125 лет со дня рождения И.О. Дунаевского
(30.01.1900 – 25.07.1955)

«Дунаевский – это раннее майское утро, приходящее в
просыпающийся, умытый первым дождем город,
Дунаевский – это свежий ветер над стадионом,
раздувающий прозрачные, сотканные из голубого неба
полотнища спортивных знамен;
Дунаевский – это марш, под который легко шагать,
ощущая локоть и плечо идущего рядом;
Дунаевский – это путевая песня, уносящая нас в края,
где мы с вами еще не бывали…»
М. Матусовский
Исаак Осипович Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. Ему принадлежат известные даже спустя более полувека хиты, такие как «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой», «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Капитан, капитан, улыбнитесь…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…», «Моя Москва».
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе Лохвице Полтавской губернии в семье банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского.

В автобиографии Дунаевский пишет, что уже в возрасте четырех с половиной лет он подбирал по слуху на рояле мелодии, услышанные в городском саду, где играл по выходным дням небольшой оркестр. В семье было семеро детей, пятеро из них стали музыкантами. Видимо, эта страсть к музыке шла от матери, которая имела хороший слух и сама музицировала на рояле и пела. Большое влияние на будущего композитора оказал дядя, чудаковатый гитарист, время от времени приезжавший в гости к Дунаевским с гитарными концертами для всей семьи. Начальное музыкальное образование мальчик получил там же в Лохвице, занимаясь у скрипача Г. Полянского.
Когда Исааку исполнилось 10 лет, он вместе с братом Борисом переехал в Харьков, где поступил в классическую гимназию и одновременно в музыкальное училище, где обучался по классу скрипки и композиции. Уже в те годы он пробовал сочинять музыку, но из-под его пера в то время выходили лишь печальные произведения – «Одиночество», «Тоска» и «Слезы».
Окончив гимназию с золотой медалью, Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета. Одновременно Исаак продолжал заниматься и в музыкальном училище по классу скрипки, которое окончил в 1919 году.

В 20-летнем возрасте он порвал с юриспруденцией, и поступил в оркестр Харьковского русского драматического театра, в котором поначалу был скрипачом, а затем концертмейстером. Позже он стал дирижером этого оркестра и заведующим музыкальной частью театра. И хотя он никогда прежде систематически не занимался, Дунаевский постепенно стал превосходным пианистом. Но о карьере композитора он по-прежнему не задумывался.
Первое выступление Дунаевского как театрального композитора состоялось в 1920 году. Он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро», а в качестве дирижёра он выступил в 1921 году, поставив совместно с Н. Синельниковым «Периколу» Жака Оффенбаха.
В Харьковском драматическом театре Дунаевский проработал до 1924 года, и переехал в Москву, где два года руководил музыкальной частью Вольного театра и театра «Эрмитаж», а в 1926 году он возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей. Коллеги, работавшие с ним, вспоминали, что если композитору случалось слышать в свой адрес упреки, что он якобы срывал сроки, в нем рождался «яростный дух сочинительства».

Первая оперетта, музыку к которой написал Дунаевский, называлась «Женихи». Она была поставлена в декабре 1927 года в Москве. Затем из-под пера Дунаевского вышло еще пять оперетт: «И нашим, и вашим» (1924), «Соломенная шляпка» (1927), «Ножи» (1928), «Полярные страсти» (1929), «Миллион терзаний» (1932). Кроме того, на провинциальной сцене шла его оперетта «Карьера премьера», написанная в 1929 году, что позволяло говорить о нем, как о плодовитом и стабильном композиторе.
В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград и начал работать дирижером в Мюзик-холле – в том самом, который позже прославился постановками Утесова. У Дунаевского с Утесовым возник творческий союз, и они вместе создали в 1932 году музыкально-эстрадное представление «Музыкальный магазин», ставшее настоящим шлягером жанра.

К моменту создания «Музыкального магазина» Дунаевский искусно владел всеми приемами джазовой оркестровки. Его особенностью было то, что он намеренно избегал «грязных», «скрежещущих» аккордов и делал акцент на четких ритмах и старался вызвать музыкой хорошее настроение. Композитор уже тогда понял, что в любом сценическом жанре характер и стиль музыки определяются идеей произведения, для которого музыка создается. Создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом в творчестве Дунаевского. Этого принципа он придерживался и в театре «Эрмитаж», и в Московском театре сатиры, и в Московском театре оперетты.
Однажды в 1932 году в Мюзик-холл к Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Беларусь», и композитору предложили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского, он его принял, и началась работа Исаака Дунаевского в кино. Благодаря счастливому союзу с кинематографом музыка Дунаевского быстро завоевала большую популярность.

В августе 1932 года создатель советских музыкальных кинокомедий Григорий Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма, и Александрову порекомендовали обратиться к Дунаевскому. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Тема разговора была одна – о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме. Дунаевский подошел к роялю, и сказал: «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать…». И в раздумье опустил руки на клавиши.
Когда растаял последний звук его импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и спросил: «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав: «До скорой встречи!». Позже и Александров и Дунаевский, каждый по-своему вспоминали тот вечер, послуживший началом их долгого совместного творческого пути.

В 1935 году Дунаевский получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта». Участники съёмочной группы не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на «Мосфильме», с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня – искренней и заразительной.
«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», – писал Д. Шостакович, – я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк» (1936). Главной в фильме стала «Песня о Родине». Ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса. Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии.
Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и вела к разработке характеров будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.
В 1938 году Дунаевский приступил к созданию музыки к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии.

В 1930-е годы Дунаевский пережил подлинный расцвет творчества. Начиная с 1937 года, он руководил ансамблем песни и пляски Ленинградского дворца пионеров. Наряду с плотным графиком музыкальной работы Дунаевский находил время и для общественной деятельности – он возглавлял Правление Ленинградского отделения Союза советских композиторов, в 1938 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.
В июне 1936 года Дунаевскому присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в декабре 1936 года наградили орденом Трудового Красного Знамени, позже – орденами Красной Звезды и «Знак Почета». За музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга-Волга» в 1941 году Дунаевскому присудили Сталинскую премию.
В годы Великой Отечественной войны, работая художественным руководителем Ансамбля песни и пляски железнодорожников, композитор создал более семидесяти музыкальных произведений на военную тему.
В первые послевоенные годы Дунаевский написал музыку к оперетте «Вольный ветер», посвятив ее борьбе народов за мир. Все музыкальное богатство своей оперетты Дунаевский сосредоточил в «Песне о вольном ветре». А в 1947 году он написал прекрасный «Весенний марш» для кинокомедии «Весна». В 1949 году были написаны песни к фильму «Кубанские казаки», среди них тут же ставшие популярными «Ой, цветет калина» и «Каким ты был». Лирическим гимном мира стала его песня «Летите, голуби!», впервые прозвучавшая в 1950 году в документально-художественном фильме «Мы за мир!».

Кроме песенной музыки, композитор работал и в других жанрах. Среди них была танцевальная музыка, что, например, нашло отражение в фильме «Кубанские казаки»: он полон вальсов, полек и галопов. Сам Дунаевский считал, что легких жанров не бывает и даже самый, казалось бы, легкий жанр требует от композитора виртуозного владения всеми секретами музыкального мастерства и оркестровки.
Помимо музыки к 28 фильмам, композитором написаны 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. Но ценят «красного Моцарта» прежде всего за его впечатляющие гимны человеку, жизни, стране.
В 1950 году И.О. Дунаевский удостоен звания Народного артиста РСФСР. При этом в своём творчестве он сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.
И. Дунаевский умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Использованы материалы с сайта
Интернет-ресурсы
http://i-dunaevsky.narod.ru – Исаак Дунаевский: Фото
http://dunaevskiy.samluka.ru – И.О. Дунаевский: Певец оптимизма
И.О. Дунаевский на портале Культура.РФ
И. Дунаевский в РуВики
Исаак Дунаевский в проекте «Хронос»
Биография на РИА-Новости и здесь >>
И.О. Дунаевский на сайте Кросс-Кафе
Фильмография на КиноПоиске
И.О. Дунаевский в Нотном архиве России
И.О. Дунаевский в Нотном архиве Б. Тарканова
Материалы о жизни и творчестве И.О. Дунаевского
«Моё творчество я навсегда посвящаю:
молодости, жизни, солнцу, радости, дерзаниям, мечтаниям».
И.О. Дунаевский

Дунаевский, И.О. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания [Текст]: сборник / И. О. Дунаевский. – М.: Советский композитор, 1961. – 460 с.: портр.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Исаак Дунаевский. «Если Вам нужны мои письма…»: Письма к Л.Г. Вытчиковой. / публ., вступ. ст., коммент. и послесл. Н. Г. Шафера. – Павлодар: ЭКО, 2005. – 136 с.
Полная публикация всех писем И.О. Дунаевского к Л.Г. Вытчиковой (1950 – 1955). Тематика писем весьма обширная: оригинальные размышления о лирике, о «внутреннем» и «внешнем» таланте, о нереальном мире и реальной жизни; экскурсы в русскую классическую литературу с целью оттенить убогость современных авторов, удостоенных Сталинской премии; проблемы оперного искусства, стремление осознать, почему «наша эпоха не рождает новых Глинок и Чайковских».
Электронная версия книги здесь >>

И. Дунаевский, Л. Райнль. Почтовый роман / сост., вступ. ст., коммент. и послесл. Н. Шафера. – М.: Композитор, 2001.
Издание содержит переписку И.О. Дунаевского и почитательницы его таланта Л.С. Райнль (1937-1953).
Переписка содержит в себе элементы повествовательного художественного произведения со сложным сюжетом, с освещением различных периодов жизни героев, где есть и своеобразная завязка действия, и развитие событий, и кульминационные моменты, и ряд ситуаций, неизбежно ведущих к печальной развязке.
Электронная версия книги здесь >>

Исаак Дунаевский в гостях у Михаила Булгакова. Пьесы для фортепиано. Нотный сборник / сост. и вступ. ст. Н. Шафера; под общ. ред. Л. Топорковой. – М.: Композитор, 2001.
В книге собран нотный материал и реконструированы музыкальные вечера в доме Булгаковых.
Электронная версия книги здесь >>

Ладвинская, А.А. 70 знаменитых композиторов. Судьба и творчество [Текст] / А.А. Ладвинская. – Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. – 414 с. : ил. – (Энциклопедии для всех).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Минчёнок, Д.А. Исаак Дунаевский. Большой концерт [Текст] / Д.А. Минчёнок. – М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. – 560 с., ил. – (Человек–легенда).
Исаак Дунаевский создал свой стиль большой эпохи. Композитор навсегда вошел в историю государства, которому служил. Столько смеха и музыки, сколько звучало в фильмах Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга – Волга», «Весна», не было в истории…
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Раззаков, Ф.И. Свет погасших звёзд. Они ушли в этот день: по мотивам телесериала «Как уходили кумиры» [Текст] кн. 1 / Ф. И. Раззаков. – М.: Эксмо, 2007. – 848 с. : ил.
С. 786-793: Дунаевский И. О.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях её творцов [Текст]: [справочник] / составление, научная редакция Л. А. Серебряковой. – Челябинск: Урал LTD, 2001. – 508 с. : ил.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Самин, Д. К. Сто великих композиторов / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2001. – 624 с. – (100 великих).
С. 534-540: И. О. Дунаевский.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино и Татыш)

Шафер, Н. Дунаевский сегодня / Н. Шафер. – М.: Сов. композитор, 1988.
Автор затрагивает самые различные вопросы: как воспринимается музыка Дунаевского в наши дни, в чем секрет удивительной свежести его искусства, какие проблемы возникают сегодня в связи с интерпретацией его творчества.
Электронная версия книги здесь >>
Статьи:
Айзикович, Т. Исаак Дунаевский. На перекрёстке мнений // Семь искусств. – 2012. – № 4.
Айзикович, Т. Исаак Дунаевский: «Эту радость я вижу вокруг…»? // Джазовый портал. – 2012. – 21 марта.
Айзикович, Т. Неисправимый романтик (Исаак Дунаевский) [Текст] / Т. Айзикович // Чайка. – 2003. – № 10.
Амчиславский, Э. Леонид Утесов и Исаак Дунаевский: четверть века дружбы / Э. Амчиславский, А. Галяс // Литературные известия. – 2000. – № 4.
Андреева, В.И. «Жизнь как песня»: Лекция-концерт посвящённая творчеству Исаака Дунаевского // ИнфоУрок
Бирюков, Ю. «Сон приходит на порог»: История песни [Текст] / Ю. Бирюков // Вечерняя Москва
Бирюков, Ю. «Широка страна моя родная…» [Текст]: [Из истории песни (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского)] / Бирюков Ю. // Родина. – 2006. – № 2. – С. 80–83.
Бузукашвили, М. «У талантливого человека колоссальная энергетика» (Интервью с Максимом Дунаевским) [Текст] / М. Бузукашвили // Чайка. – 2002. – № 2.
Булычева, О.Н. Кино и музыка в творчестве Исаака Дунаевского: презентация к уроку музыки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Владимиров, А. Исаак Дунаевский // Ale07.ru
Голиков, А. А. И. О. Дунаевский. Внезапный уход // Проза.ру
Демин, М. Советский Моцарт. Кто нам 100 лет строить и жить помогает // Красная весна. – 2020. – 30 янв.
Дунаевский, И. «Может быть, я Вас не понял…»: Почтовый роман И. Дунаевского и Л. Головиной (Райнль) [1937–1953 гг.] / И. Дунаевский, Л. Головина ; предисл., публ. и коммент. Н. Шаффера // Дружба народов. – 1993. – № 6. – С. 111 – 173.
Исаак Дунаевский: вольный ветер творчества // Еврейский журнал
Исаак Дунаевский – «главный по саундтрекам» в Советском Союзе // РИА-Новости. – 2010. – 30 янв.
Исаак Дунаевский: Почему главного советского «мастера по саундтрекам» не любил товарищ Сталин // Культурология
Зеленко-Жданова, О. Советский Моцарт: Исаак Осипович Дунаевский // Военное обозрение. – 2015. – 24 июля.
Ильющенко, Е.Н. Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955) «Оперетты композитора»: Презентация к уроку // ИнфоУрок
Кантор, М. Семья Дунаевских и Донбасс / М. Кантор // Донецк: история, события, факты
Кеерд, И.В. «Я песне отдал всё сполна…»: Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству И.О. Дунаевского. Презентация к уроку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Краснобород, С. Певец оптимизма в мрачные годы: И.О. Дунаевский // ЖЖ
Критская, Е. «Я песне отдал все сполна» [Текст]: [Композитор И.О. Дунаевский (1900–1955)] / Критская Е. // Искусство в школе. – 2005. – № 2. – С. 84–87.
Кузьмина, О. Исаак Дунаевский. Всю музыку свою он посвящал любви // Вечерняя Москва –Пресса в образовании. – 2024. – 29 янв.
Минченок, Д. Повелитель звуков: И.О. Дунаевский // МК. – 2000. – 4 февр.
Модель, Л. Исаак Осипович Дунаевский: 120 лет со дня рождения знаменитого композитора, которого знала вся страна, и … которого никто не знал // Камертон. – 2020. – 30 янв.; 26 февр.; 29 марта.
Морозова, Е. П. Творческие достижения И. О. Дунаевского: план-конспект урока по музыке, 5 кл. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Мосягина, А. А. Исаак Дунаевский: традиции и современность // Продленка
Нуретдинова, Г.Ф. Творческие династии: Дунаевские // Вестник КазГУКИ. – 2009. – № 4.
Оберемко, В. Народный Дуня. Неудавшийся юрист и большой композитор Исаак Дунаевский // Аиф . – 2020 . – 30 января.
Олейник, С. Творческий портрет Исаака Дунаевского // Переменка
Резников, А. Исаак Дунаевский: Художник радости человеческой: Ко дню рождения «красного Моцарта» // Союз. – 2017. – 30 янв.
Рудник, Н. Исаак Осипович Дунаевский: Избранные песни // БлогПост
Секрет Исаака Дунаевского // Ревизор. – 2020. – 30 янв.
Сидоренко, Н.М. «Поющее сердце И.О. Дунаевского»: конспект открытого урока по музыке, 6 кл. / Программа В.О. Усачевой, Л.В. Школяр // Мультиурок
Трабский, И. Любовь в жизни Исаака Дунаевского / И. Трабский // Слово / Word. – 2008. – № 60.
Черевань, С. В. Совсем не старые песни о главном концерт «в стиле ретро» Исаака Дунаевского на оперной сцене Саратова 2008 // Вестник ЧелГУ. – 2009. – № 39.
Черемных, Е. Колыбельная для СССР: И. Дунаевский // Коммерсантъ. Власть. – 2000. – № 3. – С. 58–60.
Чернявская, Г.Б. Великие наши современники: И.О. Дунаевский: конспект урока с презентацией, 7 кл. // Инфоурок
Шафер, Н. Одна из самых великих песен: «Песня о Родине» // Советская музыка. – 1987. – № 10.
Шафер, Н. Первый концерт // Музыка и ты: альманах для школьников. – М.: Советский композитор, 1989. – Вып.8. – Режим доступа
Шафер, Н. «Роковой акт. Как погубили Исаака Дунаевского» / Н. Шафер // Лехаим. – 1998. – № 12. // Режим доступа
Шафер, Н. «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!»: К 115-летию со дня рождения И.О. Дунаевского // Казахстанская правда. – 2015. – 30 января.
Шокина, А. И школьный вальс звучит опять для нас… [Текст]: [«Школьный вальс» – слова М. Матусовского, музыка И. Дунаевского] / А. Шокина // Хроники краеведа. – 2009. – № 3. – С. 86–88.
Шостакович, Д. Большой талант, большой мастер: о творчестве Исаака Дунаевского [Фрагменты] // Искусство кино. – 1956. – № 1. // Музыкальная жизнь. – 2000. – № 1. – С. 16-18. – Режим доступа
Видеоматериалы:
Бахмет, Т. Композитор Исаак Дунаевский [Видео]: док. программа из цикла «Пути и судьбы» // YouTube – Россия
Белинский, А. Исаак Дунаевский и Леонид Утёсов [Видео]: док. программа из цикла «Великие артисты великому городу» / 100 ТВ // YouTube – Россия
Варгафтик, А. Исаак Дунаевский. Музыка к кинофильмам [Видео]: док. программа из цикла «Партитуры не горят» // Дзен –Видео. – Ч. 1; Ч. 2. // RuTube. – Ч. 1. // Mail.ru – Видео. – Ч. 1; Ч. 2. // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.
Исаак Дунаевский [Видео]: док. программа из цикла «Легенды мирового кино» / реж. А. Истратов; ведущий К. Карасик; ТВ-Культура // YouTube – Россия // Mail.ru – Видео
Исаак Дунаевский (1900 – 1955) [Видео]: док. программа из цикла «Как уходили кумиры» / Реж. М. Роговой // Mail.ru – Видео // ВК – Видео
Исаак Дунаевский [Видео]: док. программа из цикла «Избранные страницы советской музыки» / Реж. Ю. Богатырев, авт. сценария О. Дворниченко // YouTube – Россия // Mail.ru – Видео
Исаак Дунаевский и Зоя Пашкова [Видео]: док. программа из цикла «Больше, чем любовь» / Реж. Е. Ховаев, авт. сценария М. Тайгузина // YouTube – Россия // Смотрим
Композитор Исаак Осипович Дунаевский [Видео]: док фильм / Реж. Н. Бравко; 1962 // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2. // RuTube. – Ч. 1
Минчёнок, Д. Исаак Дунаевский [Видео]: смешной и трагичный: моноспектакль // YouTube – Россия
Монологи великого Дуни (2002 – 2007) [Видео]: док. фильм / Реж. В. Ребров; ТВ-Культура // ВК – Видео. – Ч. 1; Ч. 2; Ч. 3; Ч. 4.
Памятные места

Могила И.О. Дунаевского в Москве
(скульптор П. Мельникова, архитектор Л. Поляков)
Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище, недалеко от могилы М. Булгакова, с которым он дружил. По просьбе сына Евгения надгробный памятник отцу согласился соорудить его студенческий товарищ по Суриковскому институту Эрнст Неизвестный, но проект остался неосуществленным.
Фото с сайта

Мемориальная доска И.О. Дунаевскому в Москве
Установлена на доме (Кутузовский проспект, 27), в котором жил и работал композитор.
Именем Дунаевского названа улица (в районе Кутузовского проспекта). Его имя присвоено музыкальной школе № 2.
Дунаевским написано несколько песен, посвященных Москве: «Моя Москва» (сл. М.С. Лисянского и С. Аграняна, 1942), ставшая гимном столицы, «Песня о Москве» (сл. В.В. Винникова, 1946), «Голос Москвы» (сл. Ц.С. Солодаря, 1947), «Московские огни» (сл. М.Л. Матусовского, 1954).
Фото с сайта

Мемориальная доска И.О. Дунаевскому в Санкт-Петербурге
(2001, архитектор Т.Н. Милорадович)
Установлена на доме (ул. Гороховая, 4), где с 1936 по 1941 жил и работал композитор.
Имя И. Дунаевского носит Ансамбль песни и танца при Дворце творчества юных, в который входят симфонический оркестр, три хоровых коллектива, хореографический коллектив и студия художественного слова.
Фото с сайта
Музыка И. Дунаевского к фильмам
«Я ставлю своей задачей создание центральной песни в картине –
и, отталкиваясь от этой песни,
создаю музыкальное оформление фильма».
И.О. Дунаевский
Фильмография на КиноТеатр
Музыка к фильмам
Булычева, О.Н. Кино и музыка в творчестве Исаака Дунаевского: Презентация к уроку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Гончарук, Е. Исаак Дунаевский: как звучит кинофильм? // Школа жизни. – 2020. – 22 июля.
Литовская, А. Музыка И.О. Дунаевского в кинофильмах // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Полякова, О. 5 самых популярных фильмов, где звучит музыка Исаака Дунаевского // Вечерняя Москва
- Первый взвод (1933)
- Веселые ребята (1934)

Реж. Г. Александров; В ролях: Л. Утесов, Л. Орлова, М. Стрелкова и др.
(«Марш весёлых ребят», «Как много девушек хороших» и др.)
Фильм на платформе Смотрим
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Золотые огни (1935)
- Три товарища (1935) (песня «Каховка»)
- Путь корабля (1935)
- Девушка спешит на свидание (1936)
- Искатели счастья (1936)
- Цирк (1936)

Реж. Г. Александров; авт. сценария В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров; в ролях: Л. Орлова, С. Столяров, В. Володин и др.
По пьесе В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова «Под куполом цирка».
(«Широка страна моя родная», «Колыбельная» и др.)
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Дети капитана Гранта (1936)

Реж. В. Вайншток; авт. сценария О. Леонидов; в ролях: Ю. Юрьев, И. Чувелев, Н. Черкасов, М. Стрелкова и др.
По одноименной книге Ж. Верна.
(Увертюра, «Песенка о капитане», «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»)
Фильм на платформе Смотрим
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Концерт Бетховена (1936)
- Вратарь (1936) («Эй, вратарь, готовься к бою…»)
- Дочь Родины (1937)
- Богатая невеста (1937)

Реж. И. Пырьев; в ролях: М. Ладынина, Ф. Курихин, Б. Безгин, И. Любезнов и др.
(«А ну-ка, девушки…» и др.)
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Волга-Волга (1938)

Реж. Г. Александров; в ролях: Л. Орлова, И. Ильинский, М. Миронова и др.
(«Молодёжная», «Песня о Волге», «Водовоз» и др.)
Фильм на платформе Смотрим
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Юность командиров (1939)
- Светлый путь (1940) («Марш энтузиастов»)
- Моя любовь (1940)
- Весна (1947)

Реж. Г. Александров; в ролях: Л. Орлова, Н. Черкасов, Ф. Раневская, Р. Плятт и др.
(«Весна идёт», «Весенний марш» и др.)
Фильм на платформе Смотрим
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Кубанские казаки (1949)

Реж. И. Пырьев; в ролях: М. Ладынина, С. Лукьянов, В. Володин, К. Лучко, Е. Савинова и др.
(«Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался…» и др.)
Фильм на платформе Смотрим
Фильм на сайте Культура.РФ
Фильм в Википедии
- Запасной игрок (1954)
- Испытание верности (1954) («Не забывай»)
- Веселые звезды (1954)
- Мелодии Дунаевского (1963)
- Вольный ветер (1961) (по одноименной оперетте И. Дунаевского)
- Только ты (1972) Используется музыка из оперетты «Белая акация»
- Вольный ветер (1983)
- В поисках капитана Гранта (1985), сериал
- Чуча 2 (2002)