«Замятин из Лебедяни…»

140 лет со дня рождения Е. И. Замятина
(20.01.1884 – 10.03.1939)
«Человек – как роман:
до самой последней страницы
не знаешь, чем кончится.
Иначе не стоило бы и читать…»

Е. Замятин

«Судьба Евгения Замятина вполне
подтвердила неписаный,
но, кажется, обязательный закон,
который властвует над творцами антиутопий:
сначала их побивают каменьями,
потом (чаще всего посмертно)
принимаются чтить как провидцев».

А.М. Зверев

В истории литературы Евгений Иванович Замятин навсегда останется автором первой в мире антиутопии, так как именно вслед за ним написали свои знаменитые антиутопии Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл и Рэй Брэдбери, хотя сам термин «антиутопия» появится лишь через 15 лет после смерти писателя. Имя Замятина обычно ассоциируют с романом «Мы», несмотря на то, что ему принадлежат ещё шесть повестей и несколько десятков рассказов.

Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля (20 января по ст.ст.) 1884 года в Лебедяни Тамбовской губернии.  Отец – священник церкви Покрова Богородицы и преподаватель Закона Божия в местной прогимназии, мать – женщина образованная, начитанная, к тому же хорошая пианистка. Родители – люди благочестивые, богомольные, часто ездившие по монастырям и святым местам. 

Мальчик рос тихим, книжным ребенком. «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой – или под роялью, а на рояле мать играет Шопена – и уездное – окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Все это – среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни».

В Воронежской гимназии, которую юноша окончил с золотой медалью, Замятин зарекомендовал себя «истинным гуманитарием», и всем казалось, что он выберет писательскую стезю. Но тот решил посвятить себя литературе только несколько лет спустя после окончания учебного заведения, как он сам говорил – «из чистого упрямства»: Замятин, которому не всегда легко давались точные науки, хотел блестяще их освоить «в пику себе». И это ему удалось. Он успешно окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института.

В ноябре 1905 г. в жизни Евгения Замятина произошло событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу – он встретил Людмилу Николаевну Усову (1884 – 1965), слушательницу фельдшерской школы, ставшую его невестой, а позднее женой.

Еще в пору учебы Замятин проникается революционными идеями: вступает в РСДРП(б), в которой пробудет до 1908 года, участвует в студенческих волнениях, подвергается арестам. Несколько месяцев он провел в «одиночке», трижды высылался из столицы.

Потом он вспоминал: «В те годы быть большевиком – значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был большевиком». Тогда революция внушала ему надежду на справедливое переустройство мира. Позже стало ясно, как наивна эта вера, и Замятин отошел от политики. Впрочем, он никогда в нее не погружался целиком. Несмотря на все «приключения», изучал судостроение, корпел над чертежами.

Во время высылки в Лахту (тогда пригород Петербурга, ныне район города) пишет свою первую повесть «Уездное», привлекшую внимание М. Горького и принесшую известность Замятину. Вторая повесть – «На куличках» – также получает одобрение критиков.

В 1908 г. Замятин окончил институт, поступил на службу в Отдел торговых портов Министерства торговли и промышленности, а заодно был оставлен на кафедре родного института. С 1911 г. сам стал преподавателем корабельной архитектуры, публиковал статьи в научно-технических журналах – «Теплоход», «Русское судоходство». В рабочих поездках исколесил пол-России. В 1913 г. из-за болезни (стенокардия, которую в те времена называли грудной жабой) уехал в Николаев, строил там землечерпалки.

Во время Первой мировой войны занимает антивоенную позицию, понимаемую в то время как позиция антипатриотическая, поэтому Замятина ссылают в Кемь, на Соловки.

Весной 1916 г. Военное министерство откомандировало Замятина в Англию, наблюдать за постройкой ледоколов для российского флота. Он работал на заводах в Ньюкасле, Глазго, участвует в проектировании кораблей для российского флота, в том числе всемирно известного ледокола «Ленин» (первоначальное название «Святой Александр Невский»).

В Лондоне же он пишет сатирическую повесть «Островитяне», где в иронической форме описывает нравы и быт англичан.

Писатель возвращается в Россию в сентябре 1917 года, после Февральской революции. На Родине уже было не до чертежей. Ее закружил вихрь перемен, и в этом урагане, по словам Евгения Ивановича от него разом «отломилась вся техника как сухой лист». Он решил посвятить себя творчеству.

Оставаясь социалистом по убеждениям, Замятин, тем не менее, после Октябрьской революции критикует правительство Ленина, занимая по отношению к новой власти практически ту же позицию, что и М. Горький в «Несвоевременных мыслях». В 1919 году он был арестован по подозрению в связях с левыми эсерами, устроившими в Петрограде антибольшевистские выступления.

В начале 1920-х Замятин уже признанный писатель. Его называли «новым Гоголем». Он был главным вдохновителем объединения «Серапионовы братья», куда входили Зощенко, Лунц, Каверин и другие молодые прозаики. Участники группы изучали особенности художественной прозы, обсуждали произведения, спорили и принципиально дистанцировались от политики. Но творческое кредо ее идеолога пришлось власти не по вкусу.

В 1920 году, в голодном неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, Евгений Замятин написал свой знаменитый роман-антиутопию «Мы» (антиутопия – это жанр, отрицающий утопию), который представляет собой описание жизни государства далёкого будущего, где жёстко регламентирована жизнь человека. При этом сам человек ощущает себя счастливым и защищённым, пребывая в ситуации абсолютной несвободы. Жители Единого государства лишены индивидуальных чувств и собственного мнения – они лишь детали огромной государственной машины.

Руководитель государства – Благодетель – ежегодно «избирается» всеми жителями единогласно. В замятинском Едином государстве человек лишён имени – ему присваивается уникальный «нумер». За каждым жителем закрепляются определённые  обязанности. Взамен государство обеспечивает своего подданного одинаковой одеждой («юнифой»), жильём, нефтяной пищей и даже половой жизнью, которая со стороны государства регламентируется и контролируется. Интригу романа составляет любовь главного героя, от лица которого ведётся повествование, к женщине и, как следствие, осознание себя личностью.

Роман получил известность благодаря тому, что в нём увидели пародию на идею коммунизма, на идею построения общества, в котором все будут одинаково счастливы. В образе Благодетеля видели намёк на Сталина, а зелёную стену, которой отделено Единое государство от остального мира, ассоциировали с «железным занавесом».

Однако такая трактовка романа является заблуждением: роман «Мы» написан за два года до образования СССР и задолго до прихода Сталина к власти, поэтому произведение не является ни антисоветским, ни антисталинским. Писатель предугадал тенденции развития любого государства. Но изначально сатира романа была связана с идеями футуристов (в частности, Велимира Хлебникова) объединения всего человечества на основе математической цивилизации, технического прогресса, мировой революции.

Замятин называл свою антиутопию «предупреждением об опасности, угрожающей человеку от гипертрофированной власти машин и государства». Он одним из первых заявил, что цивилизация машин опасна и дурна, а вот любовь, фантазия, вера – благо, поскольку они и есть сущность человека.

Но в СССР ее восприняли как политический пасквиль. За этим последовала травля писателя в печати и как следствие – невозможность работать и издаваться. Тогда Замятин обратился с письмом лично …к Сталину. В 1931 году он писал вождю: «Если я преступник и заслуживаю кары, то все же не такой тяжкой, как литературная смерть. Прошу заменить этот приговор высылкой из СССР». И Сталин такое разрешение дал. Свою роль в этом сыграли и личное ходатайство Горького, и революционная юность опального автора, и самоубийство Маяковского, произошедшее в 1930 году.

Как бы то ни было, но в ноябре 1931 г. Замятин с женой уехали за границу. Они собирались отправиться в Америку, однако голливудская карьера писателя так и не состоялась. Покружив по Европе (Рига, Берлин, Прага, юг Франции), чета Замятиных осела в Париже.

Здесь Замятин тоже держался автономно. С эмигрантской прессой не сотрудничал, разоблачительных статей об СССР не писал. Он занимался творчеством.

Покинув СССР, Замятин не стал эмигрантом в полном смысле слова: Евгений Иванович сохранил советское гражданство. В 1935 году он участвовал в антифашистском Конгрессе писателей – опять же, как член советской делегации. Но на Родину уже больше не вернулся. За границей он работал над романом об Аттиле «Бич Божий», писал очерки, рецензии, киносценарии. В 1936 году вышла экранизация по мотивам пьесы Горького «На дне», снятая режиссером Жаном Ренуаром по замятинскому сценарию. Эта кинокартина была признана во Франции «фильмом года».

Умер Е.И. Замятин в Париже 10 марта 1937 года от грудной жабы. Провожали его в последний путь на небогатом кладбище в парижском пригороде Тье А. Бунин, В. Набоков, Н. Берберова и др. Марина Цветаева так описала этот скорбный час: «Вчера на свежей могиле Замятина… бросила ему щепотку глины на гроб… Было ужасно, растравительно бедно – и людьми, и цветами, – богато только глиной и ветрами – четырьмя встречными… У меня за него – дикая обида». Рядом с ним была позднее похоронена и его жена Людмила Усова. 

Положение Замятина в литературе оказалось таким же двойственным, как и все в его жизни.  В каждой строке, в каждом действии Замятин хотел оставаться самим собой. Советская власть не в полной мере понимала и принимала его творчество. Продвинутая интеллигентская эмиграция в нем разочаровалась. Как ни старалась она вынудить писателя заточить перо против Родины – не получилось. В Европе он был русским, а в России – европейцем. Русские критики видели в нем европейца, стилиста, стремящегося к вычурности и эксцентричности, а западные – коренного русского писателя, последователя традиций Гоголя, Достоевского и Лескова, изобразителя нравов русской глубинки.

Как писал А. Ремизов: «Замятин из Лебедяни, тамбовский, чего русее, и стихия его слов отборно русская. Прозвище: “англичанин”, и никакое это не английское, а просто под инженерскую гребенку, а разойдется – смотрите: лебедянский молодец с пробором!»

Интернет-ресурсы

http://zamyatin.lit-info.ru – Е. Замятин (произведения, воспоминания, критика и др.)

Е. Замятин на сайте «Лаборатория фантастики»

Е. Замятин в Библиотеке Мошкова

Е. Замятин на сайте А. Азимова

Е. Замятин на сайте Тамбовского государственного технического университета

Е. Замятин в проекте Хронос

Е. Замятин на сайте литературного клуба «Омилия»

Е. Замятин в блоге «Чтобы помнили»

Е. Замятин в энциклопедии «Кругосвет»  

Е. Замятин в Википедии

Произведения Е. Замятина

«Замятин не болтун литературный и без разглагольствований:
за 29 лет литературной работы осталось –
под мышкой унесешь; но весь – свинчатка».

А. Ремизов

Замятин, Е.И. Избранное [Текст]: роман, повести, рассказы / Е.И. Замятин; составление, вступительная статья О.Н. Михайлова. – М.: Правда , 1989. – 461 с.: 5 л. цв. ил. – (Библиотека «Огонёк»).

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; Уральской, 7;  п. Новогорный)

Замятин, Е.И. Избранные произведения [Текст]: В 2-х т. / Е.И. Замятин; вступ. ст., сост., примеч. О. Михайлова. – М.: Художественная литература, 1990.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Замятин, Е.И. Избранные произведения [Текст] / Е.И. Замятин; сост. вступ. ст. коммент. Е.Б. Скороспеловой. – М.: Советская Россия, 1990. – 538 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Замятин, Е.И. Избранные произведения [Текст]: повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / Е.И. Замятин; сост. А. Ю. Галушкин; предисл. В. Б. Шкловского. – М.: Советский писатель, 1989. – 766 с. : ил.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Замятин, Е.И. [Записные книжки]: Мысли, наблюдения, впечатления о жизни, об искусстве, о творчестве [Текст] / Е. И. Замятин. – М.: Вагриус, 2001. – 256 с. – (Записные книжки).

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22

Замятин, Е.И. Мы [Text]: роман / Е. И. Замятин. – Б. м.: Б. и., 1994. – 159 с. – (Русские классики). 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22, Уральской, 7, п. Метлино и Новогорный)

Замятин, Е.И. Мы [Текст]: роман, рассказы / Е.И. Замятин; вступ. ст. Л. В. Поляковой. – М.: Синергия, 1999. – 400 с. : ил. – (Новая школьная библиотека). 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», книгохранение)

Замятин, Е.И. Мы [Текст]: роман; комментарии, темы сочинений, сочинения по творчеству Е. И. Замятина / Е.И. Замятин. – М.: АСТ; Олимп, 2002. – 256 с. – (Школьная хрестоматия).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; п. Метлино)  

Замятин, Е.И. Мы; Бич Божий [Текст]: романы / Е.И. Замятин; вступ. ст., коммент. И. Ерыкаловой. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 320 с.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Замятин, Е.И. Мы [Текст]: роман, повести, рассказы / Е.И. Замятин. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с. – (Русская классика). 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Замятин, Е.И. [Новеллы] [Текст] / Е.И. Замятин; сост., предисл. Г. Н. Красникова. – М.: Звонница-МГ, 2000. – 368 с. – (Библиотека мировой новеллы).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Материалы о жизни и творчестве Е.И. Замятина

Давыдова, Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция [Текст]: (Е. Замятин, И. Шмелёв, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.): учебное пособие для вузов / Т. Т. Давыдова. – М.: Флинта; М.: Наука, 2005. – 336 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Е.И. Замятин. Мы [Текст]: анализ текста, основное содержание, сочинения / авт.-сост. М. Г. Павловец, Т. В. Павловец. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 92 с. – (Школьная программа). 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; Уральской, 7)

Замятин, Е.И. Уездное; Мы: романы [Text] / Е.И. Замятин. Котлован; Ювенильное море: романы: критика и комментарии, темы и развернутые планы сочинений, материалы для подготовки к уроку / А.П. Платонов; сост., предисл., коммент. Н.Б. Ивановой. – М.: Олимп, 1996, 1999; М. : АСТ. – 608 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность», книгохранение, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Е. Замятин, А. Н. Толстой, А. Платонов, В. Набоков [Текст]: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / сост. Г. Г. Красухин. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 127 с. – (Перечитывая классику).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»; То же. – 2-е изд. – М., 1998. – 136 с.: «Юность», книгохранение, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Скороспелова, Е.Б. Замятин и его роман «Мы» [Text]: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е. Б. Скороспелова. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 80 с. – (Перечитывая классику).  

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; Уральской, 7) 

Сухих, И.Н. Книги ХХ века. Русский канон [Текст]: эссе / И. Н. Сухих. – М.: Независимая Газета, 2001. – 352 с. – (Литературоведение).

С. 105-146: О городе Солнца, еретиках, энтропии и последней революции (1920. «Мы» Замятина)

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, книгохранение, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; Уральской, 7; п. Татыш; Метлино) 

Е.И. Замятин: pro et contra, антология / Сост. О.В. Богдановой, М.Ю. Любимовой, вступ. статья Е.Б. Скороспеловой. – СПб.: РХГА, 2014. – 974 с. – (Русский Путь). – Режим доступа

Статьи:

Абзаидова, Н.В. К вопросу о жанре романа Е. Замятина «Мы» / Н.В. Абзаидова, К.А. Кадырова // Мир науки, культуры образования. – 2018. – № 6 (73).  

Абишева, О.К. Образы уездного города: (на примере неореалистической прозы Е. И. Замятина) // Вестник ЧГАКИ. – 2008 . – №3 (15).  

Аксёнова, Н. В. Образ английской семьи в повести Е. И. Замятина «Островитяне» // Вестник ТГПУ. – 2013. – №2 (130).  

Алушкина, А. И. Русская интеллигенция в послереволюционной действительности: («Пещера» и «Мамай» Е. И. Замятина) // Вестник ТГУ. – 2001. – №3.

Анненков, Ю. П. Евгений Замятин // Анненков, Ю.П. Дневник моих встреч. – М., 2001. – 512 с.

Асташина, Е. И. О некоторых особенностях метафоры в прозе Е. И. Замятина 20-х гг. // СНВ. – 2015. –  № 1 (10).  

Ахметова Г. А. Роман Е. Замятина «Мы» в контексте русской классики (М. Салтыков-щедрин, Ф. Достоевский) // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – №1.   

Баранова, И. И. Тема свободы личности в творчестве Е. Замятина и Н. Бердяева. Контур проблемы // Вестник ТГУ. – 2003. – №3.  

Басинский, П. 140 лет со дня рождения автора первой «антиутопии» Евгения Замятина // Рос. газета. – 2024. – 1 февр.

Белобровцева, И. Поэт R-13 и другие государственные поэты [Текст]: [Е. Замятин «Мы»] / И. Белобровцева // Звезда. – 2002. – №  3. – С. 218-223.

Березин, В. От Д-503 к Щ-854. Ко дню рождения писателя Евгения Замятина // Год литературы. – 2019. – 31 янв.

Богословский, Р. Замятин – парадоксов друг // Культура. – 2019. – 1 февр.

Бодров, В. А. Творчество Е. И. Замятина в восприятии критики Русского зарубежья 1920-х годов // Вестник ТГУ. – 2001. – № 1.

Божич, Р. Как читать «Мы» Е. Замятина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. –  2022. – № 4 (47).

Борода, Е. В. Мифологическое пространство северных рассказов Замятина // Вестник ТГУ. – 2008. – №12.  

Бретт, К. Загадочный феномен. Роман Е. Замятина «Мы» // Вопросы литературы. – 2015. – № 6.

Ванюков, А. И. Полифоническая конструкция романа Евг. Замятина «Мы» // Вестник ТГУ. – 2005. – №4.   

Васильев, И. Е. Эхо Достоевского в творчестве Замятина // Вестник Курганского государственного университета. – 2010. – №3 (19).  

Воробьева, Т. Л. Новая интерпретация прозы Е. Замятина // Вестник ТГПУ. – 2007. – №8. 

Воронский, А.К. Евгений Замятин // Литературные силуэты

Гаков, В. Чужой среди своих [Текст]: [Е. И. Замятин и его роман «Мы»] / Гаков В. // Знание – сила. – 2004. – № 2. – С. 101-109.

Дроздова, Н. Г. Обличение тоталитарного строя в утопических романах Е. Замятина «Мы» и Д. Оруэлла «1984» / Н.Г. Дроздова, М.В. Баканова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2008. – №10.

Желтова, Н. Ю.  Поэтика русского национального характера в Северной трилогии Е. Замятина («Африка», «Север», «Ела») // Вестник ТГУ. – 1997. – №2.

Жукова, Е. А. Библейские мотивы в творчестве Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2009. – №2.

Жукова, Е. А. Традиции русской смеховой культуры в творчестве Е. И. Замятина // Вестник ТГУ.  – 2008. – №6.  

Занегина, А. Мы – о нём: Е. Замятин // Фома. – 2017. – 24 авг.

Захарова, Е. В. Тема города и деревни в прозе Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2010. – № 8.

Игуменова, О. Н. Эпистолярное наследие Е. И. Замятина в контексте творчества писателя // Вестник ТГУ. – 2008. – № 4.

Казнина, О.А. Е.И. Замятин и религиозно-философская антиутопия: (критика социального утопизма в творчестве Е.И. Замятина и Н.А. Бердяева) // Соловьевские исследования. – 2015. – № 3 (47).

Казнина, О.А. Конфликт «Я» и «Мы» в произведениях Е.И. Замятина и В.В. Набокова // Вестник Литературного института имени А. М. Горького. – 2014. – № 4.

Кантор, В. К.  О сошедшем с ума разуме: к пониманию контрутопии Е. И. Замятина «Мы» // Челябинский гуманитарий. – 2011. – №1 (14).   

Капустина, С. Н. Момент рождения души в романе Е. Замятина «Мы» // Вестник ТГУ. – 2001. – № 5.  

Капустина, С. Н. Повесть Е. И. Замятина «Уездное» как художественное отражение трагедии распада семьи // Вестник ТГУ. –2002. – № 4.

Колчанов, В. В. Феномен мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы» // Вестник ТГУ. – 2005. – № 4.

Колчанов, В. В. О Евгении Замятине, физике, нанотехнологиях, киборгах и постмодернизме // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 11.

Комлик, Н. Н. Дьяволиада Замятина в контексте фольклорных и литературных традиций: (на материале повестей «Уездное», «Алтырь», «На куличках») // Вестник ТГУ. – 1999. – № 4.

Копельник, В. И. Англия в художественном мировидении Е. И. Замятина / В.И. Копельник, Л.П. Циленко // Вестник ТГТУ. – 2007. – № 3.

Королев, А. Один из них: Евгений Замятин остается самым неизвестным из великих писателей ХХ века // Известия. – 2019. – 1 февр.

Косякова, С. А. Культурный шифр символизма: к особенности эроса у Е. И. Замятина в романе «Мы» / С.А. Косякова, В.В. Колчанов // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 4.

Краснова, Т. В. Повесть Е. И. Замятина «Островитяне»: особенности сюжетного построения // Вестник ТГУ. – 2012. – № 12 (116).  

Крусанов, П. В. «Шинель» Замятина [Текст]: [Е. Замятин как основатель жанра антиутопии: роман «Мы»] / П. В. Крусанов // Нева. – 2009. – № 9. – С. 216-226.

«Крылья — чтобы летать, а нам уже некуда… Не так ли?»: Со дня рождения автора романа «Мы» Евгения Замятина исполнилось 135 лет // Ruvnovosti. – 2019. – 1 февр.  

Кук, Б. Поэтика аутизма в романе Е. И. Замятина «Мы» // Вестник ТГУ. – 2015. – № 3 (143).

Куляпин, А. И. «Разум должен победить»: (М. Зощенко и Е. Замятин) // Известия АлтГУ. – 1998. – № 3.

Курочкина, А.В. Эстетические принципы Е. Замятина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – № 8.

Лядова, Е. А. Колористика драматургии Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2008. – № 3.   

Лядова, Е. А. Некоторые специфические особенности авторского мировоззрения и их отражение в творчестве Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2001. – № 3.  

Мальцева, С. Г. Нравственные основания свободы в романе Е. И. Замятина «Мы» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-1.

Мануйленко, Е. Н. Национальный женский тип в творчестве Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2002. – № 4.  

Мануйленко, Е. Н.  Женские лики в прозе Е. И. Замятина: национальные традиции и специфика. (к постановке проблемы) // Вестник ТГУ. – 2004. – № 2.   

Мануйленко, Е. Н. Проза Е. И. Замятина: к вопросу о философской парадигме художника / Е.Н. Мануйленко, Л.В. Полякова // Вестник ТГУ. – 2001. – № 5.

Миронюк, Ю.В. Революционный период творчества Е.И. Замятина // Проблемы науки. – 2020. – № 4 (52). 

Михайлов, О.Н. Гроссмейстер литературы (Евгений Замятин) // Замятин, Е.И. Мы: Роман, рассказы, повесть. – М.: Мол. гвардия, 1990. – Режим доступа // Режим доступа

Немиров, В. Евгений Замятин. Самый русский англичанин // Год литературы. – 2023. – 1 февр.

Орлова, Е. А. Метафорическая реализация русских национальных представлений о душе в «Северной» трилогии Е.И. Замятина («Африка», «Север», «Ёла») // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 3.  

Орлова, Е. А. Роман Е. И. Замятина «Мы» в контексте русских национальных и христианских представлений о душе функциональная семантика узуса скобок в американской научной прозе XX в. // Вестник ТГУ. – 2009. – № 5.

Оруэлл, Дж. Рецензия на «Мы» Е.И. Замятина // Джордж Оруэлл

Осмоловский, А. А. Массовая сцена как эстетический атрибут художественности: «Мы» Е. И. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла // Вестник ТГУ. – 2007. – № 8.

Павлов, О. Прозорливый Замятин: Д. Оруэлл и О. Хаксли стали его последователями // Столетие. – 2017. – 21 апр.

Панфилов, А. Еретик от литературы: Три жизни Евгения Замятина // Лит. газета. – 2019. – 30 янв.

Подкладова М. П. Особенности организации художественного пространства романа Е. Замятина «Мы» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 2.

Полякова, И. Е. Традиции русской народной потехи в прозе Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2009. – № 4.  

Полякова, Л. В. Е. И. Замятин как классик русской литературы: К проблеме соотношения «Литературных рядов» // Вестник ТГУ. – 2004. – № 2.  

Полякова, Л. В. Повесть Е. Замятина «На куличках»: реноме, характеры, поэтика // Вестник ТГУ. –1996. – № 1.

Попова, И. М. Возвращение Евгения Замятина // Вестник ТГУ. – 1996. – № 1.

Попова, И. М. «Женственное» в творчестве Е. И. Замятина и Ф. М. Достоевского // Вестник ТГУ. –1997. – № 1.  

Попова, И. М. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня // Вестник ТГУ. – 1998. – № 3.  

Потанина, Н. Л. Антиутопия как сфера игры (от Платона – к Замятину) // Вестник ТГУ. – 1997. – № 2.  

Резун (Хатямова), М.А. Поэтика бессознательного в прозе Е. И. Замятина конца 1920-х годов («Ёла», «Наводнение») // Вестник ТГПУ. – 1999. – № 6 (15).  

Резун, М. А. Антиутопические сказки Е. И. Замятина // Культура и текст. – 1998. – № 4.  

Сайганова, И. А. В. Замятин и Блок: религиозно-философская преемственность / И.А. Сайганова, Л.В. Полякова // Вестник ТГУ. – 2001. – № 5.  

Сайганова, И. А. Собирательный образ человечества в творчестве А. Блока и Е. Замятина // Вестник ТГУ. – 2001. – № 3.

Селезнева, Е. Н. Синтез богородичных и языческих мотивов: к характеристике женских образов Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2007. – № 7.  

Строев, А.Ф. Неизвестные сценарии Евгения Замятина // Литературный факт. – 2019. – № 3 (13).  

Сухих, И. Н. О городе Солнца, еретиках, энтропии и последней революции [Текст]: [«Мы» Е. Замятина] / И. Н. Сухих // Звезда. – 1999. – № 2. – С. 222.

Тарасова, Е. Что предсказал Евгений Замятин // Культура.РФ

Толмачева, О. В. Изучение творческого наследия Е. И. Замятина в России // Вестник ТГУ. – 2001. – № 3.

Толмачева, О.В. Творчество Е. И. Замятина и современная литература // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 10 (056).  

Толмачева, О. В. Е. И. Замятин и современники: литературные параллели // Вестник ТГУ. – 2012. – № 3.  

Фотинова, Ю. Ю. Средства выражения картины пространства в произведениях Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2009. – № 11.  

Хатямова, М. А. Искусство как должное в романе Е. Замятина «Мы» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2006. – № 8.  

Хатямова, М. А. Фольклорная стилизация в малой прозе Е. И. Замятина // Вестник ТГПУ. – 2006. –№ 8.   

Хойсингтон, С. Присутствие Пушкина в романе Замятина «Мы» // Вестник ТГУ. – 1999. – №2.  

Черных, Е. Личная революция Евгения Замятина // Галерея Чижова: Информационное агентство. – 2012. – 17 февр.

Шаповал, А. Инженер слова: 10 интересных фактов из жизни Евгения Замятина // Вечерняя Москва. – 2014. – 9 марта.

Шишкина, Л. И. Народ и власть в политической сатире Евгения Замятина // Управленческое консультирование. – 2012. – № 3 (47).  

Шишмаренкова, Г. Я. Проблема личности и государства в романе Е. Замятина «Мы» и творчестве Вл. Маяковского (урок-спор) // Вестник ЧелГУ. – 2003. – № 1.   

Юдайкина, Е. В. Жанр стихотворения в прозе в творчестве Е. И. Замятина // Вестник ТГУ. – 2001. – № 3.  

 

Методические материалы:

Абрамчик, Ю. В. 135 лет Евгению Замятину – скептику, реалисту, идеалисту и Мефистофелю // Инфоурок

Авраменко, Г.А. «Мы – от бога, я от дьявола?!»: урок литературы в 11 кл. по роману Е.И. Замятина «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Бабицкая, В. «Мы» Е. Замятина // Полка – Академия

Безносов, Э. Л. Роман-антиутопия Замятина «Мы» [Текст]: [русская литература 20-30-х годов ХХ века] / Э. Л. Безносов // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 33. – С. 24-30.

Безносов, Э.  Предостережение Е. Замятина [Текст] / Э. Безносов // Литература. – 1998. – № 12. – С. 9.

Владимирский, В. Как «Мы» повлияли на литературу XX века // Арзамас – Академия

Влащенко, В. «Огненное А»: Рассказ Е. Замятина [Текст] / В. Влащенко // Литература. – 1996. – № 1. – С. 12.

Геннадьева, М. В. «Один или один из – мучительный путь к самому себе»: урок-размышление по роману Е. Замятина «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Глазина, Е. А. Е. Урок по рассказу Е. Замятина «Пещера»: метод. разработка для 11 кл.  //  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Глазкова, В.С. Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе: (на примере романа Е. Замятина «Мы») // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Горлова, Л.П. Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»:  урок литературы  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Гуркина, Е.А. Судьба личности в тоталитарном обществе: урок литературы по роману Е. Замятина «Мы» в 11 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Демченко, И. Л. Рассказ Е. Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»: План-конспект урока  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Дмитриева, Е. В. Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей: по роману Е. Замятина «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Дмитриева, С.В. Предостережение  Е. Замятина: метод. разработка урока литературы по роману «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Дмитриевская, Л. Образы старого и нового мира [Текст]: пейзаж в романе Е. Замятина «Мы» / Л. Дмитриевская // Искусство в школе. – 2010. – № 1. – С. 28-31.

«Еретик» в жизни и в литературе: Е. Замятин и его роман «Мы» // Литература 20 века. Анализ для сочинений

Замятин. «Мы»: Что смешного в страшной антиутопии Замятина, издание которой привело к «коллективизации литературы» // Арзамас – Академия

Зименкова, О.В. Евгений Замятин и его роман-предупреждение: урок литературы в 11 классе // ИнфоУрок

Злочевская, А. «Оптическая» образность в романах Е. Замятина «М» и В. Набокова «Приглашение на казнь» [Текст]: [свобода и не свобода мышления в психологии человека тоталитарного режима] / А. Злочевская // Литература – Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 18-22.

Игнатьева, О. Г. «Мир вокруг нас»: Сравнительный анализ антиутопий О. Хаксли «О дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984» в сопоставлении с романом Е. Замятина «Мы») // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Клочева, С.Н. Проблема выбора: «я» или «мы»?: Урок-исследование по роману Е. Замятина «Мы»  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Кожарова, О.И.  Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы»  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Конных, Д. Образ загородного мира в романе Е. Замятина «Мы» [Текст] / Д. Конных // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 22. – С. 13.

Куприянова, В. А. Роман Е. Замятина «Мы». Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии: урок литературы в 11 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Куракина, О.В. Урок по творчеству Е.И. Замятина с презентацией // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Ласкина, Н.И. Роман Е. Замятина «Мы»: опыт анализа // Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / под ред. В.П. Журавлева. – Режим доступа

Леенсон, Е. Жанровые особенности романа «Мы»: Утопия и антиутопия / Е. Леенсон // Литература – Первое сентября. – 2010. – № 7. – С. 15-18.

Леенсон, Е. Закалить себя [Текст]: творческая биография Евгения Замятина на уроке / Е. Леенсон // Литература – Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 17-20.

Лекманов, О. 7 секретов романа «Мы» // Arzamas – Academy. – 2017. – 9  янв.

Лекманов, О. Е. Замятин и его роман-антиутопия «Мы»: Лекция // Магистерия. Довоенная советская литература

Лисица,  М. Д. Е. Замятин «Мы»: презентация к уроку // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Маннапова, З.М. Судьба личности в тоталитарном государстве: по роману Е.И. Замятина «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Недзвецкий, В. Благо и благодетель: «Мы» Е. Замятина [Текст] / В. Недзвецкий  // Литература. – 1995. – № 34. – С. 2-3.

Нянковский, М. Антиутопия к изучению романа Е. Замятина «Мы» [Текст] / М. Нянковский // Литература в школе. – 1998. – № 3. – С. 97-107.

Осмоловский, М. Евгений Иванович Замятин (1884-1937) / М. Осмоловский, И. Осмоловская // Русская и зарубежная литература

Папченко, Е. Г. «Свобода – болезненная фантазия»: урок литературы в 11 кл. по роману Е.И. Замятина «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Положенцева, И. А. «Счастье без свободы или свобода без счастья» – третьего не дано?: Материалы к уроку по роману Е. Замятина «Мы» //  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Разумихина, О. Е.И. Замятин (1884–1937). Роман-антиутопия «Мы»: В помощь школьнику, 11 класс // Год литературы. – 2021. – 1 февр.

Рупакова, С. В. «Счастье без свободы – или свобода без счастья»: урок литературы в 11 кл. по роману Е.И. Замятина «Мы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 

Савчинская, И.В. Евгений Иванович Замятин: Презентация для урока литературы // ИнфоУрок

Скорых, С. Н. Провинциальная Россия в повестях Е.И. Замятина «Уездное», «На куличках» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Страшнова, И.В. «Соскочивший, несущийся мир»: Изображение эпохи в рассказах Е.И. Замятина «Пещера» и «Дракон» // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  

Хусаинова, А.Р. Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве: метод. разработка урока по литературе в 11 кл.  // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Шкловский, Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк [Текст] / Е. Шкловский // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 35. – С. 2-3.

Шумарина, И.Г. Е. Замятин. Роман «Мы»: презентация к уроку литературы для 11 кл. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Юдина, О. Н. Разработки уроков по роману Е. Замятина «Мы» // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Яковец, Е. В. Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»: метод. разработка урока для 11 кл.  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Ящук, Л. П. Евгений Замятин: «Мы» – роман-предупреждение:  Урок литературы //  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   

Видеоматериалы:

Волгин, И. Евгений Замятин «Мы»: док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // Youtube – Россия

Дубас, А. Е. Замятин «Мы»: док. программа из цикла «Наблюдатель» [Видео] // Youtube – Россия

Евгений Замятин. Путь парадоксов: док. фильм (2009); реж. А. Судиловский [Видео] // Смотрим

Замятин, Е. Мы: Аудиоспектакль // Youtube – Россия

Е. Замятин: Биография и викторина  [Видео] // Youtube – Россия

Ланин, Б. Евгений Замятин «Мы»: Лекция из цикла «Уроки литературы» [Видео] // Youtube – Россия

Менделеев, Д. Грехопадение: Евгений Замятин: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // Youtube – Россия

Поливанов, К. Замятин «Мы»: Лекция из курса «Русская литература ХХ века» [Видео] // Youtube – Россия  

Память. Памятные места

В настоящее время в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина при кафедре истории литературы русской существует «Международный научный центр изучения творческого наследия Е. И. Замятина». Организованный на базе Научного фонда Е. И. Замятина, существовавшего с конца 1980-х гг., он с 1992 года проводит ежегодные Международные Замятинские чтения, результатом которых стала серийная коллективная монография «Творческое наследие Е. И. Замятина: взгляд из сегодня», которая уже насчитывает 13 томов.

Дом-музей Е. Замятина в Лебедяни (Тамбовской губернии, ныне – Липецкая обл.)

Музей открыт в 2009 году на месте, где стоял дом его деда по материнской линии – священника Александра Платонова. Евгений Иванович всё своё детство провел среди родственников матери. 

Фото с сайта

На доме установлена мемориальная доска, перед домом – бюст писателя (скульптор В. Челядин).

Фото и подробнее здесь >>   и   здесь >>

Стрижев, А.Н. Евгений Замятин в Лебедяни // Проза.ру

Татаринова, С.А. Лебедянь в жизни и творчестве Е. И. Замятина // Старт в науке

Могила Е.И. Замятина в Париже (Франция)

Е.И. Замятин похоронен на кладбище в  парижском пригороде Тье. Провожали его в последний путь А. Бунин, В. Набоков, Н. Берберова и др. Рядом с ним была позднее похоронена и его жена Людмила Усова. 

Мемориальная доска в Ньюкасле (Великобритания)

Установлена на доме, в котором жил Е. Зиновьев.

Весной 1916 г. Военное министерство откомандировало Замятина в Англию, наблюдать за постройкой ледоколов для российского флота. Он работал на заводах в Ньюкасле, Глазго, участвует в проектировании кораблей для российского флота, в том числе всемирно известного ледокола «Ленин» (первоначальное название «Святой Александр Невский»).

Подробнее и фото здесь >>

Оцените статью
libozersk.ru