"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Политика. Право. Военное дело

вернуться назад

В. Устюжанин,
политолог

ПОД КРЫШЕЙ ДОМА ОДНОГО

Я интересуюсь будущим потому,
что собираюсь провести там всю остальную жизнь.

Чарльз Ф. Кеттеринг (изобретатель стартера).


      Предлагаемые вниманию читателей выводы были сделаны после посещения ряда сессии Собрания Озерского городского округа, заседании профильных комитетов, бесед с депутатами, муниципальными чиновниками и просто горожанами, ведущими активный общественно-политический образ жизни, а также после знакомства с материалами местных и областных СМИ.

      ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

      В марте 2005 года в Озерском городском округе (ОГО) состоялись выборы главы округа и депутатов Собрания.

      С перевесом в 360 голосов (менее 1 процента) на должность главы администрации был избран С.Г. Чернышев, занимавший этот пост в 1996-2000 годах. В июне прошли довыборы в Собрание ОГО по четырем округам. Состав Собрания обновился более чем наполовину. В результате в нем (на тот момент) образовался блок под руководством В.В. Борцова и А.С. Веретенникова в количестве 13 человек: И. Шмелев, С. Акужинов, И. Лисин, В. Парменов, К. Дубинин, С. Митина, Ю. Сазонов, В. Усова, С. Веретенников, В. Черников, А. Машаров. У меня мало оснований утверждать, что всё они шли на выборы под руководством и на деньги хозяев ООО "Азимут" и сейчас их отрабатывают, но доказать обратное еще сложнее. Остальные не вошедшие в блок 12 депутатов представляли свои предприятия, профессиональные сословия и в какой-то степени - самих себя. Совсем недавно в Собрании ОГО была зарегистрирована партийная группа "Единой России" в составе В. Сылько, А. Алтынбаева, Т. Фуражева, А. Овчаренко, Л. Пятина.

      Таким образом, под одной крышей предстояло ужиться и плодотворно работать на благо горожан двум избранным ветвям власти.

      Вся избирательная кампания шла под знаком противостояния блока "руководства ПО "Маяк" всем остальным. Исходя из этого, основной политической целью вновь избранных органов власти должно было бы стать стремление доказать избирателям порочность и неэффективность руководства городом прошлым "директорским" составом городского Совета и администрации.

      Сразу после выборов, в марте 2005 года, С.Г. Чернышевым был проведен ряд встреч почти со всеми избранными депутатами Собрания ОГО с целью выстроить будущие взаимоотношения с новым органом представительной власти.

      Последовавшие после вручения удостоверений депутатов, действия лидеров победившего блока ясно показали, что у них есть собственный и уже давно выношенный план работы Собрания ОГО. Бурные и длительные выборы председателя Собрания и его заместителя подтвердили это.

      ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАННОСТЯХ

      Одно из существенных различий между исполнительной и представительной ветвями власти - это разный уровень ответственности. Глава, его заместители, руководители отделов и управлений несут совершенно конкретную ответственность - в некоторых случаях и уголовную, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а по Уставу округа подотчетны Собранию ОГО. Депутатский корпус подотчетен только своим избирателям и ответственность несет больше моральную, к тому же - коллективную. Как известно, там, где у нас за что-то отвечает несколько человек, виноватых никогда не найти. Попробуйте спросить сейчас за упущенные возможности с депутатов прошлых созывов!..

      Но наиболее серьезную ответственность несет генеральный директор ПО "Маяк". Он отвечает не только за выполнение госзаказа и других производственных планов, не только за безопасность на предприятии и во всем округе, но и за успешную финансовую политику комбината. От слаженности работы его команды прямо или косвенно зависит благополучие всех горожан. А отчитывается он и перед областным руководством, и перед руководством федерального агентства, и еще перед бог весть каким числом проверяющих и контролирующих. Важность этой должности подтверждается и вниманием областных и центральных СМИ к судебному преследованию В.И. Садовникова. В серьезные юридические последствия этого дела, никто, по-моему, и не верил, но бумаги исписали много. Вспомним, что в это же время отношения с законом в области выясняли многие известные лица. Им внимания досталось поменьше.

      В основные и не самые приятные обязанности ответственных лиц входит необходимость делать первый шаг навстречу оппонентам для налаживания конструктивных отношений с ними. Лица, облеченные властью, обязаны в своей деятельности быть выше личных обид, профессиональной неприязни и прочих человеческих слабостей.

      Чем выше служебное или общественное положение у человека, тем больше у него обязанностей перед обществом.

      О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

      Шаблонный тезис в том, что город является социумом, в котором должны взаимодействовать все ветви власти, муниципальные работники, предприниматели всех форм собственности, общественные организации, СМИ и так далее, в общем-то никем и не оспаривается. Но в реальности это взаимо-действие проявляется чаще в случаях обострения общественно-политической ситуации. Конечно, от-радно, что в городе не гремят взрывы и выстрелы, подъезды не завалены анонимными листовками, а отцы города не обливают друг друга грязью с телеэкранов, но чувство каких-то упущенных возможностей все же остается.

      Открытого противостояния между градообразующими предприятиями НПРО "Урал" и ПО "Маяк", с одной стороны, и городских властей - с другой не наблюдается, но в рабочем порядке по отдельным вопросам (скажем, о возврате денег "ЮУС" за перенос ДОКа) существуют разногласия. Информированность населения по этим вопросам слабая. В основном из-за того, что вопрос цивилизованно решается в арбитражных судах, а это, как правило, долго и неинтересно для обывателя. Другой разговор, когда дело доходит до драки, как в случае с ПТО "Видеоканал". Мало кто вникал в суть этого некрасивого для обеих сторон дела, но зато все в курсе. Мое мнение об этом конфликте таково: дело представляется как спорный вопрос об имуществе между муниципалитетом и частной компанией, в реальности же просматривается конфликт между двумя упрямыми и несговорчивыми руководителями. Самое печальное, что в конфликт втягиваются жители города, особенно пенсионеры, и так ежедневно получающие массу отрицательных эмоций.

      Практика показывает: отстоять свою правоту можно только совместными усилиями всех ветвей власти и руководства градообразующих предприятий.

      Следовательно, любое противостояние ведет лишь к продолжению застойных явлений в развитии нашего города.

      Общественные организации просыпаются у нас в основном к выборам. Точнее, их будят потенциальные кандидаты. Поэтому активность одних в "мирное время" воспринимается другими с настороженностью: "А что это они там зашевелились? Может, и нам пора?" Пора, пора - всегда пора.

      Чем активнее рядовые избиратели интересуются жизнью города, тем меньше глупостей наделают администрация и депутаты. Надо все время помнить: это мы их избирали и мы за них в ответе.

      Отсюда три вывода. Первый: если общественная организация сама не шевелится, то ее, в конце концов, забывают. Второй: и администрация, и депутаты охотно идут на взаимодействие с общественностью. Третий: жизнеспособны, как правило, те организации, которые были созданы самими горожанами.

      К сожалению, многие представители общественности, при всем моем уважении к их активности, считают, что их проблемы самые важные, а понимание ситуации в городе - самое объективное. Постоянно слышатся упреки, что администрация или депутаты действуют в интересах чиновников (коммерсантов, частных предпринимателей, начальников всех мастей, бандитов и так далее нужное дописать). Как будто чистые улицы, ровные дороги, правопорядок в городе, эффективная медицина нужны только "простым людям". Кто они такие, эти "простые люди"? Те, кто в силу своих скромных способностей, лени или обстоятельств не достиг того, о чем мечтал в молодости? И что, теперь у них больше прав?

      Удручает также болезненное самомнение некоторых горожан старшего поколения о своей исключительности в истории всего человечества. Фраза: "Я в городе с 1947 года!" - вызывает уже неприятие. Что, приехавший 10 лет назад в город 80-летний сельский ветеран имеет меньше прав в городе? Менее уважаем? Или ему болеть и умирать от онкологических или сердечно-сосудистых заболеваний легче, чем от лучевой болезни?

      Страдает наша общественность и провинциальным синдромом неприятия "чужаков", забывая при этом, что сотни озерчан успешно работают в Челябинске, Екатеринбурге, Москве, да и за рубежами России - и никто на них не косится. В крупных городах менталитет у населения уже другой.

      Интересным представляется отношение областных, да и московских властей к Озерску и озерчанам. Если диалог идет у нас в городе или с представителями СМИ Озерска - вроде полная доброжелательность и понимание. Но стоит, какому-нибудь обиженному на "шоколадников" кыштымцу или аргаяшцу задать у себя вопрос: "А почему у них лучше?" - в ответах областных чиновников угадывается некая неприязнь к нам. Для них мы - провинциальный городок с проблемным предприятием и непомерными амбициями горожан.

      Пора и нам привыкать, что мы живем не только в Озерске, но и в Челябинской области, а также и в России.

      ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ

      Любая власть в нашем городе, избранная или назначенная, обречена в первую очередь на выполнение рутинных обязанностей, которые определяются объективными условиями существования нашего города. Изменить эти условия нельзя, поэтому многие действия естественны, очевидны и объяснимы.

      Основные условия, о которых идет речь:

            1. Климат, в котором мы живем.
            2. Федеральное и областное законодательство.
            3. Функционирование на территории города градообразующего предприятия со специфической технологией, условиями режима и историей.
            4. Наличие на территории округа и рядом загрязненных территорий, за которые ПО "Маяк" несет ответственность.
            5. Специфический состав населения города. Старшее поколение почти поголовно приехало извне. На сегодняшний день в городе велико количество людей пенсионного и неработоспособного воз-раста, привыкших жить лучше, чем соседи по области.
            6. Негативное отношение к озерчанам этих самых соседей по области.
            7. Провинциальность Озерска по отношению даже к Челябинску.

      Априори любая исполнительная власть обязана: соблюдать законы, формировать бюджет, готовиться к зиме, учитывать интересы и специфику "Маяка", стараться, по крайней мере, не ссориться с соседями, налаживать деловые и конструктивные отношения с областными властями и т.д.

      Основными и каждодневными проблемами округа, по моему мнению, являются заботы управления городским хозяйством (УГХ) и вопросы здравоохранения. На плечах руководителя УГХ В.В. Черкасова и первого зама главы В.Я. Лифанова крыши, дороги, озеленение, очистка города, ЖКХ и еще множество забот по поддержанию жизнедеятельности округа.

      Вопросы здравоохранения в городе связаны как с общероссийскими проблемами, так и с местными условиями, сложившимися в Озерске на сегодняшний день. Руководитель горздравотдела М.П. Барышева или руководители ЦМСЧ-71 Е.П. Фомин, В.Г. Маркин постоянно присутствуют на заседаниях депутатов и держат в курсе своих служебных проблем депутатский корпус.

      Справедливости ради отмечу, что понимание важности обеих этих задач депутатами присутствует, и, по мере возможности, ищутся решения, как помочь в этом администрации. Ну, это и по-нятно - проблемы УГХ на виду у всего округа, а с медиками прямо или косвенно приходится постоянно сталкиваться всем без исключения.

      Жалко только, что чаще всего эти решения - результат какой-нибудь кризисной ситуации. Действия на опережение редки и упираются в нехватку денег, спорность результатов, и, как следствие, противодействие депутатов.

      Все остальные заботы городских властей: соцзащита, жилищный вопрос, охрана правопорядка, образование, культура, спорт и так далее - менее остры. Точнее, эти проблемы не так заметны всем горожанам, состояние каждой из них лучше видно относительно узкой категории жителей, имеющих к этим проблемам непосредственное отношение.

      В долгосрочном плане основная проблема - это старение населения и уменьшение числа горожан трудоспособного возраста. Как следствие, уменьшение привлекательности города для проживания людей этого самого возраста. Город труднодоступен для посещения, находится поблизости с техногенно опасным производством и зараженными территориями - следовательно, тратить или вкладывать сюда деньги к нам почти никто не едет. В городе мало возможностей для развлечения молодежи.

      Не радует и демографическая ситуация.

      Постепенно ухудшается, как бы это ни было обидно нам, озерчанам, "качество" горожан. Уезжают из города люди не просто трудоспособного возраста - жизненно активные, с более высокой культурой и образованием. Приезжающие в город им в этом заметно уступают.

      По оценкам городского управления образования, за последнее десятилетие из нескольких сотен "серебряных" и "золотых" медалистов, а также победителей школьных олимпиад, окончивших столичные вузы, в город вернулись единицы. А по оценкам сотрудников УВД, горожане, отбывшие срок заключения и имеющие возможность въехать в Озерск, обязательно это делают. Понятно, что большинство из последней категории особым рвением к созидательному труду не страдает.

      По данным отдела статистики, уезжают от нас в Челябинск, Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург, США, Канаду, Германию. Приезжают - половина из маленьких городков и сел Челябинской области, вторая половина - из других областей России и стран СНГ. Доля людей трудоспособного возраста среди приезжающих меньше, чем среди людей, покидающих город (данные за 2001 год, но и сейчас ситуация не намного лучше).

      Таким образом, в городе медленно, но стабильно растут две категории горожан. Первая - это неработающие пенсионеры, причем у многих из них дети или внуки живут в других городах и странах, вторая - люди, прошедшие тюремную школу. Между ними - все более тающая прослойка горожан трудоспособного возраста, желающих работать.

      Представителям поколения 1967 года рождения и моложе, планирующим окончить свои дни в Озерске, надо серьезнее задумываться о перспективах своего бытия здесь через 15-20 лет. Часы тянутся, дни идут, а годы летят!

      Сегодняшняя инертность этого поколения может привести к тому, что жить им придется в городе пенсионеров и "бичей", где не только некому будет лечить, учить и охранять, но и кормить, согревать, освещать и так далее.

      А перспективы эти определяют сегодня в большей степени люди старшего поколения как наиболее активные избиратели и просто как активные жители города. Многие из них до сих пор живут иллюзиями, что о нас должна заботиться вся страна и что сегодня жить в Озерске гораздо престижнее, чем где-либо в области.

      Не нужно обманывать себя. Мы все предпочитаем жить рядом и общаться с состоявшимися, обеспеченными и жизнерадостными людьми. А таковых в городе становится все меньше.

      О РАБОТЕ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

      В целом атмосфера в зале заседаний Собрания ОГО более доброжелательная, чем на заседаниях прошлого созыва. Нет той напряженности и неуважения друг к другу среди депутатов. Противостояние переместилось по направлению к городской администрации. И дело тут не только в принципиальных различиях прав и обязанностей (у одних - исполнение, у других - контроль), но и в неуклюжих порой действиях администрации, в некомпетентности и амбициях отдельных депутатов, в каких-то старых обидах, а то и просто в стремлении отдельных политиков поддерживать хоть какую-то напряженность, чтобы не забывали его, любимого. В последнее время просматривается явная направленность и организованность этого противостояния с действующей администрацией.

      На заседаниях профильных комиссий атмосфера более непринужденная деловая. Но как только уже обсужденный и одобренный вопрос выносится на рассмотрение всего Собрания, вдруг возникают еще какие-то вопросы, и впечатление, что депутатам все уже понятно, исчезает бесследно.

      Администрация грешит внесением непроработанных документов и решений на сессии Собрания ОГО. Объяснения, что это-де простая формальность и вопрос надо решить срочно, давно уже не проходят. Наученные горьким опытом предыдущих заседаний, депутаты настороженно воспринимают попытки администрации "протолкнуть" вопрос побыстрее. Общеизвестна сентенция "Если тебя торопят с принятием решения, то, скорее всего, хотят обмануть".

      Представляя спорный вопрос для решения в Собрание ОГО, администрация не прогнозирует возможную реакцию депутатов, хотя во многих случаях она очевидна. И заведомо недостаточная подготовка вопроса обеспечивает сложности в принятии решения депутатами, а значит, и затягивание вопроса.

      Уровень компетенции депутатов наиболее отчетливо прослеживается при рассмотрении технически, юридически или финансово сложных вопросов. Если производственники или депутаты со стажем еще ориентируются в них, то депутаты-медики и педагоги даже сейчас, через два года депутатства, заметно отстают в понимании сути предложенных для обсуждения вопросов и обсуждаю их больше в эмоциональном ключе. Здесь необходимо заступиться за депутатов.

      Если от работника администрации требуется компетентность только в своей сфере деятельности, то депутатам, как и главе округа, надо ориентироваться во всех городских вопросах.

      За прошедшее время в Собрании выявились лидеры и аутсайдеры. Полезность и результативность работы депутатов я определяю, исходя из их активности на сессиях и заседаниях профильных комиссий, из аргументированности, целесообразности и компетентности предложений, а также активности при голосовании при принятии сложных решений.

      Явные лидеры - это А.Р. Алтынбаев, В.В. Борцов, О.К. Дубинин, В.Г. Черников, В.В. Парменов, М.Ф. Корякин. Эффективность их работы, конечно, различная, учитывая разные опыт, профессию, уровень компетенции, профессиональные и политические интересы и т.д. Но активность определенно вызывает симпатию. На другом краю - безмолвные Т.Л. Фуражев, Ф.В. Хисамов, В.А. Усова и И.Н. Лисин. Остальные депутаты чаще проявляют себя в вопросах, близких к ним по роду их основной деятельности или депутатских обязанностей.

      Удручает большой процент воздерживающихся от голосования депутатов. Особенно это часто бывает при принятии юридически или экономически сложных или просто "щекотливых" вопросов. Во время избирательной кампании все депутаты без исключения декларировали свою компетентность и заинтересованность в городских делах, а теперь не могут определиться с выбором.

      Воздержание депутатов от голосования я рассматриваю в большинстве случаев или как их некомпетентность, или как равнодушие к конкретной проблеме.

      Отдельно надо отметить предвзятость в решении вопросов у некоторых депутатов. Особенно это заметно у депутатов-педагогов В.В. Парменова и С.А. Акужинова. Создается впечатление, что среди их избирателей - только педагоги и бюджетники. Похожая картина видится в работе В.Г. Черникова, только у него главными жителями округа являются его односельчане по поселку № 2. Практически все общегородские вопросы, где хоть немного ущемляются интересы его избирателей, не находят у него поддержки. Его обязательно демонстративное голосование в таких случаях считаю чистейшей воды популизмом.

      Удивляет отсутствие на сессиях и заседаниях профильных комиссий руководителей предприятий, зарегистрированных в Озерске. Хозяева и руководители предприятий, перечисляющие значительные средства в городской бюджет в виде налогов, имеют право, да и обязанность следить за тем, насколько целесообразно расходуются перечисленные ими деньги. Кроме того, они несут моральную ответственность за благополучие своих работников не только в рамках своего предприятия, но и в масш-табах всего округа. Присутствие таких руководителей в городских "коридорах власти" дает им возможность "держать руку на пульсе" городских проблем и событий, позволяет в ряде случаев внести дельное предложение или своим аргументированным выступлением повлиять на принятие решения.

      Если строительные профессии еще как-то представлены в городской власти, то ПО "Маяк" и средний производственный бизнес, видимо, решают свои вопросы какими-то другими способами. Допускаю, что кто-то из депутатов или чиновников информирует "подшефные" коммерческие или производственные структуры о предстоящих или уже принятых решениях.

      МЕЖДУ ПЛОВЦОМ И ЛЫЖНИКОМ (выводы)

      За прошедшее после выборов 2005 года время администрация и городское Собрание так и не смогли стать единой структурой, нацеленной на успешное решение городских проблем. Нет надежд и на скорое налаживание отношений между городской властью в целом и руководством градообразующих предприятий.

      Перманентное состояние, точнее, противостояние с разной степенью активности будет продолжаться до следующих выборов. Резкие изменения во взаимоотношениях могут произойти, только если вышестоящие структуры (а это для нашего города Федеральное агентство по атомной энергии и полпред президента с губернатором) не предпримут силовых методов для наведения нужного, по их мнению, порядка. Подозреваю, что какие-то жесткие меры, возможно - просто нахмуренные брови, в отношении нашей территории уже были предприняты.

      Для меня, очевидно, что политически администрация все еще проигрывает блоку "Трех богатырей", ведь в напряженных заботах о функционировании "систем жизнеобеспечения города" главе просто некогда думать о политике и каких-то политтехнологиях, а его помощникам - тем более. Да и не планировалось после выборов тратить время на интриги. Все рассчитывали на сотрудничество. Но когда одна из противоборствующих сторон думает о каждодневных проблемах, а другая претворяет в жизнь свои долгосрочные планы, получается соревнование между пловцом и лыжником, когда каждый выступает в своей дисциплине.

      Хозяева ООО "Азимут" ведут активную общественно-политическую деятельность, как в самом городском Собрании, так и среди избирателей. Уровень влияния блока "Трех богатырей" на решение вопросов управления городом довольно высок. Их рупор, газета "Озерская правда", становится все менее информативной, скатываясь на позиции сплошного критиканства в адрес действующей администрации. Если экстраполировать эти и некоторые другие факты на перспективы следующих выборов городских органов власти, можно сделать вывод о возможном выдвижении В.В. Борцова на пост главы ОГО в 2010 году. На фоне усиления политической активности руководителей НПРО "Урал" и ПО "Маяк".


Источник: Устюжанин В. Под крышей дома одного. Полемические заметки: [общественно-политическая жизнь Озерска] // Озерский вестник. - 2007. - 14, 21 апреля.