Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

А.С. Волков

«Я ИХ ВСЕХ ЛЮБЛЮ…»

Александр Сергеевич Волков – один из тех людей, которых можно назвать самыми уважаемыми, почитаемыми и любимыми в Озёрске. Педагог от Бога, он проработал 24 года заведующим городским отделом образования, и уже 17 лет директор коррекционной школы № 37. Почётный гражданин города, заслуженный учитель России, А.С. Волков интересен как личность, как человек, переживший со своей страной её взлёты и падения...

Александр Сергеевич о себе:

– Родился во Владимирской области, в городке Меленки. Но жил там недолго, так как наша семья переехала в Москву. Мои родные до сих пор живут в столице: три брата – Альберт, Юрий, Владимир – и отец, которому недавно исполнилось 96 лет.

В своё время мой отец, Сергей Александрович Волков, был крупным партийным руководителем, он от рядового комсомольца «дорос» до инспектора ЦК, избирался депутатом Верховного совета Азербайджана. Мои братья – очень достойные и интересные люди. Юрий стал доктором наук, он специалист по бетону. Он часто выезжает в составе правительственных комиссий в районы, пострадавшие от землетрясений, и объездил уже стран шестьдесят.

Владимир закончил МАИ и сейчас крупный специалист по авиационным моторам, работал в Ливии, а Альберт – специалист по фарфору, 6 лет жил в Чехословакии.

Я же стал педагогом совершенно случайно. Сначала учился в МГУ, но после второго курса бросил – женился. Надо было семью кормить, вот и пошёл работать. Но потом понял, что без образования нельзя, и поступил в педагогический институт имени Ленина, потому что там меня взяли сразу на второй курс, и мне оставалось учиться всего два года, и ещё там училась моя жена, Ольга Николаевна. Весь педагогический путь мы прошли с ней вместе.

Что из меня вышло, не мне судить. Но говорят, что вроде бы я прирожденный педагог... Я просто очень люблю свою работу и с удовольствием отдал ей всю свою жизнь. А дети – это моя слабость, я их всех очень люблю: и хулиганов, и отличников!

О работе:

– В Озёрск приехал в 1953 году и сразу приступил к работе. Работал во всех школах города: и в обычных, и в школах рабочей молодёжи, и в солдатских, и в школах заключённых. Правда, чисто педагогической работы у меня всего два года. У нас не хватает мужчин-учителей, поэтому, если мужчина всё-таки появляется в школе, его быстро выдвигают на руководящую должность. Так и меня почти сразу назначили завучем школы № 23, через год – её директором, а ещё через пять лет я стал заведующим гороно, где и отработал 24 года. Я участвовал в решении всех вопросов, связанных с образованием, со строительством многих школ в городе. Но постепенно подошли пенсионные годы, и я решил уйти с этой должности и стал директором коррекционной школы № 37.

Это очень специфическая школа и специфическая должность. С ущербными детьми работать намного сложнее и ответственнее: ведь мы, работники этой школы, должны сделать всё, чтобы наш выпускник стал полноценным членом общества. И меня очень обижает, когда несведущие люди называют нас «школой дураков». Это в корне неверно! Наша школа даёт возможность больному ребёнку почувствовать себя нормальным, найти свою нишу в жизни.

И я очень горжусь тем, что когда-то, будучи заведующим гороно, принимал активное участие в формировании школ, в том числе и для детей, нуждающихся в коррекции!

Я считаю, что работа педагога должна быть приравнена к труду шахтёра. Только если у шахтёра большие физические нагрузки, то у педагога – психологические. И получать педагоги должны столько же, сколько и шахтёры, но на самом деле у них зарплата в 5 раз меньше... Вот поэтому нам сейчас и не хватает хороших учителей вообще и учителей-мужчин в частности. Кто захочет идти работать педагогом, если за свой труд он будет получать копейки!

О своей семье:

– Моя жена – Ольга Николаевна, настоящая красавица! Мы с ней вместе уже 53 года.

Познакомились мы в 9 классе, в городе Уфе, а поженились на втором курсе института. У нас трое детей – две девочки и один мальчик. Сейчас они взрослые люди и все педагоги. Татьяна, моя старшая дочь, – логопед. Елена – преподаватель музыки, а Сергей – директор профтехучилища, которое находится в колонии.

Так что у нас педагогическая семья!

Секрет нашего семейного счастья? Наверно, в понимании друг друга, в доверии, но это не значит, что у нас совсем нет ссор и недоразумений. Просто наша любовь и желание сохранить семью выше всего этого. А полного взаимопонимания между людьми, по-моему, и не бывает, ведь люди слишком разные...

Об увлечениях:

– Я очень люблю готовить. Могу и тесто замесить, и борщ приготовить, и любые мясные блюда. Мало того, я нахожу в приготовлении еды какой-то отдых.

Люблю читать, правда, в последнее время некогда. Предпочитаю классику: Чехова, Шукшина, особенно его «Беседы при ясной луне», из приключенческой литературы – произведения Александра Дюма. А вот детективы меня никогда не интересовали.

Музыкальные пристрастия тоже довольно разнообразны. Мы с женой – большие поклонники оперы. Когда бываем в больших городах, обязательно посещаем оперный театр. Мы уже прослушали практически все оперы. Также я люблю и балет. Но, тем не менее, и от гармошки не откажусь!

В нашем городе мы часто посещаем театр, концерты в ДК «Маяк». У нас много замечательных артистов, слушать которых – удовольствие.

О своих друзьях:

– За время своей учёбы я сменил более 10 школ. Заканчивал десятый класс я в городе Уфа.

Класс наш был уникальный! Нас было 26 мальчишек, так как класс был с углубленным изучением военного дела. Сейчас осталось уже намного меньше. Среди «наших»: два академика, четыре доктора наук, шесть кандидатов наук... Да и остальные очень интересные люди. Например, Кузнецов Володя принимал участие в создании первого атомохода «Ленин», Миша Василишин был очень крупным руководителем работ у Туполева, знаменитого авиаконструктора.

Мы регулярно встречаемся. Последний раз мы собирались в 1996 году, когда нашему выпуску исполнилось 50 лет.

У меня были отличные друзья и в МГУ – Никонов Анатолий, который стал впоследствии главным редактором журнала «Вокруг света», Женя Бородин – зам. главного редактора газеты «Известия», Володя Попов – зам. министра культуры СССР.

Наша компания была очень дружной и интересной, но и по приезду в Озёрск я смог найти хороших друзей, с которыми мы вместе уже почти 40 лет. Все они заводчане: Бородин Вадим Алексеевич, – бывший главный приборист комбината, Матвеенко Владимир Платонович, – заместитель главного инженера 156 завода, Наумов Иван Трофимович. Все праздники, дни рождения мы проводим в этой компании – эта моя вторая семья.

О политических взглядах:

– Я был убеждённым сторонником коммунизма, более того, обожал и поклонялся Сталину. Но до тех пор, пока не начались разоблачения.

Правда, и сейчас я отношусь к идеологии коммунизма с симпатией, трезво оцениваю все плюсы и минусы.

Было много хорошего, например, комсомол. Это была прекрасная организация! Возможно, несколько идеологизированная, но она объединяла молодёжь на полезные дела, физическую работу: сажать деревья, прибирать улицы, помогать пожилым. Разве плохо было, что на собраниях мы стыдили тунеядцев и хулиганов, что с детства приручали к труду и ответственности? А сколько прекрасных организаторов вышло из комсомола!? Ведь руководить людьми – очень сложная работа, этому учиться нужно.

Я согласен, что методы, которыми пользовались коммунисты, были ужасны. Но из-за этого не стоит поливать грязью все 70 лет истории СССР. Пройдя какой-либо путь, мы должны извлечь из него только хорошее и, оставив плохое позади, идти дальше...

О прошлом и настоящем:

– В советские времена было больше радости в жизни, мы радовались всем успехам и достижениям страны. К тому же люди были уверены в завтрашнем дне, чувствовалась перспектива. Когда я выходил на пенсию, её сумма составляла 132 рубля. Вроде бы немного, но я мог не только прилично жить на них, но и откладывать. А сейчас... Мне приходится работать, чтобы нормально жить, ведь моя пенсия всего 850 рублей. Как можно жить на пенсию, которая ниже прожиточного минимума?...

О молодежи:

– Я бы не делил молодёжь на вчерашнюю и современную... Это времена разные. Сейчас каждый работает сам на себя. Среди современной молодёжи много достойных людей, которые стремятся к знаниям, к самосовершенствованию. В последние два года это особенно чувствуется. Ребята пошли в институты, университеты, потому что поняли: чтобы жить в обществе единоличников, нужно рассчитывать лишь на себя и без знаний не обойтись.

Молодое поколение в большинстве своём несколько пренебрежительно относится к старшему. Они привыкли отрицать всё то, что было дорого для их дедов: коммунизм, огромное значение победы в Великой Отечественной войне. Старшее поколение это сильно обижает.

О наркомании:

– По-моему, эта проблема пришла к нам из-за привычки молодых кому-либо подражать. Ведь иностранные фильмы, телевидение пропагандируют секс, алкоголь и наркотики. Поэтому, прежде всего, нужно сделать так, чтобы перед глазами детей были достойные подражания примеры. Также необходимо направить их энергию в полезное русло с помощью различных организаций, кружков. Но это должно идти, прежде всего, от семьи. Родители обязаны понимать своего ребёнка.

О будущем:

– Я оптимист. Уверен, что с нашим народом можно горы своротить, дайте ему лишь хороших руководителей! Ведь во время войны мы чудеса делали: например, за три месяца перевозили завод и устанавливали его на новом месте – это же подвиг. России всегда на руководителей не везло, а без них мы не привыкли работать.

Я давно уже не депутат, хотя я избирался 12 раз в городской Совет и был членом пленума горкома партии, но и сейчас стараюсь участвовать в жизни города: выступаю в печати, активно поддерживаю С.Г. Чернышёва.

О своих планах на будущее:

– О, их очень много! Но главная моя мечта – создать на базе школы № 37 реабилитационный центр для детей, нуждающихся в коррекции, где бы они наблюдались не до 15 лет, как сейчас, а как минимум до 18 (в идеале до 22 лет). Ведь после окончания нашей школы они ещё не самостоятельны, им требуется постоянный контроль. Да и в условиях нашего рынка им очень трудно найти работу. А если бы мы создали при школе артель, в которой выпускники смогли бы работать под наблюдением воспитателей и медиков, то мы смогли бы решить эти проблемы.

Ну, а если о личном, то мне бы хотелось закончить работу и не жить в бедности.

Об Александре Сергеевиче Волкове.

Чернецкая Татьяна Павловна, врач-психиатр 1 категории:

– Я безумно горжусь, что работаю с Александром Сергеевичем! Меня в нём поражает умение видеть всё в перспективе, заранее предвидеть проблемы. Когда он пришёл в нашу школу, то совершенно не знал дефектологии, так как это особая наука. Не прошло и полугода, как он будто три университета по дефектологии закончил, на удивление чётко стал понимать психологию и проблемы этих детей. Я думаю, он просто искренне и по-настоящему их любит.

Он сразу понял, что с ними нужно работать с рождения, и по его инициативе был создан комбинат 23. Также он уже очень давно борется за то, чтобы дети оставались в школе как можно дольше, за создание при школе рабочих артелей.

В стране уже вовсю создаются такие центры. Обидно, что Александр Сергеевич первый стал об этом говорить, но у нас ещё мало сделано.

Ещё он был инициатором создания в нашем городе детского дома, приюта для детей, школы для детей с ЗПР, «телефона доверия»...

А сколько Александр Сергеевич сделал для нашей школы! Добился открытия физкабинета, стоматологического, массажного кабинетов, задумал сауну для оздоровления детей. Он доказал необходимость существования мастерских и спортзала для этих детей. Трудотерапия в школе – тоже его идея, он создал теплицу и огород, организует поездки детей на работу в совхозы...

Сразу после его прихода заасфальтировали площадку вокруг школы, снесли старый глухой забор. Александр Сергеевич настоял на том, что прятать нам нечего, и не только новый прозрачный забор поставил, но оставил открытыми калитки, чтобы люди свободно заходили на территорию школы. У него и характер такой – он открытый человек и рад всем. Любит смех, шутки.

Александр Сергеевич не останавливается ни перед чем, ломает старые стереотипы. Из него идеи сыплются, как из рога изобилия, и он всегда переживает, когда не может их осуществить.

Александр Сергеевич заботится и о работниках, создаёт для них лучшие условия труда. Он отличный руководитель, и у него настоящий талант общения с людьми. Он никогда не давит, не унижает, а наоборот, всегда приободрит, поможет. Под его руководством хочется работать.

Еремеева Наталья Петровна, учитель школы № 37:

– Гениальный руководитель! Его можно сравнить только с великим актёром Олегом Табаковым. Он мудрый человек, прекрасный политик, с ним работается интересно, легко и ответственно. Я с ним работаю уже 30 лет и считаю, что лучше директора я за всю свою жизнь не встречала.

Элла Юрьевна Осия, учитель школы № 37:

– Он очень хороший человек. Его теплота, доброта и внимание к людям всегда чувствуются. Даже, когда приходишь в школу без настроения (мало ли что случилось дома), он обязательно успокоит, приободрит... и сразу появляется желание работать.

Лидия Ивановна Резникова, учитель школы № 37:

– Александр Сергеевич был первым представителем незнакомой мне тогда «сороковки». Он-то и «завёз» меня, тогда молодую учительницу, в город. Любовалась тогда и по-хорошему завидую теперь его энергии, жизнелюбию, удивительной доброжелательности.

Лев Иванович Ширшев, преподаватель столярного и плотницкого дела:

– С Александром Сергеевичем я работаю уже более 40 лет. Всё, что я могу сказать о нём, – он самый замечательный человек в нашем городе!


Источник: Волков, А.С. «Я их всех люблю…»: Рассказывает почётный гражданин города, заслуженный учитель России А.С. Волков / А.С. Волков; Беседовала Е. Курленко // Пульс Озёрска. – 2000. – 3 ноября. – С. 3.