«Быть заключенным в темнице мгновенья…» 

145 лет со дня рождения М.А. Волошина
(28.05.1877 – 11.08.1932
)

Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля – извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.


М. Волошин

Максимилиан Волошин – поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт. Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.

Сумасбродный мистификатор и глубокий философ, он с азартом создавал легенду о феерическом поэте-призраке, в начале XX века умудрился стреляться на дуэли и играючи воплотил мечту многих поколений художников об идиллической общине людей искусства, где они смогут дни напролет ходить по горам в венках и балахонах, загорать у моря, общаться, рисовать и читать вслух стихи, питаться вдохновением напрямую от самой земли, влюбляться и паясничать. Необъяснимая способность очаровывать людей и путешествовать почти без денег превратила биографию Волошина в насыщенный встречами и откровениями путь, всегда физический, интеллектуальный и духовный.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 28 (16 по ст. ст.) мая 1877 г. в семье коллежского советника. По отцу его предки были из запорожских казаков. Мать Волошина, Елена Оттобальдовна, будущая хозяйка его коктебельского дома, своенравная, свободолюбивая Пра (праматерь), происходила из обрусевших немцев. Она ушла от мужа с двухлетним Максом, уехала из Киева в Севастополь, потом в Москву, работала на телеграфе и жила в постоянной нужде то у знакомых, то снимая комнаты.

У Макса не было игрушек, но у его матери была библиотека. У него не было паровозов и лошадок, но была огромная фантазия: заклинания, фантастические истории и заколдованные места, которые с трепетом обходил стороной. Макс сам в 5 лет научился читать по газетным заголовкам, знал наизусть и проникновенно декламировал Лермонтова, Пушкина, Некрасова, не понимая значения половины произносимых слов.

Когда в юности Макса увлекла философия буддизма, он не только получил первый религиозный опыт, но и понял кое-что о себе самом: он на земле «в первый раз: до такой степени мне все ново и интересно». О страстном желании «все видеть, все понять, все знать, все пережить», о жажде жизни и искреннем детском восторге Макса вспоминают многие его друзья. В парижском артистическом обществе этому грузному кудрявому юноше с сияющими глазами дали прозвище «Monsieurc’esttrèsintéressant!» («Господин это очень интересно!»).

Эту способность удивляться Волошин сохранил до последних лет жизни. И до тошноты скучно ему было за все эти годы только в гимназии, причем, в любой. Сначала в частной московской, потом, когда денег у матери на «лучшее» образование перестало хватать, – в казенной столичной. Третья попытка – гимназия феодосийская. И все та же беспросветная тоска, ощущение потерянного времени и плохие отметки. Максу скучно.

В 1897 году Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, но прилежного ученика из него снова не вышло: за участие в студенческих забастовках он был исключен и в 1900 году сослан в Ташкент.

Здесь, по его словам, он пережил духовное рождение, взглянул «на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий». На юридический факультет он больше не вернулся, а вместо этого отправился в Европу – странствовать по городам и весям, музеям, библиотекам. 

Мюнхен, Мургау, Милан, Геную, Пизу, Рим, Неаполь, Константинополь Макс исходил ногами, описал стихами. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», – напишет он матери уже из следующего путешествия, самого главного – из города, который он вдохнул в себя полностью, во всех его эпохах и историях, во всех его красках и словах, из Парижа.

Он учится взахлеб, в Луврской школе музееведения, в Сорбонне, пишет с натуры в академии Каларосси, учится рисовать в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, он мечтает об искусствоведении и становится корреспондентом, пишущим о художественной жизни Парижа в русских журналах.

Макс знает Париж наизусть, музеи и театры, дороги и набережные, язык и поэтов, он устраивает захватывающие прогулки по городу многочисленным друзьям и единомышленникам. Когда Волошин будет отчаянно влюблен, неуверен во взаимности, истерзан недомолвками и дружески спокойным отношением, он привезет свою любимую и будущую жену Маргариту Сабашникову сюда, в Париж.

Печальная, талантливая художница, часто страдающая от необоснованных тревог и видений смерти, Маргоря пугается Макса, ей странна волошинская веселость, ее раздражает его манера говорить, его чудаковатая одежда, а главное – она отталкивает любого, кто ее полюбит. Он много раз писал ей прощальные письма, не в силах больше надеяться без обещаний. И по первому зову или нарочно оброненному ласковому слову снова бросался с головой в эти мучительные отношения.

Макс и Маргарита была женаты совсем недолго, когда их увлекает Петербург. Супруги поселятся в одном доме с Вячеславом Ивановым, знаменитым поэтом-символистом. Здесь в ивановской «Башне» звучит новая поэзия, здесь богемная молодежь создает романы из собственных жизней. Маргарита уйдет от Макса очень скоро в соблазнительный и пугающий любовный треугольник Иванова и его жены.

А Волошин вернётся в Крым, в главное для себя место на земле.

Волошин построил дом в Коктебеле ещё в 1903 году. Когда Елена Оттобальдовна купила земельный участок близ деревеньки Коктебель, вокруг были километры пустынных холмов.

Волошин вспоминал, что ему, ожидавшему увидеть «классические» южные красоты, не сразу открылась уникальная выразительность восточного берега Крыма – Киммерии, та его особенная красота, которую мы понимаем сейчас именно благодаря волошинским стихам и акварелям.

Вокруг его с матерью коктебельского дома постепенно складывалась уникальная в своем роде общность творческих людей. Год от года этот гостеприимный дом принимал все больше поэтов, художников, актеров, певцов и других людей искусства, причем как именитых, так и никому не известных. Макс умел пригреть и ободрить молодых и талантливых авторов.

Пра здесь ходит в шароварах, Макс в балахоне-рубахе, артистические дачники-«обормоты» нагоняют ужас на местных крестьян и соседей. Они купаются по ночам нагишом, разыгрывают спектакли и всё время читают стихи. Здесь Булгаков диктовал жене «Дни Турбиных», гостили Цветаева, Горький, Брюсов, Петров-Водкин, Бенуа. Сам хозяин называл это «летней станцией для творческих людей».

В этом знойном, соленом воздухе рождается главная авантюра Волошина. С его легкой руки талантливая, но никому не известная некрасивая школьная учительница превратилась на время в модную поэтессу, знатную красавицу иностранку. Стихами Лидии Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак, зачитывался весь Петербург, а сотрудники журнала «Аполлон», печатавшего ее поэзию, были все безнадежно влюблены и тщетно искали встречи с поэтессой на великосветских гуляниях…

Эта мистификация закончится печально – дуэлью Волошина и Николая Гумилева, от которой пострадает только сама Черубина.

Октябрьская революция застала Волошина в Крыму. Ученик французских мэтров, европеец и «интеллектюэль», он повернулся душой и помыслами к России. И в своем творчестве неожиданно нашел столь пронзительные и точные слова, что они проникали в сердце каждого. «Как будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный, с простым и мудрым словом»,– вспоминал В. В. Вересаев.

Все трудные годы Гражданской войны Волошин провел в Коктебеле, категорически отказываясь уехать из страны. Не занимая ничьей стороны, как истинный гуманист, Волошин занял позицию «над схваткой»: «Молитва поэта во время гражданской войны может быть только за тех и за других: когда дети единой матери убивают друг друга, надо быть с матерью, а не с одним из братьев».

Когда волны красных и белых по очереди прокатывались по Крыму, в доме-корабле Волошина находили спасение «и красный вождь, и белый офицер». В своем доме он прятал тех, кому грозил расстрел, писал письма и обивал пороги, когда его друзей арестовывали.

При этом стихи Волошина белые распространяли в листовках, при красных их читали с эстрады. Волошин стал первым поэтом Самиздата в советской России: начиная с 1918 г., его стихи о революции ходят «в тысячах списков». Поэт гордился тем, что в период всеобщего ожесточения и разлада ему удалось, «говоря о самом спорном и современном, находить такие слова и такую перспективу, что ее принимали и те, и другие».

    Из крови, пролитой в боях,
    Из праха обращенных в прах,
    Из мук казненных поколений,
    Из душ, крестившихся в крови,
    Из ненавидящей любви,
    Из преступлений, исступлений –
    Возникнет праведная Русь…

                        («Заклинание», 1920)

После установления Советской власти Волошин активно участвует в спасении очагов культуры в Крыму и в просветительной работе. В 1920 – 1922 гг. он колесит по Феодосийскому уезду «с безнадежной задачей по охране художественных и культурных ценностей», читает курс о Возрождении в Народном университете, выступает с лекциями в Симферополе и Севастополе, преподает на Высших командных курсах, участвует в организации Феодосийских художественных мастерских…

Однако самой значительной его социально-культурной акцией становится создание им «Дома поэта», своего рода дома творчества, поток гостей в котором достигал небывалой величины – в 1928 году через дом Волошина прошло 600 человек…

С окончанием гражданской войны жизнь коктебельской республики изменилась. В 1923 году скончалась Пра, Елена Оттобальдовна. Бразды правления в доме взяла в свои руки Мария Заболоцкая, вторая жена и последняя спутница Волошина: «Хронологически ей 34 года, духовно 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Глубоко по-православному религиозна… Ее любовь для меня величайшее счастье и радость».

Сам же Волошин всё меньше писал стихов, но всё больше рисовал. Его акварели – это картины-размышления: не копирование природы, а анализ и повествование. У мастеров японской гравюры и у живописцев Возрождения художник учился самоограничению, точности каждого штриха, умению наблюдать и понимать законы природы: «…я раньше думал, что надо рисовать только то, что видишь. Теперь я думаю, что нужно рисовать то, что знаешь». Работавшие в Коктебеле геологи отметили, что волошинские акварели, написанные не на пленэре и как бы условные, передают геологический характер региона точнее фотографии.

Его акварели выставлялись на групповых и персональных выставках, часть из них приобрела в свою коллекцию Третьяковская галерея.

Помимо того что Волошин был поэтом и переводчиком, художником и искусствоведом, литературным и театральным критиком, он был весьма привлекательной личностью. Интереснейший собеседник-эрудит, наделенный мягким юмором; чуткий слушатель, терпимый и всепонимающий, поэт числил друзей десятками и сотнями.

Причем среди этих друзей встречались прямо противоположные по взглядам: только Волошин, старавшийся в каждом найти его доброе и творческое начало, объединял их в себе.  «Острый глаз Макса на человека был собирательным стеклом, собирательным – значит зажигательным. Все, что было своего, то есть творческого, в человеке, разгоралось и разрасталось в посильный костер и сад. Ни одного человека Макс – знанием, опытом, дарованием – не задавил…» (М. Цветаева).

Судьба была милостива к Волошину. Он уцелел в гражданскую войну (находясь в самой гуще событий); не был репрессирован в 20-е; избежал цунами Большого террора (не дожив до него!). В годы, когда частная собственность изымалась, оставался владельцем целого имения (два двухэтажных дома и два флигеля). Вплоть до 1929 г. он продолжал писать все, что думал (позднее даже хранение многих его стихов было чревато тяжкими последствиями…). Его архив и библиотека сохранились с редкой полнотой (пережив и роковые для русской культуры тридцатые, и оккупацию Крыма немецкими фашистами в сороковых). Созданный им «Дом поэта», сохранивший дух времени, олицетворяет сегодня Серебряный век.

Скончался Максимилиан Александрович Волошин в 1932 году от инсульта на руках жены в Коктебеле, в полдень, в августе, в свое любимое время года и дня. По завещанию он был похоронен на горе слева от поселка. Как писала Анастасия Цветаева, «по один бок своим профилем, по другой – своей могилой, Макс обнял свой любимый Коктебель».

Интернет-ресурсы

http://maxvoloshin.ru – Максимилиан Александрович Волошин

http://voloshin.rhga.ru – М. Волошин в русской и мировой культуре

http://www.home-voloshin.ru/voloshin.php – М. Волошин. Коктебель

http://www.voloshin-fond.com – Фонд «Волошинский сентябрь»

Стихи о М. Волошине

Фотографии М.А. Волошина

М.А. Волошин на сайте Культура.РФ

М.А. Волошин в Библиотеке Мошкова

М.А. Волошин в НЭБ

М.А. Волошин в электронной библиотеке ImWerden

М.А. Волошин в Энциклопедии «Кругосвет»

М.А. Волошин в проекте «Хронос»

М.А. Волошин на сайте «Русская поэзия»

М. А. Волошин  в Википедии

Картины М.  Волошина на сайте Artcontext  и  АртАрхив

М.А. Волошин на сайте Литература и Жизнь

Биография М.А. Волошина

Произведения М.А. Волошина

Волошин, М.А. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков»: [Для ст. шк. возраста] / М. Волошин; [Сост., вступ. ст., с. 7-26, и прим. Г. Филиппова]. – Л.: Дет.лит. Ленингр. отд-ние, 1991. – 269, [1] с.: цв. ил.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Волошин, М.А. [Записные книжки]: мысли, наблюдения, впечатления о жизни, об искусстве [Текст] / М.А. Волошин; сост., предисл. и примеч. В.П. Купченко.– М. : Вагриус, 2000. – 174 с. – (Записные книжки).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Волошин, М.А. Из литературного наследия [Текст]. II / М.А. Волошин; предисл., публикация и примеч. А.В. Лаврова. – СПб. : Алетейя, 1999. – 297 с. : 1 л. портр.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Волошин, М.А. Избранное [Текст] / М.А. Волошин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 448 с. – (Всемирная библиотека поэзии).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Волошин, М.А. Избранное: Стихотворения. Воспоминания. Переписка / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. З. Давыдова и В. Купченко. – Минск: Мастацкаялiтаратура, 1993. – 479 с. – (Библиотека отечественной и зарубежной классики).

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Волошин, М.А. Избранные стихотворения [Текст] / М.А. Волошин; сост., вступ. ст. и примеч. А.В. Лаврова. – М. : Советская Россия, 1988. – 382 с. : ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Волошин, М.А. История моей души [Текст] / М.А. Волошин; сост. В.П. Купченко. – М.: Аграф, 1999. – 480 с. – (Символы времени).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Волошин, М.А. Пути России [Текст] : стихотворения и поэмы / М.А. Волошин. – М.: Современник, 1992. – 247 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент)

Волошин, М.А. Путник по вселенным [Текст]: сборник / М.А. Волошин; сост., вступ. ст., коммент. и подбор ил. В.П. Купченко, З.Д. Давыдовой. – М.: Советская Россия, 1990. – 380 с. : ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент)

Волошин, М.А. Святой Серафим [Текст]: поэма / М.А. Волошин; коммент. Б.А. Смирнов. – Н. Новгород: Бегемот, 2003. – 96 с. : ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Волошин, М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников / Вступ. ст. З.Д. Давыдова, В.П. Купченко. – М.: Правда, 1991. – 480 с., ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения п. Татыш)

Волошин, М.А. Стихотворения [Текст] / М.А. Волошин; сост. М. Заячковского. – М.: Профиздат, 2000. – 256 с. – (Поэзия ХХ века).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22)

 

Материалы о жизни и творчестве М.А. Волошина

Книги:

Бавин, С. П. Судьбы поэтов «Серебряного века» [Текст] / С. П. Бавин, И. В. Семибратова; Российская государственная библиотека. – М.: Книжная палата, 1993. – 475 с. : 8 л. 

С. 86-101: Максимилиан Волошин

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, Юность, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; п. Татыш)

Киреев, Р.Т. Богини Парнаса. О  тех, кого любили русские поэты: [19-20 вв.] [Текст] / Р. Т. Киреев. – М.: Глобулус; ЭНАС, 2005. – 144 с. – (Литературный семинар).

С. 92-98: Максимилиан и Маргарита

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Киреев, Р. Новеллы о любви. Русский Парнас / Р. Киреев. – М.: Центрополиграф, 2002. – 560 с. 

С. 427-437: Волошин. «Не любите меня…»

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Обоймина, Е. Н. Поэты и их музы [Текст] / Е. Н. Обоймина. – М. : АСТ-Пресс; АСТ-Пресс Книга, 2009. – 432 с. : 48 вкл. л.  

С. 279-297: Максимилиан Волошин в поисках Эвридики

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)  

Статьи:

Алимпиева, Р.В. Концептуализация света и цвета как способ выражения перцептивной доминаты в поэтическом тексте. (На материале поэзии А. Блока и М. Волошина) / Р.В. Алимпиева, С.В. Таран // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2012. – № 8. – С. 93-98.  

Аристова, А.С. Образ природной стихии в книге M.A. Волошина «Неопалимая Купина» / А.С. Аристова (Тинникова) // Новый филологический вестник. – 2017. – № 3 (42). – С. 123-136.

Ашурбейли, И.Р. «…И всеми силами своими молюсь за тех и за других» (о Максимилиане Волошине в годы русской смуты) // Социум. – 1992. – № 10.

Баруткина, М.О. Гений места: Максимилиан Волошин и Киммерия / М.О. Баруткина // Известия УрФУ. Сер. 2: Гуманитарные науки. – 2014. – № 3 (130). – С. 114-121.

Баруткина, М.О. Книга «Откровение Иоанна Богослова» в творческом диалоге Волошин – Достоевский / М.О. Баруткина // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2014. – № 5. – С. 56-67.

Басина, О.А. Личины революции 1917 года в интерпретации М. Волошина (на примере книги стихов «Неопалимая купина») / О.А. Басина // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. – 2016. – № 4. – С. 38-42.

Басина, О.А. Своеобразие и жанровая специфика книги стихов М.А. Волошина «Неопалимая купина» / О.А. Басина // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. – 2016. – № 3. – С. 41-44.

Бережная, Д. Звёздный венок Волошина / Д. Бережная // Человек без границ

Бернюкевич, Т.В. Буддизм в судьбе и творчестве М. Волошина: «Моя первая религиозная ступень» / Т.В. Бернюкевич // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. – 2015. – № 4 (63). – С. 77-85.

Богданова, М. Макс Волошин: последний киммериец / М. Богданова // Русский мир

Бондаренко, В. «И Коктебеля каменная грива…»: о возвращении России дома-музея Максимилиана Волошина // Свободная Пресса. – 2014. – 23 марта.

Бужор, Е.С. Онтология творчества Максимилиана Волошина / Е.С. Бужор // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2012. – № 4. – С. 170-176. 

Бужор, Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина / Е.С. Бужор // Пространство и Время. – 2013. – № 1.  

Бунин, И. Воспоминания о М. Волошине / И. Бунин // Серебряный век

Бунина, С.Н. «Пустыня… ночь… и звезд мерцанье»: романтический интертекст в творчестве М.А. Волошина / С.Н. Бунина // Вестник ОГУ. – 2005. – № 11. – С. 7-11.

Власенко, А. Категория «ужасного» в эстетике Максимилиана Волошина: Культурологический этюд / А. Власенко // Октябрь. – 1999. – № 4.

Волошин, М. «За духовную сущность России у меня нет страха»: Письма Максимилиана Волошина к Маргарите Сабашниковой 1917; 1923 годов. Из фондов Дома-музея М.А. Волошина / М. Волошин, публ., подгот. текста и комм. И.В. Левичева // Новый Мир. – 2009. – № 8.

Максимилиан Волошин – коктебельский гений: виртуальная выставка к 140-летию со дня рождения // Центральная городская библиотека Севастополя им. Л.Н. Толстого

Галушка, Н.В. Синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина / Н.В. Галушка, М.Б. Григорьева // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 4 (9). – С. 248-252.

Глуховская, Е. Дуэли Серебряного века: Максимилиан Волошин – Николай Гумилев /Е. Глуховская // Омилия. – 2015. – 20 сент.  

Грачёв, В.И. Эгоцентрическая природа философии жизни М. Волошина / В.И. Грачёв // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2017. – № 3. – С. 98-102.

Давыдов, З. Максимилиан Волошин: жизнь, творчество, контакты / З. Давыдов, В. Купченко // Омилия. – 2011. – 20 июля.

Дашевская, О.А. Историософские идеи М. Волошина и Д. Андреева: миф о России / О.А. Дашевская // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2005. – № 7. – С. 20-40.

Жемчужный, И.С. Удивительное творческое содружество (М. Волошин и М. Булгаков) / И.С. Жемчужный // Культура и текст. – 2004. – № 7. – С. 20-27.

Заяц, С.М. «Киммерийская весна» Максимилиана Волошина как этап мифотворчества и жизнетворчества поэта / С.М. Заяц // Вестник Башкирск. ун-та. – 2013. – № 4. – С. 1113-1118.

Заяц, С.М. Лик М. Волошина как слепок времени и пространства Серебряного века / С.М. Заяц // Вестник славянских культур. – 2015. – № 4 (38). – С. 38-48.  

Заяц, С.М. Максимилиан Волошин. Начало пути: «Быть заключенным в темнице мгновенья» / С.М. Заяц // Rhema. Рема. – 2015. – № 2. – С. 14-20.

Заяц, С.М. Мифопоэтический и философский путь М. Волошина в таинственный мир художественного искусства / С.М. Заяц // Вестник славянских культур. – 2014. – № 3 (33). – С. 104-119.

Заяц, С.М. Слово и миф в творчестве М.А. Волошина / С.М. Заяц // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 67. – С. 110-113.

Зиневич, А.Н. Об истоках интереса Максимилиана Волошина к истории и культуре Древней Руси / А.Н. Зиневич // Вестник СПбГУ. Язык и литература. – 2013. – № 1. – С. 11-15.

Зиневич, А.Н. Протопоп Аввакум в интерпретации М.А. Волошина / А.Н. Зиневич // МИРС. – 2012. – № 1. – С. 59-64.

Иойлева, Д.В. Революция как апокалипсис: мистические и историософские откровения в поэзии М. Волошина // ИнфоУрок

Карамышев, С.  Достоин ли Максимилиан Волошин анафемы?: К 135-летию со дня рождения поэта / С. Карамышев // Русская народная линия

Киммерийский волхв: М.А Волошин – художник // Новый мир

Кириллова, Е. Волошин Максимилиан Александрович: биография, творческое наследие, личная жизнь / Е. Кириллова // ФБ

Кошемчук, Т.А. Максимилиан Волошин о русской литературе / Т.А. Кошемчук // Вестник РХГА. – 2016. – № 3. – С. 320-328.

Кравченко, Н. Близкий всем, всему чужой: М. Волошин // ЖЖ

Купченко, В. Автопортреты Максимилиана Волошина / В. Купченко, З. Давыдов // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 4 (июль-август). – С. 164-169.  

Купченко, В.П. Встречи Блока с Волошиным: Воспоминания / В.П. Купченко // ИМЛИ

Купченко, В.П. «Я – голос внутренних ключей…»: О Максимилиане Волошине / В.П. Купченко // Омилия. – 2009. – 2 марта.

Курбанова, О.В. Языковые средства выражения противостояния в лирике М. Волошина / О.В. Курбанова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 61. – С. 144-146.

Лавров, А.В. Жизнь и поэзия Максимилиана Волошина / А.В. Лавров // Русские символисты: этюды и разыскания. – М.: Прогресс-Плеяда, 2007.

Лавров, А.В. Итальянские заметки М. Волошина (1900) / А.В. Лавров // Русские символисты: этюды и разыскания. – М.: Прогресс-Плеяда, 2007.   

Литовченко, А.С. Французская литературная культура в книге М. Волошина «Лики творчества» / А.С. Литовченко // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 157-161.

Лукьянова, И. Дитя, мудрец и шарлатан // Русский мир. – 2015. – Сентябрь.

Лыкова, И. Максимилиан Волошин. Оригинальный человек // ЖЖ

Лютова, С.Н. М. Волошин: личность и культурософия русской революции / С.Н. Лютова. – Режим доступа

Маковский, С.К. Портреты современников. Максимилиан Волошин / С.К. Маковский // Омилия. – 2011. – 20 июля.

Маньковская, Н.Б. Театральная эстетика Максимилиана Волошина в контексте художественной жизни ХХ века / Н.Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. – С. 107-120.

Мельников, Е.С. Историософские мотивы в творчестве М.А. Волошина / Е.С. Мельников // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2017. – № 2. – С. 228-236.

Мельников, Е.С. Мотив русской революции в сборнике М.А. Волошина «Неопалимая купина» / Е.С. Мельников // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2015. – № 2. – С. 21-28.  

Мельников, Е.С. Особенности восприятия революции в творчестве Ф.М. Достоевского и М.А. Волошина / Е.С. Мельников // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2016. – № 3. – С. 7-14.

Онучина, М. Художник недели: Максимилиан Волошин / М. Онучина // ARTinvestment.RU

Павлова, Т. «Всеобщий примиритель»: (Тема войны, насилия и революции в творчестве М. Волошина) // Долгий путь российского пацифизма. – М., 1997. – С. 246 – 260.

Палачёва, В.В. Образ Богоматери в творчестве М.А. Волошина / В.В. Палачёва // Культура и текст. – 1998. – № 3. – С. 164-172.  

Палачёва, В.В. Родословная Черубины де Габриак / В.В. Палачёва // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2008. – № 9. – С. 3-20.

Партис, З. Черубина де Габриак: История второй дуэли на Чёрной Речке / З. Партис // Омилия. – 2012. – 13 ноября.

Пинаев, С. М. «… мы сами свой Таноб…». Поэма-антиутопия М.А. Волошина / С.М. Пинаев // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2007. – № 1. – С. 9-14.

Пинаев, С.М. «Надрыв и смута наших дней…» (Ф. Достоевский и М. Волошин: «Загадка русского духа») / С.М. Пинаев // Вестник ННГУ. – 2010. – № 4-2. – С. 928-931.

Пинаев, С.М. Тема смерти-бессмертия в стихотворениях Максимилиана Волошина 1900-х гг. / С.М. Пинаев // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2016. – № 1. – С. 17-24.

Пороль, О.А. Мотивы начала и конца в библейском дискурсе М. Волошина / О.А. Пороль, И.И. Просвиркина, Н.М. Дмитриева // Вестник ОГУ. – 2014. – № 11 (172). – С. 68-72.

Разумовская, А.Г. Крым в жизни и творчестве М.А. Волошина / А.Г. Разумовская, Н.С. Петрова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 298-303.

Редкова, А.В. Философия путешествий Максимилиана Волошина / А.В. Редкова // Вестник МГУП. – 2016. – № 2. – С. 172-174. 

Сахарова, Е.М. Поэзия и революция: тема революции в творчестве М.А. Волошина советского периода // М. А. Волошин: pro et contra. Антология / Сост., вступ. статья, коммент. Т. А. Кошемчук. – СПб., 2017. – С. 359-366.

Сид, И. О воле к Волошину: Утро грустной годовщины: нейтральные размышления / И. Сид // Русский Журнал

Сидельникова, А. Максимилиан Волошин // АртАрхив

Слуцкий, В. Россия в лирике М. Волошина // Проза.ру  

Стрельникова, И. Макс Волошин из Коктебеля: 7 пудов мужской красоты // Совсем другой город

Таран, С.В. Метафора как способ цветосветового восприятия в идиостиле М. Волошина / С.В. Таран // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2013. – № 8. – С. 51-57.

Тинникова, А.С. Структурообразующая роль заглавия в книге М.А. Волошина «Неопалимая Купина» / А.С. Тинникова // Новый филологический вестник. – 2017. – № 1 (40). – С. 93-104.

Уздина, М. Сегодня и Максимилиан Волошин // Проза.ру

Уокер, Б. Кружковая культура и становление советской интеллигенции: на примере Максимилиана Волошина и Максима Горького / Б. Уокер // НЛО. – 1999. – № 40.

Филиппова, О.Н. М.А. Волошин: поэт и художник / О.Н. Филиппова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2014. – № 4 (30). – С. 144-149.

Ходасевич, Г. Максимилиан Волошин: близкий всем, всему чужой / Г. Ходасевич // Астма и аллергия. – 2002. – № 2. – С. 22-23.

Хотьковская, И. Акварельный поэт Максимилиан Волошин // Мир тесен. – 2017. – 12 мая; 13 мая.

Часовских, Т.И. Цикл М. Волошина «Руанский собор»: культурологический комментарий / Т.И. Часовских // Культура и текст. – 1999. – № 5. – С. 293-298.

Чиковани, Т.Г. Символизм и особенности лирического героя в поэзии М. Волошина / Т.Г. Чиковани // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. – № 2. – С. 121-126.

Шабашов, Д.В. Образ Востока в творчестве Максимилиана Волошина / Д.В. Шабашов // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 3. – С. 227-231.  

Шакиров, С.М. Дорога в художественном пространстве лирики М.А. Волошина / С.М. Шакиров // Вестник ЧелГУ. – 1998. – № 1. – С. 87-91.

Шакиров, С.М. Пушкин в художественном мире М.А. Волошина / С.М. Шакиров // Вестник ЧелГУ. – 1999. – № 1. – С. 133-138.

Шевчук, В.К. Богаевский и М. Волошин художники Киммерии / В. Шевчук. – Режим доступа  

Шематинова, Н. Киммерия Максимилиана Волошина: К 140-летию со дня рождения М.А. Волошина / Н. Шематинова // Россия. Наследие

Широкова, Е. Максимилиан Александрович Волошин: Биография / Е. Широкова // Литературно-исторические заметки юного техника

Шохина, В. Максимилиан Волошин: цена поэзии / В. Шохина // Омилия. – 2011. – 28 мая.

Эренбург, И. Максимилиан Волошин: из книги «Портреты современных поэтов» / И. Эренбург // Мир Марины Цветаевой

Яковлев, М.В. И.А. Бунин о М.А. Волошине: за и против // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология. – 2020. – № 4.

Видеоматериалы:

Антипова, О. Несколько историй из жизни Максимилиана Волошина [Видео] // VK – Видео

Бондаренко, В. Максимилиан Волошин: Человек, который придумал Коктебель: Лекция [Видео] // RuTube

Волгин, И. Максимилиан Волошин. Стихи о России: док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // Смотрим

Забытые полёты: док. фильм о М. Волошине / Реж. А. Осипов; авт. сценария О. Агишев [Видео] // YouTube – Россия

Крымский инопланетянин. Мистика Волошина: Док. фильм [Видео] / Реж. А. Савина; авт. сценария И. Балашова, Л. Романенко; Е. Ямпольская; А. Панков // Смотрим

Малофеев, П.Н. М.А. Волошин «И мир, как море пред зарею»: Урок одного стихотворения [Видео] // Videooozubrit.com

Менделеев, Д. Максимилиан Волошин. «Божий бич»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // RuTube // VK – Видео

Недошивин, В. Максимилиан Волошин. Парламентер любви: док. фильм из цикла «Безымянные дома. Москва Серебряного века» [Видео] // RuTube

Осипов, А. Максимилиан Волошин. Голоса: Док. фильм из проекта «Легенды серебряного века» [Видео] // VK – Видео

Рощин, М. Крым в творчестве Максимилиана Волошина, Евгения Чирикова и Александра Грина: Лекция [Видео] // Глагол: ОЛРС

Рябоконь, О. Максимилиан Волошин. Киммерийский затворник: Док. фильм [Видео] // VK – Видео. – Ч. 1; Ч. 2.   // ОК – Видео  //  Mail.ru – Видео

Смирнов, В.П. Максимилиан Волошин: Телеальманах «Поэты России. ХХ век» [Видео] // YouTube – Россия  // VK – Видео

Толстой, И. Звонкие пощечины. Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв: Док. программа из цикла «Исторические путешествия Ивана Толстого» [Видео] // Смотрим

Шахова, М. Коктебель. Дом Волошина [Видео] // ОК – Видео

Методические материалы:

Бородина, Н.П. «Чувство родины неизбежно связано с пейзажем». М. Волошин: Урок литературы, 11-й класс / Н.П. Бородина, Т.Н. Сумбулова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Бужор, Е.М. Максимилиан Волошин. Поэт и художник: Урок литературы, 11-й класс / Е.М. Бужор // Мультиурок

Бужор, Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина / Е.С. Бужор // Пространство и Время. – 2013. – № 1.  

Гарнюк, О.В. М. Волошин – поэт, философ, художник: Урок литературы, 11-й класс / О.В. Гарнюк // Копилка уроков

Гун, Л.И. «Как много тайн хранит любовь…» (Н. Гумилев). Самая блистательная мистификация «серебряного века»: Занятие элективного курса по поэзии «серебряного века» / Л.И. Гун // Мультиурок

Добровольская, В.В. Творчество Максимилиана Волошина: Урок литературы, 11-й класс / В.В. Добровольская // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Зархи, С.Б. «Возьми свой посох – и иди…»: поэтический вечер для старшеклассников, посвящённый М.А. Волошину // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 3. – С. 31-38.

Заяц, С.М. М.А. Волошин в современной школе / С.М. Заяц // Проза.ру

Зорин, А. Красная Пасха: О стихах Максимилиана Волошина из цикла «Усобица» / А. Зорин // Литература – Первое сентября. – 1997. – № 16.

Зорин, А. Пророк в своём отечестве: Максимилиан Волошин / А. Зорин // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 48.

Иванова, О. Волшебство поэтической строки: М. Волошин. «Рождение стиха» / О. Иванова // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 2.

Киммерийский волхв. Лики творчества Максимилиана Волошина: Веб-квест: материалы к уроку // Мой университет

Краснолоб, Е.В. Литературная разработка для создания сценария литературно-музыкальной композиции по жизни и творчеству М. Волошина / Е.В. Краснолоб //  Мультиурок

Кудлай, Л.И. Творчество Максимилиана Волошина: Урок музыки / Л.И. Кудлай // Мультиурок

Мальцева, Т.А. «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…»: Урок-проект по творчеству М. Волошина, 11-й класс / Т.А. Мальцева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Малярик, Е.А. Жизнь и творчество Максимилиана Волошина. Крымские страницы: Урок литературы с презентацией, 11-й класс / Е.А. Малярик // Videouroki.net

Миронюк, Т.В. «Поэт он – настоящий поэт и человек он – настоящий человек»: Литературная гостиная по творчеству М. Волошина, 10-11-й класс / Т.В. Миронюк // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Морозова, Е.Л. М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»: Урок-лекция с применением ИКТ, 4-й класс / Е.Л. Морозова // Инфоурок

Нуриева, Р.М. Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворению М. Волошина «Зеленый вал…»): Урок литературного чтения, 4-й класс / Р.М. Нуриева //  Мультиурок

Печникова, Л. «Судьбой и ветрами изваян профиль мой…»: О поэзии Максимилиана Волошина / Л. Печникова // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 24.

Салмина, Н.В. «Знакомьтесь – Максимилиан Волошин»: Урок литературы, 11-й класс / Н.В. Салмина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Сарварова, В.Ф. Творчество Максимилиана Волошина: Урок литературы, 11-й класс / В.Ф. Сарварова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Синкевич, Е.Ю. Образ Родины в лирике М. Волошина: Урок литературы, 11-й класс / Е.Ю. Синкевич // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Скиба, А. Апокалиптические прозрения Максимилиана Волошина / А. Скиба // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 21.

Скобельцына, К. «Лики творчества» Максимилиана Волошина: Уроки литературы, 11-й класс / К. Скобельцына. – Режим доступа

Славина, В. «Когда любовь растопит мир земной»: Поэзия М. Волошина // Литература в школе. – 2000. – № 8. – С. 12-18.

Сусан, Е. Максимилиан Волошин – человек-эпоха. Личность и творчество Максимилиана Волошина: Урок литературы, 11-й класс / Е. Сусан // Знанио

Четнева, Н.В. М. Волошин «Зелёный вал». И. Айвазовский «Девятый вал»: Урок литературного чтения, 4-й класс / Н.В. Четнева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Чиркова, Г.А. Судьба России в творчестве М. Волошина и К. Петрова-Водкина: Интегрированный урок по культуре Серебряного века, 11-й класс / Г.А. Чиркова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: Урок литературы, 11-й класс / Ю.В. Хохлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Шмикидилова, А.А. Античные мотивы в творчестве М. Волошина. Концепция исторического пейзажа: Исследовательская работа, 11-й класс / А.А. Шмикидилова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Память. Памятные места

«Сам Волошин как поэт, художник кисти, мудрец, вынувший стиль своей жизни из легких очерков коктебельских гор, плеска моря и цветистых узоров коктебельских камушков,
стоит мне в воспоминании как воплощение идеи Коктебеля. И сама могила его,
взлетевшая на вершину горы, есть как бы расширение в космос себя преображающей личности…»
А. Белый

Крымский Коктебель и Максимилиан Волошин неотделимы друг от друга. Он был певцом этого «края синих гор» (так с тюркского переводится название Коктебель), и воспел его не только пером поэта, но и кистью художника. 

Сегодня три места Коктебеля связаны с именем поэта. Первое – дом, в котором он жил и творил. Второе – могила на вершине горы Кучук-Енишар. Третье – обрыв Карадага, где абрис скалы напоминает профиль Волошина.

Алабин, Л. Волшебный Дом: Дому поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле исполняется 100 лет // ВТБ – Россия. – 2013. – 15 сент.

Баруткина, М.О. Гений места: Максимилиан Волошин и Киммерия / М.О. Баруткина // Известия УрФУ. Сер. 2: Гуманитарные науки. – 2014. – № 3 (130). – С. 114-121.

Максимилиан Волошин. Мой дом открыт…: Дом-музей в Коктебеле / Феодосийская библиотечная система [Видео] // RuTube

Давыдов, З. Максимилиан Волошин и Коктебель: история жизни, творчество / З. Давыдов, В. Купченко, И. Лыкова // Коктебель

Дом, который построил Макс… и подарил его людям / Феодосийская ЦБС // Феодосия в книгах

Некрасов, В. Максимилиан Волошин – Коктебель: К 50-летию «Дома поэта» / В. Некрасов // Дружба народов. – 1988. – № 8. – С. 230-231.

Разумовская, А.Г. Крым в жизни и творчестве М.А. Волошина / А.Г. Разумовская, Н.С. Петрова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 298-303.

Рощин, М. Крым в творчестве Максимилиана Волошина, Евгения Чирикова и Александра Грина: Лекция [Видео] // Глагол: ОЛРС

Шахова, М. Коктебель. Дом Волошина [Видео] // ОК – Видео

«Киммерия М.А. Волошина»: Дом-музей М. Волошина в Коктебеле (Крым)
http://www.home-voloshin.ru
https://vk.com/muzeyvoloshina


Поселок Коктебель находится в 25 км от Феодосии. Море, горы, степи  создают удивительный климат, уникальный даже для Крыма.

Я принял жизнь и этот дом, как дар –
Нечаянный, – мне вверенный судьбою,
Как знак, что я усыновлен землею.
Всей грудью к морю, прямо на восток
Обращена, как церковь, мастерская
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая.

Дом строился в 1903-1913 годах по эскизам самого поэта.

Ещё при жизни Волошина по его инициативе в этом доме был устроен бесплатный Дом отдыха для творческой интеллигенции.  С его лёгкой руки никому неизвестный крымский поселок превратился в модный курорт, куда в гости к Волошину приезжали поэты, писатели, художники, деятели культуры. Тут бывали А. Белый, В. Брюсов, М. Горький, А. Грин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, А. Толстой, М. Булгаков, В. Вересаев, С. Эфрон, М. Цветаева, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, Г. Нейгауз.

Поток гостей достигал небывалой величины, а в 1928 году через дом Волошина прошло 600 человек…

После смерти Волошина дом по завещанию поэта перешёл Союзу писателей. В августе 1984 года дом Волошина получил статус музея. Стараниями жены Волошина, в музее сохранились мемориальные вещи поэта: библиотека, архив, художественная коллекция.

На базе музея проводятся литературный фестиваль, научный симпозиум «Волошинский сентябрь», пленэр для художников, литературный конкурс.

Фотоэкскурсия по музею  здесь >>  и здесь >>

Памятник М.А. Волошину в Коктебеле

(2013, скульптор И. Коржев-Чувелев)

 

Установлен во дворе Дома-музея.

 

Фото с сайта

Памятник М.А. Волошину в Коктебеле

(2009, скульптор А.И. Григорьев, архитектор С. Арефьева)

Установлен на центральной площади набережной, напротив музея.

 

Фото с сайта

Бюст М.А. Волошина

(скульптор А. И. Григорьев)

 

Установлен в сквере перед музеем. 

 

Подробнее здесь >>

Могила  М.А. Волошина в Коктебеле

Поэт завещал, чтобы его тело было захоронено на коктебельской горе Кучук-Енишар.

На протяжении длительного времени на месте захоронения Волошина не имелось надгробия – только небольшой земляной холм, заросший травой. Каменную плиту установили только в 1976 г.

Волошин успел оставить еще одну просьбу потомкам. Он просил приносить к могиле камни – самоцветы, гальку и другие, которые коллекционировал всю жизнь. Поэтому рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесенных местными жителями и туристами. Многие люди наносят на камни надписи со своими мечтами.

Фото с сайта

«Профиль Волошина»

 И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой…

Изначально мыс в Коктебельской бухте (потухший вулкан Кара-Даг) напоминал профиль А.С. Пушкина, который, будучи в этих местах, сам был весьма удивлен портретным сходством. Но в 1929 году после землетрясения часть скалы откололась, рельеф изменился – природа будто бы специально создала портрет-памятник Максимилиану Волошину.

Фото с сайта

Мемориальная доска в Киеве (Украина)

(2007, скульптор Н. Рапай, архитектор В. Дормидонтов)

Установлена на доме, в котором родился М. Волошин (бульвар Т. Шевченко, 24).

Фото и подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник М.Волошину в Харькове (Украина)

 (2015, скульптор В. Кочмар)

Установлен в Саду скульптур во дворе ресторана «Эрмитаж» (ул. Максимилиановская, 18)

 

Бюст М. Волошина в Париже (Франция)

(1909, скульптор Э. Виттига)

Установлен в 16 округе (бул. Экзельман, 66).

В 1908 году польский скульптор Эдвард Виттиг создает большой скульптурный портрет М.А. Волошина, который был выставлен в Осеннем салоне, приобретен мэрией Парижа и в следующем году был установлен на бульваре Эксельман, 66, где стоит по сей день.

М.А. Волошин считал Париж своей духовной родиной, жил там неоднократно и подолгу,  общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. Интеллектуал-самоучка удивлял современников своей разносторонностью.

Считается, что именно Волошину российские музеи обязаны прекрасным собранием нового французского искусства, поскольку коллекционер и меценат Сергей Щукин доверял его вкусу, эрудиции и прозорливости.

Портреты М. Волошина
http://maxvoloshin.ru/portret

Портреты М. Волошина создавали такие известные современники, как Головин, Остроумова-Лебедева, Верейский, Кругликова, Петров-Водкин, Диего Ривера. Вот уже сто лет один из уголков Парижа украшает скульптурный портрет поэта, выполненный Эдвардом Виттигом.

Рублёв, В. Максимилиан Волошин на картинах художников. М.А. Волошин как художник // Яварда

Е. Кругликова

Портрет М. Волошина

(1901)

 

 Фото с сайта

А.Г. Якимченко

Портрет М. А. Волошина

(1902)

Фото с сайта

Д. Ривера

Портрет М.А. Волошина

(1916)

Фото с сайта

М.А. Волошин

Автопортрет

(1919)

Купченко, В. Автопортреты Максимилиана Волошина / В. Купченко, З. Давыдов // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 4 (июль-август). – С. 164-169.  

Фото с сайта

Н. А. Хрустачев

Портрет М. Волошина

(1920)

Фото с сайта

Б.М. Кустодиев

Портрет М.А. Волошина

(1924)

Фото с сайта

Г. Верейский

Портрет М.А. Волошина

(1924)

Фото с сайта

М. Зайцев

Портрет М.А. Волошина

(1925)

Фото с сайта

К.С. Петров-Водкин

Портрет М.А. Волошина

(1927)

 

Фото с сайта

А.П. Остроумова-Лебедева

М.А. Волошин 

(1927)

Фото с сайта

 

М.А. Волошин – художник

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М. Волошин

«Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере…» (М. Волошин)

Галереи акварелей М.А. Волошина здесь >>   здесь >>  и  здесь >>

М. Волошин – художник / сост. Р.И. Попова. – М.: Сов. художник, 1976. Режим доступа

Галушка, Н.В. Синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина / Н.В. Галушка, М.Б. Григорьева // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 4 (9). – С. 248-252.

Филиппова, О.Н. М.А. Волошин: поэт и художник / О.Н. Филиппова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2014. – № 4 (30). – С. 144-149.

Часовских, Т.Н. Надписи на акварелях (М. Волошин) / Т.Н. Часовских // Культура и текст. – 1998. – № 4. – С. 217-220.

«Все замерло – холмы, деревья, тучи в лиловом олове осенних вялых вод»

1927

«Настороженная земля»

 1928

Фото с сайта

«Не в свитках бурь»

1928

Фото с сайта

«Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь»

1929

Фото с сайта

«Кара-Даг в облаках»

1929

Фото с сайта

«Лунное безмолвие»

1930

Фото с сайта

«Коктебель»

1932

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru