"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
(И ЕГО ПОРТРЕТОВ) |
|
До недавнего времени у нас не было принято иметь или заказывать собственный портрет. В лучшем случае украшали станы квартир ширпотребовскими фотографиями. Спрос на портреты возник вместе с появлением московского Арбата и вольных художников на нем, делающих за 15 минут карандашный набросок с натуры. Подобные Арбаты есть теперь повсеместно, и благодаря "тому почти каждый из нас стал счастливым обладателем портрета-скороспелки. Как известно, аппетит приходит во время еды" и некоторым захотелось увековечить свой образ (или облик любимого существа) не в бледной карандашной копии, а в нетленном произведении искусства, которое способно пережить человека, на нем изображенного. Мне, например, тоже хочется быть запечатленной, но это тот самый случай, когда мои желания не совпадают с моими возможностями, и поэтому я (из зависти!) решила поговорить не с художником, а с очаровательными героинями портретов, сделанных Мастером - Борисом Сергеевичем КОНДРАШОВЫМ. Наталья, 43 года, мать двоих детей: Когда-то давно я попала на выставку Бориса Кондрашова и запомнила это имя. Тогда меня поразили созданные художником портреты. Прошло время. Случилось так, что, будучи в другом городе, я купила картину: обнаженная женщина на фоне природы. Покупала ее на улице, там она смотрелась естественно и гармонично. А дома... дома картина стала меня смущать. Нет, я не ханжа, но постоянно ощущала какой-то дискомфорт... Тут и вспомнила про Бориса Кондрашова, разыскала его. Он задрапировал женщину, причем сделал это так тонко, что не нарушил настроения картины, зато снял с моей души непонятную тяжесть... Потом я заказала ему икону. Увидев уже законченную работу, оцепенела: в "Богоматерь" он вложил столько души, столько труда, что, забирая ее у Бориса, испытала такое чувство, будто украла у него что-то очень дорогое. Неожиданно Борис предложил сделать мой портрет. Я согласилась не сразу. К этой мысли надо было привыкнуть: дома нет портретов наших детей, родителей - и вдруг будет висеть мой. Но мне очень хотелось поближе познакомиться с художником, подольше побыть среднего картин. Поэтому все-таки согласилась. К своему портрету до сих пор не привыкла. Я на нем другая, идеализированная, что ли. И не только я - вообще женщины на его портретах. Это связано с характером Бориса. Он очень добрый, преклоняется перед женщиной как таковой, не может даже представить себе, что женщина бывает плохой, скверной, неблагородной - и пишет натурщицу не такой, какой видит, а такой, какой хотел бы видеть. Натурщицы преображаются в общении с ним, а за его портретами хочется тянуться, как за недостижимым идеалом. Милана Нечесова, студентка лицея: У нас есть давний рисунок Бориса Сергеевича Кондрашова, на котором изображена моя мама в молодости. Отец нашел этот рисунок, привел его в порядок, заключил в рамочку, повесил на стену. А мама, как-то встретив Бориса Сергеевича, попросила написать мой портрет, сказав, что у нее выросла очень симпатичная дочь. "Для каждой матери свой ребенок красив", - отшутился Борис Сергеевич, но, когда я пришла к нему, заметил, что у меня выразительные глаза, глубокий взгляд (это его слова) с воодушевлением взялся за работу. Теперь портрет висит у родителей в комнате, напротив окна - и как будто светится. Позировать художнику было очень интересно. Борис Сергеевич смотрит на тебя таким взглядом, будто в душу входит, будто тонет в тебе, зачаровывает. Я почему-то думала в эти минуты о Моне Лизе: как она себя вела, что чувствовала, позируя. А на портрете я выгляжу чуть-чуть взрослее, но взгляд - мой! Наталья Кондрашова, жена художника и главная героиня, его портретов: Говорить о Борисе и его работах могу бесконечно - этим живу. Помню, как позировала ему первый раз. Стеснялась ужасно, отводила глаза, ведь он был мне совсем небезразличен! Зато когда увидела свой портрет: я сижу в сиреневой блузке у зеркала - поразилась тому, насколько материальны ткань блузки, кожа лица! Теперь я знаю, что чувствует, тот, кто имеет свой портрет: он живет как бы в нескольких измерениях - в настоящем и в том, в котором его запечатлел художник, остановив бег минут. Борис "заморозил" меня на многих портретах, и теперь я имею право меняться только в лучшую сторону... Он, его творчество - это фильтр, очищающий души тех, кого он пишет... Муж любит рисовать меня, когда я болею, когда температура перевалила за 38 градусов. Тогда на осунувшемся лице остаются только воспаленные глаза, а глаза для него - главное в портрете, в облике человека. И женщин для своих работ он выбирает удивительно точно, предпочитая не столько красивых, сколько обаятельных, как бы излучающих внутренний свет. Однажды знакомый заказал Борису портрет своей жены в юности - хотел сделать супруге сюрприз ко Дню рождения. Борис писал портрет по старой фотографии. Женщину он одел по своему усмотрению и нарисовал ей коралловые бусы. Когда она получила подарок, долго не могла успокоиться: откуда художник узнал, что в юности у нее были любимые коралловые бусы? А он не знал этого, но - понял, почувствовал, проникся той, которую писал... Был еще случай. Преподавательница музыкального училища не забрала заказанный Борису портрет: "Пусть он висит у вас. Ко мне домой редко кто заходит, а у вас бывает много людей - пусть смотрят". И впрямь - видели бы вы, как ведут себя, попадая в нашу квартиру-галерею, врачи "скорой помощи", например! По-моему, они забывают, зачем приехали. Одна из них чуть не оставила у нас свой чемоданчик! Я очень хорошо понимаю "забывчивую" женщину-врача. Сама уже столько лет нахожусь во власти очарования этих картин! Наверняка найдутся желающие обвинить Бориса Кондрашова и его портреты в "комплиментарности", в "красивости". Пусть себе! Судя по тому, что я увидела и услышала, Борис дарит нарисованной им женщине надежду, зовет своих героинь к иной, возвышенной, романтичной жизни. Создавая женские портреты, он делает представительниц прекрасного пола чуть-чуть больше женщинами. Поэтому, как только разбогатею, сразу же закажу Кондрашову свой портрет и хотя бы с помощью художника попытаюсь превзойти самое себя... Источник: Вяткина Е. Скромное обаяние Кондрашова (и его портретов) // Озерский вестник. - 1992. - 18 декабря. - С. 2-3. |