220 лет со дня рождения М.И. Глинки
(01.06.1804 – 15.02.1857)
Глинка имеет в русской музыке такое же значение,
как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты,
оба – родоначальники нового
русского художественного творчества,
оба глубоко национальные
и черпавшие свои великие силы
прямо из коренных элементов своего народа,
оба создали новый русский язык –
один в поэзии, другой в музыке.
В. Стасов
Глинка – наш гений, композитор,
для которого народ и родина составляли
главное, основное содержание
его величайших произведений.
Б. В. Асафьев
Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой для становления русской классической музыки.
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня (20 мая) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, происходившего из рода обрусевших польских шляхтичей. Болезненный и слабый ребенок, он до 6 лет воспитывался бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких.
Начальное образование будущий композитор получил дома. С детства он выучился игре на скрипке и фортепиано, уже тогда пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал. Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону, Михаил умел на медных тазах ловко подражать звонарям.
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер.
В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который навещал своего младшего брата Льва, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.
Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди М. Глинка начал учиться и пению.
Первый опыт в сочинении музыки относится к 1822 году – времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период были написаны романсы «Не искушай меня без нужды» на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А.С. Пушкина и другие.
Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой и настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды Пятигорска и Кисловодска, чтобы поправить слабое здоровье.
В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку.
В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить петербургскую сырость на более теплый климат Европы. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает оперу и вокальный стиль бельканто и сам много сочиняет в «итальянском духе».
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.
Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.
Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения, ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе. В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась его дальняя родственница Марья Петровна Иванова. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А.М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.
Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года с грандиозным успехом. Глинка не мог поверить своему счастью. Сам император долго высказывал ему благодарные слова, а критики назвали «Жизнь за царя» национальной героико-патриотической эпопеей.
В 1839 году Глинка познакомился с Екатериной Керн – дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. В «Записках» композитор писал: «…Мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан <…> и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали». Екатерина Керн разделяла его страсть к музыке: они играли в четыре руки, вместе пели арии из оперы «Жизнь за царя». Михаил Глинка написал для возлюбленной «Вальс-фантазию» и посвятил романс «Если встречусь с тобой».
В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.
Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Критики и бомонд встретили новую оперу крайне неблагосклонно. Высшее общество оперу освистало, царь Николай I, не дождавшись конца спектакля, демонстративно вышел из зала, а князь Михаил Павлович говорил, что отправляет провинившихся солдат слушать оперу Глинки в виде наказания.
Тяжело переживая критику своей новой оперы, а также кризис в личной жизни, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии».
Летом 1847 года Глинка возвращается в Россию. Некоторое время он провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве, где музыкант прожил два года. Здесь композитор написал симфоническую фантазию темы русских песен «Камаринская». В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки, создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии “Камаринская”». (П.И. Чайковский)
В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург, где даёт уроки пения, готовит оперные партии и камерный репертуар известным и начинающим оперным певцам. Под непосредственным влиянием Глинки складывается русская вокальная школа.
В 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину.
В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).
В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине, вдали от родных и близких, и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
М.И. Глинка – автор романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
Патриотическая песня М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. являлась официальным гимном Российской Федерации.
Интернет-ресурсы
М.И. Глинка на сайте «Культура.РФ»
М.И. Глинка в Нотном архиве Б. Тараканова
М.И. Гинка на сайте Нотного архива России
М.И. Глинка на сайте «Нотомания»
М.И. Глинка на сайте Музыкальная библиотека
М.И. Глинка на сайте Belcanto.ru: В мире оперы
М.И. Глинка на сайте «Классическая музыка»
М.И. Глинка на сайте «Люди»
М.И. Глинка на сайте «Хронос»
Биография М.И. Глинки
М.И. Глинка на сайте «Музыкальная литература зарубежных стран»: Лекции по русской музыке
Группа в ВКонтакте
М.И. Глинка в Википедии
Музыкальные произведения М.И. Глинки
(из фонда отдела искусств)
Глинка, М. Симфония на две русские темы. Арагонская хота. Воспоминание о летней ночи в Мадриде и др. [Звукозапись] / М. Глинка; исполн.: Гос. акад. симф. орк. СССР, дир. Е. Светланов, 1991. – Время звучания: 71.32. – 1 зв. диск.
Глинка, М. И. Иван Сусанин. Руслан и Людмила [Звукозапись]: оперы / исп.: солисты, хор и орк. Большого театра СССР, дир. Ю. Симонов, 2007. – 1 зв. диск (формат мр3; 5 ч. 45 мин.).
Глинка, М. И. Симфонические и вокальные произведения [Звукозапись]: Арагонская хота. Ночь в Мадриде. Фрагменты из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» / М. И. Глинка; 2007. – 1 зв. диск (формат мр3; 5 ч. 55 мин.).
Литература о жизни и творчестве М.И. Глинки
Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов [Текст]: биогр. повествования / сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 520 с., портр. – (Жизнь замечательных людей. Б-ка Флорентия Павленкова. Биогр. сер.; Т. 25).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Вадецкий, Б. Глинка [Текст]: роман / Б. Вадецкий. – М. : Сов. писатель, 1984. – 463 с.
В романе воссозданы быт и общественно-политическая жизнь России 20-40-х гг. XIX в., что помогает понять, откуда композитор черпал свои идеи, почему именно предания о подвиге Сусанина и сказки Пушкина послужили темами его гениальных опер.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Васина-Гроссман, В.А. Михаил Иванович Глинка [Текст] / В. А. Васина-Гроссман. – М.: Музыка, 1979. – 104 с. : ил.
Книга рассказывает о детских годах, начале творческого пути, годах странствий, друзьях и врагах великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. В книге много фотоиллюстраций, изображающих сцены из опер Глинки, портреты известных композиторов, исполнителей, друзей.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)
Глинка, М. И. Записки [Текст] / М. И. Глинка; предисл. А. С. Розанов. – М. : Музыка, 1988. – 217 с.
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Глинка, М. И. Литературные произведения и переписка [Текст]. Т.2 (А) / М. И. Глинка. – М.: Музыка, 1975. – 416 с. : 8 л. ил.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)
Михаил Иванович Глинка: альбом / сост., авт. вступ. ст. и текста А. Розанов. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1987. – 175 с. : ил., цв. ил.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Михаил Иванович Глинка. 1804–1954 [Текст]: календарь к стопятидесятилетию со дня рождения / авт.-сост. А. Орлова. – Л. : Гос. муз. изд-во, 1954. – 479. : ил.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Глинка в воспоминаниях современников [Текст] / Сост., подготовка текста, вступит. ст. и коммент. А.А. Орловой. – М.: Музгиз, 1955. – 432 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, книгохранение)
Гордеева, Е. М. М. И. Глинка-исполнитель [Текст] / Е. М. Гордеева. – М.: Музыка, 1966. – 110 с.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
«Иван Сусанин» М. И. Глинки: альбом к 150-летию со дня премьеры / сост. А. Наумов; авт. вступ. ст. С. Савенко. – М.: Музыка, 1986. – 48 с. : ил.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Канн-Новикова, Е. И. Маленькая повесть о Михаиле Глинке [Текст] / Е. И. Канн-Новикова. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1968. – 115 с. : ил. – (Рассказы о музыке для школьников).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Левашева, О. Е. Михаил Иванович Глинка [Текст]: в 2 кн. / О. Е. Левашева. – М.: Музыка, 1987. – (Классика мировой муз. культуры).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Летопись жизни и творчества М. И. Глинки [Текст]: в 2 ч. / сост. А. А. Орлова. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Музыка, 1978.
Летопись жизни и творчества Глинки, составленная А.А. Орловой по первоисточникам, является сводом самых различных материалов: документальных данных, литературных, эпистолярных и мемуарных высказываний самого композитора и его современников. Подробно, день за днем, отмечаются все существенные моменты жизни великого композитора.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
«Руслан и Людмила» М.И. Глинки [Текст]: оперное либретто / ред. И. Уварова. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1981. – 63 с. – (Оперные либретто).
«Руслан и Людмила» – одно из величайших творений 19 века, – сказал Г. А. Ларош, профессор теории и истории музыки.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Рыцлина, Л. Оперное творчество М. И. Глинки [Текст] : метод. пособие / Л. Рыцлина. – М.: Музыка, 1979. – 88 с. : нот.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Статьи:
Алкон, Е.М. «Чудный сон живой любви…»: о тайнах оперы Глинки «Руслан и Людмила» / Е.М. Алкон // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – № 4 (24). – С. 56-66.
Бабенко, О.В. Судьбы наследия М.И. Глинки в исторической ретроспективе / О.В. Бабенко // Sciences of Europe. – 2021. – № 66-3.
Бекетова, Н.В. Праздник русской музыки: «Жизнь за царя» Глинки как национальный миф / Н.В. Бекетова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2004. – № 1. – С. 20-31.
Бильченко, Е. В. Философия музыки М. И. Глинки в оптике классической и неклассической эстетики / Е. В. Бильченко // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. – 2023. – № 1.
Гарькушова, Т. Ю. Пушкинские романсы Глинки / Т.Ю. Гарькушова, О.В. Гринес (Опыт исполнительской интерпритации) // Музыкальное образование и наука. – 2019. – № 2 (11).
Глинка Михаил Иванович: к 210-летию со дня рождения композитора: библиогр. пособие / Орл. обл. науч. универс. публ. б-ка им. И.А. Бунина, отд. искусств; [сост. В.Н. Каменева; ред. Л.С. Кулакова]. – Орел, 2014. – 27 с. – Режим доступа
Горячих, В.В. М. И. Глинка и идея русской симфонии / В.В. Горячих // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2020. – № 6 (71).
Ермак, А.Н. «Записки» М.И. Глинки как источниковедческая база изучения его жизненного и творческого пути в музыкально-педагогическом образовании / А.Н. Ермак // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2014. № 2 (6). – С. 159-173.
Зубарев, С. А. Роль «Славься» М.И. Глинки в музыке парадов второй половины XX – начала XXI века / С. А. Зубарев // Philharmonica. International Music Journal. – 2024. – № 1.
Иличкина, Ю. Михаил Глинка: отчего разбилась фарфоровая душа? // Школа жизни
Калошина, Г.Е. Оперное творчество Глинки и западноевропейский музыкальный театр первой половины XIX века // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2004. – № 1.
Кизин, М.М. Русская певческая школа М.И. Глинки / М.М. Кизин // Вестник ЧГАКИ. – 2012. – № 4 (32). – С. 105-108.
Ковалев-Случевский, К. Автор национального гимна – Михаил Глинка / К. Ковалев-Случевский // Литературная газета. – 2004. – № 22.
Красковская, Т. В. М.И. Глинка и национальная комическая опера: микроистория в действии / Т.В. Красковская // Музыкальный журнал Европейского Севера. – 2024. – № 1.
Лащенко, С.К. О том, как и почему Глинка полюбил халат, и что из этого вышло / С.К. Лащенко // Вестник РХГА. – 2021. – № 1.
Лобзакова, Е.Э. Духовная музыка Глинки: опыт осмысления / Е.Э. Лобзакова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2004. – № 1. – С. 46-51.
Ляшенко, Е. Голос народа. Жизнь Михаила Глинки сквозь призму его произведений // АиФ – СПб. – 2015. – 1 июня.
Минакова, А. По-великому прост: 210 лет со дня рождения композитора Михаила Ивановича Глинки / А. Минакова // Столетие. – 2014. – 2 июня.
Нагин, Р.А. Иван Сусанин в опере Глинки: Сюжетные мотивы «Жизни за царя» в контексте европейской либреттистики XVIII – первой половины XIX века / Р.А. Нагин // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2009. – № 2. – С. 158-166.
Плотникова, О. М. Культурные коды в либретто оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки / О. М. Плотникова // Культурный код. – 2023. – № 3.
Потапенко, Т.А. «Глинка… – живой родник всей русской музыки» / Т.А. Потапенко // МИРС. – 2007. – № 1-2. – С. 98-103.
Радзецкая, О.В. «Неоконченная» соната для альта и фортепиано d-moll М.И. Глинки: у истоков русской камерно-ансамблевой музыки / О.В. Радзецкая // Концепт. – 2019. – № 2. – С. 1-5.
Раев А.А. Вклад М.И. Глинки в развитие русского симфонического оркестрового искусства / А.А. Раев // The Scientific Heritage. – 2021. – № 75-4.
Сидорова, М. А. Художественно-смысловая функция образа природного пространства в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки / М. А. Сидорова // Манускрипт. – 2019. – № 10.
Смагина, Е.В. М.И. Глинка: штрихи к портрету композитора / Е.В. Смагина // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – № 1. – С. 16-18.
Смагина, Е.В. Оперная поэтика Глинки в контексте жанрово-стилевых исканий русского музыкального театра первой половины XIX века / Е.В. Смагина // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2004. – № 1. – С. 32-38.
Смагина, Е.В. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки: к вопросу о «Роли одной темы в целой опере» (аналитический этюд) / Е.В. Смагина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2009. – № 4. – С. 203-209.
Урванцева, О. А. «Контрапункт стилей» в творчестве Глинки / О. А. Урванцева // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – 2023. – № 35.
Черевань, С.В. Авторский замысел в русской музыкальной культуре – константа или тема для вариаций? (К проблеме «Жизнь за царя» – «Иван Сусанин» М. Глинки) / С.В. Черевань // Вестник ЧелГУ. – 2008. – № 3. – С. 180-184.
Чередниченко, Т. Традиция без слов. Медленное в русской музыке [Текст]: [о рус. музыке] / Т. Чередниченко // Новый мир. – 2000. – № 7. – С. 173-194.
Шабунова, И.М. Оркестр в трудах Глинки и других композиторов XIX века / И.М. Шабунова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2004. – № 1. – С. 62-67.
Шкляева, Е.Л. Воспоминания А.П. Керн о М.И. Глинке как «Текст культуры» / Е.Л. Шкляева // Культура и текст. – 1999. – № 5. – С. 139-144.
Яковенко, С.Б. Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура / С.В. Яковенко // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2004. – № 1. – С. 52-61.
Видеоматериалы:
Арнштам, Л. Глинка: Биографический фильм [Видео] // YouTube – Россия
Ахмедова, Н. Лучшая вокальная методика М.И. Глинки: Телепередача из цикла «Вечерний чай с Н. Ахмедовой» [Видео] // YouTube – Россия
Баштан, Л.С. Концерт-лекция памяти М.И. Глинки: [Видео] // YouTube – Россия
Казанцева, Ю. Как всё начиналось: Дмитрий Бортнянский и Михаил Глинка : Лекция курса «История русской музыки» [Видео] // YouTube – Россия
Казанцева, Ю. «Уж не Глинка, а фарфор»: Концерт-лекция [Видео] // YouTube – Россия
Казиник, М.С. М.И. Глинка «Руслан и Людмила»: Лекция [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.
Казиник, М.С. М.И. Глинка: Лекция [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.
Казиник, М.С. Михаил Иванович Глинка и красота русского вальса: Беседа в рамках программы «Нетипичный формат» [Видео] // YouTube – Россия
Казиник, М.С. Русские миниатюры: Балакирев, Глинка, Кюи: Лекция [Видео] // YouTube – Россия
Калинина, Н.В. М.И. Глинка «Разлука»: Концерт из цикла «Музыкальные истории» [Видео] // YouTube – Россия
Карпова, Н.С. Русский композитор М.И. Глинка: Муз гостиная «Нескучная классика» [Видео] // YouTube – Россия
Кислякова, Л. Биография М.И. Глинки: Лекция из цикла «Беседы о музыке» [Видео] // YouTube – Россия
Малиновый звон: М.И. Глинка: док. фильм из цикла «Музыкальные усадьбы» / Реж. А. Киселев, авт. сценария П. Снегин [Видео] // Смотрим
Менделеев, Д. «Херувимская песнь». Михаил Глинка: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // Смотрим
Николаев, Л. Михаил Глинка: Док. фильм из цикла «Гении и злодеи» [Видео] // YouTube – Россия
Петров, Д. Михаил Глинка: Док. программа из цикла «Выдающиеся русские композиторы» [Видео] // Смотрим
Петрушанская, Е. В оперном мире Глинки: Видеолекция о русской музыке из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия
Петрушанская, Е. Михаил Глинка. Парадоксы создания монумента: Видеолекция о русской музыке из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия
Петрушанская, Е. Михаил Глинка. Путешествия реальные и музыкальные: Видеолекция о русской музыке из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия
Петрушанская, Е. Михаил Глинка. Светлые звуки юности: Видеолекция о русской музыке из цикла «Знай наших» [Видео] // YouTube – Россия
Райскин, И. «Князь Холмский» Глинки – «Симфоническое чудо»: Лекция в рамках совместного проекта «Прагмемы» и БДТ им. Товстоногова «Эпоха просвещения» [Видео] // YouTube – Россия
Сидорова, Т. Михаил Глинка. Сомненья и страсти: док. фильм в 2 с. / Реж. А. Торстенсен // Смотрим
Сканави, А. Михаил Глинка, или Музыка русской души: Док. программа из цикла «Правила жизни» [Видео] // Смотрим
Фенченко, В. М.И. Глинка. Романсы: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия
Царихин, К. Глинка и Огинский: Передача из цикла «Музыкальное занятие в Школе Женственности» [Видео] // YouTube – Россия
Методические материалы:
Алексеева, В.И. «За Русь мы все стеной стоим»: Урок музыки, 4-й класс / В.И. Алексеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Аминова, Г.М. Музыкальный волшебник М.И. Глинка: Внеклассное мероприятие, 5-й класс / Г.М. Аминова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Андронова, Е.А. М.И. Глинка: Урок музыки, 6-й класс / Е.А. Андронова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Аникина, М.В. Поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»: Интегрированный урок (литература + музыка) / М.В. Аникина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Баранов, И.И. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: Урок музыки, 7-й класс / И.И. Баранов // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Булыгина, М.А. История создания оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки: Урок по музыкальной литературе / М.А. Булыгина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Бурцева, О.Е. Опера (на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»): Урок музыки, 5-й класс / О.Е. Бурцева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Гарина, Е.Ф. Образ русской женщины в произведениях М.И. Глинки и А.С. Пушкина: Урок музыки, 7-й класс / Е.Ф. Гарина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Дерунец, И.Т. Художественная культура России XIX – начала XX в. Фундамент национальной классической музыки. М.И. Глинка: Урок по литературе / И.Т. Дерунец // Мультиурок
Дорожкина, Р.Н. Камерная музыка Глинки: Лекция по музыке, 7-8-й класс / Р.Н. Дорожкина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Дударенко, О.В. Творчество М.И. Глинки – композитора-патриота своего Отечества: Урок по музыкальной литературе, 6-й класс / О.В. Дударенко // Инфоурок
Ерошкина, А.В. Народные истоки творчества М.И. Глинки на уроках музыки в школе / А.В. Ерошкина, Н.П. Шишлянникова // Инновационная наука. – 2015. – № 5-2. – С. 205-207.
Иванова, О.Н. Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»: Урок музыки, 3-й класс / О.Н. Иванова // Мультиурок
Ильченко, А.В. Опера «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» М. Глинки: Урок музыки, 3-й класс / А.В. Ильченко // Мультиурок
Карпусь, И.И. Михаил Иванович Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Музыкальные портреты: Урок музыки, 6-й класс / И.И. Карпусь // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Козлова, Н.Г. Жизнь и творчество М.И. Глинки: Контрольный урок-игра музыки / Н.Г. Козлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Колмаков, А.И. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка: Урок МХК, 11-й класс / А.И. Колмаков // Мультиурок
Кротова, В.В. Классические произведения XIX века. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Связь литературы с музыкой: Интегрированный урок литературы и музыки, 5-й класс / В.В. Кротова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Кузьмина, О.В. Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса «Не искушай меня без нужды»): Урок музыки, 6-й класс / О.В. Кузьмина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Лисякова, А.С. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»: Урок музыки, 3-й класс / А.С. Лисякова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Майкапар, А. «Я помню чудное мгновенье» [Текст]: [история создания романса М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина] / А. Майкапар // Искусство – Первое сентября. – 2006. – № 15. – С. 21.
Майкапар, А. Михаил Глинка. Вальс-фантазия [Текст]: история создания и публикации / А. Майкапар // Искусство – Первое сентября. – 2006. – № 17. – С. 2.
Мамушкина, О.И. Тематический концерт «Музыка – душа моя», посвящённый творчеству М.И. Глинки (к 210-летию со дня рождения) / О.И. Мамушкина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Марданшина, Е.А. В чём сила музыки М.И. Глинки: Урок музыки, 6-й класс / Е.А. Марданшина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Масликова, Ю.А. Интересные истории из жизни Михаила Ивановича Глинки: Урок музыки, 6-й класс / Ю.А. Масликова // Мультиурок
Милютина, С.А. Золотой «век» русской культуры (первая половина 19 в.). М.И. Глинка – отец русской музыкальной классики: Урок музыки / С.А. Милютина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Миронова, И.И. Роль М.И. Глинки в развитии оперы: Урок музыки / И.И. Миронова // Мультиурок
Морозова, О.В. М. Глинка: Урок истории, 10-11-й класс / О.В. Морозова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Насрутдинова, А.Т. Истоки народности в творчестве двух гениев: А.С. Пушкина и М.И. Глинки: Интегрированный урок (литература + музыка), 8-9-й класс / А.Т. Насрутдинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Нестерова, И.В. Вокальная музыка. М.И. Глинка «Жаворонок»: Урок музыки, 5-й класс / И.В. Нестерова // Мультиурок
Павлова, Н.А. Образы добра и зла в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»: Урок музыки, 3-й класс / Н.А. Павлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Пензина, Е.А. Михаил Иванович Глинка: Урок музыки / Е.А. Пензина // Мультиурок
Попова, И.А. Вокальное творчество М.И. Глинки: Урок по музыкальной литературе, 6-й класс / И.А. Попова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Романова, Т.В. Героическая тема в русской классической музыке. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»: Урок музыки, 3-й класс / Т.В. Романова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Рыжникова, И.Ю. Михаил Иванович Глинка: Беседы у рояля / И.Ю. Рыжникова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Сипина, В.В. Творчество М.И. Глинки. Опера «Руслан и Людмила»: Урок музыки, 6-й класс / В.В. Сипина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Таршина, Е. Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов [М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова] [Текст]: [материалы к уроку] / Е. Таршина // Искусство – Первое сентября. – 2006. – № 23. – С. 8.
Татаренко, О.Ю. М.И. Глинка. Биографический очерк: Урок музыки, 6-й класс / О.Ю. Татаренко // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Филимонова, С.В. Романсы Глинки: Урок по музыкальной литературе, 3-й класс / С.В. Филимонова // Мультиурок
Хамуева, Е.В. М.И. Глинка: Кроссворд по музыке, 6-7-й класс / Е.В. Хамуева // Мультиурок
Хейчиева, Ю.С. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: Урок музыки, 4-й класс / Ю.С. Хейчиева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Черкасова, Л.В. Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина: Интегрированный урок (литература + музыка), 10-11-й класс / Л.В. Черкасова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Яковлева, А.Д. «Солнце русской поэзии» и «Пушкин русской музыки»: Урок по музыкальной литературе / А.Д. Яковлева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Ярыгина, Г.Г. Роль творчества М.И. Глинки в формировании русской профессиональной музыкальной культуры: Доклад по музыкальной литературе / Г.Г. Ярыгина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Память. Памятные места
Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском (Ельнинский р-н, Смоленская обл.)
Единственный мемориальный музей основоположника русской классической музыки (филиал Смоленского государственного музея-заповедника).
Новоспасское – сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал, будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок.
Подробнее здесь >>
Бюст М.И. Глинки в Новоспасском
(2004, скульптор З.М. Виленский)
Установлен на Амуровом лужке.
Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки. На территории усадьбы в эти дни звучат не только произведения великого русского композитора, но и народная музыка, выступают фольклорные и танцевальные коллективы.
Глинка и Смоленский край: библиогр. указ. / Смол. обл. универс. б-ка им. А.Т. Твардовского, Всероссийское музейное объединение музыкальной литературы им. М.И. Глинки; автор сост. О.В. Назарова; отв. за вып. О.Е. Мальцева. – Смоленск: [б.и.], 2013 (Ред. изд. отд. СОУБ). – Вып. 2. – 174 с.: ил.
Фото с сайта
Памятник М.И. Глинке В Смоленске
(1885, скульптор А. Р. фон Бок, архитектор А. С. Богомолов)
Первый в мире памятник композитору был создан на народные средства по инициативе деятелей русской культуры – А. Г. Рубинштейна, В. В. Стасова, Г. А. Лароша и др. и установлен в восточной стороне сада «Блонье» (сейчас носит имя М.И. Глинки).
Фото с сайта
На открытие приехали почти все отечественные (и не только!) музыкальные звезды того времени. Под фрагмент первой русской оперы «Жизнь за царя» П.И. Чайковский открыл памятник.
В саду «Блонье» в исполнении оркестра под управлением М.А. Балакирева до самого вечера звучали произведения М.И. Глинки. Через два года вокруг памятника была установлена ажурная ограда (архитектор И.С. Богомолов, мастер К. Винклер), на которой нотными знаками отражены отрывки тех произведений, которые звучали здесь 20 мая 1885 года.
Подробнее здесь >>
Мемориальная доска в Смоленске
Установлена на здании концертного зала им. М.И. Глинки областной филармонии (ул. Глинки, 3).
В Смоленске также открыта памятная доска на доме Ушакова (ул. Ленина, 6/1), где останавливался композитор.
Фото с сайта
Памятник М.И. Глинке в Ельне (Смоленская обл.)
(2004, скульптор И.Н. Ларионов)
Установлен на Центральной площади Ельни.
Фото с сайта
Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге
(1906, скульптор Р. Бах, архитектор А. Бах)
Создан на добровольные пожертвования, установлен на Театральной площади. На боковых гранях золотом написаны лучшие произведения, прославившие Глинку – «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», «Камаринская» и др. У пьедестала сооружена небольшая полукруглая площадка из того же гранита со ступеньками, а сам памятник стоит в окружении пышной зелени.
В 1926 г. памятник перенесли и установили в сквере Театральной площади, с южной стороны от Консерватории.
Трапезникова, И. На площади Театральной: Память о М.И. Глинке (музеи и памятники в Санкт-Петербурге) / И. Трапезникова // Музыка истории. 1804-2004. – С. 22-27.
Фото и подробнее здесь >> и здесь >>
Фото с сайта
Бюст М.И. Глинки в Санкт-Петербурге
(1899, скульптор В.М. Пащенко, архитектор А.С. Лыткин)
Установлен по инициативе Городской думы у фонтана перед Адмиралтейством в Александровском саду.
На доме, в котором в 1854-1856 гг. жил М.И. Глинка (ул. Чехова, 7), установлена мемориальная доска (1892, архитектор М.Ф. Егоров).
Фото с сайта
Могила М.И. Глинки в Санкт-Петербурге
Первоначально композитора похоронили на небольшом лютеранском кладбище в Германии. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила перевезла прах брата из Берлина в Санкт-Петербург. Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Памятник выполнен по эскизу академика И.И. Горностаева.
Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.
Фото с сайта
Памятник «К 1000-летию России» в Великом Новгороде (Фрагмент)
(1862, скульпторы М. Микешин, И. Шредер, архитектор В. Гартман)
М.И. Глинка в группе «Русские писатели и художники».
Памятник М.И. Глинке в Нижнем Новгороде
(1963, скульптор П.И. Гусев)
Установлен около здания Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки (ул. Пискунова, 40).
Фото с сайта
Памятник М.И. Глинке в Новосибирске
(1998, скульптор В.П. Грачев, архитектор О.Д. Дроздецкий)
Установлен перед зданием Новосибирской консерватории, которая носит имя М.И. Глинки.
Подробнее и фото здесь >>
Фото с сайта
Памятник М.И. Глинке в Челябинске
(2004, скульптор В. Авакян, архитектор Е. Александров)
Памятник установлен к 200-летию великого русского композитора на площади Ярославского перед академическим театром оперы и балета имени М.И. Глинки.
Фото с сайта
Мемориал М.И. Глинки в Берлине (Германия)
Мемориал находится на Русском православном кладбище в Тегеле (Берлин – Рейникендорф) и включает в себя аутентичную надгробную плиту с первой могилы композитора на Троицком кладбище, памятник (1947, скульптор Масютин) и стелу с надписью.
Первоначально композитора похоронили на небольшом лютеранском кладбище в Берлине. Через несколько месяцев усилиями младшей сестры Глинки Людмилы прах композитора был перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Сосновский, А. Берлинские следы Глинки // Belcanto.ru. – 2003. – 12 апр.
Фост, Ю. Памятные [о М.И. Глинке] знаки в Берлине // Журнал «Самиздат»
Фото с сайта
Памятная доска в Берлине (Германия)
(2000, автор проекта Ю.Н. Фост)
Установлена на доме (ул. Францёзишештрассе/ Franzoesische Strasse, д. 8 на углу с ул. Глинкаштрассе/ Glinkastrasse). Исторический мемориал, созданный в 1899 году, не сохранился. Здание построено на месте дома, разрушенного в годы войны, где М.И. Глинка провел последние месяцы жизни и скончался 15 февраля 1857 года. Современное административное здание по желанию его владельца получило название Glinka-Haus «Дом Глинки».
В центре доски – портрет композитора, под портретом – нотная строка из романса Глинки «Жаворонок» на слова Н.В. Кукольника: «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой…»
Барельеф М.И. Глинки в Берлине (Германия)
(1952, скульптор О. Вальдшмидт)
Установлен ул. Глинкаштрассе/Glinkastrasse, д. 9-11/ 63 на углу с ул. Моренштрассе/Mohrenstrasse для объяснения имени улицы.
Дубинский, И. По следам Глинки в Берлине / И. Дубинский // Neue Zeiten. – 2011. – № 05 (119).
Попов, А. Жаворонок над Берлином: О жизни в Берлине великого русского композитора М.И. Глинки / А. Попов // Ваш Берлин
Памятная доска М.И. Глинке в Гранаде (Испания) (1996)
Установлена Кармен-де-Сан-Мигель, торре Вермеха.
Память о пребывании Глинки в Испании была увековечена по инициативе Ф.Г. Лорки. Мемориальная доска была установлена в 1922 году, была восстановлена в 1996 г.
«В этом месте жил русский композитор М.И. Глинка зимой 1845 – 1846 гг. Здесь он изучал народную музыку той эпохи. Город Гранада в память о 150-й годовщине его путешествия по Испании. Гранада. 27 июня 1996 года».
М.И. Глинка был первым русским композитором, побывавшим в Испании (1845-1847). Перед поездкой он даже выучил испанский язык. Глинка изучал культуру, нравы, язык испанского народа; записывал испанские мелодии (от народных певцов и гитаристов), наблюдал народные празднества. Вскоре им была написана симфоническая увертюра «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты». Если в России это произведение считается оригинальной композицией Глинки, то испанцы абсолютно уверены, что заслуги Глинки лежат исключительно в области оркестровки. Позже была написана вторая испанская увертюра «Ночь в Мадриде».
Мемориальная доска также установлена на доме (Montera, 14), где жил М.И. Глинка, в Мадриде.
Подробнее здесь >> здесь >> и здесь >>
М.И. Глинка в Испании // Дуэль. – 2007. – № 34.
Премии и фестивали имени М.И. Глинки
- В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года.
- С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки.
- С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки.
- С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки.