(14.08.1867 – 31.01.1933)
«Голсуорси умел умом завоевывать читателя».
Энтони Берджес
«Автор проследил историю своего времени
на протяжении трех поколений и то,
что писатель с таким успехом овладел
чрезвычайно сложным как по объёму,
так и по глубине материалом, делает ему честь».
Андрес Эстерлин
Английский прозаик, драматург и поэт Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в Кингстон-Хилл (графство Суррей) в семье состоятельного юриста. Его отец был директором нескольких компаний, а мать – дочерью владельца заводов. Джон окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете.
По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. Из поездки Джон вернулся домой с полным отсутствием желания работать в адвокатуре. «…Как бы я хотел обладать талантом – я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь – быть писателем, если только писательство не самоцель, а способ выражать свои мысли; но если ты похож на мелкий пересохший пруд, в котором нет животворной холодной воды, а в глубине не водятся причудливые, но красивые существа, какой смысл писать?…»
Голсуорси много читал, предпочитая произведения Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого, и Флобера. Свою первую книгу «From the Four Winds» (Под четырьмя ветрами) опубликовал в 1897 под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn) и окончательно оставил юриспруденцию. За сборником рассказов последовали романы «Джослин» (1899), «Вилла Рубейн» (1900) и сборник «Человек из Девона» (1901), позже переизданный под настоящим именем автора.
Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях. Избранницей Голсуорси стала Ада Голсуорси, в период их знакомства – жена его двоюродного брата Артура. Ада была несчастлива в браке, и чувство сострадания у писателя вскоре переросло в более нежное. Любовь оказалась взаимной, но мучительной на долгие девять лет, поскольку узы брака в Англии того времени считались неприкосновенными. Лишь после кончины Джона Голсуорси-старшего Ада отважилась на развод и в 1905 году соединилась с возлюбленным. С тех пор они не расставались (она пережила Голсуорси на двадцать три года).
Союз этот оказался и творческим. Считается, что именно Ада убедила Голсуорси попробовать себя в литературной деятельности. К тому же Ада обладала незаурядной музыкальной одаренностью. По признанию Голсуорси, лучше всего ему работалось под аккомпанемент ее игры на рояле. Не случайно в его произведениях так много сюжетов, связанных с музыкой. Кроме того, Ада положила на музыку его девонширские (девонские) песни, а также стала соавтором писателя при создании английского либретто оперы Ж. Бизе «Кармен».
Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила Голсуорси на роман «Собственник» (The Man of Property), который был закончен в 1906 году и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший автору репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах».
Современники считали Голсуорси баловнем судьбы – он был состоятельным человеком и мог заниматься тем делом, к которому влекла душа, однако благополучие не сделало его ни снобом, ни узко сословным писателем. Сочувственный интерес к обиженным и обездоленным, соприкосновение, по его словам, «с миром теней, движущихся в узких переулках и живущих как Бог послал», позволили Голсуорси отразить жизнь во всем разнообразии судеб и человеческих типажей. В 1917 году Голсуорси отказался от рыцарского звания, считая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны.
Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Голсуорси в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу – «Остров фарисеев» (1904), первый роман, который Джон выпустил под своим настоящим именем.
Джон Голсуорси получил признание не только как прозаик, но и как драматург. Несмотря на то, что писатель был состоятельным человеком, в своих пьесах («Серебряная коробка», «Схватка», «Беглая», «Толпа», «Без перчаток») он поднимал проблемы неравенства в обществе и несправедливого отношения к бедным. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами. Одна из пьес – «Справедливость», которая осуждала одиночное заключение, – оказала серьезное влияние на программу тюремных реформ Уинстона Черчилля.
Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей: «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) , «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931) и др. Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего, исключительно высоко ценимых им русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали».
В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.
Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922 году, русский перевод – 1930), которая стала делом его жизни. Кроме «Собственника» («The Man of Property», 1906), в цикл вошли романы «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modern Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924).
Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е годы. Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, – эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не пришло по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» – оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения.
Голсуорси был одним из немногих писателей, кого еще при жизни признали классиком. Как автор он был очень плодовит, и почти каждое его произведение ждал оглушительный успех. Соблюдая правило писать каждое утро, Джон Голсуорси оставил внушительный объем литературного наследия, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере, 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.
При жизни Голсуорси удостоился почётных степеней семи университетов Англии, Шотландии и США, в 1929 году был награжден британским орденом «За заслуги», а в 1932 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». Представитель Шведской академии Андрес Эстерлинг сравнил мастерство Голсуорси-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, «синоним жизнелюбия и человечности». Джон Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал.
Популярность творчества Джона Голсуорси и его романа «Сильнее смерти» (1917) в первой трети XX века была настолько велика, что роман в 1927 году перевели на русский язык, а в 1929 году в Ленинграде вышло собрание сочинений писателя в 12-ти томах.
Не меньше половины своих доходов Голсуорси тратил на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Уже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) – международной писательской организации, которую Голсуорси основал в октябре 1921 г. и первым президентом которой был.
Джон Голсуорси скончался 31 января 1933 года. 25 марта, в соответствии с волей покойного, его прах был развеян над холмами Саут-Даунс в Южной Англии, в тех краях, которые он так любил.
По материалам электронной библиотеки «Наука и техника» и сайта
Интернет-ресурсы
http://sokolwlad.narod.ru/english/texts/saga01/saga01.html – Произведения Д. Голсуорси на русском и английском языках
Дж. Голсуорси в Библиотеке Мошкова
Дж. Голсуорси на сайте Library.ru
Пьесы Джона Голсуорси в Театральной библиотеке Сергея Ефимова
Дж. Голсуорси на сайте «EPWR»
Дж. Голсуорси в Лаборатории фантастики
Дж. Голсуорси на сайте «Лауреаты Нобелевской премии»
Фильмография Д. Голсуорси на сайте КиноПоиск
https://quote-citation.com/topic/dzhon-golsuorsi – Д. Голсуорси: цитаты и афоризмы
Дж. Голсуорси в Википедии
Роман «Сага о Форсайтах» в Википедии
Группа в «ВКонтакте»
Произведения Дж. Голсуорси
У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество,
которое проходит каждый молодой писатель
у того или иного старого мастера,
влекомый к нему каким-то внутренним сродством…»
Дж. Голсуорси
Голсуорси, Д. Собрание сочинений: В 16 т. / Д. Голсуорси. – М.: Правда, 1962.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Голсуорси, Д. Собрание сочинений: В 8 т. / Д. Голсуорси; пер.с англ.; редколлегия Г. В. Аникин и др.; вступ. ст. Г. В. Аникина. – М.: Художественная литература, 1983.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент)
Голсуорси, Д. Джослин; Патриций: романы; рассказы / Д. Голсуорси; пер. с англ. А. Кудрявицкого, Р. Облонской; сост. и вступ. ст. А. Кудрявицкого. – М.: Политиздат, 1991. – 446 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)
Голсуорси, Д. Избранные произведения / Д. Голсуорси; пер. с англ; послеслов. Н. Михальской. – М.: Панорама, 1993. – 619 с. – (Лауреаты Нобелевской премии).
В издание вошли избранные произведения крупнейшего английского писателя: «Темный цветок» (1913) – роман о любви, задуманный, по словам автора, как «исследование Страсти»; роман «Фриленды», посвященный проблеме отношений помещиков и фермеров-арендаторов, а также рассказы.
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7 и Гайдара, 22)
Голсуорси, Д. Новеллы / Д. Голсуорси. – Куйбышевское книжное издательство, 1982. – 572 с.
В книгу включены наиболее известные новеллы Д. Голсуорси, такие, как «Человек из Девона», «Цвет яблони», «Распря», «Первые и последние» и др.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, «Юность», абонемент)
Голсуорси, Д. Остров Фарисеев / Д. Голсуорси. – М.: Свердловское книжное издательство, 1958. – 196 с.
Роман «Остров фарисеев» принадлежит к числу наиболее острых и социально значимых произведений Голсуорси. Герой его, Ричард Шелтон, типичный представитель английского привилегированного общества, помолвлен с девушкой из состоятельной дворянской семьи Антонией Деннант, и все действие романа разворачивается на протяжении нескольких месяцев этой помолвки.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Голсуорси, Д. Сага о Форсайтах: в 5 т. / Д. Голсуорси; пер.с англ. – Тула: Левша, 1993 –
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Октябрьской, 30; Уральской, 7,Гайдара, 22; библиотека семейного чтения п. Метлино и п. Татыш)
Материалы о жизни и творчестве Д. Голсуорси
Дюпре, К. Джон Голсуорси / К. Дюпре; пер.с англ.; Н. П. Михальской. – М.: Радуга, 1986. – 312 с.
Книга Кэтрин Дюпре – биография выдающегося английского писателя Джона Голсуорси, вошедшего в историю мировой литературы, прежде всего, как автор «Саги о Форсайтах».
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Статьи:
Алиева, Н.М. Модернизм и Джон Голсуорси / Н.М. Алиева // Вестник КазНУ. – 2011.
Бабенко, Л.Г. Речевой поступок и речевой акт в структуре речевого жанра «Объяснение в любви» на материале художественного произведения Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» / Л.Г. Бабенко, М.В. Ползунова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2008. – № 16 (116).
Балашова, Т.Ю. Лексико-стилистические особенности художественного описания внешности Сомса Форсайта в романе «Собственник» («Сага о Форсайтах») Дж. Голсуорси (методический аспект) / Т.Ю. Балашова // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. – 2019. – вып. 2 (24). – ст. 12. – С. 89-97.
Бардыкова, Н.В. Форсайтовский цикл Д. Голсуорси как художественно-эстетическое целое / Н.В. Бардыкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11-1.
Баркер, С. Глазами драматурга: Моральная лаборатория английского классика: Интервью с профессором английской литературы Чичестерского университета к юбилею Д. Голсуорси / С. Баркер; Беседовала и перевела В. Галкина // Литературная газета. – 2017. – № 30-31 (6608).
Бессмертная, М. 100 лет без права передачи: Собственность как вина, обман и отказ в «Саге о Форсайтах» / М. Бессмертная // Коммерсантъ Weekend. – 2021. – № 1. – 29 января. – С. 8.
Борисова, Е.Б. Пейзажные детали как средство психологизации образа персонажа (на материале романа Дж. Голсуорси «Собственник») / Е.Б. Борисова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4 (99). – С. 159-164.
Воропанова, М.И. Джон Голсуорси: Биография и творчество / М.И. Воропанова // Большая библиотека
Галинская, И.Л. Маргарет Митчелл и Джон Голсуорси / И.Л. Галинская // Американская литература
Гениева, Е.Ю. Английская литература на рубеже XIX и ХХ веков: Д. Голсуорси / Е.Ю. Гениева // История всемирной литературы: В 9 тт. – Т. 8. – М.: Наука, 1994. – С. 368-374.
Гиленсон, Б.А. Джон Голсуорси: «английскость» мастера / Б.А. Гиленсон // История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века.
Джон Голсуорси: О вкладе в развитие английского литературного языка // История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945 / В.Н. Богословский [и др.]. – М.: Просвещение, 1984.
Грислис, Е. Джон Голсуорси и его сага / Е. Грислис // Стихи.ру
Динамов, С. Голсуорси / С. Динамов // Литературная энциклопедия: В 11 тт. – Т.2. – М., 1929. – С. 583-586.
Домбровская, Е. Джон Голсуорси // История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945. – М.: Просвещение, 1984. – С. 125-170.
Дубашинский, И.А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси: Творчество как отражение времени / И.А. Дубашинский // Литература Западной Европы 20 века
Дюпре, К. Джон Голсуорси / К. Дюпре // Литература Западной Европы 20 века
Елизарова, М.Е. Джон Голсуорси (1867 – 1933): История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 в.: Курс лекций / М.Е. Елизарова, Н.П. Михальская // Литература Западной Европы 20 века
Ермилова, Н. Сага о Форсайтах. Сомс и Ирэн: Красавица как чудовище / Н. Ермилова // Проза.ру
Жантиева, Д. Дон Голсуорси / Д. Жантиева // Голсуорси, Д. Собрание сочинений: в 16 т. – Т. 1. – М., 1962. – С. 3-30.
Жизнь и творчество Джона Голсуорси // Омилия. – 2014. – 14 авг.
Иванова, К.С. Конфликт между миром собственности и миром красоты в иронической саге Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»: История зарубежной литературы / К.С. Иванова, О.А. Дмитриенко // Veni Vidi Vici
Калюжная, Л. Джон Голсуорси (1867-1933) / Л. Калюжная // Библиотекарь
Карпечина, О.К. Тема искусства в критических статьях Дж. Голсуорси: Положение искусства на рубеже XIX xx века / О.К. Карпечина, С.А. Андреева // https://refdb.ru/look/2631096.html
Кириллова, Т.Д. Джон Голсуорси / Т.Д. Кириллова // История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX – начало ХХ века) / Т.В. Ковалева, Е.А. Леонова, Т.Д. Кириллова. – Минск: Завигар, 1997.
Козенко, А. Джон Голсуорси. Жизнь, любовь, искусство / А. Козенко // Книга онлайн
Котова, Е.В. Отражение английского национального сознания в трилогии Джона Голсуорси «Конец главы» / Е.В. Котова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – Т. 2. – № 2.
Котова, Е.В. П.Е.Н.-клуб и Джон Голсуорси. История создания международной организации и место в ней писателя / Е.В. Котова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 2. – № 2.
Красавченко, Т.Н. Джон Голсуорси и русская литература // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: Реферативный журнал. – 2019. – № 3.
Красовская, У.В. Обзор критики творчества Джона Голсуорси / У.В. Красовская // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 394-398.
Красовская, У.В. Отражение композиционных особенностей романа «Собственник» в процессе экранизации / У.В. Красовская // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 475-477.
Кулинская, С.В. Символика цвета в романе Голсуорси «Сага о Форсайтах» / С.В. Кулинская // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2008. – № 1.
Ломов, В. Джон Голсуорси «Собственник» / В. Ломов // Проза.ру
Ломов, В. Джон Голсуорси: Биография / В. Ломов // Проза.ру
Ломунова, М. Богиня Джона Голсуорси [Текст] : [Ада Голсуорси] / М. Ломунова // Наука и религия. – 2004. – № 3. – С. 47-50.
Лужков, Л. Сага о Голсуорси / Л. Лужков // Загадки истории
Май, Н. Благие намерения: Размышления об идее романа «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси / Н. Май // Проза.ру
Меняйло, В.В. Англичане и иностранцы в «Саге о Форсайтах» и «Современной комедии» Дж. Голсуорси: Анализ образов англичан и иностранцев с целью выявления основных черт английского национального характера, представленных в тексте романов / В.В. Меняйло // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 410.
Михальская, Н.П. Идеал Красоты и Свободы: Послесловие к изданию избранных произведений Джона Голсуорси. – М.: Панорама, 1993. / Н.П. Михальская // Литература Западной Европы 20 века
Михальская, Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов: Герберт Уэлсс и Джон Голсуорси. В защиту человека / Н.П. Михальская // Литература Западной Европы 20 века
Никонов, С.С. Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник» / С.С. Никонов // Актуальные вопросы филологических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 11-13.
Порецкая, Т. Любимая женщина Джона Голсуорси / Т. Порецкая // Личная жизнь. – 2009. – 27 июля.
Раевская, К.В. О подвижности «Неподвижных персонажей» и неподвижности «Подвижных». Сюжетное развертывание образа в романной трилогии Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» / К.В. Раевская // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. – 2007. – № 2. – С. 246-255.
Раевская, К.В. Система персонажей в романизованной сатире («Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси) / К.В. Раевская // Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – № 60.
Разумовская, Т.Ф. Литературно-художественные реминисценции в «Саге о Форсайтах» Д. Голсуорси / Т.Ф. Разумовская // Литературные связи и проблема взаимовлияния. – Горький, 1983. – С. 54-61.
Разумовская, Т.Ф. Проблема национального характера в интерпретации английских писателей (Д. Голсуорси, Д. Олдридж, Д. Оруэлл) / Т.Ф. Разумовская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2000. – № 1.
Римова, А. Предательство Голсуорси: Любовь в жизни Д. Голсуорси / А. Римова // Загадки истории
Рыбакова, Н.И. К проблеме народности романа Д. Голсуорси / Н.И. Рыбакова // Литературные связи и традиции. Ученые записки. – Горький, 1970. – Вып. 120. – С. 193-203.
Трунин, К. Джон Голсуорси «В петле», «Пробуждение», «Сдаётся внаём» (1920-21): Критика / К. Трунин // Блог литературного обозревателя, критика, писателя К. Трунина
Трунин, К. Джон Голсуорси «Собственник» (1906), «Последнее лето Форсайта» (1918): Критика / К. Трунин // Блог литературного обозревателя, критика, писателя К. Трунина
Труфанова, М.И. Функции цвета в словесных портретах Л. Толстого и Д. Голсуорси (на примере произведений «Анна Каренина» и «Сага о Форсайтах») / М.И. Труфанова // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. – 2019. – № 2. – С. 71-78.
Тугушева, М.П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество / М.П. Тугушева. – М.: Наука, 1973. – 177 с. – Режим доступа
Цунский, А. Сага о миссис Голсуорси. Джон Голсуорси / А. Цунский // Год Литературы.РФ
Цьовх, Я.И. Эстетическая функция колорита в форсайтовском цикле Дж. Голсуорси: К проблеме анализа стиля / Я.И. Цьовх // Филологические науки. – 1982. – № 4. – С.32-37.
Шадрин, Т. Джон Голсуорси – патриций английской прозы / Т. Шадрин // Режим доступа
Шильникова, И.С. Патриотизм как черта английского национального характера в произведениях Дж. Голсуорси / И.С. Шильникова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 1 (1).
Ялышева, Н.А. Роль колористических художественных определений в создании образа Ирэн в романах «Саги о Форстайтах» Джона Голсуорси / Н.А. Ялышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-2.