попытку художественно осмыслить русскую смуту, когда тысячи представителей русской интеллигенции вынуждены были строить свою жизнь заново, а некоторые из них – навсегда покинуть Родину. М. Волошин считал Булгакова «первым, кто запечатлел душу русской усобицы» с огромной художественной силой.

Будучи человеком внутренне честным, М. Булгаков превыше всего ставил гражданскую совесть художника и был неспособен поступиться той правдой, которая ему открывалась. Поэтому в его произведениях чётко прослеживаются позиция «над схваткой», соотнесение событий в России с русской и мировой историей.

Булгаков, М.А. Белая гвардия; Бег; Мольер [Текст] : роман, повесть; пьеса / М. А. Булгаков. – М. : Дрофа, 2006. – 509 с. – (Б-ка отечеств. классической худож. лит.).

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, книгохранение; др. издания – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Булгаков, М.А. Записки на манжетах [Текст] : рассказы / Булгаков М.А. – СПб.: Кристалл, 2002. – 192 с. – (Рус. стиль).

В сборник  вошли три цикла рассказов: «Записки юного врача» (1916-1918), «Морфий» (1917-1919) и «Записки на манжетах» (1920-1923). Большинство рассказов автобиографичны, они являют собой описание будней земского врача, некоторых трагических судеб участников Гражданской войны и окололитературной жизни Москвы 20-х годов.

Фрагменты из книги здесь >>

Комментарии М. Чудаковой

(Имеются экземпляры в отделах:  абонемент)

Булгаков, М.А. Собачье сердце [Текст]: роман, повести, рассказы / М.А. Булгаков. – М.: Эксмо, 2003. – 688 с. – (Русская классика. ХХ век).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; др. издания – во всех подразделениях МКУК «ЦБС» )

Арбатова, Э.Н. Революция и Гражданская война в романе М. Булгакова «Белая гвардия»: Урок литературы, 10-й класс / Э.Н. Арбатова // Социальная сеть работников образования

Варламов, А. Революция в судьбе Михаила Булгакова: Лекция // Фома – Академия

Волгин, И. М.А. Булгаков «Белая Гвардия»: Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // Смотрим

Гаджиева, Д.А. Судьба интеллигенции глазами писателя-евразийца М. А. Булгакова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2. – С. 357-358.

Гассиева, В.З. Трилогия о белой гвардии Михаила Булгакова [«Дни Турбиных», «Бег», «Белая гвардия»] // Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е. Замятина, А. Платонова и М. Булгакова. – Владикавказ, 2012. – С. 87-194.

Гладышева, Е.Н. «Разговор со временем наедине…»: урок по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Жемчужный, И.С. Удивительное творческое содружество (М. Волошин и М. Булгаков) // Культура и текст. – 2004. – № 7.   

Историческая правда в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Издательство «Лицей»

Надеждина, О. Как читать «Белую гвардию» Булгакова [Текст; Аудио] // Культура.РФ

Орлова, Е.И. М. Булгаков и М. Волошин в 1920-е годы // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. – 2012. – № 2. – С. 94-107.  

Перепелицына, Л.В. Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. «Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…»: (по роману М. Булгакова «Белая гвардия»): Урок литературы, 11-й класс / Л.В. Перепелицына // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Петров, В.Б. Цветовые эпитеты в контексте мировоззрения Михаила Булгакова /В.Б. Петров, Е.Д. Петрова // Политическая лингвистика. – 2016. – № 2. – С. 155-160.

Чудакова, М. 1917. Булгаков и революция // Стол. – 2016. – 27 дек.; 2017. – 15 марта.

Иван Бунин (1870 – 1953): «чума, холера – тоже стихия. Однако никто не прославляет их, никто не канонизирует, с ними борются…»

«Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох,
для кого ее размеры и зверства были неожиданностью,
но всё же действительность превзошла все мои ожидания:
во что вскоре превратилась русская революция,
не поймет никто, её не видевший.
Зрелище это было сплошным ужасом для всякого,
кто не утратил образа и подобия Божия…»

И.А. Бунин

И.А. Бунин решительно не принял Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 года. Эти трагические, в оценке писателя, события он переживал как личную драму, как конец светлого, чистого и горячо любимого этапа своей жизни.

В дневниках этих лет писатель характеризует произошедшие события как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог к неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, народ, страну. Бунин определенно и во всеуслышание заявил о себе как убеждённый противник «великой русской революции».

Не приняв революции 1917 года, тяжело переживая гражданскую войну, И.А. Бунин принял решение покинуть родину и в 1920 году эмигрировал во Францию.

Спустя почти десять лет, 21 октября 1928 года, он закончит «Окаянные дни» – дневник событий жизни страны и размышлений писателя. Эта книги публицистики написана необыкновенно сильно, темпераментно, «личностно». Политические оценки писателя дышат враждебностью, даже ненавистью к большевизму и его вождям. «Книга проклятий, расплаты и мщения, она по темпераменту, желчи и ярости не имеет ничего равного в ожесточенной «белой» публицистике. Потому что и в гневе, почти исступлении, Бунин остается художником: это только его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание».

Великий дурман; Окаянные дни. Письма к читателю; Несвоевременные мысли [Текст] / И.А. Бунин, А.М. Горький. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 416 с. – (Библиотека истории и культуры).

«Окаянные дни» представляют собой беллетризованный дневник 1918 – 1919 годов с экскурсами в предреволюционную пору и дни Февральской революции. «Неизбежна была русская революция или нет? Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все эти недостатки, Россия цвела, росла, со сказочной быстротой развивалась и видоизменялась во всех отношениях… Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный огромным и во всех смыслах могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурою. Что же с ним сделали?» («Миссия русской эмиграции», 1924)

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

Бакунцев, А.В. Лекция И.А. Бунина «Великий дурман» и её роль в формировании литературной репутации писателя // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. – 2012. – № 4. – С. 72-78.

Бакунцев, А.В. «Окаянные дни»: особенности работы И. А. Бунина с фактическим материалом // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2013. – № 4.  

Благасова, Г.М. И. Бунин и К. Паустовский: аксиологические параллели / Г. М. Благасова, Ю. В. Курбатова // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 2.

Волгин, И. И. Бунин «Окаянные дни» [Видео]: док. программа из цикла «Игра в бисер» // Смотрим

Денисов, А. Окаянные дни. Иван Бунин: Док. фильм [Видео] // Смотрим

Ильинский, И.  Белая правда Бунина [Текст]: (Заметки о бунинской публицистике. «Окаянные дни») / И. Ильинский // Наш современник. – 2011. – № 3. – С. 232-249.  

Карпенко, Л.Б. Безумие революции в «Окаянных днях» И. Бунина / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина // Творческое наследие И.А. Бунина в контексте современных гуманитарных исследований: Сб. науч. трудов. – Елец, 2015. – С. 162-166.

Криволапова, Е.М. Литературный дневник «русской смуты» 1917 года: дневники З. Гиппиус и И. Бунина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 4. – Т. 2.

Литвинова, В.И. «Окаянные дни» в жизни И.А. Бунина // Русский филологический портал

Подоксенов, А.М. М.М. Пришвин и И.А. Бунин об истоках и причинах революционной смуты 1917 года // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 12-1. – С. 80-88.

Подшивалова, Е.А. Лицо писателя и лики времени: «Несвоевременные мысли» М. Горького и «Окаянные дни» И. Бунина // Филологический класс. – 2005. – № 14.

Рубецкий, О. «Окаянные дни» И.А. Бунина // Военно-исторический портал

Руцкий, А.Н. К вопросу об историко-литературном контексте «Окаянных дней» И. Бунина: революция и культура в публицистике русского зарубежья и публицистике метрополии 1920-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2010. – № 1. – Ч. II. – С. 177-184.

Руцкий, А.Н. Революция и культура в «Окаянных днях» И. Бунина и «Несвоевременных мыслях» М. Горького // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – № 2. – С. 78-84.

Священная ненависть Бунина: «Окаянные дни» // Мы. – 2021. – 2 апр.

Столбов, В.П. Взгляды П.А. Сорокина и И.А. Бунина на русскую революцию /  В.П. Столбов, М.Г. Амелина // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – 2009. – № 4. – С. 185-191.

 

Максимилиан Волошин (1877 – 1932): «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата…»

И не смолкает грохот битв
По всем просторам русской степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда – с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами моими
Молюсь за тех и за других.

М. Волошин

«Быть заключенным в темнице мгновенья…»: М.А. Волошин: виртуальная выставка

Бескровную февральскую революцию Волошин воспринял «без особого энтузиазма», так как чувствовал в ней «интеллигентскую ложь, прикрывавшую подлинную реальность революции». Октябрьский переворот 17-го года представлялся Волошину делом бесовским, вселенским злом, ужасом кровавой народной усобицы. Он так и называл его «всенародным бесовским шабашем 17-го года».

Октябрьская революция застигла Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле, где у него был свой дом. Андрей Седых в своей книге «Далекое, близкое» рассказывает, что когда в Крыму были белые, Волошин заступался за красных, использовал все свое влияние для того, чтобы защитить арестованных, смягчить их участь. Белые, зная Волошина как деятеля русской культуры, в некоторых случаях шли ему навстречу. Когда же в Крым пришли красные, то Волошин стал защитником преследуемых белых, ходатаем за них.

М. Волошин – поэт революционных катастроф и социальных потрясений. Вряд ли русская пореволюционная поэзия знает другого мастера, который бы так почувствовал трагедию и апокалиптичность русской революции и принял близко к сердцу страдание и горе, которое она несет отдельным людям, России.

Поэт видит в русской революции 1917 года продолжение всей русской истории. Он подмечает интересную особенность: вся история России революционна, она своего рода «перманентная революция». Причина этого, согласно М. Волошину, лежит в своеобразном строе российской государственности. В противовес революционной борьбе за материальные интересы, которую поэт отождествляет с социализмом, политический идеал поэта представляет собой революционную борьбу за духовные интересы.

Волошин, М.А. Стихотворения [Текст] / М.А. Волошин; сост. М. Заячковского. –  М.: Профиздат,  2000. – 256 с. – (Поэзия XX века).

Волошин, М. Пути России: Стихи

Волошин, М.  Россия распятая: Статьи о революции

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», в библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

Волошин, М. Демоны  глухонемые  [Электронный  ресурс]  /  Стих.  Максимилиана Волошина.  –  [Харьков]:  Камена,  1919  //  Европейская  цифровая библиотека  Europeana

Волошин, М. А. Очерки и статьи, опубликованные в 1917–1927 [Электронный  ресурс] / М.  А. Волошин // ImWerden

Волошин, М.А. Поэзия и революция: (Александр Блок и Илья Эренбург) // Литература и Жизнь

Волошин, М. Статьи о революции: [Пророки и мстители; Заметки 1917 года; Россия распятая] // Волошин, М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников / Сост., вступит. ст., подготовка текста и комментарии З. Д. Давыдова, В. П. Купченко. – М., 1991.

Бужор, Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина // Пространство и время: Электронный альманах. – 2013. – № 1. – Том. 2.

Волгин, И. Максимилиан Волошин. Стихи о России [Видео]: док. программа из цикла «Игра в бисер» // Смотрим

Жемчужный, И.С. Удивительное творческое содружество (М. Волошин и М. Булгаков) // Культура и текст. – 2004. – № 7.   

Заяц, С.М. Лики и причины русской смуты в поэтической мастерской Максимилиана Волошина. «Протопоп Аввакум» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 7. – Ч. I. – С. 76-79.

Лекманов, О. М. Булгаков. «Белая гвардия»: Лекция // Магистерия

Мельников, Е.С. Мотив русской революции в сборнике М. А. Волошина «Неопалимая купина» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2015. – № 2.

Орлова, Е.И. М. Булгаков и М. Волошин в 1920-е годы // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. – 2012. – № 2. – С. 94-107.  

Уздина, М. Сегодня и Максимилиан Волошин // Проза.ру  

Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: Урок литературы, 11-й класс / Ю.В. Хохлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

Максим Горький (1868 – 1936): «Лучше гореть в огне революции, чем гнить в помойной яме монархии…»

«Революция повергла его в полное смятение,
первое время он ее не воспринимал.
Его потрясла её неизбежная жестокость.
У тех, кто видел его в те годы… создалось впечатление,
что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая.
Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин.
На это время он бежал в Неаполь, в Италию,
такую прекрасную и такую ненужную…»

Ромен Роллан

«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…»: виртуальная выставка

«В поисках человека»: методические материалы

На заре ХХ века, задолго до революции в России, Горький по праву становится её символом, её знаменем, её буревестником.

Но общественная, политическая, философская позиция Горького, его подлинное отношение к революции видятся гораздо объемнее и сложнее. Главная цель революции, по Горькому, нравственная – превратить в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует автор «Несвоевременных мыслей», октябрьские события и начавшаяся гражданская война не только не несли «в себе признаков духовного возрождения человека», но, напротив, спровоцировали «выброс» самых тёмных, самых низменных инстинктов.

Кроме того, искренне веря в необходимость революции, он опасался искажения её идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство по сути своей не может быть революционно. Эти сомнения были выражены в цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в 1917-1918 гг. в газете «Новая жизнь».

Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни, культуры, государства.

Горький, М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре [Текст] / М. Горький. – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 224 с.

Взгляды М.Горького, отраженные в «Несвоевременных мыслях», сопоставимы с мыслями и идеями, высказанными в произведениях Н. Бердяева, М. Булгакова, И. Бунина, В. Розанова и др. При этом Горький остался приверженцем власти и после 1917 года. Он «доказывал важность понимания неразрывной слитности культуры и науки, культуры и искусства всеми классами общества, видел в этом залог успешного движения к этическому социализму, утверждению этой идеи как основной в сознании политиков и народов.»

Победу революции писатель, как и многие его современники, видел в культурном единстве и духовном возрождении России.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

Басинский, П. В огне революции // Басинский, П. Горький.

Горбунов, Ю. Максим Горький о событиях 1917 года: «Несвоевременные мысли» о революциях // Разумей

Криковцева, А. В. Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции / А.В. Криковцева // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 393-395.  

Нефедова, И.М. Максим Горький: Занялась заря новой жизни // Нефедова, И.М. Максим Горький: Биография. – Режим доступа

Подоксенов, А.М. Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького // Человек. – 2013. – № 6. – С. 147-162.

Подшивалова, Е.А. Лицо писателя и лики времени: «Несвоевременные мысли» М. Горького и «Окаянные дни» И. Бунина // Филологический класс. – 2005. – № 14.

Привалова, М.В. М. Горький о деформации общественных отношений в России начала ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 65. – С. 266-269.

Романов, П. Максим Горький и революция. Тщательно забытое // РИА. – 2020. – 3 марта.

Руцкий, А.Н. Революция и культура в «Окаянных днях» И. Бунина и «Несвоевременных мыслях» М. Горького // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – № 2. – С. 78-84.

Сапир, А.М. Проблемная беседа по публицистической книге М. Горького «Несвоевременные мысли» / А.М. Сапир, Н. Лейдерман // Литература – Первое сентября. – 2000. – № 4.

Спиридонова, Л. Горький и революция // Лит. газета. – 2017. – 29 марта.

Хлебников Г.В. А. М. Горький о «революциях» 1917 года. Часть 1 // Вестник культурологии. – 2017. –  №4 (83).

 

Николай Гумилёв (1886 – 1921): «…я заблудился навеки… в слепых переходах пространств и времен…»

«Поэт – всегда господин жизни,
творящий из неё, как из драгоценного материала,
свой образ и подобие.
Если она оказывается страшной,
мучительной и печальной, –
значит, таковой он её захотел».

Н. Гумилёв 

«Сады моей души всегда узорны…»: виртуальная выставка

«Я, моряк, поэт и воин…»: методические материалы

Начало революционных событий 1917 г. Гумилёв встретил, находясь на военной службе в армии, далеко за пределами Петрограда.

Получив командировку от Временного правительства в русский экспедиционный корпус в Париже, Гумилёв 15 мая 1917 г. выехал из Петрограда, успев, впрочем, перед отъездом принять участие в организации Союза деятелей художественной литературы, который был основан в мае 1917 г. и членом Временного Совета которого Гумилёв стал наряду с Горьким, Л. Андреевым, Ф. Сологубом, Н. Тэффи, В. И. Немировичем-Данченко и некоторыми другими писателями.

Зарубежная командировка Гумилёва надолго затянулась и продлилась почти год.

Гумилев вернулся в Россию в апреле 1918 года. На фоне массовой эмиграции его возвращение расценивали почти как самоубийство: было очевидно, что убежденному монархисту в большевистской России будет трудно.

Сразу по возвращении поэт самым активным образом включается в литературную жизнь революционного Петрограда и уже 8 мая 1918 г. записывается в инициативную группу по созданию так называемого Союза деятелей художественной литературы – одного из самых первых литературно-художественных объединений послеоктябрьских лет в революционном Петрограде, недолгий срок существования которого отмечен участием в его работе практически почти всех находившихся тогда в городе крупнейших писателей, включая М. Горького, Ф. Сологуба (был первым председателем Совета союза), А. Блока, Евг. Замятина, А. Куприна, Д. Мережковского, В. Шишкова, К. Чуковского и др.

Николай Гумилев никогда не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. Он открыто заявлял, что не понимает и не уважает большевиков.

3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, заговоре против советской власти и сотрудничестве с Петроградской боевой организацией. 26 августа 1921 года Николая Гумилева и 56 других обвиняемых по делу Петроградской боевой организации Владимира Таганцева расстреляли.

Базанов, В.В. Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября // Омилия

 

Сергей Есенин (1895 – 1925): «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».


«Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал.
Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской,
по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».

С. Есенин

Для воспитанного в старообрядческой среде писателя события 1917 года соединялись с верой в новый «мужицкий рай», в котором, наконец, наступит долгожданная общественная справедливость.

Восторженно встретив революцию и воспевая её в своих поэмах, С. Есенин искренне верит ей и её вершителям. По воспоминаниям современников, поэт «принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрём».

В Февральских и Октябрьских событиях Есенин видит осуществление близких ему идей патриархального социализма. Ринувшись навстречу революции, Есенин переживает невероятный поэтический взлёт. Мечты и надежды поэта, связанные с Родиной, выливаются в строки поэм и стихотворений. Воспеванием революции большевиков Есенин подчёркивает свою причастность к новому времени и новым идеям.

Однако многое в том, что он видит вокруг себя, вызывает в нём глубокое, неосознанное беспокойство и тягостные предчувствия. Видя, как революция разрушает истинные ценности и идеалы, поэт многое переоценил, его мировоззрение со временем меняется.

Бубнов, С.А. «Революционная» поэзия С. Есенина в культурном сознании современников // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 1.

Голубева, О.Л. «Суровые, грозные годы!»: Урок изучения поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» / О.Л. Голубева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Евсин, С. Сергей Есенин и Февральская революция 1917 года // Русская линия. – 2017. – 23 февр.

Захарова, Т. Эволюция отношения С. Есенина к революции и воплощение его социально-философской позиции в стихах // Справочник

Лекманов, О. Поэт и революция: Есенин в 1917–1918 годах [Текст] / О. Лекманов, М. Свердлов // Вопросы литературы. – 2006. – № 6.

Ничипоров, И. Б. Поиски «героя времени» на изломе эпох: драматические поэмы С. Есенина «Пугачев» и «Страна негодяев» [Текст] / И. Б. Ничипоров // Слово

Патиева, З.Х. Революция в творчестве Есенина // Colloquium-journal. – 2019. – №2-3 (26).  

Попель-Махницки, В. Поэзия С. Есенина: опыт современной интерпретации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2006. – № 5.

Субботина, Е.М. «Я последний поэт деревни…»: Урок в 11 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Туркацо, М. Лирика С. Есенина в социально-историческом контексте: [С. Есенин и революция] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. – № 3.

Тюрина, Е.С. Особенности лирического героя в революционной поэме С. Есенина «Анна Снегина» // Наука и современность. – 2010. – № 6-1.

Юшин, П.Ф. Есенин в годы революции и гражданской войны // Юшин, П.Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 гг. – М., 1966. – Режим доступа

 

Осип Мандельштам (1891 – 1938): «В ком сердце есть – тот должен слышать время, Как твой корабль ко дну идет…»

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий
Скрипучий поворот руля.
Земля плывёт. Мужайтесь, мужики,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить в житейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля…

О. Мандельштам

«Поэзия – плуг, взрывающий время…»: виртуальная выставка

«Нет, никогда, ничей я не был современник…»: методические материалы

Отношение О. Мандельштама к революции начало складываться очень рано, в 12-13 летнем возрасте, когда он еще был учеником Тенишевского училища в Санкт-Петербурге. «Главной» его революцией стала именно Первая русская революция 1905-1907 гг.

Гибель монархии встретил безо всякого сожаления: «я там ничего не забыл!». То же относится и к гибели переходной, без парламента, буржуазной республики, которую он воспринимал скорее как продолжение старого строя, нежели как зарождение нового: этот скоротечный – с февраля по октябрь – период он не ощущал как свой. «Стояло лето Керенского и заседало лимонадное правительство. Все было приготовлено к большому котильону. Одно время казалось, что граждане так и останутся навсегда, как коты с бантами».

К октябрьской революции 1917 г. О.Э. Мандельштам отнёсся как к катастрофе (стихи «Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик…»), однако вскоре у него возникает робкая надежда на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (но не римское) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи 1921–1922 гг.: «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и другие.

В первые годы после революции 1917 г. Мандельштам работает в Наркомпросе. В 1919–1920 гг. (и позднее, в 1921–1922 гг.) он уезжает из голодного Петербурга на юг – Украину, Крым, Кавказ, – но от эмиграции отказывается.

В начале 1930-х гг. Мандельштам уже вполне принимает идеалы революции, но категорически отвергает власть, которая, по его мнению, их фальсифицирует. В 1930-м он пишет свою «Четвертую прозу» – жесточайшее обличение нового режима, а в 1933-м – стихотворную «эпиграмму» на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…» Внутренний разрыв с рабством официальной идеологии дает Мандельштаму силу вернуться к подлинному творчеству, которое у него шло, за редким исключением, «в стол», не предназначаясь для сиюминутной печати.

14 мая 1934 г. за «эпиграмму» «Мы живем, под собою не чуя страны…» и другие стихи Мандельштам был арестован в своей квартире.

 

Владимир Маяковский (1893 – 1930): «Стихи и революция как-то объединились в голове»

«Его место в революции, внешне столь логичное,
внутренне столь принужденное и пустое,
навсегда останется для меня загадкой…»

Б. Пастернак

«А я скажу, что без Маяковского
русская революция бы сильно потеряла,
так же как сам Маяковский – без Революции…»

М. Цветаева

«Я душу над пропастью натянул канатом…»: виртуальная выставка

«Мой стих шагнёт через хребты веков…»: методические материалы

В Маяковском-футуристе с самого начала живет поэт-революционер. Февральскую революцию он принял с восторгом, но остыл, когда увидел, что она породила одну лишь анархию. Осенью написал знаменитое двустишье «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй», с которым матросы взяли Зимний дворец. Это уже была «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось».

Первым крупным произведением Маяковского после Октября стала «Мистерия Буфф» – «героическое, эпическое и сатирическое изображение эпохи».

В годы, когда молодая республика переживала невероятные трудности, Владимир Маяковский выпускал в «Окнах РОСТА» революционные плакаты, стихотворные тексты к ним, стихотворные политические лозунги, в которых призывал граждан «на фронты, на борьбу с голодом, с тифами, против разрухи, за восстановление транспорта, за сбор продовольствия, за укрепление тыла». Тяжело пережив переход к нэпу, Маяковский всю мощь своего сатирического таланта обрушил на «мурло мещанина», на бюрократов и бюрократизм («О дряни», «Прозаседавшиеся» и др).

Бестолков, Д.А. Поэт и революция: взгляд Б. Сарнова на творчество В.В. Маяковского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 11.

Бочаров, М.Д. Маяковский и революция // Литература, имена и революция. – Брно, 1973. – С. 101-114.

Ищенко, В.П. Художник и революция, её образное воплощение в лирике В.В. Маяковского: Презентация к уроку литературы в 11 классе // ИнфоУрок

Лекманов, О. В. Маяковский, работник революции: Лекция // Магистрия

Матвеева, В. Маяковский и его революция // РИА. – 2013. – 18 сент.

Маяковский о февральской революции 1917 года // Мастерская «Текст 2.0»

Миронова, Н. Жив ли сегодня Маяковский? // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 1.

Михайлов, А.А. «Моя революция» // Михайлов, А.А. Маяковский. – Режим доступа

Насырова, О.В. Революция и Маяковский // Videouroki.net

Наумов, Е.И. Маяковский. 1917 – 1922 // Наумов, Е.И. Маяковский: Семинарий. – М., 1963. – Режим доступа

Савушкина, Е.Ю. Маяковский и революция: Презентация к уроку литературы, 11 класс // Образовательная социальная сеть

Самойленко, И.Н. Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского: Бинарный урок (литература + история), 11-й класс / И.Н. Самойленко, Д.И. Яковенко // ИнфоУрок 

Сарычев, В. А. «…Боюсь – за вас и сам, – чтоб не обмелели наши души…» [Текст]: этический идеал Маяковского и революционная действительность / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2008. – № 2. – С. 2-7; № 3. – С. 16-19.

Черняева, Н.А. Маяковский и революция: Урок литературы с использованием информационных технологий // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

Андрей Платонов (1899 – 1951): «Революция – как паровоз. И революционеры должны быть машинистами…»


«Октябрьская революция представляется
многим платоновским героям не чужой «игрой» или «затеей»,
а напротив кровным выстраданным делом».

В. Чалмаев

Человек и революция. Этот вопрос во всем его откровении глубоко волновал А.Платонова, пережившего революцию, участвовавшего в Гражданской войне. Как пишет один из исследователей его творчества В. Чалмаев, ему надо было понять, что «есть существование людей, это серьезно или нарочно?». И ответ на этот вопрос Платонов ищет в Революции, в которой он видит не только преобразовательный пафос, «но и то, что в нее было внесено случайными потоками, которые, тем не менее, также ее лицо. Кроме того, Платонов показывает во всем откровении действия разрушительной силы революции». 

Революция в понимании Платонова вырывает человека из инерции натурального бытия и предоставляет ему возможность личного участия в осуществлении великой идеи.

Революция, по Платонову, разбудив нулевой слой народного бытия, вызвала потребность мыслить и решать, потребность осознать себя личностно и исторически.

Булавка, Л.А. Андрей Платонович Платонов. «Революция как паровоз» // Альтернативы. – 2005. – № 3.

Варламов, А. На адовом дне коммунизма: Андрей Платонов от «Чевенгура» до «Котлована» // Октябрь. – 2010. – № 7.

Варламов, А. Андрей Платонов появился благодаря революции / А. Варламов, Е. Яковлева // Рос. газета. – 2017. – 28 авг.

Гассиева, В.З. «Прекрасный и яростный мир» Андрея Платонова (на примере произведений 20-х годов) // Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е. Замятина, А. Платонова и М. Булгакова. – Владикавказ, 2012. – С. 34-86.

Дугин, А. Магический большевизм Андрея Платонова // Арктогея

Зобин, Г. «Взыскующий Града»:  Духовный поиск Андрея Платонова / Г. Зобин // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 17.

Магун, А. Отрицательная революция Андрея Платонова // Новое литературное обозрение. – 2010. – № 106. – С. 65-95.

Никулин, А. Грёзы Русской революции в утопиях Александра Чаянова и Андрея Платонова // Социологическое обозрение.  – 2018. – № 3.  

Тарасов, А. Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева / А.Б. Тарасов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 5. – (Филология).  

 

Михаил Пришвин (1873 – 1954): «ради блага общего человечества происходит над живыми людьми жестокая расправа…»

«Пора бросить придавать значение
этим разным словам революции: «большевизм», «коммуна» и пр.,
все равно, как бы ни называться, где бы ни быть,
нужно оставаться человеком, и потом из этого
сами собой возникнут настоящие живые лозунги…»

М. Пришвин

«Я расту из земли…»: М.М. Пришвин: виртуальная выставка
«Поэзия – это форма любви»: методические материалы

К Февральской революции писатель отнесся настороженно, не веря в возможность революционного преобразования жизни России. Октябрьскую революцию 1917 года и захват власти большевиками М.М. Пришвин воспринял резко отрицательно.

Пришвин видел главное противоречие большевизма: провозгласив идею служения человеку и построения справедливого строя, новая власть сделала насилие методом решения всех общественных проблем, тем самым освобождая зверя в душе человека от пут сознания.

Русская революция для Пришвина – не только бунтарское «окаянство» русского народа, но и историческая закономерность. Насилие социалистического Левиафана-государства, считает он, превращается ныне в суд Божий, в заслуженную кару соблазненному идеей социализма русскому человеку, который «отверг и цвет свой, и крест свой и присягнул князю тьмы Аваддону.»

В Октябре, по мнению писателя, победила не революционная социал-демократия, победила анархия «бессмысленного и беспощадного» русского бунта, а большевики лишь ухитрились оседлать стихию народного гнева, сумели поднять и присвоить павшую государственную власть, пообещав немедленно дать народу мир, землю и хлеб, тотчас установить чаемые веками свободу, равенство и братство всех людей.

Борисова, Н. В. «Безнадёжно… Висим над бездной…»: революционная повседневность 1918 года в дневнике М. М. Пришвина // История: факты и символы. – 2018. – № 3 (16).  

Борисова, Н.В. Историческая летопись М. Пришвина: Дневники 1916 – 1917 годов / Н.В. Борисова, С.В. Логвиненко // ФилоLogos. – 2016. – № 30 (3). – С. 5-10.  

Борисова, Н.В. «Мирская чаша» М. Пришвина: моление о свете // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 8. – Ч. I. – С. 31-33.

Борисова, Н.В. М. Пришвин «Мирская чаша»: цвет и крест России // ФилоLogos. – 2007. – № 1-2 (3). – С. 142-152.

Гарбузняк, А. Большевик от природы: М. Пришвин // С-т-о-л. – 2018. – 4 февр.

Подоксенов, А.М. Великая русская революция: взгляд Михаила Пришвина // Credo New. – 2017. – № 3№ 4.

Подоксенов, А. М. Идеи Ф. М. Достоевского в повести Михаила Пришвина «Мирская чаша» и тайна прототипа огородника Крыскина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2016.  – №3 (19).

Подоксенов, А.М. Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести «Мирская чаша») // Credo New. – 2014. – № 1.

Подоксенов, А.М. Михаил Пришвин и Алексей Лосев [взгляды М. Пришвина и А. Лосева на процесс изменения общественного сознания после Октябрьского переворота 1917 г.] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 1-4.

Подоксенов, А.М. М.М. Пришвин и И.А. Бунин об истоках и причинах революционной смуты 1917 года // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 12-1. – С. 80-88.

Подоксенов, А.М. Пришвин о революции, или Ленин глазами Достоевского // Вопросы литературы. – 2017. – № 6.

Святославский, А. В. Творческая личность на рубеже эпох: к дискуссии вокруг повести М. Пришвина «Мирская чаша» / А.В. Святославский, А.А. Алехина // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №1. 

Холодова, З.Я. Русская революция в художественном сознании М. Пришвина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 6. – Том 20.

 

Предлагаем также:

«Уже все чуяли грозу…»: Методические материалы к 105-летию Февральской революции 1917 года

«Есть месяцы, отмеченные Роком  В календаре столетий…»: Методические материалы к 105-летию Октябрьской революции 1917 года

Оцените статью
libozersk.ru