«Поэт фортепьяно»

215 лет со дня рождения Фредерика Шопена
(01.03.1810 – 17.11.1849)

«Музыка не имеет отечества;
отечество её – вся вселенная».
Ф. Шопен

«Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой».
М. Пруст

«Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано».
А. Рубинштейн

Шопен – величайший пианист и композитор, родившийся в Варшаве и покоривший Париж своими великолепными сочинениями – мазурками, полонезами, фортепианными концертами и этюдами, искрящимися виртуозным блеском…

Фридерик Францишек Шопен (Fryderyk Franciszek Chopin) появился на свет вблизи Варшавы в семье подданных Российской империи – французского эмигранта Николя Шопена и Юстины Кржижановской. О дате его рождения до сих пор ведутся дискуссии – одни историки считают, что будущий композитор родился 1 марта 1810 года, другие же убеждены, что он увидел этот мир несколькими днями ранее – 22 февраля.

Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем, привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям современников она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и любила петь.

С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. Фридерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая мелодию, берущую за душу.

В порыве музыкального вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту, чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор. Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика назвали гением.

В то же время Шопена отдали учиться к выдающемуся чешскому пианисту Войцеху Живному. Мальчик со всей серьезностью приступил к занятиям, хотя совмещал их с учебой в училище. Его успехи были столь велики, что, когда он достиг возраста 12 лет, Живный отказался обучать Фридерика дальше, сказав, что больше ничего не может ему дать.

Слава о Шопене как о замечательном исполнителе уже пошла по Варшаве, неудивительно, что у мальчика появились влиятельные покровители, которые открыли ему дверь в высшее общество. Там он сразу становится своим: современники описывали его как молодого человека исключительно приятной наружности, с отменным чувством юмора и острым на язык, который с первых слов при знакомстве может расположить к себе собеседника. В то время Фридерик много путешествует по Европе, посещает концерты знаменитых музыкантов, что способствует определению его личного музыкального стиля.

Такая насыщенная жизнь не мешает получению образования и согласно биографии Шопена в 1823 году он становится воспитанником Варшавского лицея, а в 1826 – студентом Высшей школы музыки.

По свидетельствам современников, Шопен обладал не только выдающимися музыкальными способностями, ему также прочили большое будущее в театральной карьере. Он мог удивительно точно имитировать жесты, походку, голос и даже интонации разных людей. Он регулярно играл в домашних спектаклях, и чувствовал себя на сцене очень свободно. Часто случалось так, что он выручал своих товарищей по сцене, когда они забывали текст – Фридерик начинал импровизировать, тем самым спасая спектакль от провала.

Помимо этого, Шопен обладал большим даром рисовальщика. Помимо обычных картинок, он рисовал интереснейшие карикатуры, о которых на протяжении всей своей жизни помнили его друзья по лицею. Изобразительным искусством музыкальный гений занимался на ненавистных уроках математики. Самой известной работой композитора является карикатура на ректора лицея С. Линде.

Также известно, что Шопен очень любил танцевать, и всегда с охотой делал это в компании друзей. По воспоминаниям современников, особенно лихо он отплясывал мазур, оберек и «казака». Но часто случалось так, что танцующим не нравился приглашенный пианист, и тогда его место занимал сам Шопен.

С 1829 года начинается период его активных гастролей. Фридерик планировал немного задержаться в Калише, потом отправиться в Берлин, Дрезден, Вену и напоследок проехаться по городам Италии и Франции. В 1830 году он навсегда покидает родную Польшу, и возвратиться на родину ему уже не суждено. Ему ничего не остается, как хранить любовь к своей стране на протяжении всей жизни, и завещать ей свое тоскующее сердце.

О вспыхнувшем в Варшаве восстании Шопен узнал, будучи в Австрии, и тут же принял решение отправиться на родину. Но в письме отец Фридерика настаивал, чтобы он остался за границей, и ему пришлось повиноваться. Известие о падении польской столицы стало для него большим ударом. Под впечатлением от этого страшного события он создал свои лучшие трагические творения – «Революционный этюд», прелюдию d-moll, и финальные прелюдии op.28.

Шопен решает временно обосноваться в Париже, где и дает свой первый фортепианный концерт. Успех приходит к нему сразу же, он становится любимцем публики. На волне обрушившейся на него популярности он приобретает множество поклонников, наслаждался женским вниманием, и заводит дружеские связи с известными композиторами – Ф. Мендельсоном, Г. Берлизом, Ф. Листом и В. Беллини. Дружбу со многими из них он сохранил на всю жизнь.

Фридерик Шопен рано открыл в себе любовь к преподаванию. В отличие от многих своих коллег он отдавал себя всего этому ремеслу, его учениками были многие впоследствии знаменитые музыканты.

Внешне Шопен был очень привлекательным: светловолос, голубоглаз, отличался субтильным телосложением и всю жизнь имел успех среди дам, но десять лет любил ту, которую при первой встрече даже не счел похожей на женщину.

В 1836 г. в салоне Мари д’Агу Шопен знакомится со знаменитой писательницей Жорж Санд. Казалось, судьба посмеялась, столкнув их вместе: бледного больного Фридерика, красивого молодого человека 26 лет с безупречными манерами и горящим взором, и грубую мужеподобную женщину, которую невозможно было представить без сигареты, зажатой в зубах.

В тот момент, когда Жорж Санд и Фридерик Шопен впервые встретились, она была разведенной независимой женщиной с двумя детьми, а он был помолвлен с Марией Водзинской. Возможно, причиной страсти, вспыхнувшей в сердце женщины, стал тот факт, что на момент знакомства Шопен был болен и слаб, а она ко всем своим любовникам испытывала чувства, схожие с материнскими. Так или иначе, Санд обратила внимание на несчастного молодого человека, а его помолвка вскоре оборвалась, так как родители Марии посчитали его недостойным их дочери.

Впервые встретив экстравагантную, одетую в грубый мужской наряд Жорж Санд, Шопен не обратил на нее ровным счетом никакого внимания, лишь спустя несколько дней заметил вскользь: «Что за отвратительная женщина эта Санд? Да и женщина ли она вообще?» Тем не менее, именно в ее объятиях Фридерик нашел утешение, болезненно переживая разрыв отношений с невестой. Санд знала верный и самый короткий путь к сердцу мужчины, она быстро покорила его своими большими выразительными глазами и противоречивой натурой.

Роман, продлившийся почти десять лет, подарил обоим не только боль и разочарование, но и любовь, много искреннего чувства и творческих сил. Он писал свою гениальную музыку, она – книги, они вдохновляли друг друга каждый день, наверное, поэтому об их романе продолжают говорить и по сей день.

Забыть эти неудавшиеся отношения Шопен решает в Лондоне. Именно там он дает свой последний концерт. Британский климат окончательно сломил композитора, в последние месяцы жизни он не мог сочинять и исполнять музыку, а туберкулез и непреходящая депрессия свели его в могилу в возрасте всего 39 лет.

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. Весь музыкальный мир был ошеломлён его смертью. В Париже прошли его торжественные похороны, где известнейшие артисты того времени исполнили Реквием Моцарта. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной.

Всю жизнь Шопен любил свою родину – Польшу, по его собственным словам, где бы он ни находилось, сердце его всегда было дома. Эти слова нашли отражение в его завещании. Он попросил свою сестру Людовику после его смерти передать сердце Родине. Сердце композитора было вмуровано в стену церкви Святого Креста в польской столице, а тело похоронено в Париже. Во время похорон в могилу была высыпана пригоршня земли родной страны, которую Шопен трепетно хранил и возил с собой в бесконечных разъездах.

«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение…» (Н.Ф. Соловьёв)

Использованы материалы с сайта

Интернет-ресурсы

http://fchopin.ru – Фредерик Шопен. Биография, музыка, характеристика произведений.

Ноты произведений Ф. Шопена

Партитуры произведений Ф. Шопена

Ф. Шопен в РуВики  Википедии

Ф. Шопен на авторском сайте Андрея Чубрика

Ф. Шопен на сайте Belcanto

Творчество Ф. Шопена на сайте Детской музыкальной школы им. А. Петрова

Ф. Шопен на сайте «Культура Польши»

Ф. Шопен на сайте «Классическая музыка»

Ф. Шопен  в проекте «Кругосвет»

http://music.e-publish.ru/p334aa1.htmlФ. Шопен: биография, статьи о творчестве 

Биография Ф. Шопена здесь >>   здесь >>    и  здесь >>

Группа в ВКонтакте

http://www.chopin.pl – Сайт, посвященный жизни и творчеству композитора Ф. Шопена (польск., англ.)

Материалы о жизни и творчестве Ф. Шопена

Опять Шопен не ищет выгод…
Б. Пастернак

Шопен, Ф. Письма : в 2–х тт. Т. 1 / Ф. Шопен; сост., вступит. ст., коммент., хронограф Г.С. Кухарский. – 4-е изд. – М. : Музыка, 1989.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, книгохранение)

Бах. Моцарт. Шопен. ШуманВагнер [Текст]: биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – 464 с. : портр. – (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Брошкевич, Е. Образ любви. Повесть о жизни Фредерика Шопена. Письма Шопена [Текст] / Е. Брошкевич. – М.: Правда, 1989. – 541 с. : ил.

Повесть рассказывает о жизни величайшего польского композитора Ф. Шопена; о его молодости, жизни в Варшаве и отъезде за границу, где он вынужден был остаться до конца своих дней. В издание включены письма композитора к родным и близким.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Бэлза, И.Ф. Фридерик Шопен [Текст] / И. Бэлза. – М.: Музыка, 1991. – 141 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Великович, Э. И. Великие музыкальные имена: И.С. Бах, И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен [Текст]: биографии; материалы и документы; рассказы о композиторах / Э. И. Великович. – СПб. : Композитор, 2000;2003. – 192 с. : ил.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; п. Метлино)

Венок Шопену [Текст]: сборник статей / отв. ред. Л.С. Сидельников. – М. : Музыка, 1989. – 279 с. : ил., нот.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Дулемба, В. Шопен [Текст] / В. Дулемба; пер. с польск. В.А. Могильницкий. – Урал LTD, 2001. – 190 с. : ил. – (Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

Книга основана на пространном цитировании переписки самого Шопена, а также воспоминаний его современников, прихотливо чередующихся друг с другом.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Ивашкевич, Я. Шопен [Текст] / Я. Ивашкевич; пер. с польск. А. Ермонский, 1963. – М.: Молодая гвардия. – 304 с. – (Жизнь замечательных людей).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Как исполнять Шопена / сост. А. В. Засимова. – Классика – ХХI, 2009. – 240 с. – (Мастер-класс).

В издании исследователи и признанные исполнители-шопенисты, а также современники великого поляка, его друзья и ученики  отвечают на вопрос «как исполнять Шопена». Издание адресовано не только профессионалам – педагогам, учащимся музыкальных учебных заведений, но также широкому кругу любителей музыки великого польского романтика.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Кремлёв, Ю.А. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества [Текст]: монография / Ю.А. Кремлёв; Гос. НИИ театра, музыки и кинематографии. – М.: Музгиз, 1960. – 704 с. : ил., л. c-портр., нот. – (Классики мировой музыкальной культуры).

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Ладвинская, А.А. 70 знаменитых композиторов. Судьба и творчество [Текст] / А. А. Ладвинская. – Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. – 414 с. : ил. – (Энциклопедии для всех).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Мазель, Л.А. Исследования о Шопене [Текст] / Л.А. Мазель. – М.: Советский композитор, 1971. – 248 с.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Пастернак, Б. Охранная грамота. Шопен [Текст] / Б. Пастернак. – М.: Современник, 1989. – 96 с. 

В издание вошли два произведения. Автобиографическая проза «Охранная грамота» и эссе «Шопен», в котором выражена эстетическая программа всего творчества Пастернака.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», отдел искусств)

Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы: биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).

В книге приводится познавательно-игровой материал, посвященный зарубежным композиторам.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Сардарян, А. Р. Знаменитые истории любви [Текст] / А. Р. Сардарян. – М.: Вече, 2007. – 288 с. – (Истории вечной любви).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

Статьи:

Акулиничев, А. Тонкий человек: Фридерик Шопен и его недуги // Вокруг света. – 2021. – сентябрь.

Аширбекова, И. В. Особенности фортепианной музыки Фредерика Шопена // Символ науки. – 2022. – № 9-2.

Березуцкий, В.И. Четырнадцать врачей Фредерика Шопена: четырнадцать способов рассказать  пациенту о его болезни // Журнал ГрГМУ. – 2021. – № 3.

Булгакова, Л.В. Размышления после II Сибирского международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена: «Прелюдия 2013» в Томске // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 2 (10).

Булгакова, Л.В. Феномен Ф. Шопена в интеграции музыкальных культур // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).

Врона, М. Состояние фонда национального института Фридерика Шопена. Шопеновский центр, как звено, содействующее распространению исторических ценностей в современной реальности / М. Врона; пер. С. Новаковски // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).

Дегтярёва, Е.А. Трагические образы в этюдах Шопена // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 10.

Жеравина, О.А. Международная научная конференция «Шопен в мировой культуре» // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 2 (10).  

Кандаурова, Л. Как слушать Шопена: гл. из книги «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику» // Arzamas – Академия

Кеберлинская, Э. Роль фортепианных этюдов Ф. Шопена в исполнительской и педагогической практике пианистов / Э. Кеберлинская, К. Рамиз // Современные инновации. – 2019. – № 4 (32).

Комов, С. Облик гения: 210 лет со дня рождения Фридерика Шопена // Красная весна. – 2020. – 1 марта.

Композитор, которому жаль: Пять необычных фактов о Фредерике Шопене // ТАСС. – 2020. – 28 февр.

Константинова, Г. Музыка романтизма: какой она была? Фредерик Шопен // Школа жизни

Кривопалова, В.А. Диатонические лады в мазурках Ф. Шопена // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).  

Кудряшов, К. Любовное проклятие Фредерика Шопена. Кто погубил великого пианиста? // АиФ. – 2010. – 24 февр.

Кутонова, Т.Н. В помощь юным исполнителям прелюдий Шопена // Наука, образование и культура. – 2020. – № 9 (53).

Лейхтентритт, Г. Фредерик Шопен / пер. с нем. Л.А. Мазель. – М.: Муз. сектор, 1930. – 90 с. – (Б-ка музыкально-исторических знаний). – Режим доступа

Лешкова, О.О. Международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2011. – № 4.  

Лулу, Д. Потенциальная программность в творчестве Фредерика Шопена // Миссия конфессий. – 2023. – № 68.

Максимов, В.В. Традиции исполнения музыки Ф. Шопена // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).

Малинковская, А.В. Две художественные концепции романтического пианизма: (этюд в творчестве Шопена и Листа) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012. – № 2 (18).

Марков, А.В. «Опять Шопен не ищет выгод»: Об одном русском образе Шопена // Вестник музыкальной науки. – 2020. – № 4.

Меньшенина, Е. История любви: Жорж Санд и Фредерик Шопен // АиФ. – 2014. – 14 февр.

Моторина, О.С. Вокальная лирика Фредерика Шопена // Вестник музыкальной науки. – 2021. –  № 4.

Насу Понятия стиль и стилистика применительно к творчеству Ф. Шопена // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2024. – № 3 (51).

Нейгауз, Г. Шопен. Концерты С. Нейгауза: Воспоминания сына // Музыканты о классической музыке и джазе

Никитина, Г.М. Фридерик Францишек Шопен (1810-1849) // Искусство музыки

О Шопене // Вестник культурологии. – 2011. – № 2.

Пастернак, Б. Нежный гений гармонии: Ф. Шопен // Гармония

Петтын, А. «Где сокровище твое, там и сердце твое»: История сохранения урны с сердцем Фредерика Шопена как национальной святыни Польши // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).  

Смирнова, Н.М. Черты стиля Ф. Шопена: лекция // Эрудит – онлайн

Суздальская, Л.В. История создания и развития Конкурса-Фестиваля польской музыки им. Фридерика Шопена «Прелюдия» // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).

Таштамирова, Л.Ш. Биография Шопена в кинематографическом искусстве // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).

Тырлова, А. Фредерик Шопен и Жорж Санд. Любовь как лекарство / А. Тырлова // АИФ. – 2009. – № 47.

Тянь, Е. Исполнительские и педагогические принципы Ф. Шопена // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 2 (99).

Цзин, Ц. Влияние черт характера Ф. Шопена на музыкальный стиль // Colloquium-journal. – 2022. –  № 3 (126).

Школяренко, С.И. Новаторство Ф. Шопена в области фортепианной фактуры: полижанровость, концертность, камерность // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2014. – № 3 (16).

Видеоиатериалы:

Брыскина, Л.В. Фредерик Шопен. О жизни, творчестве и музыке [Видео]: урок музыки // RuTube

Булычёва, А. Шопен и его Варшава [Видео]: лекция // RuTube

Варгафтик, А. Огюст Франшом. Фредерик Шопен: док. программа из цикла «Партитуры не горят» // ОК – Видео // ВК – Видео // Mail – Видео

Горностаева, В. Мазурки Ф. Шопена [Видео]: лекция-концерт из цикла «Открытый рояль» // RuTube  // Смотрим

Давыдова, И. Шопен [Видео]: баллада о романтизме: концерт-лекция // RuTube

Дозорцева, Ж. Фридерик Шопен [Видео]: лекция из цикла Избранные лекции Жанны Дозорцевой // ВК – Видео

Казанцев, А.Ю. Польский период жизни и творчества Шопена [Видео] // RuTube

Казиник, М.С. Эффект Шопена [Видео]: лекция из цикла «Ad libitum или В свободном полете» // RuTube  // ВК – Видео

Мержанов, В. О Второй сонате Шопена [Видео] // RuTube // ВК – Видео

По следам Шопена [Видео]: док. фильм из цикла «По следам великих композиторов» / Реж. В. Экспозито; пер. А. Заславской // Mail – Видео //  ВК – Видео

Жорж Санд и Фридерик Шопен [Видео]: док. фильм из цикла «Гении и злодеи» / авт. сценария Н. Новицкий; реж. И. Кокорина; «Цивилизация» // ВК – Видео

Жорж Санд и Фредерик Шопен [Видео]: док. программа из цикла «Больше, чем любовь» / Реж. И. Кочламазашвили; авт. сценария А. Эпштейн // ОК – Видео // ВК – Видео // Mail – Видео

Соколов, И. Фредерик Шопен [Видео]: Лекции 49-55 из курса «От Баха до наших дней» [Лекция 49:  Фридерик Шопен. Ноктюрны; Лекция 50: Фридерик Шопен. Прелюдии № 1, 2; Лекция 51: Фридерик Шопен. Прелюдии № 3-14; Лекция 52: Ф. Шопен. Прелюдии № 15-24; Лекция 53: Ф. Шопен. Баллада № 1, Соль минор, Op 23; Лекция 54: Ф. Шопен. Баллады № 2, 3; Лекция 55: Ф. Шопен Баллада № 4] // RuTube

Сторожук, В. Шопен [Видео]: 4 лекции из цикла «Истории по нотам» [Попытка понять; Господин Шопен, варшавянин; Был ли Шопен романтиком?; За пределами звука] / Muzium // ВК

Шамонов, Д. Фридерик Шопен [Видео]: лекция // RuTube

Шишигина, Е. Фредерик Шопен [Аудио; Видео]: док. программа из цикла «Хочу всё знать» / Радио «Маяк» // Смотрим

Фредерик Шопен: жизнь и творчество [Видео]: биографический урок-лекция по музыкальной литературе // RuTube

Фридерик Франсуа Шопен [Видео]: док. фильм / Г. Кухарский, С. Чекин и др.; «Время»; 1980 // ВК – Видео   

Шопен. Лучшее [Аудио] // RuTube 

Методические материалы:

Авилкина, В.В. Тест по творчеству Ф. Шопена, 5 кл. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Александрова, М. Анализ музыкального произведения Ф. Шопен Прелюдия ор.28, №4 // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Анисова, А.С. «Ноктюрны Шопена»: план-конспект урока по музыке, 4 класс // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Антипенко, О.В. Романтические образы в творчестве Шопена: презентация к уроку // Учебный портал

Баркова, И.Н. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада, ноктюрн как музыкальные жанры. Картинная галерея [Текст; Видео]: урок музыки, 6 кл. // Рос. электронная школа

Волкова, Т.В. Шопен и Жорж Санд: Литературно-музыкальная композиция из цикла «Великие мелодии любви»  / Т. В. Волкова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Евграфова, Н.Н. Шопен в русской музыке // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Ерошина, Ю.С. Жизнь и творчество Ф. Шопена: презентация к уроку музыки, 4 кл. // Videouroki.net

Звягинцева, М.В. Ф. Шопен. Жизнь и творчество: презентация к уроку музыки, 6 кл. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Калашник, В.Н. «Гармонии задумчивый поэт»: бинарный урок (музыка+литература) по творчеству Ф. Шопена / В.Н. Калашник, О.В. Протасова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Колмакова, О.В. Фредерик Шопен: Классика для детей // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Колосова, А.В. Не молкнет чуткое сердце Шопена: презентация к уроку музыки в начальной школе // ИнфоУрок

Коновалова, А.Ф. Шопен биография: презентация // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Кошечкина, Е. Жизненный и творческий путь Ф. Шопена: музыкальный кроссворд для уч-ся 5 кл. ДМШ // Рапсодия

Кудельская, Е.В. Ф. Шопен: жизнь и творчество: Конспект и презентация к уроку музыки // Videouroki.net

Кузнецова, И.М. Фредерик Шопен и его творчество: Сценарий концерта // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Майкапар, А. Фридерик Шопен [Текст]: [польский композитор XIX в.] / А. Майкапар // Искусство – Первое сентября. – 2010. – № 22. – С. 8-16.

Махнорилова, Т.Ю. Жизнь и творчество Фридерика Шопена: Итоговое занятие по музыкальной литературе / Т.Ю. Махнорилова, Т.Б. Цихач // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мельникова, Л.Л. «Сердцем – поляк…»: урок о Шопене // Музыкальное просветительство

Молодых, А.В. Инструментальный жанр в творчестве Ф. Шопена: Урок-суд с презентацией // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Никифорова, Н.М. Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена: урок музыки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Нырова, А.В. Фридерик Шопен: презентация для урока // ИнфоУрок

Пономарева, М.С. Фридерик Шопен: презентация к уроку музыки, 7 кл. // Мультиурок

Проценко, Л.Н. Шопен и его эстетические принципы педагогического мастерства: методическая разработка // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Романенко, Н.Н. «Образы борьбы и свободы в произведениях романтиков» [Ф. Шопен и Э. Делакруа]: Интегрированный урок МХК // Концепт. – 2012. – № 4.

Рунова, М.А. Фредерик Шопен // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Савина, А.А. Ф. Шопен: план-конспект урока по музыке // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Скрипка, Н.В. Фредерик Шопен – великий польский композитор // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Смокотина, Е.В. Шопен – композитор-романтик // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Сосновская, Ю.А. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»: урок музыки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Сурикова, Е.В. Фредерик Шопен – величайший мелодист мира: урок музыки, 6 кл. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Теряева, Е.А. Шопен: открытый урок музыки, 6 кл. // ИнфоУрок

Толмачёва, Л.Г. Творчество композиторов-романтиков. Фредерик Шопен: урок музыки, 7 кл. // Современный урок

Челнокова, В.Н. Великий гений гармонии: Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Ф. Шопена // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Чибирова, Д.Л. «Шопен – поэт рояля»: презентация к уроку, 5 кл. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Шарова, Е.Ю. Фортепианная школа Ф. Шопена: статья по музыке // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Шишкова-Новикова, А. В. Вопросы музыкально-исполнительского стиля Ф. Шопена в репертуаре учащихся фортепианного отделения ДМШ // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Фредерик Шопен. Повороты судьбы…: К уроку музыки // Музыкальная фантазия

Фридерик Шопен: Детям о композиторах // Videouroki.net

Память. Памятные места

Музыкальные конкурсы имени Ф. Шопена

Международный конкурс пианистов имени Шопена (Варшава)
Проходит с 1927 года каждые пять лет.
Международный конкурс юных пианистов имени Шопена (Москва)
Проходит с 1991 года каждые четыре года.
Международный юношеский конкурс им. Ф.Шопена (Санкт-Петербург)
Проходит каждые четыре года.
Международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена (Петрозаводск, Карелия) 

С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена. В 1934 г. организован Институт Шопена (с 1950 г. – Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в Чехословакии, Германии, Австрии, России, до 2-й мировой войны 1939 – 45 гг. существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 г. – основана Международная федерация обществ Шопена.

Именем Шопена названо несколько объектов – аэропорт и университет в Варшаве, Иркутский музыкальный колледж, а также кратер на Меркурии.

Великому Шопену от благодарного человечества // АртМир

Памятники Фридерику Шопену // ЖЖ

Шопен: Памятные места

Музей Ф. Шопена в Желязова-Воля (Мазовецкое воеводство, Польша)

Музей открыт для посетителей в 1939 году в усадьбе, где родился будущий композитор, в сохранившемся восточном флигеле. Во время Второй Мировой войны в усадебном доме размещались немецкие солдаты, а в конце войны был госпиталь. После войны музей восстановили и вновь открыли в 1948 году.

Мемориальных вещей в музее нет, но создатели приложили огромные усилия, чтобы передать дух того времени и создать место памяти композитора.

В парке вокруг поместья высажено больше 500 видов растений, привезенных из разных уголков Польши.

Фото с сайта

В парке усадьбы установлены памятник композитору, бюст, и обелиск (1894, архитектор Б. Жоховский), который  установлен по инициативе русского композитора М. Балакирева.

На специальной открытой площадке музея каждые выходные с ранней весны до поздней осени устраиваются Шопеновские концерты, где звучат произведения великого композитора в исполнении лучших музыкантов Польши и зарубежья.

Подробнее здесь >>   здесь >>

Фотоэкскурсия здесь >>

Памятник Ф. Шопену в Желязова-Воля (Мазовецкое воеводство, Польша)
(1969, скульптор Ю. Гославский)

Установлен в парке возле дома, в котором родился Фридерик Шопен. Был создан в 1955 году, однако открытие состоялось 13 июля 1969 года к 120-летию со дня смерти композитора.

Фото с сайта

Музей Ф. Шопена в Варшаве (Польша)
https://muzeum.nifc.pl/pl

Музей расположен во дворце Острожских, который был построен в 17 веке, во время фашистской оккупации был разрушен и полностью восстановлен лишь в 1949-1954 годах.

Здесь находится самая полная и разнообразная коллекция писем, рукописей и личных вещей композитора.

Еще в 30-е годы в Варшаве существовало общество Фредерика Шопена, в которое входили польские музыканты, деятели культуры и даже политики. Эта группа энтузиастов поставила своей целью собрать коллекцию наследия великого композитора, для чего выкупила несколько рукописей у его родственников.

Из общества постепенно вырос Институт Шопена, который работал вплоть до начала войны, а с освобождением Польши в 1945 году возобновил свою деятельность. Собранная им коллекция и стала основой для создания музея, который официально открылся в 1954 году.

Булычёва, А. Шопен и его Варшава [Видео]: лекция // RuTube

Музей Фредерика Шопена [Видео] // RuTube

Памятник на колонне в церкви Святого Креста в Варшаве, внутри которого (внизу) сердце Шопена

Всю жизнь Шопен любил свою родину – Польшу, по его собственным словам, где бы он ни находилось, сердце его всегда было дома. Эти слова нашли отражение в его завещании.

Согласно его воле, сердце Шопена привезли из Парижа в Варшаву, в костёл Святого Креста, и оно бережно хранилось там долгое время. Когда фашисты оккупировали Польшу, драгоценный сосуд, хранивший эту реликвию, тайно вынесли из костёла и спрятали. После освобождения Польши сердце композитора было возвращено обратно в костёл и замуровано в одной из колонн, где бережно хранится и сегодня.

Фото с сайта

Стоит в Варшаве церковь. Там стена
Скрывает человечества святыню –
Шопена сердце. Тишина полна
Биеньем сердца этого доныне.
М. Рыльский

Петтын, А. «Где сокровище твое, там и сердце твое»: История сохранения урны с сердцем Фредерика Шопена как национальной святыни Польши // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12).

Памятник Ф. Шопену в Варшаве
(1926, скульптор В. Шимановский)

Установлен в парке Лазенки.

Вацлав Шимановский выиграл в 1908 году конкурс, и памятник должен был быть установлен в 1910 году в сотую годовщину рождения пианиста. Так как проект вызвал много споров, и работа по его реализации была прервана началом Первой мировой войны, то памятник был закончен и отлит по частям во Франции, где находилась гипсовая модель. Части, после перевозки в Польшу, были собраны в варшавских Лазенках. Открытие состоялось в ноябре 1926 года.

В период гитлеровской оккупации музыку Шопена запретили, 31 мая 1940 года памятник взорвали, его куски переплавили на пули. Вот тогда-то на опустевшем постаменте и появилась надпись: «Кто меня снял, не знаю, но зато знаю почему; чтобы я не сыграл ему похоронный марш». Памятник был воссоздан и вторично открыт в 1958 году.

Летом здесь еженедельно проходят шопеновские концерты.

Подробнее здесь >>   здесь >>

Копия памятника установлена в г. Хамамацу (Хонсю, Япония).

Фото с сайта

О творчестве Фредерика Шопена рассказывают 15 музыкальных скамеек, разбросанных по историческим местам Варшавы. Каждая из лавочек подробно описывает, как проводил свое время композитор конкретно в этом месте, то ли пил утренний кофе, то ли писал очередной шедевр, либо играл на публике свои произведения. Послушать наиболее примечательные вещи творца может каждый после нажатия соответствующей кнопки на скамейке.

Имя Фридерика Шопена также носит Варшавский международный аэропорт.

Памятник Ф. Шопену в Вроцлаве (Польша)
(2004, скульптор Я. Куча)

Установлен в Южном Парке.

Фото с сайта

В Польше памятники Ф. Шопену установлены также в Кракове (памятник и  бюст), Гливице, Жыхлине, Душники-Здруй, Познани, Санниках, Сопоте (1998, скульптор А. Залевский), Сохачеве, Устке, Шафарне  и др.

Мемориальные доски есть в Варшаве (многочисленные), в Антонине (в память о посещения дворца Радзивиллов), в Торуне (в память о посещении страны в 1825 году), в Калише (в память о посещения в годы 1826-1830), в Вроцлаве (в честь концерта в 1830 году), в Познани и др.

Могила Ф. Шопена (Париж, Франция)
(скульптор О. Клезингер)

Фридерик Шопен по его желанию похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. В его могилу высыпали горсть привезенной с родины земли, которую он бережно хранил все время пребывания на чужбине.

На могиле Шопена стоит памятник, изваянный зятем Жорж Санд – мужем ее дочери Соланж, изображающий музу музыки Эвтерпу, плачущую над сломанной лирой.

Урна с сердцем великого композитора по его завещанию была привезена в Варшаву и замурована в боковом нефе костела Св. Креста.

Фото с сайта

Памятник Ф. Шопену в Париже
(1906, скульптор Ж. Фроман-Мерис)

Установлен в Парке Монсо.

Фото с сайта

Ещё один памятник установлен в Люксембургском саду (1999, скульптор Б. Сыревич).

В Европе памятники Шопену также установлены в Мюнхене (Германия), Белграде (Сербия), Кюлемборге (Нидерланды), Тиране (Албания) и др.

Мемориальные доски композитору установлены в Праге (Чехия), Дрездене (Германия), Вене (Австрия), Лиссабоне (Португалия) и др.

Памятник Ф. Шопену в Манчестере (Великобритания)
(2011, скульптор Р. Собочинский)

Фото с сайта

В память композитора также установлены памятник и «голубые доски» в Лондоне, мемориальные доски в Эдинбурге и Глазго (Шотландия).

Памятник Ф. Шопену в Гёдёллё (Венгрия)

Установлен перед музыкальной школой имени Фредерика Шопена.

 Фото с сайта

Также в Будапеште установлена мемориальная доска.

Музей Ф. Шопена и Жорж Санд в Картезианском монастыре Вальдемоссы (Майорка, Испания)

Кельи средневекового монастыря с начала 19 века сдавались туристам.

Шопен приехал на Майорку в компании Жорж Санд и её детей в поисках целительного климата для лечения туберкулёза. Однако зима выдалась суровой и дождливой, поэтому им пришлось уехать, так как здоровью Шопена Майорка не помогла.

Келья № 4 стала музеем благодаря активной деятельности внучки Жорж Санд, собравшей коллекцию материалов о жизни и творчестве писательницы. В 1969 году экспозицию дополнили материалами о Фридерике Шопене, сейчас это одна из самых полных коллекций, иллюстрирующих его жизнь и творчество.

Подробнее  здесь >>

Фото с сайта

В монастыре установлен памятник. В честь композитора, создавшего здесь несколько своих произведений (цикл из 24 прелюдий), в Вальдемоссе ежегодно проводится музыкальный фестиваль. В 2010 году композитор стал почётным гражданином Майорки.

В Барселоне ему установлена мемориальная доска.

Памятник Ф. Шопену в Шанхае (Китай)
(2007, скульптор Лу Пинь)

Установлен в одном из престижных городских парков Чжуншань в самом центре Шанхая.

Лицо композитора окружено фортепианными клавишами, выполненными в стиле абстракционизма. Это самый высокий в мире памятник Фредерику Шопену его высота 6 м, с постаментом – 7.

В парке также имеется аллея имени Шопена, построен музей, посвящённый жизни и творчеству польского композитора.

Фото с сайта

Бюст Ф. Шопена в Калининграде (Россия)
(2010, скульптор А. Роман)

Установлен в сквере имени композитора (на пересечении ул. Коммунальной и Степана Разина) к 200-летию со дня его рождения по инициативе Польши.

Фото с сайта

Бюст Ф. Шопена в Калининграде (Россия)
(скульптор Е. Белашова)

Установлен в Парке скульптур на острове Канта.

Фото с сайта

Бюст Ф. Шопена в Москве (Россия)
(скульптор А. Тенета)

Установлен в парке скульптур Музион.

Фото с сайта

Памятник Ф. Шопену и Ж. Санд в Сингапуре
(2008, скульптор К. Бадына)

Установлен на берегу озера Симфония в Сингапурском ботаническом саду.

Фото и подробнее здесь >>

Фото с сайта

Памятник Ф. Шопену в Буффало (Нью-Йорк, США)
(1925, автор Дж. Мазур)

Установлен в южной части Симфонического круга перед концертным залом «Кляйнханс».

Фото с сайта

Памятник Ф. Шопену в Кливленде (Огайо, США)

Установлен в Польском культурном саду.

Фото с сайта

Также памятники Ф. Шопену есть в Гаване (Куба; автор А. Мияк), Рио-де-Жанейро (Бразилия; 1944, скульптор А. Замойский) и других городах Южной Америки.

Оцените статью
libozersk.ru