"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Известная актриса и бывший директор театра кукол «Золотой петушок» Нина Михайловна Лисенкова отмечает 90 летний юбилей. Служение театру – это ее призвание и высшее предназначение. Никакой другой профессии для нее даже представить невозможно. Родилась Нина Бабинцева в Москве. Училась в гимназии. Маленькая, но очень приметная девочка, уже в младших классах вела концерты в Колонном зале Дома Союзов. Ее дразнили в детстве «артистка», а она самозабвенно пела и танцевала на различных московских сценах. И потом, много лет спустя, ей много раз приходилось вести торжественные и значимые городские мероприятия. В послевоенные годы она училась в престижном театральном учебном заведении, закончила Театральное училище им. Б. Щукина при Государственном Ордена Трудового Красного Знамени театре им. Вахтангова. Театральный мир очень тесен, на одном курсе с ней учился Олег Стриженов, чуть старше Миша Ульянов, а позже поступил Василий Лановой. Попасть тогда на актерское отделение было очень трудно, желающих сотни, но Нина поступила с первого раза. Учиться было интересно. Привлекательным в будущей профессии было всё, особенно фантастические перевоплощения, когда по заданию мастера курса ты показывал этюд по беспредметному действию или вдруг превращался в глубокую старушку (в восемнадцать-то лет). После успешного окончания ВУЗа, для актрисы, имеющей московскую прописку, были открыты все двери столичных театров. Но легких путей Нина Бабинцева не искала и отправилась по направлению в далекую Киргизию. Кто-то из сокурсников тогда пошутил: «И тот дурак, кто назвал тебя умной!» Пять лет она служила актрисой русского драматического театра им. Крупской в городе Фрунзе. Коллектив был удивительный, это так важно, когда первый театр в твоей жизни становится семьей и домом. И вместе интересно, не только на сцене, в театре, но и за его пределами. Она часто вспоминала, как коллектив готовился к демонстрации – вместе выезжали в поля и… там собирали тюльпаны, чтобы колонна театра была самая яркая и неповторимая. Так встречали первомай в Киргизии. В русский театр в городе Даугавпилс, Латвийской ССР она приехала на один год, но видно ехала за судьбой… Именно там она познакомилась с артистом, бывшим фронтовиком Евгением Лисенковым. И поняла, что пропала, влюбилась раз и на всю жизнь. Сердце отдала любимому, замуж вышла, но фамилию оставила девичью, что, в прочем, у актеров не редкость. А потом был Донецкий областной русский театр в городе Жданове (Мариуполь), он закрывался в 1947 году, а в 1959 году — деятельность его была восстановлена: строилось новое здание, набиралась труппа, готовились спектакли. Неожиданная и очень интересная страница в жизни актрисы: новые роли, незнакомый коллектив, обустройство в построенном здании и … рождение любимой Оленьки. Это был первый ребенок у Нины с Евгением, но еще и первый малыш, рожденный в коллективе нового театра. В череде театральных сцен актрисы – драматический театр в Севастополе, Русский театр им. Горького в Махачкале, Нальчике. Каждый раз, переезжая с мужем в новый город, они понимали, что едут не для того, чтобы сменить коллектив, обстановку, стены театров. Они выбирали режиссеров, а режиссеры выбирали их – удивительно красивую пару. Популярный, состоявшийся артист никогда не принадлежит себе. В домашнем архиве хранится много программ спектаклей, да не простых – именных. Режиссеры благодарили актрису за исполнение премьерной роли. В этом благоговейное отношение к искусству и уважение к актерской профессии. Эти пожелтевшие странички хранят память о тех режиссерах, которых уже давно нет. Своего первого режиссера Гамида Рустамова, народного артиста Дагестана и России, и его жену Валентину Михайловну – народную артистку Дагестана она помнит и чтит всю свою жизнь. Пока они были живы, приезжала к ним в гости. «Это дорогие мне люди, – говорит Нина Михайловна, – оказавшие огромное влияние на мое человеческое становление и любившие меня до конца своей жизни. Мы встречались с ними и много лет спустя». Пять лет счастливых ролей, безмятежного семейного счастья в Нальчике. И удар судьбы. В 42 года неожиданно умирает муж. Кажется, в это мгновение она стала старше. Вот теперь за судьбу своей доченьки отвечать только ей. И начались новые испытания, поиск другого театра, лишь смена обстановки могла приглушить беспощадную боль. Решение поехать в закрытый город далось нелегко. Москвичке, выросшей в большом городе, познавшей славу на известных сценах больших городов трудно даже представить было себя в замкнутом пространстве. Как в ускоренном кино мелькают маленькие и большие роли на сцене драматического театра им. Горького теперь уже в Челябинске-65. Три года – репетиции, спектакли, концерты. И вдруг – неожиданное решение и новая роль. Рамки театра стали тесны для актрисы, и она пошла работать инспектором в Отдел культуры горисполкома. А через три года решением исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся ее утвердили на должность директора театра кукол. Возглавив его 18 февраля 1975 года, она руководила почти 16 лет, лишь в 1991 году решив уйти на пенсию. На ее директорство выпало строительство специализированного театра кукол. Управляла стройкой, как заправский прораб, действовала как снабженец, обустраивая новое здание. Руководила творческим коллективом, решая массу проблем, взваливая на свои плечи всё, беря ответственность за всех. Порой, взваливая в полном смысле этого слова. Хрупкая красивая женщина отправилась однажды в Москву, в мастерские Большого театра, чтобы в маленьком озерском театре появился эксклюзивный занавес. С огромными тюками она ездила по Москве, потому, что мастерские с первого захода не приняли заказ. Договаривалась со своей московской подругой о хранении богатства, завалила ей квартиру тюками… И все-таки добилась своего. Самый красивый, самый неповторимый занавес (второго такого в России нет) – появился на сцене театра кукол. Когда театр в 1978 году окончательно въехал в новое здание, неугомонный директор едет к С.В. Образцову в Москву, благословившему создание детского театра и приславшему кукол на первый спектакль. Взяв с собой большой портрет великого кукольника, она получила автограф мастера: «Желаю детям вашего города в красивом новом здании смотреть прекрасные спектакли, а коллективу театра счастья в новом доме!» Человек энергичный и незаурядный, отличный организатор, она многое изменила в жизни театра. По приглашению Н.М. Лисенковой в город приехали талантливые профессиональные артисты, выпускники театральных училищ – Людмила и Александр Мирошкины, Ольга Кардаш и Борис Ходырев, Ольга и Алексей Шамановы, Ирина и Юрий Костерины, Светлана и Владимир Микулицкие. Позже из Магнитогорска приехали опытные актрисы Светлана Медведева, Лариса Дрожжина. В новом здании коллектив театра получил новые возможности для реализации своих самых смелых творческих идей. Из официальной характеристики Н.М. Лисенковой: «Руководитель очень инициативный, энергичный, умеющий добиваться намеченной цели. Коллектив под ее руководством неоднократно занимал призовые места в социалистическом соревновании, а по итогам 1986 года рекомендован для занесения в Книгу трудовой славы и Книгу Почета города». Пока не удалось найти эти книги, но доподлинно известно, что лучший театр кукол представлял маленький закрытый город на Выставке достижений народного хозяйства. И в этом было особое отношение к театру и понимание того, что он смотрит в будущее и делает счастливыми многие поколения озерчан. Театр кукол активно воплощает просветительский проект «Путешествие в сказку», в нем задействовано более 400 детей театральных классов. Но инициатором организации выставок детского рисунка, обсуждений спектаклей и написание отзывов о них, проведения конкурсов на звание «Лучший друг театра» – была Нина Михайловна. И сегодня её идеи, традиции живут и развиваются. Нина Михайловна преподавала «Историю театра» в Озерском колледже искусств. И это особая страница ее жизни. Она так увлеченно, эмоционально и с такой влюбленностью и знанием дела рассказывала о театре, что и сейчас, спустя 30 лет я помню ее уроки, улыбку, широко распахнутые голубые глаза. В потоке энергии, которую она дарила всем, можно было утонуть. Думаю, многие студенты, выбрали служение театру главным делом своей жизни, потому что влюбила их в театральное искусство именно она… Нина Михайловна – член Союза театральных деятелей СССР с 1964 года, неоднократно награждалась Грамотами Горисполкома, Горкома профсоюза, награждена значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР. Правительственных наград у нее нет. Высшая награда этого удивительного человека – любовь зрителей, доброе отношение к театру и полные залы на спектаклях… Уважаемая Нина Михайловна! Поздравляем Вас с юбилейным Днем рождения. Вы особенный человек, Ваше имя и Ваши дела вписаны золотыми буквами в историю озерской культуры. Вы сделали все, чтобы территория детства – театр кукол «Золотой петушок» радовали и малышей, и взрослых. Вами вложено столько души в любимое дело, что мы и сегодня не перестаем восхищаться и гордиться успехами вашего детища. Спасибо Вам за большой вклад в культуру, за сохранение традиций театрального искусства и любовь к детям. Здоровья Вам, наш дорогой человек! Счастья и хорошего настроения! Источник: Есть одна награда – детская радость: 90 лет Нине Михайловне Лисенковой, актрисе, бывшему директору театра кукол «Золотой петушок» // Ozersk74.ru. – 2020. – 16 янв. – Режим достура: http://ozersk74.ru/news/politic/410384.php |