"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
87 лет… немногие доживают до этого рубежа… не все из доживших сохраняют при этом бодрость духа, ясность мысли и незаурядный оптимизм. Сегодня я в гостях у художника, поэта, человека творческого и незаурядного, известного старшему и среднему поколению горожан, - Анатолия Васильевича ОСИНЦЕВА. Скромная квартира, обставленная мебелью в стиле 30-40 годов: "горка" с посудой в углу, овальный стол в центре гостиной, ни одного модного "прибабаха", "видика", например, что свидетельствует не только о вкусах хозяев, но и об их скромном достатке (даже телевизор - и тот черно-белый!); пружинная кровать - "полуторка", с "шишечками", на которой возлежит по причине нездоровья богатырского сложения мужик с окладистой бородой - сам хозяин. И, конечно, творческий беспорядок - картины, составленные в несколько рядков на диване, стопками лежащие книги, газеты, журналы, письма... Гостеприимная хозяйка приносит мне, замерзшему, чаи, и от души радуется, когда я "оттаиваю". - Анатолий Васильевич! Ваш возраст, житейский и литературный опыт приводят меня в трепет. Чем из пережитого вы могли бы поделиться с нашими читателями? Давайте так: вы рассказывайте, а я просто постараюсь вам не мешать. - Знаете, я отмечаю день рождения 3 февраля. Но по паспорту я с 1912 года, а фактически - с 1909 года. Эта одна из многих любопытных историй, случившихся со мной за долгую жизнь. Я был уже подростком, когда шла гражданская война. Голодно было. А я служил связным между красногвардейскими отрядами. Беляки на меня, пацана, внимания не обращали, и я всегда доставлял пакеты в целости и сохранности. Меня, как ребенка-сироту и связного, могли подкармливать 3 раза в день в столовой. Чтобы никто не решил, что я "переросток", комиссар наш Александр Иванович предложил: "А почему бы нам не сбросить тебе несколько годков?" Оттуда и пошло. Стал я "моложе" на 3 года и кормился в столовке, пока можно было. ... Учиться пошел с 3 класса. Почему? Да потому, что первоклашек я просто не понимал! К третьему классу я уже Жюля Верна читал! Рисованием тоже рано увлекся. В 9 лет копировал иконы с божницы. Когда пришло время учиться профессии, долго не колебался, решил: пойду по художественной части. Закончил знаменитый ВХУТЕМАС (ныне институт им. Сурикова). Но только рисованием себя не ограничивал. Вспоминаю, как еще в 1924 году все тот же Александр Иванович, которому нравились мои стихи, взял меня с собой в Москву, где я видел и слышал Есенина, Багрицкого, Блока, Маяковского. В Есенина я буквально влюбился. Чуть ли не все свои стихи написал "под Есенина". ... К рифме у меня особое отношение. Пишу не по заказу, а как "волна накатит". А иногда не пишу, а просто импровизирую, говорю в рифму. Во время воины, когда лежал в госпитале, попросили меня поучаствовать в концерте для раненых. Стали мы с другом Федей обсуждать репертуар (он замечательно на гитаре играл), я ему и говорю: "Ты мелодию любую лирическую веди, а я буду петь то, что не написано никем". Он удивился, но сыграл. А я спел три песни, сочиняя их на ходу. Проделывал я такие штуки и позже, уже здесь, в городе, на концертах. Может, кто и помнит... ... О живописи. Я профессиональный художник. Но дело, конечно, не в образовании. Это призвание, тяга души. Сколько моих картин висит по квартирам и учреждениям города - я и сам не знаю. Есть дома, где их десятки. За прошедшие годы одних только персональных выставок в здании института было 10. Есть картины и в галереях Урала... Из мастеров кисти я люблю голландцев и Шилова. ... Нас, художников, раньше "коллективно" возили в творческие командировки за впечатлениями и для "обмена опытом". Однажды во время поездки на Командорские острова военные на катере забросили нас на остров, где мы буквально по яшме ходили! Нас, повидавших много всякого, удивить было нелегко, но тут мы растерялись от восторга. Много мне довелось испытать и познать за долгую жизнь - места в газете не хватит все описать... В комнате художника нет на стенах его собственных картин. Только над кроватью висит строгая икона. Картины же, небольшого формата, без рам, аккуратно составлены на диване. Пейзажи, натюрморты. В основном наша уральская природа: осень во всем ее великолепном сочном многоцветии или одинокая причудливо изогнутая сосна, стоящая на мысу. Выше нее - только бесконечное небо. Или натюрморт: лимоны, ломоть арбуза, помидоры, лук, полевые цветы на втором плане. Все яркое, веселое. Художник стремится как можно точнее передать цвет предмета и освещение с его мягкими полутонами. Светлый оптимизм любой картины говорит о том, как Анатолий Васильевич любит жизнь. "Гладкий" рисунок - как на репродукции, ни одного грубого мазка. Точная прорисовка деталей делает картину почти фотографичной. Но это, безусловно, не фотография. В переводе с английского "пейзаж" - "застывшая жизнь". Именно так картины Осинцева и воспринимаются. ... Я с сожалением отрываюсь от картин. Прощаемся долго и тепло. Здоровья Вам, Анатолий Васильевич! Источник: Головлев А. Осинцев, осененный талантом: [А. В. Осинцев - художник, поэт] //Озерский вестник. - 1996. - 6 марта. - С. 3. |