"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

В. Рискин,
Г. Ярцев

НЕ КОТИРУЕТСЯ У НАС ПРОФЕССИЯ АКТЁРА

      Заслуженный артист России зарабатывает на кинопробы в Москву: сбором бутылок, пивных банок и металлолома.

      Игорь Кудрявцев, пожалуй, самый заметный комический актер озерского театра драмы и комедии "Наш дом". Только его участие в знаменитом "Тринтете" - лауреате многочисленных российских премий - что значит! И вряд ли кто другой так легко и непринужденно играет роли сугубо земных, немного наивных персонажей, одновременно мудрых в своей простоте. Одно лишь появление Кудрявцева на сцене вызывает улыбки и смех в зале. Но в жизни Игорю Викторовичу вовсе не до веселья. Он согласился дать интервью "Челябинскому рабочему" после многолетнего перерыва. До этого сторонился журналистов.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА

      - Мне уже 45, на сцене 22 года, а в жизни ничего не добился. Когда мы приехали из Санкт-Петербурга с "Золотым Остапом", нас интервьюировала одна дама. Когда вышла статья, мы от одного заголовка чуть не упали - "Трое в уборной, не считая корреспондента". Из текста явствовало, что мы монстры, обидевшиеся на весь мир и город Озерск, в частности. Кто нас (а это я, Володя Азимов и Сергей Гальперин) знает, спрашивали: "Что это вы, ребята, все и всех обгадили?! И город, и театр, и Питер!" Вот такая нехорошая история. Дирекция на нас обиделась и правильно сделала. Поэтому я зарекся давать интервью. А почему вашей газете согласился? Во-первых, вы представляете серьезное, солидное издание, а во-вторых, молчать уже стало невыносимо. Когда долго молчишь, то обиды перерастают в ярость и ненависть. А это очень плохо. От чего обида? От нашей никчемности и ненужности.

      - Это вы-то не нужны! Да зачастую на спектакли зритель идет, только увидев ваше имя в афише!

      - Я не про себя. Слово "культура" вычеркнуто из политического обихода! Она не нужна ни президенту, ни местным властям. Если так, то давайте превратимся в страну обезьян. Если я умру, меня похоронить будет не на что. Это же унижение - считать копейки. Все превращается или в добывание денег, или в ожидание их. И выхода я не вижу.

      - Сколько же получает актер далеко не самого последнего театра на Урале?

      - Оклад - 5300. Подработки бывают, но не часто. А на мне семья - жена и сын.

      - Ваша жена тоже актриса.

      - Мы с Ксенией в одной труппе. Получает она меньше меня. Сын учится в лицее на повара.

      - ?!

      - А я сам хотел быть поваром. Или моряком. Но после десятого класса меня что-то кольнуло и полетел с Сахалина, где родился, поступать в Иркутское театральное училище.

      - У вас прекрасная профессия. Вы без посредников выходите на диалог со зрителем. А он всегда в ожидании какого-то таинства, которое несет именно театр.

      - Было таинство, когда сцену перед началом спектакля закрывал занавес. И зритель томился в ожидании неизвестного, сокрытого от него действа. А сейчас приходят - все раскрыто, декорации на виду. Какая уж тут тайна, если нет, как у нас говорят, четвертой стены! Мне также очень не нравится, когда показывают, как снимается кино, как актер работает над ролью. Бесстыдно обнажаются все сокровенные творческие струны.

      - Так вы только этим недовольны?

      - Если бы! Я недоволен непроходимой бедностью! Потому что не могу съездить на родину повидать родителей: нет денег на билет! А ехать надо не только мне одному. Мать с отцом ни разу внука не видели. И жене хотелось показать, какой прекрасный край наш Дальний Восток! В 85-м году мог слетать. Тогда билет стоил 130 рублей, а отпускные - 200, теперь же поневоле ощущаешь себя ненужным и никчемным. А попросту - быдлом.

      - Как вы такое говорите?! Ведь вы любимы зрителем, удачливы в ролях, популярны.

      - Может, кому-то и нравлюсь: Убивают бессилие и беспомощность. Покажется кому-то, что накладно городу содержать муниципальный театр, и сделают из него, допустим, магазин. И никто, понимаете, никто ничего не сделает! Если уж заявил на всю страну Жириновский об отстреле перелетных птиц, то что еще можно от политиков ожидать?! Наверное, я - человек-ошибка. Вот у меня пародонтоз. Теряю зубы. А денег нет. И тогда театру я буду не нужен. Не хочется жаловаться на судьбу: сам ее выбрал. Мог бы уйти, когда было время, уехать в Москву, там потолкаться, жить на вокзалах, как многие наши актеры. Вот Александр Мохов прошел через это и теперь везде снимается. А ведь мы с ним вместе учились. Кстати, он приглашал меня на съемки.

      - Так это же шанс - "засветиться" на отечественном экране!

      - Думаете, это так просто? Я не о творчестве. У меня есть обаяние, но не знаю, как им воспользоваться. Дело опять-таки в презренном металле. Пожалуйста, хоть каждый день летай на пробы. Но дорогу туда и обратно оплачиваешь из своего кармана, а один съемочный день стоит 150 долларов. Доходы не покрывают расходов. Однажды мне удалось взять в долг две тысячи рублей на авиабилет в Москву на кинокастинг. Уже чемодан собрал. И тут звонок: "Оператор заболел, съемки переносятся, сдавайте билет!" Лихо, ничего не скажешь! Покупал за две "штуки", а сдал за полцены. Но возвращать-то долг надо по полной программе! Москва оторвалась от народа. Господа чиновники, когда вступают на красную дорожку в Думе или Кремле, теряют "крышу над головой" и не понимают проблем провинции. Они ничего не помнят: ни первой учительницы, ни первого воспитателя.

      - А может, дело не в понимании провинции, а в том, что мы еще, как говорил Горбачев, не окультурились. Вот войдем в Евросоюз:

      - Вбежим в Европу с голой жопой? Наш народ талантливый, но ленивый. Сначала наведите порядок в своей стране, а потом кричите, что мы европейцы. Попробуй я пойти против кого-то с большой мошной. Да меня же уничтожат! Какая это тогда демократия. Или попытайся что-то сказать о президенте. Например, что ответственность не берет, решения не принимает. Одни слова. По телевизору было три диалога с Путиным. Корреспондент задавал ему нелицеприятные вопросы. Дескать, боретесь с нищетой, а нищих все больше, сокращаете чиновников, а они плодятся - не прокормить, создаете стабилизационный фонд и сидите на нем собакой на сене.

      - Но ведь подняли зарплату учителям-врачам.

      - Кому подняли, а кому - нет. Вот и бегут из поликлиник и школ. Не только из-за денег, но и от обиды. И кто такую глупость придумал? Оттого народ и становится злым. Все эти Чубайсы, Зурабовы, Грефы-грифы Россию разрушают специально. И все молчат. И президент молчит: Нехорошо это, противно. Такие мысли крутятся в башке, не дают спать. Не дают жить! Ну, закричу я, стукну кулаком. И что?! Выгонят меня. А я больше ничего не умею делать. Нет, умею. Могу грузчиком, хотя спина "посажена", и дворником. Я ведь дурачок был: надо было сначала профессию нормальную получить, а потом уже в актеры идти. Но мы жили в другое время, когда верили, что будущее гарантировано и социализм - навсегда.

      - Простите, но вы, талантливый артист, не можете найти халтуру?

      - Представьте, не могу. У нас знаете, какой график работы? С 11 до трех часов и с шести до 23. Вот и с вами я беседую с восьми утра. А преподавать, как некоторые мои коллеги, в кружках, студиях не умею. Для этого особый талант нужен. Мучить же детей - не по мне.

      - Но кому нести культуру в массы, как не вам, и таким, как вы!

      - Нести-то можно. Но для этого культура должна быть востребована. Дело не только в финансах. России культура не нужна. Как не нужны мораль, нравственность и совесть! В итоге одно поколение уже потеряно. Если тебя могут забить ногами за отказ дать сигарету или за то, что просто не так посмотрел, то о чем говорить! Нет ограничителя, которым могла быть культура во всех ее проявлениях. А вы посмотрите, что сегодня на экранах! Бесконечный животный смех, издаваемый низкопробными телепрограммами - "Аншлагом" или "Кривым зеркалом". "Дурдома" - один, два, три. Первые и последние герои. Многоразовые реалити-шоу, азартные игры с миллионными призами. Вот такая субкультура: ничего не делай, а пойди и выиграй!

      - Но вам-то лично этот наркотик не грозит?

      - Если бы! Увы, и я попался. Подстегнутый рекламой, бросил однажды монету в пасть однорукому бандиту и, представьте себе, выиграл десять тысяч рублей! Ага, подумал, с долгами я рассчитался. Теперь на жизнь бы заработать. В итоге проиграл эту "десятку". Побежал занимать и просадил еще "двадцатку". В такую кабалу попал! Пошел по ночам собирать пивные банки, стеклотару и пластиковые бутылки.

      - Шутите?

      - Да нет. Как-то меня один прохожий этак брезгливо попрекнул: "Не стыдно, здоровый мужик, а роешься в помойках. Шел бы работать!" Отвечаю: "Так я работаю!" "Еще иди работать!" Что возразить, сам виноват. В руки себя взять удалось: теперь к одноруким бандитам ни ногой. Но в долговую яму попал. Отдавать придется: занимал у таких же нищих бюджетников, как сам. Кстати, кто придумал это омерзительное понятие - бюджетник!? Я не бю-ю-ю-джетник! Я служу в театре! Я служу культуре. А к нам относятся, как к бомжам!

      - Ну это вы уж чересчур!

      - Даже хуже! Бомжей хоть иногда подбирают с улицы, моют и кормят. А того, кто крутится, спасая себя и семью от голодной смерти, не замечают, да еще пристыдить норовят: дескать, что ж ты такой неустроенный да неприспособленный! А мне противно приспосабливаться. Мы свет и мысль людям несем, а нам отвечают черной неблагодарностью и презрением.

ШУТ - ЗВАНИЕ ВЫСОКОЕ

      - В начале нашей встречи вы обмолвились, что профессия актера у Бога не котируется.

      - Не отказываюсь. Мы же лицедеи, на костях пляшем. Сегодня ты царь, а завтра злодей. Но это крест, невесть кем данный, который ты должен нести.

      - Вестимо, кем данный - дьяволом.

      - Наверное. Тогда получается, что я проклят. Только не знаю, за что: По жизни ведь я человек веселый. Люблю смеяться и вызывать смех - легкий, умный, жизнерадостный. Вот только обижает, что меня за шута держат. Как-то высказал свою обиду нашему директору Павлу Ивановичу Случанко. А он говорит: "Игорь, звание шута заслужить надо. Они ведь всегда при королях состояли. И умели властителям правду говорить, что было непозволительно другим". Наверное, так и есть, но я все равно ненавижу свою профессию. Одновременно люблю, обожаю и не могу без нее. И не могу на сцене, как говорят в нашей актерской среде, играть с холодным носом, то есть без души.

      - Особенно, если душа принадлежит уже не вам.

      - А дьяволу, что ли? Не дай Бог, если кто-то поймет это буквально.

      - Нашумевший фильм "Мастер и Маргарита" как раз о торговле душами.

      - А вы знаете, что "Мастера:" мы играли еще лет 20 назад? Мне достались роли Левия Матвея и поэта Ивана Бездомного. Но я не о спектакле, а о фильме. Актеров подобрали хороших, знаменитых. В этом и ошибка: они примелькались! А надо было брать неизвестных, которые не светились на экране. Вот и получилось кино без души. И дьявол тут ни при чем. Само телевидение, на мой взгляд, не признает душу. Поэтому многое делается с холодным носом. Да и не только на телевидении.


Источник: Рискин, В. Не котируется у нас профессия актера : [актер театра "Наш дом" Игорь Кудрявцев] / В. Рискин, Г. Ярцев // Челябинский рабочий. - 2006. - 7 февраля. - С. 7.