"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Начиналась вся эта история еще в прошлом тысячелетии. 1 ноября 1958 года городской Совет депутатов издал постановление об организации отдела по радиовещанию и телевидению при горисполкоме Челябинска-65. Немало воды утекло с тех пор. Менялись вожди, идеология, экономические отношения... Немного осталось свидетелей и участников создания в Озерске того предприятия, что сегодня все еще называется телерадиокомпанией "Иртяш". С одним из тех, кто стоял у истоков городского радио и телевидения (и до сих пор находится в строю и, как говорится, на боевом посту) мы сидим в студии радио, в той, что на первом этаже в здании на Ермолаева, 1. Мой собеседник неторопливо заваривает порцию растворимого кофе. Рабочий день позади - можно просто посидеть и поговорить... Мы никуда не спешим. Хрипловатый голос звукорежиссера Ивана Николаевича Терешенко, человека, в силу специфики профессии всегда остающегося "за кадром", приобретает теплые нотки. "После окончания 10 классов я поступал в Харьковское лётное училище. Экзамены сдал, всё сделал... А на центрифугу посадили, крутнули, остановили, я встал - и упал. Медик говорит: "Не-е-ет. Это не летчик". Ну, ладно. Это было в июле 1956-го. А 3 августа меня уже призвали в армию. Я в военкомате сразу сказал: "Никуда не пойду, только в авиацию". Потому что я думал, что потренируюсь, подготовлю себя и поступлю в лётное после армии. Ладно. Привезли в часть и говорят: "Вас будут учить для авиации". Ну, я перекрестился, думаю: "То, что надо". И сразу поставил себе задачу: только на "отлично" учиться. Потому что будущее уже себе запланировал. И началось. Сначала зарядка. "Жуковская". Часовая. Потом - занятия. И первое, что мне сразу понравилось - это радиотехника. Нас готовили по специальности "стрелок-радист". Полтора года мы учились. Я закончил с отличием. Прибыл за нами "покупатель" - старший лейтенант отбирать команду для дальнейшей службы. Документы забрал наши - и на вокзал. Приехали в Эстонию. Сидим на своих вещмешках. Вызывают. Куда ведут? Смотрим - ангар стоит, казарма деревянная. И три цеха: радиоцех, турбинный и оружейный. Оказалось, это ДАРМ. Дивизионная авиаремонтная мастерская..." Там и служил Иван Николаевич. Но судьба - барышня капризная и с богатой фантазией. Не пустила она молодого "дембеля" Терешенко в авиацию, а забросила в "Сороковку", где к тому времени уже трудился его брат. "Тут Ермаков был, Евгений Дмитриевич, - начальник отдела радиовещания и телевидения. Говорит: "Радиомехаником пойдешь". Сам Евгений Дмитриевич образования был небольшого, но люби-и-итель... Неполадки в схеме находить - ему тестер не нужен: пальцами. У него пальцы были сведенные: от электричества. Пощупает схему: "Так, тут не хватает напряжения... И вот тут обрати внимание...". Мы сразу нашли общий язык. "Всё, - говорит, - никуда не пойдешь. Будешь ты у меня работать". И начал я трудиться... Было это в начале 1960-го. А через некоторое время дал он мне VI разряд. Ну, я, правда, отсюда не вылезал. А что, холостой был... Да и город-то тогда был... Вот была улица Ленина (Сталина), Победы (Берии), Советская была, по которой водили заключенных на работы. Я приехал - строили Уральскую. Заключенные и строили. Стариков в городе не было. Всё - молодежь: медики, УРС, молодые парни-заводчане... Во! Столько было танцплощадок... И деньги были, и гуляли, и выпивали... Но так, как сейчас пьют - не пили. Всё в пределах разумного. Да и жить тогда было интереснее. Это сейчас уже как-то скучно стало. Да и молодежи я не вижу. Тогда молодежь в городе, действительно, кипела..." Молодежь "кипела" и в этом своем кипении хотела не потреблять, а созидать, не получать, а отдавать... Время другое?Идеология другая? Государство другое? Не знаю. Но хотели не только смотреть и слушать, что делают другие, но и чтобы в городе было свое. Свое телевидение и свое радио. Радио начиналось с коротких информационных блоков, выросших затем в "радиогазету", выходящую дважды в неделю. А уж когда были образованы различные отделы редакции радио, то программы стали ежедневными и 50-минутными. О чем остается теперь лишь вспоминать... А телевидение начиналось так. Иван Николаевич продолжает. "Тут стояло два кинопроектора. Мы провели кабель, камеру привезли, начали местное телевидение показывать. Людмила Ивановна Морозова была, техник (она с завода пришла), Володя Заикин, Дядина Лариса была диктором... Семь или восемь человек нас было. Сами все делали, своими руками... А когда было построено второе здание, во дворе, Богданов (редактор - прим. авт.) технику "вырвал" из Челябинска. Перешел я в редакцию звукооператором. Там Валерий Ефименко был, я, потом пришла Наталья Кома-рикова (после МГУ), попозже - Галя Чернецкая, Ольга Гончарова, вот мы и начали выпускать подборку новостей. А учеба... Год проучился в нашем МИФИ, потом перевелся в ЛИКИ (Ленинградский институт киноинженеров). Там был факультет "Звукозапись". Его и закончил..." Мало кто по ту сторону "колючки" знает, что первые "прямые эфиры" появились вовсе не в "перестроечные" годы горбачевской "гласности-согласности". Одни из первых "прямых эфиров" в СССР появились в жутко закрытом и до сих пор страшно режимном Озерске... "Телевидение-то у нас началось году в 1962-м... Или в 1963-м. Передачи не записывались, шли в прямом эфире. Первый в городе струнный оркестр Золина - 42 человека! Ни в какую студию не войдут... Три микрофона - и я выдавал в эфир их "живьем". Ну, правда, перед этим две-три репетиции... Потом был и Тришпиот со своим духовым оркестром, потом оркестр Савицкого из клуба "Строитель". Потом коллективы из ДК "Маяк"... Всё "живьем" выдавали! И передачу "За круглым столом" вела Чернецкая: порепетировали - и вперед! Большие передачи на радио появились уже в семидесятые годы. У Валерия Анатольевича (Ефименко - прим. авт.) был целый штат корреспондентов: и химкомбинатовских и городских... И тут уже пошли очерки, зарисовки, рассказы, концерты в записи... Большие материалы - музыкально оформлялись. Еще Богданов любил кинохронику. На 8-миллиметровую камеру записывали разные городские события, мероприятия, а Борис Иосифович Коганов озвучивал. Закадровый текст записывали в студии, и музыку подкладывал. Но тогда не было аппаратуры, чтобы наложить музыку на кинопленку. Как быть? Синхронно включали. Кинопроектор запустили, а я уже отрепетировал: раз! - магнитофон включил и смотрю, где пауза, где что... Всё это отрабатывали. В чем и был интерес. И радостно было. Честно. Я всегда с работы уходил с хорошим настроением, потому что получал удовольствие от работы..." Ни Иван Николаевич, ни я не замечаем, что наш разговор длится уже полтора часа. Пора по домам. Всё равно ни описать, ни записать историю городского радио за одну беседу невозможно. Один рассказ про калачёвский цикл "Слушая старые пластинки" - это уже тема для отдельного очерка. А работа заслуженного артиста Коганова, "озерского Левитана"? Чтобы вспомнить обо всех, кто за полвека принял участие в создании такого уникального явления городской культуры как местное телевидение и радио, понадобится издание отдельной книги... Наверное, не случайно работать на городском радио считали за честь многие озерские журналисты. Да и не только журналисты: когда актер театра "Наш Дом", народный артист России Алексей Исаченко, переезжал в Красноярск, он в память о себе оставил запись, с которой долгие годы начинался наш эфир: "Говорит Озерск! Предлагаем вашему вниманию программу телерадиокомпании "Иртяш"... Иван Николаевич заботливо укрывает аппаратуру покрывальцем. "Как ребенка..." - приходит в голову ассоциация. Мы выходим на улицу. Город уже зажег фонари. На автобусной остановке ветер треплет рекламную муниципальную газету. Объявление: "ОТРК "Иртяш" проводит аукцион аренды в отношении нежилого помещения... Ермолаева, 1 (2 этаж)..." Источник: Волынцев, А. Полстроки из песни : [звукорежиссер ОТРК "Иртяш" Иван Николаевич Терешенко] / А. Волынцев // Единый Озерск. - 2008. - 12 декабря. - C. 13. |