«Чародей музыкальной живописи»

180 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова
(18.03.1844 – 21.06.1908)
«…музыка дает настроение,
и по нему надобно воссоздать мысль и образ…»

Н.А. Римский-Корсаков

«Сила и обаяние музыки Римского-Корсакова –
в её прекрасной прозрачной звучности,
в неисчерпаемом богатстве его инструментальных замыслов,
раскрывающих затейливую,
переливчатую игру света и теней,
ярких и приглушенных красок,
смену пестрой чисто восточной узорчатости
и как бы воздушной, в лазури неба парящей звончатости».

Б. Асафьев

Николай Андреевич Римский-Корсаков занимает особое место в русской музыкальной культуре. Творческий путь его был долог, и он всегда шёл в ногу со временем, всегда был лидером, фигурой яркой, неординарной. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия; член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель; дирижёр; автор теоретических работ; редактор произведений других авторов; фольклорист.

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784–1862), происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне. Римские-Корсаковы – знаменитая морская династия, она дала нашей стране более 20 морских офицеров.

Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, офицер российского флота и будущий контр-адмирал.

В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. Тем не менее, в 11 лет он уже начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили произведения Михаила Глинки – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты».

Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-тилетний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё», – вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

В 1861 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова – Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861–1862 годах – и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран – Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию.

Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора – вторая часть Первой симфонии (Анданте), написанная в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником – химиком и начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева – неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция – 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма – прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на талантливой пианистке Надежде Пургольд, с которой прожил до конца своих дней и которая стала его преданной помощницей.

В 1871 году он был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения и оставался в этой должности на протяжении 40 лет. За это время он создал свою композиторскую школу и воспитал многих выдающихся музыкантов.

Николай Андреевич обладал организаторским талантом, который вскоре находит применение: в 1873 году Римский-Корсаков становится инспектором военно-морских оркестров, а в 1874 году сменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы.

Начиная с 1874 года, композитор занялся дирижированием – сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883–1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время революционных событий 1905–1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над оперой «Золотой петушок». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Она была поставлена только в 1909 году, уже после смерти композитора.

Уже на закате жизни Римский-Корсаков получает и международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера, организованных его учеником С.П. Дягилевым.

Умер композитор 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора.

Римский-Корсаков был композитором-фольклористом, интерес к русской старине, языческим культам, представлениям славян проходит, за редким исключением, через все его творчество. Оперное наследие Римского-Корсакова включает около 20 опер (15 опер собственного сочинения, а также оперы, дописанные за других русских композиторов).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна, картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия – композитор кроме тонкого абсолютного слуха обладал ещё и так называемым «цветным слухом».  Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников. Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и В.В. Васнецовы.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов, ставших цветом русской музыкальной культуры.

Интернет-ресурсы

http://www.rimskykorsakov.ru – Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н.А. Римский-Корсаков на сайте Культура.рф

Н.А. Римский-Корсаков в Нотном архиве Бориса Тараканова

Н.А. Римский-Корсаков в Большой советской энциклопедии

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Belcanto»: биография, воспоминания, произведения

Биография на РИА-Новости

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Классическая музыка»: биография, воспоминания, статьи, произведения

Н.А. Римский-Корсаков в электронной энциклопедии «Кругосвет»

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Музыкальная фантазия»

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Страницы истории Петербургской Консерватории»

Н.А. Римский-Корсаков на сайте Певческой капеллы в Петербурге «Капелланин»: Статьи, воспоминания, фотографии

Произведения Н.А. Римского-Корсакова на сайте «Classic-online»  

Н.А. Римский-Корсаков: ноты произведений на сайте «International Music Score Library Project»

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «О музыке и музыкальном образовании»: Список произведений с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями

Н.А. Римский-Корсаков в Национальной электронной библиотеке (НЭБ)

Группа в ВК

Материалы о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова

«Римский-Корсаков был очень русским человеком
и очень русским композитором.
Я считаю, что эта его исконно русская суть,
его глубинная фольклорно-русская основа
сегодня должна быть особенно ценима».

М. Ростропович

Барсова, Л.Г. Николай Андреевич Римский-Корсаков: (1844-1908) [Текст]: популярная монография / Л.Г. Барсова. – 2-е изд. – Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1989. – 83 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Витачек, Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX века [Текст]: историко-стилист. анализ партитур Берлиоза, Глинки, Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова; учеб. пособие для муз. вузов / Ф.Е. Витачек. – М.: Музыка, 1979. – 151 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Кандинский, А.И. История русской музыки: учеб. для муз. вузов. Т. 2. : Вторая половина XIX века. Кн. вторая: Н.А. Римский-Корсаков / А.И. Кандинский. – М.: Музыка, 1979. – 278 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Кершнер, Л.М. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова / Л.М. Кершнер. – М.: Музгиз, 1963. – 110 с. – (Путеводитель по операм).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Кунин, И.Ф. Римский-Корсаков [Текст] / И.Ф. Кунин. – М.: Мол. гвардия, 1964. – 240 с. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 10 (385)).

Электронная версия книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Кунин, И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков [Текст] / И.Ф. Кунин. – М.: Музыка, 1983. – 132 с. – (Русские и советские композиторы).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)

Кунин, И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков [Текст] / И.Ф. Кунин. – М.: Музыка, 1988. – 160 с. – (Русские и советские композиторы).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Орлова, А.А. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова [Текст]: Летопись жизни и творчества / Авт.-сост. А.А. Орлова и В.Н. Римский-Корсаков. – Л.: Музыка, 1971. – Вып. 2 : 1867-1893. – 375 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Полякова, Л.В. «Вера Шелога» и «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова [Текст] / Л.В. Полякова. – М.; Л.: изд. и типолит. Музгиза в М., 1950. – 64 с. – (Путеводители по русской музыке).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Рацкая, Ц.С. Н.А. Римский-Корсаков. Монография / Ц.С. Рацкая. – М.: Музыка, 1977. – 112 c.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни / Н.А. Римский-Корсаков. – М.: Музгиз, 1955. – 397 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, отдел искусств)

«Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Оперное либретто. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1978. – 80 с. – (Оперные либретто).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова: [Сб. ст.]. – М.: Музыка, 1987. – 93 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: Оперное либретто. – М.: Музыка, 1989. – 63 с. – (Оперные либретто).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Соловцов, А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова / А.А. Соловцов. – М.: Музыка, 1964. – 688 с. – (Классики мировой музыкальной культуры).

Электронная версия (19601984)

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Ястребцев, В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. В 2-х т. [Текст]: Воспоминания / В.В. Ястребцев. – Л.: Музгиз, 1959 – 1960.

Т.1. 1886-1897. – 1956. – 525 с.

Т.2. 1886-1908. – 1960. – 632 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Статьи:

Ахмерова, Р.Р.  Иконопись в звуках. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» / Р.Р. Ахмерова // Проблемы Науки. – 2014. – № 5 (23). – С. 81-86.

Баканова, Л.Н. «Мечты манящей воплощенье»: к 130-летию создания оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова / Л.Н. Баканова // Вестник СПбГУК. – 2011. – № 3. – С. 88-94.

Баканова, Л.Н. Феномен «Снегурочки» А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова : философские контексты / Л.Н. Баканова // Вестник СПбГУК. – 2014. – № 1 (18). – С. 125-132.

Беликова, Е. А. Мотивы оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в рассказе А. Н. Толстого «Рукопись, найденная под кроватью» / Е. А. Беликова  // Новый филологический вестник. – 2020. – № 1 (52).

Бозина, О.А. Семантика тональности в творчестве Н.А. Римского-Корсакова / О.А. Бозина // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2008. – № 1. – С. 83-88.

Бояринцева, А. Николай Римский-Корсаков: мичман, профессор, сказочник / А. Бояринцева // Moiarussia

Ванечкина И.А. «Цветной слух» в творчестве Н.А. Римского-Корсакова / И.А. Ванечкина, Б.М. Галеев // Стинестезия

Генделев, Г. Романсы Н.А. Римского-Корсакова : Концерт-беседа о музыкальной поэзии / Г. Генделев // Содружество Поэзии и Музыки

Генова, А. «Русские музыканты не идут, а летят вперёд»: 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову // Русский мир. – 2024. – 18 марта.

Гопко, А. Римский-Корсаков под перекрёстным огнём влияний: Влияние на Римского-Корсакова композиторов-современников / А. Гопко //Союз «ЕЖЕ»  

Гордеева, Е. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Биография / Е. Гордеева // Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д. Шостаковича

Горелик, Н.Г. О «Байронизирующем симфонизме» в русской музыке (на примере «Антара» Н.А. Римского-Корсакова) / Н.Г. Горелик // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2007. – № 1. – С. 101-107.

Горячих, В.В. Древнерусские источники в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова / В.В. Горячих // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 147-155.

Горячих, В.В. Из наблюдений над творческим методом Н.А. Римского-Корсакова / В.В. Горячих // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 101. – С. 223-229.

Горячих, В.В. О жанровой природе «Китежа» Н.А. Римского-Корсакова / В.В. Горячих // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 99. – С. 237-244.

Гусейнова, З. М. «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова: от текста сказки – к оперному тексту / З. М.  Гусейнова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2019. – № 4.

Гусейнова, З. М. «Пан воевода» Н. А. Римского-Корсакова. К творческой истории оперы / З. М.  Гусейнова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2023. – № 1.

Гусейнова, З.М. Пушкинские герои в опере Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» «До» и «После» редактирования / З.М. Гусейнова // Вестник Башкирск. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 1012-1016.

Гусейнова, З. М. «Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н.А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь») / З. М.  Гусейнова // Opera musicologica. – 2023. – № 3.

Дорошенко, А.В. Римский-Корсаков. Симфония № 1 (1-я редакция) / А.В. Дорошенко // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2011. – Приложение. – С. 57-58.

Евсеенко, Т.В. Просветительская и педагогическая деятельность Н.А. Римского-Корсакова / Т.В. Евсеенко // Армия и общество. – 2014. – № 4 (41). – С. 106-111.

Евсюкова, Н. А. Осмысление национальной истории и традиций в творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова / Н. А. Евсюкова // Общество: философия, история, культура. – 2019. – № 4 (60).

Золотарёв, В.А. Николай Андреевич Римский-Корсаков в Певческой капелле. Из воспоминаний ученика / В.А. Золотарёв // Советская музыка. — 1948. – № 9. — С. 52–56.

Компанейский, Н. Значение Н.А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке / Н. Компанейский // Русская музыкальная газета. — 1908. – № 39-40. — С. 837–842.

Коношевская, М.В. Метафизика и мифопоэтика женских образов в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова / М.В. Коношевская // Культурная жизнь Юга России. – 2017. – № 1. – С. 67-73.

Константинова, Г. Николай Римский-Корсаков. Где невидимый град Китеж? / Г. Константинова / Школа жизни

Крайнева, М. Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова: Курсовая работа по истории отечественной музыки / М. Крайнева // Библиофонд

Кудряшов, К. Триумф дилетанта. Римский-Корсаков задал формат мировой музыки XX века / К. Кудряшов // Аргументы и Факты. – 2018. – № 25.

Кустовский, В. Музыкальное наследие Римского-Корсакова / В. Кустовский // Искусство и культура

Кустовский, В. Отличие от других композиторов-современников. Римский-Корсаков / В. Кустовский // Искусство и культура

Кухарь, А. Николай Римский-Корсаков: композитор-сказочник // ВК Отдых в России

Лобзакова, Е.Э. Литургические компоненты в Воскресной увертюре Н.А. Римского-Корсакова / Е.Э. Лобзакова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2005. – № 1. – С. 145-151.

Любивая, А.Ю. Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» / А.Ю. Любивая // Уральский филологический вестник. Серия : Русская классика : динамика художественных систем. – 2012. – № 6. – С. 67-78.

Маркова, А. Вклад Н.А. Римского-Корсакова в развитие русской музыкально-критической науки / А. Маркова // Орфей

Меньшенина, Е. «Полёт шмеля» и ещё 4 впечатляющих сочинения Николая Римского-Корсакова // АиФ. – 2014. – 18 марта.

Миклина, Н.Н. Идея государственности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова как элемент содержания музыкально-исторического образования / Н.Н. Миклина // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2014. – № 4 (8). – С. 77-89.

Михалева, В.В. Гений Н.А. Римского-Корсакова в русской музыкальной культуре (к 175-летию композитора) / В.В. Михалева  // Вестник ПензГУ. – 2019. – № 4 (28).

Мозгот, С.А. Концепты пространства и времени в опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане…» / С.А. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 : Филология и искусствоведение. – 2011. – № 2. – С. 158-164.

Мозгот, С.А. Паломничество к образу рая : миры-«перевёртыши» в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова / С.А. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2009. – № 3. – С. 248-254.

Молзинский, В.В. Мир старообрядчества в наследии Н.А. Римского-Корсакова и М.В. Нестерова / В.В. Молзинский // Вестник СПбГУК. – 2017. – № 4 (33). – С. 12-19.

Никаноров, А.Б. Творческая и педагогическая деятельность Н. А. Римского-Корсакова в 1880-х годах на мызе Тайцы / А.Б. Никаноров  // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2019. – № 1 (50).

Платонова, Р.М. Архитектурно-конструктивное решение усадебного дома А.А. Римского-Корсакова в деревне Бездедовичи Полоцкого района / Р.М. Платонова, В.Г. Лукьяненко, А.Т. Зеленков // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия F. Строительство. Прикладные науки. – 2019. – № 16.

Плотникова, Н.Ю. 21 июня – день памяти великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова / Н.Ю. Плотникова // Храм Смоленской иконы Божией Матери

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908): Музыка Римского-Корсакова в исп. Рахманинова // Классическая музыка

Николай Римский-Корсаков. Жизнь и творчество // 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 2000.

Рогоза, В. Зачем композитор Римский-Корсаков ходил к берегам Америки? / В. Рогоза // Школа Жизни

Рогоза, В. Почему композитор Николай Римский-Корсаков превратился в «опасного революционера», а его произведения русская публика стала слушать стоя? / В. Рогоза // Школа Жизни

Сабанеев, Л.Л. О Римском-Корсакове / Л.Л. Сабанеев; сост. Т.Ю. Масловская // Воспоминания о России: [мемуары и эссе]

Садуова, А.Т. Импрессионистские черты «Эстетики музыкального искусства» Н. Римского-Корсакова / А.Т. Садуова // Вестник ЧелГУ. – 2010. – № 17. – С. 177-181.

Самсонов, А. Великий русский композитор Николай Римский-Корсаков / А. Самсонов // Военное обозрение

Селицкий, А. Забытая драма, давшая жизнь оперному шедевру: Почему Римский Корсаков обратился к «Царской невесте» Льва Мея / А. Селицкий // Ростовская Государственная консерватория

Семкин, Д.Н. Значение творческого наследия Н. А. Римского-Корсакова в истории отечественной культуры // Вестник ЧГУ. – 2019. – № 4.

Сорокина, Е.А. Воплощение традиции свадебного обряда в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова  / Е.А. Сорокина  // Манускрипт. – 2021. – № 7.

Стасов, В.В. Статьи о Римском-Корсакове [Текст] / [Общ. ред., предисл. и примеч. В.А. Киселева]. – М.: Музгиз, 1953. – 92 с. – (Русская классическая музыкальная критика). – Режим доступа

Стравинский, И. Римский-Корсаков / И. Стравинский // Диалоги. Воспоминания. Размышления 

Суровегина, О. Н.А. Римский-Корсаков: Лекция № 10 из цикла «Христианские мотивы в музыке и литературе» [Аудио; Текст] // Памяти Архимандрита Ианнуария

Трегуб, Е. Яркая свеча Римского-Корсакова / Е. Трегуб // Мгарский монастырь

Фетисова, Л.Е. Китай глазами русских мореплавателей: Забытые записки В. А. Римского-Корсакова /Л. Е.   Фетисова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – № 12.

Хамуева, Е. Духовые инструменты в творчестве Н.А. Римского-Корсакова / Е. Хамуева // Знанио

Цукер, А.М. «Моцарт и Сальери» и «Борис Годунов» в творческой судьбе Н. Римского-Корсакова / А.М. Цукер // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2014. – № 2 (15). – С. 65-72.

Цукер, А.М. Музыка о музыке : Ещё раз о «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова / А.М. Цукер // Ростовская Государственная консерватория  

Цыганова, Н.В. П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков как провозвестники «Нового направления» духовной музыки начала XX в. / Н.В. Цыганова // Царскосельские чтения. – 2014. – № XVIII. – С. 239-243.

Чековска, К. Опера «Сервилия». Интересен ли сегодня неспешный Римский-Корсаков? / К. Чековска // Школа Жизни

Черевань, С.В. Создание образа Григория Кутерьмы в «Граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова / С.В. Черевань // Вестник ЧелГУ. – 2014. – № 16 (345). – С. 182-189.

Шиман, М.В. Музыкальное мироощущение Н. Римского-Корсакова и некоторые особенности символического историзма в опере «Псковитянка» / М.В. Шиман // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2017. – № 3. – С. 36-41.

Шиман, М.В. От «Псковитянки» к «Китежу»: легендарность как принцип древнерусской поэтики в операх Н.А. Римского-Корсакова / М.В. Шиман // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2018. – № 1. – С. 79-84.

Шиман, М.В. «Псковитянка» и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова: история и миф / М.В. Шиман // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2015. – № 1 (18). – С. 17-24.

Ярош, Е.М. Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова / Е.М. Ярош // Библиофонд

Ястребцев, В. О цветном звукосозерцании Н.А. Римского-Корсакова / В. Ястребцев // Русская музыкальная газета. – 1908. – № 39-40. – С. 842—845.

Видеоматериалы:

Абдуллина, К. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Авторская программа «Диалог» [Видео] // YouTube – Россия

Буряченко, О. Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд: Док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] // YouTube – Россия

Варгафтик, А. Н.А. Римский-Корсаков «Садко»: док. программа из цикла «Партитуры не горят» [Видео] // YouTube – Россия // Дзен – Видео

Великий сказочник: Н.А. Римский-Корсаков: док. фильм из цикла «Музыкальные усадьбы» / Реж. А. Киселев, авт. сценария П. Снегин [Видео] // Смотрим

Грехнёва, Ю. Римский-Корсаков и Чайковский: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Дубровская, Т. Н.А. Римский-Корсаков: Док. Фильм [Видео] // YouTube – Россия

Кириллина, Л. Николай Римский-Корсаков. Великий сказочник русской музыки: Лекция о русской музыки из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия

Кириллина, Л. Николай Римский-Корсаков. В поисках Китежа: Лекция о русской музыки из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия

Кириллина, Л. Николай Римский-Корсаков. Из моряков в музыканты: Лекция о русской музыки из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия

Кириллина, Л. Николай Римский-Корсаков. Римский-Корсаков и «Могучая кучка»: Лекция о русской музыки из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия

Мельников, В.Л. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Цикл лекций «Рерихи, их предшественники, современники, сотрудники и продолжатели» [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Николай Римский-Корсаков. «Небесный Иерусалим» [История создания оперы «Сказание о деве Февронии и невидимом граде Китеже»]: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео]  // Смотрим

Н. Римский-Корсаков. «Моцарт и Сальери». Комментарии С. Виноградовой : Док. программа из цикла «Встреча с оперой» [Видео] // YouTube – Россия

Римский-Корсаков: док. фильм к 175-летию композитора / Мариинский театр [Видео] // YouTube – Россия

Николай Римский-Корсаков: Док. Фильм из цикла «Известные люди» [Видео] // YouTube – Россия  

Смирнов, Д. Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков: Док. программа из цикла «Простые истории» [Видео] // YouTube – Россия

Стефанович, Д.В. Композиторская школа Н.А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Янин, Г. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Док. программа из цикла «Абсолютный слух» [Видео] // Смотрим

 

Методические материалы:

Аверьянов, И.А. Музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова. Опера «Снегурочка». Образ героини: Урок музыки / И.А. Аверьянов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Акатьева, Н.А. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А. Римский-Корсаков: Урок музыки, 5-й класс / Н.А. Акатьева // Копилка уроков

Александрова, Н. Сюита «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова: Исследовательская работа, 7-й класс / Н. Александрова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Алышева, Е. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков: презентация для урока музыки, музыкальной литературы о жизни и творчестве русского композитора //  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Антонова, Т. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка – волшебное дитя природы»: Урок музыки, 3-й класс / Т. Антонова // Знанио

Афанасьева, Н.С. Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня: Урок музыки, 1-3-й класс / Н.С. Афанасьева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Ахмедова, Д. Н.А. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»: Урок музыки, 4-й класс / Д. Ахмедова // Знанио

Бабичева, Т.Л. «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова и в изобразительном искусстве: Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО, 2-й класс / Т.Л. Бабичева, Е.А. Маркевич // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Барабанов, Н. В мире древних легенд: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на сцене Большого театра / Н. Барабанов // Искусство – Первое сентября. – 2009. – № 14.

Белогурова, В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908): Урок музыки, 7-й класс / В.В. Белогурова // Мультиурок

Бельчикова, Е.Л. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы: Урок музыки, 3-й класс / Е.Л. Бельчикова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Бузько, Л.А. Тест по музыке: Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: Урок музыки, 3-й класс / Л.А. Бузько // Инфоурок

Бурлакова, Н.Я. Народный обряд Масленица в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: Урок музыки, 5-й класс / Н.Я. Бурлакова // Копилка уроков

Веселова, В.А. Анализ педагогической деятельности композитора Н.А. Римского-Корсакова: Дополнительное образование / В.А. Веселова // Открытый урок

Видяпина, А.А. «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина в музыке и изобразительном искусстве: Урок музыки, 5-й класс / А.А. Видяпина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Виноградова, Н.И. «Сказка о Золотом Петушке» А.С. Пушкина в музыке и изобразительном искусстве: Урок музыки, 5-й класс / Н.И. Виноградова  // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Водопьянова, Т.М. Опера-былина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 5-й класс / Т.М. Водопьянова // Знанио

Воронова, О.В. Народная музыка в творчестве композиторов: Опера Римского-Корсакова «Снегурочка»: Урок музыки, 4-й класс / О.В. Воронова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Гавкина, О.В. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок»: Урок музыки, 6-й класс / О.В. Гавкина // Инфоурок

Галимова, С.Х. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и опере Н.А. Римского-Корсакова: Интегрированный урок (литература + музыка) / С.Х. Галимова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Гришко, Е.Г. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: Урок музыки, 4-й класс / Е.Г. Гришко // Копилка уроков

Давыдова, Г. Опера великого сказочника: Урок музыки / Г. Давыдова // Учебно-методический портал

Дедова, Е.П. Слушание музыки. Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»: Урок музыки, 6-й класс / Е.П. Дедова // Учителя.com

Демурина, Л.В. Связь литературы и музыки в изображении картин моря: Урок музыки, 6-й класс / Л.В. Демурина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Долгая, Е.Г. В музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков: Урок музыки, 3-й класс / Е.Г. Долгая // Инфоурок

Дурнева, С.И. Красота и правда музыки Н.А. Римского-Корсакова в опере «Снегурочка»: Урок музыки, 6-й класс / С.И. Дурнева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Жустова, Н.А. Мифические образы в искусстве. (Образ Снегурочки в литературе, музыке, живописи): Урок музыки, 6-й класс / Н.А. Жустова, Р.А. Бикбов // Мультиурок

Зараева, Т.Л. Весенняя сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: Комплект к уроку музыки, 2-й класс / Т.Л. Зараева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Иванова, Н.С. Сатирические интонации в музыке: На примере оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / Н.С. Иванова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Извекова, Н.А. Музыкальный фольклор, народные песни, сказка в творчестве Римского-Корсакова: Урок музыки / Н.А. Извекова // Инфоурок

Караваева, Е.Г. Мир сказочной мифологии: «Снегурочка»: Интегрированный урок, 8-й класс: музыка и изобразительное искусство / Е.Г. Караваева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Качкина, Л.Е. «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова : Урок музыки, 3-й класс / Л.Е. Качкина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Ковалева, Е.А. «Что за прелесть эти сказки!»: Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов : Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: Урок музыки, 4-й класс / Е.А. Ковалева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Коваленко, Л.Д. Жизнь замечательных людей. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка»: Урок музыки, 6-й класс / Л.Д. Коваленко // Инфоурок

Колесникова, Н. А. Римский-Корсаков: презентация к уроку по музыке // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» 

Коженок, Э.П. Воплощение сказочных образов в творчестве Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки / Э.П. Коженок // Инфоурок

Колесникова, Н.А. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Урок музыки / Н.А. Колесникова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Корсакова, Е.В. Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: презентация к уроку по музыке для 3 кл.  // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»   

Кривошеева, Д. Н.А. Римский-Корсаков: Урок музыки, 2-й класс / Д. Кривошеева // Знанио

Кучер, М.Ю. Интегрированный урок по музыке, изобразительному искусству и литературе  в 3 классе по теме Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Курбатова, В.И. Особенности творчества Н.А. Римского-Корсакова. Беседа на тему «Книжная иллюстрация»: Интегрированный урок музыки и ИЗО / В.И. Курбатова, Т.В. Сажина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Курочкина, Е.А. Картины природы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / Е.А. Курочкина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Лазарева, И.Н. Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / И.Н. Лазарева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Лаптева, И.А. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»: Урок музыкальной литературы / И.А. Лаптева // Учебно-методический кабинет

Леонтьева, Л.М. Опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: Урок музыки, 5-й класс / Л.М. Леонтьева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Любицкая, Е.В. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Садко»: Урок музыки / Е.В. Любицкая // Копилка уроков

Мазурова, Т.М. Восточная тема у Николая Римского-Корсакова: «Шехерезада»: Урок музыки, 7-й класс / Т.М. Мазурова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мазурова, Т.М. Из чего состоит опера: Урок музыки, 5-й класс / Т.М. Мазурова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Максименко, Е.В. Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / Е.В. Максименко // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Маликова, Л.О. Знакомство с творчеством Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки / Л.О. Маликова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мамутова, Э.Ш. Фольклор в музыке русских композиторов. «Шахерезада». Симфоническая сюита (фрагменты) музыка Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 5-й класс / Э.Ш. Мамутова // Инфоурок

Махнорилова, Т.Ю. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Материалы к итоговому занятию в конце изучения темы / Т.Ю. Махнорилова, Т.Б. Цихач // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Мисбахова, Р.Р. Опера Н.В. Римского-Корсакова «Снегурочка»: Урок музыки, 5-й класс / Р.Р. Мисбахова // Мультиурок

Михайлова, Е.А. В чем сила музыки Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / Е.А. Михайлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Михалева, В.В. Изучение творчества Н.А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия / В.В. Михалева, Л.Ю. Храмова // Вестник ПензГУ. – 2017. – № 2 (17). – С. 14-19.

Михеева, Е.О. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: Урок музыки, 6-7-й класс / Е.О. Михеева // Инфоурок

Москалева, И.В. Хоровая литература. Н.А. Римский-Корсаков: Лекция / И.В. Москалева // Инфоурок

Остроумова, О.Б. «Три чуда». Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: Урок музыки, 4-й класс / О.Б. Остроумова // Инфоурок

Павлова, Л.Н. Великий сказочник: Урок музыки, 5-й класс / Л.Н. Павлова // Инфоурок

Пантелеева, В.В. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / В.В. Пантелеева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Панферова, Е.М. Н.А. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»: Факультативный урок–опера по музыкальной литературе, третий год обучения / Е.М. Панферова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Панферова, Е.М. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: Урок по музыкальной литературе / Е.М. Панферова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Панферова, Е.М. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»: Урок музыки / Е.М. Панферова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Панферова, Е.М. Николай Андреевич Римский-Корсаков – гениальный художник и великий учитель: Урок музыки / Е.М. Панферова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Панферова, Е.М. Поэтизация Востока Н.А. Римским-Корсаковым: Урок по музыкальной литературе / Е.М. Панферова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Панферова, Е.М. Сказка в музыке. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»: Урок по слушанию музыки / Е.М. Панферова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Пукало, И.В. Римский-Корсаков – ученик или учитель?: Урок музыки, 5-й класс / И.В. Пукало // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Пядина, О.А. Н.А. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»: Урок музыки, 5-й класс / О.А. Пядина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ромашкина, М.М. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Н.А. Римский-Корсаков «Садко»): Урок музыки, 5-й класс / М.М. Ромашкина // Мультиурок

Рыбакова, Л.В. Н.А. Римский-Корсаков. Биография и творчество : Урок музыки / Л.В. Рыбакова // Инфоурок

Савельева, А. А. Знакомство пятиклассников с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Савичева, Н.В. «Что за прелесть эти сказки»: Урок музыки, 4-й класс / Н.В. Савичева // Копилка уроков

Самиддинова, Н.В. Викторина по творчеству (по операм) Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки / Н.В. Самиддинова // Инфоурок

Самсонова, Е.Л. Красота природы и правда её отображения в литературе и музыке: Интегрированный урок по литературе и музыке, 6-й класс / Е.Л. Самсонова, Е.Г. Трубченко // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Селиванова, В.Н. Симфоническая сюита «Шехеразада». Николай Андреевич Римский-Корсаков: Урок музыки, 7-й класс / В.Н. Селиванова // Инфоурок

Серегина, О.Е. Опера-сказка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: Урок музыки / О.Е. Серегина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  

Серкова, Н.В. Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда»: Урок музыки, 6-й класс / Н.В. Серкова // Инфоурок

Сизоненко, Л.А. Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 6-й класс / Л.А. Сизоненко // Знанио

Сипапина, Ж.Ю. Римский-Корсаков. Испанское каприччио: Урок музыки / Ж.Ю. Сипапина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Ситникова, У.С. Симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А. Римский-Корсаков: Урок музыкальной литературы / У.С. Ситникова // Инфоурок

Скребкова, К.Ю. Оркестровые произведения Н.А. Римского-Корсакова на примере симфонической сюиты «Шехеразада»: Урок музыки, 6-й класс / К.Ю. Скребкова // Копилка уроков

Смольская Е.Е. Народные праздники русских композиторов. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: Урок музыки, 3-й класс / Е.Е. Смольская // Учебно-методический портал

Соловьева, Е.Н. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко»: Урок музыки, 3-й класс / Е.Н. Соловьева // Инфоурок

Соломина, И.И. Сказка в музыке: Урок музыки, 2-й класс / И.И. Соломина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Стародубцева, М. Вокальное и хоровое творчество Н.А. Римского-Корсакова / М. Стародубцева // Знанио

Сычёва, Ю.В. Красота и сила музыки Н.А. Римского-Корсакова в оперном творчестве: Урок музыки / Ю.В. Сычёва // Инфоурок

Тананко, Н.В. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко»: Урок музыки, 3-й класс / Н.В. Тананко // Инфоурок

Таранова, Е.С. Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее»: Урок музыки, 3-й класс / Е.С. Таранова // Инфоурок

Тененбаум, И.В. Образы драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в опере Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки / И.В. Тененбаум // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Трушина, С. Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль: Урок музыки / С. Трушина // Знанио

Туровская, В.И. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Исторический и художественный аспекты: Урок музыки, 10-й класс / В.И. Туровская // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Филиппова, О.А. Беседы о Н.А. Римском-Корсакове: Урок музыки / О.А. Филиппова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Хамуева, Е.В. Тембр в музыке. (На примере произведения Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»): Урок музыки, 4-й класс / Е.В. Хамуева // Мультиурок

Хвиневич, И.В. О жанровых особенностях «Антара» Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки / И.В. Хвиневич // Инфоурок

Шамина, О.А. Сказка в мире музыки: Интегрированный урок (музыка + литература + изобразительное искусство), 5-й класс / О.А. Шамина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Шамова, М.И. На перекрёстке искусств: Н.А. Римский-Корсаков – композитор-сказочник: Урок музыки, 5-й класс / М.И. Шамова // Мультиурок

Шевцова, Т.П. Н.А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи: Урок музыки, 5-й класс / Т.П. Шевцова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Штатная, Л.С. «Весенняя сказка» по опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: Урок по музыкальной литературе / Л.С. Штатная // Инфоурок

Юшкова, Е. Опера-былина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова: Урок музыки, 5-й класс / Е. Юшкова // Знанио

Памятные места

Государственный мемориальный Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине (Ленинградская обл.)

Это подлинный дом семьи Римских-Корсаковых, в котором родился и провел детство будущий композитор. Дед композитора – Петр Воинович Римский-Корсаков, предводитель тихвинских дворян, выбрал для строительства семейного гнезда самое благостное место в городе – напротив монастыря, рядом с церковью Всех Святых, где по преданию, случилось первое явление чудотворной иконы Божьей Матери.

Фото с сайта

Музей открыт к 100-летию со дня рождения Римского-Корсакова (1944), к 180-летию композитора проведена реставрация музея, открыта новая экспозиция.

Музей в ВКонтакте

Подробнее здесь >> и  здесь >>

Фотоэкскурсия здесь >>

Деменева, Т. Каким будет дом-музей Римского-Корсакова после реновации? // СПб – Туркит. – 2021. – 12 янв.

Памятник Н.А. Римскому-Корсакову в Тихвине (Ленинградская обл.)

(1969, архитектор К.М. Митрофанов, скульпторы Н.С. Болотский, Н.В. Дыдыкин)

Установлен у Дома-музея.

Тихвин в жизни и творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Фото с сайта

Памятник Н.А. Римскому-Корсакову в Тихвине (Ленинградская обл.)

(2016, скульптор В. Селиванов)

Установлен в центре города, у Дворца культуры, который носит имя композитора.

У подножия памятника справа на бревне сидит один из героев его опер – былинный Садко.

С 1998 года в Тихвине проводится Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова, учреждённый Мариинским театром, который проходит в рамках Международного оперного фестиваля имени Римского-Корсакова.

Фото с сайта

Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге  http://rkorsakov.ru

Музей (филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства) открыт в последней петербургской квартире Н.А. Римского-Корсакова (Загородный пр., 28) в 1971 году. Здесь композитор прожил последние 15 лет жизни, здесь были созданы 11 из 15 его опер («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок»).

Мемориальная часть музея включает в себя несколько комнат: прихожую, рабочий кабинет композитора, гостиную и столовую.

В музее воссоздан не только внешний облик квартиры Римских-Корсаковых, но и царившая в ней творческая атмосфера. На протяжении многих лет этот дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. Гости Римского-Корсакова – композиторы Глазунов и Лядов, Рахманинов и Танеев, художники Серов и Репин, певцы Шаляпин и Забела-Врубель – принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили название «корсаковских сред». Главным экспонатом комнаты для гостей является рояль, звучавший во время творческих встреч.

Фото и подробнее здесь >>

Могила Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра, Некрополь мастеров искусств)

Н.А. Римский-Корсаков был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Н.К. Рериха, который представляет собою вершину кургана с громадным крестом над нею. В центре креста помещена барельефная икона Христа Спасителя, по бокам – иконы, изображающие Божию Матерь и Николая Чудотворца.

В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник Н.А. Римскому-Корсакову в С.-Петербурге

(1952, скульпторы В. Боголюбов, В. Ингал; архитектор М. Шепелевский)

Установлен на Театральной площади, возле Петербургской Консерватории. Место выбрано не случайно, именно в этом заведении, получившем впоследствии его имя, почти сорок лет работал знаменитый композитор и дирижер, талантливый педагог.

Высота памятника составляет более трех метров. Пьедестал, имеющий высоту три с половиной метра, выполнен из отполированного карельского гранита темно-красного цвета в форме усеченной пирамиды.

Фото с сайта

Мемориальный музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова

(Любенск, Вечаша, Псковская обл., Плюсский р-н)

Музей-усадьба (филиал Псковского музея-заповедника) состоит из двух соседних усадеб Любенск и Вечаша, которые были любимыми местами летнего отдыха Н.А. Римского-Корсакова и его семьи.

Подробнее  здесь >>    здесь >>  и   здесь >>

Фотоэкскурсия здесь >>

Великий сказочник: Н.А. Римский-Корсаков: док. фильм из цикла «Музыкальные усадьбы» / Реж. А. Киселев, авт. сценария П. Снегин [Видео] // Смотрим

Фото с сайта

Бюст Н.А. Римского-Корсакова в Краснодаре

(2017, скульптор М. Сердюков)

Установлен на территории Краснодарского государственного института культуры (ул. им. 40-летия Победы, 33) в рамках проекта Российского военно-исторического общества «Аллея российской славы».

Фото с сайта

Бюст Н.А. Римского-Корсакова в Сочи

(1983)

Установлен в парке им. Фрунзе напротив Летнего театра (Хостинский р-н, ул. Черноморская, 1).

Фото с сайта

Памятник Н.А. Римскому-Корсакову в Каире (Египет)

(2016, скульптор Усам эль-Серуи)

Установлен на территории Национального Каирского оперного театра. Скульптура положила начало Аллее славы композиторов, которая протянется вдоль основного здания театра.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

И.Е. Репин

«Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова»

(1893; Русский музей)

Известно, что Илья Репин дружил с Николаем Римским-Корсаковым и его семьей. Весной 1893 года композитор позировал художнику в его мастерской у Каменного моста в Петербурге. Они много говорили об искусстве и эстетике. Мнение Репина много значило для композитора.

Для Римского-Корсакова это был сложный период в жизни и в творчестве. И Репину удалось передать его состояние. Художник Илья Грабарь говорил потом, что на этом портрете Римский-Корсаков «до жуткости похож, до жуткости живой».

Фото с сайта

В.А. Серов

«Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова»

(1898; Государственная Третьяковская галерея)

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

 

Неизвестный художник

«Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова»

(1907)

Фото с сайта

 

 

Э. Визель

Портрет Н.А. Римского-Корсакова

Фото с сайта

А. Уханова

Портрет Н.А. Римского-Корсакова

Фото с сайта

Н.Е. Фешин

Портрет Н.А. Римского-Корсакова

(1920-е)

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru