"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
О том, что станет артистом, Лясецкий знал еще в детском саду. Тогда же, в детстве, пережил свой первый провал: выучил стихотворение, вышел, постоял и ушел. Очень хорошо помнит свой первый провал: стоял, мял в руках штанины. Так с позором и ушел. Однажды занялся режиссурой, поставил одноактную пьесу - разговор двух пионеров о чем-то актуальном и важном. Всю пьесу юные артисты проговорили, сидя напротив друг друга. В зале стоял шум, никто их не слушал. Жуткий провал! Благодаря этим провалам он очень рано понял, что такое действие на сцене. И понял, зачем на нее, собственно, надо выходить. Дед Лясецкого был священником. Его забрали в 1939-м, а где-то в 1941-м он погиб на Соловках. Отец Лясецкого очень хотел быть садоводом-виноградарем, но его исключили из техникума как сына служителя культа. Он вынужден был бежать в Донбасс. Об этих перипетиях в жизни семьи Вячеслав Ипполитович рассказывает спокойно, как о неизбежном. В послевоенное время Лясецкие жили, переезжая с шахты на шахту. Этот кочевой образ жизни он сохранил и потом, когда стал актером. Подолгу нигде не задерживался - Калинин, Барнаул, Омск, Орджоникидзе. Но прежде чем стать актером, он посадил много деревьев. Дома не построил, сына не вырастил, а вот деревьев посадил - видимо-невидимо. В Серпуховском лесхозе. Когда заканчивал семилетку, - вспоминает Вячеслав Ипполитович, папа сказал: "Надо поступать в техникум. A про театральное и не думай: ни Тарапуньки, ни Штепселя из тебя не получится!" И все же Вячеслав оказался в Москве, на вступительных экзаменах в ГИТИС, где на третьем туре увидела его главный режиссер Калининского ТЮЗа Лидия Ящинина. Она только что приняла театр. В числе других пригласила и Лясецкого. "Кушать подано!" он, надо сказать, не играл никогда. Господь ли так устроил, что всегда он роль получал, или воспитан был крепко, к работе относился правильно. В первый год в Калинине играл старика в "Грозе", текст помнит до сих пор: "Литва она и есть Литва..." Роль! Мне легко представить, каким он был тогда, в 1962 году, - открытое лицо, голубые глаза, светлые волосы, улыбка - "живет такой парень". Таким был востребованный театром и кинематографом тип молодого современника - за его "простотой", готовностью "ехать за туманом" угадывались уже иные возможности. Через год после работы в Калининском ТЮЗе он поступил в ГИТИС на заочное отделение, на курс Н. Пажитнова. Заканчивал институт у Р. Анисимовой-Вульф и В. Демина. На сессию в Москву студенты приезжали два раза в год, на полтора месяца. Мастерством актера занимались с утра до ночи, школа была хорошей, крепкой. Благодаря своей счастливой внешности Лясецкий поработал в трех ТЮЗах - Калининском, Барнаульском и Омском. Хорошо помнит, как в спектакле "Жизнь и преступление Антона Шелестова" в Барнауле играл мальчика-десятиклассника. Мальчик попал в дурную компанию, а потом из нее выбрался. Надо заметить, что таких вот мальчиков он мог играть очень долго - до тридцати лет. После тридцати имидж начал меняться. А в сорок лет он впервые сыграл своего ровесника - в "Барьере". Это было уже в Орджоникидзе. Работа там в течение десяти сезонов - отдельная песня. Режиссер Зарифа Бритаева одна из любимых учениц Алексея Попова, о ней Лясецкий вспоминает с особой теплотой. - Как же вы, Вячеслав Ипполитович, национальную осетинскую драматургию играли? - спрашиваю. - Национальная драматургия - очень интересное явление. Пьесы экспрессивные до ужаса, действие происходит во время революции, гражданской войны. В центре - обязательно семья. Был такой спектакль - "Братья" Константина Цопанова. Мой старший брат был царским офицером, друг у меня был большевиком, а я - между ними. Старший брат совершал жуткие поступки, что отвращало меня от него. В финале спектакля он меня убивал, правда, случайно... А как зритель все это смотрел - не отрываясь! Мотивы повторялись из пьесы в пьесу - члены семьи по разные стороны баррикад, отец или мать сходят с ума или доходят до самоубийства, в общем, трагедия жуткая. И когда театр приезжал с этими спектаклями в Чечено-Ингушетию, Кабардино-Балкарию, нас ждал такой простодушный и чуткий зритель, что за это можно было "все отдать"... Просматривая его фотоархив той поры, я обнаружила подпись на обратной стороне снимка, изображающего весьма пикантную даму: "А это из "Парижского жениха" - срочный ввод. Из-за болезни актрисы сделали из женской роли мужскую, но с переодеваниями, чем и добились здорового, я бы даже сказал, солдатского смеха от опять же здорового сельского зрителя". Подобную иронию в отношении самого себя я встречала только у больших артистов. В 1979-м актер приехал в Озерск, в муниципальный театр "Наш дом". Этот уютный городок и его театр действительно стали для него настоящим домом. Здесь он стал тем зрелым мастером, на которого "идет зритель". Мастером, который главный критерий пребывания в роли формулирует так: "Я о себе все знаю и свободно в этом обретаюсь". "Наш дом" всегда живет очень интенсивной творческой жизнью, по-своему отвечая на вызовы времени. В позднее советское время здесь открывали новые пьесы - те, которые потом, что называется, "пожаром шли по стране". Городское партийное начальство располагалось рядом с театром, на одной площади. Секретари захаживали в театр и по службе, и по душе. От самого высокого начальства можно было услышать: "Пьеса в чтении мне не очень понравилась, но ваш спектакль меня убедил". С особой благодарностью Вячеслав Лясецкий вспоминает главного режиссера театра Виктора Шульмана. Яркие, запоминающиеся спектакли были и у Николая Воложанина. Надо заметить, что все режиссеры, с которыми судьба свела артиста, выписаны у него на отдельные листочки. Список внушительный... Спросила артиста только об одной из последних работ - он сыграл Херста в пьесе одного из самых загадочных драматургов XX века Гарольда Пинтера "Страна без людей". Спектакль играется редко, вот недавно удалось выйти на сцену в этой роли после перерыва в... один год. Да на "Золотом коньке" в Тюмени сыграли в мае. Мне стало интересно, как можно не забыть текст, если не играешь так долго? - Мучительно бывает в том случае, если ты не знаешь: что, зачем и к чему, - ответил артист. - Один раз только со мной такое было: утром ввели в спектакль, а вечером играть. Сыграл потом спектаклей тридцать, но, убей бог, ничего не помню. А что касается "Страны без людей" в постановке Николая Николенко, пребывание в этом спектакле для меня чрезвычайно дорого и интересно. Мы же ведь люди малого достатка, и только буйное воображение может нам подсказать, как все происходящее в этой пьесе может быть, - шутит он. Мне очень нравится виртуозная работа Вячеслава Лясецкого и Николая Скрябина в этом спектакле, сама возможность сыграть такие роли сейчас - большая удача. Ведь жизнь наша стремительно маргинализируется. Миллионам людей пришлось выучиться жизни "за чертой бедности". И театр небольшого города выполняет свою миссию, помогая адаптироваться к "новой реальности". Вот откуда маргинальные пьесы-однодневки, чем-то похожие на национальную советскую драматургию с ее предсказуемыми банальными ходами и прямолинейными финалами. - Вячеслав Ипполитович, а сон актерский - выходите на сцену и ничего не помните - вам снится? - Слышал это много раз от других актеров, никогда со мной не было ничего подобного, но вдруг и мне приснилось недавно, что выхожу на сцену и ничего не помню. С какой это стати, не знаю... Самое большое желание мое - поиграть еще, пока есть силы. Никто ведь не знает, кому сколько отпущено... Ближайшая премьера театра - спектакль по пьесе "Мамуля" с заслуженным артистом России Вячеславом Лясецким в главной роли. Источник: Радченко Е. Лица Вячеслава Лясецкого: [Актер театра "Наш дом"] // Челябинский рабочий. - 2006. - 16 августа. - С. 3. |