"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области принято решение о присуждении премии ЗСО в сфере культуры и искусства заслуженному артисту России, директору театра кукол «Золотой петушок» Борису Анатольевичу Макарову. Озёрский театр кукол стал номинантом Российской Национальной театральной премии «Арлекин» и получил официальное приглашение в Санкт-Петербург на XI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», который пройдет в конце апреля. А буквально на днях стало известно, что постановлением Законодательного Собрания Челябинской области принято решение о присуждении премии ЗСО в сфере культуры и искусства заслуженному артисту России, директору театра кукол «Золотой петушок» Борису Макарову. Премия Законодательного Собрания Челябинской области присуждается лучшим работникам сферы культуры и искусства за добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности. Церемония вручения премии Законодательного Собрания области состоится в конце марта в Челябинске. Мы поздравили Бориса Макарова с этим успехом и побеседовали с ним о непростой профессии, театре кукол и планах на будущее. — Я родился в Ростове-на-Дону. Наша семья была большой: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и я. Бабушка была врачом, мама работала учителем математики в школе, отец и дедушка трудились на заводе «Ростсельмаш». Мое первое знакомство с кукольным театром, конечно, произошло в детстве. Однажды в детский сад приехали актёры театра кукол, и тогда я впервые увидел, как марионетка может ходить по полу. Это произвело на меня ошеломляющее впечатление. В первом классе я организовал кукольный театр: свои первые спектакли показывал соседским ребятам во дворе, а ширмой служил забор. Мне хотелось ходить в драматическую студию, заниматься театром кукол, но мама отвела меня в музыкальную школу, где я семь лет учился играть на скрипке. После восьмого класса хотел поступать в театральное училище, но мама сказала: «Окончи десять классов, а потом делай, что хочешь». Меня перевели в спецшколу с математическим уклоном. Я благодарен маме. Во-первых, я получил крепкие знания, во-вторых, в спецшколе у меня появились настоящие друзья. После десятого класса я поехал в Ленинград поступать в театральный вуз, но не прошёл по конкурсу. Вернулся в Ростов и пошёл работать монтировщиком сцены в театр кукол. Через три дня после того, как устроился на работу, вместе с театром уехал на гастроли. Три месяца мы ездили по Северному Кавказу. Одно из самых ярких впечатлений — от природы. В одной из гостиниц Пятигорска, где мы жили, окна выходили на Эльбрус, на Большой Кавказский хребет. Потрясающая картина! Мне, конечно, повезло, что я оказался в Ростовском театре кукол. Какие замечательные там были артисты! Через несколько лет, когда у меня появилась возможность сравнивать различные творческие коллективы, я осознал это в полной мере. Через год я поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на отделение театра кукол. Со второго курса мне предлагали перевестись на драматическое отделение, но я отказался. К тому времени ко мне пришло понимание того, что как актёр театра кукол я могу делать то, что вряд ли сможет сделать актёр драмы. Необыкновенно интересно, когда кукла в твоих руках оживает, говорит, смеётся, плачет и танцует. Это сравнимо разве что с каким-нибудь чудесным явлением... В общем, я влюбился в театр кукол. Нам преподавали заслуженный деятель искусств Сергей Константинович Жуков, которого я считаю лучшим педагогом-кукольником на всей территории бывшего Советского Союза, и заслуженный деятель искусств, профессор Михаил Михайлович Королёв, который заведовал кафедрой театра кукол в ЛГИТМиК. На старших курсах свои работы мы показывали в Большом театре кукол Ленинграда. Знаю, что даже в актёрской среде можно столкнуться с мнением, что быть кукольником как-то несерьёзно, что всё это просто игра в куклы. Но возьмите в руки предмет весом в килограмм и подержите его полчаса над головой. Что будет с вашими руками? Актёр театра кукол должен быть сильным и выносливым, с хорошей координацией. На сцене приходится бегать, прыгать, да ещё и озвучивать персонажей. Это тяжёлая работа. В 1978 году я окончил институт, получил диплом, где написано: актёр драматического театра и кино, специализация – актёр театра кукол. Потом были 30 лет работы в Большом театре кукол Ленинграда. В то время в труппе были шесть блистательных актёров-кукольников, три народных артиста, четыре заслуженных – это о многом говорит. В 50-е и 60-е годы театром руководил Королёв, он же впервые начал ставить спектакли для взрослых, которые игрались каждый день при аншлаге. За 30 лет я сыграл около сотни ролей. Конечно, были спектакли, которые я любил больше, и те, которые мне нравились меньше, но это не меняло моего отношения к работе. Одна из моих любимых работ в спектакле «Приключения Пифа» по мотивам комиксов «Юманите». Там был гадкий и вредный персонаж – кот Геркулес, которого я играл. Пожалуй, ещё две любимые роли — это Король в спектакле «Золушка» по Евгению Шварцу и раб в «Несусветной комедии» Тита Макция Плавта. За годы работы актёром меня не оставляло желание поставить свой спектакль, и в 1986 году я это сделал. Начиная с 1995 года, ежегодно стал выезжать на постановки в другие города и однажды в Кемерове встретился с Владимиром Куликом и Натальей Шимкевич, которая тогда была художественным руководителем театра «Золотой петушок». Они уговорили меня приехать в Озёрск и познакомиться с труппой театра кукол. К тому времени в Большом театре кукол сменился главный режиссёр, и меня всё меньше занимали в спектаклях. Я стал испытывать тягостное чувство, приходя на работу, словом, надо было что-то менять в жизни. И я согласился приехать в Озёрск на срок не более двух лет. Это был 2007 год. Через год в театр «Золотой петушок» пришли выпускники курса Жукова. Понимаете, это же одно прочтение, одно понимание материала, это общий язык. Я не мог не задержаться в Озёрске ещё на несколько лет. Хотя друзья в Питере каждый год спрашивают, когда же я вернусь обратно. Мне радостно от того, что в театре много молодых актёров. Главная проблема театра — это низкие зарплаты. А у молодых потребности всегда выше, чем у людей старшего возраста, молодые ещё не научились ограничивать себя. Поэтому театр ставит перед собой задачу зарабатывать, используя любую возможность. Я порой напоминаю нашим актёрам, что у Карабаса Барабаса был кукольный театр, а у нас — театр кукол. Чувствуете разницу? Считаю, что за то время, которое я прожил вместе с театром «Золотой петушок», нам удалось многого добиться. Во-первых, удалось сделать так, что ребята (актёры) работают на результат. Во-вторых, удалось собрать коллектив единомышленников, желающих делать высокохудожественные спектакли. У нас есть хорошие детские спектакли: «Заяц, Лиса и Петух», «Стрелы солнца», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Сказка про хитрую лисичку», «Как Маша поссорилась с подушкой», «Серая Шейка». Также у нас есть спектакли для взрослых: «Мамаша Кураж», «Маленький принц», «Тамбовская казначейша». Театральные критики Челябинской и Свердловской областей изменили отношение к нашему театру. Почитайте их отзывы: они дают высокую оценку нашим спектаклям. Каждый год спектакли театра «Золотой петушок» становятся лучшими в различных номинациях на региональных театральных конкурсах, и мы получаем диплом за лучшую режиссуру, или за актёрскую работу, или за лучшее музыкальное оформление спектакля. Успехами нашего театра гордятся в Министерстве культуры Челябинской области. По рекомендациям театральных критиков наш театр стали приглашать на различные фестивали. Фестиваль – это новые встречи, где можно получить приглашение на гастроли, значит, заработать дополнительные деньги для театра. Я говорю не только о зарплате, но и о средствах на новые постановки. Мы благодарны за поддержку Госкорпорации «Росатом». Грант, который мы получили от Росатома, помог нам сделать но вый спектакль – «Ящик Пандоры». Грант составил 450 тысяч рублей, примерно столько в среднем требуется на новую постановку. Сегодня театр кукол – это коллектив единомышленников. Но есть только два человека, которые отвечают за весь спектакль от момента его идеи и до постановки. Это режиссёр и художник. Рождение спектакля начинается с обсуждения его концепции в деталях. Порой этот процесс бывает очень сложным. Голова постоянно занята мыслями о спектакле, и мы постоянно обсуждаем, что и как лучше сделать. Декорации, костюмы, куклы – всё это ручная работа, результат творческого поиска художника и режиссёра, а уже потом композитора и артистов. В наших ближайших планах: поездка в апреле в Санкт-Петербург на Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Повезём «Федорино горе». Кстати, это будет один спектакль театра кукол, все остальные участники – драматические театры и ТЮЗы. Потом заедем в Заречный, Екатеринбург и Лесной. Нас там ждут. Я рассказываю это всё не просто для того, чтобы похвастаться успехами. Совсем другая картина в Озёрске. Мне обидно в первую очередь за актёров, которым порой приходится выступать в полупустом зале. Когда зал заполнен зрителями менее чем наполовину, то он «не дышит». Актёрам трудно играть, и у зрителя пропадает ощущение зрелища. Меня поражает новое поколение родителей, которые не водят своих детей в театр и при этом не испытывают угрызений совести от того, что лишают их радости причастности к чуду. К примеру, в Челябинске в выходные дни играют по три спектакля, и свободных мест в зале нет. В наших творческих планах – задумка поставить спектакль в новом пластическом решении по мотивам произведений Шекспира. Его условное название «Любовь и смерть в фантазиях Шекспира». Это будет сложная и интересная работа. И, конечно же, обязательно будут новые спектакли для наших маленьких зрителей. Источник: Макаров, Б. Игра в куклы : [директор Озёрского театра кукол Борис Макаров рассказал о своей профессии, театре и планах на будущее] / Б.А. Макаров, записала С. Сыромолотова // Вестник Маяка. – 2014. – № 4. – С. 4. |