"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

С. Сыромолотова

ИСТОРИЯ КОРОТАЕВОЙ

      Лёгкость. Это слово лучше всего подходит ко всему, что она делает: легка в общении, легко проведёт шесть уроков один за другим, или классный час, или семинар для коллег на область, легко соберёт группу, чтобы отправиться с ребятами в тур по Европе. И по школьному коридору она не идёт, а всегда словно летит к своим детям, к своей заветной цели, с улыбкой и хорошим настроением.
      …Но, как известно, за лёгкостью всегда стоит тяжёлый труд. Об учительском труде, истории и учениках мы беседуем с учителем истории и обществознания школы № 32, обладательницей двух грантов Президента России и гранта губернатора Челябинской области, почётным работником общего образования Ольгой Коротаевой.


О выборе

      …– Я долго не могла выбрать, кем быть. Только в седьмом классе поняла, что хочу быть именно учителем истории, хотя мне очень нравилась и математика. Конечно, в этом решающую роль сыграла моя учительница, классный руководитель Эльмира Александровна Данилова. Каждый её урок был как спектакль одного актёра. Больше года ездила на подготовительные курсы в Челябинский пединститут. Но в первый год после школы мне не удалось поступить.

      Зато, вернувшись домой, поступила на кондитера, научилась делать пирожное и торты и весь год готовилась к вступительным экзаменам. Конкурс на истфак всегда был высокий – как в театральный вуз: девять человек на место. В советские годы это был политический факультет, вспомните, ведь директором школы всегда, как правило, был историк. Я сдала все экзамены на «отлично» и стала студенткой.

      Учёба в пединституте – это незабываемое время. Мне всегда нравилось работать с детьми, вести пионерскую или комсомольскую работу. В числе лучших студентов я попала на практику в «Артек», и это было замечательно! Институт окончила с красным дипломом.

Об успешных детях

      В 1988 году я вернулась в Озёрск, в родную школу. Иначе и быть не могло. Это сегодня многие стремятся уехать в большие города, а 30 лет назад все стремились домой, в маленький уютный город. Учителей порой в шутку называют сеятелями. Это так: я сею «разумное, вечное, доброе». Только часто эти самые «семена» улетают далеко – в Москву, Санкт-Петербург. Не надо из этого делать проблему. Мир становится глобальнее, разнообразнее.

      Однажды один выпускник нашей школы сказал мне: «Ольга Ивановна, вот если бы мы начали изучать право не в одиннадцатом классе, а раньше, то я выбрал бы другую профессию». Эти слова для меня послужили сигналом, что нельзя останавливаться в самообразовании. Мне нравится не только учить, но и самой учиться. Несколько лет я занималась на курсах повышения квалификации ВШЭ и МГУ. Дополнительные знания, которые я получаю, помогают мне в ежедневной работе и в подготовке детей к олимпиадам.

      В последние годы наши ученики становятся призёрами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву и обществознанию. Творческое отношение к обыкновенным урокам и необыкновенным детям даёт силы заниматься нелёгким ремеслом год за годом, находя новые грани и совершенствуясь самой. Дети оканчивают школу, уходят в большую жизнь, а вот учителем мало кто из них хочет стать.

Про ЕГЭ

      Да уж, только ленивый не критикует ЕГЭ. А я считаю, что ЕГЭ даёт многим ребятам шанс. Я помню, как в первый год, когда ввели ЕГЭ, наш выпускник поступил в МГИМО. Скажите, разве такое было раньше возможным? Но, с другой стороны, всё равно остаётся субъективный фактор. Объясняю: я уже несколько лет вхожу в областную комиссию, которая проверяет ЕГЭ по обществознанию. Знаете, в этом году я не поставила ни одной «пятерки» за эссе, хотя и были интересные работы, посчитала, что выпускники могли бы и лучше написать, глубже. Это ведь тоже субъективный фактор.

      Не могу не рассказать про забавные моменты, которые я записываю в отдельную тетрадь. В одном эссе ЕГЭ я прочитала: «В солнечный день по одной стороне улицы шёл человек, а по другой – личность». Или вот ещё: «Каким же был талантливым художник Джоконта, чтобы нарисовать Мону Лизу».

      Если говорить серьёзно, то меня больше волнуют перекосы, которые есть в программе по истории. Все учителя об этом говорят, но пока ничего не меняется. Например, как ученику девятого класса понять, за что Каутского назвали ренегатом, и почему надо было объявлять либерализацию экономики? Девятиклассники эмоционально, интеллектуально не готовы воспринимать эпоху «горбачёвской» перестройки, «хрущёвскую оттепель». Им интересны факты, но никакой логической структуры они не выстраивают, поэтому они и не учатся на этих исторических моментах. А история призвана учить на чужих ошибках.

О русской душе и исторических личностях

      Это трудный вопрос. Говорят же: не сотвори себе кумира. Есть интересные периоды истории, в которых хотелось бы побывать, но жить я хочу здесь и сейчас. Мне настолько интересен период правления Екатерины Второй! Она всегда получала тот результат, которого хотела добиться. Мне интересен период Октябрьской революции 1917 года. Многое хотелось бы увидеть своими глазами.

      Мне интересна личность императора Павла, который так недолго был на российском престоле и не успел раскрыться. Мне, если хотите, интересна личность Ленина. Поразительно, что теоретику впервые удалось сделать то, что раньше никогда теоретикам не удавалось. Что здесь? Вера русского народа в миссию, которая восторжествует и сделает всех счастливыми? Или что-то иное?

      Есть много интересных вещей, связанных с российской цивилизацией. Мне, например, совершенно понятно, почему мы никогда не будем жить хорошо. Детям на уроках я предлагаю вспомнить: кого на православной Руси больше всего жалели? Правильно, больных, убогих, униженных. У католиков Бог показывает, что любит человека, даруя ему богатства. Конечно, порой, чтобы добиться богатства, надо много работать. В православии же мы поддерживаем человека, попавшего в беду, но не одобряем удачи, лидерства, того же богатства. Нам кажется, что это от лукавого.

      И до сих пор эта черта ярко выражена в менталитете российского человека. Да, россияне умеют себя защищать, умеют дать отпор любому врагу, могут мобилизоваться и сделать за короткий отрезок времени прорыв. Но ежедневный методичный труд – это не для нас. Это вижу каждый день на своих учениках. Если я задаю пролонгированное домашнее задание, которое надо будет сдать через месяц, то большинство моих учеников будут его делать в последний момент, в последнюю ночь перед сдачей. В нас мало методичности.

О гармонии

      Мне нравится, что в нашей школе сложилась команда учителей истории и обществознания, когда учителя в любой момент могут заменить друг друга. Например, на выездных школах мы с коллегой Андреем Юрьевичем Хрущёвым по двенадцать часов читаем лекции, проводим семинары, словом, не даём умственно расслабиться ни себе, ни нашим ученикам. Мне приятно, когда наших учеников отмечают как лучших на области, на российском уровне. Конечно, лучшие из них – это наша гордость.

      У меня как классного руководителя в этом году выпускной класс. Как в каждой семье, у нас с ребятами бывает, что мы друг друга где-то недопонимаем, где-то друг на друга обижаемся. У нас даже есть свои тайны, о которых никто никогда не узнает. Для них

      я и вечный двигатель, и суровый консерватор.

      Мне нравится вести урок, владеть аудиторией, становясь с ней единым целым, в то же время я хочу быть рядом с учениками, видеть горящую мысль в их глазах, чувствовать, что знания и опыт, полученные на моём уроке, останутся с ними, может быть, на всю жизнь.

      Бывает, что я сержусь на них, бывает, что последнюю работу проверяю часа в три ночи, а утром – к первому уроку... И всё равно, я не вижу себя вне профессии учителя. Мне так повезло в жизни, что я с удовольствием бегу на работу, с удовольствием – домой. Я живу в гармонии с детьми, со школой и с самой собой.

Досье: Ольга Ивановна Коротаева – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Работает в школе № 32 с углубленным изучением английского языка 23 года. Ольга Ивановна – профессионал, успешно решающий современные образовательные задачи в преподавании истории и обществознания. Среди учительской общественности она широко известна благодаря высокому уровню профессионального мастерства и методической подготовки, а также результативной системе работы с одаренными школьниками. Учитель неоднократно презентовала свой опыт на заседаниях городского и регионального методических объединений учителей истории и обществознания.
      Высокий уровень профессионально-педагогических качеств позволяет педагогу добиваться устойчивых положительных результатов учащихся. Качество знаний учащихся по данным предметам в течение последних трех лет составляет не менее 80%. На едином государственном экзамене по обществознанию и истории учащиеся показывают результаты выше средних по городу, области и России. Педагог оказывает методическую помощь студентам филиала ЮУрГУ и молодым преподавателям истории и обществознания, активно участвует в учебных и научно-методических семинарах и конференциях.
      Ольга Ивановна регулярно принимает участие в творческих конкурсах учителей – «Информика», «Овеянные славою флаг наш и герб», «Современный классный руководитель», «Учитель года», всероссийских интернет-педсоветах и других.



Источник: Сыромолотова, С. История Коротаевой: [Интервью с учителем истории и обществознания школы № 32 Ольгой Коротаевой] / С. Сыромолотова // Вестник Маяка. – 2014. – 10 октября. – С. 4.