"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Г. Ярцев,
В. Рискин

МУЗЫКА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ:
Оксана Важская - профессиональный музыкант, менеджер и… экстремал

      В буклете, посвященном юбилею дворца культуры "Строитель", о Важской сказано, что это руководитель новой формации, мыслящий ярко и масштабно. И еще: "Ее деловая энергия позволила ДК встать на прочную материальную базу и не только сохранить творческий потенциал, но и многократно приумножить". Сказано, конечно, пышновато, но в этих словах - абсолютная правда. Редкий сегодня очаг культуры может похвастать десятками творческих коллективов и полутора тысячами участников художественной самодеятельности. Ну, а зарубежные гастроли - это и вовсе отдельная статья.

Храм культуры

      О себе Оксана Важская наотрез отказалась рассказывать. Все порывалась говорить о мэтрах озерской культуры, например о Маргарите Саморуковской, творческих коллективах и чуть ли не о каждом артисте в отдельности.

      - Я лучше о других с удовольствием почитаю, чем о себе, - обворожила нас своей улыбкой Оксана Борисовна.

      Тем не менее, у нашей малосговорчивой собеседницы удалось выведать, что в культуру она пришла совсем неслучайно, да и к умению управлять у нее была предрасположенность на генном уровне. Но о генах чуть позже. Сначала о самом дворце. Это одно из самых оригинальных зданий города. И стоит на самом высоком холме. Здесь бы церкви место, но она заложена чуть ниже. Не потому ли "Строитель" с полным правом называют храмом - храмом культуры. Он это название оправдывает. Опять-таки далеко не каждый самодеятельный коллектив держит высокую профессиональную планку. Такого уровня, что даже столичные комиссии неназойливо интересовались: а из каких таких "опер и драм" прибыли и выступают на сцене строительного ДК эти профессионалы. Им объясняли, что Александр Гапонов, Семен Шмуклер, Михаил Шаров и другие солисты "консерваториев" не кончали, работают или работали на предприятиях города. А поют прекрасно потому, что родились с голосами. Это раз. Очень любят петь. Это два. И три - в ДК трудятся великолепные преподаватели.

      Например, Борис Борисов - дирижер оркестра народных инструментов "Россияне". В его сопровождении считают для себя за честь выступать народные артисты России Галина Ненашева, Людмила Рюмина, Леонид Сметанников. Да и другим именитым артистам есть чем похвалиться: Александр Великанов носит звание лауреата международных и российских конкурсов, Наталья Карлова - лауреат международного конкурса вокалистов в Италии. А самому дирижеру присвоено звание заслуженного работника культуры России.

"Золушка", "Алиса" и другие

      Славу дворцу принесли, безусловно, его первые коллективы: классического танца (руководитель Валентина Кизаева), детский танцевальный коллектив "Радуга", основанный Альбиной Костылевой, детский хор и хор русской песни. Отдельная страница в истории "Строителя" - коллектив бального танца "Золушка". Его создали легендарные руководители Галина и Владимир Мусатовы. В 1981 году ансамбль стал лауреатом первого Всероссийского конкурса бальных танцев, а спустя шесть лет - народным коллективом. Внутри "Золушки" родилась школа спортивного бального танца. Ее участники не раз выходили в финал чемпионатов России, Финляндии, Италии и Германии.

      Более 50 подростков постигают секреты Терпсихоры в студии классического балета "Щелкунчик" (руководитель Лариса Важская). Много лет плодотворно работает молодежный музыкальный театр (руководитель Анатолий Богатиков). При нем создана школа эстрадной песни. Один из старейших коллективов - драматическая студия "Юность" (руководитель Александр Ледовских). Из этого коллектива вышли профессиональные артисты - А. Губанов, В. Савинов, С. Захаров и А. Семенов.

      Нельзя не назвать такие интересные творческие объединения, как детский коллектив эстрадной песни "Алиса", цирковая студия "Арлекин", шоу-балет "Престиж", диксиленд "Пять четвертей" и студия духовых инструментов (руководители Анна Ярмолюк, Валерий Михайлов и Игорь Савчук, Ольга Кузнецова, Анатолий Худяков, Татьяна Бастрикова). Они в разные годы снискали славу "Строителю" и сегодня поддерживают его марку как одного из лучших центров культуры на Южном Урале.

      Отдельно надо сказать о театре песни "Светлица", созданном в 1995 году Лилией Вишняковой. Несмотря на молодость, коллектив стал лауреатом многих фестивалей и конкурсов. В его репертуаре - русские, украинские, казачьи, цыганские, эстрадные песни. Что ни исполнение, то стилизованное представление с хореографическими постановками, чего даже в мегаполисе не встретишь.

Демидова из Канады

      Ну, а теперь, когда мы сказали о других, с полным основанием попытаемся выяснить жизненное кредо самой Оксаны Борисовны. Закончила Озерский музыкальный колледж по специальности дирижер-хоровик. Не успокоилась и пошла в академию культуры, из которой вышла уже менеджером. Два года отработала в отделе культуры, после чего ее назначили директором "Строителя". В этой ипостаси находится последние 13 лет. Только не думайте, что Важская стала обычным администратором! Как раз наоборот: уже в роли руководителя она занялась поиском новых творческих форм. Своеобразную ставку начинающий менеджер сделала на русский оркестр, где на первом плане домры, ложки, балалайки, но который способен исполнять и классическую музыку.

      Во-первых, это был не обычный оркестр, а "Россияне". Во-вторых, исполняли не какие-то шлягеры, а исконную народную музыку.

      - Она, русская музыка, - почти шепотом объясняет Оксана Борисовна, - оказывается, обладает удивительным свойством. Ее тонкие нити пронизывают и объединяют души всех, у кого есть или были славянские корни. В последнем мы убедились во время поездки нашего коллектива в Канаду. "Россияне" растопили сердца тысяч наших бывших соотечественников. С первых же аккордов балалайки зрители начинали плакать. И так проходили все 12 концертов.

      Однажды в Оттаве, на концерте в посольстве России, к нам подошла пожилая женщина. Узнала, что мы с Урала, из незнакомого ей Озерска и спрашивает: "А далеко ли от Озерска находится Кыштым? Его еще мой прадед основал!" И тут выяснилось, что перед нами правнучка самого Демидова. Она с восторгом отозвалась о выступлении и все время повторяла: "Обязательно приеду на родину своих предков!" Но, к глубокому сожалению, с поездкой не вышло: вскоре престарелая дворянка умерла. Зато организатор гастролей Альберт до сих пор звонит нам, спрашивает о планах, поздравляет с Рождеством и интересуется возможностью новых встреч.

Пятый проект

      И еще одна подробность. В ноябре 1998 года озерчан в Канаду послал тогдашний премьер-министр Владимир Путин. "Россияне" стали едва ли не единственным коллективом именно народной музыки в большой делегации российской культуры. Может, поэтому в кабинете Важской висит фотоколлаж, где она между Путиным и Киркоровым.

      - Путин - понятно, а почему скандальный Киркоров? - попеняли мы хозяйке кабинета.

      - Да потому, что это талантливый человек с большими творческими возможностями, - встала Оксана Борисовна на защиту певца и экс-супруга примадонны, - а скандалы - это составная часть шоу-бизнеса.

      Если уж мы помянули президента, то как не задеть выдвинутые им четыре национальных проекта. Нам показалось уместным спросить Оксану Важскую, почему в числе четверки нет культуры. А ведь она могла быть даже не пятой, а первой национальной идеей.

      - Пожалуй, да, - раздумчиво согласилась Оксана Борисовна. - Страна многонациональная и многоконфессиональная. Поэтому утверждать, что объединять может только один язык и одна религия - проблемно. А вот музыка понятна всегда и всем. Конечно, если речь идет о великой музыке. А великая - та, что прошла сквозь столетия и осталась навсегда в народе, поскольку она вечно жива. Это не просто слова. Посмотрите, как зритель принимает наш оркестр, хотя многие мелодии он слышит в десятый, а, может, в сотый раз. Все дело в том, что музыканты, исполняя мелодию, каждый раз реагируют на энергетику зала. Музыка не требует перевода. Она - живой организм, потому и является для нации своеобразным эликсиром душевного здоровья и надежды.

Дипломатия на повороте

      Наверное, Оксана Борисовна права. Недаром в ее дворец ходят заниматься разные люди - от малышей до ветеранов. Но всех приезжающих больше всего удивляет группа молодых мужчин от 25 до 35 лет. В такие годы им бы денежки коммерцией заколачивать, а они распевками занимаются. "Такого в Москве вы не увидите!" - поражались столичные коллеги Важской. Она и не возражала. Только аккуратно намекала, что на Урале, а тем более в Озерске народ особый. Не то что деньги не любит, но искусство повыше ставит. А если вдруг встанет выбор пред дилеммой: пить или петь, то озерские интеллектуалы склоняются к последнему.

      Объясняет аккуратно, чтобы никого не обидеть, отношений не испортить. Словом, дипломатично себя ведет. Дипломатия у нее в генах. В свое время отец Оксаны собирался поступать в МГИМО. Еще на Украине выпускник школы Борис Важский экстерном сдал вступительные экзамены в престижный вуз. Но тут его призвали в армию. Попал в "сороковку" охранять периметр закрытого города. И вдруг приходит вызов в МГИМО: мол, вы приняты, приезжайте учиться. Но единоличное решение Борис уже принять не мог: таким же правом голоса пользовалась и его новая знакомая - будущая жена и мать Оксаны, с которой он познакомился в Каслях. Она сказала: "Никакой дипломатии, останемся здесь". Теперь в семейном архиве хранится тот самый вызов, как напоминание о том, что в жизни Важских мог быть и иной поворот.

      Впрочем, с поворотами у Оксаны все нормально. У нее два увлечения - вождение автомобиля и горные лыжи. Любит скорость, что на автодорогах, что на склонах гор. Главное, считает, в первом и втором случаях вовремя затормозить.

      Живет Важская, как принято было говорить, для людей. Для себя начала только недавно. То есть решила попытаться устроить собственную личную жизнь. Но в этом месте она категорически велела нажать на кнопку "стоп" диктофона. А дальше рассказала, как есть и как должно быть. Но озвучивать чужие тайны мы не собираемся. И вам не советуем.



Источник: Ярцев, Г. Музыка как национальная идея : [Директор Дворца культуры "Строитель" О. Важская] / Г. Ярцев, В. Рискин // Челябинский рабочий. - 2005. - 27 декабря. - С. 7.