"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Дерновая

С ЛЮБОВЬЮ О ШКОЛЕ:
Васильева С. И. - директор школы № 38

      Все вышло совсем не так, как предполагала я. Дело в том, что когда я назначила свидание директору школы № 38 Светлане Ивановне ВАСИЛЬЕВОЙ, моим намерением было собрать материал для небольшой зарисовки о ней самой. Но ситуация вышла из-под контроля: целый час Светлана Ивановна говорила о школе. И, честно говоря, я даже рада, что мой сценарий "сломался": ведь порой мысли, высказанные вслух, могут сказать о человеке много больше, чем сухие факты его биографии. Правда, без нескольких штрихов все же не обойтись.

      Родина Светланы Ивановны - ни больше ни меньше - Ясная Поляна. Двадцать пять лет назад она вместе с родителями приехала в Челябинск-65, закончила "английскую" школу, затем Челябинский пединститут (факультет иностранных языков). Ее первое и единственное место работы - школа №38.

      Тринадцать лет педпрактики и классного руководства. Семь лет директорства, за которые родное учебное заведение из "восьмилетки" превратилось в "десятилетку", приняло новую концепцию - "Дом радости". За этот довольно небольшой период времени был сделан капитальный ремонт, к основному зданию школы пристроено еще одно. Но молодого педагога принимала та, старая школа семидесятых.

      - Я почувствовала этот необъяснимый особый дух, царящий в ее стенах. Как то сразу оценила необыкновенно доброго атмосферу. А другого и быть не могло. Здесь работали великолепные педагоги, "асы" своего дела. Например, Тамара Степановна Боровинская, преподававшая математику. Ее я считаю первоклассным учителем, сочетающим в себе мудрость и такт, высочайший профессионализм и требовательность (именно она в мой первый день подошла ко мне и поддержала). До сих пор в нашей школе преподает Татьяна Сергеевна Гаврилова, человек удивительно сердечный. Я очень люблю бывать у нее на уроках. Татьяна Сергеевна - учитель неординарный. У нее своя, особая манера. Уроки русского языка Татьяна Сергеевна превращает в нечто увлекательное. Казалось бы, что может быть интересного в правилах склонений, в фонетических и синтаксических разборах? Однако дети на ее уроках не сидят со скучными лицами, они искренне увлечены, они поглощены творчеством. А своей душевной теплотой педагог рождает на уроке дух сопереживания.

      Не знаю, кто и для кого пишет все эти методические бумажки (я имею в виду спецлитературу для педагогов). Читаешь - и сразу же возникает мысль: как они далеки от школы! Сухо изложенный чужой опыт... Кому он поможет? Кого спасет? Все это бесполезно - хоть зачитайся или заповышайся на курсах. Раньше об этом не говорили, но сейчас я скажу. Если нет особого дара, Божьей искры, что ли, из тебя не выйдет хорошего учителя. Я убеждена: настоящий педагог должен быть человеком особенным. И первое место в иерархии необходимых качеств, которыми обладает он, занимает даже не мастерство, не профессионализм, а любовь к детям. Все остальные достоинства - знания, навыки по предмету и т.д - вторичны. Есть интерес к детям, любовь к ним - и учитель будет лучшим из лучших. Такой индивидуален во всем. У него нет одинаковых, построенных по шаблону уроков. Да и как это может быть? Все классы совершенно разные, и дети в них не похожи друг на друга...

      Не верьте, если преподаватель говорит, будто у него нет любимчиков, что для него все одинаковы. Да, можно хорошо относиться ко всему классу. Но, так или иначе, есть один-два человека, которых выделяешь. Например, кто-то знает, понимает предмет и на уроках выдает такое!.. Либо импонируют чисто человеческие качества в ребенке. У ребят - рыцарство, например. И вот нужно сделать так, чтобы твоя симпатия оставалась у тебя внутри. Ни в коем случае педагог не должен делить учеников на "своих" и "чужих"! А тот преподаватель, у которого заложен педагогический дар, и не будет этого делать. Он любит (причем искренне) всех, отдает свое сердце целиком, без остатка. Настоящий учитель не будет считать часы, минуты - ах, я переработал! Хотя новое поколение (не скажу, что все, но есть и такие) грешат этим. Да, время другое, и в моде сейчас "крутизна", деньги, богатство... Но над Педагогом с большой буквы нынешние ценности не властны. Он по-прежнему остается Учителем.

      В нашей школе добрая половина преподавателей просто живет школой. Люди не знают ни суббот, ни воскресений, свое личное время тратят на общение с детьми. Я стараюсь поддерживать эту старую закваску, тот дух, что с момента появления в школе навсегда покорил меня. Коллектив у нас очень хороший, я считаю, самый лучший в городе среди учебных заведений этого ранга. Я говорю не об отношениях между учителями, а о подходе к ребенку. Все мы страстно пытаемся создать особую атмосферу взаимопонимания, хотим, чтобы детям в школе было уютно и хорошо, как дома. А на уроках стараемся сохранить дух творчества и уважения между педагогом и ребенком - каждым в отдельности. Что скрывать, есть, конечно, среди нас учителя, применяющие диктат. Но это не система, и мы уходим от такого метода преподавания.

      Я очень люблю свою профессию, люблю свой предмет, люблю классное руководство. Даже не представляю, кем бы еще могла работать. Это, что называется, мое. Со своими ребятами в каникулы объездила весь бывший Советский Союз, истоптала ногами окрестные леса-горы... Всегда очень нравилось узнавать детей, открывать их в разных, порой непредсказуемых ситуациях, видеть их качества, наблюдать постепенное перерождение. Парадоксально, но не только педагог воспитывает ребенка, и ребенок влияет на взрослого. Так и учимся.

      С большим неудовольствием несу свой крест - административную работу. Ведь что такое директор? В нашей жизни это, прежде всего, хозяйственник. Хотя все должно быть не так. Я считаю, что в первую очередь руководителю необходимо знать школу. А это значит - детей, начиная с шестилеточек. А чтобы узнать, надо общаться, правильно? Не просто видеть их, а бывать на уроках, знать хорошо не только свой коллектив, но и родителей. Для этого необходимо иметь уйму времени. Поэтому хозяйственные дела меня просто раздражают! И отвлекают. Почему-то все надеются на руководителя, мол, сделает. Неправильно это. И сейчас, пожив в "шкуре" директора, с ностальгией вспоминаю "застойные" времена. Тогда львиную долю хозяйственных забот брали на себя шефы. Им это вменялось в обязанность, отчитывались они в горкоме партии. Помню, как шефы краснели-бледнели, когда что-то не было сделано. Как было хорошо! А сейчас я хожу, прошу, унижаюсь. Требовать мне нельзя! Лично меня этот процесс настолько деморализует! Просто болею потом.

      Если честно, то мне кажется, что на детей просто махнули рукой и проблемы школ в городе никого не волнуют... Ну неужели в таком маленьком, причем закрытом пространстве невозможно навести порядок?! Да мне кажется, вообще Озерск совсем нетрудно превратить в сказку! Обидно. За город, за детей, за учителей... Только в нашем ненормальном государстве может иметь место такое: людям не платят зарплату, а они все равно работают. И не просто работают, а горят, сжигают себя дотла! Это как в анекдоте: "Что же еще придумать такое? Может, с учителей за вход в школу деньги брать?" Но, несмотря ни на что, мы любим свою работу. Почему? Потому что она особенная. И мы будем продолжать вкладывать всю свою душу в то, что делаем... И если уж не деньгами, то оцените наш труд добрым словом. "Спасибо", - и мы опять в форме, готовы к новому учебному дню и... к новым испытаниям.



Источник: Дерновая, А. С любовью о школе : [о директоре школы № 38 Светлане Ивановне Васильевой] / А. Дерновая // Озерский вестник. - 1998. - 3 октября. - С. 7.