"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

В. Рискин

ШКОЛА ВИКТОРА ЗАВЬЯЛОВА

      Наши играют джаз не хуже американцев.

По улице с оркестром

      Руководитель озерского биг-бенда Виктор Михайлович Завьялов с детства полюбил выборы в Верховный Совет СССР. С шести утра он пробирался на избирательный участок, прятался под сиденьями кресел поселкового клуба на окраине Челябинска и, дрожа от нетерпения, ждал начала.

      - Конечно, мне, тогда пяти-шестилетнему ребенку, никакого дела не было до этих выборов, - смеется Виктор Михайлович. - Но ждал я их действительно с нетерпением, потому что на агитпунктах играл духовой оркестр! Помню первую встречу с этим волшебством. На поляне у клуба музыканты расчехляли инструменты, доставали блестящие трубы, подносили их к губам. Они выдували невероятные, восхитительные звуки. А я, вцепившись в мамину юбку, дрожал от восторга. Больше всего меня поражал седенький дирижер, который махал палочкой, собирая все эти звуки в неведомую мне божественную мелодию.

      Немного позже Виктор с оравой таких же пацанов неотрывно следовал за музыкантами, когда они строем шли по пыльным улицам, сокрушая лязг телег, шум редких автомашин, всю бытовую какофонию своими победными маршами. Надо ли говорить, что спустя несколько лет семиклассник Витя Завьялов уже занимался в оркестре духовых инструментов, а еще через какое-то время играл во взрослых коллективах.

Выучка - народная

      Ему несказанно повезло. Он попал в руки замечательного руководителя - Александра Прохоровича Верховых.

      - У него была своя, безошибочная система подготовки музыкантов, - рассказывает Завьялов. - Я ее называю народной. Что это значит? В музыкальных школах детей натаскивают на репертуар. Народная система - это когда ученик занимается каждый день и по многу часов, дует длинные ноты, играет гаммы и: учится у старших. А заповедь такая: "Музыкант должен играть не то, что умеет и выучил, а то, что захочет!" Вот почему мои наставники, а теперь и я подталкиваем исполнителя к раскованности, к импровизации. Тогда они не тушуются, попадая в новый, чужой для них коллектив, а сразу занимают в нем свое место.

      Некоторые детали работы самого Виктора Михайловича с музыкантами в рамках народной школы я неожиданно узнал от бывшего ученика Завьялова, а ныне известного озерского юриста Юрия Кирпичникова. Он зашел в комнату, где мы разговаривали, с большой фотографией тридцатилетней давности.

      - Вот посмотрите, кто где сидит. Я - в верхнем правом углу. А на переднем плане Леша Тимшин. Теперь ответьте, Виктор Михайлович, что у него под пюпитром? Не помните? Тогда я скажу. Леша там держал целые дирижерские палочки. Когда вы на нас сердились, то ломали свою и обломки летели в чью-то голову, чаще всего - в мою. А Леша тут же подавал вам новую.

      Несколько смущенный Завьялов согласно кивает.

      - Бывало такое. Я ведь по натуре холерик. И не столько страдал из-за неправильно выведенной ноты, сколько переживал, что ребята могут на каком-то этапе утратить чувство ответственности. А это ужасно.

      Завьялов воспитал прекрасных музыкантов, настоящих профессионалов. Тот же Леша Тимшин закончил музыкальное училище, работал в Москонцерте, пять лет руководил джазовым ансамблем в Таиланде. Год назад вернулся в Челябинск, играет в "Уральском диксиленде". За день до нашей с Завьяловым встречи приезжал в Озерск. Навестил родителей, зашел в родной оркестр. Посидел на скамеечке с новым поколением духовиков, поговорил с любимым наставником. В очередной раз поблагодарил за выучку, которая поставила его в один ряд с музыкантами высокого международного класса. В доказательство привел пример, когда они с еще одним российским музыкантом Геной Калининым развеяли предубеждение, что русским не по силам настоящий американский джаз.

      А дело было так. Тимшина и Калинина пригласили из Таиланда в Японию гастролировавшие там американские музыканты. Попросили поиграть. Наши сыграли. Да так, что ошарашенные чистотой исполнения и особым джазовым чутьем американцы поинтересовались, чьи мелодии они только что слышали. Как чьи, в свою очередь удивились Алексей и Геннадий, это же ваши авторы, современные американские классики - Хенкок и Шортер!

      Свое мастерство демонстрируют на всю страну, а то и за рубежом и другие ученики Завьялова. Он по-прежнему называет их по именам, хотя все они уже взрослые люди. Это Сережа Симонов, Слава Киселев, Саша Нестеров, Олег Волченков, еще двое Саш - Жилев и Хаберханов.

С барабанами - по лестнице

      Один из учеников как-то признался Виктору Михайловичу: "Если бы не оркестр, не музыка да не ваше воспитание, я бы сидел в тюрьме!" Такое признание ничуть не удивило маэстро. Своих воспитанников он набирал во дворах и на улицах, вытаскивал их из компаний откровенно уголовного пошиба. И здесь, в оркестре, показывал им совершенно другую жизнь, куда более романтическую и цельную, чем пьянки в подворотне да налеты на киоски и магазины. А еще уберегал от зазнайства, приучал к работоспособности и ответственности. Промахи карались жестоко. И если руководитель ограничивался метанием в провинившегося обломков дирижерских палочек, то его ученики действовали куда прицельнее и беспощаднее. Впрочем, предоставим слово Юрию Кирпичникову.

      - В Челябинске должен был состояться областной конкурс. Оркестр заранее сидел на сцене. Ждали открытия занавеса. Первым вступал барабанщик. За ним я обязан был вывести тихую и нежную мелодию. И лишь потом - грянуть оркестр. Занавес раздвинулся и: В общем, барабанщик молчит. Секунда проходит, другая, а он никак. И тут я увидел лицо Виктора Михайловича. На его щеки поочередно наплыли и исчезли две краски - зеленая и красная. И тут я схватил трубу и дунул с такой силой, что губа лопнула. Как ни странно, получилось удачно. Оркестр, получивший вместо пиано отчаянное форте, воспринял звук как сигнал тревоги и сыграл с особым вдохновением. Выступили неплохо. Заняли третье место. Но прежде чем заняться поздравлением друг друга, сплоченно набросились на барабанщика, едва не испортившего всю обедню. Он вместе со своими барабанами катился по лестницам, подгоняемый нашими далеко не дружелюбными ботинками.

За мной никто не стоит!

      Оркестр Завьялова - самодеятельный. Но об этом конкуренты из профессиональных коллективов узнают в заключение областных и региональных конкурсов, когда жюри называют имена победителей. Как правило, оркестр заслуженного работника культуры Виктора Завьялова занимает первые места или входит в тройку лидеров. Какие чувства посещают в такие моменты Виктора Михайловича?

      - Горькие, - неожиданно признается маэстро. - В такие моменты я с особой болью отмечаю, что за мной никто не стоит. Нет у меня в городе последователей.

      Заявление, по меньшей мере, странное. Руководитель известного в городе и области коллектива, воспитавший десятки талантливых учеников, не видит никакой перспективы! В чем же дело? Тут надо вернуться лет на сорок назад, когда директор местного Дворца культуры Виктор Назаренко отправился в Челябинск на поиски: непьющего дирижера эстрадного оркестра. Так, в 1965 году Завьялов оказался в Озерске. Думал, задержится здесь на год, максимум два. Но работа захватила, у него все получалось, власти поддерживали. А сейчас?

      - А сейчас проблема пошить костюмы, - констатирует Виктор Михайлович. - Мы уже 20-30 лет не меняем инструменты. Нет даже денег, чтобы сдать их в ремонт. Ребята сами занимаются мелким, а то и крупным ремонтом. А ставки! Я получаю меньше слесаря третьего разряда!

      В доказательство Завьялов достает из кармана пиджака распечатки своих месячных зарплат.

      - Вот смотрите: За август к выплате полагается 1633 рубля, за сентябрь - 2477, далее - 1700: Это деньги?! Спасибо моей жене, что она меня терпит. Спасибо женам моих музыкантов, которые отпускают своих мужей на долгие репетиции, на концерты и гастроли, зная, что за все это они не принесут в дом ни копейки.

      Больше всего возмущает Виктора Михайловича, что по сложившейся в очагах культуры практике чуть ли не с каждого коллектива, даже едва образовавшегося, требуют приносить прибыль. Еще более огорчает, когда административная машина губит действительно талантливых организаторов уникальных коллективов. Так стало, по его словам, с редким для города ансамблем "Светлица". В результате конфликта уволилась руководитель, и вокального коллектива не стало. То же самое ждет, как уверяет Виктор Михайлович, и его оркестр. Когда он уйдет, то никто не подхватит упавшее музыкальное знамя.

      Так это или мой собеседник нагнетает ситуацию в силу повышенной эмоциональности, покажет время. Но если такое и случится, то тревогу надо бить сегодня. Завтра будет поздно. Вряд ли найдется второй такой Завьялов, который бы за гроши стал дневать и ночевать с оркестром, поднимать новых пацанов, вытаскивать их из притягательных подворотен. Ну и, конечно, музыка! Как всегда, вечная и в то же время очень тонкая и ранимая штука. Без мастера она просто растворится в суете, бездуховности нынешней попсы, отодвинет, быть может, навсегда, нынешнее поколение от классического наследия, без которого прерывается связь времен. Наверное, звучит слишком высокопарно, а то и манерно, но это так.

      Есть ли выход? Завьялов и его ученики уверены, что есть. Выход - в создании муниципального оркестра. Право же, коллектив Виктора Михайловича это заслужил своим многолетним и результативным трудом. Тогда биг-бенд Завьялова сможет не только поставлять лучших музыкантов в лучшие коллективы области, страны и зарубежья, но и позволит накапливать бесценный капитал в собственном городе. Тогда появятся и последователи, продолжатели дела маэстро. Но это ни от самого маэстро, ни от его учеников, увы, не зависит.



Источник: Рискин, В. Школа Виктора Завьялова : [Биг-бенд г. Озерска] / Рискин В. // Челябинский рабочий. - 2003. - 10 января. - С. 7.