«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…»

155 лет со дня рождения М. Горького
(28.03.1868 – 18.06.1936)


«Человека создаёт его сопротивление
окружающей среде…»

М. Горький

«Горький – трибун, поэт, бунтарь, отец
и наставник Человеков на земле».

Л. Леонов

В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. За всю историю русской литературы по тиражам М. Горького обогнали лишь Пушкин и Лев Толстой. За период с 1918 по 1986 г. в свет вышла почти четверть миллиарда книг Максима Горького. Писатель пять раз был номинирован на Нобелевскую премию, переживал взлёты и падения, путешествовал по стране и миру, изучал жизнь, создавал собственную философию.

Его потрясающая работоспособность и совершенно феноменальная память позволили ему встать в число самых образованных людей мира. Он переписывался со всеми великими писателями (почти 20 лет он переписывался с Роменом Ролланом), общественными деятелями, политиками того времени. И на равных говорил с ними.

Раннего Горького переводили на 40 языков мира. То есть он стал известен во всём мире ещё в конце позапрошлого века. А в начале XX века он был не просто всемирно известным, а всемирно услышанным писателем.

Он оставил после себя не только тексты – 25 томов художественных произведений, громадное количество писем, сотни статей. Но за Горьким еще и целые культурные институции: товарищество «Знание», альманахи, журналы, газеты, издательство Academia, закрытое лишь после его смерти, серия «Жизнь замечательных людей», сохранившаяся до сегодняшнего дня, Литературный институт его имени.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 28 (16) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде.

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) – из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки.

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.

 «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» – сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний будущего писателя. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и – парадоксальным образом – породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.

Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький  появился в 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». Письма и документы писатель подписывал настоящей фамилией – А. Пешков; а обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький»  отсылают псевдоним к настоящему имени.

В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 г. в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 г. появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев».

Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».

Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 – начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905г. он  вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году он встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, В.В. Вересаев, Е.Н. Чириков, Н.Д. Телешов, А.С. Серафимович и др.

Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902),  в которой играли Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 г.  в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького – «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) – не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

После поражения революции 1905-1907 гг. Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907).

Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры.

В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом.

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)

Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. А.А. Блока, Н.С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселившись в Сорренто (Италия), он не прерывал связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени.

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело – Горький возвратился на родину.

Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым).

Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества.

Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства – фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина.

Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем,  выступил с инициативой возрождения дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ).

В 1934 М. Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе, его усилиями был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей.

В 1934 г. неожиданно скончался его горячо любимый сын  Максим – официальной причиной смерти было крупозное воспаление легких, но многие, в том числе и сам Горький, подозревали, что этой смерти поспособствовали.

Вокруг кончины самого Горького, последовавшей 18 июля 1936 г., тоже ходили разноречивые толки. Возможно, его смерть была ускорена целенаправленными действиями врачей. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения.

М. Горький был торжественно похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.

Использована статья П.В. Басинского

Интернет-ресурсы

http://gorkiy-lit.ru – Жизнь и творчество Максима Горького

http://gorkiy.rhga.ru – М. Горький на сайте «Горький – Россия – Мир»    

М. Горький на сайте Лит.info

М. Горький на сайте Культура.РФ

М. Горький в Библиотеке Мошкова

Собрание сочинений в 30 т.

М. Горький в проекте «Урок в формате А4»

М. Горький на сайте «К уроку литературы»

М. Горький в проекте Хронос

Биография М. Горького

Биография на сайте ТАСС,  в журнале «Костёр»  

М. Горький в Википедии

Псевдонимы М. Горького

Фотобиография здесь >>  и здесь >>

Экранизации произведений М. Горького на сайте КиноПоиск и в Википедии

М. Горький на сайте МХТ им. А.П. Чехова

М. Горький на сцене Художественного театра в проекте Старое Радио

М. Горький на сайте «Архив кинохроники и документальных фильмов»   

Группа ВКонтакте «Максим Горький: жизнь, книги, сцена»

Произведения А. М. Горького

Горький, М. Полное собрание сочинений:  В 25 т. / М. Горький; глав. ред. Л.М. Леонов; АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1968 –

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Горький, М. Собрание сочинений: В 6 т. / М. Горький; сост. и общ. ред. Н.Н. Жегалова; вступит. ст. Л. Леонова; ил. П. Пинкисевича. – М. : Правда,  1979 – . – (Б-ка «Огонёк». Отеч. классики).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Горький, М. Избранные произведения: В 3 т. / М. Горький. – М. : Худож. лит, 1976. – (Библ. серия).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Горький, М. Дело Артамоновых [Текст] / М. Горький. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с. – (Школьная программа. Русская классика).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Горький, М. Детство; В людях; Мои университеты / М. Горький. – М. : Худож. лит., 1985. – 480 с.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент; др. изд. – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Горький, М. Книга о русских людях [Текст] : [Сборник] / Горький Максим. – М. : Вагриус, 2000. – 572 с., фот. – (Мой 20-й век).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения в п. Метлино)

Горький, М. Литературные портреты / М. Горький; предисл. К. Чуковского. – М.: Мол. гвардия, 1967. – 469 с. – (Жизнь замечательных людей).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»; То же 1963: книгохранение)

Горький, М. Макар Чудра и другие рассказы / М. Горький. – М. : Дет. лит., 1977. – 190 с. – (Школ. б-ка).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент)

Горький, М. Мать: Роман / М. Горький. – Л. : Худож. лит., 1986. – 320 с. – (Полит. роман).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»; др. изд. – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Горький, М. На дне [Текст] : картины. 4 акта: [для сред. шк. возраста] / М. Горький. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 112 с. – (Школьное чтение).

В центре пьесы не только человеческие судьбы, но и столкновение идей, спор о смысле жизни, ядром которого является проблема правды и лжи, восприятие жизни во всех ее разнообразных и причудливых формах.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»,  библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; др. изд. – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Горький, М. На дне; Дачники [Текст] : пьесы / М. Горький ; вступ. ст. В. Троицкого. – М. : Дет. лит., 2001;2005. – 220 с. : ил. – (Школьная библиотека).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Горький, М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре [Текст] / М. Горький. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 224 с.

В издание входят ранние рассказы Горького «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», а также стихотворения в прозе «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Отдельный раздел представляет собой книга «Несвоевременные мысли» – 58 статей М.Горького, опубликованные в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 годах.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

Горький, М. Сказки об Италии / М. Горький. – М.: Сов. Россия, 1970. – 128 с. – (Школьная б-ка).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Горький, М. Фома Гордеев [Текст]: роман / М. Горький; послесл. и коммент. Л.Н. Смирнова. – М. : Просвещение, 1990. – 240 с. – (Школ. б-ка).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по  Гайдара, 22)

Материалы о жизни и творчестве М. Горького

«Горький никогда не мог оставаться только зрителем,
он всегда вмешивался в самую гущу событий, он хотел действовать.
Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг:
она выливалась в жизнь. Сама его жизнь – это книга, это увлекательный роман».

Е. Замятин

Барахов, В.С. Драма Максима Горького: (истоки, коллизии, метаморфозы) [Текст]: монография / В. С. Барахов. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 382с.

В монографии рассказывается о сложной внутренней жизни большого художника, оказавшегося в завершающий период биографии лицом к лицу с неразрешимыми проблемами личного бытия. Драма Горького рассматривается в контексте эпохи социальных потрясений через призму отношений писателя с В. Лениным и И. Сталиным, Л. Толстым и Р. Ролланом, И. Буниным и Л. Андреевым, В. Ходасевичем и Е. Чириковым, которые позволяют познать ее суть и масштабы. В книге используются неизвестные архивные документы.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»,  библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

Барахов, В.С. Искусство литературного портрета. Горький о В. И. Ленине, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове / В.С. Барахов; АН СССР. – М.: Наука, 1976. – 184 с. – (Из истории мировой культуры).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»,  абонемент)

Басинский, П.В. Горький / П.В. Басинский. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 451 с. – (Жизнь замечательных людей).

На основании ранее неизвестных материалов и документов автор не только восполняет опущенные звенья по-советски мифологизированной биографии писателя, но также представляет Горького как провозвестника и создателя новой, революционной, религии – религии Человека, показывает его во взаимоотношениях с самыми «знаковыми» людьми своего времени – Львом Толстым, Иоанном Кронштадтским, Владимиром Лениным, Иосифом Сталиным, другими.

Басинский, П. Горький: главы из книги // Новый мир. –  2004. –  № 11.

Рецензия на книгу здесь >>  и  здесь >>

(Нет в библиотеке)

Басинский, П.В. Страсти по Максиму: Горький: 9 дней после смерти [Текст] / П. В. Басинский. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 414 с. : ил.

Известный писатель и журналист Павел Басинский на основе строго документального материала, в том числе и архивного, предлагает свою оригинальную версию сложной и запутанной биографии одной из самых значительных личностей русской истории и литературы конца XIX – начала ХХ столетия.

Книга иллюстрирована фотографиями из Музея А. М. Горького в Москве.

Фрагмент из книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Быковцева, Л.П. Горький в Италии / Л.П. Быковцева. – М.: Сов. писатель, 1975. – 384 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Бялик, Б.А. Горький – драматург / Б.А. Бялик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. писатель, 1977. – 640 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, книгохранение)

Бялик, Б.А. Судьба Максима Горького / Б.А. Бялик. – 3-е изд., доп. – М. : Худож. лит., 1986. – 478 с.

Исследование известного литературоведа Б.А. Бялика представляет собой итог многолетнего изучения творчества великого русского писателя. Увлекательный рассказ о жизненном и творческом пути А.М. Горького (1868- 1936) ведется в неразрывной связи с историей русской и мировой литературы его времени.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

В доме на Малой Никитской / А.Д. Смирнова, Е.М. Герасимова, А.М. Крюкова; ред. М. Козьмин. – М.: Моск. рабочий, 1968. – 144 с.

Путеводитель написан сотрудниками музея А.М. Горького.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Ваксберг, А.И. Гибель Буревестника. М. Горький: последние двадцать лет / А.И. Ваксберг. – М.: Терра-Спорт, 1999. – 396 с.

Основы этого исследования – многоликость Горького, на что обращали внимание многие авторы, писавшие о нем, и прежде всего те, кто лично с ним встречался. Все они отмечали невозможность показать горьковский образ с каким-то определенным знаком – положительным или отрицательным. Знак ускользал, вступал в непримиримый конфликт с реалиями. Вот почему в данной книге автор широко использовал свое право – изложить свою собственную точку зрения, не отнимая у читателя его права – принять ее или отвергать.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Вокруг смерти Горького: Документы, факты, версии / РАН; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наследие, 2001. – 360 с. – (М. Горький. Материалы и исслед.; вып. 6).

Книга включает малоизвестные и впервые публикуемые документы, свидетельства родных и близких писателя.

Рецензия на книгу здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Волков, А.А. Художественный мир Горького: (сов. годы) / А.А. Волков. – М.: Современник, 1978. – 367 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Гальперина, И. Г. Знаменитые дети знаменитых родителей [Текст] / И. Г. Гальперина. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. – 304 с. : цв. ил., вкл. л., портр., фото.

С. 160-166: Пешков, З. А. (русский генерал, дипломат, брат Я. М. Свердлова, приемный сын А. М. Горького; 1884-1966)

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Голубков, М.М. Максим Горький. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М.М. Голубков. – М.: МГУ, 1998. – 96 с. – (Перечитывая классику).

То же: 1997; 2000.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по  Уральской, 7)

Максим Горький в воспоминаниях современников: В 2 т. / сост. и подгот. Текста А.А. Крундышева; вступит. ст. и примеч. И.С. Эвентова, А.А. Крундышева. – М. : Худож. лит., 1981. – (Серия лит. мемуаров).

Воспоминания, включенные в первый том сборника, рассказывают о юности А.М. Горького, о времени хождения его по Руси, об участии писателя в революции 1905-1907 гг. и в Великой Октябрьской революции, о его большой общественной работе в первые годы Советской власти.

Во второй том вошли воспоминания о Горьком в послереволюционный период: о его жизни в Сорренто, о триумфальной поездке по Стране Советов, возвращении на родину и о последних днях жизни.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Горький и его современники: Фотодокументы. Описание / РАН; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; сост. Л.Н. Галуненко и др. – М. : Наследие, 1997. – 536 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Горький и его эпоха: Исследования и материалы. Вып. 1 / отв. ред. Б. Бялик; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1989. – 280 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»)

Максим Горький: PRO ET CONTRA : личность и творчество М.Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910 / вступит. ст., сост. и прим. Ю.В. Зобнина. – СПб.: Рус. Христиан. Гуманитар. Ин-т, 1997. – 896 с. – (Русский путь).

В антологию сведены воедино различные точки зрения на роль Горького в русской культуре, освещающие разноплановость и противоречивость творчества Горького в идейной борьбе и литературном процессе переломного времени в истории России.

Книга открывает читателю неизвестные ранее стороны творчества Горького, заставляет по-новому взглянуть на культурно-политическую ситуацию начала века в России в целом.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Горький, М. Проза. Драматургия. Публицистика; Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку [Текст] / Горький М. – М. : АСТ; Олимп, 1996. – 672 с. – (Школа классики: Книга для учителя и ученика).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент)

М. Горький. На дне: Анализ текста. Основ. содерж. Сочинения [Текст] / авт.-сост. А. В. Леденев. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 124 с. – (Школ. программа).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент)

Горький, М. На дне [Текст] : Школьникам для подготовки к урокам литературы: краткая биография автора, размышления о произведении, тезисные планы сочинений, сочинения / М. Горький. – М.: Стрекоза-пресс, 2002. – 156 с. – (Классика для школы).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Дом у Никитских ворот: Путеводитель по Музею-квартире А.М. Горького / авт.-сост. М.М. Марченков. – М.: Сов. Россия, 1987. – 126 с.

Хорошо иллюстрированное издание представляет собой подробный путеводитель по Музею-квартире А.М. Горького в Москве.

Помимо биографического очерка в издание включены редкие фотографии из собрания Музея.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Киреев, Р. Т. Новеллы о любви. Русский Парнас [Текст] / Р. Т. Киреев. – М.: Центрполиграф, 2002. – 557 с.

С. 364-374: Горький. «Моя первая женщина умерла»

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Муратова, К.Д. М. Горький: семинарий / К.Д. Муратова. – М.: Просвещение, 1981. – 206 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Набоков, В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев [Text] / В. В. Набоков; пер. с англ.; предисл. Ив. Толстого. – М. : Независимая газета, 1998. – 440 с. – (Литературоведение).

С. 373-380: Максим Горький

С. 381-383: «На плотах»

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов [Текст] : [монография] / Н.Н. Примочкина. – 2-е изд., доп. – М. : Рос.полит. энциклопедия(РОССПЭН), 1998. – 302с.: ил.

В монографии на основе неизвестных архивных материалов исследуется духовный и творческий путь М. Горького 20-х годов в соотношении с судьбами писателей-современников, анализируется его роль в литературном движении послеоктябрьского десятилетия. Особое внимание уделяется изучению литературных взаимоотношений Горького с теми литераторами, имена которых на долгие годы были вычеркнуты из истории русской литературы: Е. Замятиным и М. Булгаковым, Н. Клюевым и С. Клычковым, Б. Пильняком и Л. Авербахом.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»)

Пэнэжко, Н. Л. Шехтель. Рябушинский. Горький (Дом на малой Никитской, 6) [Текст] / Н. Л. Пэнэжко, В. Н. Чернухина, А. М. Марченков; РАН, Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького. – 2-е изд. – М.: Наследие, 2000. – 144 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Спиридонова, Л.А. М. Горький: новый взгляд / РАН; ИМЛИ им. А.М. Горького. – М. : ИМЛИ РАН, 2004. – 264 с.

Новое прочтение горьковских текстов, совмещенное с тонким анализом, позволили автору показать сложную и противоречивую фигуру писателя, не приукрашивая и не очерняя его. Введение большого количества малоизвестных и впервые публикуемых архивных документов раскрывает трагедию последних лет жизни и тайну смерти Горького.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал,  «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Сухих, И.Н. Книги ХХ века. Русский канон [Текст]: эссе / И. Н. Сухих. – М.: Независимая Газета, 2001. – 352 с. – (Литературоведение).

С. 45-68: Между Марксом и Богоматерью. (1906—1907. «Мать» М. Горького)

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, книгохранение, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; Уральской, 7; п. Татыш; Метлино)

Шнейберг, Л.Я. От Горького до Солженицына / Л.Я. Шнейберг, И.В. Кондаков. – М.: Высш. шк., 1995. – 560 с.

С. 41-50: «На тонкой согласительной черте» («Несвоевременные мысли» М. Горького)

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Статьи:

Айхенвальд, Ю.И. Максим Горький / Ю.И. Айхенвальд // Силуэты русских писателей. В 3 выпусках. Вып. 3. – М., 1906 – 1910.Режим доступа

Андреев, Л. Неосторожные мысли о М. Горьком // Андреев Леонид Николаевич

Артемова, В. На дне жизни: печальная судьба Максима Горького, который так и остался чужим среди своих / В. Артемова // Grazia

Балаян, Л.А. Разгадка смерти Горького: Из стенографического отчёта третьего и последнего политического процесса 1938 года / Л.А. Балаян // ВикиЧтение  

Бальмонт, К.Д. Мещанин Пешков, по псевдониму Горький / К.Д. Бальмонт // Возрождение. – 1928. – № 1033. – 31 марта.

Баранов, В. Вокруг смерти Горького. Документы / В. Баранов // Новый журнал. – 2003. –  № 232.

Баранов, В. Горький без грима. Тайна смерти. – Режим доступа

Баранов, В. Максим Горький – «агент влияния»: Текст и подтекст в переписке Горького со Сталиным / В. Баранов // Новый мир. – 1998. –  № 12.

Басинский, П. Горький: главы из книги // Новый мир. –  2004. –  № 11.

Басинский, П. «Горький созвучен нашему времени абсолютно…» / П. Басинский, беседовал Ю. Безбородов// Взгляд. – 2006. – 17 окт.

Басинский, П. Горькая история: Кому помешал Максим Горький? / П. Басинский; беседовала Ю. Шигарева // АиФ. – 2011. – № 24.

Басинский, П. За Толстым никого. Или – Горький? // Новый мир. – 1997. –  № 9.

Басинский, П. «Максим Горький – тот, вокруг кого бурлило время» / П. Басинский, беседу вела А. Стулова // Известия. – 2018. – 27 марта.

Басинский, П. В. Сирота казанская [Текст] : [главы из книги «Максим Горький. Версии духовной судьбы»] / П. В. Басинский // Октябрь. – 2005. – № 2. – С. 154-171.

Белоусова, А. Семь мифов о Горьком. Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьянства, создатель соцреализма и другая неправда: Лекция / А. Белоусова // Арзамас

Богданова, О. «На дне» М. Горького: Новый ракурс / О. Богданова // Звезда. – 2016. – № 10.

Борисова, Л.М. Иносказание в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л.М. Борисова // Русская речь. – 2014. – № 1. – С. 8-13.

Бунин, И.А. Горький [Текст]: [Воспоминания И. Бунина о Горьком] / И.А. Бунин // Иван Алексеевич Бунин   

Бурьяк, А. Максим Горький как загадка русской природы / А. Бурьяк // Проза.ру

Васюхин, В. Под ярким солнцем: Жизнь Максима Горького на сцене МХТ имени Чехова // Известия. – 2018. – 30 марта.

Вахитов, Р. Народный ересиарх или простой великий писатель (о Максиме Горьком) / Р. Вахитов // Русская истина

Воровский, В.В. Литературные наброски (о М. Горьком) // Литература и Жизнь

Воронин, B.C. Философия истории и многозначная логика в последних романах М. Горького (к 140-летию со дня рождения М. Горького) / В.С. Воронин // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2008. – № 7. – С. 15-22.

Голубков, М. Наш современник: Востребован ли сегодня творческий опыт Максима Горького? / М. Голубков // Литературная газета. – 2018. – № 13 (6637). – 28 марта.

Горький, М. «Жму вашу руку, дорогой товарищ»: Переписка Максима Горького и Иосифа Сталина / М. Горький, И. Сталин; подгот. текста, коммент. Т. Дубинской-Джалиловой и А. Чернева // Новый мир. – 1998. – № 9.

Горький Алексей Максимович [о смерти писателя] // Энциклопедия Смерти. Хроники Харона

Максим Горький и Соловки // Соловки

Гуминенко, М.В. Несколько слов в защиту старца Луки из пьесы М. Горького «На дне» / М.В. Гуминенко // Сибирские истоки. – 2015. – № 3 (70). – сентябрь. – С. 9-11.  

Даниленко, В.П. Шесть путей к человеку по А.М. Горькому / В.П. Даниленко // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – № 3. – С. 38-59.

Добрюха, Н. Горько ли думать о Горьком? / Н. Добрюха // Аргументы и Факты. – 2008. – 26 марта.

Дуленин, О. М. Горький. «На дне». Театр-студия п/р О. Табакова. Режиссер Адольф Шапиро // Знамя. – 2000. –  № 7.

Дунаев, М.М. Алексей Максимович Горький (1868 – 1936) // Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений. – М., 2003.

Загадочная смерть Максима Горького // Softmixer.com

Замостьянов, А. Горький возвращается: Урок политических шахмат от классика / А. Замостьянов // Литературная газета. – 2018. – № 13 (6637). – 28 марта.

Замостьянов, А. Максим Горький. Десять главных произведений: Литературная деятельность Максима Горького продолжалась более сорока лет — от романтической «Старухи Изергиль» до эпической «Жизни Клима Самгина» // Год литературы. – 2018. – 15 марта.

Замятин, Е.И. M. Горький: Воспоминания / Е.И. Замятин // Новоселье. – 1942. – № 1. – С. 39-40.

Зарубина, А. Максим Горький – «гордый буревестник революции»: Биография Максима Горького, согласно его собственному выражению, «пестра, как лоскутное одеяло» / А. Зарубина // Дилетант

Зеленко-Жданова, О. Буревестник революции. Максим Горький / О. Зеленко-Жданова // Военное обозрение. – 2015. – 28 авг.

Золотоносов, М. «То, что партия считает правдой, и есть правда»: Неизвестное письмо М. Горького С. Кирову / М. Золотоносов // Вопросы литературы. – 2014. – № 2.

Иванов, Вс. Встречи с Максимом Горьким / Вс. Иванов // Сибирские огни. – 2012. – № 10.

Ильинский, И. Горький и Бунин: друзья – враги: Писатели всегда помнили друг о друге, о годах, которые связывали их / И. Ильинский // Литературная газета. – 2018. – № 13 (6637). – 28 марта.

Ихлов, Б. Буревестник революции: О мировоззрениях Максима Горького / Б. Ихлов // Проза.ру

Колодный, Л.  Двуглавый буревестник. Выразитель протестующей массы: О М. Горьком / Л. Колодный // Социум. – 1991. – № 3 (3). – С. 62-69.

Кондрашов, А. Неисчерпаемый: Горький – один из самых желанных гостей на теле- и киноэкранах. И не только России / А. Кондрашов // Литературная газета. – 2018. – № 13 (6637). – 28 марта.

Кононенко, Е.  Страницы творчества М. Горького: [аудиоспектакль] / Е. Кононенко; Гос. юношеская б-ка РСФСР // Старое Радио

Косичкин, Ф. 5 мифов о Горьком // Год литературы. – 2018. – 2 марта.

Кравцов, Н. Горький и Шаляпин /Н. Кравцов // Проза.ру

Кузьмин, Н. Последний полет Буревестника [Текст] : [Горький и революция. Главы из романа «Возмездие»] / Кузьмин Николай // Молодая гвардия. – 2001. – № 9-10; 2002. – № 1-6.

Куприн, А. Максим Горький // Хронос

Кучумова, А. Владычица русского Капри. Мария Андреева: О каприйском периоде жизни Максима Горького и Марии Андреевой / А. Кучумова // The Capri Times

Лейдерман, Н. Непрочитанный Горький / Н. Лейдерман // Урал. – 2008. –  № 7.

Литовченко, А. Не только Васса. Шесть экранизаций Горького // Год литературы. – 2018. – 19 марта.

Луначарский, А.В. О М. Горьком // Наследие Луначарского

Любченко, Н. Странствия Горького по Руси: В начале апреля 1891 года Алексей Пешков, в будущем известный писатель Максим Горький, покинул Нижний Новгород, чтобы изучить жизнь в разных городах / Н. Любченко // Дилетант

Михайловский, Н.К. О Максиме Горьком и его героях / Н.К. Михайловский // Русское богатство. – 1898. – сентябрь.

Накликавший бурю: О М. Горьком // Маленькие истории

Небольсин, С. Чайка и буревестник [Текст]: [Чехов и Горький] / С. Небольсин // Наш современник. – 2011. – № 7. – С. 236-249.

Неизвестный Горький (к 125-летию со дня рождения). – М.: Наследие, 1994. – 328 с. – Режим доступа

Непомнящий, Н.Н. Загадка смерти «Буревестника революции»: Смерть М. Горького / Н.Н. Непомнящий // ВикиЧтение

Нефедова, И.М. Максим Горький: Биография писателя / И.М. Нефедова // Электронная библиотека TheLib.Ru

Новичков, М. Последние дни Максима Горького / М. Новичков // Дилетант

Пирожкова, А. Н. Екатерина Павловна Пешкова [Текст]: [о первой жене М. Горького] / А. Н. Пирожкова  // Октябрь. – 2003. – № 7. – С. 180-191.

Полонский, И. Путь Горького. Полтора века великому писателю / И. Полонский // Военное обозрение. – 2018. – 28 марта.  

Ремизов, А.М. Алексей Максимович Горький // Максим Горький

Розанов, В.В. М. Горький и о чём у него «есть сомнения», а в чём он «глубоко убежден»… / В.В. Розанов // Колокол. – 1916. – 2 января. – № 2892.  

Серпанов, С. Неизвестный Горький / С. Серпанов // Жарки Сибирские  

«Слово о Горьком»: Он-лайн проект, рассказывающий о фактах из биографии великого писателя // Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Сметанина, С. «Мы говорим о Горьком, не зная, кто он такой» // Русский мир. – 2018. – 23 марта.

Смирнов, В. Поздние признания: История отношений, которых не было. И. Анненский и М. Горький / В. Смирнов // Литературная газета. – 2018. – № 13 (6637). – 28 марта.

Смирнов, И. Горький матриархат: Анализ постановки пьесы «Васса» (первый вариант) в театре «У моста» / И. Смирнов // Русская истина

Смирнов, С. «Не Пешков я – Иегудил Хламида!» / С. Смирнов // Русская народная линия. – 2011. – 12 мая.

Современники о Максиме Горьком: Мережковский, Замятин и другие знаменитые литераторы о «буревестнике революции» // ЭКСМО

Спиридонова, Л. Неистовый искатель счастья: Изображения России конца ХIХ – первой трети ХХ века в произведениях М. Горького / Л. Спиридонова // Литературная газета. – 2018. – № 13 (6637). – 28 марта.

Спиридонова, Л. Горький и Сталин: уступка за уступку / Л. Спиридонова // Литературная газета. – 2009. – № 33-34 (6237). – 26 августа.

Спиридонова, Л. Максим Горький без мифов и домыслов / Л. Спиридонова // Литературная газета.  – 2008. – № 12-13 (6165). – 26 марта.

Спиридонова, Л. Горький и революция / Л. Спиридонова // Литературная газета. – 2017. – № 12 (6591). – 29 марта.

Спиридонова,  Л. Пленник «нелепого долга» [Текст]: [о последних днях Горького] / Л. Спиридонова  // Родина. – 2000. – № 8. – С. 71-76.

Суматохина, Л. Максим Горький и Вячеслав Шишков о русском крестьянстве: (К вопросу о личных и творческих отношениях писателей в 1920-е годы) / Л. Суматохина // Сибирские огни. – 2010. – № 3.

Сухих, И.Н.  Русская литература. ХХ век [Текст]: [Максим Горький (1868-1936)] / И. Н. Сухих // Звезда. – 2009. – № 3. – С. 222-234.

Труайя, А. Максим Горький в Италии: На узких неаполитанских улочках писателя везде поджидали восторженные толпы / А. Труайя // Дилетант

Филиппов, М.М. Ещё о Горьком / М.М. Филиппов // Научное обозрение. – 1901. – № 6. – С. 119-133.

Филиппов, М.М. О Максиме Горьком / М.М. Филиппов // Научное обозрение. – 1901. – № 2. – С. 104-127.

Философов, Д.В. Конец Горького / Д.В. Философов // Русская мысль. – 1907. – Кн. IV. – С. 122-124.

Философов, Д.В. О «лжи» Горького / Д.В. Философов // Новый путь. – 1903. – № 6. – С. 212-217.  

Фозикош, А. Горький в Чехии // ИнформПрага. – 2009. – 21 дек.   

Фрумкин, К. Г. Загадка мещанства: Социологические заметки на полях русских пьес [Текст]: [пьесы А. Островского и М. Горького] / К. Г. Фрумкин // Нева. – 213. – № 2. – С. 229-241.

Ходасевич, В. «Золотой сон» наяву: Воспоминания о М. Горьком / В. Ходасевич // Дилетант

Ходасевич, В.Ф. Завтрак в Сорренто: Воспоминания о Горьком / В.Ф. Ходасевич // Возрождение. – 1938. – 6 мая.

Ходасевич, В.Ф. О смерти Горького //Литература и Жизнь

Чони, П. М. Горький в Италии [Текст]: [1924-1931] / П. Чони // Новая и новейшая история. – 2010. – № 5. – С. 205-209.

Чуковский, К. Две души М. Горького. – Л.: Изд-во «А.Ф. Маркс», 1924. – (Б-ка для самообразования). – Режим доступа

Чуковский, К.  Максим Горький // Народная библиотека Максима Горького

Шафер, Н. Максим Горький и Павел Васильев / Н. Шафер // Сибирские огни. – 2010. – № 1.  

Шенталинский, В. Воскресшее слово: Главы из книги. Буревестник в клетке [М. Горький] / В. Шенталинский // Новый мир. – 1994. – №  4.    

Память. Памятные места

«Он крупен своим сердцем и своим истинным патриотизмом».
Б. Пастернак

* Город Горький – название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы.

* В Нижнем Новгороде имя Горького носит центральная районная детская библиотека, драматический театр, улица, а также площадь, в центре которой установлен памятник писателю работы скульптора В. И. Мухиной. Но самым достопримечательным является музей-квартира М. Горького.

* В 1934 году в Воронеже на авиационном заводе был построен советский агитационный пассажирский многоместный 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси – АНТ-20 «Максим Горький».  

* Киностудия имени М. Горького (Москва).

Имя М. Горького носят  населённые пункты, улицы, площади, парки, учебные заведения,  театры, библиотеки, дворцы культуры, станции метро во многих населённых пунктах России и государств бывшего СССР.  Во многих городах установлены памятники писателю, бюсты, мемориальные доски.

А.М. Горький похоронен в Некрополе у Кремлёвской стены.

Кремлёвские похороны. Максим Горький: Док. фильм // Документальные фильмы

Мемориальный музей-квартира М. Горького в Москве  https://museum.imli.ru 

Мемориальный музей (филиал Музея Горького при Институте мировой литературы) располагается в доме мецената Рябушинского (Малая Никитская, 6; архитектор Ф. Шехтель) – жемчужине русского модерна.

А.М. Горький поселился здесь вместе с семьей сына в 1931 году после того, как окончательно вернулся в СССР из Сорренто. Музей открылся в 1965 году, включает спальню, кабинет и гостиную – в них (кроме кабинета) сохранились подлинные шехтелевские интерьеры и обстановка.

Подробнее здесь >>    и   здесь >>

Фото с сайта

Мемориальная доска на здании Музея-квартиры М. Горького в Москве

(1946, скульптор С.З. Мограчев)

Фото с сайта

Мерцалова, А. Пролетарский модерн: как выглядела Москва Максима Горького // АиФ. – 2013. – 28 марта.

Памятник М. Горькому в Москве

(1951, скульпторы В.И. Мухина, И.Д. Шадр, архитектор З. Розенфельд)

Памятник Горькому был установлен в 1951 году на площади Белорусского вокзала (сейчас – площадь Тверской Заставы). В 2005 году из-за реконструкции площади памятник был перемещён в Парк Искусств «Музеон». В 2017 году после реставрации памятник вернули на историческое место.

Подробнее о памятнике здесь >>  и  здесь >>

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ИМЛИ) и музей А. Горького (Москва) http://www.imli.ru 

ИМЛИ располагается в бывшей усадьбе Гагариных (ул. Поварская, 25), построенной в первой четверти XIX века по проекту Доменико Жилярди.

Институт мировой литературы кровно связан с именем А. М. Горького. Он был организован в 1932 году в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького. За эти годы Институт стал уникальным мировым центром по изучению жизни и творчества великого пролетарского писателя. Кроме Архива А.М. Горького в Институте располагается и Музей М. Горького, где сосредоточено самое полное собрание документальных и художественно-изобразительных материалов, посвященных Максиму Горькому. 

Подробнее здесь >>

Памятник Горькому в Москве 

(1956, скульптор В.И. Мухина, архитектор А. Л. Заварзин)

Установлен перед зданием Института мировой литературы имени А.М. Горького (Поварская, 25).

Бердников, Г. Институту мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР – 50 лет: История Института и Музея им. Горького // Вопросы литературы. – 1982. – № 9.

М. Горький и ИМЛИ

Фото с сайта

Памятник М. Горькому в Москве

(1974, скульптор Н.Б. Никогосян, архитектор Р.И. Симмерджиев)

Установлен рядом с Ленинской площадью парка имени А.М. Горького.  Имя великого пролетарского писателя было присвоено парку в 1932 году в связи с 40-летием общественной и литературной деятельности А.М. Горького.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Нижний Новгород

А. М. Горький родился в Нижнем Новгороде, прожил в нём более трети своей жизни. 7 октября 1932 года Нижний Новгород переименовали в город Горький в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. В 1948 году имя писателя присвоили Драматическому театру.

Борисова, М. Горьковские места в Нижнем Новгороде и Арзамасе: Исследовательская работа / М. Борисова, Д. Ключникова // ИнфоУрок

Брусланова, Е. Сколько памятников Максиму Горькому установлено в Нижнем Новгороде? // ИЛИ. – 2018. – 3 апр.

Извеков, Б.С. Мемориальные доски Н. Новгорода, посвящённые М. Горькому: Справочник / Б.С. Извеков, А.В. Кессель // Открытый текст. – Режим доступа

Куренкова, О. Горьковские места в Нижнем Новгороде // КП. – 2015. – 28 марта.  

Липатова, Е. 26 мест Горького в Нижнем Новгороде // TravelQ. – 2022. – 29 марта.

Лужбина, Н.В. М. Горький и Нижний: сценарий литературной гостиной // Образовательная социальная сеть

Нижний Новгород Горького

Чугунов, А. Как Нижний Новгород стал Горьким, а затем вернул свое имя // Рос. газета. – 2018. – 17 дек.

Государственный музей А.М. Горького в Нижнем Новгороде http://museumgorkogo.ru

Это объединение трех литературно-мемориальных музеев, расположенных в мемориальных зданиях, связанных с разными периодами пребывания А.М. Горького на родине.

Государственный литературный музей А.М. Горького

Открыт 22 мая 1928 года в связи с 60-летием писателя, в 1934 году получил новое помещение – купеческий особняк на ул. Минина, 26.

Литературный музей представляет уникальные материалы о нижегородском «литературном гнезде», в нём собраны материалы, связанные с  именами Н.А. Добролюбова, П.И. Мельникова-Печерского, В.И. Даля, П.Н. Боборыкина, В.Г. Короленко, А.М. Горького и  других.

Подробнее здесь >>

Музей-квартира А. М. Горького

Мемориальная экспозиция Музея-квартиры М. Горького размещена в последней нижегородской квартире писателя (Семашко, 19).

На здании Музея-квартиры установлена мемориальная доска (1978, скульптор Г. Миронова, архитектор В. Трондин).

Заднепровский, Г. Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 12.

Домик Каширина (Нижний Новгород)

Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина» (Почтовый Съезд, 21) открыт в 1938 году в доме деда писателя В.В. Каширина, где в августе 1871 – весной 1872 года жили маленький Алеша с матерью.

 Место действия автобиографической повести «Детство».

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Памятник «Алёша Пешков» (Нижний Новгород)

(1957, скульптор А.В. Кикин)

Установлен во дворе «Домика Каширина».

Фото с сайта

Мемориальная доска в Нижнем Новгороде

(1998,  скульптор П.И. Гусев,  художник В.Ф. Шиканов)

Установлена на доме В.В. Каширина (Ковалихинская, 33), в флигеле которого родился будущий писатель Максим Горький.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде

(1952, скульптор В.И. Мухина, архитекторы В.В. Лебедев, П.П. Штеллер)

Установлен в сквере на площади им. М. Горького.

Подробнее и фото здесь >>

Фото с сайта

Памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде

Памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде

(1973, автор И. П. Шмагун)

Установлен на Набережной Федоровского.

Фото и подробнее здесь >>

Памятник М. Горькому в Санкт-Петербурге

(1968, скульптор В.В. Исаева, архитектор Е.А. Левинсон)

Установлен рядом с домом (Кронверкский проспект, 23), где писатель жил с 1914 по 1921 год. В квартире А. М. Горького бывали В.И. Ленин, А. В. Луначарский, Ф. Э. Дзержинский, В.В. Маяковский, Ф.И. Шаляпин, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Н.К. Рерих, Г. Уэллс. По воспоминаниям современников, Горький собирал в своей квартире учёных – не только для бесед, но и для того, чтобы накормить.

Петербург сыгрaл в творчестве М. Горького огромную роль. В 1905 году писателя арестовали «за революционную прокламацию» и поместили под стражу в Петропавловскую крепость. Пока Горький сидел в одиночной камере Трубецкого бастиона, за него просили величайшие деятели мировой культуры и искусства: скульптор Гюстав Роден, композитор Джакомо Пуччини, философ Бенедетто Кроче, итальянские писатели Марио Раписарди, Грация Деледда, Эдмондо де Амичис и другие.

Подробнее о памятнике здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Звягинцева, М. Петербург Максима Горького: от одиночной камеры в Петропавловке до именного проспекта // ТВ-78.ru

Новикова-Охонская, М. Горьковские места в Петербурге [Текст; Видео] // ТВ – Санкт-Петербург

Петербург Максима Горького [Видео]: док. программа из цикла «Книжные аллеи. Адреса и строки» / Автор идеи С. Почин; Реж. Е. Попов; Авт. сцен. А. Быстрова и Д. Крутских // YouTube – Россия

Литературно-мемориальный музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина в Казани http://gorkiy.tatmuseum.ru  

Музей основан в 1938 г. Открыт в марте 1940 г.

Филиал Государственного объединенного (Национального) музея Республики Татарстан с 1983 г.

Мемориальная коллекция А.М. Горького, переданная музею Е.П. и Н.А. Пешковыми (личные вещи писателя, фотографии, письменные источники, книги из его библиотеки и пр.)  С 2001 года в музее возродилась традиция проведения Горьковских чтений, которые проходили здесь с 1942 года.

Фото с сайта

В 1967 году перед зданием музея был установлен бюст Максима Горького (скульптор И.А. Новоселов).

Подробнее о музее здесь >>  здесь >>   и  здесь >>

Максим Горький в Казани // Казанские истории. – 2005. – № 5-6.

Памятник-бюст М. Горькому в Казани

(1949, скульптор М. Аникушин, архитектор А. Любимов)

Установлен в сквере на улице им. М. Горького. Имя писателя носит и казанский Центральный парк культуры и отдыха.

Вольская, В. Его университеты. Как Горький в Казани перепел Шаляпина // АиФ – Казань. – 2016. – № 42.

Фото с сайта

Памятник А.М. Горькому в Волгограде

(1973, скульптор Л.М. Майстренко, художник М.Я. Пышта, архитектор К.В. Дынкин)

Установлен перед зданием Дворца культуры алюминиевого завода (ул. Дзержинского).

Фото с сайта

Памятник Максиму Горькому в Самаре

(скульптор  И. Фомин)

Установлен в Струковском саду.

Подробнее и фото здесь >>

В Самару Горький переехал в начале 1895 года. Здесь он встретил свою будущую жену, участвовал в общественной жизни города, печатал свои первые рассказы в «Самарской газете».

Кашеварова, О.В. Максим Горький и Самара. Начало литературного пути: Урок литературы, 8-й класс / О.В. Кашеварова // Педпортал

Фото с сайта

Памятник М. Горькому в Чебоксарах

(1984, скульптор И.П. Шмагун, архитектор М.Т. Суслов)

Установлен в сквере на проспекте им. М. Горького, 15В.

Фото с сайта

Памятник М. Горькому в Челябинске

(скульптор  В. Мухина)

Установлен перед главным  зданием  Челябинского Государственного Педагогического университета.

 

Фото с сайта

Памятник М. Горькому в Ялте (Крым)

(1956, скульптор И.М. Гончар,  архитектор В.Г. Гнездилов)

Установлен у входа в Приморский парк, сразу за гостиницей «Ореанда».

Также в Ялте есть памятник писателю в Мисхорском парке (1984, скульптор И. Шмагун и архитектор В. Сергеев).

Памятник М. Горькому установлен также в Приморском парке  Алушты (1956).

Фото и подробнее здесь >>  и  здесь >>

Первый раз Горький посетил Крым в 1891 году, когда путешествовал пешком. В Ялте с ним связанно немало памятных мест, он часто отдыхал на даче «Тессели», где в последний раз останавливался незадолго до кончины в 1936 году.

М. Горький и Ялта

«Правда босяков»: Максим Горький и Крым // Библиотечный центр «Екатеринбург»

Скидельская, Е. Как Крым подсластил жизнь Максима Горького // МК. – 2020. – 10 марта.

Титова, В. А.М. Горький в Крыму // УчПортфолио.ру

Федотова, А.Н. Максим Горький в Крыму: Презентация // Мультиурок

Шевченко, Т. Крымские годы Максима Горького // Год литературы. – 2019. – 9 авг.

Памятники М. Горькому установлены и в других городах России: Армавир (Краснодарский край), Бор (Нижегородская обл.), Брянск, Волгодонск, Выборг, Ейск  (Красноярский край), Калининград, Пенза, Уфа  и др.

Памятник М. Горькому в Минске (Беларусь)

(1981, скульпторы И. Миско, А. Заспицкий, Н. Рыженков, архитектор О. Трофимчук)

Именем Максима Горького в Минске также назван парк, драматический театр, улица и библиотека.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник М. Горькому в Тбилиси (Грузия)

(1954, скульпторы Б. Авалишвили и И. Окропиридщзе)

Установлен в парке им. М. Горького (пр. Плеханова).

В 1892 году под псевдонимом  Максим Горький в тифлисской газете «Кавказ» никому неизвестный начинающий писатель издал свое первое прозаическое произведение «Макар Чудра».

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Италия

М. Горький прожил в Италии с перерывами семнадцать лет, из них почти десять – в Сорренто.

Андреева, М.Ф. Под солнечным небом Италии: Воспоминания

Вайнберг, И. Горький и Италия // Вопросы литературы. – 1976. – № 7.

Виноградов, С. Сорренто и Капри: всё, как при Горьком // Русский мир. – 2021. – 19 июля.

Труайя, А. Максим Горький в Италии: На узких неаполитанских улочках писателя везде поджидали восторженные толпы / А. Труайя // Дилетант

Памятник М. Горькому в Сорренто (Италия)

(2018, скульптор А. Рукавишников)

Установлен в центре города на площади Победы на высокой полуразрушенной колонне, композицию дополняют крылья буревестника, которые как будто несут писателя над городом.

Подробнее и фото здесь >>   и  здесь >>

Мемориальная доска на вилле «Иль Сорито» (Сорренто, Италия)

М. Горький жил в Сорренто с 1924 по 1933 год, дольше всего на вилле «Иль Сорито» на скалистом мысе Капо ди Сорренто с видом на Неаполитанский залив.

Фото с сайта

Мемориальная доска на вилле Серафина, где жил М. Горький (остров Капри, Италия)

Писатель жил на Капри с 1906 по 1913 год.

Мемориальная доска также установлена на вилле Спинола.

Фото с сайта  

Музей М. Горького на вилле Ирмгард (остров Узедом, Мекленбург-Передняя Померания, Германия)

С мая по сентябрь 1922 года М. Горький с семьей жил на балтийском курорте Херингсдорф (лечил обострившийся туберкулёз). В Херингсдорфе его навещал А. Толстой, Ф. Шаляпин, здесь Горький закончил автобиографические «Мои университеты».

В 1948 году на вилле открыт музей М. Горького.  На территории виллы установлен памятник писателю.

Фото и подробнее здесь >>  и  здесь >>

Литературные премии имени М. Горького

1) Государственная премия РСФСР им. М. Горького: присуждалась в 1966 – 1991 гг. в области литературы.

2) Литературная премия имени Горького: Горьковская литературная премия была учреждена в 2005 году Российским Фондом Культуры и Издательским домом «Литературная учеба». В 2008 году в состав учредителей Горьковской премии вошел Межрегиональный общественный фонд «Центр развития межличностных коммуникаций» (ЦРМК).

Цель конкурса – поддержка авторов, опирающихся на «традиционные ценности классической русской литературы», «возрождение национального самосознания, нравственности и патриотизма». Каждая из номинаций этой премии обозначена названием одного из горьковских текстов: «Фома Гордеев» (проза), «Не браните вы музу мою» (поэзия), «Мои университеты» (просветительская деятельность), «По Руси» (историческая публицистика и краеведение), «Несвоевременные мысли» (критика).

3) Литературная премия им. М. Горького (Татарстан): присуждалась в 2002 – 2009 годах, возрождена в 2019 г.

4) Литературный конкурс «Премия Горького» (с 2008 г.) Ассоциация «Премия Горького» создана для обсуждения и продвижения лучших образцов современной литературы России и Италии.

Алякринская, Н. Как придумали и кому вручили литературную премию им. Горького на острове Капри // 1001.ru 

5) Премия Нижегородской области имени А.М. Горького (с 2006 г.)

6) Литературная премия «ДАНКО»: Присуждается с 2017 года в рамках Международного литературного фестиваля им. М. Горького

М. Горький в изобразительном искусстве

Среди близких друзей М. Горького были ведущие мастера-живописцы своего времени: Илья Репин, Исаак Бродский, Михаил Нестеров, Борис Григорьев и др., многие из которых создали замечательные портреты писателя. Большинство произведений художников бережно хранилось в коллекции семьи Горького, а позднее они были переданы Институту мировой литературы РАН.

А.М. Горький в изобразительном искусстве. 1868-1968 : описание изобразит. материалов музея А.М. Горького / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1969. – 578 с. (Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Горбунова, Л.А. Горький в живописи [Подборка] // ПроШколу

Рублёв, В. Писатель Максим Горький на картинах художников. Горьковская живопись // Яварда

Шепелева, Т. Образ М. Горького в творчестве великих русских художников // ЦБС Канавинского района Нижнего Новгорода // Галерея живописи

И.Е. Репин «Портрет Максима Горького» (1899; Государственный Русский музей)

Близкий И. Репину по духу писатель мог стать своеобразным мостом между заслуженным реалистом и «молодой» литературной драмой человеческих переживаний. Всё последующее творчество Репина – упражнения по теме: «Человеческая душа в художественном изображении модерниста Горького».

Фото и подробнее здесь >>

М. Нестеров «Портрет А.М. Горького» (1901)

«Познакомился с Горьким: это очень высокий, сутулый человек с простой широкоскулой физиономией, русыми волосами, в одних усах. Портрет Репина похож, но в нем ускользнуло очень существенное выражение мягкости и доброты в лице Горького… Мы очень сошлись сразу».

«Я любил этого безупречного, честного, прямого, умного человека». (М. Нестеров)

Фото с сайта

В.А. Серов «Портрет писателя Максима Горького» (1905)

В начале 1905 года В. Серов сделал карандашный набросок к будущему портрету Горького (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), осенью того же года написал его живописный портрет, в котором, по мнению многих, был воплощен образ грядущей революции.

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Н. Шлейн «Портрет Горького» (1910)

Николай Шлейн был среди числа художников, специально приехавших летом 1910 года на Капри, чтобы писать портреты Максима Горького. Горький симпатизировал Шлейну: «Мы с тобой братья, мы с тобой волжане, – говорил ему Горький. – Пойдем к берегу Неаполитанского залива и поговорим о Волге». Портрет Горького, написанный Шлейном, вошел во все энциклопедии, а оригинал хранится в музее Горького в Москве.

Фото с сайта

Ю. Анненков «Портрет М. Горького» (1920)

«Портрет Горького. Сумрачное, скомканное лицо – молчит. Но говорят три еще вчера прорезавшиеся морщины над бровью, орет красный ромб с «РСФСР». А сзади странное сочетание: стальная сеть фантастического огромного города – и семизвездные купола Руси, проваливающейся в землю или, может быть, подымающейся из земли. Две души». (Е. Замятин)

Фото с сайта

 

Н.А. Андреев «Портрет М. Горького» (1921)

 

Фото с сайта

И. Бродский «Портрет А.М. Горького» (Конец 20-х)

«Влияние Горького наложило отпечаток и на мое творчество. Со свойственной ему проницательностью Горький уловил особенности моего дарования и чутко, с дружеской заботливостью поддерживал мои искания. Он высоко ценил мои удачи, и это было для меня стимулом к большой творческой работе. Он любил жизнь, природу, людей и этой любовью воодушевлял меня». (И. Бродский)

Фото с сайта

Б. Григорьев «Портрет Максима Горького» (1926)

«Горький похож на ребенка. Я в этом абсолютно убежден. Это – редчайшая душа удивительной чистоты. Душа, которую можно встретить один раз в течение всей жизни». (Б. Григорьев)

Фото с сайта

П.Д. Корин «Портрет М. Горького» (1932)

Художник писал Горького на его вилле в Капо ди Сорренто на Сицилии. Он решил изобразить писателя на фоне местного пейзажа.

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

Фото с сайта

 

Г. Верейский «Портрет писателя М. Горького» (1933)

 

Фото с сайта

И. Бродский «Максим Горький» (1937)

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Н.П. Богданов-Бельский «Портрет М. Горького» (1940)

Биография художника во многом была схожей с жизнью Максима Горького. Портрет был написан с фотографии, уже после смерти писателя.

Фото с сайта

 

Предлагаем также методические материалы о жизни и творчестве М. Горького «В поисках человека».

Оцените статью
libozersk.ru