"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
Памяти П.И. Раппо |
|
Имя Панны Ивановны Раппо известно в нашем городе многим. Помнят ее как бывшую артистку, как балетмейстера и консультанта во Дворце и Домах культуры города. Но вряд ли кому известно, что судьба ее - драматическая повесть или спектакль, где главным действующим лицом является сама Панна Ивановна. С детства потянулась, она к театру. В этом помогла ей приемная мать Вера Николаевна Богородская-Раппо. Взяв на воспитание ее и еще двух девочек-сирот, Вера Николаевна увезла их в Москву, удочерила и со старшими стала заниматься хореографией (сама она по профессии была балетмейстер). Когда девочки репетировали, четырехлетняя Панночка поначалу только наблюдала за ними, но вскоре стала просить заниматься и с нею. Результаты превзошли все ожидания. И вот пятилетняя Панночка Раппо выходит на настоящую сцену. С этого дня и начинается ее творческая деятельность. Маленькую танцовщицу вскоре заметила всемирно известная в то время балерина Екатерина Гельцер. Она-то и помогла устроить Панночку в хореографическую группу при Большом театре. С пожелтевших афиш 1916 года глядит удивительно обаятельная девочка в шотландском костюме, в кокетливой шляпке с пером, а старинный типографский шрифт уведомляет: "Чудо-ребенок XX века! Панночка Раппо, 6-летняя балерина (феномен!)...". И далее из афиш следует: "Всюду громадный успех и восторг публики! Шик! Красота! Грация!". Ничего не скажешь, умели тогда рекламировать. Не о ней ли пел Александр Вертинский: "Я маленькая балерина, всегда нема, всегда нема..."? И завертелась, как в калейдоскопе, жизнь маленькой балерины. Она выступала в Эрмитаже, первом московском цирке, где пели и танцевали артисты оперы, варьете, оперетты и балета. Шло время. Панночка подрастала, но работала вместе со взрослыми артистами. Ездила на гастроли, выступала в концертах с известным русским певцом Леонидом Собиновым. Была во Франции, Польше, Китае, Японии, Турции. Объездила почти все крупные города Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Панна Ивановна Раппо работала в Челябинском драматическом театре имени С.М. Цвиллинга, вела уроки хореографии в театральной студии и одновременно была балетмейстером. Кроме этого проводила консультации по хореографии во Дворце культуры ЧТЗ. Вместе с ведущей актрисой театра, одной из первых заслуженных артисток РСФСР Софьей Вадовой она сдала в фонд обороны страны все свои драгоценности. У Панны Ивановны их было немало: наследство от матери, подарки зарубежных меценатов, да и сама она зарабатывала прилично. Не надо забывать, что Панна Ивановна была не только очень привлекательной женщиной, но еще и актрисой, которой ювелирные украшения были просто необходимы, но она рассталась с ними без сожаления. В 1942 году Панну Ивановну направили в прифронтовую полосу для организации ансамбля красноармейской песни и пляски. Здесь же, в прифронтовой зоне, по воле случая актриса стала донором. В санбат привезли раненого - совсем юного бойца. Ему необходимо было срочное переливание крови, а нужной группы не оказалось. И тогда Панна Ивановна предложила проверить группу ее крови, а вдруг подойдет? Военврач запротестовал - уж слишком она была маленькой и хрупкой. Но когда сделали анализ, группа крови совпала... Боец был спасен. Военврач так и сказал ему: "Ну, теперь ты у нас запляшешь!" Не все было гладко в судьбе этой женщины: война отняла мужа, а позднее в дальневосточной экспедиции тяжело заболел и умер единственный сын, не оставив наследников. Пришлось искать силы, чтобы жить дальше, не пасть духом. И ей это удалось. После общения с Панной Ивановной уже не казались такими непреодолимыми наши сегодняшние трудности... 12 января Панны Ивановны Богороцкой-Раппо не стало. Ушел из жизни удивительный, понастоящему интеллигентный, благородный человек... Источник: Додонова К. "Всюду громадный успех и восторг публики": [Раппо П. И.] // Озерский вестник. - 1991. - 23 января. - С. 3. |