"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Говорят, что актер не профессия, а диагноз. И это верно. Еще говорят, что для хороших актеров нет плохих ролей. И это тоже верно.
Как живут люди этой труднейшей творческой профессии? В чем черпают силы? С каким мироощущением идут в театр СЛУЖИТЬ, именно служить, как говорят на театре, а не просто работать?
Сейчас, по окончании очередного театрального сезона, в гостях у "Озерской ПАНОРАМЫ" один из ведущих актеров театра "Наш ДОМ", заслуженный артист России Вячеслав ЛЯСЕЦКИЙ. У меня с этим городом... роман - Приехал сюда в 1979 году, и сразу мне этот город глянулся. До этого жил и работал во многих местах, очень любил Москву и Ленинград. А тут заметил, что стараюсь объехать Москву стороной. Я прирос к этому городу, люблю его. Многие уголки так красивы, что не сразу веришь в реальность этой красоты - как нарисованные. И в то же время все родное, напоминает среднюю полосу России. Я десять лет работал на Кавказе, там тоже очень красиво, величественно, торжественно, а здесь скромно, мягко. Возвращаешься из отпуска, и сразу ощущение, что приехал к себе домой, "и все вокруг мое"... Из "неактеров" был один - Когда поступал в ГИТИС, конкурс был 250 человек на место. Дошел до третьего тура... и не прошел. Смута поднялась в душе. И тут мне повезло: главный режиссер Калининского ТЮЗа приехала в Москву набирать труппу. Гарантий никаких не давали: как сложится в театре, как проявишь себя. Так я, единственный из "неактеров", получил вызов, начал работать в профессиональном театре и через год снова сдавал экзамены в ГИТИС. Учился уже, конечно, заочно, но у нас были хорошие педагоги, никаких скидок на занятость нам, заочникам, не делали, спрашивали всерьез, приучали к служению в театре, а не просто к работе... С детсада сомнений не было - Первый раз я увидел настоящий спектакль в настоящем театре лет в 12. Это было уже после войны, в Тульской области, где мой отец, отвоевав, работал начальником шахты. Его и других донбасских шахтеров бросили на восстановление Подмосковного угольного бассейна. Жили, как все, очень скромно, нас, детей, в семье было трое. Посещение театра было, конечно, событием. Спектакль Тульского ТЮЗа по пьесе А.Островского "Банкрот", помню, мне не понравился, было скучно. Но это не поколебало моей уверенности в том, что буду артистом. Сомнений в этом у меня не было с детского сада, выступал всегда охотно, перед всеми... "Я эту жизнь уже прожил..." - Как каждый актер, ценю возможность сыграть разноплановые роли - и по характеру, и по возрасту. Так получилось, что я первый раз сыграл своего ровесника в спектакле "Барьер" лет в сорок. А когда приехал в этот театр, меня назначили на роль Фирса в спектакле по пьесе Чехова "Вишневый сад". Конечно, тогда, почти 30 лет назад, я был молод для этой роли. Но спектакль ставил Виктор Шульман, меня увлекла трактовка образа. Мы хотели показать старого слугу не как "представителя уходящей дворянской России", а как человека, давно растворившегося в заботах о других, забывшего о себе, оставленного умирать в заколоченном доме. Недавно наш театр вновь вернулся к чеховской пьесе, и мне вновь предложили роль Фирса. Первой моей реакцией было недоумение: зачем? Я эту жизнь уже прожил! Но все равно было интересно работать... Закончил три школы - Да, тогда так и говорили, уважительно: три школы. Начальную, семилетку, десятилетку (уже вечернюю). После седьмого класса ходить в среднюю школу было далеко. Стали думать о техникуме, чтобы побыстрее получить специальность. Отец всю жизнь провел в шахте, для меня хотел чего-то другого, так я стал техником-лесоводом. Потом довелось поработать и учеником токаря, и чертежником-конструктором. Между делом закончил ШРМ и всегда занимался в драматических кружках. Думаю, что жизненный опыт важен в любой профессии, а в нашей - тем более. Действительно: на работу, как на праздник - Сюда, в Озерск, меня пригласил В. Шульман, с которым мы были знакомы еще по Калининскому ТЮЗу. Дружим до сих пор, он с женой Екатериной Гусевой живет сейчас в Берлине. Ну а тогда, в 1979 г., театр, находясь на гастролях в Челябинске, прислал мне приглашение. Я приехал, посмотрел несколько спектаклей ... и решился. При Шульмане у нас действительно было ощущение, что идешь на работу, как на праздник, - каждый день чему-то научаешься. Думаю, многие горожане помнят, каким был театр при Шульмане. Не боясь громких слов, скажу: он действительно строил театр, много делал и для воспитания актеров, и для воспитания зрителей. Я благодарен Н. А. Воложанину, который был главным режиссером тоже довольно значительное время. С ним мне довелось сыграть много интересных ролей. Звание хорошо, когда ты еще достаточно молод - Мне довелось послужить в трех театрах юного зрителя и в двух драматических. Как-то подсчитал: сыграл более 200 ролей, только в Озерске около сотни. И, слава Богу, у меня никогда не было "звездности", ощущения, что "все могу", хотя еще в студенческие годы в курсовых работах играл главные роли. Я благодарен Господу, что не привелось "забыться", "заиграться". Жизнь сводила с разными людьми. В свое время много поездил по стране, от Барнаула до Владикавказа... Время было другое. Мы не думали о зарплатах, о квартирах, на многое не рассчитывали. Главное было: что я буду играть? Работал всегда с удовольствием. Не плюю через левое плечо, верю, что и дальше так будет. Живу с твердым ощущением, что занимаюсь своим делом. Я благодарен Господу Богу за то, что прожил жизнь в театре и у меня всегда были хорошие роли. Когда дали "заслуженного", отнесся к этому без ложной скромности - могли бы дать и пораньше, когда сил было побольше... В Бога верю с раннего детства - В моем роду несколько поколений священнослужителей. Дедушка-священник погиб на Соловках. До сих пор жалею, что при жизни отца не выспросил все подробно. Да наши родители, боясь за нас, не склонны были откровенничать. Отец мой был коммунист, я беспартийный, но в Бога верю с раннего детства, хотя никто специально не учил. В церковь не хожу, нет у меня ощущения, что священники-посредники между нами и Богом. Но, думаю, что, если бы в городе был храм, это способствовало бы нравственному воспитанию. Родители у меня были такие, что я всегда чувствовал: мне повезло. Я благодарен родителям за свою жизнь... Молодые не должны быть такими, как мы - Да, они не должны быть такими же, но хочется больше самоотверженности. Раньше были в ходу творческие заявки: если тебе нравилась роль, - самостоятельно готовишь ее, выучиваешь, показываешь. А дальше - его величество случай: может, пригодится, срочный ввод в спектакль, замена заболевшего актера. А нет - значит, остается в твоей актерской "кладовой", это полезно. Конечно, когда говоришь "раньше", появляется интонация стариковского брюзжания. Но раньше действительно было много полезных вещей в нашем деле. Вспомним худсоветы, сдачи спектаклей, возможность во время гастролей встречаться с интересными педагогами и критиками. Театр был в состоянии организовывать такие занятия, семинары, оплачивать их. К сожалению, сейчас у нас далеко не лучшее время. Уже два года живем без главного режиссера. Тем не менее, мы не сидим сложа руки, пытаемся искать хорошие пьесы. Недавно был поставлен спектакль "Вчера" (режиссер В. Царьков). Действие происходит в доме престарелых, и нам хотелось передать главное - наши заброшенные старики, оказавшиеся там не по своей воле, еще вчера были достойными людьми, отдавшими себя стране, близким, и они остаются достойными уважения, сочувствия, а не насмешки и презрения... От значительности не раздуваюсь - Для меня было очень важно встретиться с драматургией Гарри Пинтера. Его пьесы стоят в современной мировой драматургии на особом месте. Мы поставили спектакль по его пьесе "Жизнь без людей". Работать было очень трудно, но увлекательно. Безумно интересно было всем: и постановщику Николаю Николенко, и нам, участникам спектакля... В актерской работе всегда самое интересное - понять своего героя. Это удивительное ощущение, когда ты знаешь каждый его шаг. Хорошо помню, как остро испытал это чувство, работая над спектаклем "В списках не значился". Тогда, во. Владикавказе, я играл главного героя Николая Плужникова - молодого лейтенанта, получившего назначение в Брест и приехавшего туда 21 июня 1941 года... Роль была интереснейшая: меня взволновала судьба человека, которому было суждено за несколько месяцев прожить жизнь. Я все знал о нем, каждый его шаг! Мы возили этот спектакль в Брест, это особые воспоминания. В этом году, отмечая юбилейный День Победы, мы подготовили композицию "Спасибо вам!", посвященную нашим ветеранам (автор сценария - Н. Скрябин, постановщик - В. Царьков). Хотелось негромко, без нажима напомнить: война - страшное дело, но люди должны оставаться людьми, так же, как в мирное время, любить, смеяться, восхищаться красотой... Остаться без работы - неимоверно! - Хорошо, что в нашей труппе всегда были и есть молодые актеры. Хорошо, что у нас ставится довольно много спектаклей для детей. Я понимаю, как это важно и полезно - пройти через детский репертуар. Детская аудитория удивительная, по отзывчивости, свежести восприятия. К тому же, ставя пьесы для юных, мы воспитываем "своего", взрослого зрителя, любящего наше искусство. В театр я верю! Он никогда не умирал и не умрет, его ничем не заменишь, а уж тем, что сейчас мы видим по ТВ, и говорить не приходится. Главное для каждого из нас - чтобы была работа, потому что работать актеру хочется всегда, независимо от возраста. Что нас держит? Когда-то об этом хорошо сказал Виктор Гюго: "На сцене есть человеческие сердца, за кулисами - человеческие сердца, в зрительном зале - человеческие сердца"... Подготовила Л. Давыдова Источник: Лясецкий В. "В театр я верю!":[Заслуженный артист России В. Лясецкий / Материал подгот. Л. Давыдова] // Озерская панорама. - 2005. - N 38 (23-26 мая). - С. 5. |