"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Игорь Павлович Померанцев – из первопроходцев, тех, кто видел землянки и бараки на месте сегодняшнего Озёрска, на чьих глазах росли первые дома и появлялись первые улицы нашего города. «Попал в первую сотню» – в голосе Игоря Павловича звучат нотки гордости. Рассказ о его комсомольской юности, особенной и очень похожей на судьбы многих из его поколения, мы предлагаем сегодня нашим читателям. – Я был направлен сюда по окончании Рыбинского авиационного техникума. Прибыл в Кыштым в день своего двадцатилетия – 15 октября 1946 года. И стал искать механический завод, где директором Быстров, как было указано в моем направлении. Нашёл в Кыштыме завод, да оказался не тот. Меня направили к начальнику милиции. Он сказал фразу, которую я поначалу даже не понял: «Отправляйся с «коломбиной» на Течу». Правда, за словом «Теча» стояло что-то текущее, а значит, решил я, будут и турбины, а это уже моя специальность. Но что за «коломбина»? Мне объяснили, что так называют крытый грузовик. Ещё помню, что добирался я до места по глубокому снегу. В тот год он лёг рано. Отыскал четыре барака на месте нынешнего магазина «Дом обуви» на улице Кирова. Там и решилась моя судьба. Сейчас мало кто об этом знает, но поначалу в Метлино планировали создать аэродром, чтобы побыстрее обеспечивать стройку необходимыми грузами, поэтому и оказались здесь мы, несколько выпускников авиационного техникума. Был даже назначен и прислан сюда начальник аэродрома. Но потом от этой идеи отказались, объем подвозимых грузов был столь велик, что никакая авиация с ним бы не справилась. И пришлось нам выбирать «земные» специальности. «Чертить умеешь? Значит, будешь конструктором, – быстро определил заместитель директора по кадрам. – А вечером поработаешь как комсомольский организатор, тебя рекомендовал директор П.Т. Быстров. Опыт имеешь?» Опыт у меня был, в техникуме занимался культурно-массовой работой. Правда, здесь все было иначе. Трудно говорить о культуре, когда жить приходилось в землянках, спать на нарах, греться у печки-«буржуйки». Нашими первыми победами были победы над бытом, его устраивали и благоустраивали с большими усилиями. Настоящим праздником стало завершение строительства бани... Когда встречали новый, 1947, год, в нашем коллективе Базы-10 было всего около сотни человек, из них молодых – человек сорок. Хотя всё относительно: Б. Броховичу было тогда только 30 лет, а мы его считали человеком зрелым. В 1947 году на комбинат стали все чаще присылать молодых парней и девчат после окончания технических училищ. Плохо только, что работы по специальности для них пока не было. И кисли ребята, кто-то уходил на станцию Маук и уезжал домой (зона «закрылась» лишь осенью 1947 года), кто-то пить начинал без меры. Мы постарались объединить молодежь в группы, назначили старших. Помню, хорошие ребята руководили, фронтовики: Василий Ерж, Борис Сериков, Шипулин (имя, к сожалению, сейчас уже не припомню). Решили спортом ребят увлечь. В районе нынешней улицы Свердлова был грязный, заросший пустырь. Узнали, что по генплану города там никакого строительства не намечается, и взялись устроить стадион. Расчертили площадку, поставили скамейки, привели в порядок газон, помню, из Челябинска мячи и сетки привез. А рядом со стадионом устроили танцплощадку. Только вот место было болотистое очень – комары вечером просто заедали. Да только разве молодость комарами напугаешь?! К осени 1947 года на комбинате начали создавать политотдел. Предложили мне стать заместителем начальника политотдела по комсомолу, но я отказался. Хотел поскорее какой-либо профессией овладеть, раз уж авиатор из меня не получился. А с комсомолом я и не собирался расставаться, потом и на 156-м заводе в комитете комсомола был, производственным соревнованием занимался. Заместителем начальника политотдела по комсомолу стал Виктор Тушев, только демобилизовавшийся из армии. А тогда, в сентябре 1947 года, дали мне, как комсомольскому организатору, напоследок серьёзное поручение: отвезти молодых девчат в город Электросталь учиться на аппаратчиц. Девять дней добирались мы до Москвы. Ехали в обычных товарных вагонах. Помню, выскакивал из эшелона на ходу на крутых подъемах, где поезд замедлял ход, чтобы сена из стогов понадергать, девчатам хоть какие-то удобства создать, чтобы помягче ехать было. Потом, в конце пути, у меня эти вагоны из-за сена принимать не хотели, а куда его было в Москве девать, не торговать же?! А девушек я довёз, все четыре вагона. Вот только несколько человек сбежали по дороге: молодые девчата ещё были, очень им домой, к маме, хотелось. А остальные выучились у специалистов Курчатовского института на аппаратчиц, и наш город атомщиков стал их судьбой, их биографией, как и моей. Источник: Померанцев, И.П. Это наша с тобой биография: Воспоминания / И.П. Померанцев; Записала Л. Пономарева // Озёрский вестник. – 2003. – № 151 (2485). – 25 октября. – С. 2. |