"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Политика. Право. Военное дело

вернуться назад

Т. Мукина

НОВЫЕ БУДНИ СТАРЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
(Следственный отдел г. Озерска)

      7 сентября 2007 года в России приступило к работе новое правоохранительное ведомство - Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации. Его руководителем назначен первый заместитель Генерального прокурора РФ А.И. Бастрыкин. Создание новой структуры связано с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" и Федерального закона "О Прокуратуре РФ".

      На основании новых документов создано следственное управление следственного комитета при Прокуратуре РФ по Челябинской области, а на уровне городского, районного звена - городские, районные (межрайонные) отделы следственного комитета. Подразделение следственного комитета начало свою работу и в Озерском городском округе.

      Приказом первого заместителя Генерального прокурора РФ - председателя следственного комитета при Прокуратуре РФ руководителем следственного отдела по ЗАТО г. Озерск следственного управления следственного комитета при Прокуратуре РФ по Челябинской области назначен советник юстиции А.В. ПЕТРОВ, который в последние годы занимал должность заместителя прокурора города.

      - Алексей Валерьевич, какие задачи стоят перед сотрудниками возглавляемого вами следственного отдела?

      - Основной задачей городского следственного отдела является осуществление уголовного преследования лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против конституционных прав и свобод граждан, должностные преступления (в том числе коррупционного характера), преступления, направленные против правосудия и порядка государственного управления, против здоровья и нравственности населения, а также некоторые виды экологических преступлений.

      В частности, именно сотрудники следственного комитета при Прокуратуре РФ обладают компетенцией по привлечению к уголовной ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц правоохранительных органов, а также лиц, обладающих особым правовым статусом.

      - Следственный отдел уже приступил к проведению расследований или вы пока ведете подготовительную работу?

      - В первый же день работы нового ведомства все уголовные дела прокурорской подследственности были переданы из прокуратуры города в производство следователей следственного отдела. Расследование по ним не прекращалось. Все организационные моменты, связанные с формированием отдела, созданием его материально-технической базы, установлением штатной численности сотрудников, порядка дальнейшей деятельности были проработаны и разрешены заранее. Благодаря этому сотрудники следственного отдела приступили к работе сразу же, без какой-либо "раскачки" или растерянности. Свою деятельность они, как представители органов следственной власти, строят в строгом соответствии с теми принципиальными изменениями, которым подвергнуто уголовно-процессуальное законодательство России.

      - Как изменилась структура органов прокуратуры и видите ли вы в реформе положительные моменты?

      - Система органов Прокуратуры РФ подверглась глубокому структурному реформированию. Отныне она разделена на два самостоятельных ведомства - прокуратуру и следственный комитет. Первое осуществляет надзор за законностью процессуальной деятельности органов следствия и поддерживает государственное обвинение при рассмотрении судами уголовных дел. Следственный комитет осуществляет уголовное преследование на стадии раскрытия и расследования преступлений. Фактически законодатель придал новое качественное значение принципу объективности прокурорского надзора. По ранее действующему законодательству прокурор либо давал согласие следователю на возбуждение уголовного дела, либо сам возбуждал дело. Впоследствии он же был обязан направлять ход расследования, контролировать его результаты. Непосредственно руководя работой следователя, прокурор давал оценку его работе с точки зрения ее законности. Разработчики изменений полагают, что при прежнем двойственном положении принцип объективности со стороны прокурора не всегда мог быть реализован в полном объеме.

      Теперь прокурор никак не влияет на выводы и решения органов предварительного следствия по уголовному делу. В том случае, если при изучении поступившего к нему из комитета уголовного дела прокурор придет к выводу, что оно расследовано не в полном объеме, или входе расследования были допущены процессуальные нарушения, либо конкретное лицо привлечено к ответственности необоснованно, он не утвердит обвинительное заключение по такому делу, не направит его в суд. В подобных случаях прокурор также вправе отказаться и от поддержания государственного обвинения в суде. С проведением реформы значительно повысились служебный статус, самостоятельность следователей. Вместе с тем на этих должностных лицах лежит огромная ответственность за соблюдение законности, за обоснованность принимаемых решений, за умение видеть перспективу расследования того или иного уголовного дела.

      - Давайте поговорим подробнее о работе следственного комитета. Какое место он занимает в новой системе?

      - Председатель следственного комитета при Прокуратуре РФ сформулировал четыре главных принципа деятельности нашего ведомства: законность, качество, своевременность и эффективность расследования уголовных дел. С момента вступления в силу изменений уголовно-процессуального законодательства, полномочия по приему, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, по возбуждению уголовных дел и привлечению виновных к уголовной ответствен-ности, по решению вопросов об избрании к подозреваемым, обвиняемым меры пресечения, о направ-лении хода расследования уголовного дела из прокуратуры переданы именно в следственный комитет.

      Руководители городских и районных следственных отделов стали выполнять те функции, которые ранее находились в компетенции прокуроров городов и районов. Проще говоря, руководители организуют и контролируют работу подчиненных следователей, решают вопросы о том, давать им согласие на проведение ряда следственных действий или не давать. В прокуратуре как надзорном органе теперь нет следственного аппарата. Прокурор не имеет административных полномочий по отношению к следователям.

      Сотрудники отдела были и остаются прокурорскими работниками, но в настоящее время их ведомственные функции строго ограничены рамками организации и производства предварительного расследования уголовных дел. Свои задачи они выполняют автономно от органов прокурорского надзора. В связи с этим я неслучайно упомянул главные требования, которые в первоочередном порядке предъявляет к нам руководство следственного комитета.

      В новых условиях большое значение приобрела функция осуществления процессуального контроля со стороны руководства следственного органа за действиями подчиненных следователей. Именно на руководителя законом и ведомственными приказами возложена обязанность незамедлитель-но реагировать на допущенные следователем нарушения. В уголовно-процессуальном законе детально прописан механизм такого прямого реагирования.

      - Можно ли обжаловать действия следователя? Если да, то каков порядок?

      - Обжаловать действия и решения следователя можно как руководителю следственного органа, так и прокурору. Однако процедуры рассмотрения жалоб имеют свои особенности. В случае признания такой жалобы обоснованной руководитель следственного органа может оперативно на нее отреагировать: отменить решение следователя, дать ему соответствующие указания или вообще отстранить следователя от ведения расследования уголовного дела... В числе прокурорских мер реагирования - внесение представления руководителю следственного органа об устранении нарушений закона.

      - Есть ли у следователей отдела в производстве уголовные дела, расследованию которых вы, как руководитель, придаете наибольшее значение?

      - Я не разделяю расследуемые нашим отделом уголовные дела на первостепенные и второстепенные... Сегодня в производстве есть дела об убийствах, изнасилованиях, о нарушении прав граждан на неприкосновенность жилища. Одновременно мы расследуем дела коррупционного характера, связанные с неправомерным использованием бюджетных средств должностными лицами местных органов власти и одного федерального учреждения. Есть в производстве следователей ряд дел о злоупотреблении сотрудниками правоохранительных органов должностными полномочиями. Все эти дела трудоемки, в чем-то представляют сложность, требуют качественного и вдумчивого подхода к расследованию. Права простого человека, общества или государства законом охраняются в равной степени. Вместе с тем как органами Прокуратуры России в целом, так и подразделениями следственного комитета самое пристальное внимание уделяется борьбе с коррупционными преступлениями, злоупотреблениям в сфере расходования бюджетных средств, нарушениям закона в сфере реализации приоритетных национальных проектов.

      - Могут ли озерчане сами обращаться в следственный комитет с жалобами и заявлениями? К примеру, у жителя округа вымогают взятку. Что он должен предпринять, чтобы себя защитить?

      - Наше подразделение следственного комитета расположено по адресу прокуратуры ЗАТО г. Озерск: ул. Пушкина, 3-А. Личный прием граждан осуществляется руководством следственного отдела ежедневно. В любой день гражданин может обратиться с жалобой на процессуальные решения по делам и материалам проверок либо с заявлением о готовящемся или совершенном преступлении. Кроме того, сообщения о преступлениях принимают дежурные следователи, согласно круглосуточному графику дежурств. Вся информация о режиме работы отдела, о порядке оформления, о приеме жалоб и заявлений размещена на стенде в здании городской прокуратуры. Каждая жалоба или заявление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные законом.

      Обращаться за помощью к следователям обязательно надо. Ведь эффективность и результативность работы следователя, в том числе по сбору и фиксации доказательств, во многом зависит от своевременности обращения гражданина. Если со стороны какого-либо должностного лица к гражданину поступило требование или предложение о даче взятки, необходимо незамедлительно сообщить об этом в следственный комитет или иной компетентный орган. Только в этом случае возможность выявления и раскрытия преступления будет максимальной. Могу заверить жителей, что проверочные мероприятия по таким обращениям проводятся только на условиях конфиденциальности. Кроме того, лицо, добровольно сообщившее в правоохранительные органы о факте дачи взятки, от уголовной ответственности освобождается. Антикоррупционное направление является одной из составляющих работы следственного комитета, у нас есть достаточный опыт в расследовании, на-лажено взаимодействие с соответствующими оперативно-розыскными подразделениями ФСБ и МВД по выявлению и пресечению таких опасных преступных посягательств.

      - Закон возложил на следователя еще большие обязательства. Как вы оцениваете свой коллектив? Готовы ли ваши сотрудники к работе по новым правилам?

      - Все сотрудники городского следственного отдела обладают достаточным профессионализмом и опытом работы. Большинство прошли школу прокурорского следствия. Все преданы своему делу и понимают ту ответственность за судьбы людей, которая на них возложена государством. Работа следователя всегда была крайне тяжелой, не терпящей промедления, изматывающей морально и физически. Часто рабочий день длится 24 часа.

      Требования, которые руководство следственного комитета предъявляет к сотрудникам ведомства, как по линии расследования уголовных дел, так и по линии организации процессуального контроля, остались такими же жесткими, а в чем-то даже усилились. Сейчас, в новых условиях, следователи работают с повышенной нагрузкой. В своей работе они руководствуются не эмоциями, не сиюминутным настроением или чьим-то мнением, а только нормами закона и правилами профессиональной этики.



Источник: Мукина, Т. Новые будни старых следователей: [следственный отдел г. Озерска] / Т. Мукина // Озерский вестник. - 2007. - 13 октября. - С. 29.