"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Иванов

ОЗЁРНЫЙ КРАЙ СИЯНЬЕМ ОЗАРИВШИ..: И.А. ТОЛСТЫХ

      Пролог

      Феерически впечатляющая картина: в ночном небе внезапно вспыхивает еле заметный маячок. Стремительный космический полет превращает его в гигантский, ослепительного света, факел. Это болид. Описывая фантастическую траекторию, огненный шлейф огромного шара рассыпается на мириады искр.

      Так в начале семидесятых минувшего века на музыкальном небосводе Озерска вспыхнул метеор по имени ИГОРЬ ТОЛСТЫХ. Золотая россыпь светлячков, порожденная его полетом, - сноп, плеяда талантливых учеников, с честью и достоинством продолжающих благородное дело, которое составляло всё существо их незабвенного УЧИТЕЛЯ.

      Главным критерием оценки личности в искусстве является мера таланта. Бытует мнение о том, что талантливый человек талантлив во всем. Да, по крайней мере, во многом. К ряду таких незаурядных личностей можно смело и уверенно причислить Игоря Алексеевича Толстых - организатора Озерского колледжа искусств, бессменным руководителем которого он был на про-тяжении почти трех десятилетий.

      Значительную часть своей активной жизни, кипучей энергии замечательный пианист и педагог отдал становлению, развитию столь необходимого городу учебного заведения с эстетической направленностью. То, что этот подвижник совершил, своеобразный подвиг во имя духовного расцвета края голубых озер, полностью и щедро отдав себя достижению высокой цели, - бесспорно, констатируемый факт.

      Еще на заре своей юности Озерск располагал весомым творческим потенциалом. Олицетворением его являлся музыкально-драматический театр с симфоническим оркестром. Со-листкой оркестра была Светлана Постика - ученица создателя одной из крупнейших пианистических школ Генриха Нейгауза. Блистательной игрой Светланы Николаевны восхищался сам Игорь Васильевич Курчатов.

      По воле рока музыкальный театр был упразднен. Оставшиеся музыкальные силы города, сплотившись, всячески, как могли, поддерживали творческое горение. Горение же, конечно, было слабым, напоминавшим скорее тление уголька, раздуваемое человеческим дыханием.

      И вот, да воздастся провидению, потрясающая новость: для молодежи атомграда открывается музыкальное учебное заведение среднего звена - филиал Челябинского музыкального училища имени П. И. Чайковского. Я воспринял поступившее известие с неописуемым восторгом. На межозерье высаживается "десант" молодых музыкантов-педагогов во главе с И.А. Толстых.

      Дирижер духового оркестра дивизии военных строителей Сергей Савицкий обращается ко мне с предложением свозить на рыбалку нескольких из этих челябинцев, прибывших для постоянного проживания в нашем городе. Почему бы не отозваться на доброе дело?

      Погожим деньком, уложив в багажник рыболовные снасти, нехитрый провиант, усадив в салон четырех пассажиров, я лихо повел свою "копейку" к живописному, богатому карпами озеру Каинкуль. В рыбацкую "артель" вошли С.Н. Савицкий, директор создаваемого колледжа И.А. Толстых, педагоги В.Н. Масленников и Г.М. Пулькин.

      Вся компания пребывала в приподнятом расположении духа, а в разговоре, естественно, доминировала музыкальная тематика. Игорь Алексеевич предстал перед нами собеседником интересным, обладавшим магически притягательной силой. Меня он покорил эрудицией, обширным знанием русской литературы, увлеченностью творчеством А.С. Пушкина. Потом, когда я впервые посетил квартиру этого интеллектуала, ознакомился с его личной библиотекой, то прекрасно понял декрет необъятной широты кругозора предельно строгого, собранного, цельного и вместе с тем мудрого, доброго, располагающего к себе человека.

      Сидя за рулем, мне, как старожилу, пришлось отвечать новоселам на множество вопросов, касающихся культурной и образовательной сфер жизни города, давать комментарии, сопровождать аргументами.

      ...Рыбалка не задалась. Ночью прошел проливной дождь, установилось ненастье. Солнце скрылось за косматыми тучами и не порадовало романтиков отражением своих ласковых лучей в зеркальной чешуе намертво залегших на илистое дно сонливых каинкульских карпов. Проселочную дорогу развезло, и она превратилась в сплошное грязное, непролазное месиво. У моего "жигуленка" лопнул кронштейн тяги устойчивости, и мы с горем пополам добрались до своих домашних очагов. Неудовлетворенность рыбацкой страсти, трудности пути сплотили нас, связав крепкими узами мужской дружбы.

      Игорь Алексеевич мгновенно "сколотил" работоспособный коллектив и развил бурную деятельность. Благая цель энтузиаста стала понятна сразу и всем. Одаренным, способным выпускникам музыкальных школ нашего города и школ городов системы ЗАТО необходимо было давать спе-циальное профессиональное образование. Кроме того, в "производственную" программу училища были включены пункты просветительской работы среди населения, методической помощи музыкальным и общеобразовательным школам городов ЗАТО, близлежащих населенных пунктов, а также всесторонняя помощь учреждениям культуры в деле развития народного творчества. И вскоре я, как председатель культурно - массовой комиссии объединенного комитета профсоюза химкомбината "Маяк", почувствовал подставленное мне Игорем Алексеевичем крепкое дружеское плечо.

      Игорю Алексеевичу претило, было чуждо профессиональное чванство. Толстых судил о людях по их способностям, а не по принадлежности к тому или иному роду жизненных занятий. По его инициативе, с одобрения идеологических инстанций, мы создали так называемый "Союз Искусства и Труда". Были утверждены положение, девиз, эмблема, которые послужили руководством к действию.

      Участники художественной самодеятельности ремонтно-механического цеха (ныне - завода), а затем и других подразделений градообразующего предприятия совместно с профессиональными музыкантами (педагогами и студентами) стали систематически давать концерты на лучших сценических площадках, сборы с которых направлялись в Фонд Мира, городской Фонд Детства. Ин-тересные программы сборные концертные бригады возили во время уборочных компаний для тружеников села. Работникам же комбината, привлекаемым к сбору урожая в страдную пору, посланники Озерска представлялись желанной весточкой из родного дома.

      Преподаватели помогали самодеятельным артистам советами, консультациями, руководили кружками, хорами, ансамблями цехов и заводов, выполняли концертмейстерские функции. Рабочие же, служащие и инженерно-технические работники, увлекающиеся скульптурой, живописью, художественной фотографией, в свою очередь, экспонировали свои произведения на выставках в стенах колледжа.

      Благодаря неустанной шефской помощи Игоря Алексеевича мне, будучи депутатом городского Совета, довелось возглавить делегацию, показавшую москвичам весной 1990 года художественную экспозицию с музыкальной иллюстрацией "Уральский сказ". Полотна Бориса Кондрашова, игра музыкантов получили высокую оценку посетителей выставки и экспертной комиссии Министерства культуры России. Специалисты столицы зачли нам приоритет в возрождении этой старой, хорошо воспринимаемой публикой, но надолго забытой формы проведения вернисажей. К этой оценке присоединила свое мнение наша землячка, начальник методического отдела ведомства В.И. Лавриненко.

      Процветание учебного заведения, всеобщее признание явилось результатом конструктивной политики, проводимой его директором. Неоценимый вклад в формирование кузницы эстетических кадров, ее жизнедеятельность на протяжении многих-многих лет вносит депутат городского Собрания нескольких созывов кряду Анатолий Иванович Лобода. Добрых дел и услуг, оказанных этим гуманистом, не счесть. Образцовый руководитель производства, генеральный директор ЗАО "Уралгидромонтаж". Заслуженный строитель России, Почетный гражданин города, будучи человеком проницательным, постоянно держит руку на пульсе культурной жизни Озерска. Анатолий Иванович - постоянный и желанный гость всех творческих коллективов. Его спонсорство, моральная поддержка молодежи неизменно приносит свои добрые всходы и плоды. Зачастую конкурсанты, участие которых в престижных музыкальных состязаниях осуществляется с помощью А.И. Лободы, возвращаются с лауреатскими "трофеями". Инициатива создания тандема Толстых-Лобода, безусловно, принадлежит организатору ОКИ.

      Колледж искусств (этот статус учебное заведение приобрело в 2002 году) из года в год выпускает квалифицированных специалистов, многие из которых, продолжив обучение и получив высшее образование в лучших музыкальных вузах страны, возвращаются в родные пенаты, твердо становясь на преподавательскую стезю, а часть посвящает себя вокальному или инструментальному исполнительству, дирижированию и композиторскому сочинительству.

      Среди бывших питомцев колледжа есть лауреаты, дипломанты различных конкурсов, выпускники с присвоенными им почетными званиями и учеными степенями. Один из недавних студентов-народников успешно выступил в качестве солиста с большим сводным русским оркестром, состоящим из Государственного "Малахит" (Челябинск) и Национального академического имени Н.П. Осипова (Москва). Все это свидетельствует о научном подходе и серьезной постановке учебно-воспитательного процесса коллектива, созданного И.А. Толстых.

      Предметом особой гордости колледжа искусств являются музыкальные среды - любимое детище Игоря Алексеевича. Многолетняя подготовка и проведение встреч музыкантов с городской публикой ответственно и качественно осуществляются под руководством заведующей кафедрой теоретических дисциплин Заслуженным работником культуры России Т.И. Савушкиной.

      Особняк на улице Космонавтов ныне представляет собой храм музыки, прекраснейшего из искусств, верховным жрецом которого был его первый директор. В свои широко распахнутые двери он гостеприимно впускает всех, кто поклоняется чарующим звукам, давно став учебным и просветительским центром неоценимой значимости, неиссякаемым родником духовности и морали. Его посещают и стар и млад, ибо однажды переступив порог этого здания, юное существо навсегда получит урок святости и доброты.

      Встреча на жизненном пути с человеком сильной натуры, высокообразованным, глубоко интеллигентным, целеустремленным оставляет в сознании встретившего его не только рельефный отпечаток, но и неизгладимый след. Я бесконечно благодарен судьбе за то, что она свела меня с Игорем Алексеевичем в первые дни его прибытия на Озерскую землю, установила, укрепила между нами добрые, доверительные отношения на долгие-долгие годы, принеся драгоценные плоды делового и творческого сотрудничества.

      С именем И.А. Толстых связана не только моя судьба, но и судьбы членов моей семьи. В начальный период существования Озерский колледж искусств не имел собственного здания. Для академических занятий ему была предоставлена часть учебного корпуса первой детской музыкальной школы. Под общежитие для иногородних студентов свои помещения отвела школа-интернат № 29, директором которой была моя жена Валентина Емельяновна Иванова.

      В классных комнатах школы были установлены десять инструментов (фортепиано) с целью совершенствования игры на них студентов во внеурочное время. Кроме того, "квартиранты" получили исключительную возможность проходить педагогическую практику с привлечением учащихся школы. Они также способствовали воспитанникам интерната в приобщении к искусству, подготовке программ и проведению смотров детского художественного творчества. Это тоже был Союз необходимый, крепкий и плодотворный.

      ОКИ успешно окончила моя дочь Светлана, а затем получила высшее образование в Екатеринбурге. Сейчас она педагог общего фортепиано в родной ДМШ № 1.

      В истекшем учебном году с отличием завершил курс обучения в колледже по специальностям "балалайка" и "классическая гитара" мой внук Дмитрий, став студентом Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва).

      Скорбную весть о внезапной кончине Игоря Алексеевича до нас с женой донесла на лестничном пролете дежурная женщина - вахтер, когда мы спускались из концертного зала после планово проведенной музыкальной среды. Преждевременный уход из жизни дорогого, близкого человека резкой болью отозвался в наших сердцах, как и в сердцах тех, кто его знал, работал с ним, учась у него, оттачивал грани своего мастерства.

      Озерск простился с незауряднейшей личностью, горько сознавая невосполнимость утраты. В ближайшем выпуске одной из городских газет я опубликовал свою статью "Памяти Маэстро".

      В октябре 2001 года на фасаде здания колледжа была установлена мемориальная доска. На ее торжественном открытии, приуроченном к Международному Дню музыки, были возложены живые цветы. Это был тоже вечер музыкальной среды.

      Придя с концерта, обуреваемый трепетным чувством, я взял в руки перо, на чистом листе бумаги написал заголовок очередной статьи, эпиграф, текст и приложил фотографию.

      Газета с символическим названием "Камертон" известила об этом знаменательном событии жителей города, который Игорь Алексеевич горячо любил, служению которому он без остатка отдал все физические силы, пламя души гражданина-патриота, подарил его молодежи свой недюжинный талант большого музыканта и педагога.

      Эпилог

      Подъезжая на скорости со стороны легендарного города уральских умельцев Касли, видишь, как из-за горизонта будто выплывает другой город. По зеркальной глади Иртяша он грациозно скользит, словно белый лебедь - символ Созидания, Мира, Добра, Любви и Покоя. Это - Озерск юбилейный. Красавцу - 60 лет. Ровно половину этого времени в нем жил, неутомимо творил, вписав ярчайшую страницу в историю развития его музыкальной культуры и оставив живущим о себе светлую память, Заслуженный работник культуры России Игорь Алексеевич Толстых.



Источник: Иванов А. Озерный край сиянием озаривши…: [И.А. Толстых - создатель и директор колледжа искусств] // Про Маяк. - 2007. - 23, 30 марта.