«Пророк иль демон, иль кудесник…»

570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи
(15.04.1452 – 02.05.1519)

Если всё кажется легким,
это безошибочно доказывает,
что работник весьма мало искусен
и что работа выше его разумения…
Л. да Винчи

  Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек –
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.

Д. Мережковский

Леонардо да Винчи – основатель Высокого Возрождения – человек, опередивший на много веков свое время, занимался всеми областями человеческого знания. Он изучал математику, законы движения тел, природу света, движение планет, прошлое Земли, растительный и животный мир. Его можно считать родоначальником многих отраслей современной науки. До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых его записями, чертежами и рисунками, ими художник иллюстрировал свои острейшие наблюдения, гениальные мысли, изумляющие нас провидения.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись: «1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в 3‑м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи».

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, мало что известно. Двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо.

В 1466 году Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо называл «наукою и законной дочерью природы…», всем наукам предпочитая математику, ибо, говорил он, – «нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук…»

Леонардо вылепил в мастерской Вероккьо несколько женских и детских головок. Вазари отмечает одну особенность этих его первых опытов: женские головки были смеющиеся. Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки. Самой известной из работ юного Леонардо, не потерявшейся, подобно другим, является ангел на верроккьевой картине «Крещение Христа».

В 1472 году Леонардо окончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию».

Одна из первых самостоятельных работ молодого художника – «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», около 1478). Это произведение поражает и оригинальностью замысла и совершенством исполнения.

Летом 1481 года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато. Как и большинству других живописных работ Леонардо, ему предшествовал целый ряд рисунков и эскизов.

Анонимный биограф пишет: «Ему было 30 лет, когда Лоренцо Великолепный отправил его к герцогу Милана… дав с собой лиру, ибо он единственный умел играть на подобном инструменте». Здесь он должен был выполнить конный памятник основателю династии Сфорца. Однако, несмотря на двенадцать лет, затраченных Леонардо на разработку проекта, эта монументальная бронзовая статуя так и не была отлита. Но модель ее поражает воображение.

В Виндзорском замке сохранилось несколько превосходных подготовительных набросков для этого монумента.

Леонардо был прекрасен собой. Лицо его было утонченно и благородно. Он щегольски одевался, прекрасно танцевал, играл на лютне, гарцевал на лошади, писал стихи и басни.

Семнадцать лет, проведенных в Милане (1482–1499), – период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога Лодовико Моро он числился как «…Леонардо из Флоренции – инженер и художник…»

По контракту от 25 апреля 1483 года ему вместе с братьями Амброджо де Предис доверили исполнение роскошной иконы, предназначенной для алтаря капеллы Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде.

Затем Леонардо работает больше как инженер. Герцог поручил ему наблюдение за реконструкцией системы водопровода и канализации. «Он делал, – говорит Вазари, – рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в ход силою воды». Промышленная техника не была единственной областью, отрывавшей внимание Леонардо от искусства. Ему приходилось заниматься и вопросами военной техники и военно-инженерного искусства.

Тогда же Леонардо увлекся анатомией. Он познакомился с известным ученым-анатомом Марко Антонио делла Торре и сделал несколько иллюстраций к его анатомическому атласу. Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей человеческого тела.

Вскоре после приезда в Милан Леонардо пишет «Портрет дамы с горностаем». Почти наверняка можно утверждать, что изображенная на нем дама – юная возлюбленная Лодовико, Чечилия Галлерани.

Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание – оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нем присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа».

В 1485 году художник завершает картину «Мадонна Литта», создав один из наиболее поэтических образов ренессансного искусства. Мария кормит грудью младенца, который держит в левой руке щегленка. Склонившись к своему сыну, Мария внимательно глядит на него, преисполненная гордости за свое сокровище. Все дышит в ней здоровьем и молодостью, она полна величайшей радости – радости материнства. Прекрасен младенец: крепко сбитая, округлая фигурка, большая голова с вьющимися волосами, правой рукой, которой он жадно ухватился за грудь, глаза его слегка скошены на зрителя.

Между 1483–1494 годами Леонардо написал одну из своих наиболее прославленных картин «Мадонна в гроте». Спокойная, уравновешенная композиция построена по принципу «классической» пирамиды, вершина которой совпадает с головой Мадонны: нижние углы этой пирамиды образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца Христа.

Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени, преодолевая тем самым столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Пожалуй, впервые в искусстве пятнадцатого столетия фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже.

В 1496 году Леонардо начинает работу над своим наиболее крупным произведением – фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие.

Это величайшее произведение дошло до нас в популяризованном виде. Неудачные эксперименты над грунтом и красками художника довершили солдаты Бонапарта – в 1796 году трапезная была превращена в конюшню. Но и теперь картина производит неизгладимое впечатление.

В начале 1500 года Леонардо покинул Милан и возвратился во Флоренцию. Здесь он продолжает свои научные занятия, живописью же занимается мало.

Не имея крупных заказов во Флоренции, Леонардо был принужден поступить на службу к Цезарю Борджа. Но полная тревог жизнь у хищного и коварного Цезаря Борджа, использовавшего Леонардо лишь как военного инженера, не удовлетворяла мастера. Поэтому 5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию, где его услуги понадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе республики с Пизой. И в этот свой флорентийский приезд Леонардо сочетает занятия живописью с серьезными научными работами.

Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была роспись в зале Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над ломбардскими войсками. Между 1503 и 1505 годами мастер исполнил картон, а в 1505 году приступил к самой росписи, которую оставил незаконченной к моменту своего вторичного отъезда (30 мая 1506 года) в Милан. Ни картон, ни роспись Леонардо не дошли до нас, но сохранилась серия великолепных подготовительных к ним набросков и этюдов самого мастера.

Это произведение Леонардо стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В полной драматизма и динамики композиции, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны.

Около 1503 года Леонардо выполнил портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо.

По словам Вазари, художник приглашал, во время позирования Моны Лизы, людей, игравших на лире и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, чтобы этим способом устранить меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам. С помощью таких мер Леонардо стремился вызвать на лице своей модели ту улыбку, которую он и запечатлел в своем произведении. Подобно пропорциям леонардовских фигур, эта улыбка построена на глубоком знании строения человеческого лица и на строгом учете индивидуальной выразительности его отдельных частей.

Весной 1506 года Леонардо уезжает в Милан, где с небольшими перерывами остается до 1513 года. Он по-прежнему интересуется научными проблемами, совмещая занятия наукой с деятельностью художника. В 1508–1512 годах Леонардо работал над памятником маршалу Тривульцио.

Во время пребывания во Флоренции в 1510 году мастер пишет «Святую Анну с Марией и младенцем Христом». Внутреннее излучение, непостижимая гармония спокойного достоинства и оживленной мимики и поз персонажей создают неповторимое очарование картины. Впечатление усиливает пейзаж, представляющий особый синтез подлунного мира с элементами сверхземного пространства: Св. Анна символизирует бесконечный универсум, фигура Марии размещена в пространстве, обозначающем земную реальность.

В 1513 году Леонардо вызвал в Рим покровитель Джулио Медичи, и он оставался там до 1517 года. Затем художник отправился во Францию по приглашению короля Франциска I. Там он жил в королевском замке в Клу, неподалеку от города Амбуаза, где и умер 2 мая 1519 года. В это время Леонардо особое внимание уделял механике и рисунку. Именно в Клу он составил основу своего трактата о живописи, в котором обосновал концепцию универсального языка в искусстве. Наиболее известная картина французского периода – «Святой Иоанн Креститель», а также цикл рисунков на библейские темы.

Франциск I ценил беседы с Леонардо, силы которого были на исходе. По свидетельству Бенвенуто Челлини, король говорил, что никогда не поверит, чтобы нашелся на свете другой человек, который не только знал бы столько же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и был бы, как он, величайшим философом.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года.

 

Интернет-ресурсы

http://www.vinci.ru – Полная интерактивная информационная система о Л. да Винчи

http://www.leo-life.ru – Мир Леонардо да Винчи.

Работы Л. да Винчи в Эрмитаже

http://davinci-genius.ru – Мир Леонардо да Винчи: биография, картины, изобретения, мистификации

Биография Л. да Винчи в Энциклопедии «Кругосвет»  на сайте 24smi.org

Л. да Винчи на сайте «Италия для меня»

Л. да Винчи на сайте «Хронос»

Л. да Винчи на сайте Gallerix

Л. Да Винчи на сайте Дилетант

Л. да Винчи в Википедии

Материалы о жизни и творчестве Леонардо да Винчи

Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты – предвестник
Еще неведомого дня.

Д. Мережковский

Леонардо да Винчи Избранные произведения: в 2-х тт. / пер. ст., коммент. А. А. Губера и др.; вступ. Ст. Н. Б. Иванова. – СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000. – 415 с.: ил. – (Мировое наследие).

Т. 1: Наука. – 415 с.

Т. 2: Искусство. – 479 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Леонардо да Винчи. Суждения / В. Леонардо. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 416 с. – (Антология мудрости).

Теоретическое наследие Леонардо да Винчи не менее значимо, чем художественное творчество мастера. Его сочинения представляют собой своеобразное сочетание непредвзятого, аналитического взгляда естествоиспытателя и экспериментатора с самыми экзотическими сведениями, почерпнутыми из средневековых трактатов. В этих трудах Леонардо столь же загадочен и многолик, как и в своей живописи.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М.: Искусство, 1990. – 415 с. : ил.

Работа основана на конкретном рассмотрении живописного и графического наследия Леонардо, а также его рукописей. Затрагивается широкий круг вопросов на стыках искусствоведения с философией и теорией культуры, психологией, эстетикой, литературоведением.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Веццози, А. Леонардо да Винчи. Искусство и наука Вселенной [Текст] / пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – 160 с. : цв. ил. – (Живопись. Открытие).

Книга приоткрывает завесу тайн, мифов, легенд и вымыслов, которыми до сих пор овеяна личность гения. Алессандро Веццози, помогает разобраться в бесчисленных рукописях и документах художника. Перед читателем этой книги предстает подлинный Леонардо. В издании представлено более 230 иллюстраций.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Леонардо да Винчи: Сказка о художнике и его тайне: для дет. возраста / авт. Маневич И. А. – М.: Белый город, 2003. – 11 с.: цв. ил. – (Сказки о художниках).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Зубов, В. П. Леонардо да Винчи / В. П. Зубов. – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1962. – 372 с. – (Научно-биографическая серия).

Прослеживая главнейшие события в жизни Леонардо, от колыбели до могилы, авторы останавливаются последовательно на основных областях, темах его творчества, на его отношении к различным аспектам природы и человеческой деятельности.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Курбатов, В. И. Зашифрованные пророчества да Винчи [Текст] / В. И. Курбатов. – М. : ОНИКС; Наука-Пресс, 2006. – 352 с. : ил., фото.

В книге раскрывается нумерология его живописи как закодированного послания будущему, коды его судьбы и пророчества, зашифрованные им самим. Книга адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся тайнами человеческой истории и человеческого духа. 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Кустодиева, Т. К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа [Альбом] : каталог выст. / Кустодиева Т.К. – СПб.: Славия, 1998. – 232 с., цв. ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Мережковский, Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи / Д.С. Мережковский. – М.: АСТ; Хранитель. – 2007. – 640 с.

 

Электронная версия здесь >>

Сьерра, Х. Тайная вечеря: Последняя загадка да Винчи [Текст] : роман / Х. Сьерра; пер. с исп. Е. Нестеровой. – СПб.: Амфора, 2006. – 382  с. – (Ключи от тайн).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение,  библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Удивительная жизнь Леонардо да Винчи [Текст] : [Для сред. шк. возраста]. – М.: АСТ; Астрель, 2002. – 79 с., цв. ил.

Прекрасные иллюстрации, фотографии и репродукции картин помогут читателю лучше представить себе жизненный путь гениального представителя эпохи Возрождения.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Уоллэйс, Р. Мир Леонардо [да Винчи]: 1452-1519 [Текст] / Р. Уоллэйс; пер. с англ. М. Карасевой. – М. : ТЕРРА, 1997. – 192  с. : ил. – (Библиотека искусства).

 

 

 (Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Филипов, М. Леонардо да Винчи [Текст] // Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт / Биогр. б-ка Ф. Павленкова. – СПб.: Редактор, 1998. – 384 с. – (Жизнь замечательных людей). – С. 5-101.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Статьи:

Адулян, М. Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. Анатомия в эскизах Леонардо да Винчи / М. Адулян // ФБ

Алексеева, Л. Зло ради знания: как Леонардо да Винчи разрабатывал смертоносное оружие / Л. Алексеева // Аргументы и факты. – 2015. – 15 апреля.

Афанасьева, Н. Il sole no si move: Солнце не движется [идеи Л. да Винчи о строении Вселенной] / Н. Афанасьева // Нева. – 2006. – № 2.

Вазари, Д. Жизнь Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского / Д.  Вазари // Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих

да Винчи, Л. Избранные произведения [Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.1508]. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 704 с. – (Классическая философская мысль).

Леонардо да Винчи – удивительный художник, мыслитель и ученый // Арт-журнал. – 2020. – 14 мая.

Голяндин, А. Леонардо: человек и код [Текст] : [Леонардо да Винчи (1452-1519): творчество, судьба, жизнь] / А.  Голяндин // Знание – сила. – 2006. – № 9-10.

Гребнева, М.П. Персональный миф о флорентийском художнике Леонардо да Винчи в русской литературе XIX-XX вв / М.П. Гребнева // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – № 11.

Дживелегов, А.К. Леонардо да Винчи: Биография / А.К. Дживелегов // Lib.ru/Классика

Зеркальный код Леонардо да Винчи – ключ к разгадке научных трактатов и живописных полотен гения // Культурология

Карташов, В.А. О связи механики Леонардо да Винчи с концепциями Аристотеля // Вестник МГУ. – 1997. – № 2-3.

Козлов, Г. «Мона Лиза» – путь звезды [Текст] : [«Джоконда» Леонарда да Винчи] / Г. Козлов // Вокруг света. – 2005. – № 8. – С. 164-176.

Лиманская, Л. Космологические представления Леонардо [Текст]: [итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи] / Л. Лиманская // Юный художник. – 2011. – № 4. – С. 14-17.

Марков, А. В. Леонардо да Винчи в русской поэзии: искусствоведческий порядок восприятия // Вестник УлГТУ. – 2020. – № 1 (89).

Медведева, Ю.А. Достижения Леонардо да Винчи в области медицины // FORCIPE. – 2019.  

Мельников, В.А. Леонардо да Винчи «Вид долины Арно»: универсальный учебник законов изобразительной грамоты и «Ключ» к творчеству гения / В.А. Мельников, Д.А. Ильямова, Э.Э. Пурик // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18. – № 3.

Мережковский, Д. Леонардо да Винчи: Стих // Культура.РФ

Мисунов, С.Н. Творческое начало Леонардо да Винчи // Вестник науки. – 2021. – № 2 (35).  

Незаконный ребенок и любимое дитя: тайна рождения Леонардо да Винчи // РИА-Новости. – 2019. – 2 мая.   

Орлова, Е. Леонардо да Винчи [Текст] / Е. Орлова // Адамант

Осипкина, Ю.А. Леонардо да Винчи как великий изобретатель / Ю.А. Осипкина и др. // Вопросы развития современной науки и техники. – 2021. – № 2. 

Петров, Д. Гений Леонардо // Новый Акрополь

Подлесных, Д.К. Анатомические записи и рисунки Леонардо да Винчи // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-7. – С. 1119-1123.

Полонский, И. Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения // Военное обозрение. – 2019. – 2 мая.

Пчелина, О.В. «Пророк иль демон, иль кудесник…»: (Д. С. Мережковский о Леонардо да Винчи: опыты прочтения) // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 2-2.  

Скляренко, В. Кем был Леонардо да Винчи?: Тайны Леонардо да Винчи / В. Скляренко, В. Сядро // Непознанный мир

Смирнова, И. Леонардо да Винчи / И. Смирнова // Мир культуры

Cонина, Т. Леонардо да Винчи: Биография, творчество / T. Cонина // Русская историческая библиотека

Ульянов, О. Г. Леонардо повторил чужое открытие // Страна.Ru. – 2003. – 15 декабря.

 Усатова, Д. Леонардо да Винчи. Секреты, загадки, пророчества, предсказания и изобретения гения // Энциклопедия непознанного

Филиппов, М.М. Леонардо да Винчи. Как художник, учёный и философ / М.М. Филиппов // Lib.ru/Классика

Флорентийский гений Леонардо да Винчи // Дилетант

Шевченко, Ю.Л. От Леонардо да Винчи к роботу «да Винчи» // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. – 2012. – № 1.  

Шлейн, Л. Мозг Леонардо: Глава из книги // Элементы

Якимович, Е. Топ-5 картин Леонардо да Винчи // Arzamas-Академия

 

Видеоматериалы:

Cartwright, A. Гении: Леонардо да Винчи: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Алейников, И.А. Леонардо да Винчи – титан эпохи Возрождения: Видеоурок по истории нового времени, 8-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Антонова, И.А. Шедевры. Женские портреты. Леонардо да Винчи: Док. программа из цикла «Пятое измерение» [Видео] // ОК // ПроШколу

Арсланов, В.Г. Леонардо да Винчи. Искусствознание эпохи возрождения: Лекция по истории искусства [Видео] // Salda

Аспиналл, С. Леонардо Да Винчи. Я хочу сделать чудо: Док. фильм из серии «Великие мастера» [Видео] // ОК

Басовская, Н. Леонардо да Винчи: Зашифрованная жизнь: Док. программа из цикла «Всё так» [Видео] // YouTube – Россия    

Вейс, Е. Леонардо. Шедевры и подделки: Док. фильм [Видео] // ОК  // Смотрим  // ВК

Викентьев, Л.И. Гигант эпохи возрождения Леонардо да Винчи: Лекция по истории искусства [Видео] // YouTube – Россия

Волкова, П. Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом: Док. фильм из цикла «Мост над бездной» [Видео] // YouTube – Россия

Воронина, Д.В. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи: Лекция по истории живописи [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2.

Жобер, А. Леонардо да Винчи. Улыбка и сплетения: Док. фильм из цикла «Палитры» [Видео] // ВК

Загадка Джоконды. Тайны Леонардо да Винчи:  Док. фильм [Видео] // ОК  // ВК

Капица, С. Загадки портретов Леонардо да Винчи [Видео] / С. Капица, В. Дажина // Культура.РФ

Капица, С. О чем мечтал Леонардо да Винчи [Видео] / С. Капица, М. Веккья // Культура.РФ

Кастеллани, Р. Жизнь Леонардо да Винчи: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Маркова, В.Э. «Джоконда» Леонардо да Винчи: Лекция из цикла «Жизнь шедевра в пространстве времени»  [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2. 

Марлоу, Т. Леонардо да Винчи (Биография и творчество): Фрагмент фильма «The Great World Masterpieces» [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря: Док. программа из цикла «Библейский сюжет»  [Видео] // YouTube – Россия

Миталева, М. Мифы о Леонардо да Винчи: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Морин, И. Джотто и Леонардо да Винчи: Док. фильм из цикла «Шедевры мировой культуры» [Видео] // YouTube – Россия

Петрова, О. «Титаны» итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи: Лекция по истории искусства  [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1Ч.2.  

Петрова, О. Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари: Лекция из цикла «Невоплощённые шедевры. Искусство» [Видео] // YouTube – Россия

Петрова, О. Леонардо да Винчи. Памятник герцогу Сфорца: Лекция из цикла «Невоплощённые шедевры. Искусство» [Видео] // YouTube – Россия

Пиотровский, М. Мадонна Литта. Леонардо да Винчи: Док. программа из цикла «Рассказы о Эрмитаже» [Видео] // YouTube – Россия

Саблин, И.Д. Леонардо да Винчи: Лекция по истории искусства [Видео] // Рос. Институт истории искусств

Тихонова, Ю. Леонардо да Винчи и Лодовико Сфорца, Васильев Олег. Автопортрет: Телеальманах по истории изобразительного искусства. Проект «Искусственный отбор» [Видео] // YouTube – Россия

Толстая, Н. Безграничные возможности сна или сон Леонардо да Винчи: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Ульянов, О.Г. Леонардо да Винчи и тайна иллюминатов: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Шишкин, О. Тайна Туринской плащаницы. Подделка Леонардо да Винчи или подлинное облачение Иисуса:   Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

 

Методические материалы:

Бабушкин, М. Математика в произведениях Леонардо да Винчи: Исследовательская работа по математике, 7-й класс / М. Бабушкин, Э.В. Пестречихина // Социальная сеть работников образования

Белошапкина, Я. Леонардо да Винчи // Искусство – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Белошапкина, Я. Соревнования титанов: Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти // Искусство – Первое сентября. – 2007. – № 6.

Белошапкина, Я. Мадонна в скалах. Дама с горностаем. Тайная вечеря. Портрет Моны Лизы. Рисунки Леонардо // Искусство – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Белякова, Л. Тайна «Тайной вечери». Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали : Урок мировой художественной культуры в 11-м классе // Искусство – Первое сентября. – 2008. – № 18.

Богданова, И.В. Чудесные птицы Леонардо да Винчи: Интегрированный урок внеклассного чтения (литература + ИЗО), 8-й класс / И.В. Богданова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Бондаренко, М.Ю. Универсализм таланта Леонардо да Винчи: Урок МХК, 9-й класс / М.Ю. Бондаренко // Социальная сеть работников образования

Булочкина, А.Д. Мифы и легенды о жизни Леонардо да Винчи: Курсовая работа по дисциплине: «История искусств» / А.Д. Булочкина // Ilovedomain.ru

Бурганиева, Л.Ф. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»: Урок МХК / Л.Ф. Бурганиева // ИнфоУрок

Бурцева, Н. Сравнительная характеристика басен И.А. Крылова и притч Леонардо да Винчи / Н. Бурцева, Е.В. Бурцева // Социальная сеть работников образования

Великий механик Леонардо да Винчи: Цикл докладов на итоговом открытом уроке по технической механике //  Социальная сеть работников образования

Леонардо да Винчи: изобретатель, опередивший время: Исследовательская работа учащихся // Мультиурок

Гаврилова, Е.В. Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения – проблема скорби и предвидения на примере картин Леонардо да Винчи:  Урок ИЗО, 7-й класс / Е.В. Гаврилова // Социальная сеть работников образования

Гафар, Т. Золотое сечение: План-конспект «Урока Леонардо» по геометрии для 8 класса / Т. Гафар, А. Щербин // Искусство – Первое сентября. –  2007. – № 11.

Геласимова, Н.С. Тайна женской красоты в живописи Леонардо да Винчи // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Гусева, Н.П. Великий юбиляр Леонардо да Винчи // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Дейна, Н.А. Леонардо да Винчи. Притча «Осёл на льду»: Урок внеклассного чтения, 6-й класс / Н.А. Дейна // Социальная сеть работников образования

Дмитриева, Л.В. Великий Леонардо да Винчи: Урок МХК, 10-й класс / Л.В. Дмитриева // ИнфоУрок

Дудкина, У. Математика и искусство. Творчество Леонардо да Винчи: Проектная работа, 10-й класс / У. Дудкина, Н. Прикуп, Н.В. Семёнова // Pandia

Жирненкова, Н.Ю. Знание научное и знание художественное: Урок ИЗО, 8-й класс / Н.Ю. Жирненкова // Социальная сеть работников образования

Захарова, Е.Е. Можно ли судить гения?: Урок-представление  МХК, 10-й класс / Е.Е. Захарова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Иванова, А.Н. Изобретения Леонардо да Винчи: Мультимедийный урок черчения, 9-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Исхакова, Р.Ф. Многогранная личность: Леонардо да Винчи: Урок МХК / Р.Ф. Исхакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Канаева, Н.Ю. Физика Леонардо да Винчи : урок в 9 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Князева, Е. Хронология творчества Леонардо да Винчи / Е. Князева // Искусство – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Кубышева, Н.Б. Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А. Крылова: Урок литературы, 5-й класс / Н.Б. Кубышева // Социальная сеть работников образования

Курбатова, М.Г. Леонардо да Винчи. Человек-эпоха. Человек-загадка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Леонардо да Винчи: Конспект урока // Videouroki.net

Лузина, Г.И. Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова: урок в 6 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Медкова, Е. В перспективе вечности: Л. да Винчи и его эпоха // Искусство – Первое сентября. – 2009. – № 2.  

Медкова, Е. Руководство мастеру: Предшественники и учителя / Е. Медкова // Искусство – Первое сентября. – 2009. – № 2.  

Мельникова, И.А. Леонардо да Винчи: жизнь и творчество талантливого человека: Урок ИЗО, 10-й класс / И.А. Мельникова // Копилка уроков

Михалёва, С.И. Великий Леонардо да Винчи: Урок МХК, 9-й класс / С.И. Михалёва // Социальная сеть работников образования

Мишагина, А.В. Таинство улыбки: Внеклассное мероприятие по литературе, 7-й класс / А.В. Мишагина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Никулина, О.А. «Не гасите свет своей души» (Басни И.А. Крылова в сопоставлении с притчами Леонардо да Винчи): Урок литературы, 6-й класс / О.А. Никулина, Н.Ю. Толопилова // Социальная сеть работников образования

Новикова, И.А. Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А. Крылова: Урок литературы, 6-7-й класс / И.А. Новикова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Позднякова, И.Н. Мир Леонардо да Винчи : игра для школьников «Умники и умницы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Пономарёва, Н.В. Леонардо да Винчи. Человек-эпоха. Человек-загадка: урок МХК, 8 класс // ИнфоУрок

Постовалова, Е. Художественные открытия Леонардо да Винчи // Образовательная социальная сеть

Присяжнюк, И.В. Несравненный Леонардо: Урок МХК, 10-й класс / И.В. Присяжнюк // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Родюкова, О.В. Леонардо да Винчи – титан эпохи Возрождения: Урок МХК, 8-й класс / О.В. Родюкова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Самопалова, Т.К. Леонардо да Винчи – титан эпохи Возрождения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Сергеева, О. Художественные открытия Леонардо да Винчи: Презентация к уроку МХК / О. Сергеева, Т.М. Тренюшева // Социальная сеть работников образования

Сомина, Е.А. Леонардо да Винчи. Личность в истории: Урок истории, 7-й класс / Е.А. Сомина // Социальная сеть работников образования

Спиричева, С.Н. Гений Леонардо да Винчи: Урок МХК, 10-й класс / С.Н. Спиричева // Социальная сеть работников образования

Тарасенко, М.Н. Леонардо да Винчи – изобретатель: Урок МХК, 8-й класс / М.Н. Тарасенко // Копилка уроков

Троц, Е.В. Ступеньки мудрости: Урок внеклассного чтения в начальной школе по сказкам Леонардо да Винчи // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Труфанова, А.О. Тайны Леонардо да Винчи: конспект занятия // Мультиурок

Цыбиков, Р.Д. Притчи Леонардо да Винчи в сравнении с баснями И.А. Крылова: Научно-исследовательская работа по литературе, 8-й класс / Р.Д. Цыбиков, М.Н. Подобашина // Социальная сеть работников образования  

Чалдаева, С.Г. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи: Открытый урок // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Социальная образовательная сеть

Шестакова, Е.А. Леонардо да Винчи: Урок МХК, 10 класс // ИнфоУрок

Яркина, В.В. Мир Леонардо да Винчи: Урок МХК, 10-й класс / В.В. Яркина // Глобус24

Некоторые изобретения и полотна Л. да Винчи

Завоевав признание своей живописью, Леонардо увлекся наукой. Он был прирожденным экспериментатором, ничего не принимал на веру. В сферу его интересов входили и точные, и естественные науки. И нет практически ни одной области, в которой он не высказал бы смелые догадки. Физика, астрономия, химия, география, архитектура – Леонардо интересовало все.

Дойч, А. ТОП-20 великих изобретений Леонардо да Винчи и что за ними скрывается на самом деле // Артхив

Зимина, Т. Танк, вертолет и велосипед от Леонардо Да Винчи / Т. Зимина // Наука и жизнь. – 2006. – 31 мая.  

Изобретения Л. да Винчи

Хель, И. 10 гениальных изобретений Леонардо да Винчи / И. Хель // Новости высоких технологий  

Якимович, Е. Топ-5 картин Леонардо да Винчи // Arzamas-Академия

«Мона Лиза» (Джоконда) (1503 – 1519, Лувр, Париж)

Картина Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 г.

«Мне удалось создать картину действительно божественную» – так оценил портрет сам Леонардо.

10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные // Культурология

«Мона Лиза»: история и тайны самой известной картины в мире // История и культура

«Мона Лиза»: история украденного шедевра // РИА-Новости

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи // Музеи 

Петрова, С. «Мона Лиза» да Винчи: Почему портрет не самой красивой женщины стал почти иконой? // Дилетант

Рерих, С. Н. Мона Лиза // Мир культуры

«Поклонение волхвов»

 

Картина была заказана Леонардо в 1481 гг. для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопето вблизи Флоренции. Но он не закончил ее, уехав в 1482 г. в Милан. Долгое время картина хранилась в плохих условиях, потускнела и сейчас не выставляется.

Исследователь Серачини из Флоренции, занимался детальным изучением полотна да Винчи. Было сделано около 3 тысяч снимков картины в инфракрасном свете, и оказалось, что под известным полотном скрывается картина с иным сюжетом (середина 2006 г.). «Краски того изображения, которое мы видим на «Поклонении волхвов», были нанесены не Леонардо, а другим художником, – рассказал искусствовед. – А вот первоначальное изображение действительно принадлежит руке великого мастера».

«Благовещение» (середина 1470-х гг., Уффици)

Картина была приписана Леонардо только в XIX в. Картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Приглушенные по сравнению с произведениями его современников цвета предвосхищают колорит более поздних работ художника.

«Тайная вечеря»

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-1497) Из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде.

Петрова, С. «Тайная вечеря» да Винчи // Дилетант

Витрувианский человек

 

Витрувианский человек – это рисунок, сделанный Л. да Винчи примерно в 1490-92 г.г., как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

 

Подробнее здесь >>

Механический робот-рыцарь

Не так давно стали известны рисунки эскизов Леонардо да Винчи для механического рыцаря. Робот-рыцарь мог садится, вращать руками, двигать головой, открывать и закрывать челюсть. Робот проектировался с учетом возможности что-то держать в руках. Работой рук должно было управлять механическое программируемое устройство в груди. Ноги должны были управляться с помощью рукоятки, приводящий в движение трос, связанный с ногами.

Фуртай, Ф. Механический человек Виллара и робот Леонардо: к вопросу об эволюции средневековых представлений об антропоморфной машине / Ф. Фуртай // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 2. – № 4.

Гигантский арбалет

 

Л. да Винчи не раз обращался к изучению принципов, лежащих в основе стрельбы из арбалета. Из описания Леонардо видно, что раствор плеча арбалета, т.е. его длина до места крепления тетивы составляет около 24 м. Он должен был устанавливаться на тележку. Колеса тележки крепились под углом для придания ей устойчивости при стрельбе. Стрела для этого арбалета изготовлялась из плоских секций с тем, чтобы увеличить ее прочность и гибкость. Тетива натягивалась с помощью специального крепления.

Катапульта

Катапульта Леонардо имела гибкое плечо, сгибающееся назад при помощи ручной лебедки, а также ковш, куда по приставной лестнице помещали камень для броска. Засов лебедки открывался, освобождая гибкое плечо. Оно, в свою очередь, било по ковшу, выбрасывавшему камень на значительное расстояние. Группа таких катапульт, бьющих по врагу одновременно, могла обеспечивать прекрасную защиту.

Колесцовый замок

Лишь одно единственное изобретение Леонардо да Винчи получило признание при его жизни – колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI в. приобрёл популярность. Ради стрельбы из пистолетов доспехи стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX в.

Парашют

 

Прообраз парашюта появился в записках Леонардо в 1483 г.

Леонардо представил его как большой кусок парусины, закрепленный на деревянных рейках. Конструкция по форме напоминала пирамиду. Ее высота и ширина составляли 7 м. Так выглядит парашют в Атлантическом кодексе. Но десятью годами ранее в Итальянском манускрипте художник описал похожую конструкцию из ткани и дерева, с помощью которой люди могли бы эвакуироваться из горящих домов.

Прожектор

 Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал «интенсивный и широкий свет».

Танк

 

Танк эпохи Возрождения, считающийся основным прототипом современных танков, должен был быть сооружен из деревянных и металлических частей.

Танк должен был перемещаться посредством мускульной силы экипажа, предположительно в числе восьми человек. По периметру конструкции должны были располагаться пушки. Наверху должна была быть сооружена смотровая башня. Танк должен был быть настолько высоким, что внутри должны были устанавливаться лестницы.

Двойная винтовая лестница, сделанная по чертежам Леонардо. Замок Шамбор

Лeстницy, изoбрeтённyю Лeoнaрдo, пoстрoили пoслe eгo смeрти в 1519 гoдy вo Фрaнции внyтри зaмкa Шaмбoр, кoтoрый слyжил кoрoлeвскoй рeзидeнциeй.

Подробнее здесь >>

Леонардо да Винчи не только восхищал и поражал своих современников, но и продолжает удивлять мир по прошествии столетий. Недавно инженеры построили модель моста через залив Золотой Рог в Стамбуле, чертежи которого знаменитый инженер в своем письме представил султану Османской империи. Несмотря на то, что параметры моста изначально вызывали массу вопросов у современных ученых, модель оказалась не только устойчивой, но и способной противостоять землетрясениям. Результат этого эксперимента весьма удивил ученых и в очередной раз убедил всех в том, что Леонардо да Винчи был выдающей личностью.

Пешеходный мост, созданный по эскизам Леонардо да Винчи
В Норвегии  инженеры, вдохновившись идеями великого ученого, построили пешеходный мост подобной конструкции из стали и бетона.

Подробнее здесь >>

Памятные места и достопримечательности

Дом, в котором жил Л. да Винчи в детстве

Находится в селении Анкиано близ Винчи, недалеко от Флоренции.

Музей Леонардо в Винчи (Museo Leonardiano)

http://www.museoleonardo.com

Винчи – небольшой городок средневекового происхождения располагается в самом сердце Тосканы, в провинции Флоренции, родина Леонардо. В центре города возвышается Замок Графов Гуиди (Castello dei Conti Guidi), где и находится знаменитый  Музей Леонардо.

В нём собраны гениальные модели различных механизмов, созданные на основе известных зарисовок художника. На территории Замка так же находится известная во всём мире Библиотека Леонардо, которая содержит все издания и репродукции (в факсимиле) рукописей и рисунков художника, а также более 7000 монографий на многих иностранных языках (в том числе и на русском!) 

Подробнее здесь >>    

Музей во Флоренции (Leonardo da Vinci Museum)

http://www.museoleonardodavincifirenze.com

Небольшой частный музей (открыт в 1993 году), в котором представлены действующие макеты военной, строительной техники, летательных аппаратов, изготовленные по чертежам Леонардо (акваланг, танк).

Фото и подробнее  здесь >>

 

Скульптура во дворе Галереи Уффици (Флоренция, Италия)

 

Фото с сайта

Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи (Милан, Италия) http://www.museoscienza.org

 

Музей был основан в 1953 г. в монастыре Сан-Виторе. Основная часть жизни великого гения прошла в Милане, и далеко не случайно, что подобный музей был основан именно здесь. В музее можно увидеть самое полное собрание изобретений Леонардо, выраженное в созданных им моделях, рисунках и чертежах, а также коллекция написанных Леонардо научных трактатов. Музей находится на улице via San Vittore 21, менее чем в 500 метрах к востоку от монастыря и церкви святой Марии делле Грацие.

 

Памятник Леонардо да Винчи (Милан, Италия)

(1872, скульптор П. Маньи)

Установлена в центре площади Ла Скала.

Фото с сайта

Памятник Леонардо да Винчи (Италия, г. Фьюмичино)

(1960, скульптор Асен Пейков)

Установлен в международном аэропорте им. Леонардо да Винчи.

Фото с сайта

Музей в Риме (Museo Leonardo da Vinci)

Небольшой частный музей из трёх залов.

Фотоэкскурсия здесь >>

Подробнее о музее здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Бюст Леонардо да Винчи в Риме

(скульптор Ф. Альбачини)

Установлен у виллы Medici (малый сад Hill, аллея lppocastani).

 

Фото с сайта

Надгробие могилы Л. да Винчи в замке Амбуаз (Франция)

В 1519 г. Леонардо да Винчи скончался в возрасте 67 лет в должности королевского инженера и был похоронен в Амбуазе в королевском монастыре Св. Флорентина. Впоследствии его прах был перенесен в капеллу Св. Губерта замка Амбуаз.

Могила, в числе других, неоднократно подвергалась разграблению (в годы гугенотских войн конца XVI в., в годы Второй мировой войны).

Могила Леонардо да Винчи была восстановлена с 1934 по 1936 год по проекту скульптора Франческо Ла Монака.

Подробнее здесь >>

Струкова, А. Наследие и последний приют Леонардо да Винчи в “долине королей”: фотоэкскурсия // Туристер. – 2014. – 26 окт.

Памятник Леонардо в Амбуазе (Франция)

(Автор Amleto Cataldi)

Фото с сайта

Поместье Кло-Люсе, место смерти Л. да Винчи (Франция)

 

Последние три года своей жизни Леонардо да Винчи провёл во Франции. Он жил и умер в замке Клу (Кло-Люссе) в небольшом городке Амбуаз, который находится в самом сердце Франции на берегу реки Луары.

Замок Амбуаз во Франции – последнее пристанище Л. да Винчи 

 

Подробнее здесь >>

 

Бюст да Винчи в Амбуазе (Франция)

Фото с сайта

 

Памятник в Вене (Австрия)

(1900, автор Edmund Hofmann von Aspernburg)

 

 Фото с сайта

Бюст Леонардо да Винчи в Ереване (Армения) 

(2011, скульптор Дино де Раньери)

Установлен во дворе Национального университета строительства и архитектуры Армении в дар от культурного Фонда Ромуальдо дель Бьянко (Флоренция, Италия).

С 2008 года фонд передал в дар бюст Леонардо да Винчи ряду образовательных учреждений: Ивановскому государственному университету, Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (Москва), Московскому архитектурному институту, Кыргызско-Российскому Славянскому университету им. Б.Н. Ельцина (Бишкек), Казахской Архитектурно-Строительной Академии (Алматы). 

Витрувианский человек (Лондон, Великобритания)

(1982, автор Enzo Plazzotta)

 

Фото с сайта

 

Бюст в Будапеште (Венгрия, Парк Herastrau)

 

Фото с сайта

 

Бюст  Леонардо да Винчи в г. Шэньчжэнь

(Китай, провинция Гуандун) 

Памятник Л. да Винчи в г. Истра (Россия)

(2006, скульптор С. Казанцев)

Установлен перед зданием Детской Школы Искусств «Вдохновение».

Фото и подробнее здесь >>

Бюст Леонардо да Винчи в г. Евпатория (Крым, Россия)

(2011, скульптор М. Апрасиди)

 

Музей Мировой скульптуры и прикладного искусства.

Оцените статью
libozersk.ru