«Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою…»

100 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы

(09.05.1924 – 12.06.1997) 

Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.

Б. Окуджава

Булат Шалвович Окуджава – советский и российский поэт, певец, прозаик, сценарист. Один из создателей жанра авторской песни, автор более 200 песен, написанных на собственные стихи.

Булат родился в Москве в семье идейных коммунистов-большевиков. До этого его родители, грузин Шалва Степанович Окуджава и армянка Ашхен Степановна Налбандян, проживали в Тифлисе (ныне Тбилиси), где активно занимались агитационной и просветительской работой. Сразу после свадьбы молодоженов направили на партийные курсы в Москву.

В столице молодой семье выделили комнату в коммуналке на старом Арбате. 9 мая 1924 у Шалвы и Ашхен родился сын, которого сначала назвали Дорианом – в честь героя знаменитого романа Оскара Уайльда. Но через месяц родители передумали и дали малышу имя попроще – Булат. Большая часть детства Окуджавы прошла в центре столицы, на Арбате. «Маленький дворик арбатский» навсегда станет отдельной темой в его поэзии.

Согласно семейному преданию, между генеральным комиссаром государственной безопасности Лаврентием Берией и Шалвой Окуджава – отцом поэта – существовала многолетняя неприязнь. Одна из причин – Лаврентий Павлович в своё время пытался ухаживать за Ашхен.

Из-за нарастающего конфликта с Берией Шалва Степанович был вынужден покинуть Грузию и переехать в Нижний Тагил, заняв пост 1-го секретаря горкома партии. В 1937-ом Окуджаву арестовали как сторонника Троцкого и организатора покушения на наркома тяжелой промышленности. Донос был ложным, но разбираться в этом никто не стал, и Шалву вскоре расстреляли. А в 1938-м  арестовали  и сослали в Карагандинский лагерь Ашхен.

После фактически двойной потери, 12-летний Булат уехал к тете в Тбилиси. Там – в стихии родной природы, наполненный острыми переживаниями – юноша начал писать стихи. «Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение казалось мне замечательным. <…> Близкие очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: “Гениально!”»

В августе 1942 года, окончив 9 классов, Окуджава ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком. Спустя годы он скажет: «Воевал не я. Воевал юноша с моим именем и фамилией. Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном “врагов народа”, и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна».

В декабре 1942-го он был ранен под Моздоком, после лечения в госпитале служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми.

Демобилизовавшись после Победы, экстерном сдал экзамены за среднюю школу, в 1946-м поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Окончив университет, Окуджава уехал по распределению в Калужскую область, где работал учителем литературы, а по вечерам писал стихи, в большей степени на военную тематику. И вскоре стихи молодого учителя стали публиковаться в областных газетах, о нём заговорили в местных литературных кругах.

В 1956 году Булат выпустил свой первый поэтический сборник «Лирика» и в этом же году, после ХХ съезда КПСС и последующей реабилитации родителей, вступил в партию. В 1959 году он вернулся в Москву, где продвинутые ценители современной поэзии уже были хорошо знакомы с его творчеством.

В 1961 году К. Паустовский включил в альманах «Тарусские страницы» повесть писателя «Будь здоров, школяр». Но официальная критика повесть не приняла за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне, правда, в 1965 г. Режиссёру В. Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название – «Женя, Женечка и «катюша».

Затем последовали «Глоток свободы», «Похождения Шипова, или Старинный водевиль», «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Кроме этого, Окуджава занимался переводами с арабского, шведского, финского языков, писал книги для детей и сценарии для фильмов. В 1962 году он стал членом Союза писателей СССР, работал в издательстве «Молодая гвардия» и в «Литературной газете», входил в учредительный совет газет «Московские новости» и «Общая газета».

Но широкую известность Окуджаве принесли авторские песни, послушать которые собиралась вся московская интеллигенция. Его особая интимная манера исполнения с переборами под гитару создавала удивительную атмосферу душевности и тепла. Его первые сочинения – «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Московский муравей» – быстро становятся популярными в народе.

Магнитофонные записи Окуджавы многократно переписывали, передавали из рук в руки. Но поистине всенародную славу ему принесла песня, написанная для фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», которая хоть и была написана после войны, стала в один ряд с легендарной «Катюшей», «Землянкой» и «Синим платочком».

Булата Окуджаву любили не только внутри страны, но и за её пределами – особенно в среде русской эмиграции. Первая пластинка Окуджавы вышла в Париже, в 1968 году, в Советском Союзе первые грампластинки с записями Окуджавы стали появляться позже – с середины 70-х годов. 

Окуджава активно сотрудничал с профессиональными композиторами, создавая музыку к кинофильмам. Например, совместно с Исааком Шварцем были созданы «Ваше благородие, госпожа Удача» (к/ф «Белое солнце пустыни»), песни для фильмов «Звезда пленительного счастья», «Нас венчали не в церкви», «Соломенная шляпка». 

Окуджава встретил перестройку с надеждой, искренне считая, что стране необходимы коренные преобразования. В эти годы его популярность сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни. Став одним из учредителей русского ПЕН-центра, поэт вскоре вышел из КПСС и занялся правозащитной деятельностью, в том числе в комиссии по помилованиям при Президенте РФ. В 1991-м году ему присуждается Государственная премия СССР.

С началом 90-х годов Булат Окуджава выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, США, Канаде, Германии, Израиле, Франции. Последний концерт состоялся в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 23 июня 1995 года.

Окуджава ушел из жизни 12 июня 1997 года в военном госпитале в Кламаре, недалеко от Парижа. После кончины тело Окуджавы перевезли в Москву и похоронили на Ваганьковском кладбище столицы.  

В год смерти поэта указом Президента России была утверждена премия имени Булата Окуджавы – «за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру» (1997 – 2004). 

Поэзия Б.Ш. Окуджавы – это уже мировая классика. Его песни звучат на всех языках мира. В разных странах проходят фестивали его имени. Именем Булата Окуджавы названа школа в Москве, горный перевал и звезда на небе.

Интернет-ресурсы

http://www.bokudjava.ru – Булат Шалвович Окуджава. Биография. Статьи. Песни. Стихи.

https://bokudjava.ru

Б. Окуджава на портале Культура.рф

Б. Окуджава (стихи, романы, рассказы) в библиотеке Мошкова

Б. Окуджава в Некоммерческой электронной библиотеке ImWerden

Б. Окуджава на сайте «Барды»

Б. Окуджава в «Журнальном зале»

Стихотворения Б. Окуджавы

Биография Б. Окуджавы

Произведения Б. Окуджавы

Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему – не наше дело,
Для чего – не нам судить…

Б. Окуджава

Моя война [Текст]: воспоминания и размышления писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне. – М.: Родина, 2022. – 368 с.

С.317-341: Б. Окуджава. Из школы на фронт

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино)

Окуджава, Б.Ш. Избранное [Текст]. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 304 с. – (Всемир. б-ка поэзии).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Окуджава, Б.Ш. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. / вступ. ст. Г. А. Белой. – М.: Современник, 1989.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность»)

Окуджава, Б.Ш. Арбатский дворик: стихи и песни / Б.Ш. Окуджава. – М.: Зебра Е, 2006. – 704 с.

То же: 2007. – 381 с. – (Мировая классика).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Окуджава, Б.Ш. Ваше благородие, госпожа Удача [Текст]: стихи, проза альбом для друзей. – М.: Эксмо, 2006. – 416 с. : ил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Окуджава, Б.Ш. Заезжий музыкант [Текст]: проза. – М.: Олимп, 1993. – 381 с. – (My best: Кн. рус. ПЕН-клуба; вып. 1, кн. 5).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

Окуджава, Б.Ш. Капли датского короля [Текст]: киносценарии; песни для кино / сост. и авт. примеч. В. И. Босенко. – М.: Киноцентр, 1991. – 250 с. : ил.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Окуджава, Б.Ш. Милости судьбы [Текст]: [нов. кн. стихотворений]. – М.: Моск. рабочий, 1993. – 190 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; в пос. Метлино и Татыш)

Окуджава, Б.Ш. Надежды маленький оркестрик: лирика 50-70-е гг. [Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 320 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Окуджава, Б.Ш. Под управлением любви: лирика. 70-е годы [Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 304 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Окуджава, Б.Ш. Путешествие дилетантов: из записок отставного поручика Амирана Амилахвари [Текст]: роман. – М.: Известия, 1986. – 560 с.: ил. – (Б-ка «Дружбы народов»).

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Окуджава, Б.Ш. Свидание с Бонапартом [Текст]: роман. – М.: Сов. писатель, 1985. – 286 с. : ил.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент)

Окуджава, Б.Ш. Упраздненный театр: Семейная хроника [Текст]: роман. – Нижний Новгород: Деком, 2000. – 320 с.: рис. портр.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Окуджава, Б.Ш. Чаепитие на Арбате [Tекст]: стихи разных лет. – М.: «Корона-Принт», 1997. – 576 с.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», отдел искусств)

Аудио- и видеоматериалы из фонда отдела искусств

Окуджава, Б. Пока Земля еще вертится: [Звукозапись] /исп. Б. Окуджава. – М.: ТОО «Московские окна», 1994. – 1 ак.

Содерж.: Сторона А: Студенческая песня. Ванька Морозов. Полночный троллейбус. Песенка о московском муравье. Арбат. О солдатских сапогах. Бумажный солдатик. О дураках. О старом больном усталом короле. Чудесный вальс. Черный кот. Веселый солдат. О пехоте.

Сторона В: А все-таки жаль… О ночной Москве. О московском метро. Молитва. Союз друзей. Старый пиджак. Мастер Гриша. Прощание с новогодней елкой.

Окуджава, Б. Ваше благородие, госпожа Удача: [Звукозапись]: песня из кф «Белое солнце пустыни» /сл. Б. Окуджавы; исп. П. Луспекаев // Золотые хиты советского кино. – М., 2004. – 1 СD (формат мр3).

Окуджава, Б. Здесь птицы не поют: [Звукозапись]: песня из кф «Белорусский вокзал /сл. Б. Окуджавы; исп. Н. Ургант // Песни Победы: сборник. – М., 2005. – 1 CD.

Белое солнце пустыни: [Видеозапись]: худож. фильм /авт. сцен.: В. Ежов, Р. Ибрагимбеков; реж. В. Мотыль; комп. И. Шварц; текст песни Б. Окуджавы; в ролях: А. Кузнецов, П. Луспекаев, С. Мишулин; Мосфильм, 1969. – М.: Крупный план, 1998. – 1 вк. (81 мин.).

Бичевская, Ж. Альбомы в формате мр3: [Звукозапись]: рус. народ. деревен. и город. песни; песни Б. Окуджавы /исп. Ж. Бичевская. – М.: Элком, 2004. – 1 CD (формат мр3; 5ч. 02 мин.)

Шварц, И. Романс Минского: [Звукозапись]: из кф «Станционный смотритель» / сл. Б. Окуджавы; исп. Н. Михалков // Музыка кино Сергея Соловьева. – Швеция, 1997. – 1 CD

Материалы о жизни и творчестве  Б. Окуджавы

Встречи в зале ожидания: воспоминания о Булате Окуджаве [Текст] / сост. Я. И. Гройсман, Г. П. Корнилова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ДЕКОМ, 2004. – 285 с. : ил. – (Имена).

Первая книга, состоящая из воспоминаний о Булате Окуджаве. О нем рассказывают друзья Булата и те, кто общался с ним на протяжении разных лет: И. Шварц, Е. Евтушенко, В. Мотыль, П. Тодоровский, Ф. Искандер, другие авторы, проживающие в России и за рубежом.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Гизатулин, М. Р. Булат Окуджава. Вся жизнь – в одной строке [Текст]: [16+] / М. Р. Гизатулин. – М.: АСТ, 2019. – 528 с. : ил. – (Век великих).

Рецензия на книгу здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Раззаков, Ф.И. Свет погасших звёзд. Они ушли в этот день [Текст]: по мотивам телесериала «Как уходили кумиры». – Кн. 1  / Ф.И. Раззаков. – М.: Эксмо, 2007. – 848 с. : ил.

С. 669–682: Булат Окуджава.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. – М.: РОСПЭН, 2000. – 784 с.

С. 414–415: Шерель, А. А. Окуджава Булат Шалвович

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Статьи:

Александрова, М.А. Блоковские истоки стихотворения Булата Окуджавы «Не бродяги, не пропойцы…» / М.А. Александрова, Д.В. Мосова // Вестник ННГУ. – 2011. – № 6-2. – С. 23-26.

Александрова, М.А. Декабристы в романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов»: Контекст современности / М.А. Александрова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2021.  – № 4.

Александрова, М.А. «Маленький человек» в романе Булата Окуджавы «Свидание с Бонапартом» / М.А. Александрова // Вестник ННГУ. – 2010. – № 4. – С. 305-312.

Александрова, М.А. «…но роза в руке для чего?»: о новом контексте классического образа в лирике Булата Окуджавы / М.А. Александрова // Новый филологический вестник. – 2010. – № 2. – С. 49-57.

Александрова, М.А. Образ Лермонтова в поэзии советского времени и «Встреча» Булата Окуджавы / М.А. Александрова // Известия Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2021. – № 2.

Александрова, М.А. Пушкин-памятник в поэтической картине мира Булата Окуджавы / М.А. Александрова // Сибирский филологический журнал. – 2022. – № 4.

Александрова, М.А. «Среди роз…»: фронтовой элизиум Булата Окуджавы / М.А. Александрова  // Новый филологический вестник. – 2021. – № 4 (59).

Александрова, М.А. Стихотворение Булата Окуджавы «Оловянный солдатик моего сына» в культурно-историческом контексте 1960-х годов / М.А. Александрова // Известия Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2019. – № 4.

Александрова, М.А. Школяры Булата Окуджавы: «Маленький человек» в поисках благородства / М.А. Александрова  // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2022. – № 1.

Аннинский, Л. А. Сентиментальность марша [Текст] : [о творчестве Б. Окуджавы] / Л. А. Аннинский // Обществ. науки и современность. – 2002. – № 2. – С. 171-179.

Аннинский, Л. Булат Окуджава: «Матушка, поплачь по сыну» // Аннинский, Л. Красный век: Эпоха и её поэты. – М., 2009. – С. 429-444

Богомолов, Н. Булат Окуджава и массовая культура / Н. Богомолов // Вопр. литературы. – 2002. – № 3. – С. 4-14.

Богомолов, Н. А. Окуджава диссидентом не был? // Знамя. – 2005. – № 5.

Бойко, С.С. Владимир Набоков и Булат Окуджава: к проблеме литературной репутации / С.С. Бойко // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2008. – № 9. – С. 146-160.

Бойко, С.С. Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы в контексте русского языка конца ХХ столетия / С.С. Бойко // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2011. – № 7 (69). – С. 189-193.

Бойко, С.С. «Я познакомился с тобой, война…»: персонажи фронтовой лирической повести и школяр Булата Окуджавы / С.С. Бойко // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2010. – № 2 (45). – С. 173-184.

Борковский, Ф. О воспитательном значении песенного творчества Булата Окуджавы // Bards.ru.

Васянин, А. А прошлое ясней, ясней, ясней: 90 лет Б. Окуджаве // Рос. газета. – 2014. – 8 мая.

Выдрина, В.В. Проблема историзма и исторического романа в творческом сознании А. Пушкина и Б. Окуджавы / В.В. Выдрина // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 3. – С. 125-131.

Гордон, М. Окуджава – наше всё! // Алеф. – 2007. – 24 июля.

Гудзенко, С. Поэзия, опаленная войной / С. Гудзенко // Моё поколение. – Якутск, 2015. – 4 с.  

Егоров, М.Ю.  Б. Ш. Окуджава в периодике третьей волны эмиграции /М. Ю. Егоров // Верхневолжский филологический вестник. – 2021. – № 3 (26).

Ермолин, Е. А. Булат Окуджава и разложение советской и антисоветской массовой культуры / Е. А.  Ермолин // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2.

Жуховицкий, Л. Пророкам командировочные не положены [Текст]: [публицистика] / Л. Жуховицкий // Нева. – 2002. – № 11. – С. 108-125.

Замостьянов, А. Окуджавский мотив // Год литературы. – 2022. – 9 мая.

Каплан, А.Б. Окуджава и Андерсен / А.Б. Каплан // Вестник культурологии. – 2003. – № 3. – С. 88-91.

Кипнес, Л.В. Типология женских образов в творчестве Б.Ш. Окуджавы / Л.В. Кипнес // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 249-256.

Кириллов, С. Булат Окуджава: «Мои первые стихи были о войне» // Правмир. – 2021. – 9 мая.

Кнабе, Г. Булат Окуджава и культурно-историческая мифология. От шестидесятых к девяностым // Вопросы литературы. – 2006. – № 5.

Куллэ, В. Без Окуджавы // Старое лит. обозрение. – 2001. – № 1.

Матюшкина, Е.Н. Авантюрность в исторической прозе Б. Окуджавы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – № 3.

Матюшкина, Е.Н. «Декабристский миф» в исторических произведениях Б. Окуджавы и Б. Голлера // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2024. – № 1.  

Матюшкина, Е.Н. Тип героя в исторических романах Б. Окуджавы / Е.Н. Матюшкина // Вестник РХГА. – 2011. – № 1. – С. 272-278.

Матюшкина, Е.Н. Традиции русского символизма в поэзии Б. Окуджавы / Е.Н. Матюшкина // Вестник ЧелГУ. – 2010. – № 7. – С. 98-100.

Матюшкина, Е.Н. «Частный» человек в романе Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов» Е.Н. Матюшкина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2021. – № 3.

Мессерер, Б. Промельк Беллы. Булат Окуджава // Октябрь. – 2013. – № 5.

Некрасов, В. Окуджава / В. Некрасов // Старое лит. обозрение. – 2001. – № 1.

Булат Шалвович Окуджава: библиография / сост. А. Е. Крылов, В. Ш. Юровский // Старое лит. обозрение. – 2001. – № 1.

Булат Окуджава. Колокольчики души: 90 лет со дня рождения Б. Окуджавы / подгот. О. Фочкин // Веч. Москва. – 2014. – 8 мая.

Булат Окуджава: «Я грустный оптимист»: Неизвестное интервью Булата Окуджавы. Творческий вечер в Томске / беседовал А. Сотников // Новый Берег. – 2004. – № 6.

«Булат Окуджава: его круг, его век» [Текст] : [подборка ст.] // Вопр. литературы. – 2002. – № 3. – С. 3-57.

Орлов, В. Булат Окуджава в кино и в жизни / В. Орлов // Вестник: онлайн-журнал.

Памяти Булата Окуджавы: подборка материалов / Ю. Ким, В. Уфлянд, Е. Скульская, Б. Ахмадулина, Н. Матвеева и др. // Старое лит. обозрение. – 2001. – № 1.

Полехина, М. М. Булат Окуджава и Белла Ахмадулина: «Судеб скрещенье» / М.М. Полехина // CCS&ES. – 2022. – № 2.

Смирнова, А.И. Роман Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» : архитектоника и жанр / А.И. Смирнова // Вестник ВолГУ. Серия 8 : Литературоведение. Журналистика. – 2006. – № 5. – С. 111-116.

Халина, Т. Булат Шалвович Окуджава // Чтобы помнили

Черняк, В. Д. Возьмемся за руки, друзья: Булат Окуджава в интертекстуальном тезаурусе молодежи / В.Д. Черняк  // Вестник ТГПУ. – 2021. – № 6 (218).

Чудакова, М. «Лишь я, таинственный певец…» // Старое лит. обозрение. – 2001. – № 1.

Шеваров, Д. Простите пехоте: 90 лет со дня рождения Б. Окуджавы // Рос. газета. – 2014. – 3 апр.

Шраговиц, Е. Перекличка трех поэтов: Окуджава, Георгий Иванов, Тютчев // Звезда. – 2011. – № 7.

Память. Памятные места

То ли мёд, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм…
Всё, что было его – нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.

Б. Окуджава

Виртуальный квартирник: экскурсия по двум домам Булата Окуджавы: Проект ТАСС

Государственный Мемориальный музей Булата Окуджавы (Переделкино)  http://www.okudshava.ru 

  На даче № 11 по ул. Довженко в Переделкино долгие годы жил Булат Шалвович Окуджава. Через год после его смерти здесь был создан музей, сначала без официального статуса, как народный, общественный. В 1999 г. музей приобрел статус государственного. В нем полностью сохранена прижизненная обстановка и уникальная коллекция колокольчиков, собранная Б. Окуджавой.

Фотоэкскурсия здесь >>

Фото с сайта

Владимиров, И. В доме Окуджавы «Будет дверь открыта»: Дом-музей Окуджавы в Переделкино сохранит статус самостоятельного федерального учреждения культуры // Год литературы. – 2017. – 27 марта. // Рос. газета. – 2017. – 27 марта.

Окуджава, О. Три рождения маленького музея Булата Окуджавы в Переделкине // ТАСС. – 2019. – 8 мая.

«Дом Булата»: Культурный центр и музей Окуджавы на Арбате https://dombulata.ru

Открыт в 2007 году (Плотников переулок, 21, строение 1). На первом этаже размещается «Кукольный дом» Ольги Окуджава, на четвёртом – небольшой выставочный зал, он же концертный. А на третьем – небольшой музей Булата Окуджавы. В центре экспозиции воссозданная до мельчайших подробностей часть кабинета поэта: здесь и письменный стол, и торшер, и настенные часы с кукушкой на стене, личные вещи. В экспозиции собраны памятные вещи поэта, его рукописи и прижизненные издания, экземпляры «самиздата», фотографии из семейного архива, предметы личных коллекций и творчества, подарки близких друзей.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Могила Б. Окуджавы на Ваганьковском кладбище в Москве

Художественное оформление надгробного камня – Георгий Франгулян. На каменной глыбе рукописным шрифтом выведено имя Б. Окуджавы. По двум сторона установлена сварная черная оградка, внутри которой выложена брусчатка, олицетворяющая нотный стан.

Подробнее здесь >>

Памятник Б. Окуджаве в Москве

(2002, скульптор Г. Франгулян, архитекторы И. Попов, В. Прошляков)

Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Композиция, воссоздающая «кусочек арбатского двора», включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.

Подробнее  здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта 

Памятник Б. Окуджаве в Москве

(2007, скульптор Г. Франгулян)

Установлен во дворе Школы № 109 (директор Е.А. Ямбург).

Еще при жизни поэта в школе был поставлен спектакль, посвященный творчеству Окуджавы. На этом спектакле был Булат Шалвович.

Скульптор изобразил Б.Ш. Окуджаву молодым, преисполненным радужных надежд, мечтаний и творческих исканий.

Фото с сайта

Памятник Б. Окуджаве в Москве

(скульптор З. Церетели)

Горельеф из цикла «Мои современники» (Музей современного искусства)

Подробнее здесь >>

Памятник Б. Окуджаве в селе Высокиничи (Жуковский район, Калужская область)

(2017, скульптор С. Лопухов)

Установлен у здания сельской школы, где в 1951-1952 годах преподавал Окуджава. В школе также открыт первый в Калужской области музей Окуджавы с его личными вещами.

Подробнее и фото  здесь >>

Памятная доска в Калуге

Установлена (2003) на площади Старый Торг на здании газеты «Молодой ленинец», где работал Б. Окуджава.

Памятные доски также установлены на зданиях пятой и четырнадцатой школ.

В декабре 1996 года Окуджаве было присвоено звание Почетного гражданина Калуги, его именем названа улица.

Фото с сайта

Жизнь и творчество Булата Окуджавы были связаны с Калужской землей. Здесь он прожил с 1950 по 1956 год. Молодой выпускник Тбилисского Государственного университета, Булат Шалвович работал учителем русского языка и литературы в сельских школах сёл Шамордино, Высокиничи, в городских школах Калуги № 5 и вечерней Школе рабочей молодежи, а также корреспондентом областных газет. В Калужском книжном издательстве в 1956 году вышла его первая книга.

Пушникова, Г. Прославленный не по программе. Булат Окуджава – сельский учитель [в Калужской области] // Учительская газета. – 2007. – 5 июня.

Свиридов, С. В. Шесть лет большой жизни: Окуджава в Калуге / С.В. Свиридов  // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2020. – № 2.

Соловьев, В. Калужские встречи с Булатом Окуджавой // RELGA. – 2014. – 1 марта.

Мемориальная доска в Нижнем Тагиле (Свердловская область)

(2014, скульптор А. Брусницин)

Установлена на фасаде школы № 32, где учился Булат Окуджава.

В Нижнем Тагиле Окуджава прожил три года – с 1934-го, когда семья переехала к отцу, за два года до этого назначенного парторгом Уралвагонстроя по личной рекомендации Серго Орджоникидзе. В 1935-ом Шалву Окуджаву назначили первым секретарем Тагильского горкома, в 1937-ом – расстреляли.

Имя Б. Окуджавы присвоено одной из улиц в новом районе Нижнего Тагила, на доме, где жила его семья, установлена мемориальная доска отцу Окуджавы – Шалве Степановичу (1989, скульптор В.М. Ушаков). В 2015 году в доме открылся литературно-музейный центр «Дом Окуджавы».

Подробнее  здесь >>    здесь >>

Фото с сайта

Памятник Б. Окуджаве в Ахтубинске (Астраханская область)

(2018, скульптор М. Сердюков)

Бюст поэту является частью композиции «Нотный стан», в память о работниках искусства, из которых формировались концертные фронтовые бригады.

Подробнее и фото здесь >>

Мемориальная доска в Юрге (Кемеровская область)

(2008, художник В. Анин)

Размещена на здании городской гостиницы «Сибирь», где в сентябре 1993 года останавливался Булат Шалвович.

«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке» – эта строка из песни написана на мемориальной доске.

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

Фильмы: кино и телевидение

Б. Окуджава на сайте КиноПоиск

Б. Окуджава на сайте КиноТеатр

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни.

В общей сложности Окуджава написал песни для восьмидесяти фильмов, среди которых всеми любимые «Полночный троллейбус» (фильм «Цепная реакция», 1962), «Нам нужна одна победа» из военной драмы «Белорусский вокзал», песни из фильмов «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Приключения Буратино».

Киносценарии:

«Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Одесская киностудия, 1965); «Женя, Женечка и «катюша» (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Ленфильм, 1967); «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен); «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

10 фильмов с песнями Б. Окуджавы

на собственную музыку – «Сентиментальный марш» («Застава Ильича», 1963), «Мы за ценой не постоим» («Белорусский вокзал», 1971), «Пожелание друзьям» («Ключ без права передачи», 1977), «Песня московских ополченцев» («Великая Отечественная», 1979), «Счастливый жребий» («Законный брак», 1985); 

на музыку И. Шварца – «Капли Датского короля» («Женя, Женечка и «катюша», 1967), «Ваше благородие» («Белое солнце пустыни», 1970), «Песня кавалергарда» («Звезда пленительного счастья», 1975), песни к фильму «Соломенная шляпка» (1975), «Дорожная песня» («Нас венчали не в церкви», 1982); «Веселый барабанщик» («Друг мой, Колька», 1961);

на музыку В. Гевиксмана – «Старый причал» («Цепная реакция», 1963); 

на музыку В. Левашова – «Бери шинель, пошли домой» («От зари до зари», 1975; «Аты-баты, шли солдаты…», 1976).

Работа в кадре:

Художественные (игровые) фильмы: «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»); Киностудия им. М. Горького, 1963; «Ключ без права передачи»; Ленфильм, 1977; «Законный брак»; Мосфильм, 1985; «Храни меня, мой талисман»; Киностудия им. А. П. Довженко, 1986.

Документальные фильмы: «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм); «Мои современники»; Ленфильм, 1984; «Два часа с бардами» («Барды»); Мосфильм, 1988; «И не забудь про меня»; Российское телевидение, 1992.

Б. Окуджава и авторская песня

Сочинилось как-то так, само собою,
что-то среднее меж песней и судьбою…

Б. Окуджава

http://berezhok.narod.ru – Бережок: Сайт для любителей авторской песни

http://www.bards.ru/person.php?id=257 – Сайт об авторской песне

http://www.bards.ru/archives/albom_show.php?id=950 – Барды. Ру – Аудиоархив Окуджавы

Авторская песня [Текст]: кн. для ученика и учителя / сост., авт. предисл. и ввод. заметок В. И. Новиков. – М.: АСТ; Олимп, 2002. – 506 с. – (Школа классики).

С. 15–57: Булат Окуджава.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Авдеева, А.  Песни нашего века [Текст]: посвящается 75-летию со дня рождения Б. Окуджавы, 65-летию со дня рождения Ю. Визбора / А. Авдеева // Искусство в школе. – 2000. – № 1. – С. 13-20.

Авторская песня. Булат Шалвович Окуджава // Videouroki.net

Авторская песня для второй половины XX века стала символом альтернативной культуры, авторы старались донести мысли и чаяния современных людей до общества. Движение авторской песни постепенно приобрело массовый характер и подарило нам массу талантов, достигших вершин, недостижимых для их последователей. Ярчайшим примером подобного дарования стал Булат Шалвович Окуджава.

«Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Концерт эстрадного артиста – это всегда показ. Творческий вечер автора – это, прежде всего, форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.

Авторская песня – это  серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души».  (Булат Окуджава)

Свою первую песню – «Неистов и упрям…» – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни («Полночный троллейбус», «Ванька Морозов», «Король», «До свидания, мальчики», «Песенка про Черного кота» и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Всенародная слава Окуджавы-барда вызывала подозрительное отношение к нему у партийных идеологов, а также завистливо-снобистскую реакцию со стороны многих литераторов, долгие годы стремившихся отлучить его от «высокой» поэзии.

Песни Булата Окуджавы принесли ему широкую известность, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Его песни звучали по радио, телевидению, в кинофильмах, спектаклях… Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта.

В настоящее время в Государственном Литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Булата Окуджавы. Этот фонд насчитывает 287 единиц хранения и составляет 160 часов звучания.

Предлагаем также методические материалы «У поэта соперника нету…»

Оцените статью
libozersk.ru