(03.07.1883 – 03.06.1924)
они будут читать Кафку…»
Хорхе Луис Борхес
«Далеко, далеко от тебя
развертывается мировая история,
мировая история твоей души».
Ф. Кафка
«Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе,
чем думаю, думаю иначе, чем должен думать,
и так до самых темных глубин».
Ф. Кафка
Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в зажиточной немецкоязычной еврейской семье в Праге, в крупном экономическом и культурном центре многонациональной Австро-Венгерской империи.
Его отец, Герман Кафка, занимался оптовой торговлей галантерейными товарами. Мать писателя Юлия Кафка происходила из знатного рода процветающего пивовара Якоба Леви и была высокообразованной барышней.
У Франца было два младших брата и три младшие сестры. Оба брата, не дожив до двух лет, умерли, прежде чем Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Уолли и Оттл (все трое погибли во время Второй мировой войны в нацистских концлагерях в Польше).
Герман Кафка, всю жизнь занимавшийся только бизнесом, с детьми вел себя крайне строго, и чтобы не пересекаться с постоянно недовольным родителем, маленький Франц закрывался в своей комнатке и сочинял разные истории. Так проявился его литературный талант, принесший много лет спустя будущему писателю всемирную славу.
Однако, по мнению отца, Францу, старшему сыну семьи галок («kavka» с чешского – «галка»), предстояла судьба успешного коммерсанта, продолжателя семейного дела. Но, пройдя обучение в начальной школе, окончив немецкую классическую гимназию в 1901 г., Кафка решил посвятить свою жизнь творчеству. Впоследствии, эти склонности будущего писателя не раз вызывали неприятие, жестокую критику и тираническое отношение со стороны отца, вышедшего из очень бедной семьи и высоко ценившего материальные блага. Эти трудные отношения с Германом Кафкой нашли своё отражение и в творчестве писателя.
Получив аттестат зрелости, Франц Кафка поступил в престижный Карлов университет на юридическую специальность, такой выбор был компромиссным: с одной стороны он позволил порадовать отца, а с другой – дал возможность Францу, благодаря длительности обучения брать уроки и курсы по истории искусств.
В студенческие годы Кафка знакомится с Максом Бродом, который останется его ближайшим другом на протяжении всей жизни. Вместе они участвуют в студенческом литературном клубе, много читают, увлекаясь творчеством Платона, Флобера, Достоевского, Грильпарцера, Гете и некоторых чешских авторов. Учеба закончилась 18 июля 1906 года успешной защитой диссертации на степень доктора права.
Став юристом, он вскоре получил место в полугосударственном учреждении, занимавшемся страхованием рабочих, предотвращением и расследованием несчастных случаев на производстве в Богемии. На службу ежедневно, кроме воскресенья, тратилось 6 часов.
После работы Кафка отдыхал, ночь же оставлял для творчества. Он пишет для себя и называет это занятие «борьбой за самосохранение», при этом ни на минуту не признавая художественную ценность своих произведений. Он настолько стеснялся их, что даже завещал своему другу уничтожить все его литературные эксперименты в случае смерти.
Такой распорядок жизни подрывал здоровье, но другого времени на занятия любимым делом отыскать не удавалось. Тем более что Франц, испытывавший симпатию к рабочим и пытавшийся сделать их труд безопаснее, не мог спустя рукава относиться к служебным обязанностям. Он писал отчеты, статьи в журналы по вопросам страхования и охраны труда и даже привнес несколько новшеств в организацию работы. В частности, ему принадлежит изобретение первой в мире защитной каски, что значительно снизило смертность от несчастных случаев на сталелитейном производстве и принесло автору почетную медаль.
Несмотря на то, что работал он медленно и трудно, к 25 годам им было написано множество стихотворений и какое-то количество прозы, велся и дневник. Но всё это было сожжено, когда Кафке исполнилось 26 лет, и пять месяцев он обдумывал свои литературные возможности, пока в 1910 году не возобновил ведение дневника.
В 1911 году Кафка начал работу над большим романом «Америка» («Пропавший без вести»). Ему 28 лет – он собирается взрослеть вместе с этим произведением.
Случайная встреча Франца с Фелицией Бауэр привела к возникновению пятилетней коллизии, связанной с первой попыткой жениться. Все связалось в один узел – эта встреча, выход в свет первой книги «Созерцания», новелла «Приговор», написанная в ночь с 22 на 23 сентября 1912 года всего за восемь часов. Эта ночь даровала Кафке уверенность в литературном будущем. Но прозаическая Муза являлась в квартиру, где Франц жил у своих родителей, не так часто, как ему хотелось.
Тем не менее, за 11 лет работы он почти написал три больших романа (формально не завершил), много новелл и огромное количество писем, большая часть из которых (к возлюбленным Фелиции Бауэр и Милене Есенска-Поллак) – по сути – тоже романы, романы о любви, полные наступательного порыва и уклонений в первом случае и борьбы ревности со страхом – во втором.
В 1917 году у Кафки констатируют туберкулез горла. Лечение в санатории мало помогают состоянию его здоровья, но он не оставляет занятий литературным трудом.
В 1920 году Франц Кафка познакомился с Миленой Есенской, талантливой журналисткой и первой переводчицей его произведений на чешский язык. Одна из немногих, она при жизни увидела в нем гениального писателя, а он, зная чешский, сумел оценить ее литературные способности. Милена стала самой большой любовью писателя. Отвечая ему взаимностью, она, тем не менее не спешила расстаться с мужем, венским банкиром.
В 1921 году Кафка передал Милене свои дневники и рукописи романов «Замок» и «Америка». При ее участии они были опубликованы после смерти автора: «Замок» – в 1926 году, «Америка» – в 1927-м. Роман «Процесс» Кафка также не увидел в печати – он вышел в 1925 году.
Эти публикации принесли Францу Кафке посмертную славу. Мир его героев – иррациональный, изломанный, жуткий и безнадежный – отражал упаднические настроения и апокалиптические страхи, оставшиеся после Первой мировой войны. Однако ни один из всех мировых пессимистов ещё не показывал в таких формах ничтожность человека, как это сделал Кафка в своем знаменитом рассказе «Превращение».
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое» – так начинается этот «приговор человеку». Мелкий коммивояжер, робкий маленький человек, он даже мысленно не протестует против постигшего его несчастья. Нетрудно догадаться, что превращение Замзы – просто материализация его самоощущения. Не удивляются его превращению и не доискиваются причин этого и близкие, больше озабоченные, как бы скрыть «насекомое» от чужих глаз. В итоге «оно» умирает от голода в закрытой комнате, и семья облегченно вздыхает, воспринимая это как предопределенность судьбы.
Эту же тему – жизнь как вечный приговор – продолжает новелла «В исправительной колонии». Молодой офицер показывает путешественнику машину для казни, которую он обслуживает, и представляет ее как орудие справедливости. На вопрос: есть ли у осужденного возможность защищаться, офицер отвечает: «Вынося приговор, я придерживаюсь правила: “Виновность всегда несомненна”».
В этих словах заключена формула человеческого удела вообще – по Кафке, совпадающая с формулой его личного мироощущения, что он выразил в «Письме отцу»: «безграничное чувство вины».
К весне 1923 года стало ясно, что Кафка смертельно болен. Он уволился со службы и уехал в пансионат на берегу Балтийского моря ожидать конца. В Мюреце сорокалетний Кафка знакомится с девятнадцатилетней Дорой Диамант. Красивая и умная Дора влюбилась в Франца с первого взгляда. Она стала для него всем: подругой, сиделкой, кухаркой. Именно Доре мир обязан последним всплеском творчества гениального писателя.
«Он живёт такой напряженной жизнью, – говорила Дора, – что уже тысячу раз умер».
В последние месяцы жизни из-за туберкулёза и воспаления горла Кафка не мог разговаривать и даже не мог есть. Тем не менее, он продолжал работать над повестью «Голодарь» – истории о человеке, который не ест и умирает, забытый в своей клетке.
Кафка умер 3 июня 1924 года. В день его смерти в Праге случилось нечто невиданное: на ратушной башне остановились часы. Их смогли завести только через неделю после смерти Кафки.
Его любимым философом был Кьеркегор, которому принадлежит такое утверждение: «Отчаяние – смертельная болезнь». В своем отчаянии Франц Кафка был честен, что подтверждают и его произведения, и воспоминания о нем.
Милена Ессенская: «Конечно, мы-то все как будто приспособлены к жизни, но это лишь потому, что нам однажды удалось найти спасение во лжи, в слепоте, в воодушевлении, в оптимизме, в непоколебимости убеждения… в чем угодно. А он никогда не искал спасительного убежища ни в чем. Он абсолютно не способен солгать, как не способен напиться. У него нигде нет прибежища и приюта. Он как голый среди одетых…»
Интернет-ресурсы
http://www.kafka.ru – Франц Кафка: Творчество (собрание сочинений), биография, критика, фото
Ф. Кафка в Библиотеке Максима Мошкова
Ф. Кафка в библиотеке «Лаборатория фантастики»
Ф. Кафка в Библиотеке А. Белоусенко
Ф. Кафка на сайте Library.by (собрание сочинений, биография, критика, фото)
Ф. Кафка в библиотеке «Вехи»
http://kafka.net.ru – Дневник В. Белоножко о Ф. Кафке. Исследование текстов
Ф. Кафка группа «ВКонтакте»
Ф. Кафка в Википедии
Экранизация произведений Ф. Кафки
http://www.franzkafka.at – Австрийское общество Франца Кафки (нем. язык)
Произведения Ф. Кафки
литература – это я сам».
Ф. Кафка
Кафка, Ф. Дневники [Текст] / Ф. Кафка; сост., пер. с нем., вступ. ст. и коммент. Е.А. Кацевой. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 1999. – 540 с. – (Вершины. Коллекция).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)
Кафка, Ф. Замок [Текст]: Роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма Милене / Ф. Кафка; пер. с нем.; предисл. Д.В. Затонского; примеч. Е. Кацевой. – М.: Политиздат, 1991. – 574 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Кафка, Ф. Замок [Текст]: Роман. Перевод / Ф. Кафка; Изд. подгот. А.В. Гулыга, Р.Я. Райт-Ковалева; [АН СССР]. – М.: Наука, 1990. – 221 с. – (Литературные памятники).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, книгохранение)
Кафка, Ф. Замок [Текст]: Роман; Рассказы / Ф. Кафка; пер. с нем., коммент. Д. Затонского. – Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Фолио, 1999. – 352 с. – (Классики ХХ века).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Кафка, Ф. Письма к Фелиции [Текст] / Ф. Кафка; пер. с нем. М.Л. Рудницкого. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 478 с. – (Книга на все времена).
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Кафка, Ф. Письма Милене [Текст] / Ф. Кафка; пер. с нем. К.М. Есенской. – М.: Знамя; Минск: Полифакт, 1991. – 48 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Кафка, Ф. Превращение [Текст]: Рассказы, афоризмы: [сборник] / Ф. Кафка; пер. с нем. С. Апта. – CПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 320 с.
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Кафка, Ф. Превращение [Текст]: Роман, рассказы / Ф. Кафка; пер. с нем. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351 с. – (Вавилонская библиотека).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Кафка, Ф. Приговор [Текст] : Роман; Новеллы / Ф. Кафка; пер. с нем. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1991. – 464 с.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, читальный зал)
Кафка, Ф. Процесс; Замок [Текст]: Романы; Новеллы и притчи; Афоризмы; Письмо отцу; Завещание / Ф. Кафка. Пер. с нем.; Сост., вступ. ст. и примеч. В.Г. Зусмана. – М.: Пушкинская библиотека. – [Б. м.]: АСТ, 2004. – 878 с. – (Золотой фонд мировой классики).
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Кафка, Ф. Процесс; Замок [Текст]: Романы; Новеллы и притчи; Из дневников: Пер. с нем. / Ф. Кафка; [Предисл. Д. Затонского; Примеч. Е. Кацевой; Худож. Т. Толстая]. – М.: Радуга, 1989. – 570 с. – (Мастера современной прозы).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, книгохранение)
Кафка, Ф. Рассказы; Пропавший без вести (Америка) [Текст]: Роман / Ф. Кафка; пер. с нем., предисл. и коммент. Д.В. Затонского. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 1999. – 544 с. – (Вершины. Коллекция).
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Кафка, Ф. Рассказы; Процесс; Замок: Романы / Ф. Кафка; пер. с нем.; сост. и коммент. Д.В. Затонского. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. – 560 с. – (Вершины. Коллекция).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент)
Материалы о жизни и творчестве Ф. Кафки
но написанные им книги жестоки и болезненны.
Он видел мир, наполненный незримыми демонами,
рвущими и уничтожающими беззащитного человека…
Он был художником и человеком со столь чуткой совестью,
что слышал даже там,
где глухие ошибочно считали себя в безопасности».
М. Ессенская (из некролога)
Киреев, Р.Т. Новеллы о любви. На окрестных холмах [Текст]: женщины в жизни и книгах [зарубежных писателей] / Р.Т. Киреев. – М.: Центрполиграф, 2002. – 508 с.
С. 448-457:Кафка. «Уляжемся вместе, чтобы умереть»
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал)
Словарь литературных персонажей [Текст]. Вып. 7. Зарубежная литература. Конец XIX – XX вв.: [Г. Мопассан, Р. Роллан, Г. Ибсен, Э. Золя, Б. Шоу, Д. Лондон, Ф. Кафка, Э. Хемингуэй, Дж. Стейнбек, Б. Брехт, А. Камю, Ф. Дюрренматт] / сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков.– М.: Московский лицей, 1997. – 217 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность»)
Сучков, Б. Лики времени: Статьи о писателях и литературном процессе. В 2 Т. – М. : Худ. лит., 1976.
Т. 1. – С. 5-73: Франц Кафка
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Видеоматериалы:
Аствацатуров, А. Франц Кафка: Человек и власть: лекция по литературе [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. «Замок» Кафки – прообраз тоталитарного государства: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. «Замок» Кафки – трагедия художника: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. Франц Кафка. «Америка»: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. Франц Кафка глазами сибарита. Почему?: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. Франц Кафка. «Замок». А что если это путь к Богу?: Лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. Франц Кафка и его женщины: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.
Вальдберг, Г. Франц Кафка «Процесс» и В. Набоков «Приглашение на казнь»: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. Франц Кафка. «Процесс» – над кем?: Лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Вальдберг, Г. Франц Кафка – творец своего мира. «Превращение»: лекция из цикла «Записки воинствующего сибарита» [Видео] // YouTube – Россия
Волгин, И. Франц Кафка «Превращение»: док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия
Гершович, У. Кафка и его тексты: лекция образовательной программы «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев XX века» [Видео] // YouTube – Россия
Григорьев, А. Франц Кафка. «Процесс»: лекция по литературе из цикла «Великие зарубежные романы ХХ века» [Видео] // YouTube – Россия
Каминская, Ю. Франц Кафка: лекция из цикла «История зарубежной литературы XX века» [Видео] // YouTube – Россия
Кафка: Худ. фильм (Франция, США; 1991) / Реж. С. Содерберг; В ролях: Дж. Айронс, Т. Рассел, Д. Грей, И. Холм и др.// КиноПоиск
Кофырин, Н. Философы о Франце Кафке: док. программа [Видео] // YouTube – Россия
Машевский, А.Г. Творчество Ф. Кафки: урок литературы [Видео] // YouTube – Россия
Менделеев, Д. Франц Кафка. «Процесс»: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия // Смотрим
Немцев, Л. «Превращение» Кафки: Лекция [Видео] // Культура.рф
Николаев, Л. Франц Кафка. Рукописи не горят: док. программа из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» [Видео] // YouTube – Россия
Панова, О.Ю. Франц Кафка, экспрессионизм, экзистенциализм: лекция из цикла «Западная литература XX века: от декаденса до постмодернизма» [Видео] // YouTube – Россия
Селиверстова, К. «Замок»: фильм по произведению Франца Кафки [Видео] // YouTube – Россия
Селиверстова, К. «Превращение»: фильм по произведению Франца Кафки [Видео] // YouTube – Россия
Селиверстова, К. «Процесс»: фильм по произведению Франца Кафки [Видео] // YouTube – Россия
Халецкий, М. Франц Кафка. Детство и юность: док. программа из цикла «сМируПоКниге» [Видео] // YouTube – Россия
Халецкий, М. Франц Кафка и Макс Брод: док. программа из цикла «сМируПоКниге» [Видео] // YouTube – Россия
Халецкий, М. Франц Кафка. Литературное наследие: док. программа из цикла «сМируПоКниге» [Видео] // YouTube – Россия
Халецкий, М. Франц Кафка. Последние годы и смерть: док. программа из цикла «сМируПоКниге» [Видео] // YouTube – Россия
Шерстюкова, Е. Франц Кафка – всё ясно, но ничего не понятно: Лекция [Видео] // Культура.рф
Статьи:
Бакирова, Е.В. Логика бессмысленных движений как кинематографический принцип построения романа Франца Кафки «Процесс» / Е.В. Бакирова // Вестник СПбГУ. Язык и литература. – 2008. – № 4-1. – С. 3-6.
Бакирова, Е.В. Протагонист как наблюдатель: структурирующая роль взгляда в романе Франца Кафки «Замок» / Е.В. Бакирова // Вестник ННГУ. – 2010. – № 6. – С. 368-372.
Балла, О. Франц Кафка: Здесь я не брошу якорь / О. Балла // Литература Западной Европы 20 века
Баскакова, Т. Процесс над Кафкой: Кафка в русской культуре / Т. Баскакова // Русский Журнал
Басс, И. Тиле Росслер – мимолетное увлечение Франца Кафки / И. Басс // Слово\Word. – 2009. – № 63.
Батай, Ж. Кафка / Ж. Батай // Литература и зло. – М. : МГУ, 1994.
Безверхая, И.В. Лингвостилистические особенности новеллы Ф. Кафки «Превращение» / И.В. Безверхая // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2018. – № 4 (31).
Безелянский, Ю. Кафкианский мир / Ю. Безелянский // Знаменитые писатели Запада. 55 портретов. – М.: Эксмо, 2008.
Белоножко, В. Невеселые заметки о романе «Процесс»: НЛО Франца Кафки / В. Белоножко // Литература Западной Европы 20 века
Белоножко, В. Невынесенный приговор. О Франце Кафке. Холодно и пристально: Главы из книги / В. Белоножко // Иностранная литература. – 2010. – № 5.
Белоножко, В. Три саги о незавершенных романах Франца Кафки / В. Белоножко // Литература Западной Европы 20 века
Беньямин, В. Франц Кафка: Как строилась Китайская стена / В. Беньямин // Литература Западной Европы 20 века
Беньямин, В. Франц Кафка: Эссе / В. Беньямин // Литература Западной Европы 20 века
Бланшо, М. Кафка и литература / М. Бланшо // От Кафки к Кафке. – М. : Логос, 1998. – С. 69-85.
Бланшо, М. Чтение Кафки / М. Бланшо; Пер. с фр. и послесл. Д. Кротовой // От Кафки к Кафке. – М. : Логос, 1998. – С. 57-68.
Брод, М. Жизнь и смерть Франца Кафки / М. Брод // Время и мы. – 1980. – № 51.
Брод, М. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки / М. Брод // Литература Западной Европы 20 века
Брод, М. Послесловия и примечания к роману «Замок» / М. Брод // Литература Западной Европы 20 века
Брод, М. Франц Кафка. Узник абсолюта / М. Брод // ВикиЧтение
Воложин, С. Урок Кафки / С. Воложин // Клаузура
Воронков, П. В отчаянии. Жизнь Франца Кафки / П. Воронков // Литература Западной Европы 20 века
Генис, А. Франц Кафка, «Замок» и проблема Бога / А. Генис // Уроки чтения. Камасутра книжника. – М.: АСТ, Corpus, 2013.
Гессе, Г. Франц Кафка // Г. Гессе // Письма по кругу. Художественная публицистика. – М. : Прогресс, 1987. – С. 246-256.
Григорьева, Н. Франц Кафка в кино, театре и на страницах собственных книг // АиФ. – 2014. – 3 июля.
Данилкова, Ю.Ю. Антропологическое измерение романа Ф. Кафки «Процесс» / Ю.Ю. Данилкова // Новый филологический вестник. – 2006. – № 2. – С. 136-145.
Данилкова, Ю.Ю. Ф. Кафка в еврейской религиозно-философской эссеистике ХХ века / Ю.Ю. Данилкова // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2007. – № 7. – С. 121-129.
Ершова, Р. А. Видеоигровая репрезентация художественных образов Франца Кафки / Р.А. Ершова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2022. – № 1.
Ершова, Ю.А. Кафка и Набоков: отражения миров (сопоставительный анализ романов «Процесс» Ф. Кафки и «Приглашение на казнь» В.В. Набокова) / Ю.А. Ершова // Вестник МГУП. – 2011. – № 6. – С. 295-305.
Жеребин, А. И. Петербург как зеркало смыслов в рассказе Франца Кафки «Приговор» / А.И. Жеребин // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. – 2019. – № 2 (37).
Жук, М. И. Новелла Франца Кафки «Превращение»: трансформация личного опыта в художественный образ / М.И. Жук // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2019. – № 3.
Жук, М. Писатель-декадент в лагере махровой реакции: Приключения Франца Кафки в России / М. Жук // Горький Медиа
Жук, М. Плейбой, турист, идеальный работник и любимый начальник: Пять мифов о Франце Кафке с последующим разоблачением / М. Жук // Горький Медиа
Запека, О.А. Кафка и Достоевский: диалог культур / О.А. Запека, А.В. Егерева // Вестник славянских культур. – 2017. – № 3. – С. 21-34.
Захаров, О. Поставить точку в «Процессе»: Незаконченный роман Ф. Кафки / О. Захаров // Урал. – 2004. – № 7.
Зелинский, С. Психологический анализ личности и творчества Франца Кафки / С. Зелинский // Литература Западной Европы 20 века
Зусман, В. Г. Границы слова и музыки в творчестве Франца Кафки / В.Г. Зусман // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2018. – № 4 (50).
Ишанова, Е. В. Абсурдный герой в абсурдном мире Гоголя и Кафки. Родственность и различия проблематики произведений / Е.В. Ишанова // Вестник науки и образования. – 2018. – № 1 (37).
Калюжная, Л. Франц Кафка (1883-1924): «Безграничное чувство вины» / Л. Калюжная // Литература Западной Европы 20 века
Камю, А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки / А. Камю // Литература Западной Европы 20 века
Кантор, В. Метафизика Франца Кафки, или Ужас вместо трагедии: Человек перед лицом трагической истории: статус-кво // Гефтер. – 2015. – 5 авг.
Кантор, В. К. Ужас вместо трагедии [Текст]: (творчество австрийского писателя Франца Кафки) / В. К. Кантор // Вопросы философии. – 2005. – № 12. – С. 65-76.
Карельский, А. Лекция о творчестве Франца Кафки [Текст] / Карельский А. // Иностранная литература. – 1995. – № 8. – С.241-249.
Квят-Эйделанд, Г. Сорок лет с Францем Кафкой / Г. Квят-Эйделанд // Иерусалимский журнал. – 2007. – № 24-25.
Кеба, Д.А. Пространственная форма в романах Франца Кафки как средство выражения мировоззренческого поиска / Д.А. Кеба // Universum: филология и искусствоведение. – 2016. – № 8 (30). – С. 21-23.
Князьков, А. Чтоб Кафку сделать былью: экранизации произведений Кафки // Киномания. – 2013. – 3 июля.
Кобрин, К. Поиск национальной идентичности в Центральной Европе: Случай Франца Кафки / К. Кобрин // Неприкосновенный запас. – 2006. – № 1(45).
Кобрин, К. Прогулки с Кафкой / К. Кобрин // Новый мир. – 2013. – № 1.
Копелев, Л. Трудное путешествие Франца Кафки в Россию / Л. Копелев // Литература Западной Европы 20 века
Копелев, Л. У пропасти одиночества. Ф. Кафка и особенности современного субъективизма / Л. Копелев // Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. – М. : Советский писатель, 1960.
Король, З.А. Специфика художественного пространства и времени в романах Франца Кафки / З.А. Король // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2011. – № 1. – С. 43-51.
Кофырин, Н. Искусство страха Франца Кафки / Н. Кофырин // ЖЖ
Красавский, Н.А. Концепты «Страх» и «Жестокость» в новелле Франца Кафки «Превращение» / Н.А. Красавский // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 8-2 (62). – С. 100-103.
Кривонос, В.Ш. Кафка как свидетельство / В.Ш. Кривонос // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2-3. – С. 753-754.
Кругликов, В. Записи бреда и кошмара: Н. Гоголь и Ф. Кафка / В. Кругликов // Литература Западной Европы 20 века
Леонов, С.Ю. Чудовищный мир Франца Кафки / С.Ю. Леонов, М.Е. Пугачева // Лабиринты разума
Лескова, Е.В. Кафка и Достоевский: «Нора» и «Подполье» как притчеобразующие метафоры / Е.В. Лескова // Вестник ЧелГУ. – 2014. – № 16 (345). – С. 69-73.
Лескова, Е.В. Притчевые мотивы «Бегства от свободы» в произведениях Ф. Кафки «В исправительной колонии» и Ф.М. Достоевского «Великий Инквизитор» / Е.В. Лескова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2014. – № 8. – С. 138-142.
Литвяк, О. В. Проблема одиночества и отчуждения в романе «Процесс» Франца Кафки/ О.В. Литвяк // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 11.
Логутов, А. Шум как голос власти в творчестве Франца Кафки / А. Логутов // НЛО. – 2017. – № 6.
Малевич, О. Милена Есенская – не только возлюбленная Франца Кафки / О. Малевич // Нева. – 2005. – № 10.
Мальцев, Л.А. Мифологизация города в творчестве Б. Шульца и Ф. Кафки / Л.А. Мальцев, Е.М. Регурецкая // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2016. – № 2. – С. 41-47.
Манн, Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) / Ю. Манн // Литература Западной Европы 20 века // Вопросы литературы
Манн, Ю. «Голый среди одетых» (Ф. Кафка) / Ю. Манн и др.; ред.-сост. О.В. Стукалова // Мировая художественная культура. XX век. Литература. – С.-П. : Питер, 2008.
Махлина, С.Т. Франц Кафка (1883–1926): к 130-летию со дня рождения / С.Т. Махлина // Вестник СПбГУКИ. – 2013. – № 2 (15). – С. 54-56.
Москвина, Е.В. Франц Кафка – персонаж в литературе XX–XXI вв. / Е.В. Москвина // Новый филологический вестник. – 2015. – № 3 (34). – С. 107-118.
Мухина, Н.Н. Интерпретация смертной казни в литературе модернизма (На примере новеллы Франца Кафки «В исправительной колонии») / Н.Н. Мухина // МНИЖ. – 2021. – № 7-3 (109).
Набоков, В.В. Франц Кафка (1883-1924) / В.В. Набоков // Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. под ред. В.А. Харитонова; пред. к рус. изд. А.Г. Битова. – М. : Независимая Газета, 1998.
Никольский, С. Этюд о Франце Кафке, кошке и мышах: Исторический персонаж на фоне любительского психоанализа / С. Никольский // История – Первое сентября. – 2003. – № 6.
Ноткин, Г. В контакте с Набоковым: «Превращение» Франца Кафки / Г. Ноткин // Звезда. – 2011. – № 5.
Ноткин, Г. Стражная история: «Перед Законом» Франца Кафки / Г. Ноткин // Звезда. – 2015. – № 3.
Озик, С. Невозможность быть Кафкой: «Процесс» и «Замок» как общий итог современного тоталитаризма / С. Озик // Литература Западной Европы 20 века
Османова, К.П. Два «Процесса»: к типологии образа человека в литературе абсурда: Интертекстуальные связи между романом Франца Кафки «Процесс» и пьесой Артюра Адамова «Профессор Таранн» / К.П. Османова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2016. – № 182. – С. 58-66.
Пасечная, Л.А. Судебная лексика в романе Ф. Кафки «Процесс»: переводческий аспект // Вестник ОГУ. – 2017. – №2 (202).
Пешкова, Ю.Н. Отражение социальных процессов в германоязычной литературе: технофобия Ф. Кафки и технократизм Б. Келлермана / Ю.Н. Пешкова, Н.М. Твердынин // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 12. – С. 320-322.
Полубояринова, Л. Н. Репрезентация телесности в новеллах Франца Кафки / Л.Н. Полубояринова // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2019. – № 1.
Подъяпольская, О.Ю. Интровертивная адресованность эпистолярного текста как отражение в нем черт дневниковых записей (на материале писем Ф. Кафки) / О.Ю. Подъяпольская // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 20 (311). – С. 77-80.
Польских, Д. Франц Кафка. Произведения, биография, фото / Д. Польских // FB.ru
Попов, Д. В. Поворот от суверенной власти биовласти в творчестве Ф. Кафки: антиномия приговора и процессе / Д.В. Попов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (31).
Риц, Е. Жизнь после Кафки: Дора Диамант / Е. Риц // Jewish.ru
Ромашкина, М.В. Рассказ Ф. Кафки «В исправительной колонии» в контексте дневниковых записей историко-политической направленности 1914 года / М.В. Ромашкина // Вестник Башкирского университета. – 2016. – № 2. – С. 393-396.
Руднев, В.П. «Замок»: О романе Франца Кафки (изд. 1926) / В.П. Руднев // Словарь культуры ХХ века. – М. : Аграф, 1997.
Рясов, А. Человек со слишком большой тенью: Заметки о Франце Кафке и комментарии к постановке «Голодарь» / А. Рясов // Литература Западной Европы 20 века
Саррот, Н. От Достоевского до Кафки / Н. Саррот // Тропизмы. Эра подозрения. – М. : Полиформ-Талбурн, 2000.
Свердлов, М. Поэтика абсурда: «Превращение» Франца Кафки / М. Свердлов // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 30.
Синеок, А. Кафка и Пастернак: Кафка и Пастернак как зачинатели нового жанра «Письма сына к отцу» / А. Синеок, Э. Пшеничный // Литература Западной Европы 20 века
Синеок, А. Носология Франца Кафки / А. Синеок // Литература Западной Европы 20 века
Синеок, А. Цензурная судьба Кафки в России / А. Синеок // Литература Западной Европы 20 века
Степанова, А. С. Проблематика и языковые особенности притчи Франца Кафки «Дорога домой» / А.С. Степанова // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 1.
Судосева, И.С. Категория события и описания интерьеров в рассказе Ф. Кафки «Превращение» / И.С. Судосева // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2015. – № 8 (151). – С. 129-135.
Татаринова, Л.Н. Комната как образ замкнутого пространства в повести П. Зюскинда «Голубка» и новелле Ф. Кафки «Превращение» / Л.Н. Татаринова, Н.Е. Жгилева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-3 (60). – С. 50-53.
Ткаченко, В.И. Модель пространства в произведениях Франца Кафки / В.И. Ткаченко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2011. – № 2. – С. 118-123.
Толмачев, В.М. Франц Кафка // Зарубежная литература XX века: Учебное пособие / Под редакцией В. М. Толмачёва. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – Режим доступа
Травин, Д. Франц Кафка. Исследование одной смерти // Дело. – 2003. – 19 мая.
Турышева, О. Н. Сюжет перехода в новелле Ф. Кафки «Превращение» / О.Н. Турышева // Научный диалог. – 2020. – № 3.
Фараджев, К.В. Отчаяние и надежды Франца Кафки / К.В. Фараджев // Литература Западной Европы 20 века
Филиппов, С.И. Речевые средства выражения коммуникативной дистанции в немецкой лингвокультуре (на материале писем Ф. Кафки) / С.И. Филиппов, В.В. Лебедева // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 3. – С. 23-33.
Ходасевич, Г.В. Франц Кафка: «Отверстие, через которое ты впадаешь в мир» / Г.В. Ходасевич // Астма и аллергия. – 2010. – № 4. – С. 14-15.
Шаблинская, О. Решив наконец жениться, он умер. Странные факты из жизни Франца Кафки // АиФ. – 2018. – 3 июля.
Шарипов, А. «Эротика Текста»: Борхес, Адорно и Мамардашвили. Три точки зрения на творчество Ф. Кафки / А. Шарипов // Concepture
Шастина, М.В. Франц Кафка и Китай / М.В. Шастина // Научный диалог. – 2017. – № 2. – С. 148-159.
Шастина, М. В. Китай Франца Кафки: природа парадокса / М.В. Шастина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 5.
Шаюк, А.Ю. Абсурд как доминанта структурно-семантического пространства текста в репрезентации концепта «Страх» / «Angst» (на материале романов Ф. Кафки) / А.Ю. Шаюк // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 2 (10). – С. 108-118.
Шаюк, А.Ю. Детерминанты авторского идиоконцепта «Angst»: (на материале писем и дневников Ф. Кафки) / А.Ю. Шаюк // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 5 (19). – С. 62-69.
Шиньев, Е.П. Межкультурная диффузия в литературе (на примере творчества В. Набокова и Ф. Кафки) / Е.П. Шиньев // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 15. – С. 80-87.
Методические материалы:
Абзеппарова, Е.В. Анализ произведения Кафки «Превращение»: Урок литературы, 11-й класс / Е.В. Абзеппарова // Инфоурок
Аршавская, Р.З. Связь зарубежной литературы с русской. Ф. Кафка «Превращение» и Н.В. Гоголь «Шинель»: Урок литературы, 11-й класс / Р.З. Аршавская // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Бондарчук, А.В. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающего мира: Урок литературы по новелле Ф. Кафки «Превращение», 11-й класс / Е.А. Белицкая // Videouroki.net
Булина, Е.В. Творчество Франца Кафки. Новелла «Превращение» // Мультиурок
Голущак, О.А. «Превращение» Ф. Кафки как предостережение человечеству на пороге ХХ века: Урок литературы, 11-й класс / О.А. Голущак // Школьный географический клуб «Раймантау»
Даниленко, С.Г. Трагедия человеческого существования в новелле Ф. Кафки «В исправительной колонии»: Урок литературы, 11-й класс / С.Г. Даниленко // Инфоурок
Еремеева, А. Век XX. Экспрессионализм. Франц Кафка: Интегрированный урок по литературы и МХК /А. Еремеева // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 34.
Жилявская, Т.А. Экспрессионизм – это «искусство крика», это «бунт на коленях»: (по новелле «Превращение» Ф. Кафки): Урок МХК и ИЗО, 11-й класс / Т.А. Жилявская // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Згодько, Л.А. Образ маленького человека в творчестве Франца Кафки и Антона Павловича Чехова: Урок литературы, 11-й класс / Л.А. Згодько // Инфоурок
Ишанова, Е.В. Абсурдный герой в абсурдном мире Гоголя и Кафки. Родственность и различия проблематики произведений: Статья к уроку литературы, 11-й класс / Е.В. Ишанова // Инфоурок
Козаченко, Г.Г. «Если я растворюсь и исчезну, знаю я: не заплачет никто»: Творчество Ф. Кафки: Урок литературы, 11-й класс / Г.Г. Козаченко // Школьный географический клуб «Раймантау»
Клименко, А.В. Соотношение реального и фантастического в романах Кафки: Урок литературы, 11-й класс / А.В. Клименко // Инфоурок
Крылова, О.И. Ф. Кафка «Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле: Урок литературы, 11-й класс / О.И. Крылова // Школьный географический клуб «Раймантау»
Кузьменко, И.В. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как модернистское произведение: Урок внеклассного чтения, 11-й класс / И.В. Кузьменко // Копилка уроков
Курмыгина, Е.Н. Проблема отчуждения личности в творчестве Франца Кафки: Урок литературы, 11-й класс / Е.Н. Курмыгина // Инфоурок
Лебедева, Е.Е. Трагическое бессилие «маленького человека» перед абсурдностью окружающей действительности: Урок литературы по новелле Ф. Кафки «Превращение» и рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре», 11-й класс / Е.Е. Лебедева // Инфоурок
Луков, Вл. А. Зарубежная литература. Практикум. Франц Кафка. «Притчи»: Заочное практическое занятие / Вл. А. Луков // Литература Западной Европы
Машевский, А.Г. Творчество Франца Кафки. Роман Кафки как одна из трех основных разновидностей модернистского романа: Урок литературы, 11-й класс / А.Г. Машевский // Refdb.ru
Место новеллы «В исправительной колонии» в художественном мире Ф. Кафки: Урок литературы, 11-й класс // Школьный географический клуб «Раймантау»
Наугольнова, Т.А.Грегор Замза и его семья в новелле Ф. Кафки «Превращение»: Урок литературы, 11-й класс / Т.А. Наугольнова // Учительский журнал он-лайн
Панова, Е.В. ГрегорЗамза, герой повести Франца Кафки «Превращение»: характеристика персонажа: Урок литературы, 11-й класс / Е.В. Панова // Словесник
Панченко, Н.В. Отображение трагедии отчуждения личности в новелле Франца Кафки «Превращение»: Урок литературы, 11-й класс / Н.В. Панченко // Инфоурок
Полякова, Н.В. Краткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение»: Урок литературы, 11-й класс / Н.В. Полякова // Инфоурок
Савчинская, И.В. Ф. Кафка. Анализ новеллы «Превращение»: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Савчинская // Инфоурок
Свердлов, М. Поэтика абсурда: «Превращение» Франца Кафки // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 30.
Смольянинова, Л.Б. Жизнь замечательных людей. Франц Кафка: Урок литературы, 11-й класс / Л.Б. Смольянинова // Инфоурок
Третьяк, Е.Л. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле Ф. Кафки «Превращение» // Мультиурок
Щеголева, Н. С. Слава пришедшая после… Читаем вместе Франца Кафку: Урок литературы, 11-й класс / Н.С. Щеголева // Инфоурок
Память. Памятные места
Болдырева, Ю.Г. Пражские памятники Ф. Кафке: экспрессионизм против туристической коммеморации / Ю.Г. Болдырева // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2016. – № 2. – С. 55-71.
Загадочный Кафка: страницы биографии в летописи Праги // Сетература et cetera
Кофырин, Н. По Праге Франца Кафки // Блоги туристов
Кофырин, Н. Кафка в Праге [Видео] // Youtube – Россия
Куранов, А. Цепкий город: Прага в жизни и творчестве Ф. Кафки // Вояж. – 2001. – № 4.
Памятники Францу Кафке в Праге // Всё о Праге
Музей Ф. Кафки в Праге (Чехия) https://kafkamuseum.cz
Музей, посвящённый жизни и деятельности Франца Кафки, находится недалеко от Карлова моста.
Изначально экспозиция, включающая все первые издания книг Кафки, его переписку, дневники, рукописи, фотографии и рисунки, была организована в Испании в 1999 году, затем перебралась в Нью-Йорк, а с 2005 обосновалась в Праге. Постоянная экспозиция музея состоит из двух частей – «Экзистенциальное пространство» и «Воображаемая топография».
Памятник Ф. Кафке в Праге
(2003, скульптор Я. Рон)
Установлен на Староместской площади, на том месте, где когда-то пролегала граница Еврейского квартала и христианского Старого Города, и где находился дом, в котором вырос Франц Кафка, о чём сообщает мемориальная доска на углу ближайшего здания.
Памятник Кафке, который возвышается между костелом Святого Духа и Испанской синагогой, причисляют к десятке самых необычных памятников мира, которые посвящены знаменитым людям.
Франц Кафка неотъемлемо связан с Прагой. Величайший писатель XX века всю жизнь то бежал из этого города, то вновь в него возвращался.
Мемориальная доска в Праге
(1966, скульптор К. Гладик)
Франц Кафка родился в доме на границе еврейского гетто и Старого Города (сейчас площадь имени Кафки). Этого дома уже нет, мемориальная доска напоминает о его существовании: «3 июля 1883 г. здесь родился Франц Кафка».
Фото с сайта
Голова Франца Кафки в Праге
(2014, скульптор Д. Черный)
Один из самых эпатажных чешских скульпторов создал скульптуру Франца Кафки в виде гигантской головы из нержавеющей стали. Она состоит из 42 вращающихся в разных направлениях дисков. Диски имеют свойство трансформироваться в портрет Франца Кафки на несколько секунд, а потом скрывать его, обращаясь в зеркало, в котором можно увидеть отражение близлежащих зданий.
Видео здесь >>
Фото с сайта
Могила Ф. Кафки в Праге
Ф. Кафка похоронен на Новом еврейском (Ольшанском) кладбище.
В литературном мире уход Франца Кафки прошел незамеченным. А на ратушной башне Праги в день смерти Франца Кафки остановились часы. Их смогли завести только через неделю после смерти Кафки.
Фото с сайта
Бюст Франца Кафки в г. Марианские Лазни (Богемия, Чехия)
(2007, скульптор V. Eibl)
Установлен на здании учебного центра Марианские Лазни: «В этом доме жил в 1916 году писатель Франц Кафка».
В курортном городе Марианские Лазни Кафка провел несколько дней в июле 1916 года, большую часть – в компании Фелиции Бауеровой, с которой дважды был обручен и дважды расставался.
Фото с сайта
Бюст Франца Кафки в г. Подебрады (Центральная Богемия, Чехия)
(2010, скульптор J. Pichla)
Установлен на доме, в котором родилась мать писателя.
Фото с сайта
Бюст Франца Кафки в г. Тршештина (Моравия, Чехия)
(2001)
Установлен на доме З. Лёви (пл. Malém, 131) .
Зигфрид Лёви, брат матери Кафки, сельский врач, к которому Франц часто ездил на каникулы.
Фото с сайта
Бюст Франца Кафки в г. Клостернойбург (д. Кирлинг, Нижняя Австрия)
(1963)
В Кирлинге Кафка провел последние дни, здесь он умер.
Фото с сайта
Бюст Франца Кафки в г. Кельце (Польша)
(2005, скульптор А. Wierzchowska-Grabiwoda)
Установлен в Скаутском Сквере (Аллея Славы).
Фото с сайта
Памятник Францу Кафке в г. Высокие Татры (пос. Татранска Матлияре, Словакия)
(2001, скульптор Ш. Гудзик, инженер-архитектор Я. Веселовский)
Писатель приезжал сюда в санаторий на лечение.
Фото и подробнее здесь >>
Бюст Францу Кафке в Сент-Луисе (Миссури, США)
(скульптор В. Житомирский)
Установлен во внутреннем дворике библиотеки университетского кампуса.
В США Кафка не бывал, он лишь написал роман «Америка». Но на стыке веков в США уехали три двоюродных брата Франца, четвертый поселился в Парагвае.
Фото с сайта
Памятный знак в Лугано (Швейцария)
Кафка побывал в Швейцарии в 1911-м году, путешествуя по Европе со своим другом М. Бродом.
Фото с сайта
Премии имени Франца Кафки
1979 – 2001: Австрия
2001 – : Чехия: международная литературная премия, присуждаемая чешским Обществом Франца Кафки совместно с городской администрацией Праги в память о жившем в этом городе Франце Кафке. Премия стала первой чешской международной литературной наградой мирового значения и расценивается как одна из наиболее престижных международных наград. Лауреату вручается денежная премия в размере около 10.000 долларов США и бронзовая статуэтка – миниатюрная копия пражского памятника Кафке.