"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Е. Вяткина
А КУДРЕВИЧ ЕЩЁ И КУРАЖИТСЯ?

      - ГЛАВНОЕ в танце - кураж. Это как наркотик. Я говорю зрителю то, что говорю именно я! (даже если зритель не хочет итого слышать).

      Так говорит он, и включает видео. На экране тотчас возникает нечто невозможно красивое и подозрительно страстное. Теплые волны подхватывают (или окатывают) с ног до головы, и уже совсем не хочется сопротивляться самой себе, своему желанию встать, бежать до дыхания навзрыд и упасть в чьи-то державные руки.

      - Это "Соблазн". А это - "Монах". - Виктор выдает рабочие названия композиции.

      То ли я такая внушаемая, толи танцы в постановке Виктора Кудревича - действительно мощный наркотик, и моя непривычная к наркотической эйфории душа жаждет летящего опьянения?

      Сам он из Минска. И говор у него мягкий, чарующий: такое раскатистое, фрикативное, извиняющееся "г" вместо нашего твердого, безапелляционного. А танцы - наоборот - волевые, откровенные, решительные.

      В "танцующую" Пермь его забросила армия. Отслужил, поступил в институт культуры (хотя до этого почти не танцевал). Учился и занимался сразу в двух коллективах, отдавая новому увлечению все свободное время. А потом попал в знаменитое варьете при пермском ресторане "Кама". Это было очень престижно - и наказуемо одновременно: за столь сомнительную танцевальную деятельность его - перспективного, танцем живущего - отчислили из института...

      Обиделся на весь свет. Решил "завязать". Такая вот у этой истории "завязка". К тому времени Виктор был женат. Супруга Наталья тоже танцевала. Она-то и ввезла его в наш город. Здесь он устроился... разнорабочим. Но от судьбы, черт возьми, не уйдешь. Она (судьба) у Виктора - танцующая. Как и жена. Так получилось, что в ДК "Маяк" остался беспризорным коллектив народного танца "Зарево". На безрыбье и рак рыба - возглавить именитый ансамбль предложили никому не известным Кудревичам. А они взялись - и потянули! Но вскоре вернулись хозяева, основоположники "Зарева", и Виктор, уже зарекомендовавший себя (и зарекомендовавший неплохо), создал "Шоу-данс Виктора Кудревича" - "именной" (не именитый!) коллектив. Взял девчонок "с улицы", никогда раньше не танцевавших. Видели бы вы, как они исполняют сейчас, спустя пару лет, "Цыганочку" или "Нон-стоп", или "Русский номер", или композиции под условными названиями "Кошки", "Курицы", "Хвосты". Видели? Считайте, что вам повезло, потому что теперь девочки больше и чаше выступают за границей, чем у себя дома...

      А я видела (правда, в записи) еще и выступление пермского коллектива, в котором Виктор был не руководителем, а танцором. Наркотик, скажу я вам, еще более мощный! Этот ансамбль - планка, к которой Виктор постоянно тянется. Хотя идет своим путем:

      - Танец - это диалог. Каждое движение должно пройти через душу исполнителя - и растревожить душу зрителя. В танцах, которые я ставлю здесь, нет ничего "супер". Так - маленькое поползновение, покушение на общепринятую мораль. Но мне хочется большего. Я, например, мечтаю ввести в танец стриптизные отношения. Но наш скромный городок еще не созрел для этого, а "навязывать" не стоит...

      О, не путайтесь, ревностные поборники морали! Кудревич не покушается на УСТОИ. Что касается его собственного морального облика, то он (облик) воистину светел: очаровательная жена, две дочурки-погодки Яна и Полинка, кот и замечательный, не отягощенный драгоценной родословной барбос - вот то, чем неизменно дорожит Виктор. А стриптиз в исполнении танцовщицы из его пермского коллектива (опять же в записи) я видела. Но это было так сюжетно, так одушевленно, так платонически, так танцевально, что я поняла: не стриптиз - но танец, и женщина - нет, она не раздета, она чарующе, неповторимо, беззащитно обнажена...

      Пока же Виктор Кудревич своих девочек одевает. Костюмы придумывает сам. "Когда б вы знали, из какого сора..." Сшили, например, в драмтеатре юбки для одного спектакля. Актрисам они не понравились. Предложили Виктору: "Заберите, все равно девать некуда ". Юбки взял (одну переделал в брюки) и придумал летучий, ажурный танец, весь - из оборочек и воланов, как те юбки... И впрямь - чтобы зрителя окатило теплой волной, совсем не обязательно раздеваться. В арсенале Виктора и его танцовщиц полно иных, более утонченных способов. Движение, жест - вот капитал Кудревича.

      Сейчас в его судьбе - новый виток. Виктор работает в драмтеатре, ставит танцы к спектаклям, занимается с актерами ритмикой.

      - На эстраде танец самодостаточен, он ни откуда не приходит и никуда не выходит. В спектакле танец должен вписываться в сюжет, раскрывать характеры героев, влиять на общее настроение, должен соответствовать эпохе... Это может быть эстрадный, бальный, народный танец - огромная хореографическая амплитуда. Мне это чертовски интересно...

      Тому, кто видел "Сваху" - первый опыт Виктора на сцене нашего театра, никакие мои словесные изыски уже не нужны - танцы говорят сами за себя. Языком Виктора Кудревича.

      А у него - шальная идея. Создать при театре кафе - не кафе, мюзик-холл - не мюзик-холл, а нечто принципиально новое, нечто к отдыху зовущее и располагающее. Чтобы там могли танцевать его девчонки, чтобы там мог петь любимый многими "Тринтет" - и чтобы это не походило на ресторан "по-советски", с мopдобоем и вечным вопросом "Ты меня уважаешь?"

      Виктор, поработавший за границей и сформировавший там свое отношение, ну, например, к деньгам, утверждает: "Просто обогащение мне уже неинтересно. И скоро оно перестанет интересовать многих. Обогащение я теперь воспринимаю только в процессе самосовершенствования и совершенствования жизни вокруг себя... "

      Он еще и куражится?


Источник: Вяткина Е. А Кудревич еще и куражится?: [В. Кудревич - руководитель ансамбля "Зарево"] // Озерский вестник. - 1992. - 30 октября. - С. 2.