"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Краснов

ВЫСОКАЯ НОТА ЗАВЬЯЛОВА

      Один из самых известных озерских коллективов - биг-бэнд "Ровесник" под управлением бессменного руководителя, заслуженного работника культуры Российской Федерации Виктора Завьялова, может смело претендовать на занесение в книгу рекордов Гиннесса.

      В 1965 году директор Дворца культуры имени Ленина (ныне ДК "Маяк" - прим. автора) Виктор Назаренко искал в Челябинской области непьющего дирижёра эстрадного оркестра. Так 47 лет назад Виктор Михайлович Завьялов переехал в наш город из Челябинска.

      В те времена джаз в стране был под негласным запретом. "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст", - говорили о тех, кто увлекался модным западным направлением в музыке. Жители Челябинска-65, в котором была сосредоточена интеллектуальная элита страны атомной отрасли, через пару лет поняли, что на культурном поле города появился и вырос новый самобытный коллектив "Ровесник". Оркестр быстро завоёвывал симпатии выступлениями на заводских вечерах, концертах и фестивалях. Молодые музыканты - все работники Производственного объединения "Маяк", под управлением Виктора Завьялова одинаково легко и профессионально играли марши, эстрадные и джазовые композиции. В 1967 году "Ровесник" впервые оценили на всесоюзном уровне - первое место на конкурсе эстрадных оркестров в Свердловске...

"На 38 комнаток всего одна уборная..."

      А ведь всё могло перевернуться в жизни мальчишки Витьки Завьялова в одно мгновение. Посёлок Верхний на окраине Челябинска. 36 бараков по 20 комнат. Часть бараков была обнесена колючей проволокой. На вышках стояли автоматчики, охранявшие пленных. Витька никогда не видел своего отца, сгинувшего в немецком концлагере. Голодное послевоенное время и поголовная безотцовщина. В классе 40 человек. Только у троих учеников были отцы, служившие в Челябинске в НКВД.

      Вместо ковров на стенках десятиметровой комнаты в бараке - плакаты героев Великой Отечественной войны. Из всех развлечений - зимой босиком добежать до сарая и обратно. Так мальчишки играли в "Зою Космодемьянскую". Летом было повеселее, взрослые собирались в роще и танцевали под патефон. "Говоря современным языком, звуки, издаваемые этим чёрным полированным ящичком, были для меня космическими, - вспоминает Виктор Завьялов. - Они завораживали и переносили в какой-то немыслимый мир грёз".

      Я верю Виктору Михайловичу. В свои 70 лет он помнит имена и фамилии всех своих одноклассников, соседей по бывшему бараку, бесчисленную вереницу музыкантов, с которыми позже пришлось играть в разных оркестрах, несколько поколений учеников, все выученные с детства партии трубы - любимого инструмента Завьялова. Поэтому детским неизгладимым впечатлениям и воспоминаниям маэстро я верю.

      Посёлок на посёлок дрались отчаянно. Кольями и цепями. Если не убьют в драке, то путь был один - в дурную компанию. "Жизнь была дичайшая. Самый настоящий бандитский посёлок, - вспоминает Виктор Михайлович. - Если дожил до призыва в армию, то можно было надеяться, что из тебя вырастет нормальный человек. Большинство моих друзей детства начинали жизнь с детской колонии. Меня от тюрьмы спасла музыка".

"Всю жизнь перевернул оркестр"

      Послевоенные выборы в Верховный Совет СССР проходили торжественно и празднично. На небольшом пятачке посёлка - сход жителей. Представляли кандидата в депутаты - директора ЧТЗ Зальцмана. Оркестр ферросплавного завода из Челябинска грянул словно майский гром. "Седенький старичок махал палочкой, как волшебник, и музыканты, как завороженные, смотрели на дирижёра. Я впервые увидел и услышал оркестр, - рассказывает Виктор Завьялов. - Я был просто сражён наповал. Если бы я оказался в то время на месте этого седенького старичка, то просто бы умер..."

      В день выборов мальчишек в клуб, где проходило голосование, не пускали. Ранним утром Витька пробрался в зал и спрятался за стульями. Были интересны не сами выборы, а предстоящее волшебство. Оркестр - вот ради чего мальчишка в пять утра уже занял место в "зрительном зале".

      В 7 классе пионервожатая школы торжественно объявила, что начинается набор в духовой оркестр. Два дня Витька усиленно извлекал звуки из альта и... перестал ходить учиться музыке. Как можно заниматься в оркестре, когда на кону стоит честь школы в футбольных баталиях? Одноклассники рассказывали о репертуаре, а будущий маэстро подтверждал славу лучшего нападающего района.

      "Мне фантастически везло на учителей, - рассказывает Виктор Михайлович. - Первый мой наставник - Александр Прохорович Верховых, который сыграл большую роль в моей жизни, был прекрасным человеком, музыкантом и педагогом. После моего второго "пришествия" в оркестр учитель два дня со мной не разговаривал и не замечал... Остались воспоминания, что мы могли заниматься музыкой сутками без выходных. Домой приходили только для того, чтобы прислонить голову к подушке. Всю систему подготовки и воспитания высококлассных музыкантов по программе музыкального училища я перенял у Александра Прохоровича Верховых. Он был воспитанником военного оркестра. И я впоследствии пошёл этим же путём.

      Александр Прохорович - педагог, научил понимать, как по строению лица, губ, зубов будущего музыканта выбрать ему именно тот инструмент, с которым он добьётся гармонии и совершенства. Александр Прохорович - музыкант, научил понимать, что в основе высшего исполнительского мастерства лежит гигантский, нечеловеческий труд. Александр Прохорович - человек, научил понимать жизнь и практически за руку увёл из неблагополучной атмосферы жизни того времени. К сожалению, пришлось расстаться и с другим любимым занятием - футболом".

      В 9 классе в школе появились настоящий эстрадный оркестр и новые инструменты, целое сокровище - 3 саксофона, 2 трубы и 2 тромбона! Мастерство оттачивали на летних танцплощадках в парках Челябинска, где подменяли взрослых в качестве солистов оркестров. В1958 году в Оперном театре на заключительном концерте областного конкурса художественной самодеятельности старшеклассников Виктор Завьялов получает первую премию за исполнение на трубе "Неаполитанского танца" из балета "Лебединое озеро".

"Мама, я в армию пойду..."

      Школу Виктору Завьялову - юному вундеркинду-музыканту-трубачу, пришлось бросить в 10 классе практически в середине учебного года. Дирижёр Челябинского военного автотракторного училища (впоследствии - автомобильного, прим. автора) Владимир Березинский срочно искал воспитанника оркестра. Александр Прохорович Верховых предложил маститому профессору взять в свой коллектив Виктора Завьялова. "Таких дирижёров, каким был Владимир Березинский, наверное, уже не будет никогда, - размышляет Виктор Михайлович.

      - Военные оркестры были образцом исполнительского мастерства. Не секрет, что даже в Оперном театре в то время охотнее шли на сотрудничество с музыкантами из военных оркестров, чем с выпускниками консерваторий. Я согласился перейти к Березинскому потому, что понимал - в военном оркестре я стану действительно классным трубачом. Не подумайте, что ко мне в оркестре относились, как к сыну полка. Во-первых, нужно было играть профессионально. А во-вторых, все требования были, как с военнослужащего. Когда мама увидела меня в форме, то приняла за совсем другого человека...".

В книгу рекордов Гиннесса?

      Рассказывать, что сделал маэстро за 47 лет для культурной жизни Озёрска - дело долгое и неблагодарное. Долгое потому, что биг-бэнд "Ровесник" под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Виктора Михайловича Завьялова - лауреат всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей. Неблагодарное потому, что можно пропустить один из многочисленных титулов оркестра, чего не простят несколько поколений музыкантов - воспитанников биг-бэнда. Ведь с 1976 года и до сего дня коллектив не проиграл ни одного конкурса в Челябинской области.

      "К сожалению, в 1995 году я последний раз набирал в оркестр совсем маленьких музыкантов, - делится своими мыслями Виктор Михайлович. - Культуру "заставили" зарабатывать деньги и перейти на коммерческие рельсы. Это тупиковый путь. Любой коллектив нашего уровня должен быть в составе Дворца культуры. А мы занимаемся в городском парке. Неужели лучшей участи не заслужили Василий Нефёдов и Александр Колташев, которые играют в оркестре, вдумайтесь, с 1969 года? Или Александр Скориков, Влад Завьялов, Игорь Симонов, Евгений Шестаков, Игорь Мизгин, Анатолий Гончарик и другие известные в городе музыканты? Ведь все они - нынешние работники ПО "Маяк" - градообразующего предприятия Озёрска.

      Наш оркестр - уникальное явление не только в городе, но в стране и в мире. Оркестру Олега Лундстрема - 50 лет, но в нём сменилось уже не одно поколение музыкантов, которые пришли туда профессионалами. Наш оркестр отметил 47-летие, и все музыканты - воспитанники "Ровесника". Настала пора попасть на страницы книги рекордов Гиннесса".

      Виктор Завьялов не теряет в жизни оптимизма - полон новых идей и планов. Хочет провести с певцами праздничный концерт, посвящённый 40-летию "Песни года" в Озёрске и джазовый фестиваль, в котором примут участие лучшие коллективы Челябинской области. Удачи, маэстро!



Источник: Краснов, А. Высокая нота Завьялова : [заслуженный работник культуры Виктор Михайлович Завьялов - руководитель оркестра "Ровесник"] / А. Краснов // Вестник Маяка. - 2012. - 27 июля. - С. 4.