Субкультуры в Интернете

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно  в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

  1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
  2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
  3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
  4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
  5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
  6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;
  7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Субкультуры в Википедии

http://lazy404.narod.ru/index/0-6Молодёжные субкультуры

https://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult – Субкультуры

http://neformal-z.narod.ru/index.htm – Интернет-журнал «Неформальная зона»

http://www.sub-culture.ru/index.phpСубкультуры

Японские субкультуры на сайте Otaku

Статьи:

Абдуллина, Т.С. Готическая культура и субкультура в 21 веке / Т.С. Абдуллина // Вестник КазГУКИ. – 2014. – № 4-1. – С. 57-60.

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир…»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский // Авторский проект Екатерины Алеевой

Аминова, В.А. К вопросу о термине «субкультура» / В.А. Аминова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 2. – С. 113-118.

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев // Псковский государственный институт  

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // ЖЖ

Антипова, Ю. Ультимативный гид по гопникам разных стран / Ю. Антипова, А. Датий // Furfur

Апполонов, В.С. Роль и значение музыки в молодёжных субкультурах / В.С. Апполонов, А.И. Виноградова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – № 11. – С. 627-628.

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных  подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // A-PESNI

Белокопытова, Е.И. Структура молодёжной субкультуры / Е.И. Белокопытова // Аналитика культурологии. – 2005. – № 4. – С. 9-4.

Беляева, К.А. Молодёжные субкультуры: социально-философский феномен / К.А. Беляева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2010. – № 2. – С. 12-17.

Бессарабова, И.С. Молодежные субкультуры за рубежом: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / И.С. Бессарабова, Е.А. Глебова, Н.Е. Воробьев; Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. – Режим доступа

Большакова, Е. Родителям о молодежных субкультурах: Фрагменты книги «Ваш ребенок – неформал» / Е. Большакова // Пси-фактор  

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин // Авторский проект Екатерины Алеевой

Варламов, Е. Субкультура «байкеры»: история возникновения. Кто такие байкеры? // FB

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны? / Р. Вахитов // Информационный портал  

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор  

Власова, О.В. Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 90-97.

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Волкова, В.В. Субкультура и контркультура в современном обществе / В.В. Волкова // Вестник ВятГУ. – 2014. – № 12. – С. 25-30.

Гайда, Ф. Молодёжные субкультуры в России: взгляд историка / Ф. Гайда // Православие.Ru

Глебова, Е.А. Тенденции развития западной молодёжной субкультуры / Е.А. Глебова // Известия ВГПУ. – 2012. – № 1. – С. 139-142.

Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка / М.М. Гогуева // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 5. – С. 153-159.

Гордеев, Н.С. Экстремистская субкультура: проблемы интерпретации и криминологическое значение / Н.С. Гордеев // Вестник ЧелГУ. – 2015. – № 26 (381). – С. 46-53.

Громов, Д.В. Молодежные уличные группировки в СССР и на постсоветском пространстве: Социально-антропологическое описание молодежной уличной среды / Д.В. Громов // ПостНаука

Громов, Д.В. Основные параметры и закономерности формирования молодёжных субкультур: Описание и анализ молодёжных сообществ как социального явления / Д.В. Громов // ПостНаука

Давыдова, А.П. Молодёжная субкультура – скинхеды / А.П. Давыдова, С.Ю. Пискорская // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2011. – № 7. – С. 260.

Дворкин, А.Л. Движение «Нью эйдж»: Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Демчук, О.А. Молодёжные субкультуры социально опасного типа в контексте региональной молодёжной политики / О.А. Демчук // Вестник СГТУ. – 2010. – № 1 (44). – С. 266-274.

Донских, Д.Г. Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура / Д.Г. Донских // Проблемы экономики и юридической практики. – 2009. – № 2. – С. 251-253.

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Око планеты

Еремина, А.Г. Молодёжная субкультура и сложности социализации / А.Г. Еремина // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 9-13.

Ершова, Ю.Я. Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий / Ю.Я. Ершова // Вестник СПбГУК. – 2016. – № 4 (29). – С. 42-45.

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // Режим доступа

Иванова, Т.Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности / Т.Н. Иванова // АНИ: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 78-81.

Ильин, А.Н. Массовая культура современной России как совокупность субкультур / А.Н. Ильин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 1. – С. 21-26.

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Карманова, А.В. Отношение к образованию в современных молодёжных субкультурах / А.В. Карманова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2007. – № 302. – С. 65-68.

Карпова, Е.М. К вопросу о потенциале молодёжных субкультур в работе с подрастающим поколением / Е.М. Карпова // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 1-2. – С. 213-214.

Катасонова, Е.Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е.Л. Катасонова // Ежегодник Япония. – 2008. – № 37. – С. 182-201.

Клейберг, Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодёжных субкультур / Ю.А. Клейберг // Общество и право. – 2013. – № 3 (45). – С. 281-286.

Кленова, М.А. Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодёжной субкультуры «Эмо» / М.А. Кленова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 160-164.

Кожелупенко, Т.М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа / Т.М. Кожелупенко // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. – 2008. – № 4. – С. 83-89.

Кокорева, Н.А. Специфика влияния субкультуры на личность подростка / Н.А. Кокорева, Н.И. Медведева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 666–670.

Колесникова, С.С. Виды молодёжной субкультуры, преобладающие в современной молодёжной среде / С.С. Колесникова // Вестник КемГУ. – 2008. – № 1. – С. 65-69.

Корженко, А.Л. Идеология и современные молодёжные субкультуры / А.Л. Корженко // Мониторинг. – 2010. – № 6 (100). – С. 30-35.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Кузовенкова, Ю.А. Трансформация пространства российской молодёжной субкультуры в 80-90 гг. ХХ в / Ю.А. Кузовенкова // Человек в мире культуры. – 2017. – № 4. – С. 122-125.

Кулишов, В.В. Субкультура хипстеров в пространстве современной социокультурной среды / В.В. Кулишов, А.С. Кандаш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 109–115.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Кураева, С.А. Влияние костюма субкультуры модов в Великобритании на имидж группы «The Who» / С.А. Кураева // ТТПС. – 2012. – № 4. – С. 101-104.

Левашова, Е.Л. Типологизация молодёжных субкультур в современном российском обществе / Е.Л. Левашова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – № 150. – С. 147-152.

Левикова, С.И. Молодёжные субкультуры и объединения // Гражданское общество в России

Лигостаев, А.Г. Субкультура яппи / А.Г. Лигостаев // НГПУ

Литвинов, А.А. Элитарность контркультуры панк / А.А. Литвинов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2014. – № 4. – С. 25-26.

Логвинов, И.Н. Ценностные ориентации представителей современных молодёжных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности / И.Н. Логвинов, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2666–2670.

Логвинова, М.И. Молодёжные субкультуры: психологические аспекты / М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 569–573.

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор; Знание. Понимание. Умение

Лысенко, Ю.О. Влияние взрослых на формирование молодёжной субкультуры: социально-педагогический аспект / Ю.О. Лысенко // ППМБПФВС. – 2007. – № 7. – С. 95-99.

Марусецкая, Л.В. Молодёжные субкультуры современной России: Научная работа / Л.В. Марусецкая // Международный студенческий научный вестник

Михайлова, Ю.Д. Анимэ и манга в современной России: Причины обращения российской молодёжи к анимэ и манге, история и характерные черты русского фэндома /Ю.Д. Михайлова //  Виртуальная Япония

Мосиенко, Л.В. Молодёжная субкультура и диалог / Л.В. Мосиенко // Высшее образование в России. – 2011. – № 1. – С. 132-136.

Молодежная субкультура. Готы // Студенту на заметку

Мытаров, С. Якудза на колёсах: японская субкультура мотохулиганов – босодзоку / С. Мытаров // Furfur

Новак, М.В. Праздные субкультуры общества потребления / М.В. Новак // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – № 3 (11). – С. 115-120.

Новак, М.В. Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект / М.В. Новак, М.А. Игнатов // Научные ведомости БелГУ. Серия : Философия. Социология. Право. – 2014. – № 9 (180). – С. 144-152.

Орлов, Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: Диссертация / Д.В. Орлов // Электронная библиотека диссертаций

Особенности и причины появления молодежных субкультур // ЛедиВека.ру

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века: Причины создания неформальных молодежных объединений // Олбест

Парийчук, А.В. Молодёжная субкультура как игра / А.В. Парийчук // Вестник ЧелГУ. – 2012. – № 35 (289). – С. 113-118.

Писаревская, Д.Б. Ритуализированные практики в субкультуре ролевых игр / Д.Б. Писаревская // Авторский проект Екатерины Алеевой

Поляков, С. Современные молодежные субкультуры: Понятие, причины привлекательности / С. Поляков // Первый психологический портал Пятигорска

Порошенко, О.  Субкультуры : список от А до Я и их влияние на общество. Субкультуры молодёжи: панки, эмо и др. Субкультуры США и СССР / О. Порошенко // FB

Пушкина, П.С. Субкультура экстремалов в жизни современного общества: социально-психологический анализ феномена / П.С. Пушкина, Е.А. Цирульникова // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 1206–1210.

Работягина, Е.Л. Гранж в мировой культуре: История возникновения, проявление в массовой культуре / Е.Л. Работягина // Тaby27.ru

Раевский, А.Н. Движение NewAge как квазирелигиозная субкультура современного общества: Диссертация / А.Н. Раевский // DisserCat: электронная библиотека диссертаций

Ракачев, В.Н. Молодёжные субкультуры: общественный протест или дань моде? / В.Н. Ракачев, А.Н. Ракачев // Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. – № 2. – С. 9-16.

Ремчуков, К. Хипстеры: О новой субкультуре в среде молодежи / К. Ремчуков // Независимая газета. – 2014. – 15 апреля.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Рыбко, С. Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте: [беседа с отцом  Сергием – настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище о проповедовании Евангелия среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов / беседовала В. Посашко] // Православие и мир

Рыжкова, И.А. Молодежные субкультуры: Информационные материалы для работы с подростками / И.А. Рыжкова // Образование Урала

Самохвалова, А.Г. Влияние неформальных субкультур на характер общения современных подростков / А.Г. Самохвалова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 303-307.

Селиверстова, Н.А. Образовательные практики как основания новых молодёжных субкультур / Н.А. Селиверстова // Горизонты гуманитарного знания. – 2016. – № 3. – С. 50-54.

Симкина, Н.Н. Субкультура и контркультура. Молодёжная субкультура в современном обществе / Н.Н. Симкина // Электронный учебник по курсу “Культурология”

Скакун, А.С. Основные подходы к дефиниции понятий «Молодёжная культура» и «Молодёжные субкультуры» / А.С. Скакун // Регионология. – 2014. – № 3 (88). – С. 164-173.

Соколова, С.С. Молодёжные субкультуры в трансформирующемся обществе / С.С. Соколова // Вестник БГУ. – 2018. – № 3. – С. 88-95.

Субкультура: Презентация // Хостинг презентаций

Суркова, Е.Г. Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур: особенности поведения представителей различных неформальных субкультур / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение

Сыроваткина, К. Эти загадочные чёрно-розовые подростки: Субкультура «эмо» с точки зрения психологии / К. Сыроваткина // Психологическая газета : Мы и Мир. – 2008. – № 9 (145).

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Топ-10 невероятных субкультур со всего мира // БУГАГА.РУ

Трошина, С. Молодёжные субкультуры: виды и их характеристика / С. Трошина // Советы психолога

Трошина, С. Молодёжные субкультуры: суть и психологические особенности участия / С. Трошина // Советы психолога

Трякина, И.А. Влияние хип-хоп субкультуры на установки молодого поколения / И.А. Трякина // Социальные явления. – 2013. – № 2. – С. 10-106.

Устинова, Е.Ю. Молодежные субкультуры: Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру / Е.Ю. Устинова // Российский информационно-образовательный портал VeniVidiVici

Федосеева, А.А. Социально-педагогическая коррекция криминальной субкультуры / А.А. Федосеева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – 2007. – № 3. – С. 355-358.

Филина, Н.В. Современные молодёжные культуры или субкультуры / Н.В. Филина, Д.А. Чебоксаров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – Спецвыпуск № 6.

Филянова, В.Н. Тупик или выход. Молодёжные субкультуры / В.Н. Филянова // Файловый архив студентов

Халикова, В.Р. Мир вокруг экстремального велосипеда: О субкультуре, возникшей вокруг экстремального велоспорта / В.Р. Халикова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Хапаева, Д.Р. Готическое общество: морфология кошмара / Д.Р. Хапаева // ВикиЧтение

Хиппи или дети радуги: Презентация // Хостинг презентаций

Чаплин, В. Молодежные субкультуры – как к ним относиться?: Комментарий протоиерея Всеволода Чаплина / В. Чаплин // Православие и мир

Чечева, А.В. Рок-музыка как компонент духовности неформальных молодёжных субкультур / А.В. Чечева // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 4. – С. 85-88.

Чжин, Ха Дон Современные клубные молодёжные субкультуры / Ха Дон Чжин, О.В. Чибисова // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – № 4. – С. 88-100.

Чибисова, О.В. Изучение субкультур в терминах протеста / О.В. Чибисова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2011. – № 1 (21). – С. 94-98.

Чибисова, О.В. Молодёжные суб- и контркультуры / О.В. Чибисова // Вестник БГУ. – 2010. – № 6. – С. 280-283.

Чибисова, О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры / О.В. Чибисова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 2. – С. 225-228.

Чигрецкий, А. Субкультура паркур: Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений в паркуре / А. Чигрецкий // Паркур в Шебекино

Что такое субкультура. Роль в обществе, список субкультур // Психологик

Шумилов, А. Субкультуры современной России / А. Шумилов // Государство и власть

Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286, [2] с: ил.

Эмо. Новая прогрессирующая молодёжная субкультура: Презентация // Хостинг презентаций

Эррера, Л.М. Феномен молодёжной субкультуры и её маргинальность / Л.М. Эррера // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1. – С. 422-430.

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // КиберЛенинка

Якуба, А.В. Футбольные фанаты как субкультура в России / А.В. Якуба // Вестник КРУ МВД России. – 2014. – № 4 (26). – С. 184-189.

 

Видеоматериалы:

Бауэр, Т.В. Молодёжные субкультуры [Видео]: Урок истории // YouTube – Россия

Громов, Д.В.  Ты из какой тусовки? Городские субкультуры [Видео]: Авторская программа С. Медведева «Археология» / С. Медведев, Д.В. Громов, Б. Клюшников // YouTube – Россия

Громов, Д.В. Молодёжные субкультуры в сфере межэтнических отношений [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2

Громов, Д.В. Молодёжные субкультуры [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Громов, Д.В. Пацанские группировки [Видео]: О структуре пацанской группировки, агрессивных мужских субкультурах и современных тенденциях молодежных объединений: Лекция // Postnauka – Россия

Громов, Д.В. Cубкультуры и их антропологический смысл [Видео]: Лекция в рамках программы «Расширение пространства» // YouTube – Россия

Дунаев, М.М. Православие и молодёжная субкультура [Видео]: Доклад на XIV Рождественских чтениях // YouTube – Россия

Жебровская, О.О. Молодёжная субкультура – сфера социализации или зона риска? [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Калашников, И.Ж. Криминальная субкультура, её структура [Видео]: Лекция по психологии из цикла «Психология отклоняющегося поведения» // YouTube – Россия

Катасонова, Е.Л. Другая Япония: молодёжные субкультуры [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Клюшников, Б. К материалистической диалектике тусовки: современное искусство и субкультуры [Видео]: Лекция о современном искусстве из цикла «На границах искусства» // YouTube – Россия

Ковригин, В.В. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры [Видео]: Лекция для подготовки к ЕГЭ по обществознанию // YouTube – Россия

Кураев, А. Молодёжная субкультура [Видео]: Лекция из цикла «Церковь и современная молодёжь»  // YouTube – Россия

Латышева, Т. О молодёжных субкультурах [Видео]: Лекция. Фрагмент выступления [Видео] // YouTube – Россия

Лурье, М. Молодёжные субкультуры современной России: между протестом и индустрией [Видео]: Лекция // Vimeo

Молодёжные субкультуры [Видео]: Конференция ПГСГА // YouTube – Россия

Молодёжные субкультуры: территория взаимодействия [Видео]: Практический семинар в рамках проекта «Обучение специалистов по работе с молодёжными субкультурами : от теории к практике» // YouTube – Россия

Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура [Видео]: Урок обществоведения, 10-11 класс  // YouTube – Россия

Насуленко, А. Современные контр- и субкультуры – кризис или возрождение? [Видео]: Доклад // YouTube – Россия

Омельченко, Е. Молодёжные субкультуры 90-х [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Омельченко, Е. Поколенческий портрет современной молодёжи [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Островский, П. Церковь и молодёжные субкультуры [Видео]: Лекция в рамках проекта «Воскресная школа» // YouTube – Россия

Старостин, А. Молодёжные субкультуры в современной России [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Тупикин, В. Перемены в искусстве и в политике в начале 20 века, появление первых молодёжных субкультур [Видео]: Лекция из цикла «Контркультура за сто лет с 1916 по 2016 г.» // YouTube – Россия

Тупикина, В. Трансформация контркультуры и новые социальные движения в последней четверти XX века [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Тупикин, В. Тщета субкультур. Провал активизма. Русская версия 2010-х  [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Уминский, А. Молодёжные субкультуры [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Чаплин, В. Молодёжные субкультуры – как к ним относиться? [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Шмидт, С.Ф. Конец молодёжных субкультур? [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Щукина, Е.Л. Молодёжные субкультуры и контркультуры как среда распространения установок экстремизма [Видео]: Лекция // YouTube – Россия

Ятина, Л. Субкультуры 1960-х: молодёжный бум [Видео]: Лекция в рамках проекта «Безумные 1960-е» // YouTube – Россия

 

Методические материалы:

Абрамец, С.В. Молодёжные субкультуры. «Фрики»: Классный час / С.В. Абрамец // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Агаджанян, А.Г. Молодежные субкультуры: бороться или принять?: Родительское собрание / А.Г. Агаджанян, М.Г. Сусь // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Акмаева, Е.О. Молодежные субкультуры: Классный час / Е.О. Акмаева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Аминова, Ф.Ф. Молодёжная субкультура: Урок обществознания, 10-й класс / Ф.Ф. Аминова // Копилка уроков

Афанасьева, Е.В. Особенности молодёжной субкультуры: Урок по разделу «Социальное общение» / Е.В. Афанасьева // Инфоурок

Ахмедова, Н.С. Современная молодежная субкультура. Проблемы и пути решения: Беседа-диалог для 10-11-го классов / Н.С. Ахмедова // Инфоурок

Багаутдинова, А.И. Современные подростковые субкультуры: Суть субкультур, психология неформальных движений среди молодежи / А.И. Багаутдинова, Г.М. Абдрахманова // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”

Баженова, И.В. Молодежные субкультуры:  Урок обществознания / И.В. Баженова // Metod-kopilka.ru

Базылова, С.Б. Молодёжные субкультуры как фактор формирования современной картины мира: Внеурочное мероприятие / С.Б. Базылова // Копилка уроков

Баландина, И.Ю. Причина образования молодёжных субкультур: Дебаты в 10-11-х классах / И.Ю. Баландина // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Белоножкина, Н.А. «Счастье, когда тебя понимают» (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений): Классный час / Н.А. Белоножкина // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Береснева, Т.В. Жизнь в своем формате: Урок-исследование. Внеклассная работа / Т.В. Береснева // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Близнюк, О.П. Молодёжные субкультуры как средство выражения личности: Классный час / О.П. Близнюк // Инфоурок

Болдырева, А.М. Субкультуры. Проблемы современной молодежи: Классный час / А.М. Болдырева // Инфоурок

Большакова, Е. Ушедшие в субкультуру: Родителям о молодежных субкультурах / Е. Большакова // Первое сентября. – 2013. – № 13.

Боталова, О.З. Молодёжные субкультуры: путь к себе или побег от реальности: Внеклассное мероприятие для 7-го класса / О.З. Боталова // Инфоурок

Булахтина, Е.О. Субкультура и делинквентное поведение детей / Е.О. Булахтина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Визуально-коммуникативные особенности представителей молодежной субкультуры металлистов: Диплом по социологии // БиблиоФонд 

Гетманченко, И. На лицо ужасные, добрые внутри: Готы / И.Гетманченко // Первое сентября – Школьный психолог. – 2007. – № 17.

Голикова, Т.Н. Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения: Занятие по психологии в 9-м классе / Т.Н. Голикова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Гречнева, Е.О. Неформальные молодежные объединения, секты и субкультуры: шаг в пропасть: Классный час / Е.О. Гречнева // Инфоурок

Григорьев, Д. Педагогическая поддержка развития культурной толерантности старшеклассников: Урок толерантности / Д. Григорьев // Первое сентября – История. – 2002. – № 7.

Григорьева, Н.А. Молодежные субкультуры – это вызов, который бросает молодежь обществу: Урок обществознания в 11-м классе / Н.А. Григорьева // Metod-kopilka.ru

Димитриенко, Н.Г. Молодежные субкультуры: Классный час / Н.Г. Димитриенко // Продлёнка: Образовательный портал

Дорогова, Н.В. Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка: Внеклассное мероприятие / Н.В. Дорогова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Дроздкова, И. Молодёжные субкультуры: Урок обществознания, 11-й класс / И. Дроздкова // Знанио

Дудина, Н.И. Скрытая опасность неформальных объединений: Классный час / Н.И. Дудина // Социальная сеть работников образования

Дульнева, Т.А. Молодёжные субкультуры: Классный час, 7-11-й класс / Т.А. Дульнева // Мультиурок

Дьяченко, Е.А. «Счастье, когда тебя понимают» (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений): Классный час / Е.А. Дьяченко // Копилка уроков

Евдокова, И.А. Эмо – новая прогрессирующая субкультура / И.А. Евдокова, М.В Виноградова // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”

Егоров, Б.В. Молодёжные субкультуры. Персонажи параллельной реальности : какие они?: Внеклассное мероприятие / Б.В. Егоров // Мультиурок

Егорова, О.И. Молодежная субкультура: Классный час. 7-й класс. Презентация / О.И. Егорова // Хостинг презентаций

Елизарова, А.В. Молодёжные субкультуры в современной России и их взаимодействие с обществом: Воспитательная работа / А.В. Елизарова // Инфоурок

Еремина, Л.А. Молодежные субкультуры: за или против?: Классный час в 11-м классе / Л.А. Еремина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Ерхова, Е.В. Молодежная субкультура: Внеклассное мероприятие / Е.В. Ерхова // Инфоурок

Желонкина, Т.А. Современные молодежные субкультуры: Лекция для родителей / Т.А. Желонкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Закурдаева, А.В. Молодёжные субкультуры: Ток-шоу, 9-10-й класс / А.В. Закурдаева, Е.Н. Новикова // Методическая копилка учителя

Иваницкая, Е. Знак перечеркнутой ладони: Субкультура стрэйтэйджеров поставила крест на алкоголе / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2011. – № 6.

Игнатова, И.Н. Молодёжные субкультуры современной России: Классный час / И.Н. Игнатова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Касимова, Г.Г. Определение уровня познавательного интереса учащихся в современной гимназии провинциального города России / Г.Г. Касимова, Ж.С. Кутявина // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Карабашлыкова, А.О. Субкультура, или Кто во что горазд…: Научно-исследовательские работы / А.О. Карабашлыкова, Н.Е. Желонкина, В.В. Воробьёв // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”

Коблова, Е.С. Молодёжные субкультуры как средство выражения личности: Воспитательное мероприятие / Е.С. Коблова // Мультиурок

Колосова, Е. Субкультура – опасность или развлечение? Путь к пониманию подростка: Родительское собрание / Е. Колосова, Ю. Хромова // Первое сентября – Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3.

Колосова, Е. Цветы и звезды. Молодежные субкультуры: Родительское собрание / Е. Колосова, Ю. Хромова // Первое сентября – Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3.

Костюченко, Т.А. Молодежные субкультуры: «За» или «Против»?: Внеклассное мероприятие / Т.А. Костюченко // Инфоурок

Криворотенко, И.Ю. Молодёжные субкультуры : Урок обществознания, 9-й класс / И.Ю. Криворотенко // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Лебедкова, О.А. Молодежные субкультуры: Открытый классный час / О.А. Лебедкова // Metod-kopilka.ru

Малюкова, А.С. Профилактика экстремизма в молодёжной среде. Субкультуры: Классный час / А.С. Малюкова // Продлёнка: Образовательный портал

Медведева, С.Н. Молодёжные субкультуры в современной России: Классный час / С.Н. Медведева // Методическая копилка учителя

Мигонькина, З.Р. Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур / З.Р. Мигонькина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Молодежная субкультура: Презентация // Хостинг презентаций

Молодежная субкультура: Презентация // Хостинг презентаций

Морилова, Е.В. Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры: Классный час в 10-11-х классах / Е.В. Морилова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Мосиенко, В.В. Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка. «Эмо», «Готы» – опасность или развлечение?: Родительское собрание / В.В. Мосиенко // Инфоурок

Никитин, В.В. Подростки в новой криминализированной субкультуре «АУЕ» / В.В. Никитин // Знанио

Никитина, Ю.А. Неформальные субкультуры нашего города: Исследовательский реферат / Ю.А. Никитина // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Никонова, Н.Э. Культура и субкультура: Урок МХК в 10-11-м классах / Н.Э. Никонова // Metod-kopilka.ru

Новичкова, Н.В. Молодёжные субкультуры: Внеурочное мероприятие / Н.В. Новичкова // Мультиурок

Павлюченко, В.Ю. Молодежные субкультуры «За» или «Против»?: Классный час / В.Ю. Павлюченко // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Пакуленко, А.Ю. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе: Реферат по обществознанию. 11-й класс / А.Ю. Пакуленко, Н.Л. Курякина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Паринова, Е.Е. Молодёжные субкультуры: часть мировой культуры или её оппозиция?: Урок обществознания в11-м классе / Е.Е. Паринова // Metod-kopilka.ru

Петрунина, Н.Г. Влияние молодежных субкультур на развитие личности: Классный час в 8-м классе / Н.Г.Петрунина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Прокофьева, Т.А. Молодежные субкультуры: Классный час в 9-11-х классах / Т.А. Прокофьева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Пупанова, О.Н. Молодёжные субкультуры: способ самовыражения или опасность?: Беседа для родительского собрания / О.Н. Пупанова // Учительский портал

Пятаков, Е. Блеск и нищета неформалов / Е. Пятаков // Первое сентября – Школьный психолог. – 2003. – № 3.

Ракова, Л.В. Молодежные субкультуры: Семинар / Л.В. Ракова // Копилка уроков

Ручина, Н.А. Молодёжные субкультуры: Классный час / Н.А. Ручина // Методическая копилка учителя

Рыбалко, О.А. «На пути к себе…»: Классный час в 10-м классе / О.А. Рыбалко // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Семенова, И.А. Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры: Доклад для научно-практической конференции / И.А. Семенова, Т.А. Гончарова // Алые паруса

Спица, Н.П. Молодёжные субкультуры: Урок обществознания, 9-й класс / Н.П. Спица // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Справникова, Г.А. Ценностные ориентации молодёжи на примере субкультуры готов / Г.А. Справникова // Инфоурок

Стрельцова, Т.П. Молодёжные субкультуры: Урок обществознания, 10-й класс / Т.П. Стрельцова // Мультиурок

Сюкова, А.О. Молодежные субкультуры: Урок обществознания, 7-9-й класс / А.О. Сюкова // Копилка уроков

Таранова, Е.Г. Молодёжные субкультуры: Классный час / Е.Г. Таранова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Третьякова, Е.В. Современная молодежная субкультура: Лекторий с элементами диспута / Е.В. Третьякова // Продлёнка: Образовательный портал

Фаминцева, Г.С. Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура: Урок обществознания в 10-м классе / Г.С. Фаминцева // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Федотова, Е.В. Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка: Родительское собрание / Е.В. Федотова // Инфоурок

Фомичева, М.В. Молодежные субкультуры в современной России. Опыт. Проблемы. Перспективы / М.В. Фомичева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Францкевич, М.Ю. Молодежные субкультуры: Урок по обществознанию в 11-м классе / М.Ю. Францкевич // Инфоурок

Хаева, М.В. Молодёжные субкультуры: Открытый классный час / М.В. Хаева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Хлебина, А.Л. Подростковые субкультуры: взаимоотношения с обществом: Учебный проект / А.Л. Хлебина, М.В. Виноградова // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”

Хусаинова, А.Б. Молодежные субкультуры: Классный час / А.Б. Хусаинова // Продлёнка. Образовательный портал

Циркина, Е.А. Молодежные субкультуры: Внеклассное мероприятие / Е.А. Циркина // Инфоурок

Цухникиди, О.П. Влияние молодежных субкультур на развитие личности: Общешкольный классный час / О.П. Цухникиди // Инфоурок

Чернова, Ж.И. Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка: Родительское собрание / Ж.И. Чернова // Копилка уроков

Чистяков, А. Юношеские субкультуры Урала. Мини-энциклопедия: Персонажи параллельной реальности / А. Чистяков, Д. Кононов // Первое сентября. – 2007. – № 13.

Шаграева, С.И. Молодёжные субкультуры: Урок обществознания, 10-й класс / С.И. Шаграева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Шайхетдинова, Л.Р. Молодежь в современном обществе: Открытый урок в 11-м классе / Л.Р. Шайхетдинова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Шалимов, О.Ю. Молодежные субкультуры и общество / О.Ю. Шалимов, М.А. Антошкин, Е.В. Русакова // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”

Шедогубова, Е.П. Молодежные субкультуры. Знаки времени: Классный час / Е.П. Шедогубова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Щепанская, Т. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Щепанская // Первое сентября. – 2007. – № 13.

Широкова, Т.Л. Молодёжная субкультура как неотъемлемая составляющая развития подростка: Доклад / Т.Л. Широкова // Metod-kopilka.ru

Ягодарова, О.Л. Особенности молодежной субкультуры в современной России / О.Л. Ягодарова // Metod-kopilka.ru

Яппарова, Л.В. Молодёжная субкультура как фактор социализации / Л.В. Яппарова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Ярошинская, С.Э. Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи: Характеристика молодежных субкультур и влияние их на духовно-нравственное развитие молодежи / С.Э. Ярошинская // Продлёнка: Образовательный портал

Примеры субкультур

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур.  Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

Основная форма проведения досуга – тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор.

Хиппи в Википедии

http://www.hippyforeve.narod.ru/ – Психология хиппи, декларация хиппи, история хиппи, форум.

http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/slang/hipp.htm – Рожанский Ф. И. Сленг хиппи (словарь, полный текст).

http://hippi.in/  – Hippie Life All You Need Is Love: Всё о культуре хиппи.

http://www.behippie.ru/  – Хиппи – кем они стали, когда выросли?

https://bestzagar.ru/documents/molodezhnaya-subkultura-hippi-istoki-genezis-zakat-subkultura-hippi-deti/  – Молодёжная субкультура хиппи. Истоки, генезис, закат.

http://www.hippy-land.narod.ru/ – Литературно-художественно-публицистический журнал «Хиппилэнд» – это издание о хиппи и для хиппи, а также для всех тех, кто духовно близок их культуре и эстетике. «Хиппилэнд» – это проза и поэзия, графика и фотографии, философия и телеги, хайрастая хроника и фенеплётство, музыка – от рока до фолька и средневековья, Рэйнбоу и Толкиен, хипповые фестивали и «университет», «преданья старины хипповской» и «автостопный блюз», а также многое другое.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Хиппи или дети радуги: Презентация // Хостинг презентаций

Чибисова, О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры / О.В. Чибисова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 2. – С. 225-228.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. 

Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Растаманы в Википедии

http://jahrastafari.ru/ – Информационный портал растамана.

http://rastashop.ru/  – Магазин растамана. В “Расташопе” можно найти все: бонги и вапорайзеры, трубки и аксессуары для курения, весы, мельницы, нарядные подарочные штакеты, раста-шапки, раста-косметика, но и не только. Здесь можно прикупить новую майку, штаны или худи, короче, одеться с ног до головы. Если вы ищите подарок – у нас есть игры, музыкальные инструменты, рамки и картины, феньки и сумки с раста-символикой.

 

Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. 

http://punk.ru/  – Панк портал. Новости, афиша, широкий список ссылок на сайты, посвященные панк-культуре, истории панк-движения, музыке, сайты клубов, движений и организаций, в том числе и зарубежных.

http://www.punkway.ru – Путь панка, путь свободы. Панк-новости, панк-события, панк-концерты, панк-акции, панк-творчество, панк-общение.

Панки в Википедии

Литвинов, А.А. Элитарность контркультуры панк / А.А. Литвинов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2014. – № 4. – С. 25-26.

Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Готы в Википедии

http://www.gothic.ru/ – Русский готический проект. О готической субкультуре. Портал целиком и полностью посвященным «темной сцене» вообще и готической субкультуре в частности.

http://www.gothic.su/ – Интернет-портал Готика. Готическая субкультура.

https://culture.wikireading.ru/59278 – Готы: музыка, литература, фото, стиль. Чем интересны современные готы с точки зрения готической эстетики? Более всего тем, что это движение дает яркий пример полного и безраздельного господства эстетики над моралью, равно как и над всеми другими представлениями.

http://angelgothics.ru – Социальная сеть для готов. Афиша, форум, гостевая книга.

Абдуллина, Т.С. Готическая культура и субкультура в 21 веке / Т.С. Абдуллина // Вестник КазГУКИ. – 2014. – № 4-1. – С. 57-60.

Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. 

Евдокова, И.А. Эмо – новая прогрессирующая субкультура / И.А. Евдокова, М.В Виноградова // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»

Кленова, М.А. Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодёжной субкультуры «Эмо» / М.А. Кленова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 160-164.

Сыроваткина, К. Эти загадочные чёрно-розовые подростки: Субкультура «эмо» с точки зрения психологии / К. Сыроваткина // Психологическая газета : Мы и Мир. – 2008. – № 9 (145).

Анонимус (англ. Anonymous – Аноним) – современная свободно организованная группа хактивистов. Под этим термином понимается субкультура, возводящая в идеал идею анонимности и свободы в Интернете. Анонимус выступает строго против цензуры в интернете, преследования и надзора. В знак протеста группа взломала различные государственные веб-сайты. Также атаки были направлены и на крупные организации по безопасности. Участники и сторонники Анонимус могут быть опознаны по ношению маски Гая Фокса, ставшей одним из его символов, а эмблема, символизирующая движение Анонимус –  «Костюм без головы» – представляет отсутствие у движения лидера и анонимность.

Яппи – молодёжная субкультура, представители которой ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» – успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином – это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, – это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр «с репетицией». Но даже это не рекомендуется.

О жизни яппи лучше всего узнавать из журналов, которые яппи сами для себя издают. Тиражи этих изданий крошечные, и распространяются они, в основном, среди своих.

http://yuptalk.ru/ – Форум о международной карьере, бизнес-образовании и профессиональном росте.

Яппи в Википедии

Лигостаев, А.Г. Субкультура яппи / А.Г. Лигостаев // НГПУ

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // Вестник СамГУ. – 2014. – №5 (116).

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Хакеры в Википедии

Вершинин, М. Современные молодёжные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор  

Экстремалы – те, кто любят жизнь как никто другой, но готовы рисковать снова и снова ради незабываемого чувства свободы.

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом. 

https://www.hmong.press/wiki/Extreme_sport – Экстремальный спорт: Все об экстремальных видах спорта.

https://vk.com/extremalru – Экстремал.ru.

Экстремальные виды спорта в Википедии

http://www.xtremelife.ru/  – Экстрим – экстремальные виды спорта, экстремальная жизнь молодежи. Паркур, рафтинг, граффити, кайтинг, бейсджампинг, скейтбординг, сноубординг, ролики, скалолазание и т. д.

http://www.extremeplanet.ru/  – Планета экстрима – сообщество любителей экстремального спорта. 

Пушкина, П.С. Субкультура экстремалов в жизни современного общества: социально-психологический анализ феномена / П.С. Пушкина, Е.А. Цирульникова // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 1206–1210.

Паркур – это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией.

Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий». А слово «трейсинг» произошло от французского traceur – человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия». Основатель паркура – Давид Белль.

https://vk.com/traceur – Трейсер. Ру – страница ВКонтакте, независимый проект о паркуре в Санкт-Петербурге, России и мире.

http://неделяпаркура.рф – Фестиваль «Неделя паркура» проводится с целью объединения представителей паркур сообщества России.

https://zen.yandex.ru/parkour – Академия Паркура: Канал первой и старейшей секции паркура в России.

Чигрецкий, А. Субкультура паркур: Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений в паркуре / А. Чигрецкий // Паркур в Шебекино

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х гг. http://www.rollersport.ru/ – Сайт Федерации роллер-спорта.

Байкеры. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson». Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг. ХХ в. в США. В 40-х гг. ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны.

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х гг., другой – уже в 90-е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада».

Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки».

http://biker.ru/ – Сайт Байкер.ру.

Байкеры в Википедии

Варламов, Е. Субкультура «байкеры»: история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Ролевики. Ролевые игры – заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный – и поверить в него.

Ролевики – неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты – кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Ролевые игры живого действия в Википедии

http://ru-lrpg.livejournal.com/  – Полигонные ролевые игры.

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) – автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных – очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков – Зиланткон (от татарского Зилант – мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые – в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон – от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут – меч – деревянный или текстолитовый – не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы – менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие – с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

http://olmer.ru/  – Сайт толкиенистов

Толкиенисты в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Толкинисты

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Историческая реконструкция – довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился в начале 90-х гг. и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования.

Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).

Историческая реконструкция – это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Историческая реконструкция в Википедии

Граффити. Слово граффити – итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро – при помощи баллончиков с краской, изредка – маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы.

Граффити впервые появилось в Америке в конце шестидесятых годов, как часть уличной культуры. Все это началось с обыкновенных тэгов. Tag – дословно переводится как «отметка». В Нью-Йоркском метро,  оставляли вот эти тэги для того чтобы обозначить свое присутствие здесь. На сегодняшний день то же самое происходит в Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом, культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов…

Райтеры старались развивать свое мастерство, объединялись в различные группировки. Так же появились и стали развиваться разные стили, появилась целая прослойка общества со своими неписаными правилами, законами, боевыми отрядами. Можно сказать, что так образовалась субкультура.

Так же как и у любого искусства у графферов есть свои личные стили «письма». Еще райтеры рисуют разных персонажей – как своих, как и из мультфильмов и комиксов.

http://www.montanacolors.ru/  – Граффити-портал № 1.

https://ru.depositphotos.com/stock-photos/граффити.html – Граффити. На данном сайте представлены различные рисунки граффити, рассортированные по темам.

Оцените статью
libozersk.ru