"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Сколько ни свете поэтов – столько же, по-видимому, и граней у «магического кристалла» работы со словом. Каждому своя – в ощущениях, в понимании, в изменчивости ли, в постоянстве... Уральский поэт Александр Шубин если поддается саморефлексии, то размышляет о взаимоотношениях мастера и его ремесла, о земном приложении сил, возможно, «небесных», малопознаваемых: за шагом – шаг, за часом – час, годами металл и воск, и дерево, и камень идут через кураж, терпенье и верстак... Материя самой жизни, подчиняясь скорее законам природы, чем расчету и направленному воздействию, становится дыханием поэзии, силой слова. Силой слова – и новой жизнью языка, способного, как вдруг открывается, на большее, чем привычно полагаем. Лжи и всевозможным искажениям противостоит ...собачье целебнонесущее право: кротко лизнув сокровенным, как смерть, языком – к жизни вернуть все, что было убито потравой, то, что опять запоет, заболит глубоко. О глубинном, заветном, порой и самому себе запретном говорят стихи, и, как известно, мы слышим их лишь тогда, когда в чужом узнаем свое, в пережитом некогда кем-то – переживаемое нами здесь и сейчас. Стихи А. Шубина – вовсе не «чистая лирика». Однако песенность, музыкальность – их неотъемлемые качества, не изменяющие себе в драматически-повествовательном, историческом, философском контексте. Сильные чувства по сути своей музыкальны, что, впрочем, не противоречит ни накоплению житейской мудрости, ни твердой приверженности реалистическому письму... ни, в конце концов, мужеству согласиться: если что нам и предстоит, то – ...жить каждый день взахлеб – накоротке с космической иронией провинции и умирать – на русском языке. *** Поезд уходит Поезд уходит в полночную осень. Черти грохочут под каждым вагоном: малый: – Догоним, по-строгому спросим! Старый: – Чуток – и догоним! В каждом вагоне – и с каждой скамейки дни мои грустно таращатся в окна. Я – как последняя проба ремейка – в это же действие вогнут. Перед глазами киношной келейкой – черный квадратец, подсвеченный детством: кинопись жизни, где склейка на склейке – в общенародном контексте. Поезд летит, как в побеге растратчик – перемежая тоскою дыханье. Как же сладка из последней заначки жизнь за прозрачною гранью. Сириус белым горит, светофорит, гонит в Аид, в пересуд бесконечный, где – первым кругом, огнями «love story» – меченый, мельничный, Млечный. *** Слово Ярился под ярмом бесправия, бессилия и душу, как дитя из пекла выносил. И каждый божий день мне даровал не крылья, но слово – лишь оно мне и давало сил жить по крестьянской вере и традиции, жить каждый день взахлеб – накоротке с космической иронией провинции и умирать – на русском языке. *** Соврет Еще до смерти музыканта его душа гостит в раю, и ей поют все птицы сада, приняв по праву за свою. А музыкант сидит бездумный в прихожей ада – в кабаке, упершись взором полоумным в содом теней на потолке. Худые выцветшие руки, вчера взлетавшие легко, лежат отставленной прислугой, что задремала под хмельком. И – за мгновение до краха, земным на грош не дорожа, он слышит сквозь припадок страха, что возвращается душа: какой-то простенький мотивчик, полнейший вздор, шестнадцать нот – но оживает он, счастливчик! И – подпевая ей – соврет. *** Не говори Не говори и ты «прощай», кручины не держи. Моей, слетевшей невзначай, слезой не дорожи. Она сверкнула и ушла в земных печалей тьму, и сколько жизни унесла – не ведать никому. *** Свиристель Запахло весенней сосной. Живичная горечь. Свирель: чуть слышно поет свиристель – один в поднебесье лесном. Замерзших собратьев отпеть, их песенки спеть – спешит. Не страшно отставшему – жить, а страшно – не умереть. *** Озеро Плыть во сне исповедальном – в темном озере лесном – растворяя тайну в тайном зазеркалье приписном. Плыть вдоль дышащей границы подноготной и небес, где проблескивают лица тех, чьей верою воскрес. Плыть – парить, раскинув руки над подводною тайгой, невесомо, без натуги, тенью облачно-нагой... Плыть, впивая всею плотью свет с истоком вдалеке, привыкая вновь к свободе и полету налегке. *** Ода чайнику Здравствуй, чайник мой походный, собеседничек охотный, знатный времени транжир – рад, что ты, как прежде, крепок, и венчает блеск заклепок твой начищенный мундир. Как заклятое наследье ты пришел, впитавши медью судьбы лагерных широт. Как по глобусу, гадаю путь твой, пройденный до края исторических щедрот. Копоть смыть – не смоешь имя, за кого ты шел в полымя с гордо вздернутым рожком. Не изноешь волчьей ночью стон души чернорабочей, что крестилась кипятком. В век потравы и распада, средь гламурного парада ты один душой горяч: искрою небесной мечен, по-земному – человечен, и по-божескому – зряч. *** Ночное озеро Ночное озеро колеблется беззвучно. Под гулким колоколом звездной тишины отчетливо слышны и дальний плеск волны, и чей-то смех, и плач, и жалобы уключин, и женский голос – чувственный, певучий, и призрачный, как отблески луны... И сердце – в тесноте предчувственной истомы, так всё до странности здесь близко и знакомо, как будто я проник в предел души, где зыбкий свет, мерцая, ворожит, и светлый лик глядит и тайным знаньем дышит, и матушка слова печальной песни нижет, и голос, словно зябнет, – чуть дрожит... *** По живому Тонкий лед прогибается с треском, сполох молний под тяжестью шага: по-над водами с верою детской, по-над страхом – с недетской отвагой. Как припомню морозное чудо, улыбаюсь я – на небо глядя, даже, если целую иуду, что жуёт втихомолку проклятья. Верой греюсь, дышу и – шагаю. Век страстной прогибается с треском. Не умею втихую по краю: по-над бездною – с силою крестной. По гранитам родимого дома, что мне кровью отцовой завещан и, что рвет на куски по живому набегающей гибельной трещиной. *** Космонавтика – Так из света сгущаясь, восходит росток и, земным отболев, на небесном лепечет: ведь не вечен – по-божески хил потолок, а смиреннейший причт протопопу перечит. И поэтому неотлагаем черед и обратный отсчет каждой сцеженной вещи. Эта звездная ночь, словно наш огород – твой приход обожая, безмолвно трепещет... – Деда, проще! Скажи, папка в небе – живой? Как тогда – в первый раз – телевизор покажет? – Будем ждать, что такие поступят в продажу, чтобы знать, как, шагнув за барьер световой, твой папаня оттуда нам машет рукой, мол, по меркам земным там не страшно. *** Песня Заунывную старую песню, головою качаю – пою. Все, что в ней – мне заране известно: той же долей живу и терплю. Сколько помню себя – столько знаю я её... Песней душу целю! Допою – и опять зачинаю: головою качаю, пою. Запою – словно искру раздую – думу вольную да удалую в сердце стылое я зароню! Не могу никакую иную – все про эту сторонку ржаную – головою качаю – пою. Источник: Изварина, Е. Живичная горечь: Александр Шубин (г. Озёрск) / Е. Изварина // Наука Урала. – 2011. – № 11. – С. 7. |