«Великий Карл»

225 лет со дня рождения К.П. Брюллова
(23.12.1799 – 23.06.1852)

Брюллов – мечты своей и думы властелин.
Все образы ему доступны и покорны.
Всё дышит, движется под кистью плодотворной.
А.С. Пушкин

«В области искусства, в творчестве сердца
русский народ обнаружил изумительную силу,
создав при наличии ужаснейших условий
прекрасную литературу,
удивительную живопись и оригинальную музыку,
которой восхищается весь мир.
Гигант Пушкин – величайшая гордость наша,
а рядом с ним волшебник Глинка
и прекрасный Брюллов».
М. Горький

Карл Павлович Брюллов – русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, золотой медалист Парижской выставки 1834 года. Он единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

«Карл Великий», как его называли современники, происходил из старинного французского рода Брюлло, известного еще в XVII веке. Его дед Георг Брюлло работал лепщиком на императорском фарфоровом заводе в Петербурге, отец – Павел Иванович Брюлло, «мастер резного, золотарного и лакировального дела и академик орнаментальной скульптуры на дереве», преподаватель Академии художеств.

Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды – поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

«Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии…» (А. Сомов).

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины – «Нарцисс» (1819) и «Гений искусства» (1817-1820), признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении, К. Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

Получив после окончания Академии стипендию от Общества поощрения художников (ОПХ) и сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, Карл с братом Александром, архитектором и художником, отправляются в турне по Европе.

По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать «Афинскую школу» – фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех.

Так, полотно «Итальянское утро», написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень», но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели – сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была наследницей рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти – богатейших домов Российской империи и Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств.

Графиня Самойлова с первой встречи в 1827 году покорила сердце художника, который был очарован ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца. За несколько десятилетий он написал несколько её портретов.

В 1827 году Брюллов начал работу над одним из своих масштабных произведений – «Последний день Помпеи». Он посетил развалины города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79 году до н.э, осмотрел раскопки, сделал наброски. Брюллов работал над своей монументальной картиной почти шесть лет. В 1833 году «Последний день Помпеи» был выставлен в Риме, в мастерской художника.

Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Посмотреть картину приезжали многие известные в те годы люди, среди которых был писатель Вальтер Скотт. Флорентийская Академия художеств присвоила Брюллову за это полотно звание профессора первой степени.

Картину выставляли на Парижском салоне в Лувре, после чего отправили в Петербург, где её также ожидал фурор. Восторженное отношение к Брюллову разделяло все передовое русское общество. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине, издавались брошюры. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Баратынский, Жуковский и Глинка, Белинский и Герцен – все чрезвычайно высоко оценили картину Брюллова. Такого единодушного мнения лучших людей России не знало доселе ни одно произведение отечественной живописи.

Император Николай I, увидев ее, предложил художнику вернуться в Россию и пригласил его на личную встречу для вручения лаврового венка. Заказчик картины, меценат А.Н. Демидов преподнес её императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал картину Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

К. Брюллов прожил в Италии 12 лет. За это время он создал около 120 портретов итальянских аристократов, а также художников, скульпторов, писателей, отдыхающих в Италии членов императорской семьи и русской знати. Написал несколько автопортретов для Галереи Уффици во Флоренции.

В 1835 году художник отправился в Грецию и Малую Азию с экспедицией мецената Владимира Орлова-Давыдова. Там он написал серию портретов повстанцев, их предводителя Теодора Колокотрони, несколько пейзажей. Рисовал в основном акварелью и сепией.

В дороге Брюллов простудился, был вынужден оставить экспедицию и в конце 1835 года прибыл в Москву. Здесь знатные московские дома устраивали вечера и приемы в его честь.

У Брюллова сложились обширные связи в мире искусства, литературы и музыки. У него установились дружеские отношения с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, с композитором М.И. Глинкой, не говоря уже о художниках. Он принял близкое участие в судьбе Т.Г. Шевченко. Когда понадобилось изыскать средства на выкуп Шевченко из крепостной зависимости, Брюллов написал портрет В.А. Жуковского, который разыграли в лотерее.

Весной 1836 года Брюллов приехал, наконец, в Петербург – ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств. И здесь также начались торжества. Был устроен большой праздник в здании самой Академии около прославленной картины. Брюллов был провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнявшимся со всеми великими художниками мира.

Многие из академических воспитанников считали за счастье учиться рисунку и живописи в мастерской Брюллова, его мастерская не вмещала всех, желавших у него учиться. Среди его учеников были Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко.

Он был популярен среди местной знати как искусный портретист – из-под его кисти вышли портреты И. Крылова, В. Жуковского, Н. Кукольника, Ю. Самойловой, А. Струговщикова и других современников.

В 1843 году Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского собора. Площадь сферического плафона составляла более 800 квадратных метров. Стоя на лесах, художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска.

Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит, и в воздухе стояла мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.

В 1849 году доктора признали состояние здоровья Брюллова безнадежным. По совету медиков он поселился на острове Мадейра, потом перебрался в Рим, где нашел гостеприимный кров и уход в семье соратника Гарибальди Анджело Титтони. В периоды облегчения от сердечных удуший Брюллов спешит рисовать итальянских лаццарони (бедняков), пробует запечатлеть в аллегорических портретах все семейство Титтони. Большинство поздних портретов и акварелей художника до сих пор находятся в частной коллекции этой семьи.

Художник создает великолепный портрет ученого лингвиста и археолога Ланчи. Незадолго до смерти Брюллов набрасывает композицию «Диана, несомая на крыльях Ночи над римским кладбищем Монте-Тестаччио». На этом кладбище в 1852 году похоронили и Брюллова…

Художественное наследие Карла Брюллова огромно. Его картины не всеми современниками воспринимались с пониманием и восхищением – была и критика, и зависть, и осуждение. Но история всегда дает истинную оценку творцу. Именно Карл Брюллов положил начало новому реалистическому искусству, уйдя от академических канонов, создав новый тип портрета – портрет-картину.

На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Карл Брюллов – единственный художник классического русского искусства, обретший при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность.

Интернет-ресурсы

http://bryullov.ru – К.П. Брюллов

К.П. Брюллов на портале Культура.РФ

К. Брюллов в РуВики

К. Брюллов на сайте Артхив

К. Брюллов на сайте Ариа-Арт

К. Брюллов на сайте Gallerix.ru  

К. Брюллов на сайте «История искусств»

К. Брюллов на сайте «Музеи мира»

Подробная биография здесь >>   здесь >> 

Материалы о жизни и творчестве К. Брюллова

«С чувством национальной гордости скажу, однако,
что между всеми живописцами… нет ни одного,
который был бы выше нашего Брюллова…»
В. Жуковский

Ацаркина, Э.Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество [Текст] / Э. Н. Ацаркина. – М.: Искусство, 1963. – 532 с.: ил. – (Русские художники).

Карла Павловича Брюллова в равной мере можно назвать историческим живописцем, жанристом, монументалистом, мастером религиозной живописи, акварелистом и великолепным портретистом. Брюллов владел также техникой гравирования и лепкой. И во всех областях сказалось неистощимое богатство его творческой фантазии. Огромна роль Брюллова-профессора, воспитавшего целую плеяду известных русских художников.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Бочаров, И.Н. Карл Брюллов. Итальянские находки [Текст] / И.Н. Бочаров, Ю.П. Глушакова; предисл. А. Л. Нарочницкого. – М.: Знание, 1984. – 191 с. : 17 л. a-ил.

Великий русский художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852) долгие годы жил и работал в Италии. Там он создал грандиозное полотно «Последний день Помпеи», принесшее ему европейскую известность и славу. Судьба десятков других его произведений, попавших в частные собрания, зачастую оставалась неизвестной до самого последнего времени, более того, некоторые из них считались навсегда утраченными. Авторы этой книги приложили немало усилий, чтобы наши представления о творчестве К.П. Брюллова были полнее и ярче…

(Имеются экземпляры в отделах: читальный  зал)

Брюллов: Сказки о знаменитом художнике / Авт. Г.Е. Ветрова. – М.: Белый город, 2003. – 11 с., цв. ил. – (Сказки о художниках).

Текст, написанный на основе интересных сведений о жизни и творчестве художника, содержит запоминающуюся информацию о лучших картинах, основных терминах, стилях и направлениях живописи.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный  зал)

Карл Брюллов [Текст]: альбом / авт.-сост. М.М. Ракова. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 41 с. : цв. ил.

Творчество Карла Павловича Брюллова всегда привлекало исследователей необыкновенной одаренностью художника: яркостью воображения и импульсивностью творчества, динамичностью изображения, ощущением цвета и способностью передать его на полотне, сложностью художественной задачи и высочайшим профессионализмом, неутомимостью и работоспособностью. Очерк М. Раковой о жизни художника в полной мере раскрывает личностные особенности К. Брюллова, отражение их в творчестве. Великолепные репродукции, содержащиеся в альбоме, дают яркое представление о художественном наследии живописца.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Карл Брюллов [Текст]: [альбом] / О. Алленова, М.М. Алленов. – М.: Белый город, 2001. – 64 с. : цв. ил. 

В альбом включены, помимо репродукций лучших картин из центральных музеев, шедевры из малодоступных ранее региональных картинных галерей и частных собраний.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Карл Павлович Брюллов: 1799 – 1852 [Текст]: [биография русского живописца] / Авт. А. Гордеева. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 48 с.: цв. ил. – (Великие художники).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. книги и авт. предисл. Н.Г. Машковцев. – 2-е изд.,  доп. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 318 с.Режим доступа

Все встречавшиеся с Карлом Брюлловым единодушно свидетельствуют о совершенно исключительном впечатлении, которое он производил на окружающих. Брюллов обладал свойством воспламенять всех с ним соприкасавшихся: друзей и случайных знакомых, зрелых художников и своих учеников. Своих собеседников Брюллов покорял творческим темпераментом, полетом воображения, оригинальным ходом мыслей. Его речи была присуща огромная изобразительная сила, совершенная точность выражений, строгая логичность. Его сильный и ясный ум, сказывался во всем: в понимании исторической обстановки, в анализе событий, в характеристике людей и, конечно, более всего в его творчестве.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный  зал)

Леонтьева, Г. Карл Брюллов / Г.К. Леонтьева. – Л.: Искусство, 1976. – 328 с., 16 л. ил., порт. – (Жизнь в искусстве).

Книга рассказывает о творчестве мастера, о его жизни, богатой событиями и встречами – дружба связывала художника с Пушкиным и Глинкой, Гоголем и Кукольником. Книга содержит цветные и тоновые иллюстрации.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Леонтьева, Г.К. Карл Брюллов: альбом / Г.К. Леонтьева. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 196 с., ил. – (Русские живописцы ХIХ века).

Во вступительной статье анализируется путь художника, чье творчество, проникнутное идеалами романтизма, определило целую эпоху отечественного искусства. Обширный иллюстративный ряд дает возможность увидеть жанровое многообразие произведений Брюллова и сопоставить творчество русского художника с искусством современных ему западноевропейских мастеров.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Леонтьева, Г. Карл Брюллов. 1799-1852 / Г.К. Леонтьева. – Л.: Художник РСФСР, 1980. – 78 с.  ил. – (Массовая библиотека по искусству).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Леонтьева, Г.К. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» / Г.К. Леонтьева. – Л.: Художник РСФСР, 1985. – 70 с., ил.

Об истории создания картины, о ее идейном содержании в живой форме рассказывается в тексте, иллюстрированном репродукциями картины, многочисленных фрагментов, этюдных набросков, а также рядом других картин, сыгравших в творчестве Брюллова важную роль.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Порудоминский, В.И. Брюллов / В.И. Порудоминский. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 352 с. – (Жизнь замечательных людей).

Книга о Брюллове – это рассказ о жизни художника и о русском искусстве его времени, о его яркой, неповторимой личности и о людях, в окружении которых он прошел свой жизненный путь. Это также попытка показать, как время, события жизни, черты личности творца воплощаются в его созданиях.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Савинов, А.Н. Карл Павлович Брюллов /А.Н. Савинов. – М.: Искусство, 1966. – 131 с.

Великие исторические события многих десятилетий отделили от нас Карла Брюллова, но до сих пор неизменно останавливают перед собой его «Последний день Помпеи» и галерея созданных им портретов. Артистизм Брюллова ярок и сложен; он основан не только на живости и гибкости выдающегося дарования, но и на крепком сплаве вдохновения и упорства, мечты и школы, жадного интереса к жизни.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Статьи:

Анисимов, Е.  Осень классицизма: как выглядел и жил Петербург 1830-х глазами Карла Брюллова // Вокруг света. – 2003. – № 6. – С. 124-131.

Аристова, В.В. Романтизм в русской живописи первой половины ХIХ века [Текст]: К. Брюллов, С. Щедрин, В. Тропинин / В.В. Аристова // Преподавание истории в школе. – 2005. – № 8. – С. 2-9. – Библиогр.: с. 9 (9 назв.).

Байрамова, Л. Карл Брюллов [Текст] / Л. Байрамова // Смена. – 2000. – № 1. – С. 98-117: цв. ил.

Бехтиева, Е.В. Пейзаж романтизма в творческом наследии Карла Брюллова // Искусствознание.  – 2015. – № 1-2.

Карл Брюллов [Текст]: [Жизнь и творчество русского художника (1799-1852)]: Подборка материалов // Искусство – Первое сентября. – 2005. – № 2. – С. 5-13.

Карл Брюллов: академист и новатор // Культура Петербурга. – 2023. – 20 дек.

Бумагин, В. Карл Брюллов: обречённый на славу // Радуга. – 2015. – 30 мая.

Буренина, О.Г. Творчество К.П. Брюллова: презентация к уроку ИЗО // Videouroki.net

Бялик, Н. Внучка «Пиковой дамы»: [О двух портретах княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, написанных художником К.П. Брюлловым] // Родина. –  1999. – №12. – С.78.

Великий Карл: Сценарий программы, посвящённой Карлу Брюллову (1799 – 1852) // Мир через культуру. – 2003. – № 4.

Воякина, С. «Это был космос… он весь был страсть…»: (К 200-летию со дня рождения К.П. Брюллова) // Книгочей. – 1998. – Вып.5. – С.58-69.

Гаврилова, Е. И. Пушкин и Карл Брюллов // Временник Пушкинской комиссии, 1970 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. – С. 51-56.

«Гениальный живописец»: Творчество К.П. Брюллова: презентация к внеклассному мероприятию, 9-11 кл. // Урок.РФ

Гордовая, Н.С. История одной картины. Карл Брюллов «Последний день Помпеи»: урок ИЗО с презентацией,  7 кл. // Копилка уроков

Грачёва, И. Поэт и художник [Текст]: [Пушкин и Брюллов] / И. Грачёва // Литература в школе. – 1999. – № 2. – С. 11-19.

Дозорцева, Ж. Звучащие полотна Карла Брюллова [Текст: [о влиянии музыки на творчество художника] / Ж. Дозорцева // Наука и жизнь. – 2008. – № 11. – С. 114-120.

Дубова, О. Карл Павлович Брюллов // Российский писатель  

Жаткин, Д.Н.  Вальтер Скотт и Брюлловы / Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова // МНКО. – 2013. – №3 (40).  

Жуков, В. Итальянский жанр К. Брюллова [Текст]: [русский художник XIX в. Карл Брюллов] / В. Жуков // Юный художник. – 2010. – № 10. – С. 4-7.

Залевская, М. Два вулкана Карла Брюллова [Текст]: [Карл Брюллов и Ю.П. Самойлова] / М. Залевская // Чудеса и приключения. – 2007. – № 3. – С. 28-29.

Зархи, С.Б. «Художник, умеющий писать все…»: Литературная композиция, посвященная юбилею К.П. Брюллова, для уч-ся 9-11 кл.  // Читаем, учимся, играем. – 2009. – Вып. 9. – С.18-35.

Зархи, С.Б. Выдающийся живописец К. П. Брюллов [Текст]: литературная композиция / С.Б. Зархи // Преподавание истории в школе. – 2004. – № 4. – С. 63-72. – Библиогр.: с. 72 (6 назв.).

«И жизнь, и слёзы, и любовь»: страницы жизни К. Брюллова // ЖЖ «Искусство и время». – Ч. 1; Ч. 2.

Калужских, Л.И. Карл Брюллов: страницы биографии и творчества: Презентация // Научная библиотека ТГУ

Корнилова, А.В. А.С. Пушкин и К.П. Брюллов. Интерпретация воспоминаний современников // Вестник СПбГУК. – 2011. – № 1.

Кудряшов, К. «Маленький русский и маленькие картины»? Карл Брюллов до и после «Помпеи» // АиФ. – 2019. – 23 дек.

Кулаков, В. Карл Великий [Текст]: [русский художник Карл Брюллов (1799-1852)] / В. Кулаков // Наше наследие. – 2000. – № 52. – С. 104-112.

Курбановский, А. «Под воспаленным прахом»: Творчество К.П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция // Вестник культурологии. – 2007. – №4.  

Ляшенко, Е. Вдохновленный Италией. Истории 5 самых известных картин Карла Брюллова // АиФ – Санкт-Петербург. – 2014. – 23 дек.

Машковцев, Н. Карл Павлович Брюллов // К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. – М., 1961. – С. 3.-21.

Мезенцева, И.В. «Романтик страсти и печали»: Портретное творчество К.П. Брюллова: урок ИЗО с презентацией и тестом // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Микулина, М. Тот самый Карл: История русского художника Карла Брюллова // Такие дела. – 2018. – 20 апр. 

Минкин, А. Великие горемыки [Текст]: [М.И. Глинка, К.П. Брюллов] / А. Минкин // Москва. – 2015. – № 5. – С. 216-224.

Миронов, Г.Е. Портрет художника в интерьере эпохи: Карл Брюллов (1799–1852) // Миронов, Г.Е. Пассионарная Россия

Овчинникова, Н. Клоны любимой [Текст]: Занимательные факты о самой известной картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» / Н. Овчинникова // Вокруг света. – 2015. – № 3. – С. 29-31.

Опимах, И. Красавица Аврора [Текст]: [Аврора Шернваль-Демидова-Карамзина; портрет А. Демидовой работы К. Брюллова] / И. Опимах // Смена. – 2009. – № 4. – С. 66-69 : портр.

Першина, В.И. Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»: урок с презентацией // Копилка уроков

Петрова, М.В. «Светлое воскресение русской живописи…»  [Текст]: [судьба картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833)] / М.В. Петрова // Москва. – 2007. – № 3. – С. 207-220.

Плаксина, И.Е. Художник Карл Павлович Брюллов: урок ИЗО с презентацией, 7 кл. // Копилка уроков

Погодина, А. Прогулка длиною в жизнь [Текст]: картина А. П. Брюллова «Прогулка в коляске» / Погодина А. // Родина. – 2001. – № 7. – С. 118-122.

Поташова, К.А. А.С. Пушкин и К.П. Брюллов: история знакомства и созвучие творчества // Пушкинская комиссия

Прожогин, Н. История портрета А.Н. Демидова [Текст]: [Поиски картины К.П. Брюллова «Портрет А.Н. Демидова на коне», ок. 1831 г.] / Н. Прожогин // Наше наследие. – 2000. – № 52. – С. 113-117.

Русский «итальянец» Карл Брюллов // 2queens.ru  

Синдаловский,  Н.  Оленинский кружок, или Петербург – Приютино и обратно //  Нева. – 2009. – № 5.

Тихомиров, В. Последний помпеец, первый русский // S-t-o-l.com. – 2019. – 7 мая.  

Уваров, С. Роковые красавицы Брюллова: [О выставке работ К. Брюллова в Третьяковке] // Известия. – 2018. – 2 февр.

Уткина, Н. Кумиры падают: история одной картины [Текст]: [о картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» (1833)], 7 класс / Н. Уткина // Искусство – Первое сентября. – 2002. – № 4. – С. 4.

Цветков, С.Э. Истории из жизни Карла Брюллова // ЖЖ

Чайковская, В. Карл Брюллов: игра с огнём [Текст]: [Брюллов и официальный Петербург] / В. Чайковская // Нева. – 2013. – № 3. – С. 220-226.

Видеоматериалы:

Андреева, Д. Карл Брюллов [Видео]: лекция по истории искусств // RuTube

Антонова, И.А. К.П. Брюллов [Видео]: [О выставке графики и акварелей художника «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов»]: док. программа из цикла «Пятое измерение. Диалоги в пространстве культуры» / Гос. музей изобразительного иск-ва им. А.С. Пушкина; ТВ-Культура // Смотрим

Карл Брюллов [Видео]: док фильм из цикла «Русская живопись» / Реж. А. Кривонос; Русский музей // ВК – Видео

Брюлловы [Видео]: док. программа из цикла «Отечество и судьбы» / авт. сцен. М. Красовицкий; реж. М. Катушкин; А. Волгин  // YouTube – Россия // ОК – Видео   

Девятов, В. Тайный смысл картины «Последний день Помпеи» [Видео] / Д. Девятов, А. Войтенков; Познавательное ТВ // YouTube – Россия // ВК – Видео // ОК – Видео

Донец, В. Карл Брюллов [Видео]: лекция из цикла «Русская культура сквозь века»; Вып. 27 / Гос. Третьяковская галерея // YouTube – Россия // RuTube

Курбановский, А. «Под воспалённым прахом: археология масонского взгляда. «Последний день Помпеи Карла Брюллова» [Видео]: лекция / Гос. Русский  музей // ОК – Видео

Менделеев, Д. Содом и Гоморра: Библейский сюжет Карла Брюллова [Видео]: док программа из цикла «Библейский сюжет» // ОК – Видео // YouTube – Россия // ВК – Видео

Никонов, Д. Брюллов [Видео]: лекция из цикла «Уроки живописи Дениса Никонова» // YouTube – Россия     

Пухачев, С. Брюллов и искусство толпы [Видео]: лекция из цикла «Русское искусство: Pro et contra» / Культурный центр «Диалог» // RuTube

Рудина, М. «Великая картина Великого Карла» [Видео]: К. Брюллов «Последний день Помпеи»: лекция онлайн-курса «Я и картина» // RuTube

Ярошинская, Л. «И мастерство, и вдохновенье…» К.П. Брюллов [Видео]: док. программа из цикла «Прометей» // YouTube – Россия  // RuTube

Память. Памятные места

К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова Государственный Русский музей открывает в академических залах Михайловского дворца выставку (18 октября 2024 – 12 мая 2025 года).

Подробнее здесь >>  и здесь >>

Могила К.П. Брюллова в Монте-Тестаччо (Рим, Италия)

Карл Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где он жил последние два года жизни в семье Анджело Титтони. Гроб с телом Брюллова встречали ещё за чертою города и на руках пронесли до протестантского кладбища Монте Тестаччо. Над могилой, находящейся рядом с центральным входом, – мраморное надгробие работы архитектора М.А. Шурупова. На нём выбит горельефный портрет Брюллова, скопированный с известного бюста работы И.П. Витали.

Оплату и уход за могилой художника взяло на себя российское посольство в Италии.

Фото с сайта

Бюст К. Брюллова в Санкт-Петербурге

(2003, по оригиналу И.П. Витали 1837 г.)

Установлен в Михайловском саду, у павильона Росси.

Анисимов, Е.  Осень классицизма: как выглядел и жил Петербург 1830-х глазами Карла Брюллова // Вокруг света. – 2003. – № 6. – С. 124-131.

Фото с сайта

В Санкт-Петербурге сохранился особняк Александра Павловича Брюллова, художника и архитектора (Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, 37), старшего брата художника.

Именно он выстроил лютеранскую церковь на Невском проспекте, православную церковь Петра и Павла в неоготическом стиле в Шуваловском парке, здание Михайловского театра, Пулковскую обсерваторию, здание Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, принимал участие в создании новых интерьеров Зимнего дворца. Александр Павлович был также отличным рисовальщиком, именно им написан самый знаменитый портрет Натальи Николаевны Гончаровой (Пушкиной).

Зал К.П. Брюллова в Русском музее (Санкт-Петербург)

Зал 14: Академический

К. Брюллов на сайте Русского музея: Виртуальная выставка

Фото с сайта

Зал К. Брюллова в Третьяковской галерее (Москва)

Третьяковская галерея. Зал № 9: К.П. Брюллов [Видео] // YouTube – Россия

Именем Карла Брюллова названа улица в Москве.

Фото с сайта

К.П. Брюллов на памятнике «Тысячелетие России» (Великий Новгород) (Фрагмент)

(1862, скульпторы М. Микешин, И. Шредер, архитектор В. Гартман)

К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

 

Фото с сайта

Мемориальная доска в Риме (Италия)

Установлена на доме, в котором жили братья Брюлловы,  направленные за границу русским Обществом поощрения художников.

Бочаров, И. Карл Брюллов в Италии // Бочаров, И. Итальянские находки / И. Бочаров, Ю. Глушакова. – М.: Знание, 1984.

Дом в Риме, где жил К. Брюллов [Видео] // YouTube – Россия  

Старицына, Ж. Триумф и загадочная любовь: итальянский период Карла Брюллова // TimeOut. – 2022. – 23 дек.

Мемориальная доска установлена также в Манциано (2002), маленьком городке под Римом, где Брюллов прожил два последних года своей жизни и скончался в 1852 году.

Бюст К.П. Брюллова на острове Мадейра (Португалия)

(2013, скульптор Луиш Пайшау)

Установлен в центральном парке города Фуншала.

Карл Брюллов прибыл на Мадейру в 1849 году, чтобы поправить там свое здоровье, и прожил на острове около полутора лет. На Мадейре он продолжал писать картины, в основном пейзажи.

Здесь были созданы акварели «Пейзаж на острове Мадейра» (Государственный Русский музей) и «Вид форта Пику на острове Мадейра» (с 2003 года в собрании Государственной Третьяковской галерее).

Подробнее здесь >>    и   здесь >>

Фото с сайта

Работы К.П. Брюллова

«Кисть его вмещает в себе ту поэзию,
которую только чувствуешь и можешь узнать всегда:
чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки,
но слова их никогда не расскажут.
Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде,
его краски горят и мечут в глаза … они обличены в ту гармонию
и дышат той внутреннею музыкой,
которой исполнены живые предметы природы».
Н.В. Гоголь

Собрание картин в ВК

«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»
(1821; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

К. Брюллов нашел гармоническое равновесие между человеческими фигурами и пейзажем. Простота и лаконичность композиции, певучесть линейного ритма, совершенное знание законов анатомического строения фигур – все это послужило Совету Академии основанием, чтобы признать картину Брюллова образцовой и вручить ему Большую золотую медаль.

Фото с сайта

«Итальянский полдень»
(1827; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Попытка передать атмосферу Италии стала для К. Брюллова новым художественным опытом. Увидев крестьянку, собирающую в саду виноград, Брюллов был зачарован красотой этой сцены. Сочные светящиеся изнутри ягоды, сияние глаз молодой женщины, игра бликов и теней – все сплелось у Брюллова в картину неиссякаемой полноты бытия.

Картина получила широкую известность, но восприняли ее неоднозначно. Покровитель художника П.А. Кикин упрекал его в письме: «Ваша модель была более приятных, чем изящных соразмерностей». Брюллов отвечал ему, что художник вправе отступить от условной красоты форм и статуй и выбрать «разнообразие в формах простой природы».

Подробнее здесь >>  и   здесь >>

Фото с сайта

«Всадница»
(1832; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

К. Брюллов изобразил двух воспитанниц Ю.П.  Самойловой, родственниц итальянского композитора Дж. Пачини – старшую, верхом на лошади, Джованнину и младшую Амацилию.

Подробнее здесь >>

Бенидовская, А. «Всадница» К. Брюллова [Видео]: программа из цикла «История одной картины» / Третьяковская галерея // RuTube

«Всадница» К. Брюллова [Видео]: программа для школьников из цикла «В музей – без поводка» / авт. С. Носов; реж. А. Кривонос; А. Ронис; ТВ-Культура // YouTube – Россия

Фото с сайта

«Последний день Помпеи»
(1833; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым. Брюллов работал над ней 6 лет.

Подробнее о картине здесь >>

Фото с сайта

Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, –
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!
Е. Баратынский

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» [Видео]: док фильм / Лентелефильм // Старый телевизор

Ганичева, П. «И был “Последний день Помпеи”…» [Видео]: Феномен Карла Брюллова: док программа Пульс города / ТВ Санкт-Петербург // RuTube

Гусев, В.А. К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи» [Видео]: док. программа из цикла «Век Русского музея» // ВК – Видео

Девятов, В. Тайный смысл картины «Последний день Помпеи» [Видео] / Д. Девятов, А. Войтенков; Познавательное ТВ // YouTube – Россия // ВК – Видео // ОК – Видео

Ельшевская, Г. История одной картины: «Последний день Помпеи» // Arzamas – Академия

Курбановский, А. «Под воспалённым прахом: археология масонского взгляда. «Последний день Помпеи Карла Брюллова» [Видео]: лекция / Гос. Русский  музей // ОК – Видео

Любимцев, П. «Последний день Помпеи» [Видео]: док. программа из цикла «Тайное становится явным» / 365 ТВ // RuTube

«Милая смерть»: Карл Брюллов «Последний день Помпеи» [Видео]: лекция из цикла «Как читать искусство» / Альманах Artifex // RuTube // YouTube – Россия // ВК – Видео

Овчинникова, Н. Клоны любимой [Текст]: Занимательные факты о самой известной картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» / Н. Овчинникова // Вокруг света. – 2015. – № 3. – С. 29-31.

«Последний день Помпеи» К. Брюллова [Видео]: программа для школьников из цикла «Какое ИЗОбразие!» / ВГТРК // Смотрим 

Рудина, М. «Великая картина Великого Карла» [Видео]: К. Брюллов «Последний день Помпеи»: лекция онлайн-курса «Я и картина» // RuTube

Уралов, И. Карл Брюллов «Я вижу огненные реки…» [Видео] / ТВ «Культура»; Академия // ВК – Видео

Шкоропад, Д. «Последний день Помпеи» [Видео]: История одной картины // RuTube

«Портрет Алексея Константиновича Толстого в юности»
(1836; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Алексей Константинович Толстой – граф, егермейстер, поэт, драматург, один из авторов Козьмы Пруткова. На момент встречи с К.П. Брюлловым ему исполнилось 19 лет. Окончив учебу в университете, он заступил на службу в архив иностранных дел Москвы.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

«Гадающая Светлана»
(1836; Нижегородский государственный художественный музей)

Написана на сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана».

«Гадающая Светлана» К. Брюллова [Видео]: программа для школьников из цикла «В музей – без поводка» / авт. С. Носов; реж. А. Кривонос; А. Ронис; ТВ-Культура // YouTube – Россия // ВК – Видео

Фото с сайта

«Портрет молодой женщины у фортепьяно»
(1838; Частное собрание, Санкт-Петербург)

В модели исследователи склонны видеть супругу Брюллова Эмилию Тимм. Дочь рижского бургомистра была пианисткой, поэтому влюбленный художник изобразил ее у рояля. В том же году Брюллов женился на Эмилии, однако брак продлился всего два месяца.

Фото с сайта 

«Портрет В.А. Жуковского»
(1838; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Создавая как парадные, так и камерные портреты выдающихся людей и русской аристократии, Брюллов прославился как модный портретист.

Одна из его работ круто изменила жизнь талантливого крепостного Тараса Шевченко. Чтобы выкупить юношу у помещика  Энгельгардта, поэт и основоположник романтизма Василий Жуковский попросил Брюллова создать его портрет, который впоследствии был разыгран в придворной лотерее. На полученные 2500 рублей Тарас Шевченко был выкуплен. А после получения свободы он поступил в Академию художеств и стал одним из любимых учеников Брюллова.

Фото с сайта

«Портрет М.А. Бек»
(1840; Национальная галерея Армении, Ереван)

Княгиня Мария Аркадьевна Столыпина (в первом браке Бек, во втором Вяземская).

Подробнее здесь >>   здесь >>  и   здесь >>

Фото с сайта

«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини»
(1842; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Графиня Самойлова с первой встречи в 1827 году поразила сердце художника. Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца. За несколько десятилетий он написал не один её портрет.

«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой» К. Брюллова [Видео]: программа для школьников из цикла «В музей – без поводка» / авт. С. Носов; реж. А. Кривонос; А. Ронис; ТВ-Культура // YouTube – Россия // ОК – Видео // ВК – Видео

Сироид, Е. История любви в картинах: Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова // Артхив

Юлия Павловна Самойлова [Видео]: док. программа из цикла «Женщины в русской истории» / авт. Е. Серри; реж. А. Анфёров; Телекомпания «Антракт» // YouTube – Россия // RuTube

Фото с сайта

«Автопортрет»
(1848; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Портрет написан К. Брюлловым в Петербурге после многомесячной изнурительной болезни. Когда художнику позволили подняться с постели, он попросил дать ему краски, картон и приказал никого к нему не пускать. Позже он утверждал, что написал свой автопортрет за два часа.

«Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины». (В.В. Стасов)

Фото и подробнее здесь >>   здесь  >>  здесь >>  и   здесь >>

«Вид форта Пику на острове Мадейра»
(1850; Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Это единственный «чистый пейзаж» в творчестве К. Брюллова, вернувшийся на родину художника только в 2003 году.

Подробнее здесь >>

Роговой, М. Последняя тайна Карла Брюллова [Видео]: удивительные детективные приключения картины К. Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра» / Телеканал «История»  // Смотрим

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru