"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Открылся 60-й, юбилейный, сезон в озерском театре драмы и комедии "Наш дом". Открылся он по-праздничному ярко - бенефисом заслуженной артистки России Елены Шибакиной. Виновница торжества отметила сразу несколько важных событий в своей жизни - 50-летний юбилей, присвоение звания "Заслуженная артистка России", 30-летие творческой деятельности. Елена принадлежит к редкой категории артистов, чья жизнь и судьба связаны только с одним театром. Много лет назад она, окончив учебу на курсе мастера Вадима Николаева в Свердловском театральном училище, приехала в наш город. Автобус подъезжал к КПП ночью, и тогда ее поразил и испугал луч мощного прожектора, скользящего по озеру. Пожалуй, это единственная отрицательная эмоция из далекого прошлого. Понравились город, театр, коллеги по творческому цеху, талантливый главный режиссер Борис Гутников. Потом было замужество, рождение и воспитание дочери, работа под руководством режиссера Виктора Шульмана, который, как считает Елена, раскрыл ее актерский, творческий потенциал. Первые и очень дорогие для нее роли - в спектаклях "Степанов мост" и "Синее небо, а в нем облака" принесли заслуженную славу и были отмечены как лучшие роли в сезоне. Роль бывшей кинозвезды Наташи в спектакле "На закате солнца" по пьесе Ю. Дамскер в постановке Н. Николенко - 123-я в ее репертуарном списке. Среди любимых образов - Васса Железнова, Свинья в спектакле "Простая история" и, конечно, героиня спектакля "Персидская сирень" по пьесе Николая Коляды, которая стала визитной карточкой актрисы. Об этом спектакле разговор особый. Вместе с нашим театром мне посчастливилось побывать в 2002 году на III театральном фестивале "Золотой конек" в городе Тюмени. Наша труппа привезла "Персидскую сирень" в постановке режиссера Николая Воложанина. Елена Шибакина играет закаленную житейскими бурями тетку с душой, в которой море нерастраченной нежности. Вместе с партнером Николаем Скрябиным они составляют уникальный актерский дуэт, рассказывая о жизни, страданиях и радостях простых людей, а, может, и про нас с вами. На том спектакле в Тюмени актеры не только заворожили зрительный зал, но и заставили прослезиться маститых критиков из Санкт-Петербурга и Москвы, которые видели множество спектаклей. Обсуждение спектакля было бурным, все члены жюри говорили о том, что в трактовке пьесы Коляды, представленной театром, ясно читаются мотивы Чехова и Достоевского. И.Г. МЯГКОВА, председатель жюри фестиваля "Золотой конек", профессор, кандидат искусствоведения, председатель секции театральной критики Москвы. - На таких спектаклях становишься счастливым зрителем, потому что такой тип актерского существования внушает веру в то, что человек нашему театру еще интересен. Сегодня произошло чудо, которого всегда ждешь от фестивалей. Это тот редкий случай, когда все компоненты спектакля замечательно взаимодействуют. Образ мира, в котором мечутся два человека, достигнут очень лаконичными способами. Совершенно замечательные костюмы. Ваш костюм, Елена Викторовна, это чудо абсурдного несоответствия одного другому. Эта короткая, вздернутая юбка, эти гениальные гольфы, которые зашиты не однажды. Но бедность не позволяет их выбросить и купить новые. Эта яркая красная кофта с бантом и с напуском, клетчатый пиджак. И этот потрясающий бирюзовый берет с веткой сирени. Все это нелепо, но не карикатурно, потому что мы на каждом шагу видим женщин, которые с помощью подручных средств пытаются сделать себя краше. (Кстати, костюм для своей героини подбирала сама Елена). Очень помогает раскрытию образов музыкальное оформление. Серенада Шуберта, этюд Скрябина "Сентиментальный вальс"- это музыка, которую невозможно слушать без волнения и которая по праву этим людям принадлежит. В этой музыке их скрытая сущность. И в этой женщине, вашей героине, которая принадлежит к совершенно определенной социальной среде, к оп-ределенному классу людей. Одиноких, никогда не знавших любви, бесконечно, до глубокой старости верящих в возможность счастья, воспитанных на советском романтизме. Эта женщина, которая начинается с речи городских окраин, привыкшая к нападению, унижению, находящаяся в состоянии агрессивной обороны, она всегда готова упредить удары, которых получала в жизни немало. И вместе с тем агрессия, это прикрытие ее нерастраченной нежности, ее необычайной интуиции, необычайной склонности к философии. Это от природы умные и справедливые тетки, которые из любой ситуации находят выход, которые "коня на скаку остановят", придут на помощь, отдадут последнее. А музыка подчеркивает истинную сущность персонажа. Простые мелодии, которые и она может знать, поскольку слушает радио,- это прекрасная музыка, которая отражает сущность этого человека. Идея русской национальной почты, этих писем, которые женщины готовы писать сотнями, для того чтобы использовать еще раз свой шанс - за всем этим просматривается основная идея спектакля, в которой возникает грандиозная тема мировой литературы - тема украденного счастья. Фестиваль 2002 года завершился для нашего театра триумфально. Спектакль "Персидская сирень" был признан лучшей постановкой и получил главный приз фестиваля - статуэтку Золотого конька. Все эти годы наш театр поддерживает связи с театральным сообществом Тюмени. Совсем недавно Елена Шибакина и Николай Скрябин вновь сыграли "Персидскую сирень", которая никогда не поблекнет от времени, поскольку рассказывает о главных человеческих ценностях, на большой сцене Тюменского театра, в присутствии более 600 зрителей. Сегодня Елена Шибакина - блестящая актриса, на которой держится репертуар театра. Достигнуты высоты профессионального мастерства, и, казалось бы, можно успокоиться. Но это не для нее. В беседе она призналась, что несмотря на огромное количество сыгранных разноплановых образов, к каждой новой роли она готовится, как к экзамену. Получая текст на руки, внимательно вчитывается в него, говорит себе: я не знаю эту женщину. Роль формируется постепенно, в процессе репетиций, а затем и на спектаклях в нее добавляются новые краски. Работа над созданием яркого сценического персонажа - это таинство, которое невозможно объяснить. Как у Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора - как лопухи и лебеда..." Впереди у Елены Шибакиной много работы, много новых ярких ролей, а мы, зрители, вновь придем в театр для того, чтобы удивляться и аплодировать. Источник: Гурина, С. Женщина на все времена: [актриса театра "Наш дом" Елена Шибакина] / С. Гурина // Озерский вестник. - 2007. - 20 октября. - С. 19. |