«Я всегда только Русью и жил…»

175 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова
(15.05.1848 – 23.07.1926)
Васнецов «дышал русскою древностью,
русским древним миром,
русским древним складом, чувством и умом…»

В. Стасов

«Главный тезис моей веры таков:
мы тогда только внесем свою лепту
в сокровищницу всемирного искусства,
когда все силы свои устремим к развитию
нашего родного Русского искусства,
т. е. когда с возможным для нас совершенством
и полнотой изобразим и выразим красоту,
мощь и смысл наших родных образов –
нашей русской природы и человека –
нашей настоящей жизни, нашего прошлого…
наши грезы, мечты, – нашу веру,
и сумеем в своем истинно национальном
отразить вечное, непреходящее».

В.М. Васнецов

Современники называли Виктора Васнецова «истинным богатырем русской живописи», и это было правдой. Сам похожий на былинного витязя, он едва ли не первый обратился к корням, к поэтическому миру народных сказок, став создателем нового «национального» направления в русской живописи.

«Я всегда был убежден, – говорил художник, – что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Один из немногих настоящих мастеров своего времени, он не ограничивал себя рамками только станковой живописи, а обращался к самым разным областям искусства – театральной декорации, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, иллюстрированию книг… 

Виктор Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябово, где и прошло детство будущего художника.

Годы, проведенные в Рябово,  оказали большое влияние на становление живописного стиля Васнецова. Природа этих мест, суровая и вместе с тем живописная, навевала мысли о реальности древних поверий, здесь свято чтили старинный уклад, а былины и сказания казались неотъемлемой частью жизни.

Отец Васнецова, потомственный священник, сам был эрудированным человеком и, несмотря на ограниченные средства, пытался дать разностороннее образование и своим детям – выписывал научные журналы, занимался с ними рисованием.

В семье было шестеро сыновей. Любопытно отметить, что никто из детей Михаила Васильевича не унаследовал интерес к духовному сану. Один сын стал агрономом, трое – учителями. Двое – Виктор и Аполлинарий (1856 – 1933) – стали известными на всю Россию художниками.

Первые живописные опыты Виктора Васнецова относятся еще к детским годам – это были преимущественно деревенские пейзажи и бытовые сценки из крестьянской жизни.

Однако изначально предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца, и потому вскоре он был отправлен на учебу в Вятку – сначала в духовное училище, а затем и в духовную семинарию (к тому же детей священников туда принимали бесплатно). Впрочем, образование там можно было получить весьма приличное – вятская семинария считалась высокоразрядным учебным заведением, где изучались, помимо всего прочего, летописные своды, хронографы, древнерусская литература.

Но богословие мало привлекало юного Васнецова, гораздо больше времени он уделял рисованию. Его успехи в этой области были столь значительны, что молодого художника пригласили в качестве помощника расписывать вятский кафедральный собор. Кроме того, Васнецов делал рисунки на темы русских народных пословиц и поговорок и занимался станковой живописью, а его картины «Молочница» и «Жница» даже удалось продать с аукциона, организованного друзьями молодого художника.

Живопись настолько увлекла Васнецова, что он всего за полгода до окончания семинарии бросил занятия и на деньги, вырученные на аукционе, отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. И он действительно отлично сдал экзамены, но из-за волнения не нашел своей фамилии в списках зачисленных, а потому пропустил целый год занятий. Однако этот год не прошел даром, так как был проведен в стенах Школы общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

А в следующем году все-таки началась учеба в Академии, где Васнецов вскоре проявил себя перспективным студентом и даже получил несколько серебряных медалей за успехи в рисовании. Здесь же он познакомился с И. Репиным, А. Куинджи, В. Суриковым, В. Поленовым, ставшими впоследствии его надежными друзьями и единомышленниками в Товариществе передвижных художественных выставок.

Зарабатывать на жизнь приходилось иллюстрированием книг – азбук и сказок. Параллельно, для себя, он продолжал делать жанровые наброски городской жизни, и в 1874 г. за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» удостоился бронзовой медали на Всемирной выставке в Лондоне.

В том же году Васнецов впервые принял участие в Третьей передвижной выставке и сразу же был благосклонно отмечен критиками. Картины того времени – «Нищие певцы», «Книжная лавка» или «С квартиры на квартиру», – демонстрируют нам образ настоящего художника-передвижника, мастера бытового жанра, с сочувствием и пониманием смотрящего на своих героев, но вот узнать в нём будущего «богатыря»-сказочника пока сложно.

1876 год В. Васнецов вместе с И. Репиным и В. Поленовым провел в Париже, где он продолжил работать над бытовыми сценками, зарисовывая французские типажи с тем же удовольствием, что и прежде русские. Две картины этого периода – «Чаепитие в трактире» и «Акробаты» – даже были выставлены на парижском Салоне.

Благодаря друзьям Васнецов оказался в самом эпицентре богатой культурной жизни Парижа, в котором вершились тогда судьбы искусства, и смог познакомиться со многими новыми течениями в живописи. Но странным образом все это только подводило наших художников к размышлениям о русской культуре, о необходимости создания нового национального стиля. Так, например, именно здесь, в парижской мастерской Поленова, Васнецов набросал эскиз знаменитых «Богатырей», ставших впоследствии олицетворением русского народа.

В Россию он вернулся уже полностью сложившимся художником, осознавшим, как и над чем он хочет работать.

В ноябре 1877 года В. Васнецов женился на своей землячке Александре Владимировне Рязанцевой. Она была врачом, одной из первых выпускниц медицинских женских курсов, получивших высшее медицинское образование. Виктор и Александра Васнецовы прожили в счастливом семейном согласии 49 лет, вырастив пятерых детей.

В марте 1878 года Васнецовы переехали в Москву. Оказавшись в этой старой русской столице, художник был покорён красотой её древних храмов. Вместе с И. Репиным и В. Поленовым он бродил по окрестным монастырям и ярмаркам, изучал местную живопись, архитектуру, уклад московской жизни. Друзья ввели его в дома знаменитых коллекционеров, познакомили с Павлом Третьяковым, у которого Васнецов вскоре стал частым гостем.

Но самое большое влияние оказало на Васнецова знакомство с Саввой Мамонтовым, промышленником и меценатом, сумевшим объединить вокруг себя самые значительные личности своего времени. В загородном доме Мамонтова, в Абрамцеве, собирались художники, писатели и музыканты, образовав своеобразный кружок, названный «абрамцевским». Здесь устраивались театрализованные представления, велись споры о русской культуре.

Именно тогда и начали появляться первые произведения Васнецова на исторические и сказочные сюжеты.

В 1880 г. С. Мамонтов заказал ему три панно для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги, причем темы для картин художник мог выбрать самостоятельно – так на свет появились «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства».

Правда, правление эти полотна не приняло, сославшись на слишком легкомысленный их характер, зато братья Мамонтовы тут же купили их для своей коллекции.

Эти картины, а также работа «После побоища Игоря Святославича с половцами», были выставлены на Восьмой и Девятой выставках товарищества передвижников и вызвали весьма неоднозначные оценки – от восторженного поклонения до полного неприятия и обвинения в фальшивости и слащавости. Впрочем, таким образом встречали в дальнейшем все новые работы Васнецова.

Примерно в это же время он работает над выполнением необычного заказа – росписи недавно открытого Исторического музея, иллюстрирующей жизнь человека в каменном веке. Для типажей «пещерных» людей ему позировали друзья художники из «абрамцевского кружка», особенно удачным получился «портрет» Валентина Серова.

Кстати сказать, портреты занимают в творчестве Васнецова совершенно особое место. Он никогда не писал их на заказ – изображал только тех, кто был ему по-настоящему интересен и дорог. Таковы замечательные лиричные портреты детей художника Бориса и Татьяны, Наталии Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых, Елены Адриановны Праховой, Веры Саввишны Мамонтовой, Татьяны Васнецовой. Лица этих женщин мы увидим в образах Снегурочки, Елены Прекрасной, Аленушки.

Абрамцевские годы стали едва ли не самыми плодотворными в жизни Васнецова. Он начал пробовать себя и в других ипостасях – например, занялся оформлением спектаклей в домашнем театре Мамонтова, а потом и в его частной опере (декорации и костюмы к «Снегурочке» Римского-Корсакова и «Русалке» Даргомыжского); по его эскизам была возведена церковь Спаса и волшебная Избушка на Курьих ножках.

Абрамцево и его окрестности стали для художника источником вдохновения при создании образов сказочной природы.

В начале 1885 г. Прахов предложил Васнецову принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве, только что построенного и нуждающегося в декоративном оформлении. Не без колебаний художник все же согласился. Ему предстояло написать основные сюжеты Ветхого и Нового Завета, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, – князя Владимира, Александра Невского, Андрея Боголюбского – и написать орнаменты на сводах. Работа давалась тяжело.

«…Иной раз полно, ясно и прочувствованно, – писал он, – вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы – видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».

Этому делу Васнецов отдал более десяти лет. Но и результат оказался достоин потраченных усилий. К художнику пришла громкая слава, о нем начали отзываться как о «гениальном провозвестнике нового направления в религиозной живописи», а мотивы росписей стали почти каноническими и неоднократно повторялись во многих храмах на протяжении XIX и XX вв.

После окончания работ во Владимирском соборе на Васнецова посыпались многочисленные заказы на декорирование храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Особенно интересен цикл росписей церкви завода хрустального стекла в Гусь-Хрустальном, где все они были выполнены не на стенах, а на огромных полотнах.

В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.

В 1912 году ему и его потомкам было пожаловано дворянское звание (достоинство).

После 1917 года Васнецов все чаще обращается к сказочной тематике – он пишет картины «Иван Царевич на Сером волке», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», много занимается архитектурой – разрабатывает фасад Третьяковской галереи, проектирует русский павильон на выставке в Париже.

В 1918 году художник участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для РККА, как один из разработчиков головного убора «богатырки» (позже названной «будёновка»).

Творчество Васнецова – этого «изумительного труженика», «большого умника и разумника» – неизменно привлекало к себе внимание современников, оно могло вызывать резкую критику или восторг, но никогда не оставляло равнодушным.

Каждый из представителей всевозможных течений мог найти в его искусстве что-то близкое для себя: одни ценили его как выдающегося жанриста, другие видели в нем «провозвестника нового направления в религиозной живописи», кому-то он был близок за обращение к корням, а кто-то считал его родоначальником русского модерна. В любом случае, вклад его в развитие русского искусства не подлежит сомнению.

«Десятки русских выдающихся художников, – писал в 1916 году Михаил Нестеров, – берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Использованы материалы с сайта

Интернет-ресурсы

http://www.vasnecov.ru – Виктор Михайлович Васнецов: Личность художника; переписка; творчество; галерея работ   

http://vasnec.ru  – Виктор и Аполлинарий Васнецовы

В.М. Васнецов на сайте «Товарищество передвижных художественных выставок»

В.М. Васнецов на сайте Культура.РФ

В.М. Васнецов на сайте Артхив

В.М. Васнецов на сайте «О художниках и картинах»

В.М. Васнецов на сайте Gallerix  

В.М. Васнецов на сайте «Цвета мира»

В.М. Васнецов на сайте Музеи мира

В.М. Васнецов в проекте «Хронос»

В.М. Васнецов на сайте «Танаис»

Биография В.М. Васнецова на сайте ТАСС

В.М. Васнецов в Википедии

Биография В.М. Васнецова

Материалы о жизни и творчестве В.М. Васнецова

Бахревский, В.А. Виктор Васнецов / В.А. Бахревский. – М. : Мол. гвардия, 1989. – 364 с. – (Жизнь замечательных людей).

Электронная версия книги здесь >>  и здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Васнецов Виктор [Текст]: альбом / авт. текста Э. Пастон. – М.: Белый город, 2000. – 64 с., цв.ил.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Всупит. ст., сост. и примеч. Н.А. Ярославцевой. – М.: Искусство, 1987. – 496 с. – (Мир художника).

В сборник вошли письма, дневники, доклады и воспоминания В.М. Васнецова за период с 1871 по 1926 год, а также письма, статьи, воспоминания его современников, на фоне которых вырисовывается широкая панорама художественной и культурной жизни России от создания Товарищества передвижных художественных выставок до деятельности Союза русских художников и «Мира искусства».

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Виктор Михайлович Васнецов [Альбом репродукций] / Предисл. А. Лебедева. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 56 с. – (Русские художники).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, книгохранение)

Виктор Михайлович Васнецов: Альбом / Сост. С. Королёва. – М.: Директ Медиа; Комсомольская правда, 2010. – 48 с. – (Великие художники. Т. 30).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Виктор Васнецов: «Я только Русью жил» [Видеозапись]. – М.: КВАРТ, 2010. – DVD (26 мин.). – (Тайники Русского музея).

Виктор Михайлович создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок.  В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с  прошлым и настоящим, а может быть и будущим» – писал он про свои работы.  Он сам был воплощением лучших черт русского народа.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Ветрова, Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. – М.: Белый город, 2003. – 11 с. –  (Сказки о художниках).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Галеркина, О.И. Художник Виктор Васнецов. – Л.: Дет. литература, 1957. – 160 с.

Электронная версия здесь >>

(В фондах библиотеки издания нет)

Евстратова, Е.Н. Виктор Васнецов. – М.: Терра, 2004. – 320 с. – (Мастера).

Электронная версия здесь >>

(В фондах библиотеки издания нет)

Кудрявцева, Л.С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: [повесть для мл. шк. возраста] / Л.С. Кудрявцева. – М. : Дет. лит., 1991. – 108 с.

Лидия Кудрявцева написала повесть о том, как два брата, родившиеся и выросшие в глухом краю России, стали самобытными художниками – очень разными, но едиными в главном. Они любили Россию, свой народ, родную природу, историю своего Отечества. Их творчество было поэтически-возвышенным. Но каждый из братьев стремился это выразить по-своему.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Лазуко, А.К. Виктор Михайлович Васнецов / А.К. Лазуко. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 208 с. – (Рус. живописцы 19 века).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Лобанов, В.М. Виктор Васнецов. – М.: Изд-во Академии Художеств, 1962. – 111 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Осокин, В.Н. Васнецов. – М.: Мол. гвардия, 1959. – 238 с. – (Жизнь замечательных людей).

Электронная версия книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Пастон, Э. Виктор Васнецов. – М.: СЛОВО\SLOVO, 1998. – 96 с. – (Картинная галерея).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

Статьи:

Агафонова, Е.Н. Певец русского народа: В.М. Васнецов: Виртуальная выставка // Научная библиотека ЮУрГУ

Белошапкина, Я. «Богатыри» / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Белошапкина, Я. Виктор Васнецов / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21. – С.8-19.

Белошапкина, Я. «Витязь на распутье» / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Белошапкина, Я. «После побоища Игоря Святославича с половцами» / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Белошапкина, Я. Росписи Владимирского собора в Киеве / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Бойко, Н. Рассказы о русских художниках: [И. Н. Крамской, В. М. Васнецов] / Н. Бойко // Молодая гвардия. – 2011. – № 9. – С.252-267.

«Больше одной жизни на земле не дадут…» [В.М. Васнецов] // Герценка: Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 15 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2009. – Режим доступа

Васина, Е.В. «Поэма семи сказок» В. М. Васнецова. Биографический контекст. К постановке проблемы // Культура и искусство. – 2019. – № 6.

Васнецов, В.М. (второй) Трёхсотлетняя история рода Васнецовых (От Игнатия до Михаила) / В.М. Васнецов, О.А. Васнецова // Герценка: Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 22 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2012. – Режим доступа

В.М. Васнецов // Русское искусство середины второй половины XIX века

Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи // Библиотека военной литературы

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) // ЖЖ

Веселова, И.С. Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий // Известия ВГПУ. – 2014. – № 10 (95).  

Волкова, П.С. Васнецовы и музыка: к постановке проблемы / П.С. Волкова, Е.Н. Щербакова // Вестник музыкальной науки. – 2020. – № 4. 

Гинатулина, О.А. Духовно-нравственные ценности российского общества как фактор безопасности: (на примере творчества В. М. Васнецова) / О.А. Гинатулина, М.С. Покрышкина // Вестник Прикамского социального института. – 2018. – № 1 (79).  

Гладкова, Л. «Аленушка» и «Гусляры» Виктора Васнецова / Л. Гладкова, Э. Пастон // Третьяковская галерея. – 2008. – № 2 (19).

Грачева, И. Рисунки В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина / И. Грачева // Литература в школе. – 2005. – № 6. – С. 3-7; ил.

Гусакова, В. В.М. Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала XX вв. // Русская народная линия. – 2009. – 20 мая.

Даувальдер, В. Ф. Михаил Викторович Васнецов [Текст] / В. Ф. Даувальдер // Наше наследие. – 1991. – № 4. – С. 19-26.

Два издания «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина с иллюстрациями В.М. Васнецова // Raruss.ru

Деткова, О.А. В.М. Васнецов и передвижники: эволюция романтического историзма // E-Scio. – 2016. – № 3.  

Долгополов, И. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) // Долгополов, И. Мастера: Новеллы о художниках. – М.: Воениздат, 1981. – 590 с. – Режим доступа

Доронина, Н. «Снегурочка» Островского и Васнецова // Вятская и Слободская Епархия. – 2023. – 10 февр.

Евстратова, Е. Н. Историческая живопись В. М. Васнецова [1848-1926] / Е.Н. Евстратова // Преподавание истории в школе. – 2005. – № 9. – С. 2-9.

Зархи, С. Б. Истинный богатырь русской живописи [Текст]: вечер В. М. Васнецова, для старшеклассников / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 2. – С. 27-39. – Библиогр.: с. 37 (4 назв.).

Зархи, С. Б. Сказочные художники [Текст]: [В. Васнецов и М. Врубель: литературно-художественная композиция для 6-9 кл.] / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 4. – С. 41-56.

Каргаполова, Н. Живописное оформление музея: [участие В. Васнецова в художественном оформлении раздела «Каменный век» Исторического музея] // Искусство – Первое сентября. – 2008. – № 14.

Киселёва, Г.Г. «Я только русью и жил!..»: Известный и неизвестный Виктор Васнецов // Герценка : Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 15 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2009. – Режим доступа

Кривошеина, Н. В. Образы произведений В.М. Васнецова как образцы в монументально-декоративном убранстве храмовых интерьеров Вятки рубежа XIX-XX вв // Вестник ВятГУ. – 2010. – № 2-2.  

Ларсен, Т. Виктор Васнецов и Александра Рязанцева [Аудио]: программа из цикла «Семейные истории с Туттой Ларсен» // Радио Вера. – 2014. – 23 окт.

Логинов, А.А. А.П. Чехов и В.М. Васнецов: взаимоотношения двух художников // Гуманитарная парадигма. – 2022. – № 1 (20).

Лысюк, В. Фантазия и реальность в искусстве: [сказочные сюжеты в картинах русских художников: М. Врубель, И. Репин, В. Васнецов] / В. Лысюк, П. Ефимов // Искусство – Первое сентября. – 2006. – № 8. – С. 21-23.

Мартынов, С. Дозор вне времени: [картина В. Васнецова «Богатыри»] / С. Мартынов // Вокруг света. – 2015. – № 4. – С.36-37.

Мартынов, С. Девочка с персиками. Первая версия: [картина В. Васнецова «Аленушка»] / С. Мартынов // Вокруг света. – 2016. – № 2. – С.32-33.

Маслов, К.И. Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в художественной критике конца XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2017. – № 28.

Минин, В.М. Виктор Михайлович Васнецов: к 160-летию со дня рождения // Третий Рим. – 2012. – 30 дек.

Олтаржевский, Г. Как царская «богатырка» стала советской «буденовкой» // Большая военная энциклопедия

Пастон, Э. «Обязательство перед родным народом»: [Богатыри] // Третьяковская галерея. – 2006. – № 3. – С. 56-65.

Пастон, Э.В. «Соборный идеал» В.М. Васнецова. Работа художника во Владимирском соборе в Киеве (1885-1896) // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2019. – № 36.  

Пастон, Э. Парадоксы Виктора Васнецова / Э. Пастон // Наше наследие. – 1991. – № 4. – С.5-18.

Певзнер, Л. Виктор Васнецов работает над образом. «Снегурочка» 1885 / Л. Певзнер // Искусство – Первое сентября. – 2002. –№ 5. – С. 8-9.

Петрова, М. В. М. Васнецов. «Снегурочка»: Нетрадиционный анализ в традиционном историческом контексте: [Анализ и оценка васнецовских эскизов к пьесе-сказке А. Н. Островского и к опере Н. А. Римского-Корсакова]  / М. Петрова // Наш современник. – 2004.  – № 7. – С. 245-253.

Петрова, М. Перекличка времен: откровения исторических полотен Виктора Васнецова / М. Петрова // Москва. – 2000. – № 12. – С. 165-177.

Рерих, Н.К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н. К. Рерих. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – 88 с.

Гутов, А.Г. Русская историческая и мифологическая живопись: В. Суриков и В. Васнецов // Мультиурок

Синбухова, Е. Три картины Виктора Васнецова / Е. Синбухова // Юный художник. – 2007. – № 5. –С.30-31.

Татарникова, А. Религиозная живопись Виктора Васнецова // Рускатолик.РФ. – 2017. – 28 марта.

Трифонова, Е. Богатырь русского искусства: Виктору Васнецову 170 лет // Царьград. – 2018. – 15 мая.

Удальцова, М. «Я всегда только Русью и жил…» // Православие и мир. – 2008. – 14 мая.

Фролова, М. Творчество Виктора Васнецова в контексте темы «Древнерусская  культура»: Урок МХК для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / М. Фролова // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Художник русского народа: Судьба Виктора Васнецова // Ярмарка мастеров. – 2021. – 29 марта.

Шматкова, Н.П.  «Я всегда только Русью и жил…»: игра по творчеству В. М. Васнецова для 6-7-х классов / Н. П. Шматкова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 9. – С. 89-92. – Библиогр.: с. 92 (4 назв.).

Шувалова, А. Картины Виктора Васнецова – история Руси и её культуры // Fb.ru. – 2015. – 27 марта.

Эсаулова, А. Виктор Михайлович Васнецов // Артхив

Юферов, С. Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи // Военное обозрение. – 2016. – 23 июля.

Ярославцева, И. «Божественный гонец»: В. Васнецов / И. Ярославцева // Литература в школе. – 1998. – № 5. – С.82-96.

Видео:

Буянов, В. Тайны картин Виктора Васнецов: [Видео] // YouTube – Россия  

Варенцова, Ю. Виктор Васнецов: Док. фильм из цикла «Передвижники» / ТВ-Культура; Студия «Неофит» [Видео] // YouTube – Россия

Виктор Васнецов: pro и contra: док. фильм / Реж. А.Шувиков [Видео] // Смотрим

Виктор Васнецов. «Аленушка»: док. программа из цикла «Третьяковская галерея. История одного шедевра» / В. Полетаев, В. Венедиктов, В. Татарский [Видео] // YouTube – Россия  

Виктор Васнецов. «Богатыри» / В. Хворых, Л. Головина [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 3.

Виктор Васнецов «Царевна Несмеяна»: док. программа для школьников «В музей – без поводка» / Реж. А. Кривонос; ТВ-Культура [Видео] // YouTube – Россия  

Виктор Васнецов. Волшебный мир сказки: док. программа из цикла «Всемирная картинная галерея» [Видео] // YouTube – Россия  

Виктор Михайлович Васнецов. Богатство духа, мысли, гения / Art-GavrGGG [Видео] // YouTube – Россия

Вырвич, И.А. Жизнь и творчество В.М. Васнецова [Видео] // YouTube – Россия  

Дом-музей В.М. Васнецова в Москве [Видео] // YouTube – Россия  // Дзен – Видео // YouTube – Россия

Дружинина, И. В. Васнецов «Богатыри»: урок ИЗО, 7 кл. [Видео] // YouTube – Россия

Ермакова, А. Дом-музей Виктора Васнецова: док. программа из цикла «Музеи России» [Видео] // YouTube – Россия  

Кулинич, Г. Сказочник для взрослых: Виктор Васнецов: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Виктор Васнецов. «Богородица с Младенцем»: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия  

Мир Виктора Васнецова: док. фильм / Реж. Е. Зорин; 1991 [Видео] // YouTube – Россия  

Пухачев, С. Виктор Васнецов и Михаил Нестеров: Лекция / Культурный центр Диалог [Видео] // YouTube – Россия

Рахматуллин, Р. Виктор Васнецов: док. программа из цикла «Облюбование Москвы» [Видео] // YouTube – Россия  

Татарский, В. В. Васнецов «Богатыри»: Лекция из цикла «Третьяковская галерея. История одного шедевра» [Видео] // YouTube – Россия   

Татарский, В. В. Васнецов «Крещение Руси»: Лекция из цикла «Третьяковская галерея. История одного шедевра» [Видео] // YouTube – Россия

Память. Памятные места

Дом-музей В.М. Васнецова в Москве

Дом (3-й Троицкий переулок / пер. Васнецова, 13) был построен по эскизам В. Васнецова в стиле неоклассики с элементами модерна. В нём находилась и мастерская художника, в которой он работал с 1894 по 1926 гг.

Фото с сайта

Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Фёдор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».

Музей является  филиалом Третьяковской галереи. На здании установлена мемориальная доска.

Фотоэкскурсия здесь >>

Дом-музей В.М. Васнецова в Москве [Видео] // YouTube – Россия

Ермакова, А. Дом-музей Виктора Васнецова: из цикла «Музеи России» [Видео] // YouTube – Россия

Могила В. Васнецова на Введенском кладбище (Москва)

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве, в возрасте 78 лет. Его похоронили на Лазаревском кладбище, а позднее прах перенесли на Введенское кладбище. На надгробии воспроизведён сюжет с картины художника «Витязя на распутье».

Шнейвас, Б. Некрополь на Госпитальном валу: В. Васнецов [Видео] // YouTube – Россия

Фото с сайта

Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» (филиал Вятского художественного музея)

Старинное небольшое село Рябово прославлено родом Васнецовых. С Рябово связаны детские и юношеские годы братьев – художников В. М. и А. М. Васнецовых. В их творчестве нашли отражение детские впечатления, вятская природа, самобытный уклад крестьянской жизни.

В 1981 году в родовом васнецовском доме был открыт мемориальный музей-усадьба. На здании музея установлен Барельеф братьям Васнецовым (1968).

Виртуальный тур по музею здесь >>

Фото и подробнее здесь >>   и  здесь >>

Кутергин, В.С. К васнецовским истокам: [Рябово] // Герценка: Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 36 / Киров. ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; редкол.: С. Н. Будашкина [и др.]. – Киров, 2019. – Режим доступа

Вятский художественный музей им. А. и В. Васнецовых (Киров) http://kirov-artmuzeum.ru/

Государственный художественный музей Кировской области, первый художественно-исторический музей на Севере и Северо-Востоке России.

Музей был открыт в Вятке 5 (18) декабря 1910 года усилиями Вятского художественного кружка по инициативе братьев Виктора и Аполинария Васнецовых.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» (Киров)

(1992, скульптор Ю.Г. Орехов, архитектор С.П. Хаджибаронов)

Установлен перед зданием Кировского областного музея им. братьев Васнецовых.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Мемориальная доска в Кирове

Установлена на доме Аркадия Васнецова (ул. Володарского, 116) в честь его братьев Виктора и Аполлинария.

«Известные русские художники-братья Васнецовы Виктор 1848-1926, Аполлинарий 1856-1933 будучи в Вятке жили в этом доме».

Фото с сайта

Аркадий Михайлович Васнецов – почетный гражданин города Вятки, педагог, городской глава, гласный Вятской городской думы, благодаря его усилиям в городе был проведен водопровод и электричество, а также создан музей.

Малышева, Т.В. Васнецовские места в Вятке // Герценка: Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 10 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2006. – Режим доступа

Мемориальная стела в д. Ваньково (Дмитровский р-н, Московская обл.)

В деревне Ваньково Дмитровского уезда находилась подмосковная усадьба В. М. Васнецова, которую он приобрел в 1901 году.

В этих благодатных местах, Васнецов работал с 1902 по 1918 гг. в основном в летние месяцы. А гостями здесь были известные художники М.В. Нестеров, В.А. Серов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, А.М. Васнецов и др.

После революции 1917 года Васнецовы были вынуждены оставить усадьбу, в которой сначала была организована коммуна, потом пионерский лагерь. В 90-ые годы ХХ века усадебный дом разворовали, а через некоторое время он и вовсе сгорел.

Сегодня на месте знаменитой усадьбы Васнецова нет ничего, только заросший пустырь.

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Портреты В.М. Васнецова

А. Куинджи

«Портрет В. М. Васнецова»

Фото с сайта

И.Н. Крамской

«Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова»

(1874; Государственная Третьяковская галерея)

Фото с сайта

И.Е. Репин

«Портрет В.М. Васнецова»

(1882; Музей-заповедник «Абрамцево»)

Фото с сайта

Н. Д. Кузнецов

«Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова»

(1891; Государственная Третьяковская галерея)

 

Фото с сайта

В.В. Матэ

«Портрет В.М. Васнецова»

(1898; Художественная Галерея Фонда поколений)

Фото с сайта

С.В. Малютин

«Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова»

(1915; Вятский художественный музей)

Фото и подробнее здесь >>

М. Нестеров

«Портрет В.М. Васнецова»

(1925; Государственная Третьяковская галерея)

Подробнее здесь >>

Некоторые работы В.М. Васнецова

«Васнецов выступал во всех родах живописи: он был – по старой академической терминологии – «историческим живописцем», ибо писал картины на сюжеты истории и мифологии, был «религиозным живописцем», портретистом, жанристом, декоратором и «графиком». Кроме того, он был и архитектором, так как по его проектам выстроены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный домик с мастерской вТроицком переулке…» (И. Грабарь)

В. М. Васнецов первый в русском искусстве вышел из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач – создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное – его православной духовности.

Виктор Васнецов работал и как художник-иллюстратор, создавая рисунки по мотивам произведений известных русских литераторов, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев.

На Всемирной выставке в Вене в 1873 году самовар «Петух», изготовленный по эскизу Виктора Васнецова, получил золотую медаль.

В качестве театрального художника Виктор Васнецов исполнил эскизы к постановке пьесы-сказки Островского «Снегурочка» на домашней сцене в Абрамцево и одноименной оперы Римского-Корсакова в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова.

В 1918 году Васнецов участвовал в конкурсе проектов формы Красной Армии. В частности, его эскиз был среди тех, что легли в основу знаменитой буденовки (или как они первоначально назывались – богатырки). Головной убор красноармейцев просуществовал вплоть до июля 1940 года. Причастен был художник и к появлению длиннополых шинелей с синими и красными наложениями на груди – эта форма – также стилизация под одеяние русских богатырей.

Архитектура:

Кроме гениальных живописных полотен, В.М. Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов: проект павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898),  эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля и др. Под его руководством выполнены мозаики и росписи Храма Иоанна Предтечи в Москве, мозаики Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Фасад Третьяковской галереи (Москва, Лаврушинский пер., 10)

Среди наиболее значимых архитектурных проектов В.М. Васнецова – декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

Подробнее здесь >>

Церковь Спаса Нерукотворного (Абрамцево) http://www.abramtsevo.net

Будучи одним из самых деятельных участников Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, В.М. Васнецов вместе с В. Д. Поленовым проектировал церковь в Абрамцеве. Благодаря его приёмам стилизации, уже найденным в былинно-сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен (1881–1882).

Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы – образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы. Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.

«Церковь кончена, освящена в Спасов день…Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, без показной роскоши, абрамцевскую церковь», – писал художник.

В Абрамцеве по его рисунку была также построена «Избушка на курьих ножках» (1881-83). В Абрамцеве и его окрестностях художник писал «Аленушку», работал над «Богатырями», здесь появились замечательные эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке».

Подробнее здесь >>

Особняк Е.И. Цветкова (Москва, Пречистенская набережная, 29)

Дом был построен  (1910-е гг.) для И.Е. Цветкова, банкира и коллекционера. Васнецов спроектировал его как место экспозиции произведений искусства, бывших собственностью И.Е. Цветкова.

Подробнее и фото здесь >>  здесь >>   здесь >>

Старые фото здесь >>  и  здесь >>

Росписи Владимирского собора (Киев, Украина) http://www.museum.ru/N45688

Васнецов с семьей переехал в Киев в 1885 году, и проработал там около десяти лет, занимаясь росписью стен Владимирского собора.

Художник при участии помощников выполнил основную работу – расписал весь главный неф храма, среднюю часть хор и три стороны столпов, отделяющих центральный неф от двух боковых. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост.

За работу во Владимирском соборе художник получил звание профессора живописи.

«Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, – это поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».

Кульженко, С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. – К.: Издательство С. В. Кульженко, 1898.Режим доступа

Белошапкина, Я. Росписи Владимирского собора в Киеве / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Эскизы росписи здесь >>  и здесь >>

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Фото и подробнее здесь >>

Живопись:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет!

Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка…».

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 картины художника Васнецова вошли в Золотой Фонд Русского искусства.

Картины В.М. Васнецова здесь >>

Картины: Ч.1; Ч.2; Ч.3.

Картины В.М. Васнецова в Википедии

10 шедевров Виктора Васнецова

Трошенкова, М. 7 главных шедевров Виктора Васнецова // Вечерняя Москва. – 2013. – 23 июля.

«Автопортрет»

(1873; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Подробнее здесь >>

«Книжная лавочка»

(1876; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Подробнее здесь >>

Стихи

«Витязь на распутье»

(1878; Государственный Русский Музей, Санкт Петербург)

Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.

Белошапкина, Я. «Витязь на распутье» / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Подробнее здесь >>  

«Военная телеграмма»

(1878; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Фото и подробнее здесь >>

«После побоища Игоря Святославовича с половцами»

(1880; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Белошапкина, Я. «После побоища Игоря Святославича с половцами» / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Подробнее здесь >>

«Аленушка»

(1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка». Картина писалась с юродивой крестьянской девушки и не имела отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.

Гладкова, Л. «Аленушка» и «Гусляры» Виктора Васнецова / Л. Гладкова, Э. Пастон // Третьяковская галерея. – 2008. – № 2 (19).

Подробнее здесь >>   и здесь >>

Портрет Т.А. Мамонтовой

(1884; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Фото с сайта

«Иван Царевич на сером волке»

(1889; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Подробнее здесь >>  

«Царь Иван Васильевич Грозный»

(1897; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

«Не знаю отчего, но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. В узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc…» (М.В. Васнецов)

Картина стоит особняком в творчестве В.М. Васнецова, являясь единственным его историческим портретом.

Подробнее здесь >>   здесь >>  

«Богатыри»

(1898; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Первое название картины: «Богатыри – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

Любимые герои русского эпоса воплощают в себе лучшие качества народа: душевное благородство, любовь к Родине, ум и отвагу. В то же самое время у каждого из богатырей свои, индивидуальные черты. Все трое крепкой заставой стоят на рубеже русской земли и служат незыблемым оплотом народным. Созданный Васнецовым образ богатырей – защитников Отечества давно уже перерос узко художественные рамки и стал символом патриотического служения Родине.

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест», – скажет критик В. В. Стасов. «… здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

По рассказам некоторых современников, на картине «Богатыри» Васнецов придал Добрыне свои черты лица. Илья Муромец написан с крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, Алеша Попович – с Андрея Мамонтова, одного из сыновей Саввы Мамонтова.

Белошапкина, Я. Богатыри / Я. Белошапкина // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 21.

Мартынов, С. Дозор вне времени: [картина В. Васнецова «Богатыри»] / С. Мартынов // Вокруг света. – 2015. – № 4. – С.36-37.

Подробнее здесь >>  здесь >>   и здесь >>

«Баян»

(1910; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Подробнее здесь >>

«Царевна Несмеяна»

(1914-1916; Дом-музей В.М. Васнецова, Москва)

Подробнее здесь >>   здесь >>   и  здесь >>

Виктор Васнецов «Царевна Несмеяна»: док. программа для школьников «В музей – без поводка» / Реж. А. Кривонос; ТВ-Культура [Видео] // YouTube – Россия  

Оцените статью
libozersk.ru