"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

О. Работнова,
заместитель директора
по УВР МОУ "СОШ № 25"

УЧИТЕЛЬ С АРМЕЙСКОЙ ЗАКАЛКОЙ

      Старшее поколение - это поколение сильных и волевых людей, людей слова и дела, честных и порядочных, в большинстве своем - альтруистов. Всеми этими качествами обладал Евгений Иванович РАБОТНОВ, и именно о нем хочется рассказать сегодня, накануне Дня защитника Отечества.

      Евгений Иванович детство и короткую предвоенную юность провел в Вологде. Воспитывала их с сестрой мать, простая женщина-труженица. Воспитывала строго, без сантиментов. Поддержание порядка в доме, распределение обязанностей и их ответственное выполнение, подготовка к школе - все лежало на детях. На протяжении всей своей жизни сын относился к матери с нежностью и любовью, помогал ей, при первой возможности навещал. Воспитанный без отца, испытавший недостаток мужского влияния, нежности и заботы, он старался, чтобы не были обделены его близкие: жена, единственная и неповторимая любовь, Лидия Арсентьевна, с которой он прожил 52 года; дети (их у него было пятеро), внуки (5 внуков и одна внучка), а затем и правнуки (смог увидеть лишь четверых).

      В день рождения кого-либо из родственников он самый первый появлялся в доме именинника и дарил подарок с подписанной открыткой, находя самые добрые слова, ведь в душе он всегда был поэтом. (О юном поэте Жене Работнове писали и печатали его стихи школьная и городская газеты.) Обязательный ритуал каждого воскресного дня - это семейный обед за овальным столом. Каждому находилось место, каждый делился тем, что интересного, а иногда и проблемного накопилось за неделю. Не только слушателем, но и, прежде всего, полезным советчиком был Евгений Иванович. С внуками, а затем правнуками затевал возню, строил крепости, а когда те подрастали, разговаривал на серьезные темы по-деловому, по-мужски.

      Желание знать не поверхностно, а глубоко и прочно природу вещей, явлений, процессов всегда отличало его. Многие пожимали плечами, не понимали, зачем ему, главе большого семейства, еще куда-то уезжать, чему-то учиться. А он все равно ехал. После военного образования получил еще и гражданское - окончил Уральский государственный университет им. А.М.Горького в Свердловске (исторический факультет). Своим личным примером он давал понять: нет предела самосовершенствованию. Дети и внуки это усвоили очень хорошо: дочь Галина окончила школу с серебряной медалью, вместе с братьями Анатолием и Сергеем получила высшее образование в МИФИ; младшее поколение: Дмитрий, Денис, Константин и Мария - также имеют высшее образование.

      Человечность, доброжелательность он переносил и в деловую обстановку. Трудовая деятельность Евгения Ивановича постоянно была связана с людьми: и когда работал в парткоме комбината, в горкоме КПСС, и - в отделе народного образования, и - в комитете профсоюза комбината, и в БТиЗ - экономистом, организатором соцсоревнований.

      Евгений Иванович окончил Саратовскую Краснознаменную военно-политическую школу МГБ им. К.Ворошилова. (Скольким своим ученикам он посоветует потом поступать в Саратовское ВВКУ!). С 1947 по 1960 годы проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР, подполковник запаса. Был замкомандира, замначальника заставы, замкоменданта, участвовал в боевых действиях (борьба с бандитизмом на территории Литовской ССР). Среди многочисленных наград есть особо значимые для него - медали Г.К.Жукова и "За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне", орден Отечественной войны II степени за храбрость, стойкость, мужество. Будучи очень скромным человеком, о военных событиях рассказывать не любил, награды с большими уговорами надевал лишь в День Победы.

      Евгений Иванович в 1960 году курировал строительство школы 28, а через 10 лет стал ее директором. Вместе с ним в школу пришло особенное, уважительное отношение к учителям и учащимся, спокойная рабочая атмосфера, деловитость и заботливое участие наравне с ответственностью и принципиальностью. Нина Яковлевна Кондратьева, Нина Степановна Потапова, Нина Николаевна Смирнова, его заместители, вспоминают, что с таким руководителем работалось надежно и комфортно. Многое делалось для оснащения школы: приобретались технические средства обучения, был оборудован кабинет начальной военной подготовки (в городском смотре-конкурсе кабинетов был признан лучшим), построен тир (по инициативе военрука школы Николая Александровича Веселова и непосредственном участии директора школы).

      Военно-патриотическое воспитание в 80-е годы было ведущим, самая популярная профессия у юношей той поры - профессия военного. Традиционно в школе к Дню знаний вывешивалась общешкольная стенгазета (возглавляла редакцию Нелли Ивановна Левина), одна из рубрик посвящалась выпускникам. Из каждого выпуска, как правило, 2-3 юношей поступали в военные училища. Далеко не последнюю роль в их выборе играли Николай Александрович и Евгений Иванович. Владимир Исаков (генерал, прошел две войны, живет в Санкт-Петербурге), Валерий Серебряков (полковник в генеральской должности), Евгений Островкин (майор). После серьезного мужского разговора с такими авторитетными людьми юноши принимали решение стать военными, о чем с благодарностью вспоминают до сих пор. И не они одни.

      Иногда вовремя данный совет, точно подобранное слово спасали самых хулиганистых мальчишек от дальнейших опрометчивых шагов, останавливали на фаю пропасти. Став взрослыми, состоявшимися людьми, хорошими специалистами в разных сферах деятельности, при встрече с Евгением Ивановичем они благодарили его за тот разговор. У учителя лучились глаза, когда он рассказывал о таких встречах.

      Ветераны педагогического труда помнят многочисленные проверки и тех проверяющих, которые приезжали из Министерства. Хотя прошло уже много лет, но каждый из них расскажет о совещании в гороно после одной из таких проверок и о том, как вставал на защиту учительства города Евгений Иванович Работнов. Как Человек, как Гражданин, как Учитель. " Не всадники, скачущие галопом и отдающие команды, рубящие головы направо и налево, вершат настоящие дела, а обыкновенные учителя-труженики, каждый день стоящие у доски перед своими учениками, передающие им свои знания и умения, отдающие частицу своей души и жизни". Он говорил честно и категорично, с ним соглашались директора, но открыто его никто не поддержал. А он не боялся за свою карьеру, за благосостояние своей семьи. Кривить душой было не в его правилах. Уже потом, после совещания, ему пожимали руку, восторгались его смелостью и принципиальностью, а он никого не осуждал, потому что

                  Каждый выбирает для себя
                  Женщину, религию, дорогу,
                  Дьяволу служить иль Богу.
                  Каждый выбирает для себя..."

      Как гражданин города, он первым начал писать его историю и историю партийной организации, так как создание нашего города, само его существование было заказом партии и правительства. Просьбу воспринял как ответственное поручение, не выполнить которое он не имел права. Собирал материал, систематизировал, писал совершенно бескорыстно, без предъявления условий и гонораров.

      Да, такое оно, наше старшее поколение, - воплощение глубочайшей честности и порядочности. А замечательным его представителем был он, русский интеллигент в самом высоком понимании этого слова.

      В 2002 году Евгения Ивановича не стало. С его уходом из жизни ушло что-то, что мы, в первую очередь родственники, в полной мере понять не можем. С годами боль утраты не проходит, становится только сильнее.

      Галина ШЕСТАКОВА, адвокат:

      - На уроках у Евгения Ивановича было интересно, потому что он многое знал и интересно преподавал. Историю и право полюбила благодаря этому учителю. Помню: единственный раз не выучила урок, а меня спросили. Мне было стыдно потому, что не была готова, а Евгению Ивановичу потому, что не ожидал от меня такого и что ставил мне "двойку", а делал он это крайне редко. Это была с его стороны, как я теперь понимаю, исключительная педагогическая мера воздействия.

      Галина АБРАМОВА, учитель:

      - На уроках у Евгения Ивановича узнавала много нового, на лекциях для старшеклассников о международном положении тоже. По его приглашению некоторое время работала старшей пионервожатой в школе, наблюдала за своим учителем уже как педагог. Обращало на себя внимание его интеллигентное отношение к коллегам, уважительное отношение к женщинам.

      Мы, старшеклассники, смотрели на нашего директора и думали, как он все успевает: заниматься семьей, решать многочисленные административно-хозяйственные вопросы школы, находить время для встреч с интересным и очень активным комитетом комсомола школы в лице Валерия Соловьева, Александра Бабошина, Александра Бычинского и многих других, преподавать в университете марксизма-ленинизма, готовиться к урокам и лекциям... Позже мы узнали, что Евгений Иванович еще очень любил литературу - дома у него была богатая библиотека, он много читал; а еще хорошо ходил на лыжах и определял себе каждый раз дистанцию - до 30 км.


Источник: Работнова, О. Учитель с армейской закалкой: [Е.И. Работнов] / О. Работнова // Озерский вестник. - 2008. - 21 февраля. - С. 23.