"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

С. Сыромолотова
СЕРДЦЕ ОТДАЮ ШКОЛЕ

      О своей профессии и о том, что значит «быть директором школы», нам рассказала Светлана Ивановна Васильева, директор школы № 38. В эту школу она пришла в 1979 году сразу после окончания факультета иностранных языков Челябинского педагогического института, а в 1991 году возглавила педагогический коллектив.

Дорога в профессию

      – На выбор будущей профессии повлияли, конечно, учителя, у которых я училась. Я родом из Тульской области, там пошла в школу. У нас был замечательный учитель истории Василий Васильевич Ульяхин, который водил нас в походы и был прекрасным рассказчиком. Потом, когда с родителями мы переехали в Озёрск, пошла в школу №32. Тогда директором была Татьяна Васильевна Никулаева. У нас в школе была возможность учить два языка, что я и делала. Татьяна Васильевна преподавала нам немецкий язык, а я, будучи старшеклассницей, иногда проводила занятия в младших классах. Мне это очень нравилось. Иностранные языки и история были моими любимыми предметами.

      После школы поехала поступать на иняз. В Челябинском пединституте конкурс был очень высокий, но поступила я легко. После института пришла работать в школу № 38.

Работа над ошибками

      – В школе сразу нагрузили: вела уроки и немецкого, и английского. Помню свой самый первый урок немецкого языка в восьмом классе. Учителя меня напугали: сказали, что это класс разгильдяев. Вхожу в класс – коленки дрожат. Как меня в институте учили, так я здороваюсь с ребятами на языке, весь урок веду на языке. Они сидят, смотрят на меня. Урок заканчивается, я с ними прощаюсь, и тут они мне говорят: «Может, объясните, чё вы тут базарили?» Я обомлела и поняла, что урок прошёл впустую.

      Но мне повезло со старшими коллегами. Моей наставницей стала Лариса Леонидовна Маркова, учитель и человек, каких мало. Она побывала на моих уроках и вселила в меня уверенность, что я стану хорошим учителем.

      Я легко влилась в коллектив. Но и «пахала». Не помню ни одного дня, когда бы я подумала, что выбрала не ту профессию. Правда, был день, который мог стать моим последним в профессии. Прошло уже много лет, но об этом всё равно трудно говорить.

      В седьмом классе был мальчик, над которым мальчишки, физически сильнее, издевались, а он не мог постоять за себя. Однажды тороплюсь на урок и вижу, что в рекреации, около туалета, этого мальчугана, лежащего на полу, пинает ногами одноклассник. Вокруг дети стоят и смотрят. Страшная картина! Я не помню, как подбежала, схватила за руку мальчишку, который избивал, и оттолкнула его с такой силой, что он отлетел к стене и ударился. С трудом провела урок, потому что в голове была одна мысль: я совершила ужасный поступок и моя педагогическая деятельность закончилась. После урока пошла к директору Владимиру Михайловичу Гурову и рассказала про то, что случилось.

      Он пригласил драчуна и сказал ему: «Светлана Ивановна говорит, что она тебя ударила. Расскажи, как это было». – «Кто ударил? Ничего не было». Потом, когда мы уже вышли из кабинета директора, он сам подошёл ко мне и сказал: «Светлана Ивановна, это я виноват». Мы с ним сидели в классе вдвоём и долго разговаривали, я, конечно, расплакалась. Этот случай стал для меня уроком на всю жизнь.

Ученики вчерашние и сегодняшние

      – В 80-е годы, когда начинала работать, суббота была учебным днём, но и по воскресеньям я весь день проводила с детьми. Даже тогда, когда появился сын. У меня был класс – 42 человека. Были сложные дети, с трудным характером. Порой было обидно из-за того, что они вели себя не так, как надо. Но я никогда не стеснялась быть искренней и эмоциональной с ними. Наверное, поэтому у меня с ребятами были тёплые взаимоотношения.

      Наши выпускники – это рабочие кадры для городских организаций и предприятий, в том числе и для ПО «Маяк». Проходят годы, и я вижу, что из очень многих наших выпускников получились надёжные ребята, добросовестные специалисты. У многих свои семьи, они ведут к нам детей, даже из других микрорайонов города. Значит, по-прежнему любят свою школу. Приятно, когда на улице или в магазине здороваются наши вчерашние ученики, а дедушки и бабушки, рассказывают о том, как складывается судьба бывших учеников школы №38. Это дорогого стоит, когда чувствуешь, что люди благодарны школе и учителям.

Трудности перемен

      – Сегодня школа быстро меняется. По правде, мне не нравится выражение «образовательные услуги». На мой взгляд, не может быть образование услугой. Образование – это жизненная необходимость.

      Меняется отношение многих мам и пап к школе, всё чаще родители нам говорят, что мы «обязаны», при этом забывая о своих родительских обязанностях. Да, мы обязаны следить за здоровьем детей и организовать питание, школа обязана обеспечить безопасность ребёнку, организовать учебно-воспитательный процесс и индивидуальные образовательные маршруты с учётом психологических особенностей ребёнка. Мы обязаны знать социальную карту каждого и работать с родителями.

      За последнее время должностные обязанности учителя и директора школы изменились и стали обширнее. Когда у учителя столько обязанностей, становится всё труднее их исполнять так, как надо. Нереально отвечать за всё. Сегодня школьным педагогам приходится заполнять просто кипы документов и отчётов. Порою кажется, что чиновники, которые придумывают различные нормативные акты, забывают, что в школе главное – это ребёнок и учителя.

      Конечно, надо отчитаться за каждый потраченный рубль, но о детях забывать нельзя никогда. Ребёнок должен идти в школу и знать, что его здесь ждут. А чтобы он это знал, если хотите, чувствовал сердцем, надо с ним разговаривать, а для этого необходимо время. А время учителя всё больше и больше уходит на заполнение всевозможных документов и отчётов. Нагрузка на педагогов растёт год от года.

      Прекрасно, что по программе модернизации школ практически все кабинеты оснащены АРМ (автоматизированным рабочим местом). Учитель обязан вести уроки с использованием современных компьютерных технологий. Но никто никогда не учитывал, сколько времени уходит у педагога на подготовку к урокам, в том числе с использованием АРМ.

      Труднее стало работать учителям. Еще и по той причине, что дети не читают. Как научить писать сочинения, отзыв по прочитанной книге, если Интернет с безграмотными постами в социальных сетях заменил художественную литературу? Конечно, есть ученики, которые дружат с книгой, но их не так много, как это было во времена, когда я начинала работать.

      С другой стороны, материально-техническая база школы благодаря той же модернизации существенно улучшилась. Сделаны ремонты в классах, появились новая мебель, учебное оборудование, компьютерная техника, комплекты лего-роботов, контрольно-измерительные материалы для учеников. Но и здесь в законодательном плане не всё продумано. С чем может столкнуться школа? Чтобы, например, закупить оборудование в школьную столовую, мы должны провести конкурс. Создаётся котировочная комиссия, информация о конкурсе на поставку оборудования размещается в Интернете, конкурс выигрывает фирма из Самары, которая дала самую низкую цену. Как проверить добросовестность фирмы? Никак. В итоге я со своим заместителем несколько месяцев переписывалась и перезванивалась с руководством самарской фирмы, выигравшей конкурс на поставку посудомоечной машины. Фирма не сумела выполнить свои обязательства. Пришлось на нервах в кратчайшие сроки искать поставщика в пределах городского округа. Его услуга оказалась на три тысячи дороже.

Директорское кресло

      – 22 года назад, когда я только приступила к обязанностям руководителя, думала, что главная задача директора – сделать школу комфортной для учеников, учителей и родителей, качественно организовать учебный процесс. Сегодня главным качеством директора становится прагматизм, умение абстрагироваться от эмоций. Сегодня от руководителя школы требуются жёсткость в достижении целей, жёсткость в требованиях к персоналу.

      Я понимаю, что требование времени – это жёсткий спрос с подчинённых. Но я боюсь ненароком обидеть людей. Стараюсь делать так, чтобы никого не карать. Мне кажется, люди должны добросовестно исполнять свои обязанности и в то же время понимать, что существует возможность наказания. На этом и должен держаться порядок в школе. А командный тон может только навредить нормальной атмосфере в школьном коллективе. К сожалению, прихожу к выводу, что в современной школе директор всё меньше педагог и всё больше менеджер, который живёт разумом.

      Но если говорить про меня, я живу сердцем. Для меня главное – любить своё дело и верить в успех, главное, когда рядом надёжная команда и верные друзья, главное, если видишь положительные результаты своего труда, когда школа развивается, а ученикам, их родителям и учителям в ней комфортно.

Фото В. Малышкина



Источник: Сыромолотова, С. Сердце отдаю школе [Текст] : [беседа с директором школы № 38 Озёрска Светланой Ивановной Васильевой] / С. Сыромолотова; фото В. Малышкина // Вестник Маяка. – 2013. – 4 октября. – С. 4.