"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
В начале ноября наш город будет отмечать своё 70-летие, и в эти же дни исполнится 40 лет школе № 25. Её первым директором был удивительный человек – Замора Владимир Павлович. Достаточно сказать, что ему довелось открывать новые школы не только в Озёрске, но и в селе Худайбердинском Аргаяшского района, и в посёлке Метлино. Вспоминает почётный гражданин города Озёрска, в семидесятые бывший начальником ГорОНО, Александр Сергеевич Волков: – Он был фронтовик, но его настоящий фронт был не тот, где он завоевал ордена и медали, а именно школа. Он предан был этому делу до конца. Есть люди, которые полюбили какую-то профессию, и готовы были ей служить всю жизнь – вот таким был Замора. Когда было принято решение о строительстве новой школы, В.П. Замора работал директором сороковой школы. Я ему сказал: «Владимир Павлович, я хочу назначить Вас директором школы вновь открывающейся, № 25. Как Вы на это смотрите?». Он сказал: «Но как я буду совмещать две школы – сороковую и двадцать пятую?» Я ему ответил: «Я беру на себя ответственность и назначу Вас так, что комар носа не подточит». И назначил его в двадцать пятую школу завхозом. А когда школу построили, он уже стал её директором. Прежде всего, я его отправил закупать оборудование, выписал ему командировку в Белоруссию. Он очень рьяно за это дело взялся и начал везти буквально эшелонами мебель, различное оборудование. Он закупил двадцать с лишним кинопроекторов, телевизоры, магнитофоны, диапроекторы или фильмоскопы, ЛЭТИ, эпидиаскопы, экраны. Были оборудованы лингафонные кабинеты. Были построены прекрасные мастерские: слесарная, электротехники, швейная и токарная, в которых имелись все необходимые станки и другое оборудование. Имелся также класс автодела с тренажёрами, теплица и собственный грузовой автомобиль ГАЗ-52. Словом, школа была оборудована по последнему слову техники. Когда строительство школы было закончено, уже ни у кого не возникало вопроса, кого назначить директором. Владимир Павлович приступил к подбору кадров, и ему удалось создать очень не плохой коллектив. Он подобрал очень грамотных и сильных завучей. А отношение к учительству у него было покровительственное, он не преследовал учителей за плохие уроки, а старался помочь обрести мастерство. Его коллектив школы очень уважал. Если к нему обращался кто-то из учителей с просьбой чем-то обновить кабинет, он всегда старался помочь. Мне довелось побывать у него на уроке истории. Рассказ шёл о Великой Отечественной войне. Он горячо рассказывал о тех событиях, свидетелем и участником которых был сам. Но вот рассказов о своих личных подвигах на уроках не было. Фронтовики тех лет вообще крайне редко рассказывали о своём участии непосредственно в боях. Они старались рассказать, что война – это плохое дело. Война – это страшное дело, потому, что она приносит много горя. И когда ему задавали вопрос: «У тебя орден за что?» Он отвечал: «Как за что? За Победу». Но вот чтобы рассказать какой-то эпизод или бой – такого никогда не было. Надо сказать, что в тот раз тема урока была о роли Коммунистической партии в Великой Отечественной войне. Но он обыграл это так, что главным был народ во всех этих событиях, а не какие-то партийные деятели. И очень он, конечно, неплохо знал всех командующих фронтами, поэтому он постарался на этом сконцентрировать внимание. Я потом ему после урока сказал, что про партию-то и забыл. «А что о ней помнить? – ответил он, – Она своё дело делала, а мы – своё». Понятно, почему и государство тогда уделяло очень серьёзное внимание начальной военной подготовке, и Владимир Павлович, как участник войны, понимал её важность. Но в 25 школе проектом не был предусмотрен стрелковый тир, и его решили сделать своими руками. В школе был углублён подвал, настелен пол, и там был оборудован тир и класс НВП, где проводились занятия для учащихся. К сожалению, в настоящее время этот тир закрыт. Он был директор, который жил этой школой по-настоящему. Даже когда он уходил в отпуск, что, кстати, бывало не часто, он не уезжал из города и всё равно следил за тем, как идут дела в школе. Надо сказать, что даже когда он уже не работал в школе, он всё равно жил её нуждами, её заботами. Я знаю много людей, которые посвятили себя делу, а потом забыли и не интересовались уже никогда ни чем. А его волновала судьба школы. Вспоминает Волкова Ольга Николаевна, учитель химии: – Владимир Павлович был доброй души человек. Мы знаем, что некоторым учителям было свойственно выставлять ученика в коридор за какие-нибудь шалости или проступки, так вот, Владимир Павлович, если видел ученика в коридоре, он умел найти для него такие слова, что ученик готов всё сделать, чтобы исправиться. Ученика он возвращал в класс, а с учителем потом беседовал и старался ему донести мысль, что ученик – это личность, человек со своими привычками, со своим характером. Он растёт, учится, он ещё не совершенен, но всё равно ученика необходимо уважать. На фото: Замора В.П. во втором ряду третий справа
Источник: Школа – его жизнь: В.П. Замора, ветеран Великой Отечественной войны, первый директор школы № 25 // Школьный компас. – 2015. – № 2 (октябрь). – С. 2-3. |