"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Л. Пономарева

ИХ МОГИЛОЙ СТАЛО МОРЕ

      Эта статья появилась, как и многие журналистские материалы, после звонка в редакцию. Но звонок был необычный: собеседник не просил поддержки, не жаловался на недостатки работы городских служб - он заговорил о далеком прошлом. А поводом послужила напечатанная в "Озерском вестнике" история под названием "К-122: трагедия под грифом "секретно".

      - В публикации упомянули имя моего одноклассника Володи Лисицына. Очень прошу, расскажите о том, что жил в Озерске такой парень, - взволнованно говорил Владимир Беркович ПЕТРОВ. - Мы учились с ним до 7-го класса в школе 23. Потом он уехал учиться в Свердловск. Знаете, удивительный был парень - справедливый, добрый, про таких говорят - светлый, дружить с ним было здорово. Вот уже скоро 40 лет, как он погиб на подводной лодке. В те годы говорить об этом вслух было не принято, все было покрыто тайной. И только в начале 90-х годов о гибели этой лодки впервые сказали открыто. Расскажите и вы в газете. Пусть и не в бою, но он ведь тоже за Родину жизнь отдал и заслуживает того, чтобы его имя помнили.

      В свое последнее лето 1967 года Володя Лисицын, двадцатидвухлетний молодой человек, приезжал в Озерск в отпуск.

      - Мы купались, загорали, и, конечно, никому в голову не приходило, что это его последнее лето - не у нас в городе, а вообще последнее, - рассказывает Владимир Петров.

      Жила тогда в Озерске девушка с длинными огненными косами, с которой в свой последний отпуск Володя Лисицын не встретился, но о которой, по словам друзей, часто вспоминал. Та девушка по-прежнему живет в нашем городе. Эта уже не молодая, но по-девичьи изящная женщина занимает сегодня немалый пост - она возглавляет детскую художественную школу. И Володю Лисицына Александра Ивановна ТУЗОВСКАЯ помнит все эти годы.

      - Мы занимались вместе в театральном коллективе в Доме культуры имени Ленинского комсомола несколько лет. Мне с детства доставалось от мальчишек, которым покоя не давали мои длинные рыжие косы: дразнили, за волосы дергали, маленькая была - даже дралась с ними. А Володя был другим: сегодня я бы сказала "интеллигентным, тонким". Мы с ним часто школьников в спектаклях играли, но он никогда меня не дразнил, за косы не дергал. С ним рядом я чувствовала себя под защитой. Помню, он казался мне очень красивым: стройный, с необыкновенными глазами, брови вразлет: Не крепыш, скорее хрупкий, про таких говорят "ладный". Семья у них была дружная, интеллигентная, обеспеченная (сестра Володи - Евгения Лисицына стала известной органисткой, живет в Риге, о чем наша газета рассказывала читателям. По нашим, к сожалению, неполным сведениям, родственников Лисицыных в Озерске сейчас нет - прим. ред.). Володя вырос самостоятельным, добрым, он хорошо учился, с ним было всегда интересно.

      К тому, что он стал моряком, у меня особое отношение. В наше время все мальчишки мечтали стать летчиками или подводниками. И в моей семье моряков было немало. Дедушка служил на "Варяге", да-да, том самом, который "врагу не сдается", он мне много рассказывал о морских походах. И дядя служил на флоте, зять - на подводной лодке. И вот Володя... Когда он погиб, у нас в городе ходили какие-то неясные слухи - и никакой официальной информации.

      Тогда Шура Тузовская не могла знать, что в военкомат пришло извещение со страшными словами: "... старшина I статьи Лисицын Владимир Владимирович погиб в океане при выполнении служебного задания... Места погребения на берегу нет". Что случилось в том далеком 1968 году? Об этом хотят знать и просят рассказать друзья Владимира Лисицына.

      Дизельная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота затонула 8 марта 1968 года. Точнее, 8 марта она не вышла на связь в контрольный срок.

      Есть версия о технической неисправности лодки, которая якобы стала причиной ее затопления (официальная версия командования ВМФ СССР в те годы), однако другая версия - столкновение с американской подводной лодкой "Суордфиш" ("Рыба-меч") - находит все больше сторонников и доказательств. В 1995 году, когда много обстоятельств гибели лодки уже было известно, адмирал Дыгало, бывший в 60-е годы командующим соединением подводных лодок, куда входила К-129, в одном из интервью сказал: "Забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина". Речь шла о неофициальном соглашении между военно-морским командованием обеих стран во избежание огласки сведений и тайн. Несмотря на это, появился фильм Евгения Киселева на НТВ, публикация в "Красной звезде" в 90-е годы.

      Обстоятельства гибели подводной лодки К-129 стали одной из загадок времен "холодной войны". Несмотря на то, что место гибели лодки известно и производился ее подъем, вокруг по-прежнему много тайн.

      На свое последнее дежурство К-129 вышла 24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием Могила (сегодня это кажется зловещим знаком). 8 марта лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота. Это вызвало тревогу у командования, в точку предполагаемого местонахождения лодки у Гавайских островов был направлен морской буксир. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели поисков. Американцы, внимательно наблюдавшие за ними, "любезно" обратили наше внимание на масляное пятно в океане. Анализ показал, что это пятно соответствует лодкам ВМФ СССР.

      Сейчас, по прошествии времени, ясно, что американцы уже тогда знали точное месторасположение К-129. Еще летом 1968 года одна из американских подводных лодок изучила место погружения и корпус К-129: спущенная по кабель-тросу специальная фотокамера сделала тысячи снимков затонувшей подлодки. Наиболее вероятна версия столкновения ее с американской подводной лодкой "Суордфиш", которая через несколько дней тайно зашла на японскую военно-морскую базу для срочного "косметического" ремонта (ремонт проходил в обстановке строгой секретности).

      Скорее всего, К-129 в момент столкновения следовала на перископной глубине в режиме "работы двигателя под водой". Из-за этого лодка, как говорят специалисты, была "глухой" и не слышала преследования. Американская субмарина, как полагают наши специалисты, шла за нашей лодкой в кормовом ("теневом") секторе на критически малой дистанции и произвела поворот нашей лодки. (Американцы заходили нашим лодкам в корму - в зону акустической тени - и записывали шумы винтов и механизмов. Так они набирали банк данных шумов советских подлодок с тем, чтобы при обнаружении определить тип и даже номер наших судов). Судя по тому, как К-129 лежала на дне, лодка, получив повреждения, заполнялась водой отсек за отсеком и тонула относительно медленно, давление внутри постоянно сравнивалось с внешним, поэтому ее корпус не имел явных деформаций.

      Правительство СССР не сделало никаких официальных заявлений о судьбе подводной лодки, и специалисты ЦРУ решили воспользоваться случаем. На борту находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, другая специальная техника, шифры Военно-Морского Флота СССР. Богатейший улов, если осуществить подъем лодки! Однако К-129 затонула на глубине 5 тысяч метров, нужны были неординарные технические решения, так как никогда прежде судоподъемные операции, подобные этой, не проводились. Кроме того, это грозило политическим скандалом, так как грубо нарушался международный морской обычай, согласно которому корабль, затонувший вместе с экипажем в нейтральных водах, считается братским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя.

      Дальше история разворачивалась, почти как в шпионском боевике. Тайный проект "Дженифер" по подъему лодки взялся осуществить миллиардер Генри Хьюз. Специально построенное и оборудованное судно для глубоководного подъема было замаскировано под шельфовый нефтеразведчик. Однако сохранить тайну американцам не удалось. В 1970 году в посольство СССР в Вашингтоне было направлено анонимное письмо, автор которого сообщал о планировавшейся операции. В июне 1974 года в офис Г. Хьюза в Лос-Анджелесе пробрались грабители и вскрыли сейф. Вместо денежных сумм, в нем были обнаружены секретные документы о подготовке тайного подъема лодки русских. Грабители начали шантажировать ЦРУ в надежде получить за свое молчание полмиллиона долларов. А ЦРУ тянуло время, и не безуспешно - грабители, в конце концов, так и остались ни с чем. В феврале 1975 года они опубликовали сенсационный материал в "Лос-Анджелес тайме", но к тому времени операция по подъему уже была завершена.

      Проходила она тоже не без происшествий. Вообще работы такой сложности проводились впервые (стоимость операции "Дженифер", по разным источникам, составила от 350 до 500 млн. долларов). В океанские волны с баржи-понтона опускали гигантские трубы (каждая весом с двухэтажный автобус), которые автоматически свинчивались на глубине. Захват лодки осуществлялся гигантскими, 50-метровыми, клешнями, но от удара о фунт одна из них треснула, а потом рассыпалась. В результате лодка при подъеме на поверхность удерживалась лишь за носовую часть. И на глазах у американцев субмарина разломилась, примерно три четверти лодки ушло на дно. Есть версия, что ВМС и ЦРУ США с самого начала знали о том, что лодка развалилась на две части, так ее и собирались поднимать. Иначе чем объяснить, что бассейн на судне Тломар эксплорер", осуществлявшем подъем, был длиной чуть более 60 метров, тогда как длина затонувшей субмарины почти 100 метров? По американским источникам, им удалось заполучить лишь ядерные торпеды. Ракеты с ядерными боеголовками ушли на дно. Про шифры ВМФ американцы умалчивают. Наши источники сообщают, что после гибели лодки шифры на флоте были заменены. А по свидетельству одного из руководителей разведки Тихоокеанского флота тех лет, они просто не могли достаться американцам в силу случайности, предусмотреть которую не в состоянии был никто. Капитан К-129 В. Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной каюте. Во время ремонта лодки в 1966-1967 годах шифр-рубку по его просьбе перенесли из второго в четвертый (торпедный) отсек. Наша разведка нашла этого строителя, и тот клятвенно подтвердил факт переноса.

      После подъема лодки в 1974 году МИД СССР направил ноту США, суть которой сводилась к следующему: "Вы воровски подняли нашу лодку". Ответная нота Госдепартамента США предъявляла главный аргумент: "Вы не объявляли о гибели своей лодки". По нормам международного права в этом случае имущество считается ничьим. Последовала вторая нота МИД: "Вы нарушили братскую могилу наших воинов". США в ответ сообщили, что советские моряки перезахоронены, предоставили снимки и указали координаты захоронения в море, вблизи Гавайских островов. В 1992 году директором ЦРУ была передана российской стороне видеозапись траурной церемонии. Однако, по сообщениям американской прессы, в носовой части лодки было обнаружено около 60 тел подводников (возможно, на лодке в момент гибели проходило какое-то массовое мероприятие, скажем, киносеанс), американская же сторона показала захоронение только шестерых. Где остальные?

      Известно лишь, что среди шести вторично похороненных в море подводников старшины 1-й статьи Владимира Лисицына не было. Как не было и тела матроса Николая Редкошеева, 1948 года рождения, призванного на флот 8 июня 1967 года во Владивостоке. Он тоже погиб на К-129, о чем в сентябре 1968 года пришло сообщение его родным, проживавшим в то время в нашем городе на улице Набережной. Почему-то временем гибели при выполнении служебного задания у обоих моряков называется июль 1968 года. Что это: ошибка или отсутствие у командования войсковой части на тот момент необходимой информации? Вопросов остается еще очень много. Почему извещение о гибели Николая Редкошеева пришло к нам в город, хотя парень вырос вовсе не здесь? Где учился и чем занимался Владимир Лисицын после отъезда из Озерска (призывался он в Ижевске)?

      Мы рассказали только о том, что нам уже удалось узнать. Надеемся, что свое слово еще скажут ребята из музея школы 23, уже почувствовавшие вкус поисковой работы. Имеющиеся в редакции факты, документы, фотографии мы передадим им. Не должно быть закрытых страниц нашей истории, как не должно быть неизвестных могил защитников Отечества. Мы помним о них.


Источник: Пономарева Л. Их могилой стало море: [Озерчанин Владимир Лисицын погиб в 1968 г. при аварии на подводной лодке К-129] // Озерский вестник. - 2005. - 30 июля, 6 августа.