"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Художественная самодеятельность - это своеобразное восьмое чудо света, тот островок надежды в океане жизни, который не перестает манить многих людей. В нашем уральском городе, вдали от больших сцен, всегда были свои самородки. Среди достойных представителей творческих сил местные ценители высокого искусства непременно выделят два мужских голоса - это М.И. Шаров (тенор) и В.В. Котенко (бас). Иметь таких солистов, обладающих редкими по красоте и культуре голосами, почел бы за честь и Магнитогорский академический мужской хор, без преувеличения, эталон российского хорового пения. Это не мое мнение, а, поверьте, точка зрения авторитетных специалистов. Кстати, о моем "мнении"... Когда я готовился к встрече с героем этого материала Валерием Валентиновичем Котенко, я старался придумать что-нибудь в свое оправдание для завязки доверительной беседы. К своему стыду и к радостным воплям любителей рок-музыки, мне ни разу не пришлось раньше слышать выступление нашего лучшего баса (все-таки позднее я побывал на его репетиции!). Успокаивала меня лишь уверенность в том, что нас обоих объединяет любовь к хорошей музыке. Прелюдия Обладатель баса в нашем представлении - статный мужчина с широкой грудью и величественными жестами. Таким стереотипом мы обязаны, прежде всего, Шаляпину и Штоколову. Это устоявшееся мнение было подкреплено появлением самого Валерия Валентиновича на пороге его квартиры. Однако вскоре эта умозрительная теория "могучего баса" была превращена самим певцом в уморительную: - А возьмите Максима Домидонтовича Михайлова - шикарнейший, мощнейший бас, а рост?! Так... Мужичонка! - мягкий, добрый, негромкий смех Валерия Валентиновича начисто лишен издевки. Выслушав мою "заготовку" про неосведомленность в музыкальной жизни города, тут же успокоил: - На нас, на классическую музыку, редко сейчас холят. В основном постоянные зрители. Святая обязанность "Озерки" - рассказывать своим читателям о людях, чье имя составляет гордость нашего города! "Голос - это душа, а не просто луженое горло" Валерий Валентинович Котенко вот уже 40 лет на самодеятельной сцене, если начинать отсчет от школьных выступлений. Более 20 лет занимается он художественной самодеятельностью в стенах Дворца культуры "Маяк". Он един в трех ипостасях (если говорить о сценической деятельности). Быть одновременно ведущим солистом театра оперетты, мужского хора и вокального класса, согласитесь, под силу лишь человеку не без божьего дара. Все эти виды вокального искусства имеют свои законы и по-своему трудны. Неблагодарное занятие - считать все произведения, которые исполнил за свою творческую карьеру на различных сценах певец В.В. Котенко. Это и вещи из золотого советского фонда ("Шуми, Амур" В. Румянцева, "Песнь о солдате" В. Мигули), и русские народные песни ("Эх, Настасья", "Вдоль по Питерской", "Утес", "Легенда о 12 разбойниках")... Я назвал лишь малую толику произведений, которые стали визитной карточкой В. Котенко и мужского хора ДК! Говорит И.С. Брюханова, художественный руководитель мужского хора: - В том, что наш коллектив пользуется высоким авторитетом среди академических хоров страны и является лауреатом различных конкурсов, есть несомненная заслуга нашего солиста В.В. Котенко. Очень часто после выступлений в разных городах к нам подходили специалисты, убежденные в том, что поет "подсадной" профессиональный артист театра. Вместе с В.В. Котенко мы уже много лет исполняем тухмановский "День Победы". Как-то 20 лет назад наш хор выступал с ней на конкурсе советской песни в Миассе. Надо же было такому случиться, что девять коллективов привезли на прослушивание именно это произведение. Представляете состояние певцов и реакцию зрителей, когда в последний день объявили наш выход с солистом В.В. Котенко для исполнения все той же песни "День Победы". Я не знаю, как Валерий Валентинович настраивался, но зал слушал его замерев, и по окончании взорвался оглушительными аплодисментами. Кончилась история с девятью "Днями Победы" тем, что мы заняли на этом памятном конкурсе 1 место. Оперетта - еше один любимый жанр В.В. Котенко. Рассказывает Н.Н. Осминов, режиссер театра оперетты: - Это преданнейший искусству человек. Он всегда трезво оценивает возможности своего голоса. Он никогда не выйдет на сцену без распевания. Валерий Валентинович бережно относится к своему голосу, сознавая, что может порадовать им других. Благодаря великолепным вокальным данным, актерскому мастерству и доброй натуре, Котенко стал одним из ведущих солистов, стержнем театра оперетты. Он прекрасно умеет прочувствовать и передать драматургию произведения. В оперетте "Раскинулось море широко" Валерий спел "Песню о Новороссийске". Когда он ее исполнял, то с ним пел зал. Люди пели и плакали. Особое место в репертуаре В.В. Котенко занимает классика - романсы, камерные произведения и арии из опер. На его творческом счету около 30 арий (это только басовые партии), с которыми он выступает как сольно, так и в дуэте с другими исполнителями: М. Шаровым. Л. Долговой, Н. Салтановой. А вот мнение В.С. Брюханова, педагога и участника мужского хора: - Ария сродни крупному полотну художника, и сколько работает над картиной мастер, добиваясь совершенства, столько же трудится над арией певец. Об этом думаешь, когда слышишь выступление В.В. Котенко. Благодаря богатой музыкальной интуиции, гибкой нюансировке голоса, он умело и точно рисует характеры персонажей, музыкальные образы героев опер (Кончак - "Князь Игорь", Борис - "Борис Годунов", Филипп - "Дон Карлос", Мельник - "Русалка", Лепорелло - "Дон Жуан" и др.). Валерий Васильевич всю жизнь свою посвятил самовыражению, и я его считаю просто "генералом от вокала". Голос, данный от бога, сиречь не ограненный алмаз. Он требует кропотливой шлифовки и огранки. На бесконечно долгом пути к совершенству, который дается только целеустремленным, разносторонним и добрым личностям, талант начинает излучать свет, блистая все новыми, яркими гранями. Чтобы всегда быть в форме. Валерий Валентинович вот уже более 20 лет после основной работы по несколько раз в неделю спешит на репетицию в ДК. Там начинается еще один, "бесплатный", рабочий вечер. Как правило, это 1,5 часа занятий в вокальном классе. Репетиции порой заканчиваются в 23 часа. Бывали дни, когда после репетиции приходилось выступать на концерте в клубе Ленинского комсомола, а потом спешить в ДК на спектакль театра оперетты. Вершиной творческого поиска стал для В.В. Котенко региональный конкурс вокалистов в апреле 1994 года в Златоусте. Там Валерий Валентинович завоевал гран-при. Символично, что председателем жюри, а значит, вершителем судьбы первенства, был Леонид Сметанников. Сам в прошлом рабочий, добившийся своим трудом не только званий и призов на международных конкурсах, но и признания, любви у широкой публики, он увидел в нашем певце столь же разносторонний и щедрый талант. Признание из уст самого Сметанникова: "С таким голосом, как у этого баса, можно выступать на профессиональной сцене" - это ли не высшая оценка бескорыстного труда? Теперь в квартире В.В. Котенко стоит высоченный бронзовый канделябр, напоминая о тяжелых и счастливых днях конкурса. "Болящий дух врачует песнопенье" Нам, уважаемый читатель, пора вернуться к разговору с В.В. Котенко, который проходит в его просторной уютной комнате. - Валерий Валентинович, а дома, в кругу родных, друзей часто поете? - Раньше часто запевал, а теперь все реже, и то стараюсь только подпевать. - Сейчас все говорят: "Люди стали редко петь", "Россия перестает петь", "Песня ушла из повседневности, из семьи". Как вы считаете, есть ли в этом трагедия для нас, россиян, для нашей культуры? - Люди стали скованнее, стали больше напиваться и меньше петь. Поющий человек, пусть даже захмелевший, освобождается от дурных мыслей. У нас сейчас в основном слушают, балдеют от современных ритмов, а сами не поют. Какая уж тут культура! Плохо, что перестали петь русские народные песни, в них наша душа. Забывая их, мы забываем свое прошлое, свои корни. - Если бы когда-нибудь к вам обратились три человека - седой интеллигент, пьяненький работяга и молодой рокер в кожанке - с одной просьбой: "Спой для души", что бы вы спели такое? Есть такая вещь, которая способна объединить запросы самых разных людей? - Таких вещей хоть отбавляй! Хотя бы ария дона Базилио ("Свадьба Фигаро") - даже рокер будет доволен! Если к тому же немного "покривляться", изобразить сцену в лицах, то и пьяненькому будет интересно. А разве русская народная "Ямщик, не гони лошадей" не тронет душу каждого?! А оперетта? "Красотки, красотки, красотки кабаре" - какая шикарнейшая вещь, как она заводит всех! - Валерий Валентинович, вы уже давно поете на сцене. Есть ли у вас секрет поддержания формы? Как долго вы еще думаете радовать своих поклонников? - В юности я получил хорошую спортивную закалку. Еще в школе увлекался почти всеми вилами спорта: футболом, волейболом, баскетболом, штангой, борьбой, бегом. Имел разряды. Сейчас уже спортом не занимаюсь - некогда. Разве что иногда попрыгаешь... в яму смотровую, машину подремонтировать. Очень много времени сад отнимает. А пение для меня - это и психологическая разгрузка, и восстановление сил. Бывало, с работы идешь, еле ноги от усталости волочишь, а с репетиции уходишь уже в нормальном состоянии, заряженный энергией. Пока здоровье позволяет, голос восстанавливается после выступлений, буду петь, и надеяться на всевышнего. Заключение На Западе уже давно не стихает "оперный" или "вокальный бум". Оперные звезды становятся кумирами, их безошибочно узнают повсюду, им дарят дворянские титулы, ордена, имения, их семейная жизнь лишь - вся, до неприличных подробностей - тема пересудов в газетах. Да, Валерий Валентинович, вы правы: каждому свое. Пусть у вас один титул - лучший отец и дед своих детей и внуков, а из имений - только садовый участок. Вся блестящая мишура не заменит блеска преданных глаз куда более честных зрителей! Напоследок, дорогой читатель, хочу сказать: не пропусти афишу с надписью "Поет В.В. Котенко"! Источник: Евдокимов В. Генерал от вокала: [В. В. Котенко - ведущий солист театра оперетты, мужского хора и вокального класса] // Озерский вестник. - 1996. - 6 января. - С. 3. |