"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

С. Сыромолотова
ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ

      Большинству озерчан Владимир Новосёлов знаком как один из авторов книг "Тайна "Сороковки" и "Атомный след на Урале". Но мало кто знает, что доктор исторических наук, профессор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Николаевич Новосёлов - уроженец нашего города, бывший "маяковец". Сегодня на страницах "ВМ" Владимир Николаевич рассказывает о себе и своей работе.

Досье. Владимир Николаевич Новосёлов - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии РАНХиГС, лауреат премии губернатора Челябинской области (2000 год). Автор более 150 публикаций, в том числе 15 книг и монографий.

О том, зачем надо учить историю

      - Прежде всего, надо понять, что история - это не наука в строгом понимании этого слова. Поэтому к ней нельзя относиться так же, как к математике, биологии, физике. История никогда не имеет контакта с объектом исследования, она занимается тем, что было давно, как минимум лет 30 назад. Мы изучаем только следы истории, отражение её в документах, в произведениях искусства, в воспоминаниях свидетелей и участников тех или иных событий. Но здесь мы сталкиваемся с субъективным фактором.

      Субъективизм накладывается на субъективный окружающий мир, и что мы можем получить? Так что история - это творческий процесс. И каждый историк, при условии, что он глубокий исследователь, формирует свою картину мира. Сложность изучения исторического процесса предъявляет высокие требования к историку: у него должно быть "полифоническое" образование, ему нужны знания из многих сфер.

      Приведу пример. Я являюсь членом научного совета по присуждению научных степеней, присутствовал на защите почти 180 диссертаций и смог убедиться, что лучшие диссертации пишут не профессиональные историки, а те, кто пришли в историю из другой науки. Может показаться странным, но многие в историю приходят из физики. Один из ярких примеров - Степан Степанович Сулакшин, доктор физико-математических наук, доктор политических наук.

      Изучать историю надо для того, чтобы быть полноценной личностью. Человек, не знающий историю, очень удобен для манипулирования, его легко обманывать. Поэтому власти никогда особенно не любили историю. В своё время Сталин на десять лет запретил изучение истории в школах и вузах, пока полностью не заменили учебники и преподавателей истории. Вспомним ещё пример, когда в 1990-е годы вместо истории в школьный курс ввели обществознание.

      Заниматься историей трудно, и заниматься ею может только ограниченный круг специалистов при условии доступа к информации. История - это не даты и факты, хотя без фактов нельзя знать историю. Но факт - это не самоцель. Главная цель изучения исторического материала - это понимание того, что происходит сегодня, потому что всё имеет исторические корни. Ведь в развитии истории есть закономерности.

Об исторической правде

      - Чтобы приблизиться к истине, надо работать над своим мышлением. Человек, который изучает историю, должен, во-первых, понимать, что всё развивается, ничто не стоит на месте, во-вторых, помнить, что в истории всё уравновешено. Если мы в одном явлении видим только "минусы" или "плюсы", это означает, что мы его не знаем.

      Пример из моей практики. Нерадивый студент приходит на экзамен неготовым. Чтобы с чистой совестью поставить ему двойку, я прошу назвать "плюсы" Великой Отечественной войны. Он не может ничего ответить. Другой пример: авария на "Маяке" 1957 года. Она принесла ведь не только "минусы", но и "плюсы", но о них почему-то не принято громко говорить. Глубокий историк всегда видит сбалансированность мира.

Про исторические телесериалы

      - Я на телевидении сделал несколько фильмов. Уверенно могу сказать, что на ТВ главная цель - это товар и деньги. Любая попытка приблизиться к исторической правде, если она не приносит рейтинг, не повлияет на продажу фильма по более высокой цене, никого не интересует. Только деньги. Поэтому через 15 минут просмотра фильма о Чапаеве я понял, что это издевательство над здравым смыслом, не говоря про серьёзные знания исторической канвы.

      Опять же надо знать, какой заказ поступил. Я на своём опыте могу сказать, что в процессе работы над фильмом при отборе фактов порой трудно удержаться и не сделать вид, что каких-то других фактов не было, особенно если они вызывают у тебя внутреннее неприятие.

Про учебник по истории и романтику марксизма

      - Любой школьный учебник по истории должен обслуживать в первую очередь интересы власти. Содержание нового учебника, к работе над которым должны приступить российские учёные, скорее всего, будет основываться, на евразийской теории, приверженцем которой является наш президент. На мой взгляд, это зыбкая теория, но выгодная в политическом смысле. Но настоящий историк, интеллектуал, исследователь прекрасно понимает, что любой учебник по истории - это отражение, порой искажённое, реального мира. Это не означает, что всё написанное в книге, будет лживо, нет. Но какой-нибудь отдельный факт будет подан так, что это не сразу поймёшь. Ведь в учебниках по истории нет доказательств, всё надо принимать на веру. А подготовка к ЕГЭ - это натаскивание на правильные ответы, что не лучшим образом сказывается на психике школьника.

      Сегодняшней молодёжи приходится очень сложно. Когда мы учились, всё было основано на марксистско-ленинской теории. Но у марксизма есть своя романтика, прежде всего революционная. Я в 14 лет начал читать Маркса. Первый том "Капитала" Маркса я прочитал пять раз, пока хоть что-то стал понимать. И так проштудировал все 45 томов собрания сочинений Маркса и Энгельса. Потом стал читать Ленина. Маркс мне нравится больше, у него лёгкий стиль, искромётный юмор, у Ленина стиль агрессивный, юмор чёрный.

      Так вот в целом наше поколение было сориентировано на революционную романтику, а нынешняя молодёжь дезориентирована. Скажите, на какого мыслителя, интеллектуала может опереться современная российская молодёжь? Где эти признанные лидеры?

Про то, как физик боролся с лириком

      - Я учился в школе № 23. Классе в шестом у меня появился интерес к литературе, потом к истории, по этим предметам у меня всегда были пятёрки, чего не скажешь про физику и математику. Я легко писал сочинения. Наш классный руководитель Любовь Григорьевна Кисельгоф мне часто повторяла: "Новосёлов, ты будешь писателем". Однажды за сочинение я получил "четыре". Написал, что Ленин, сидя в тюрьме, не переставал работать, так как знал, что его статьи ждут товарищи по классовой борьбе. Не забуду, как при всём классе Любовь Григорьевна сказала мне: "Почему ты, Новосёлов, изобразил Ленина нескромным человеком? За это враньё я поставила тебе "четыре".

      После 8 класса я успешно поступил в техникум и, решив, что выполнил свою задачу, забросил учёбу и сел писать повесть из средневековой истории. Написал две главы, дал почитать друзьям, они сказали: "Здорово". К тому времени меня окончательно "затянул" Маркс, мои конспекты были по тысяче страниц. И, как ни странно, меня стала интересовать история физики, её я конспектировал ещё подробнее, чем Маркса. Больше всего меня интересовала история физики 20-го века.

      Вместо лекций я посещал городские библиотеки, и первую же сессию "завалил". Нависла угроза отчисления из техникума. Мою участь решали на педсовете: директор пришла к выводу, что у меня нет способностей, но дали шанс исправиться. Дома был скандал, конечно. Меня задело за живое, что меня записали в дураки. Налёг на учёбу, исправил "двойки" и стал учиться намного лучше.

      Интерес к истории физики вместе с тем укрепился, и когда я проходил преддипломную практику на первом реакторе на заводе химического производства, для себя решил, что надо написать историю пуска первого аппарата. С этой целью старался узнать больше, чем предусмотрено моими функциями дозиметриста. Но очень скоро меня пригласили для беседы в кабинет начальника 1-го отдела и объяснили, что я неправильно себя веду.

      Потом была работа в Силламяэ, служба в рядах Советской Армии, где я окончательно решил для себя, что буду заниматься историей физики. Мне было 23 года, когда я приехал в Челябинский пединститут поступать на исторический факультет, но декан мне посоветовал "идти" на физику. Я узнал, что исторический факультет "мандатный", то есть для того, чтобы только сдать документы, необходима рекомендация партийных или комсомольских органов. Тогда я пришёл в наш горком комсомола, где мне дали рекомендацию, опять поехал в Челябинск и успешно сдал вступительные экзамены.

      Состав преподавателей пединститута был прекрасный… Хотя темой моей первой диссертации и стали ударные комсомольские стройки, мне удалось посвятить главу строительству Белоярской атомной станции. Всё-таки мечта написать историю первенца атомной промышленности страны с момента, как я начинал работать дозиметристом на "Маяке", меня не отпускала.

Про то, как сбываются мечты

      - Началась перестройка. В 1993 году Виталий Семёнович Толстиков, доктор исторических наук, тогда ещё кандидат, предложил взяться за ещё неизученную тему - историю первого атомного предприятия России и Озёрска. Мы приехали к Анатолию Николаевичу Подольскому с предложением написать книгу. Он сказал: "Хорошо. Напишите страниц сто, а я почитаю. Имейте в виду, что кроме вас, ещё шесть желающих написать книгу".

      Через месяц у Подольского на столе уже лежали первые сто страниц. Он прочитал и дал нам добро на написание книги "Тайна "Сороковки". С просьбой получить доступ к архивам ПО "Маяк" мы обращались к Виктору Ильичу Фетисову. Он сказал, что нам там делать нечего. Но после выхода книги "Тайна "Сороковки", он пошёл нам навстречу, и у нас появилась возможность работать с архивами "Маяка". Мы быстро написали книгу "Атомный след на Урале", которая получила широкую популярность и в России, и за рубежом.

Продолжение следует

      - Работа по этой теме не закончена, она продолжается ежедневно. Несколько дней назад были дописаны последние страницы новой книги по истории "Маяка". Это коллективный труд, в котором принимали участие сотрудники ПО "Маяк". Рабочее название новой книги "Атомное сердце России". В ней нет лирики, книга очень серьёзная. Мы сумели рассмотреть все производства "Маяка" и в работе основывались исключительно на архивных документах.

      Мы ставили перед собой задачу - прописать точные даты: когда что происходило, кто, где и в чём участвовал, дать оценку руководителям, их действиям. В книге много иллюстраций, более 150 портретов и биографий работников "Маяка". Работа проделана огромная. Книга получилась информативной. Она ещё раз доказывает, что "Маяк" в отечественной и мировой истории оставил яркий след, который никому не удастся притушить. Выход книги намечен на конец сентября, в канун Дня работника атомной промышленности.


Источник: Сыромолотова, С. По следам истории : [Владимир Николаевич Новосёлов - о себе и своей работе] / С. Сыромолотова // Вестник Маяка. - 2013. - 5 июля. - С. 4.